Анализ и динамика производства и потребления сыра в Волгоградской области
И.А. Пономарченко, к.э.н., ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ
Сыры являются одним из наиболее ценных белковых продуктов среди социально значимой молочной продукции. Они обладают большой пищевой ценностью, что обусловлено высокой концентрацией в них молочного белка и жира, наличием необходимых человеческому организму аминокислот, витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
Следует отметить, что в начале 20-х гг. XX в., производство сыров в России в основном осуществлялось по зарубежным технологиям. Несколько позже, в 30-е годы, Угличским научным центром по сыроделию были разработаны технологии производства сыров, полностью адаптированные к российским условиям. Удельный расход молока на 1 т сыров составлял 10 т. Однако объёмы производства сыров оставались небольшими. Так, в период с 1940 по 1950 г. в среднем производилось всего лишь 1,6 тыс. т сыров в год.
Но уже с 50-х гг. в России наблюдается стремительный рост объёмов производимых сыров. В течение последующих 40 лет объёмы производства сыров увеличились почти в 7 раз и составили в 1990 г. 298 тыс. т.
Главными причинами снижения достигнутых объёмов производства сыра в период перехода к рыночной экономике во всех регионах России стало резкое падение объёма производства сырого молока и снижение уровня господдержки предприятий, выпускающих сыры.
Ежегодное сокращение объёмов производства молока в Волгоградской обл. не могло удовлетворить потребности перерабатывающей промышленности региона в сырье. Кроме того, переориентация многих предприятий на увеличение выработки цельномолочной продукции привела к снижению объёмов производства сыра в два раза по сравнению с дореформенным периодом.
В целях увеличения объёмов производства товарного молока в области необходима поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих развитие молочного скотоводства. К ним относятся сельскохозяйственные организации, включая вновь зарегистрированные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся молочным скотоводством и (или) строительством животноводческих объектов для разведения молочного скотоводства.
Основными причинами медленного развития молочного скотоводства являются: низкие темпы технологической модернизации и обновления основных производственных фондов, низкий уро-
вень воспроизводства стада крупного рогатого скота в области, низкая обеспеченность в финансовых и инвестиционных ресурсах сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для решения проблемы устойчивого наращивания темпов развития молочного скотоводства необходимо формирование специализированных молочных ферм и комплексов, опирающихся на передовые технологии и достижения селекционной науки.
Анализ состояния молочного скотоводства в Волгоградской области показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей области из-за высокой стоимости строительных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
Ограничивающими факторами, влияющими на развитие молочного скотоводства, являются также отсталая инфраструктура сельских поселений в регионе, низкий уровень информированности сельского населения о мерах государственной поддержки.
Состояние молокопродуктового подкомплекса в области определяет система взаимосвязей между отдельными участниками рынка молочной продукции, с присущими им особенностями, т.е., организационно-экономический механизм развития регионального рынка молокопродуктов (рис. 1).
В основе данного механизма развития лежат отношения между всеми участниками рынка, а также методы их воздействия друг на друга. Все элементы организационно-экономического механизма взаимодействуют для достижения основной цели, то есть увеличения объёмов производства молока-сырья и продуктов его переработки.
Важной составляющей организационно-экономического механизма является система финансовых показателей, которые адаптированы к современным условиям рынка. Она включает в себя три группы показателей: 1) характеризующие эффективность использования капитала предприятия и его финансовых ресурсов; 2) определяющие уровень конкурентоспособности предприятия; 3) характеризующие степень его платёжеспособности и кредитоспособности.
Реализация данного механизма на практике позволит комплексно оценить современное состояние регионального рынка молочной продукции, а также позволит регулировать основные элементы его системы: регулировать соотношение спроса и предложения на молокопродукты, согласовывать сроки
Рис. 1 - Организационно-экономический механизм развития рынка молочной продукции
и объёмы поставок сырья, рационально распределять доходы от реализации конечной продукции между всеми участниками рынка, способствовать достижению равной окупаемости затрат у производителей молока-сырья и перерабатывающих предприятий, создавать равные экономические условия для всех участников интеграции. Кроме того, формирование данного механизма необходимо для реальной оценки собственного ресурсного потенциала у предприятий молокопродуктового подкомплекса.
Производство сыров всех видов в России в 2011 г. составило 3,05 кг на чел. при рекомендуемой рациональной норме потребления 6,10 кг. Устой-
чивой тенденцией последних лет стало увеличение доли плавленых сыров в общем объёме производства сыров всех видов. На сегодняшний день она составляет около 40%, имеющих по сравнению с твёрдыми сырами значительно меньший расход молока, в среднем 9 т на 1 т.
Анализ состояния производственной базы мас-лосыродельных заводов показывает, что основные производственные фонды морально и физически устарели (износ составляет более 60%) и не соответствуют современным требованиям по энергоэффективности и экологии. На большинстве предприятий широко применяется ручной труд, степень механизации составляет 45—50%, от-
сутствуют полностью укомплектованные линии по производству сыра и продуктов переработки молочной сыворотки.
Вводимые в последние годы новые и реконструируемые молочные предприятия оснащаются, как правило, зарубежным технологическим оборудованием, на отечественном оборудовании работают преимущественно предприятия малой мощности.
