Научная статья на тему 'Формирование стратегии оптимизации ассортимента продукции молокоперерабатывающих предприятий'

Формирование стратегии оптимизации ассортимента продукции молокоперерабатывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ / МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звягина Ирина Геннадьевна

В статье предлагается модель формирования оптимальной стратегии выпуска молочной продукции молокоперерабатывающими предприятиями Челябинской области. Предложенный подход отражает тенденции в потреблении молочной продукции россиянами и позволит сохранить продовольственную безопасность страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии оптимизации ассортимента продукции молокоперерабатывающих предприятий»

платежей, но при этом экономическая эффективность сделки мала либо сделка убыточна. Поэтому налогоплательщику при осуществлении налогового планирования посредством использования договорной политики необходимо представлять правовые пределы и последствия таких действий.

Таким образом, четкое определение понятия налогового обязательства, осмысление факторов, влияющих на его величину в налоговом периоде, корректное определение границ изменения величины налогового обязательства, достоверное отражение его в бухгалтерском учете позволит хозяйствующему субъекту существенно повысить качество выполнения своих налоговых обязательств при осуществлении им налогового процесса. Это играет существенную роль в обеспечении налоговой безопасности хозяйствующего субъекта на том уровне, при котором обеспечивается непрерывность его деятельности в обозримой перспективе.

Список литературы

1. Винницкий, Д. В. Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права / Д. В. Винницкий // Законодательство. 2003. № 7.

2. Нужно сокращать издержки налогоплательщиков, связанные с исполнением налоговых обязательств : интервью с Т. В. Шевцовой, зам. рук. ФНС России / Н. Иволгина, Т. Пономарева // Рос. налог, курьер. 2005. № 24.

3. Пятов, М. Л. Влияние договорной политики организации на ее налоговые обязательства / М. Л. Пятов, М. В. Семенова // Бух. учет. 2000. № 23.

И. Г. Звягина

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ОПТИМГОАЦИИ АССОРТИМЕНТА ПРОДуКЦИИ

молокоперерабатывающих предприятий

В статье предлагается модель формирования оптимальной стратегии выпуска молочной продукции молокоперерабатывающими предприятиями Челябинской области. Предложенный подход отражает тенденции в потреблении молочной продукции россиянами и позволит сохранить продовольственную безопасность страны.

Ключевые слова: стратегия, оптимизация ассортимента продукции, молокоперерабатывающие предприятия, продовольственная безопасность страны.

В последние годы отечественная молочная промышленность становится все более конкурентоспособной. Сегодня на рынке представлен очень широкий ассортимент молочных продуктов, выпускаемых российскими и зарубежными предприятиями. В настоящее время молокоперерабатывающая промышленность является одной из ведущих отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Динамика развития предприятий данной отрасли свидетельствует о необходимости изучения влияния вкусов и предпочтений потребителей на объемы производства и продаж молочной продукции.

Стремление России к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны приведет к еще большему росту товарообмена. В связи с этим перед предприятиями стоит важная задача — адаптироваться к условиям и правилам

«игры» на международном рынке. Широта ассортимента выпускаемой продукции при этом является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта.

До последнего времени важной области коммерческой деятельности — формированию ассортимента выпускаемой продукции — не уделялось должного внимания. Политика формирования ассортимента продукции — одно из самых главных направлений деятельности каждого предприятия. При этом данное направление приобретает особую значимость в нынешних условиях хозяйствования, когда к качеству и ассортименту товара со стороны потребителя предъявляются повышенные требования и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и его рыночная доля.

Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ее формировать.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной политики. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов, с тем чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная политика выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей), уровень и частота обновления ассортимента, уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск продукции, наиболее соответствующей структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

В настоящее время наблюдаются следующие общемировые тенденции потребления молочной продукции:

- ориентир на потребление обезжиренной продукции;

- потребление молочной продукции с биологически активными добавками;

- потребление молочной продукции, обогащенной витаминами;

- переход на потребление многокомпонентных молочных продуктов и продуктов, содержащих различные фруктовые добавки;

- потребление молочных продуктов в современных упаковках.

