Научная статья на тему 'Трансферт инноваций в молочное скотоводство Саратовской области на основе создания специализированного консультационно-обучающего центра'

Трансферт инноваций в молочное скотоводство Саратовской области на основе создания специализированного консультационно-обучающего центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНСУЛЬТАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЙ ЦЕНТР / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лимонин Дмитрий Константинович

В статье подчеркнута необходимость перевода сельского хозяйства России, в частности молочного скотоводства, на инновационный путь развития, стратегической основой такого перехода должны стать регионы лидеры по объемам производства молока, одним из которых является Саратовская область. Выявлены проблемы мешающие молочным фермам перейти на инновационные стратегии развития. Для ускорения распространения продвижения инновационных технологий отрасли предложено на территории Саратовской области создать специализированный консультационно-обучающий центр на базе ЗАО «Племзавод Трудовой»Марксовского района как наиболее склонного к освоению новшеств в молочном скотоводстве предприятию. Этот центр на наш взгляд должен решать следующие задачи: знакомить с инновационными технологиями ведения отрасли, как уже адаптированными к местным условиям, так и апробируемыми, вести мониторинг инноваций, повышать квалификацию фермеров, оказывать консультационные услуги по производственным, экономическим, юридическим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансферт инноваций в молочное скотоводство Саратовской области на основе создания специализированного консультационно-обучающего центра»

УДК:330.341Л.:63П5:632.2. (470.44)

Трансферт инноваций в молочное скотоводство Саратовской области на основе создания специализированного консультационно-обучающего

центра

Transferof innovations indairy cattleof the Saratov regionthrough the creation ofa

specializedconsulting andtraining center

Лимонин Дмитрий Константинович,

аспирант кафедры «Менеджмент в АПК» Саратовский государственный аграрный университет

им. Н.И. Вавилова. Россия

e-mail: dmitry.limonin@yandex.ru

Аннотация: В статье подчеркнута необходимость перевода сельского хозяйства России, в частности молочного скотоводства, на инновационный путь развития, стратегической основой такого перехода должны стать регионы лидеры по объемам производства молока, одним из которых является Саратовская область. Выявлены проблемы мешающие молочным фермам перейти на инновационные стратегии развития. Для ускорения распространения продвижения инновационных технологий отрасли предложено на территории Саратовской области создать

специализированный консультационно-обучающий центр на базе ЗАО «Племзавод Трудовой»Марксовского района как наиболее склонного к освоению новшеств в молочном скотоводстве предприятию. Этот центр на наш взгляд должен решать следующие задачи: знакомить с инновационными технологиями ведения отрасли, как уже адаптированными к местным условиям, так и апробируемыми, вести мониторинг инноваций, повышать квалификацию фермеров, оказывать консультационные услуги по производственным, экономическим, юридическим вопросам.

Ключевые слова: инновации, молочное скотоводство, инновационная стратегия, консультационно-обучающий центр, SWOT-анализ

Annotation

The article emphasized the need for translation of Russian agriculture , particularly dairy cattle , an innovative development , the strategic framework of the transition regions must become leaders in terms of milk production, which is one of the Saratov region . The problems hindering dairy farms go to the innovative development strategies. To accelerate the spread promotion of innovative technologies industry proposed in the Saratov region to create a specialized consulting and training center on the basis of « Labor Plemzavod» Marksovsky region as the most prone to the development of innovations in dairy farming enterprise.This center isin our opinionshouldreashatfollowing objectives:to introduceinnovative technologiesindustryreference, as already adaptedto local conditions,andpiloted, monitor innovation,improve the skillsof farmers, provide advisory services toindustrial,economic, and legal issues.

Keywords

Innovation,dairy cattle, innovation strategy, consulting andtraining center, SWOT-analysis

В Стратегии 2020, декларируемой Президентом РФ обозначено, что для достижения долгосрочных целей развития России, необходима модернизация ее экономики, основой которой должны стать инновации. Но принципиальной смены парадигмы в экономическом развитии страны пока не произошло[1].

В 2010-2011 году по данным InnovationCapacityIndex индекс инновационного потенциала России составил 52,8 и она заняла 56 ( в то время как в 2009 году это было 49 место) место из 130 оцениваемых стран. Первое место принадлежит Швеции (индекс 80,3 ). Последние места занимает Афганистан и Чад (государство в центральной Африке (индекс 27,4 %) [2].

