Научная статья на тему 'Стратегический анализ влияния внешней среды на развития молочного скотоводства Ульяновской области'

Стратегический анализ влияния внешней среды на развития молочного скотоводства Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3654
2344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / PEST-АНАЛИЗ / DAIRY CATTLE / STRATEGIC ENVIRONMENTAL ANALYSIS / PEST-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дозорова Наталья Александровна

Для стратегического анализа влияния внешней среды на развитие молочного скотоводства Ульяновской области целесообразно использовать метод PEST-анализа, позволяющий оценить политические, экономические, социальные и технологические факторы. Применительно к отрасли молочного скотоводства необходимость использования данного инструмента обусловлена потребностью разноплановой диагностики макросреды, понимания процессов развития рынков продукции животноводства, перспектив развития отрасли и конкурентной позиции предприятия. В результате стратегического анализа развития молочного скотоводства в Ульяновской области можно отметить: политические факторы оказывают сильное влияние на развитие отрасли, их влияние в основном положительно, что обусловлено поддержкой отрасли со стороны государства; влияние экономических факторов на развитие отрасли двояко. Положительными моментами являются обеспеченность отрасли землями сельскохозяйственного назначения, устойчивая сырьевая база по молоку, рост доходов населения; к негативными факторам относятся неблагоприятный инвестиционный бизнес-климат, достаточно высокий уровень налогообложения товаропроизводителей, обострение конкуренции в связи с глобализацией рынка, нехватка высококвалифицированных специалистов; влияние социальных факторов на отрасль положительное, что связано с существующими традициями потребления молочной продукции населением, пропагандой здорового образа жизни, уровня образованности населения; влияние технологические факторов на развитие молочного скотоводства имеет отрицательное значение в связи с низкой технологической оснащенностью отрасли, но их развитие и наращивание несет в себе огромный потенциал. Это свидетельствует о том, что инновационная направленность развития отрасли смогла бы повысить эффективность молочного скотоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF DAIRY CATTLE BREEDING OF ULYANOVSK REGION

For the strategic analysis of the impact of the external environment on the development of dairy cattle breeding of Ulyanovsk region, it is advisable to use the PEST analysis, which allows to assess the political, economic, social and technological factors. In relation to the industry of dairy cattle the necessity of using this tool is explained by the need of diverse diagnostic environment, understanding the processes of the development of markets for livestock products, the industry prospects and competitive position of the company. As a result of the strategic analysis of development of dairy cattle breeding in Ulyanovsk region we can include: political factors have a strong influence on the development of the industry, their impact is mostly positive, due to industry support from the state; the impact of economic factors on the development of the industry is in two ways. The positive points are the provision of the industry with agricultural lands, sustainable raw material base for milk, the growth of incomes of the population; negative factors include adverse investment business climate, high level of taxation of producers, increased competition due to globalization of the market, a lack of qualified specialists; the impact of social factors on the industry is positive, which is associated with the existing traditions of consumption of dairy products by the population, promotion of healthy lifestyles, education level of population; the influence of technological factors on the development of dairy cattle breeding has a negative value due to the low technological equipment of industry, but their development and capacity carries huge potential. This suggests that innovative development of the industry would be able to improve the efficiency of dairy cattle.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ влияния внешней среды на развития молочного скотоводства Ульяновской области»

УДК 631.14:65.01

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дозорова Наталья Александровна, аспирант кафедры «Экономика, организация и управление на предприятии»

ФГБОУ ВПО «<Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»

432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1;тел.: 8 (8422) 559501

e-mail: [email protected]

Ключевые слова/ молочное скотоводство, стратегический анализ внешней среды, PEST-анализ

В статье рассмотрены сущность и этапы PEST-анализа для стратегического анализа внешней среды, показана методика применения PEST-анализа на примере молочного скотоводства Ульяновской области

В рыночных условиях важным инструментом в обеспечении устойчивости развития молочного скотоводства выступает стратегический анализ влияния внешней среды на развитие отрасли. Для стратегического анализа влияния внешней среды на развитие молочного скотоводства Ульяновской области нами был использован метод PEST-анализа, позволяющий оценить политические, экономические, социальные и технологические факторы (рис. 1).

PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политико-правовых (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на развитие отрасли/предприятия.

PEST - анализ используется в качестве варианта системного анализа факторов внешней среды, которые обычно тесно вза-

имосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы. Применительно к отрасли молочного скотоводства необходимость использования данного инструмента обусловлена потребностью разноплановой диагностики макрос-

Рис. 1 - Структура PEST - анализа

реды, понимания процессов развития рынков продукции животноводства, перспектив развития отрасли и конкурентной позиции предприятия.

