Научная статья на тему 'Информационно-образовательное пространство учреждений среднего профессионального образования'

Информационно-образовательное пространство учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхакова И. И., Фахрутдинова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательное пространство учреждений среднего профессионального образования»

D0l:10.24412/2076-1503-2021-4-315-319 ИСХАКОВА Ильсеяр Ингеловна,

аспирант ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: ilse78@mail.ru

ФАХРУТДИНОВА Анастасия Викторовна,

профессор, доктор педагогических наук КФУ Институт международных отношений, Высшая школа иностранных языков и перевода, кафедра иностранных языков, e-mail: Anastasiya.Fahrutdinova@kpfu.ru

ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Создание информационно-образовательного пространства в колледже позволяет качественно преобразовать образовательный процесс с учетом требований информационного общества. Цель построения модели информационно-образовательного пространства в работе рассматриваются с позиций упорядочения, и привлечения необходимой социокультурной, научно-популярной, познавательной информации в учебный процесс. При этом авторы отмечают значимость создания информационно-образовательного пространства с позиции обучения поиску путей решения профессиональных задач выпускниками учреждений профессионального образования за счет использования ИКТ. Цифровые технологии открывают новые возможности педагогам и студентам: обучение в любое удобное время, но требуют другой ментальности.

Ключевые слова: информатизация, образовательное пространство, информационное пространство, профессиональное образование, моделирование, самообразование, саморазвитие.

FAKHRUTDINOVA Anastasia Viktorovna,

graduate student of FSBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems"

ISKHAKOVA Ilseyar Ingelovna,

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, KFU Institute of international relations, Higher school of foreign languages and translation, Department of Foreign Languages

FORMATION OF A DIGITALIZED EDUCATIONAL SPACE IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Annotation. The creation digitalized educational space in the college allows to transform the educational process in quality rising manner, taking into account the requirements of modern society. The purpose of model of digitalized educational space constructing in the work is considered from the standpoint of sistematization, and attracting the necessary socio-cultural, scientific content to add cognitive information into the educational process. At the same time, the authors note the importance of creating digitalized educational space from the point of view of teaching students at vocational education institutions to find ways to solve professional problems through the use of ICT. Digital technologies open up opportunity for teachers and students like flexible study-time, but require a different mentality.

Key words: informatization, educational space, digital space, professional education, modeling, self-education, self-development.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Введение. События, происходящие в течение последних десятилетий, определяют появление новых индикаторов эффективности образовательного процесса. Глобальные процессы сопутствуют «динамичному развитию общества, с целью сохранения экономической и политической позиции"» Россия «вынуждена учитывать интеграционные процессы в европейском образовательном пространстве. Это поставило перед педагогами задачу разработки адекватных стратегии"» [9, с. 247]. Совершенствования собственной системы подготовки специалистов, что невозможно без формирования локального информационного пространства. Как процессуальная, так и содержательная части образовательного процесса должны ориентироваться на новые тренды четвёртой промышленной революции. При этом информатизация сфер социально-общественного блока подразумевает изменения в социальной, культурной и образовательной областях. Все более ускоряющееся развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение новых открытий и достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется и является исторической неизбежностью. Такие изменения сегодня затронули все уровни организации образования. Однако особая значимость формирования информационно-образовательного пространства учреждений профессионального уровня заслуживает отдельного внимания, что связано с необходимостью моментального реагирования на новые тренды и потребности производства.

Основная часть. В ходе нашего исследования были применены аналитические методы теоретического анализа таких основных понятий как пространство, образовательное пространство, информационное пространство, информационно-образовательное пространство, Научно-методологический анализ, осуществлённый при определении структуры информационно-образовательного пространства учреждений среднего профессионального образования, при опоре на существующую дидактическую традицию, лежащую в основе построения российской системы среднего профессионального образования, а также учёт уровня развития телекоммуникационных и информационных технологий, позволили определиться с основами моделирования информационно-образовательного пространства конкретного учреждения, в котором осуществляется подготовка кадров для легкой промышленности.

Обращение к проблеме изучения различных подходов к построению и организации информационно-образовательного пространства колледжа, нашедших отражение в различных научных источниках, позволило выявить разнообразие во взглядах и мнениях авторов.

