ЭКОНОМИКА И ОРГАН
УДК 332
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА
Дозорова Татьяна Александровна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Статистика и организация предприятий АПК»
Банникова Елена Викторовна, ассистент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»
432063, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1 Тел.: 8 (8422) 559501 e-mail: [email protected], [email protected]
Ключевые слова: молочное скотоводство, рынок молока, государственное регулирование, ВТО.
Совершенствование механизма регулирования рынка молока и молочного скотоводства является актуальной проблемой в условиях вступления России в ВТО. Увеличение производства молока в регионе возможно путем создания материально-технической базы молочного скотоводства, что согласуется с привлечением бюджетных средств по статье «желтой корзины» - капиталовложения производственного назначения. Для регулирования рынка молока предлагается смена концепции «государство - администратор» концепцией «государство - предприниматель».
Стабильное обеспечение населения страны продуктами питания является важной задачей государства в решении проблемы продовольственной безопасности. Особое место на агропродовольственном рынке занимает рынок молока и молочной продукции, так как эти продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в рационе питания населения России. Отсутствие достаточной государственной поддержки молочного скотоводства и регулирования рынка молока и молочных продуктов привело к нарушению организационно-экономических взаимоотношений в системе производства и сбыта молочной продукции, значительному ослаблению влияния государства на воспроизводственный процесс в молочном скотоводстве, стихийному функционированию рынка молока. Особенно
это касается развития региональных рынков молочной продукции, их регулирования с учетом специфики ведения молочного скотоводства, уровня обеспеченности регионов молоком и платежеспособного спроса населения. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его деятельность становится объективной необходимостью, а совершенствование механизма его регулирования -актуальной проблемой в условиях вступления РФ в ВТО.
Рынок молока и молочной продукции как экономическое пространство отношений собственников товаров и денег развивается под влиянием дальнейшего углубления разделения общественного труда, доходов потребителей и инновационного обновления производительных сил. Комплекс техноло-
гических, организационных, экономических, социальных связей обуславливает необходимость их регулирования.
Ульяновская область исторически по природным условиям - молочный регион. Валовой надой молока в дореформенный период был более 700 тыс. тонн. За годы аграрных реформ молочное скотоводство в области оказалось в кризисном состоянии: прекратили функционирование половина сельскохозяйственных организаций, поголовье коров сократилось с 256 до 190 тыс. гол., валовой надой снизился до 420 тыс. тонн.
Сохраняющаяся тенденция снижения валового производства молока-сырца обуславливает хаотичность в сфере его переработки и поставки продукции на внутренний рынок. В Ульяновской области из 27 заводов 13 прекратили переработку молока из-за отсутствия сырья. В то же время с привлечением финансовых средств из федеральных и региональных бюджетов строится новый завод, два завода перешли в собственность внешних холдингов («Молвест» г. Воронеж и «БиМоло» г. Самара) и поставляют им полуфабрикаты. Кроме того, действующие предприятия по переработке молока из-за недостатка сырья используют производственные мощности в среднем на 50% и восполняют сырьевой недостаток покупкой из Армении сухого молока, которое в виду низкого качества контролирующие органы уже неоднократно запрещали к использованию.
В Ульяновской области сделана попытка формирования объединений холдингового типа: Симбирская молочная компания объединяет три завода, но они выпускают идентичную продукцию традиционных 7-10 видов. В то же время заводы ЗАО «Холдинговая компания «Ополье» (г. Владимир), ООО «Молоко Зауралья» (г. Курган) объединяют несколько молокоперерабатывающих заводов, специализирующихся на производстве определенных молочных продуктов, общий ассортимент которых более 40 видов.
Основными причинами низкой эффективности реализации целевых программ, на наш взгляд, является недостаточное использование способов централизованного
регулирования. В соответствии с имеющим место законодательством практика регулирования ограничивается только способом дозволения. Поэтому пока внешнее регулирование сводится к выделению бюджетных средств и льготных кредитов без контроля их использования. При этом инновационное бюджетирование носит точечный характер. Так, из 17 млрд. руб. бюджетных инновационных средств в 2006-2009 гг. около 80% затрачено на сооружение трех мегаферм.