Выделяют следующие этапы проведения PEST-анализа:

1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.

2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице по каждому фактору, что обеспечивается нормированием факторов.

3. Дается оценка степени влияния каждого фактора - события на стратегию предприятия по 3-балльной шкале: «три» - сильное воздействие (высокая вероятность); «единица» - отсутствие воздействия (низкая вероятность). Оценке присваивается знак «+», если фактор относится к категории «возможности фирмы» и знак «-» в случае, если фактор относится к категории «угрозы».

4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора (весового коэффициента) на силу его воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного объекта исследования. Суммарная оценка указывает на степень готовности организации реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды [1].

Рассмотрим подробнее первый этап PEST-анализа и оценим влияние факторов на развитие молочного скотоводства в Ульяновской области.

Большое значение для развития аграрной экономики и ее отраслей имеет политический фактор.

1. Государственная поддержка развития молочного скотоводства. В настоящий момент поддержка развития молочного скотоводства со стороны государства предусмотрена в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рын-

ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В 2013 году на развитие животноводства в Ульяновской области было предоставлено 108,3 млн. руб. из федерального бюджета и 65,6 млн. руб. из регионального бюджета. Кроме того, осуществлялось субсидирование молочного скотоводства в расчете на 1 л реализованного молока. По данному направлению основным источником финансирования является федеральный бюджет, объем финансовой поддержки составил в 2013 году 126,6 млн. руб. Из регионального бюджета было выделено 6,7 млн. руб. [2].

2. Антиинфляционная политика, что особенно важно для молочного скотоводства: от покупательской способности конечного потребителя зависят спрос на продукцию и стоимость ресурсов для эффективного ведения отрасли.

3. Финансирование грантов на развитие семейных животноводческих ферм и поддержку начинающих фермеров. В 20122014 гг. в Ульяновской области реализовы-вались ведомственные целевые программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств». Однако размер финансирования по данным программам уменьшился с 47,0 млн. руб. в 2012 году до 38,2 млн. руб. в 2014 году или на 18,7 %.

4. Регулирование механизма взаимодействия производителей молочной продукции и торговых организаций. В настоящий момент дисбаланс в ценовой цепочке производитель - перерабатывающее предприятие - оптовая и розничная торговля достаточно большой. Согласно статистическим данным, закупочные цены на молоко у сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2-2,5 раза ниже уровня потребительской цены молока в магазинах. Данная тенденция негативно сказывается на развитии молочного скотоводства, несмотря на то, что государством предприняты меры по улучшению данной ситуации. Существенную роль в этом вопросе играет Соглашение между производителями молока и переработчиками о базовых индикативных ценах

на закупаемое сырое молоко.

5. Демографическая политика. Так как во многом потребление молочной

продукции зависит от количества населения региона, то государственная политика также оказывает непосредственное влияние на отрасль.

В целом политические факторы оказывают существенное влияние на молочное скотоводство, политическую ситуацию в России можно оценить как стабильную.

Экономический фактор не менее важен для развития молочного скотоводства.

1. Уровень инфляции (повышение общего уровня цен на товары и

услуги) оказывает прямое воздействие на развитие молочного скотоводства. В связи с ростом цен на промышленные товары, необходимые для функционирования отрасли, растет себестоимость продукции. Так, в Ульяновской области уровень инфляции за 2012-2013 гг., рассчитанный на основе индексов потребительских цен, составил 6,5%, при этом цены на молоко возросли только на 4,9 %. Среди товаров, приобретенных сельскохозяйственными товаропроизводителями, в 2013 г. в наибольшей степени возросли цены на горюче-смазочные материалы (на 14 %), на строительные материалы (на 9,8 %), ветеринарные услуги для сельскохозяйственных животных (11,3 %), кормовые добавки (10,6 %) [2]. В регионе четко прослеживается тенденция, когда уровень цен на приобретаемые товары и услуги для деятельности сельскохозяйственных организаций растет более высокими темпами, чем на молоко.

2. Состояние сырьевой базы.

Состояние сырьевой базы рынка молока тесно связано с состоянием сельскохозяйственных организаций - производителей молока, так как сырое молоко является основным ресурсом для производства продукций молочной отрасли и составляет более половины себестоимости конечной продукции. В Ульяновской области производства молока за 2012-2013 гг. не изменилось и составило 267,6 тыс. т, причем основными производителями являются хозяйства населения (60,2 %). На долю крупных сельскохо-

зяйственных организаций приходится 32,1 %.

