Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Джулакян Н. Э.

Как внедрение современных ИКТ помогает оптимизировать управление школьными процессами и повышать их эффективность. Ключевые слова: информационно коммуникационные технологии, условия реформирования и модернизации системы отечественного образования, модернизация и инновационное развитие, инфосфера, инновационные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF A COMPREHENSIVE SCHOOL BASED ON THE USE OF MODERN ICT

How the introduction of modern ICT helps to optimize the management of school processes and increase their efficiency.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ»

Джулакян Н. Э.

студент магистратуры 2 курса группы ZMT-МвО-3-1 «Менеджмент в образовании» ФГБОУ ВО «АГПУ» Терсакова А.А., к.п.н., доцент кафедры ТИПИОП ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ

Аннотация: Как внедрение современных ИКТ помогает оптимизировать управление школьными процессами и повышать их эффективность. Ключевые слова: информационно - коммуникационные технологии, условия реформирования и модернизации системы отечественного образования, модернизация и инновационное развитие, инфосфера, инновационные процессы.

Dzhulakyan N. E.

2nd year master's student of the ZMT-MVO-3-1 group ""Management in education"" FGBOU VO "AGPU"

Tersakova A. A.

PhD, associate professor of the TIPIOP department FGBOU VO ""Armavir State Pedagogical University""

MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF A COMPREHENSIVE SCHOOL BASED

ON THE USE OF MODERN ICT

Abstract: How the introduction of modern ICT helps to optimize the management of school processes and increase their efficiency.

Keywords: information and communication technologies, conditions for reforming and modernizing the domestic education system, modernization and innovative development, infosphere, innovative processes.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Национальный проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений выделил информатизацию образования. В рамках этого проекта большинство образовательных учреждений страны оснащены современной компьютерной техникой, мультимедийным и сетевым оборудованием, имеют доступ в Интернет.

Проект «Информатизация системы образования» тесно связан с одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХ! века в силу следующих основных причин:

1. Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей.

2. Функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему -проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.

Дальнейшее стремительное развитие информационно -коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах, и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования к уровню не только подготовки выпускника образовательного учреждения, но и профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. В настоящее время возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога - компетентного педагога, позволяющего сочетать фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Возросшие требования к профессиональной компетентности педагога в новых условиях обучения диктуют необходимость опытного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Однако, современные исследования показывают, что даже регулярное прохождение курсовой подготовки через каждые 5 лет, не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования и, следовательно, снижает их готовность к инновационной деятельности. В связи с этим, видится проблема организации интегрированной системы повышения квалификации, позволяющая сделать процесс освоения педагогами новых информационно-коммуникационных технологий непрерывным.

Развитие современного мира диктует необходимость управления развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования информационно-коммуникационный компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых информационно - коммуникационных технологий, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня гигантскими возможностями по использованию их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса

обучения. Активно развивающиеся цифровые технологии предложили новый способ доступа и получения информации, новые виды коммуникации - электронную почту, чаты, конференции. Компьютерные технологии вошли во все сферы современной жизни, тем самым меняя процесс обучения в лучшую сторону.

На текущий момент у современного педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных информационно-коммуникационных технологий

- многочисленные электронные учебные пособия, Интернет, форумы для общения, банки данных, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизированные системы, осуществляющие контроль, и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание образования, возможен интенсивный обмен информацией, прежде всего с коллегами, учениками и их родителями, партнерами извне, в силу этого процесс обучения принимает динамический характер.

При этом учитель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея информационно

- коммуникационными технологиями, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих выпускников, которым предстоит реализоваться в новом, информационном обществе, педагог повышает качество образования, уровень подготовки будущих специалистов, умножая при этом и свое профессиональное мастерство.

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа - социальная организация, она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.

Возможность использовать ИКТ в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности.

При творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, игровых дидактических материалов и т.п., что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности урока.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.

Использованные источники:

1. Алешин, Л.И. Информационные технологии: учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Литера, 2008.

2. Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.

3. Белоусова С.А. Психологическое обеспечение управления педагогическим персоналом образовательной организации. Учебное пособие [Текст]. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007.

4. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.

5. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации [Текст]. - М.: Инфра-М, 2001.

6. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения [Текст]. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

7. Дятлов В.А., Кибанов, А.Я. и др. Управление персоналом [Текст]. - М.: Академия, 2000.

8. Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.