Сельское хозяйство России традиционно является более консервативным по сравнению с другими отраслями, что приводит к еще более низкому уровню инновационной активности в данной сфере.

Одной из наиболее значимых отраслей сельского хозяйства, но существенно снизившей свою конкурентоспособность за последние 20 лет, является отрасль молочного скотоводства. Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. По сравнению с 1990 годом поголовье коров сократилось в 2,2 раза, объемы производства молока снизились на 24 млн. тонн и составили 31,9 млн. тонн в 2012 году.

В связи с членством России в ВТО, эффективность деятельности в молочном скотоводстве, в широком смысле, должна оцениваться с позиций необходимости обеспечения продовольственной безопасности и создания в кратчайшие сроки конкурентоспособного производства, дающего возможность выхода отечественной продукции молочного скотоводства на мировой рынок. Это возможно лишь при переводе отрасли на инновационный путь развития.

По уровню освоения и использования инновационных разработок в молочном скотоводстве Россия существенно отстает от ведущих Европейских стран, Америки и Японии.

В настоящий момент ряд исследований за рубежом направлены не только на повышение прибыльности деятельности молочных ферм, но и на повышения уровня экологичности ведения отрасли, снижения уровня отходов.

Внедряемые инновационные разработки в России нацелены на повышение объемов производства молока, снижения его себестоимости, увеличения доходности (рентабельности) отрасли.

Основой повышения конкурентоспособности данной отрасли в России на данном этапе развития могла бы стать инновационная стратегия,

базирующаяся как на собственных научных разработках, так и на адаптации зарубежного опыта.

Стратегической базой модернизации отрасли и перевода ее на инновационные пути развития должны стать регионы с хорошо развитым молочным скотоводством и высоким потенциалом его дальнейшего развития.

2000

1800

1600

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

Л*

,0. Х° £^° Л'0 «<°

а- & ^ ^

¿г

¿г ж

¿г <Г <Г <Г

4$'

_СЛ >СЛ ЛЛ

4# У У

<ь0<г <*г~

Рисунок 1 - Десятка регионов лидеров по объемам производства молока

(тыс. тонн)

Саратовская область относится к регионам с развитым молочным скотоводством, по объемам производства молока она заняла шестое место

(рисунок 1), произведя 3 % от общего объема производства молока в РФ и 9,6 % от объема производства молока в Приволжском федеральном округе.

В настоящий момент многие молочные фермы Саратовской области подвержены стратегической инертности, и не хотят отступать от успешных в прошлом технологий и путей развития, хотя они перестают в дожной мере окупать себя. Для успешного ведения бизнеса в нестабильной внешней среде необходимо постоянно адаптировать собственную стратегию развития, наиболее прогрессивным путем такой адаптации на современном этапе развития общества является инновационность.

В Саратовской области существует разрыв, с одной стороны, между необходимостью перехода на инновационный путь ведения отрасли и готовностью сельскохозяйственных товаропроизводителей корректировать традиционно сложившиеся стратегии ведениямолочного скотоводства, а также с другой стороны, между желаниями, потенциальными возможностями, знаниями работников молочных комплексов и отсутствиемагентств и консультационных услуг для эффективного внедрения инноваций.

Одной из причин,объясняющих возникновения этих разрывов, являются различные конечные цели различных субъектов рынка инноваций молочного скотоводства. Рассмотрим конечные цели освоения инноваций трех основных субъектов рынка Саратовской области: государства, руководителей и собственников молочных ферм и потребителей (рис.2).

Анализ конечных целей освоения инноваций выше указанными нами субъектами свидетельствует о том, что существует большое расхождение между ними следовательно, если бы данные цели частично можно было бы объединить, то и процесс перевода молочного скотоводства области на инновационный путь развития реализовывался бы более быстрыми темпами.

Конечные цели субъектов рынка Саратовской области освоения инноваций в молочном скотоводстве

государство

(региональные

власти)

руководители и

собственникимолочн

ых ферм

\8 -4

¡.Самостоятельное 1. Увеличение валового ¡.Возможность

обеспечение области выхода продукции выбора продукции,

молочными продуктами 2. Максимализация исходя из параметров

2. Высокая прибыли качества,

окупаемость финансовых З.Выход на более экологичности и т.п.

