Научная статья на тему 'Повышение мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности в процессе инновационной деятельности'

Повышение мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности в процессе инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3705
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MOTIVATION / MOTIVATIONAL IMPULSES / PROFESSIONAL COMPETENCE / EDUCATION / INFORMATIONEDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локотко Елена Геннадьевна

Мотивационная основа профессиональной деятельности педагогов -ключевой вопрос в развитии профессиональной компетентности, особенно в условиях реализации инноваций в образовании. В статье приведен эмпирический пример эффективного мотивирования педагогов, направленного на повышение качества образования через развитие их профессиональной компетентности. Представлена динамика мотивации педагогов на протяжении пяти лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локотко Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising Teachers'' Motivation for the Development of their Professional Competence in the Process of Innovation

The motivational basis for professional work of teachers is a key issue in the development of their professional competence, especially in the implementation of innovation in education. The paper presents an empirical example of effective motivating teachers aimed at improving the quality of education through the development of their professional competence. The dynamics of teachers’ motivation for five years period is given.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности в процессе инновационной деятельности»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.01 ББК 74.58

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

RAISING TEACHERS' MOTIVATION FOR THE DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF INNOVATION

Локотко Елена Геннадьевна

Заместитель директора ГБОУ города Москвы

«Школа № 962»

E-mail: sch286@yandex.ru

Аннотация. Мотивационная основа профессиональной деятельности педагогов -ключевой вопрос в развитии профессиональной компетентности, особенно в условиях реализации инноваций в образовании. В статье приведен эмпирический пример эффективного мотивирования педагогов, направленного на повышение качества образования через развитие их профессиональной компетентности. Представлена динамика мотивации педагогов на протяжении пяти лет.

Ключевые слова: мотивация, мотивационные побуждения, профессиональная компетентность, педагогика, информационная образовательная среда.

Lokotko Elena G.

Deputy Head at School № 962, Moscow E-mail: sch286@yandex.ru

Abstract. The motivational basis for professional work of teachers is a key issue in the development of their professional competence, especially in the implementation of innovation in education. The paper presents an empirical example of effective motivating teachers aimed at improving the quality of education through the development of their professional competence. The dynamics of teachers' motivation for five years period is given.

Keywords: motivation, motivational impulses, professional competence, education, information- educational environment.

1 Статья представлена на VIII Международную конференцию «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», Москва, МПГУ, 17-19.11.2016.

Практика показывает, что важнейшую роль в развитии мотивации сотрудников играет трудовой коллектив. Главным фактором воздействия в коллективе выступает атмосфера межличностных отношений. Если у людей удовлетворены простейшие потребности, отнесенные А. Маслоу [1] к «физиологическим», то решающее, исключительное значение приобретают человеческие взаимоотношения. Их многогранное влияние на сотрудников проявляется в эмоциональном тонусе, настроении, в состоянии физического и психического здоровья, в творческой активности, в удовлетворенности своей профессией. Благоприятный микроклимат в коллективе, понятные взаимные требования способны очень быстро замотивировать сотрудников к движению за лидером к достижению значимой для коллектива цели.

Если руководителю удается совмещать роли формального и неформального лидера, понятным языком объяснять перспективы развития организации, то ответственность и творческий подход большинства сотрудников к выполнению свой роли в общем деле обеспечены. А конкретизация целей и содержания деятельности могут меняться в зависимости от внешних условий, общей политики в сфере образования.

Возможность руководителя оказывать на сотрудников действенное влияние, определять направление их мотивации и способствовать постепенному формированию их внутренней мотивации к постоянному профессиональному росту основывается, в первую очередь, на доверии. Доверие вырастает из веры - убежденности в наличии у конкретного человека определенных достоинств, уверенности в том, что он действует компетентно и правильно. Доверие к руководителю зависит от того, насколько он надежен с деловой и нравственной точек зрения, от последовательности и систематичности проявления его профессиональных и человеческих качеств, причем в большей степени от нравственно-коммуникативных качеств. Не секрет, что многие школы, востребованные потребителями образовательных услуг, укомплектованные высокопрофессиональными педагогическими кадрами, остаются длительное время конкурентноспособными благодаря незаурядным личностным и деловым качествам своих руководителей.

В центре образования города Москвы № 1486 примером эффективного мотивирования педагогов, направленного на повышение качества образования через развитие их профессиональной компетентности, стала коллективная деятельность по формированию и развитию информационной образовательной среды в школе (далее - ИОС).

Концепция информационной среды, как известно, впервые была предложена Ю. А. Шрейдером, который рассматривал информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников. Сама по себе информационная среда не гарантирует эффективности пребывания человека в ней, поскольку большее значение имеет наличие навыков работы с информацией, которые необходимо вырабатывать в процессе обучения. По принципиально важному мнению Ю. А. Шрейдера, «в книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Инфосреда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею» [2].