Оснащение предприятий зарубежным оборудованием связано с тем, что большинство отечественных машиностроительных предприятий не в состоянии разрабатывать новую технику по разным причинам, что негативно отражается на объёмах производства продукции.
Собственного производства сыра недостаточно для покрытия внутреннего спроса с учётом физиологических норм потребления, поэтому Россия вынуждена импортировать данную продукцию в больших объёмах.
Низкое качество молока-сырья, а также морально и физически устаревшая техническая база большинства предприятий негативно отражается на качестве вырабатываемой продукции. Всего лишь 15—16% из общих объёмов перерабатываемого молока в Российской Федерации направляется на производство сыра, причём требованиям для сыроделия соответствует не более 30% молока [1].
В настоящее время в России работают 450 сыродельных предприятий. В 2010 г., по данным Росстата, среднегодовая мощность крупных и средних предприятий по производству сычужных сыров составляла 299,5 тыс. т, а её использование — 63,8%.
Основными производителями сыра в России являются регионы Центрального (в 2010 г. — 42,8% от общих объёмов производства), Сибирского (21,6%), Приволжского (21,2%) и Южного (8,7%) федеральных округов.
Это обусловлено развитием сырьевой базы в регионах указанных федеральных округов. Так,
в 2010 г. сельскохозяйственными организациями, являющимися основными поставщиками сырья для промышленной переработки, было произведено: в Приволжском федеральном округе — 32,7% от общих объёмов производства молока в России, Центральном — 18,1%, Сибирском — 17,7% и Южном - 10,3%.
За последние годы следует отметить положительную тенденцию к росту производства молочной продукции на молокоперерабатывающих предприятиях в Волгоградской области.
Волгоградская область занимает третье место по производству сыра жирного (включая брынзу) в Южном федеральном округе (после Краснодарского края и Республики Адыгеи), на долю региона приходится 20% от общего объёма в ЮФО.
На сегодняшний день основными производителями сыров жирных в Волгоградской области выступают ОАО «Маслодельно-сыродельный комбинат «Михайловский» и ОАО «Еланский маслосыркомбинат». Их удельный вес в общем объёме продаж в 2012 г. составил 99%, что даёт возможность охарактеризовать рынок как высококонцентрированный [2].
Темпы роста потребления населением Волгоградской области молока пока не обеспечивают рациональный уровень питания. Потребление молока и молочных продуктов в пересчёте на молоко по отношению к рекомендуемой рациональной норме их потребления (340 кг/чел в год) в Волгоградской области составляет 58%. Недостающее количество молочной продукции ввозится из других регионов Российской Федерации: Саратовской, Пензенской областей, Чувашской Республики. При этом по объёмам потребления сыр занимает 3-е место среди молочных продуктов. Высоким уровнем традиционно отличаются такие страны, как Франция, Норвегия, Швейцария, Исландия, Греция и Германия, потребление сыра в которых достигает 20 кг в год на человека (рис. 2).
Масло сливочное
Рис. 2 - Потребление молочных продуктов в некоторых странах мира в 2010 г., кг/чел в год
229
В целях повышения финансовой устойчивости сыродельных заводов надо обеспечить их высококачественным молочным сырьём в необходимых объёмах, что позволит получать доходы для модернизации производства. В последние годы на территории Волгоградской области реализованы проекты по строительству, реконструкции и модернизации объектов сельскохозяйственного комплекса. Примером могут служить К(Ф)Х Александра Соловьева, ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Донское», СПК имени Кирова [3].
Для наращивания производственного потенциала предприятий, производящих сыры, в том числе для повышения их конкурентоспособности и диверсификации производства, необходимо:
— обеспечить сыродельные предприятия современным технологическим оборудованием для первичной обработки молока, его переработки на сыр;
— разработать необходимое оборудование (формовочные аппараты, прессы, оборудование по уходу за сырами и др.) для осуществления отдельных технологических операций;
— создать поточные линии для производства сыра, включающие машины и аппараты, увязанные между собой по производительности и образующие единое целое с устройствами для механизации межоперационных работ.
Обновление производственного потенциала сыродельных заводов позволит увеличить использование производственных мощностей до 70% для обеспечения необходимых объёмов производства продукции и улучшить качество выпускаемого сыра.
Формирование современной инфраструктуры, маркетинга и логистики является одним из необходимых институциональных условий экономического роста в сыроделии.
Производственная инфраструктура предприятий сыроделия с учётом современных рыночных условий хозяйствования, новой ситуации, обусловленной экономическими санкциями со стороны стран ЕС, ввозивших в Россию сырьё и готовые сыры, должна динамично развиваться и совершенствоваться, тем самым обеспечивать справедливую ценовую конъюнктуру и устойчивое товародвижение на рынке данной продукции без торговых посредников.
Литература
1. Пономарченко И.А., Мелихова Л.А., Панова Н.С. Анализ и динамика развития малых форм хозяйствования Волгоградской области // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 43 (394). С. 50-59.
2. Пономарченко И.А. Анализ состояния и перспективы развития регионального молочного подкомплекса // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 6 (38). С. 162-165.
3. Мелихова Л.А., Фролова Л.В. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций: особенности и основные направления // Финансы и кредит. 2010. № 7. С. 79-83.