В работах Савельевой О.А., Ермолович Е.В. отмечается, что выделение программно-стратегического, организационно-управленческого, учебно-методического и ресурсно-информационного блоков в структуре информационно-образовательного пространства [4], достаточно близкой по классификации компонентов является структура, которая была предложена Власенко А.В., Якушиной Е.В. [3], которые предлагают классификацию, схожую с предложенной Савельевой О.А. и Ермолович Е.В. [4,5]. У данных авторов информационно-образовательное пространство образовательного учреждения формируется из аппаратного, ресурсного, кадрового, регламентного, методического и технологического компонентов.

Так основу нашего исследования определили научные труды Мелюхина С.Т., который рассматривал пространство с позиции формы существования материи, которая диктует условия, в которых она существует, движется и развивается, по его мнению, основными характеристиками пространства являются «протяжённость, структурность, взаимодействие материальных объектов» [7, с. 101]. Одновременно, пространство не имеет отношения к каким-либо субъектам.

Черных С.И определяет «образовательное пространство» через совокупность условий, которые позволяют влиять на организационную сторону образовательного процесса, затрагивая сферу самообразования и саморазвития за счет информационного, технологического и педагогического воздействия. Образовательное пространство не подразумевает включения в него субъекта учебной деятельности, его существование предполагается самостоятельно, вне какой-либо зависимости. Идеи гуманитаризации образования подразумевают создание образовательного пространства - как элемента его гуманитаризации, позволяющего воплотить идеи гуманитаризации в практике образовательного процесса, за счет усиления внимания к общекультурным, общегуманитарным потребностям индивида, образуя форму трансляции социального опыта от одного поколения к другому, формируя ценностные связи. «Образовательное пространство характеризуется объёмом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества» [12].

Информационно-образовательное пространство в трудах Лушникова И.Д. представлено

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

как «совокупность единой базы данных, технологий их сопровождения и использования; информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса (администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей), социальных партнеров)» [6, с.66].

В исследованиях Афонина А.Н: «Информационное пространство» - имеет более широкое значение, относящееся к сфере социально-экономических отношений, а именно, автор подразумевает под ним существование многообразия баз данных, использование технологий, позволяющих их содержать и использовать, наличие информационных и телекоммуникационных систем, функционирование которых возможно на основе универсальных общих принципов обеспечения информационного взаимодействия государственных, социальных, экономических, культурных организаций с гражданами для удовлетворения взаимных интересов и потребностей. Под компонентами информационного пространства он понимает не только «...информационные ресурсы (электронные, библиотеки, музеи, архивы и т.д.), средства информационного воздействия и информационную инфраструктуру» [1, с. 29].

Определение феномена «информационно-образовательного пространства учебного заведения среднего профессионального образования» вытекает из понимания идеи подготовки квалифицированных специалистов, живущих во времена четвертой промышленной революции. Такое пространство является системным образованием, которое может сформироваться при организации обучения производственной деятельности, соответствующей развитию личностного потенциала информационно-грамотной рабочей силы. Оно осваивается за счет соответствующего ценностного построения к происходящему на основе информационно-коммуникационного взаимодействия и личностных мотивов. Адаптивность к информационно-технологическому производству позволит существенно повысить конкурентоспособность выпускника в информационно-ориентированном производственном пространстве. [1, с. 32].

Таринова Н.В. придерживается мнения о том, что «.информационно-образовательное пространство - педагогическая система плюс её обеспечение, т.е. подсистемы: материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая. Другое определение -это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, нераз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

рывно связанная с человеком как субъектом образования» [8, с. 59]. Информационные и телекоммуникационные технологии позволяют вывести профессиональную подготовку на новый уровень, обеспечивая значительно более высокое качество образования. Создание образовательного информационного пространства, позволяет каждому учащемуся осваивать тот объем информации, который ему/ей необходим для профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования [5].

Идея создания «информационно-образовательного пространства», которое позволит создать особую инновационную среду учебного заведения, определила необходимость моделирования «информационно-образовательного пространства», которое позволит усовершенствовать процесс обучения.