Целесообразное управление коллективом при формировании и развитии ИОС школы может обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов. Специалистами подчеркивается, что формирование ИОС средней школы - это целенаправленный управленческий процесс. При этом руководитель должен учитывать, что при

проектировании этой среды он формирует не только единое внутришкольное информационное пространство, но и эффективную образовательную систему, предоставляющую ученикам и учителям новые возможности для самореализации личности.

В программу развития школы на 2010-2015 гг. были включены разделы «экспериментальная и инновационная деятельность» и «информационно-коммуникативная компетентность педагогов», так как в процессе инновационной деятельности создаются оптимальные условия для формирования и поддержания внутренней мотивации педагогов к повышению профессиональной компетентности.

Информационно-коммуникативная компетентность (далее - ИК-компетентность) учителя, как часть общей профессиональной компетентности, - это не только инструмент для повышения квалификации, но и важнейший показатель профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере образования. Ведущим мотивом повышения ИК-компетентности учителя является мотив самоутверждения в профессиональных отношениях, потребность в продуктивной педагогической деятельности, в результате которой развивается субъектность всех участников образовательного процесса. Чем более в системе ценностных ориентаций в школе представлены ценности личностного роста, тем быстрее происходит профессиональный рост.

Стремление к системному повышению квалификации учителя развивается только при личном принятии и осознании целей и задач образовательного учреждения в целом, что в итоге приводит к развитию инициативы, готовности к творчеству, полному раскрытию потенциала личности педагога. В большой степени этот процесс зависит от условий работы педагога, традиций конкретного коллектива, выражаясь современным языком - от корпоративной культуры.

Однако даже самая высокая мотивация не приведет к раскрытию личности без активной практической деятельности. Демократический стиль взаимодействия в коллективе, предоставление возможности творческого подхода к осуществлению профессиональной деятельности сами по себе не гарантируют повышения качества работы, проявления инициативы, активного внедрения инновации. Исходя из опыта центра образования № 1486, представленного в данной статье, можно утверждать, что достаточно результативной и быстро дающей результат является программа, основанная на создании, использовании и одновременном развитии ИОС школы, построенной на основе средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ). ИОС школы имеет в своей структуре целевую, содержательную, организационную и рефлексивную части.

В формировании ИОС участвуют:

• учителя - определяют содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения;

• педагогический коллектив (педагогический совет и его представительный орган -методический совет) - устанавливает общие требования организации образовательного процесса, сохраняет традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов;

• родители - конкретизируют требования к ученику, конкретизируют социальный заказ на формирование системы знаний и взглядов у ученика, обеспечивают материальную базу для развития ученика;

• специалисты существующей системы повышения квалификации кадров - обеспечивают обобщение и трансляцию знаний и практического опыта, накопленного в системе образования города, региона; ведут научную работу по проблемам педагогики, курируют научно-исследовательскую работу сотрудников в школе;

• государство как общественный институт - определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

ИОС ЦО № 1486 представляет собой единство модулей-блоков: мотивационного; методического; компетентностного; технологического; коммуникационного; управленческого и рефлексивно-оценочного, взаимодействие которых и обеспечивает профессиональный рост педагогов.

Для реализации мотивационного блока на первом этапе при планировании ежедневной работы администрация осознанно использовала все виды побуждения сотрудников к включению в коллективную деятельность по формированию ИОС (табл. 1).

ИОС школы является динамической системой, представляющей собой целостную совокупность поступательно сменяющих друг друга образовательных ситуаций. Под образовательной ситуацией понимается система психолого-педагогических и дидактических условий и стимулов, ставящих учителя перед необходимостью осознанного выбора, корректировки и реализации собственной модели профессионального роста.

Для осмысления проблемы информатизации образования и мотивации педагогов к развитию личной ИК-компетентности как важнейшего инструмента самообразования в школе был организован ряд семинаров, в той или иной степени затрагивающих следующие вопросы:

• стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации; при этом информатизация общества существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;

• функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя; эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования;

• дальнейшее стремительное развитие ИКТ и широкое внедрение их достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой; именно инфосфера будет той новой цивилизацией, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Следующим этапом формирования потребности педагогов к повышению ИК-ком-петентности стал педагогический совет, на котором обсуждались проблемы информатизации образования и было принято решение о формировании в школе ИОС и целенаправленной деятельности по внедрению ИКТ:

1) в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общего образования учащихся на основе широкого использования ИКТ;

