Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT / PHARMACEUTICAL MARKET / PHARMACEUTICAL INDUSTRY DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баценков Полина Владимировна, Шушунова Татьяна Николаевна

В настоящей статье рассмотрено проблемы управления инновационного развития российской фармацевтической отрасли в современных условиях. Обсуждаются перспективы инновационного развития в условиях цифровой экономики. Обозначается необходимость внедрения инноваций, инновационных методов управления, разработки новых лекарств, систем финансирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баценков Полина Владимировна, Шушунова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN RUSSIA: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

This article describes the management problems of innovational development of the Russian pharmaceutical industry today. Discusses the prospects for innovation development in the context of the digital economy. Indicated by the need for innovation, innovative management practices, the development of new medicines financing systems industry.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ»

УДК 338.242.2

Баценкова П.В., Шушунова Т.Н.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ

Баценкова Полина Владимировна, студентка 1 курса магистратуры кафедры менеджмента и маркетинга, e-mail: batsenkova.polv@,vandex.m;

Шушунова Татьяна Николаевна, к.т.н. доцент кафедры менеджмента и маркетинга; Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

В настоящей статье рассмотрено проблемы управления инновационного развития российской фармацевтической отрасли в современных условиях. Обсуждаются перспективы инновационного развития в условиях цифровой экономики. Обозначается необходимость внедрения инноваций, инновационных методов управления, разработки новых лекарств, систем финансирования отрасли.

Ключевые слова: управление инновационным развитием, фармацевтический рынок, стратегия развития фармацевтической отрасли

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN RUSSIA: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Batsenkova P.V., Shushunova T.N.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

This article describes the management problems of innovational development of the Russian pharmaceutical industry today. Discusses the prospects for innovation development in the context of the digital economy. Indicated by the need for innovation, innovative management practices, the development of new medicines financing systems industry.

Keywords: management of innovation development, pharmaceutical market, pharmaceutical industry development strategy

Фармацевтическая отрасль - одна из приоритетных высокотехнологичных отраслей для развития инноваций в России, которая в настоящий момент находится на пороге изменений. Главным образом, эти изменения связаны с формированием инновационного потенциала, необходимостью импортозамещения и стимулирования роста производительности труда. Оптимизация

управления фармацевтической отраслью играет значимую роль в развитии общества, человеческого капитала и сохранения его потенциала.

В настоящий момент сохранение и укрепление здоровья общества являются приоритетными направлениями во внутренней политике нашей страны. Хотя данная отрасль и является наиболее стабильно развивающейся, в ее управлении и регулировании назрели важные и насущные проблемы, которые требуют углубленного изучения и быстрого решения. Потенциал национальной фармацевтической отрасли, опирающийся на инновационную модель развития здравоохранения, является важным показателем уровня экономического развития любого государства.

Управление инновационной моделью развития отечественного здравоохранения предусматривает построение развитых коммуникаций в системе здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, стимулирование активного внедрения научных результатов в медицинскую практику, целенаправленную подготовку

высококвалифицированных научных кадров, способных внедрять новые научные достижения.

По данным Министерства промышленности и торговли за 2011-2017 годы в фармацевтическую отрасль в общей сложности было инвестировано более 150 млрд. руб. частных и государственных средств [1]. Также для решения проблем управления динамично развивающейся фармацевтической отраслью Министерством промышленности и торговли была разработана стратегия инновационного развития на период до 2020 года «Фарма-2020». Основными задачами данной стратегии по управлению инновационным развитием. являются [2]:

1. Выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых, жизненно необходимых лекарственных препаратов для населения.

2. Повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической продукции.

3. Стимулирование разработок и производства инновационных лекарственной продукции.

4. Увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической промышленности.

5. Кадровое обеспечение перехода отечественной фармацевтической промышленности на инновационную модель развития.

Прямым следствием реализации стратегии стало существенное увеличение выпуска отечественных препаратов, предоставляемых по Федеральной государственной программе «7 нозологий», препаратов для лечения онкологических

заболеваний, терапии ВИЧ и профилактики СПИДа [3]. Для преодоления ограничений санкционной политики за последние пять лет зарубежные производители построили в России семь новых фармацевтических заводов, и более семидесяти иностранных фармацевтических компаний локализовали здесь свое производство [4].

На данный момент в нашей стране уже завершается разработка следующей стратегии «Фарма-2030». Данная стратегия развития отрасли с одной стороны продолжает уже начатый курс предыдущей стратегии, и в то же время ориентирована на принципиально новые цели, среди которых — увеличение экспорта фармацевтической продукции. В новой стратегии намечен «переход от импортозамещающего производства к экспортно ориентированному». По данным Министерства промышленности и торговли «Фарма-2030» должна вывести отечественную фармацевтическую отрасль к инновационной модели развития. Тогда открытие новых производств и развитие научно-исследовательской деятельности будет постоянной практикой для российского производства.