Субсидии на покупку племенного скота не оговариваются поставками продукции, сохранением и воспроизводством поголовья, поэтому в Цильнинском районе Ульяновской области сельхозорганизациями из приобретенных с участием субсидий коров на следующий год практически третья часть была реализована на мясо. Не решаются организационные, технологические задачи, ослабло влияние местных племенных хозяйств, призванных соблюдать чистоту и вести расширенное воспроизводство коров бестужевской, симментальской пород, обеспечивающих качественное сырье для выработки питьевого молока, высококлассных сыров и других молочных продуктов. В то же время закупаются коровы из Голландии. «Узким» местом является недостаточное развитие или полное отсутствие агросервиса и специализированного сельского производственного строительства. Однако смена концепции «государство - администратор» концепцией «государство - предприниматель» в своей основе предполагает использование способов запрещения и позитивного обязывания.
Для определения соотношения емкости молочного рынка и потребностей населения в молокопродуктах проведены прогнозные расчеты численности, доходов населения и цен на продовольственные товары на основе трендов отклонений среднемесячных доходов и цен по каждому виду продуктов [1]. В результате определена совокупная потребность в молокопродуктах в переводе на молоко-сырец: при прогнозе на основе прожиточного минимума - 322 тыс. тонн, на основе рациональных норм питания - 532 тыс. тонн, а с учетом сложив-
шихся традиций потребления и прогнозированного уровня покупательной способности
- 330-350 тыс. тонн. Слабым местом, как показал анализ технологической цепочки продуктового обеспечения населения, является предложение исходной продукции - молока-сырца и низкая платежеспособность его производителей.
Следует учитывать, что сельхозорга-низации имеют больший потенциал в развитии молочного производства, в то время как в ЛПХ в силу демографической ситуации через несколько лет возможно сокращение молочного скотоводства. Поэтому необходимо воспользоваться сложившейся ситуацией стабильности поголовья коров в ЛПХ в этот период для всемерного ускорения развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х. Именно эти хозяйства в состоянии решить проблемы повышения плодородия почв, освоения севооборотов и новейших ресурсосберегающих технологий как источников производства достаточного количества дешевых кормов; осуществить инновационное обновление материально-технической базы молочного скотоводства и реализовать потенциал местного скота бестужевской породы (путем совершенствования технологий содержания увеличить срок использования коров до 6-7 лет и довести коэффициент выхода телят до 0,9-0,95). Учитывая технологические рекомендуемые мероприятия и сохранение имеющей место государственной поддержки отрасли, предоставляется возможность довести производство молока до 420 тыс. тонн.
Увеличение производства молока в Ульяновской области возможно путем создания материально-технической базы молочного скотоводства и молокоперерабатывающих предприятий. Решение проблемы заключается в строительстве молочно-товарных ферм в сельхозорганизациях в течение 6-7 лет на возможное стадо в 3200 коров 80 ферм на 400 коров каждая и на 20000 коров - 100 ферм по 200 коров каждая, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, специализирующихся на молочном производстве, - на 4000 коров строится 58-60 ферм на
70 коров каждая. Стоимость строительства ферм ориентировочно 70, 90 и 50 млн. руб. соответственно, которое финансируется и осуществляется в течение 6-7 лет по заказу государственного органа (Министерства сельского хозяйства региона) на основе льготного кредитования, амортизационных отчислений, а также с привлечением бюджетных средств по статье «желтой корзины»
- капиталовложения производственного назначения и т.д. По мере готовности МТФ передается сельхозорганизации и К(Ф)Х с оплатой 80% стоимости течение 10 лет.
В результате практически будет создана новая материальная база молочного скотоводства. Одновременно будет развиваться строительно-монтажная индустрия, постоянный объем строительно-монтажных работ по типовым проектам является важным фактором привлечения инвестиций и роста количества рабочих мест, что повысит уровень и качество жизни сельского населения.