Тенденции, происходящие в потребительском поведении, указывают на то, что происходит вытеснение традиционных продуктов из рациона. Рыночный сегмент, нацеленный на нетрадиционные для российских потребителей продукты, завоевывается либо зарубежными производителями, либо небольшим количеством крупных российских предприятий, имеющих иностранные инвестиции.

В качестве примера можно привести компании «Данон» и «Вимм Билль Данн». Они прочно закрепились на российском рынке и имеют значительные доли рыночных сегментов по производству и продажам молочной продукции, имеющей длительные сроки хранения.

При этом ассортимент продукции отечественных производителей достаточно ограничен, рассчитан только на местный рынок, но продукты имеют незначительный срок хранения и, как правило, выпускаются только под одной товарной маркой.

Возможность замены отечественных продуктов питания конкурентоспособным импортом, как правило, положительно сказывается на экономике национальных ресурсов и повышает конкурентоспособность товаров собственного производства.

Продовольственная безопасность страны определяется, прежде всего, отношением объема импорта к объему производства собственной продукции, долей импорта в потреблении продуктов питания либо сопоставлением изменения минимального дохода на душу населения и цен на продовольствие. Обеспечение продовольственной независимости является необходимым условием и сердцевиной продовольственной безопасности страны. Самообеспеченность базовыми продуктами питания снимает угрозу политического давления, позволяет стабильно снабжать население продовольствием в случае введения эмбарго.

Структура продовольственной корзины по Челябинской области представлена на рис. 1.

1 — хлебные продукты, 19 %;

2 — картофель, 13 %;

3 — овощи, 11 %;

4 — фрукты, 2 %;

5 — сахар и кондитерские изделия, 3 %;

6 — мясопродукты, 4 %;

7 — рыбопродукты, 2 %;

8 — молоко и молокопродукты, 23 %;

9 — яйца, 20 %;

10 — масло растительное, маргарин и другие жиры, 2 %;

11 — прочие продукты, 1 %о

Рис. 1. Структура продовольственной корзины по Челябинской области

В настоящее время в структуре потребления россиянами молочной продукции импорт составляет 15 %. Поэтому основное внимание при вступлении России в ВТО следует направить на формирование стратегии развития ассортимента продукции молокоперерабатывающих предприятий. При этом конкуренция возникнет за рыночный сегмент, нацеленный на молочную продукцию длительного срока хранения и рассчитанную на самые взыскательные вкусы потребителей, такую как йогурты, творожки, молочные десерты. По традиционной продукции (молоко, кефир), имеющей незначительный срок хранения, рынок останется за местными производителями.

Поэтому для отечественных предприятий, в частности для молокоперерабатывающих предприятий Челябинской области, актуальной задачей является формирование стратегии выбора товарного ассортимента молочной продукции.

На рис. 2 представлена структура потребления продуктов питания жителями Челябинска. Как видно из рисунка, увеличить размер и, соответственно, долю потребления молочных продуктов возможно за счет снижения потребления алкогольной продукции. Следовательно, необходимо формировать культуру потребления продуктов питания у жителей не только Челябинска и области, но и всей страны.

Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализации соответствующих продуктов. Целевая ее часть включает требования

к оптимальном структуре ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Комплексный характер этой программе придает включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

12 13

.—п1 11 Л10\ / 9\\ / 6 15 // / 1 \

\ 5 У/ 3 2

1 — водка, 13,4 %;

2 — пиво, 26,5 %;

3 — молоко, 11,3 %;

4 — вино, 2,8 %;

5 — газированная вода, 7,7 %;

6 — сок, 6,5 %;

7 — хлеб, 1,7 %;

8 — консервы, 3,6 %;

9 — чай, 4,2 %;

10 — жевательная резинка, 2,9 %;

11 — мороженое, 6,8 %;

12 — пельмени, 1,9 %;

13 — пресервы, 1,8 %;

14 — хлебобулочные изделия, 2,5 %;

15 — прочие товары, 6,4 %

Рис. 2. Структура потребления продуктов питания жителями Челябинска по данным предприятий розничной торговли

Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, молокоперерабатывающие предприятия должны постоянно развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых следующие:

- изменение спроса на отдельные продукты;

- появление новых и усовершенствование уже существующих продуктов;

- изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Кроме того, важными факторами развития ассортимента являются:

- целесообразность использования свободных мощностей;

- желание посредников закупать товары широкого ассортимента.