с редств направленных на крупные стабильные 2.Доступные цены

развитие отрасли рынки (за пределы З.Высокое

3. Сбалансированность области, экспорт качество продукции

в развитии районов продукции) 4.Экологичность

области 4.Снижение среды

4.Рациональное транспортных издержек существования.

использование 5.Снижение 5.Высокий

природных ресурсов. себестоимости продукции уровень

5.Увеличение б. Дифференциация обслуживания и

налоговых поступлений цены в зависимости от удобные способы

б.Увеличение качества продукции совершения покупки.

занятости жителей 7.Создание синергии б.Удобный

сельских территорий между существующими механизм

7.Повышения имиджа видами деятельности. транспортировки

и престижности региона 8.Возможность переработки и увеличения сроков хранения продукции

Рисунок 2.-Конечные цели субъектов рынка молочных инноваций в

Саратовской области.

Для того, чтобы оценить имеющийся потенциал инновационного развития молочного скотоводства в области и полностью использовать имеющиеся возможности, был проведен SWOT-анализ инновационного

развития молочного скотоводства на данный период времени. Он отражен в таблице 1.

Таблица 1

SWOT--анализ инновационного роста и развития молочного скотоводства

Сильные стороны ¡.Высокое потребление молочным продуктов населением области 2.Обеспеченность достаточным количеством пастбищ для создания прочной кормовой базы З.Наличие специализированных учреждений (НИИ), занимающихся научными разработками в аграрной сфере, в том числе и скотоводстве (НИИ СХ Юго-Восток, Институт аграрных проблем, ФГБОУ ВПО СГ А им. Н.И. Вавилова) 3.Повышение интереса к научным исследованием в области молочного скотоводства со стороны ученых 4.Наличие на территории области специализированного аграрного вуза (СГАУ им. Н.И. Вавилова) 5.Наличие в области молочных ферм реализующих инновационные стратегии развития молочного скотоводства 6.Наличие областных программ направленных на поддержку реконструкции животноводческих помещений, модернизации отрасли. 7.Министерством области разработана ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства иувеличения производства молока в Саратовской области на 2013-2015 годы», предусматривающая механизмы стимулирования развития отрасли 8.Недостаточный уровень знаний у руководителей и специалистов, для освоения инновационных разработок Слабые стороны 1.Сезонность производства молока 2.Низкий выход молодняка на 100 коров 2.Около 80 % (в 2012 году-79,7%) молока производится личными подсобными хозяйствами, которые не имеют долгосрочной стратегии своего развития и несклонны к освоению инноваций. 3.Стратение кадров 4.Отток высококвалифицированных специалистов из отрасли, в связи с низкой оплатой труда 5.Снижение численности работников, выполняющие прикладные исследования в аграрной сфере и как следствие в отрасли. 6.Низкий уровень ферм, внедряющих инновации 7.Однообразие осваиваемых инновационных технологий 8.В двадцати семи районах области (71 %) на молочных фермах нулевой уровень инновационной активности 8.Высокий износ оборудования на многих молочных фермах области 9.Отсуствие специализированной консультационной службы

Возможности 1.Наращивание поголовья молочного скота и повышения его продуктивности 2.Модернизация отрасли, за счет перехода молочных ферм на инновационные стратегии развития. 3. Создание консультационно-обучающего специализированного (отраслевого) центра, способствовало бы повышению уровня образования фермеров, повышения их интереса к инновационным разработкам и их освоению и обеспечило бы движения в цепочке «исследования-разработка-апробация-продукт- рынок» 4.Формирование саморазвивающейся и самофинансируемой научно-исследовательской системы Угрозы 1.Членство в ВТО может привести к увеличению импортной (более дешевой продукции) продукции и привести к снижению поголовья и собственного производства молока 2.Отток молодых специалистов и ученных из отрасли 3.Сокращение финансирования из федерального бюджета 4.Износ техники 5.В связи с низким уровнем финансирования отсутствие собственных, максимально учитывающих, местные особенности развития отрасли, радикальных инновационных разработок.

Проведенный анализ позволил вывить, что одной из причин препятствующих переводу отрасли на инновационный путь развития является проблема низкой осведомленности об инновациях

сельскохозяйственных товаропроизводителей и нехваткой у них знаний для их успешного внедрения.