Организационные меры регулирования отрасли молочного скотоводства согласуются с требованиями, предусмотренными правилами ВТО. Безусловное увеличение поголовья коров может быть субсидировано за счет госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2020 г.; финансирование подготовки кадров возможно в соответствии с мерами «зеленой корзины» и государственной программой подготовки профессиональных кадров [2,3].
Переход к регулированию рынка молока на принципах «государство - предприниматель» предусматривает плановость, государственный протекционизм, дифференцированный подход к регулированию производственных и экономических отношений, обратные связи по поводу финансовой государственной помощи и ответственности ее получателей, инновационное обновление производительных сил.
Библиографический список
1. Дозорова, Т.А. Развитие регионального АПК: вопросы теории и практики / Т.А. Дозорова // М.: ООП ФГУП «ВО Минсельхо-за России», 2004. - 376 с.
2. Карпенко, Г. Эффективность господдержки АПК через меры «зеленой корзины» / Г. Карпенко // АПК: экономика, управление, 2011 г, № 1, с. 54-59.
3. О мерах государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства в ВТО // М., Аналитический вестник, 2012, № 14 (457). - 121 с.
УДК 338.43
АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ТЕХНИКОЙ В РАЗРЕЗЕ ЗОН И РАЙОНОВ
Князева Елена Олеговна, аспирант ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»
428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29. тел.: 7 (8352) 622334. e-mail: [email protected]
Ключевые слова: основные фонды, фондообеспеченность, энергообеспеченность, сельскохозяйственная техника, интегральный индекс.
В статье рассматривается размещение, наличие и обеспеченность основными фондами и сельскохозяйственной техникой по зонам и районам Чувашской Республики. На основе расчета интегрального индекса проведена оценка обеспеченности основными фондами по зонам. В связи с полученными результатами сделаны выводы о перспективах развития каждой зоны. Проведен расчет потребности сельскохозяйственной техники для парка машин Чувашской Республики, выявлена оптимальная обеспеченность активной частью основных фондов на 1 га сельскохозяйственных угодий.
Одним из приоритетных направлений в развитии сельского хозяйства Чувашской Республики является техническая и технологическая модернизация отрасли. Для дальнейшего перспективного развития сельского хозяйства республики необходимо оснащение машинно-тракторного парка техникой для внедрения в производство ресурсосберегающих технологий и современных моделей сельскохозяйственной техники.
Принимаемые в последние годы меры (повышение бюджетных ассигнований, развитие лизинга, субсидирование процентных ставок по кредитам и т.д.) способствовали стабильному росту количества приобретаемой техники. Так, в 2011 году сельхозтоваропроизводителями республики по всем источникам финансирования приобретено 676 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 672,2 млн. руб., в том числе 126 тракторов, 45 зерноуборочных комбайнов, 16 кормоуборочных комбайнов, для срав-
нения: в 2010 году было приобретено 555 единиц на сумму 365,8 тыс. руб., в 2009 году 510 единиц на сумму 496 тыс. руб. Таким образом, за 3 года общее количество закупленной техники увеличилось на 32,5%. В 2011 году за счет кредитных средств приобретено 376 единиц техники на сумму 467,1 млн. руб., договоры лизинга заключили на поставку 12 единиц на сумму 24,9 млн. руб.
Минсельхоз Чувашии отмечает, что наибольшее количество техники в 2011 году закупили сельскохозяйственные предприятия Комсомольского района - 69 единиц на сумму 42,9 млн. руб., Моргаушского района - 69 единиц на сумму 80 млн. руб., Яль-чикского района - 57 единиц на сумму 59,4 млн. руб., Порецкого района - 67 единиц на сумму 61,2 млн. руб. [1].
Следует отметить, что, несмотря на повышение объемов закупаемой техники, общее ее количество в хозяйствах республики продолжает уменьшаться, снижает-