На выбор стратегии оказывают влияние, с одной стороны, спрос потребителей молочной продукции, с другой стороны — возможности производителей, или, иначе, факторы предложения.

Для описания потребительских предпочтений использовали функцию полезности Неймана-Моргенштерна. Указанный подход основывается на совместном использовании теории полезности и теории вероятности. Он базируется на некоторых аксиомах о вероятностной смеси наборов товаров.

Стратегия поведения потребителя молочной продукции следующая:

'ГР(х1)р1 ^ тах, (Г)

1

и(х1) = -^Т (х - XIГ*, (2)

1 - (I

где и(х) - полезность продукции /-го вида;

с — средние предпочтения потребителей молочной продукции; di — рейтинговая оценка молочной продукции;

х/ — количество молочной продукции /-го вида;

X/ — минимальное количество молочной продукции, удовлетворяющее потребностям потребителя;

р/ — вероятность предпочтения покупателем продукции /-го вида.

В качестве молочных продуктов были выбраны:

- цельномолочные продукты,

- обезжиренные молочные продукты,

- сметана,

- йогурты,

- творожные десерты,

- кисломолочные продукты,

- масло животное,

- прочие продукты.

Значения показателей для расчета функции полезности молочных продуктов для потребителей представлены в табл. 1.

Таблица 1

Значения показателей функции Неймана-Моргенштерна

Вид продукции Ежедневная норма потребления молочного продукта в день на одного человека, г Средние предпочтения потребителей молочной продукции, с/ Рейтинговая оценка молочной продукции, Ж/ Минимальное количество молочной продукции, удовлетворяющее потребностям потребителя, XI Вероятность предпочтения покупателем продукции /-го вида, р1

Цельномолочная продукция жирностью 2,5-4 % 250 0,400 0,166 91,2 0,2080

Обезжиренные молочные продукты 300 0,200 0,371 109,5 0,1253

Сметана 50 0,400 0,248 18,2 0,0839

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Йогурты 250 0,225 0,517 91,2 0,1744

Творог 120 0,350 0,361 43,8 0,1219

Творожные десерты 80 0,150 0,614 29,2 0,2070

Кисломолочные продукты 300 0,225 0,224 109,5 0,0756

Масло животное 15 0,100 0,006 5,5 0,0022

Прочие 30 0,020 0,005 10,9 0,0017

Вероятность предпочтения покупателей была определена с использованием алгоритма сравнительной рейтинговой оценки. В качестве оцениваемых показателей выступали: уровень потребления молочной продукции в Европе, России, доля в объемах продаж каждого наименования, средняя рентабельность продукции. В качестве ограничения полезности для потребителя выделили: бюджет потребителя, калорийность продукции

для различных слоев населения, содержание белка в молочной продукции. Ограничения имеют следующий вид:

all х1 + а12х2 + а13х3 + а14х4 + а15х5 + а16х6 + а17х7 + а18х8 + а19х9 < Д; а21 х1 + а22х2 + а23х3 + а24х4 + а25х5 + а26х6 + а27х7 + а28х8 + а29х9 < К; (3)

а31 х1 + а32х2 + а33х3 + а34х4 + а35х5 + а36х6 + а37х7 + а38х8 + а39х9 < Б, где aij — расчетные коэффициенты, i ограничено требованиями покупателей при выборе j-го вида молочной продукции; i = 1; 4 j = 1; 9;

Д — бюджет покупателя, выделяемый на покупку молочных продуктов в год;

К — ограничения по калорийности молочной продукции;

Б — ограничения по белку молочной продукции.

С учетом проводимых расчетов по медицинским показателям и доходам потребителей ограничения будут иметь следующие значения:

16,7х1 + 14,3х2 + 90х3 + 56х4 + 95х5 + 18х6 + 15,4х7 +125х8 + 35,5х9 < 9500;

1,5х1 + 0,78х2 + 1,6х3 + 1,2х4 + 1,25х5 + 1,5х6 + 0,97х7 + 6,6х8 + 1,3х9 < 1314; (4)

1,3х1 + 0,65х2 + 1,5х3 + 1,05х4 + 1,05х5 + 1,25х6 + 0,95х7 + 6,2х8 + 1,1х9 < 912.