Как свидетельствует практика, многие руководители молочных ферм готовы использовать инновации в своей деятельности, но им не хватает знаний для эффективного их освоения, что снижает отдачу от инвестиций в инновации и понижает интерес к ним.

Так, например, исследователи Германии выявили, что эффект от внедряемых инновационных разработок на местных фермах зависит от уровня образования руководителей. Отдача от внедренных инновационных технологий на фермах, возглавляемых руководителями с базовым уровнем образования в сельском хозяйстве есть, но не высокая. А вот на тех фермах, которые возглавляют младшие менеджеры с высоким уровнем образования (в основном университетского уровня), отдача от инвестиционных вложений в инновационные технологии высокая и стабильная [3].

Проблемы ограниченности распространения информации о

инновационных разработках и методах в области молочного скотоводства объясняются следующими причинами:

1.Сельскохозяйственные товаропроизводители не мотивированы делиться своими успехами;

2.отсуствуют организаторы, инновационные брокеры, консультанты по внедрению инновационных приемов и методов в деятельность молочных ферм;

3.существует необходимость более тесного контакта межу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследователями ипрактиками;

4.внедрение инноваций всегда сопряжено с риском;

5.Конкуренция между исследовательскими институтами, образовательными учреждениями затрудняют процесс передачи знаний об инновационных разработках, существующих приемах в области молочного скотоводства;

6.мелким фермерам тяжело собирать информацию о инновационных разработках, претендовать на государственную поддержку;

7.нехватка финансовых средств;

8.не достаточный уровень квалификации.

Для трансферта инноваций в сельском хозяйстве за рубежом актично используют консультационные службы.

Старая линейная модель передачи знаний инновационных технологий от ученных до пользователей устарела и должна быть заменена новой интерактивной моделью сетевых систем, которые интегрируют знания непосредственных товаропроизводителей, использующих их в своей деятельности. На рисунке 3. отражена предлагаемая схема внедрения инноваций в деятельность молочных ферм.

Одним из путей, способствующим переходу молочных ферм на инновационные стратегии развития, мы считаемможет быть создание в Саратовской области консультационно-обучающего центра. Причем основной его платформой должно стать реально действующая молочная ферма, использующая в своей деятельности инновационные разработки для передачи собственных практических навыков с привлечением успешных практиков из других областей, а также ученных для проведения тематических семинаров.

На наш взгляд на первом этапе такой центр целесообразно частично поддерживать в финансовом отношении из областного бюджета.Осуществление деятельности консультационно-обучающего центра позволило бы объединить интересы трех основных участников рынка инноваций в Саратовской области:государства, собственников и руководителей ферм, потребителей, так как способствовал бы достижению их конечных целей (о чем сказано выше рис. 2).

Текущие инновационные Мобилизация имеющихся

исследования в молочном знаний, полезных для ведения

скотоводстве и смежных молочного скотоводства

отраслях

Внешние

условия

Инновационные исследования на основе пробелов и узких мест, а также вызванные изменениями внешней среды

Внедрение в отрасль молочного скотоводства имеющейся системы знаний, выявление потребностей в новых знаниях

Адаптация к производству

Освоение ведущими молочными фермами

Распространение среди большинства хозяйств, занимающихся молочным скотоводством

Улучшение социальной, экологической, экономической компоненты развития области и повышения конкурентоспособности молочного скотоводства

Рисунок 3-Схема внедрения инноваций в деятельность сельскохозяйственных предприятий области

В исследованиях предложено создать указанный центр на базе ведущего предприятия ЗАО «Племзавод Трудовой»Марксовского

районаСаратовской области, реализующего инновационную стратегию развития. Оно уже проводит семинары и делиться своим опытом как с сельскохозяйственными товаропроизводителями Саратовской области, так и из других регионов (Например, этим хозяйством в 2012 году было проведено 22 семинара).

Для развития молочного скотоводства данное предприятие использует широкий набор мероприятий инновационного характера (таблица 2)

Таблица 2

Инновационные технологии, используемые для ведения отрасли молочного скотоводства ЗАО «Племзавод Трудовой»Марксовского района Саратовской

области

Направление Наименование инноваций

Комфорт и содержание животных Системы удаления и переработки навоза, автоматические чесалки, системы климата в помещении, душ кормового стола

Доильные установки Европаралель, карусель

Техника и оборудование для возделывания, заготовки, смешивания и раздачи кормов Самоходные кормосмесители, установки для приготовления комбикормов с точным дозированием компонентов, дозаторы комбикорма.