Анализ представлений о пространстве как таковом, о существующих информационно-образовательных пространствах, основанный на дидактических традициях российской системы образования, нельзя проводить без учета состояния и уровня развития информационных технологий и средств телекоммуникаций. Это позволило нам определить принципы, которые легли в основу моделирования информационно-образовательного пространства в колледже легкой промышленности, ими стали многокомпонентность, инте-гральность, распределенность и адаптивность.

При этом процессе формирования инновационного информационно-образовательного пространства подразумевает изменения на оператив-но-деятельностном уровне, а именно учет всех компонентов образовательного пространства колледжа, на технологическом уровне это совершенствование системы компьютерного обеспечения образовательного процесса за счет разработки функциональной программно-телекоммуникационной среды. Грамотное использование технологических средств и взаимосвязанное содержательное наполнение, так же, как и качественное информационное обеспечение всех участников образовательного процесса будут выступать ведущими педагогическими условиями создания информационно- образовательного пространства. В результате будет возможен качественный переход на новый уровень образовательного процесса: во-первых, цифровизация общества — это реальность, а не перспектива, от которой, к сожалению наши учебные заведения отстают. В то время как производство требует от учебных заведений среднего звена подготовки специалистов качественно нового уровня. И главными задачами информационно-образовательного пространства становится аккумулирование, упорядочение, предоставление всей необходимой социокультурной, научно-попу-

лярной, познавательной информации, систем поиска, коммуникации и т. п. При этом «автоматизация» всех процессов управления, связи, обучения, повышения квалификации, самообразования, самоподготовки и многое другое и для администрации, и для педагогов, и для студентов позволит совершенствовать учебный процесс, научно-методическую деятельность, систему управления колледжем, внеурочную деятельность.

Локальное информационно-образовательное пространство колледжа является частью информационной среды на всех организационных уровнях муниципального, регионального, межрегионального, федерального в соответствии с активностью участия колледжа в проектах и программах.

Информационно-образовательное пространство колледжа подразумевает наличие информационно-технического, организационного и педагогического блоков. Так, реализационный уровень модели создания информационно-образовательного пространства современного колледжа легкой промышленности представляет собой программно-технический комплекс с одной стороны и педагогическую систему, которая предполагает наличие определенного уровня компетентности педагогов для решения профессиональных задач с использованием ИКТ с другой.

Под информатизацией образовательно-воспитательного процесса в колледже понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

- в учебный процесс для подготовки студентов к жизнедеятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;

- в управление системой подготовки кадров для сферы легкой промышленности для повышения эффективности и качества процесса;

- в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов, разработки и внедрения новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий. «Педагогу в данном случае отводится роль не регламентации и жесткого управления процессом воспитания, а роль подготовки человека к самоактуализации и саморазвитию» [10, с. 233]. При этом важно помнить, что ответственность не только за образование, но и за воспитательные процессы в России традиционно возложена на учебные заведения...» в связи с чем, «особую роль в сложив-

шемся ситуации играет еще и поиск воспитательном" компоненты в каждом явлении и событии, происходящем в учебных заведениях» [11, с. 53].

Заключение. Преподаватели колледжа осознают, что цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию.

Список литературы:

[1] Афонин Н. А. Формирование профессиональной компетентности студентов it-специально-стей колледжа средствами информационного пространства компьютерного класса: канд. пед наук [Перм. гос. гум. ун-т. им. И. С. Тургенеева]-Казань, 2018.

[2] Богдановская, И, М Информационные технологии в педагогике и психологии. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / ИМ Богдановская. - СПб.: Питер, 2018. - 405 с.

[3] Власенко В. А.,Якушина Е. В. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы // Народное образование, 2012. №5/2012. С. 154.

[4] Гагарина, Л.Г. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.Г. Гагарина, Я.О. Теплова, Е.Л. Румянцева и др. - М.: Форум, 2018. - 144 с.

[5] Горбенко, А.О. Информационные технологии в налогообложении: Учебное пособие / А.О. Горбенко, А.В. Мамасуев. - М.: Инфра-М, 2018. -384 с.