3. Налогообложение.

Уровень налогообложения крупных товаропроизводителей молока достаточно высокий, некоторые преимущества имеют малые формы хозяйствования.

4. Уровень доходов населения.

В 2013 году наблюдалась положительная динамика основных показателей уровня жизни населения Ульяновской области: опережающими темпами по сравнению с 2012 годом росли денежные доходы населения, заработная плата и их покупательная способность. Среднедушевые денежные доходы населения в 2013 годом увеличились на 11,3 %, что обеспечивало покупательную способность на уровне 3,1 величин прожиточного минимума. Среднемесячная заработная плата в целом по области за 2013 годом составила 19218 руб. и по сравнению с

2012 годом выросла на 12,3 %, ее реальное содержание увеличилось на 5,1 %. Несмотря на тенденцию увеличения среднемесячной заработной платы, ее уровень в сельском хозяйстве остался невысоким - 12754 руб., по сравнению с 2012 годом он возрос на 9,0 %, что на 3,3 процентных пункта ниже среднеобластного роста данного показателя.

5. Инвестиционный бизнес-климат.

Ульяновская область в целом по стране по данным национального рейтингового агентства входит по инвестиционной привлекательности в среднюю группу второго уровня [3]. Инвестиционная привлекательность сельского хозяйства в целом в настоящее время достаточно низкая. Доля сельского хозяйства в инвестиционной деятельности региона в 2011 году составила 2,8 %, в

2013 году - 3,1 %. Уровень инвестиционной активности в молочном скотоводстве низкий. Крупных инвестиционных проектов в регионе в молочном животноводстве в 2013 году не реализовывалось (в основном развитие свиноводства). При этом необходимо учитывать, что отрасль требует больших первоначальных вложений с большим сроком их окупаемости.

6. Динамика отечественного рынка молока.

Региональный рынок молока за послед-

ние три года достаточно стабилен. Производство молока сельскохозяйственными товаропроизводителями региона составляет 267-280 тыс. т., потребление молока и молочных продуктов увеличилось в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 1,7 %. Однако негативным фактором является соотношение вывоза и ввоза молока и молочной продукции в регионе. В 2013 году вывоз (включая экспорт) молочной продукции из Ульяновской области составлял 36,2 тыс. т, ввоз (включая импорт) - 98,7 тыс. т., т.е. доля импорта превысила экспорт в 2,7 раза. Если подобная тенденция сохранится, существует риск возникновения зависимости рынка молока от импорта.

7. Нехватка квалифицированных кадров.

В настоящий момент в отрасли отмечается острый дефицит квалифицированных специалистов. Это связано с тем, что молодые специалисты не идут работать в отрасль из-за низкого уровня ее привлекательности (тяжелые условия труда, низкий уровень механизации, плохая инфраструктура, проблемы с жильем и невысокая заработная плата).

8. Уровень глобализации конкуренции.

В условиях глобализации экономики

следует ожидать увеличение конкуренции на рынке молока и молочной продукции, прежде всего со стороны стран Таможенного Союза.

Подводя итоги анализа экономического фактора, необходимо отметить его высокое влияние на развитие молочного скотоводства.

Рассмотрим социальный аспект.

1. Численность и структура населения.

Молочные продукты потребляют все категории населения, в большей степени дети. Поэтому численность населения оказывает прямое влияние на отрасль молочного скотоводства. При его росте потребление молочных продуктов увеличивается, и наоборот.

2. Сезонность.

В потреблении молочных продуктов отмечается определенная сезонность: рост приходится на осенне-зимний период, в то время как производство молока выше в весенне-летние месяцы.

3. Мобильность населения.

Наблюдается отток специалистов из

сельской местности. В миграционном обмене с другими регионами России Ульяновская об-

1!

га еа »1

р и ш ■ !

00 и

ласть является донором: в основном жители переезжают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область и др. Чаще меняют место жительства лица с высоким уровнем образования и высоким трудовым потенциалом.

4. Благоустройство сельских территорий.

Так как отрасль молочного скотоводства

представлена в основном в сельской местности Ульяновской области, то данный фактор оказывает на нее самое непосредственное влияние. В настоящий момент большинство сельских территорий региона имеют низкий уровень инфраструктуры. Область принимает участие в реализации целевой федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [4].

5. Традиции.

Потребление молочной продукции является традиционным для жителей Ульяновской области.

6. Социальная реклама через СМИ.