Кормление Биоактивные добавки

Технические инновации в селекционной работе Селекционные ворота, ошейники определения охоты

Г енетическая инженерия Семя американских, канадских, европейских быков производителей

Скот Чистопородный скот голштинской породы с улучшенными характеристиками

1Т-технологии Программы управления стадом, составления рационов, кормления, системы контроля и тд

Естественно ни одно из практикующих хозяйств не возьмет на себя функцию бесплатного обучения конкурентов. Поэтому подобных центр должен иметь совместное финансирование как со стороны государства, так и со стороны фермеров, обращающихся в него за консультацией.

Основной задачами данного центра должно стать:

1.Систематическое ведение мониторинга -сбор информации о существующих инновационных разработках как в области молочного скотоводства, так и прикладных отраслях (кормопроизводства, генетики, топливного и энергетического комплекса, переработки отходов производства и т.п.), взаимосвязанных с технологий ведения данной отрасли как в России, так и за рубежом, примерах положительного и отрицательного опыта их внедрения, для анализа причин приведших к подобным последствия. Доступ к этой информации должен быть свободным для всех участников зарегистрировавшихся в центре).

2.Создание специализированного сайта в ИНТЕРНЕТ сети, вход на который будет доступен любому зарегистрированному пользователю. Регистрация возможна двумя путями: 1.предоставление информации об собственном опыте реализации инновационной стратегии развития молочного скотоводства, существующих инновационных разработках; 2.оплата годового абонемента, плата за который весьма номинальна -500 рублей. Данные денежные средства будут окупать расходы на разработку и поддержку сайта.

Сайт будет содержать информацию о существующих инновационных разработках, о грантах, способах господдержки отрасли, литературу как отечественную, так и за рубежную по технологиям ведения отрасли, давать возможность более тесного общения всем участникам рынка инноваций молочного скотоводства-инвесторам, кредитным учреждениям, фермерам, перерабатывающим предприятия, образовательным учреждениям, потребителям.

3.Дифференцированное обучение и повышение квалификации (в рамках федеральных, региональных программ и на основе частного заказа).

4.Помощь в подпоре и адаптации инновационных технологий на молочных фермах области.

5.Помощь в подготовке налоговой отчетности и заполнении деклараций (платная).

6.Помощьв оформлении документов для участия в государственных грантах, получения субсидий, дотаций (платная).

7.Юридические услуги(консультации, помощь в ведении дел) (платная).

8.Оказание услуг консультантами по выявлению проблем ведения отрасли и их решения.

7.Проведение семинаров совместно с ученными и практиками с выездом на фермы реализующие инновационные стратегии (совместное финансирование).

8.Целевое обучение руководителей и специалистов молочных ферм на основе индивидуализированной разработки программ, обучения в процессе работы (государственное финансирование).

9.Помощь в закупке скота.

10.0н-лайн консультации.

11.Координация усилий производителей, министерства сельского хозяйства, финансистов, ученных при формировании региональной стратегии развития отрасли.

Создание указанного центра способствовало бы более тесной интеграции всех участников рынка при освоении инноваций: финансистов, производителей, государства, образовательных учреждений, потребителей. Что, в конечном итоге, позволило бы более эффективному ведению отрасли рамках региона.

Список литературы

1.Стратегия 2020. ( http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml ) 2.Innovation Capacity Index.

(http://www.innovationfordevelopmentreport.org/ici.html )

3.Johannes Sauer, Uwe Latacz-LohmannEfficient Innovation in Dairy Production -Empirical Findings for Germany/// Vortraganlâsslich der 52. Jahrestagung der

GEWISOLA «Herausforderungen des globalenWandelsfürAgrarentwicklung undWelternährung» Hohenheim, 26.09. - 28.09.2012- P.17

Теорико-методологические аспекты формирования института сельскохозяйственного консультирования/Под ред. И.С. Санду, Г.М.Демишкевич-М.:ВНИИЭСХ,2012-125с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.