Таблица 1

Мотивационные побуждения

Вид побуждения Действия администрации

К безопасности Отсутствие приказа об обязательном участии всех сотрудников в инновационной деятельности. Лояльное отношение к сотрудникам, допускающим неточности в инновационной деятельности, помощь в их исправлении. Введение наставничества

К достижениям Побуждение наиболее талантливых сотрудников первым достичь поставленных целей, декларирование вознаграждения и за усилия, и за результат

Принадлежности к группе Публичная похвала и материальное стимулирование сотрудников, прикладывающих усилия для успеха коллективного творческого дела (например, школьный фестиваль танца: учитель технологии помогает нескольким классам подготовить соответствующие костюмы). Публичная похвала сотрудников, тактично и психологически грамотно строящих взаимоотношения в коллективе; демонстрация уважения к ним со стороны руководителя. Специально организованные психологические тренинги

Компетентность Побуждение к высокому качеству результатов труда и совершенствованию навыков и умений. Ориентированные на компетентность работники стремятся овладеть профессиональным мастерством, гордятся умением применять свои навыки для решения сложных проблем. Наиболее важно то, что они умеют анализировать приобретенный опыт и постоянно повышают свой профессиональный уровень. Трансляция передового опыта, доверие представлять школу при проведении межшкольного педагогического совета, демонстрация достижений, в том числе и перед родительской общественностью. Представление наиболее результативных сотрудников к награждению высшими органами власти, например грамота Департамента образования

Власть Делегирование полномочий, поручение подготовки проектов локальных актов, включение в различные инициативные группы и комиссии

2) в управление школой для повышения эффективности и качества процессов управления;

3) в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования ИКТ.

Для регламентации деятельности по выполнению принятых решений в школе инициативной группой, в которую вошли и учителя, владеющие ИКТ, и педагоги, уже

имеющие потребность в изучении ИКТ, и скептики, уверенные, что ИКТ только отвлекают от «серьезной работы», разрабатывались локальные нормативные акты. Основные поло -жения разработанных локальных актов формулировались в соответствии с действующей в 2011 г. нормативной базой: Федеральная централизованная программа «Электронная Россия на 2002-2010»; приоритетный национальный проект «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий».

Одновременно с теоретическим и нормативным обоснованием необходимости приобретения ИКТ педагоги вовлекались в проектную деятельность. Для этого на базе школы были созданы две экспериментальные площадки «Повышение качества образования на основе организации ученического проектирования» и «Космос становится ближе».

Обязательным условием формирования мотивации к приобретению и развитию ИК-компетентности педагогов было создание современной материальной базы ИОС, использование соответствующего программного обеспечения. Следует отметить, что значительную материальную помощь школе в решении этого вопроса оказали выпускники прошлых лет. Возможно, одним из условий их мотивации к такой благотворительной деятельности стали позитивные эмоции от образовательного процесса в целом и восприятие учителей как безусловных лидеров с современными взглядами на жизнь.

Результатом совместной деятельности всех участников образовательного процесса по формированию и развитию ИОС в школе стало:

• оснащение школы современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса;

• использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации;

• развитие и все более широкое распространение дистанционного образования -нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего обеспечить доступ к образовательным ресурсам мирового сообщества;

• ориентация на выработку качественно новой модели подготовки обучающихся к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них необходимых для этих условий личных качеств и навыков;

• значительное повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе ее информационно-коммуникационной составляющей.

Динамика повышения профессиональной компетентности педагогов на основе адекватной мотивации

На протяжении пяти лет работы школы в условиях специально организованной ИОС отмечается положительная динамика развития ИК-компетентности не только учителей, но и учащихся; повышение мотивации всех участников образовательного процесса к исследовательской деятельности; развитие навыков публичных выступлений; активная трансляция своего опыта на научных конференциях; результативное участие в различных конкурсах.

Средний показатель качества знаний учащихся с 2011 г. повысился на 7%, а в основной школе - на 10%; на уроках в старших классах более активно стали использоваться интерактивные формы организации учебного процесса; индивидуализация домашнего задания составляет от 20 до 100%; работа с первоисточниками стала неотъемлемой частью изучения гуманитарных и естественных дисциплин.

Кроме того, развитие получило семейное проектирование, что может оказать положительное воздействие на повышение образовательных возможностей родителей, улучшение микроклимата в семьях. Некоторые педагоги отмечают повышение самооценки, так как изначально они испытывали страх и неуверенность в возможности освоения информационных технологий. Для большинства сотрудников школы представление своих методических разработок на страницах печатных изданий стало обычной практикой. Школа, совместно с городским Дворцом детского юношеского творчества, ежегодно издает свой тематический сборник работ педагогов и учащихся.