Уровень социальной рекламы в СМИ

молочных продуктов пока недостаточен. В основном товаропроизводители сами рекламируют свою продукцию.

7. Уровень образования.

Данный фактор важен для обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами. В Ульяновской области функционирует Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А.Столыпина, которая на сегодняшний день является одним из ведущих учебных заведений по подготовке специалистов для агропромышленного комплекса региона, Поволжского региона и других субъектов Российской Федерации. УГ-СХА им. П.А.Столыпина ежегодно выпускает специалистов для работы на предприятиях АПК в различных сферах. Но большинство молодых специалистов предпочитает искать работу в городе в связи с более высоким уровнем оплаты и лучшими условиями жизни. Поэтому при наличии большого числа потенциальных высококвалифицированных специалистов отрасль молочного скотоводства испытывает дефицит в них.

Таким образом, влияние социальных факторов на развитие отрасли молочного

Таблица 1

PEST-анализ молочного скотоводства Ульяновской области

Фактор внешней среды Важность фактора для предприятия (по 3-бальной шкале) Вероятность наступления фактора Возможность (+), угроза (-) Результат +/-

Политический фактор

Государственная поддержка развития молочного скотоводства 3 0,3 + +1,5/0

Антиинфляционная политика 2 0,2 +/- +0,4/-0,4

Финансирование грантов на развитие

семейных животноводческих ферм и 3 0,2 + +0,6/0

поддержку начинающих фермеров

Регулирование механизма взаимодей-

ствия производителей молочной 2 0,2 +/- +0,4/-0,4

продукции и торговых организаций

Демографическая политика 2 0,1 +/- +0,2/-0,2

Экономические факторы

Уровень инфляции 2 0,1 - 0/-0,2

Состояние сырьевой базы 3 0,2 + +0,6/0

Налогообложение 2 0,1 - 0/-0,2

Уровень доходов населения 2 0,1 +/- +0,2/-0,2

Инвестиционный бизнес-климат 3 0,2 +/- +0,6/-0,6

Динамика отечественного рынка молока 3 0,1 +/- +0,3/-0,3

Обеспеченность квалифицированными кадрами 2 0,1 - 0/-0,2

Уровень глобализации конкуренции 3 0,1 +/- +0,3/-0,3

Социальный фактор

Численность и структура населения 3 0,2 +/- +0,6/0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сезонность 3 0,1 - 0/-0,3

Мобильность населения 2 0,1 - 0/-0,2

Благоустройство сельских территорий 3 0,2 +/- +0,6/-0,6

Традиции 2 0,1 + +0,2/0

Социальная реклама через СМИ 2 0,1 + +0,2/0

Уровень образования 2 0,2 + +0,4/0

Технологический фактор

Внедрение новых технологий, инноваций 3 0,2 +/- +0,6/-0,6

Финансирование НИОКР 3 0,1 +/- +0,3/-0,3

Адаптация новых технологий 2 0,1 +/- +0,3/-0,3

Автоматизация технологических процессов 3 0,1 +/- +0,2/-0,2

Обеспеченность основными средствами 3 0,2 - 0/-0,6

Уровень освоения информационных технологий 2 0,2 +/- +0,4/-0,4

Степень осведомленности, доступности

и легкости получения информации об 2 0,1 +/- +0,2/-0,2

инновационных разработках

Итого в баллах 9,1 / 6,7

скотоводства в Ульяновской области может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Если регион сможет благоустроить сельские поселения и изменить отрицательную тенденцию снижения численности населения и оттока высококвалифицированных специалистов, то эта группа факторов будет способствовать развитию отрасли. Поэтому при стратегическом планировании необходимо уделять должное внимание социальной компоненте общей стратегии развития отрасли в области.

Проанализируем технологическую группу факторов.

1. Внедрение новых технологий, инноваций.

Этот процесс протекает медленно, так как

молочное скотоводство представлено в основном хозяйствами населения, а новые технологии наиболее успешно и быстро внедряются крупными и средними предприятиями, имеющими для этого достаточное количество финансовых средств и соответствующую квалификацию. Инновационные процессы в молочном скотоводстве в Ульяновской области неоднородны. Есть районы, которые полностью индифферентны по отношению к инновационной деятельности [5].

2. Финансирование НИОКР.

Уровень финансирования НИОКР сельского хозяйства в регионе достаточно низкий.

3. Адаптация новых технологий.

Новые технологии с трудом адаптируются в молочном скотоводстве, так как основную массу товарного молока производят хозяйства населения.