Расчеты проводились на основании ежедневной нормы потребления молочной продукции и содержания калорий в ней по данным табл. 2.

Таблица 2

Расчет калорийности молочных продуктов

Вид продукции Ежедневная норма потребления молочного продукта в день, г Стоимость, р. за 1 кг Калорийность продукта в расчете на 1 г

Цельномолочная продукция жирностью 2,5-4 % 250 1б,7 1,50

Обезжиренные молочные продукты 300 14,3 0,78

Сметана 50 90,0 1,б0

Йогурты 250 5б,0 1,20

Творог 120 95,0 1,25

Творожные десерты 80 180,0 1,50

Кисломолочные продукты 300 15,4 0,97

Масло животное 15 125,0 б,б0

Прочие 30 35,5 1,30

Главная цель молокоперерабатывающих предприятий — получение прибыли. Поэтому стратегия производителя молочных продуктов заключается в максимизации прибыли. Стратегия производителя имеет вид

(X) ^ max. (5)

1

Ограничениями производителя выступают:

- объем поставок сырья,

- загрузка оборудования,

- трудовые ресурсы,

- вода,

- электроэнергия,

- теплоэнергия,

- транспортные расходы.

Значения показателей функции максимизации прибыли представлены в табл. 3.

Таблица 3

Значения показателей функции максимизации п зибыли

Вид продукции Цена за 1 кг, р/, р. Себестоимость 1 кг, с/, р.

Цельномолочная продукция жирностью 2,5-4 % 16,7 11,8

Обезжиренные молочные продукты 14,3 9,40

Сметана 90,0 84,2

Йогурты 56,0 48,5

Творог 95,0 38,9

Творожные десерты 180,0 80,0

Кисломолочные продукты 15,4 10,9

Масло животное 125,0 142,5

Прочие 35,5 25,4

Ограничения производителя по Чебаркульскому молочному заводу имеют следующий вид:

50,0x1 + 2,0x2 + 5,0x3 + 0,5x4 + 2,0x5 + 0,2x6 + 30,0х7 + 1,8х8 + 8,5х9 < 48000;

0,94x1 + 0,75x2 + 8,42x3 + 3,88x4 + 3,89x5 + 8,0x6 + 0,87x7 + 17,1x8 + 2,03x9 < 120 000;

2,6x1 + 2,07x2 + 21,89x3 + 13,1x4 + 10,11x5 + 2,0x6 + 2,4x7 + 32,78x8 + 5,59x9 < 4950;

0,14x1 + 0,11x2 + 1,09x3 + 0,58x4 + 0,51x5 + 1,12x6 + 0,13x7 + 1,85x8 + 0,3x9 < 5500;

0,40x1 + 0,32x2 + 3,62x3 + 2,09x4 + 1,71x5 + 3,6x6 + 0,37x7 + 7,98x8 + 0,86x9 < 5500;

0,33x1 + 0,26x2 + 2,69x3 + 1,55x4 + 1,32x5 + 2,88x6 + 0,33x7 + 8,27x8 + 0,99x9 < 4300;

0,77x1 + 0,63x2 + 5,47x3 + 3,4x4 + 2,33x5 +5,6x6 + 0,87x7 + 9,98x8 + 1,52x9 < 16 000.

Ограничения рассчитаны исходя из доли соответствующих затрат в себестоимости продукции молочного комбината.

Последним ограничением модели формирования оптимальной структуры молочной продукции является выполнение правила

YJXІ (потреб) = (произв), (6)

где ^/(потреб) — объемы потребляемой молочной продукции всех наименований;

^х^произв) — объемы производимой молочной продукции всех наименований.

Таким образом, производитель должен произвести столько молочной продукции с заданными свойствами, сколько может приобрести потребитель.

Разработанная модель позволит молокоперерабатывающим предприятиям сформировать структуру товарного ассортимента в соответствии с возможностями предприятия и запросами потребителей при изменяющихся условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.