Подтверждением проявления внутренней мотивации педагогов школы к постоянному развитию профессиональной компетентности в современных условиях является положительная динамика общего количества сотрудников, ежегодно повышающих квалификацию на спецкурсах, увеличение доли дистанционных курсов повышения квалификации, расширение спектра изучаемых проблем, широкое использование цифровых образовательных ресурсов. При введении в практику работы электронного журнала в школе не возникло никакого напряжения, не вызвала вопросов и изменившаяся форма аттестации педагогов.

Непрогнозируемым, но очевидным сейчас стал еще один показатель: в деятельности учителя, работающего в условиях ИОС, проявились новые функции - научно-исследовательская, научно-практическая, прогностическая, аналитическая, проектировочная.

На фоне кадровой стабильности коллектива, в составе которого сотрудники от 22 до 68 лет, стопроцентное владение компьютером на уровне пользователя и стопроцентное участие педагогов в программе «Школа цифрового века» указывает на правильно избранный вектор развития школы и целесообразную управленческую деятельность.

Для поддержки внутренней мотивации сотрудников к развитию в процессе профессиональной деятельности в школе используется механизм аттестации на соответствие занимаемой должности и/или квалификационной категории на основании технологии «портфолио достижений». Существенным моментом здесь является публичное признание важности личных достижений педагога, его вклада успешную работу всего коллектива. Повлиять на мотивацию к решению конкретных задач, значимых для школы (например, достижение целевых показателей выполнения государственного задания), не сложно через нормирование структуры «портфолио», если предоставить конкретное содержание творчеству самого педагога.

За последние 5 лет в школе увеличилась доля учителей, аттестованных на высшую квалификационную категорию: с 45 до 62%. Если в предыдущие годы молодой специалист готовил «портфолио» для аттестации более 5 лет, то сейчас содержание их научно-исследовательской работы и качество публичного представления методического опыта позволяют молодежи аттестоваться в первые три года.

При анализе эффективности достижения целевых ориентиров «Программы развития школы» в мотивационном блоке мы исходим из позиции, что наличие внутренней мотивации к повышению профессиональной компетентности обеспечивает ежегодное повышение квалификации на различных курсах, в том числе в дистанционной форме, способствует повышению общей удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, предупреждает эмоциональное выгорание педагогов, педагогическую этику в межличностные отношения и со всеми участниками образовательного процесса.

Таблица 2

Динамика обучения педагогов ЦО № 1486 на курсах повышения квалификации

Темы курсов, выбираемые педагогами Количество педагогов, прошедших обучение

2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год

ФГОСы 2 14 27

Методика преподавания учебного предмета 5 5 5

Методы, приемы проектной деятельности 2 17 7

Психологические аспекты образовательного процесса 3 4 3

Информационные технологии 12 15 17

Техника безопасности, охрана труда и т. п. 7 2 7

Всего учебных часов 1260 3744 3384

В том числе дистанционно 36 640 960

Профессиональную переподготовку за три года прошли 6 человек.

Приведем результаты анкетирования педагогов в 2013 и 2014 гг. В опросе принимают участие все педагоги школы (43 и 39 человек соответственно), анкетирование и обработку его результатов проводит школьный психолог.

Данные таблиц 2 и 3 указывают, что педагоги обучаются ежегодно, самостоятельно выбирают темы курсов, соотносят этот выбор со своей темой самообразования, не рассматривают временные затраты на обучение как неэффективное, положительно относятся к дистанционному обучению.

При этом внешняя мотивация к повышению квалификации педагогов в форме материального стимулирования, административного давления уже не используется, более того, может оказать отрицательное воздействие. Освободившиеся материальные и административные ресурсы перераспределяются для эффективно использования в иных направлениях деятельности.

Таблица 3

Удовлетворенность педагогов своей профессиональной деятельностью

№ п/п Позиция Количество педагогов, %

2013 г. 2014 г.

1 Понимают цели и задачи своей профессиональной деятельности 100 100

2 Идут на работу с хорошим настроением 100 100

3 Считают, что большинство педагогов в коллективе выполняют работу добросовестно и качественно 65 73

4 Считают, что администрация достаточно внимательно относится к замечаниям, предложения, касающимся работы 75 88

5 Считают, что качество их работы оценивается объективно 47 62

6 Удовлетворены своей профессиональной деятельностью 72 83

7 Не хотят менять работу 100 98

Список литературы

1. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008.

2. Шрейдер, Ю. А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. Сер. 2. - 1976. - № 1. - С. 3-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Maslow A. Motivatsiya i lichnost. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

2. Shreyder Yu. A. Informatsionnye protsessy i informatsionnaya sreda. Nauchno-tekhni-cheskaya informatsiya. Ser. 2. 1976, No. 1, pp. 3-6.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.