4. Автоматизация технологических процессов в молочном скотоводстве также низкая, за исключением предприятий-лидеров отрасли.

5. Обеспеченность основными средствами.

Обеспеченность основными средствами

производства в регионе имеет тенденцию к снижению. Так, количество доильных установок сократилось в 3,8 раза в 2013 году по сравнению с 1990 годом.

6. Уровень освоения информационных технологий в Ульяновской области низкий. Практически ни одно предприятие, производящее молоко, не имеет собственного сайта.

7. Степень осведомленности, доступности и легкости получения информации об инновационных разработках. Получить информацию

1!

га еа »1

р и ш ■ !

Ой и

об имеющихся новых разработках, внедренных технологиях достаточно сложно.

Следовательно, в настоящий момент в области в связи с низкой технологической оснащенностью отрасли влияние этих факторов имеет отрицательное значение. Но их развитие и наращивание несет в себе огромный потенциал. Это свидетельствует о том, что инновационная направленность развития отрасли смогла повысить эффективность производства и реализации молока и уровень обеспеченности населения продуктами питания.

Анализ макросреды молочного скотоводства Ульяновской области представлен в табл. 1.

В результате стратегического анализа развития молочного скотоводства в Ульяновской области можно отметить:

- политические факторы оказывают сильное влияние на развитие отрасли, их влияние в основном положительно, что обусловлено поддержкой отрасли со стороны государства;

- влияние экономических факторов на развитие отрасли двояко. Положительными моментами являются обеспеченность отрасли землями сельскохозяйственного назначения, устойчивая сырьевая база по молоку, рост доходов населения; к негативными факторам относятся неблагоприятный инвестиционный бизнес-климат, достаточно высокий уровень налогообложения товаропроизводителей, обострение конкуренции в связи с глобализацией рынка, нехватка высококвалифицированных специалистов;

- влияние социальных факторов на отрасль положительное, что связано с существующими традициями потребления молочной продукции населением, пропагандой здорового образа жизни, уровня образованности населения;

- влияние технологические факторов на развитие молочного скотоводства имеет отрицательное значение в связи с низкой технологической оснащенностью отрасли, но их развитие и наращивание несет в себе огромный потенциал. Это свидетельствует о том, что инновационная направленность развития отрасли смогла бы повысить эф-

фективность молочного скотоводства.

Библиографический список

1. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент / Р.А. Фатхудинов. - Питер. - 6-е изд., 2008.- 496 с.

2. Сайт министерства сельского хозяйства Ульяновской области. - Режим доступа: http://www.agro-ul.ru/agriculture/index.php

3. Рейтинг инвестиционной привле-

кательности регионов России 2013. - Режим доступа // http://www.ra-national.ru/ uploads/rus/files/analytic/file_review/16.pdf

4. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: www.gks.ru

5. Дозорова, Т.А. Регулирование регионального рынка молока: монография / Т.А. Дозорова, Е.В.Банникова. - Ульяновск: УГ-СХА им. П.А.Столыпина, 2014. - 146 с.

УДК 338.43.025.2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Дозорова Татьяна Александровна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «<Экономика, организация и управление на предприятии» ФГБОУ ВПО «<Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина» 432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1; тел.: 8 (8422) 559501; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, целевая программа, начинающий фермер, государственная поддержка фермеров

В статье рассмотрены основные тенденции развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Ульяновской области, дана оценка реализации целевых программ «<Поддержка начинающих фермеров» и «<Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» в Ульяновской области

Достижение основных параметров Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации - обеспечение агропродовольственного рынка страны важнейшими видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства на уровне 80-90% от рыночных потребностей - является важнейшей задачей развития АПК. Одним из важных условий поступательного развития агропромышленного комплекса выступает развитие субъектов малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.

В Российской Федерации субъекты малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве представляют собой определенный сельскохозяйственный уклад, отличающийся большим многообразием форм и проявлений его специфики. К ним относятся юри-

дические и физические лица - крестьянские (фермерские) хозяйства, организации потребительской кооперации, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства, которые вносят существенный вклад в обеспечение населения продуктами питания, укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения социальных проблем сельских территорий, сохранения и развития сельских территорий [1].

В структуре сельскохозяйственного производства Ульяновской области малые формы хозяйствования играют важную роль в аграрной экономике, на их долю приходится более 50 % всей произведенной в сельском хозяйстве продукции [2].

Их возрастающая роль в аграрном секторе экономики региона подтверждается:

и

Sä es »1

Si

р и ш SS si ■ i

00 и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.