[6] Лушников И.Д. Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия // Справочник заместителя директора школы. -2013. -No10. -С.66-88, No11. -С.82-92

[7] Мелюхин С.Т. Время // Философский 1983 энциклопедический словарь.С.101.,519 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/ articles/418/prostranstvo-i-vremya.htm

[8] Таринова Н. В. Формирование педагогической компетентности студентов-заочников сред-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

ствами дистанционных форм обучения: канд. пед. наук [Орл. Гос ун-т. им. И. С. Тургенеева]-0рел,2018.

[9] Фахрутдинова А. В. Реформирование профессионального образования в европе как условие повышения его конкурентоспособности // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012. Т. 210. С. 247-251.

[10] Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г Построение учебно- воспитательного процесса вуза - современное понимание и принципы организации //Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. Т. 224. № 4. С. 233-236.

[11] Фахрутдинова А.В. Формирование межэтнической толерантности студентов в условиях поликультурной среды вуза // Вестник НЦБЖД. 2019. № 2 (40). С. 52-57.

[12] Черных С. И. Изменение образовательного пространства в информационную эпоху: док. фил.наук [Новсиб. гос. пед ун-т.]- Новосибирск, 2012.

Spisok literatury:

[1] Afonin N. A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov it-special'nostej kolledzha sredstvami informacionnogo prostranstva komp'yuter-nogo klassa: kand. ped nauk [Perm. gos. gum. un-t. im. I. S. Turgeneeva]- Kazan', 2018.

[2] Bogdanovskaya, I, M Informacionnye tekh-nologii v pedagogike i psihologii. Uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya / IM Bogdanovskaya. - SPb.: Piter, 2018. - 405 c.

[3] Vlasenko V. A.,Yakushina E. V. Vzaimosvyaz' komponentov informacionno-obrazovatel'noj sredy shkoly // Narodnoe obrazovanie, 2012. №5/2012. S. 154.

[4] Gagarina, L.G. Informacionnye tekhnologii: Uchebnoe posobie / L.G. Gagarina, YA.O. Teplova, E.L. Rumyanceva i dr. - M.: Forum, 2018. - 144 c.

[5] Gorbenko, A.O. Informacionnye tekhnologii v nalogooblozhenii: Uchebnoe posobie / A.O. Gorbenko, A.V. Mamasuev. - M.: Infra-M, 2018. - 384 c.

[6] Lushnikov I.D. Cifrovaya shkola kak resursnyj centr setevogo vzaimodejstviya // Sprav-ochnik zamestitelya direktora shkoly. -2013. -No10. -S.66-88, No11. -S.82-92

[7] Melyuhin S.T. Vremya // Filosofskij 1983 enciklopedicheskij slovar'.S.101.,519 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://philosophy.niv.ru/ doc/dictionary/philosophical/articles/418/prostran-stvo-i-vremya.htm

[8] Tarinova N. V. Formirovanie pedagogich-eskoj kompetentnosti studentov-zaochnikov sredst-vami distancionnyh form obucheniya: kand. ped.nauk [Orl. Gos un-t. im. I. S. Turgeneeva]- 0rel,2018.

[9] Fahrutdinova A. V. Reformirovanie profes-sional'nogo obrazovaniya v evrope kak uslovie povy-sheniya ego konkurentosposobnosti //Uchenye zapiski Kazanskoj gosudarstvennoj akademii veteri-narnoj mediciny im. N.E. Baumana. 2012. T. 210. S. 247-251.

[10] Fahrutdinova A.V., Kondrat'eva I.G Postro-enie uchebno- vospitatel'nogo processa vuza - sovre-mennoe ponimanie i principy organizacii //Uchenye zapiski Kazanskoj gosudarstvennoj akademii veteri-narnoj mediciny im. N.E. Baumana. 2015. T. 224. № 4. S. 233-236.

[11] Fahrutdinova A.V. Formirovanie mezhet-nicheskoj tolerantnosti studentov v usloviyah poli-kul'turnoj sredy vuza // Vestnik NCBZHD. 2019. № 2 (40). S. 52-57.

[12] Chernyh S. I. Izmenenie obrazovatel'nogo prostranstva v informacionnuyu epohu: dok. fil.nauk [Novsib. gos. ped un-t.]- Novosibirsk, 2012.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.