Российский рынок фармацевтической продукции в последние годы является достаточно динамичным. Объём фармацевтического рынка России в 2017 году превысил 1,4 трлн. руб., что на 9% выше, чем годом ранее [5].

Примерно 70% объемов всего

фармацевтического рынка формирует коммерческий сегмент (так называемые аптечные продажи). Доля государственных закупок (госпитальные закупки и программы льготного лекарственного обеспечения) составляет примерно 30% в денежном выражении. Несмотря на рост сегмента льготного лекарственного обеспечения, доля государственных расходов на фармацевтику в целом гораздо ниже, чем в ведущих странах Западной Европы, где на государство приходится до 80% всех расходов на лекарства.

Что касается положения российского фармацевтического рынка в мире, то по данным отраслевого отчета компании Бе1оШ;е в 2017 году он не входит в десятку лидеров по объему рынка. Рынок США, например, превышал 400 млрд. долл., рынок Китая - 175 млрд. долл. Россия занимала в этом ряду 14 место после США, Китая, Японии, Германии, Франции, Италии, Мексики, Канады, Бразилии, Южной Кореи, Великобритании, Испании и Индии.

Однако по оценкам мировых экспертов к 2020 году прогнозируется увеличение мирового фармацевтического рынка на 26,3 процента, а также рост продаж на 31,4 процента российского фармацевтического рынка в ближайшие годы, так что страна сохранит свое 14-е место.

Несмотря на положительные темпы роста, продукция российской фармацевтической отрасли слабо востребована на международных рынках. Доля России в мировом экспорте лекарственной продукции минимальна. Россию можно назвать чистым импортером лекарственных препаратов: в 2017 году доля фармацевтического импорта была в 14 раз больше экспорта (в абсолютных цифрах: 728 против 10835 млн. долл США в 2017 году), Россию

можно назвать нетто-импортером медикаментов. Почти 80 процентов импорта поступает из Европы, прежде всего из Германии и Франции [6].

Данный факт свидетельствует о наличии условий, тормозящих производство и экспорт отечественной продукции. Анализ состояния отрасли выявил ряд негативных факторов управления и регулирования.

Во-первых, этому способствует

административные барьеры, в частности медленное внедрение международных стандартов, которые регулируют производство и контроль качества лекарственных средств. Международным стандартом производства медикаментов является GMP (Good Manufacture Practice) -Надлежащая производственная практика. Стандарт GMP отражает целостный системный подход к производственному менеджменту лекарственных средств, регулирует и отслеживает собственно параметры качества в процессах производства и лабораторной проверки [7]. Для стандартизации качества медицинского обслуживания населения в настоящее время стандарт GMP применяется вместе с другими международными стандартами, а именно со стандартом GLP (надлежащая лабораторная практика), стандартом GCP (надлежащая клиническая практика) и стандартом GDP (надлежащая дистрибьюторская практика). В совокупности данные международные стандарты позволяют безопасно и качественно производить лекарственные средства по всем правилам и нормам.

Во-вторых, продукция отечественной фармацевтической отрасли имеет низкую конкурентоспособность на международном рынке по причине использования устаревших технологий производства, отсутствия инновационной

составляющей при производстве действующего активного вещества лекарственного средства.

В силу ряда причин российские компании не могут полноценно заниматься разработкой инновационных препаратов. Этому препятствую такие недостатки управления, как отсутствие механизмов финансирования НИОКР, дисбаланс регулирующих требований к отечественным и зарубежным производителям, несовершенство законодательной базы, нехватка

квалифицированных кадров.

В силу указанных причин доля импортных инновационных препаратов на российском рынке составляет 45%, а отечественные инновационные разработки занимают всего лишь около 2%. На данный момент особенностью российского фармацевтического рынка является преобладание низко рентабельных дженериков, а не инновационной продукции. Дженерик - это лекарство-копия, которое совпадает с оригинальным препаратом по количеству действующего вещества и влиянию на организм человека. В свою очередь, это не позволяет отечественным производителям выделять средства на НИОКР в достаточном объеме. Более того, государственное регулирование не оказывает существенной поддержки и не стимулирует рост инвестиций в инновационные проекты. В связи с этим, необходимо совершенствовать подходы к государственному

управлению фармацевтической отраслью, проведению инвестиционной политики, которая должна быть направлена на расширение исследовательской деятельности в этой сфере научных знаний.

Следующим ограничением инновационного развития фармацевтической отрасли является дисбаланс регулирующих требований к отечественным и зарубежным производителям. Например, процедуры регистрации для отечественных производителей лекарственных средств по сравнению с зарубежными наиболее длительные и сложные, что в свою очередь, увеличивает транзакционные издержки

отечественных производителей.

Недостаточный уровень российского патентного законодательства и отсутствие должной защиты прав интеллектуальной собственности также негативно влияют на инвестиции частного сектора в инновационные разработки. Фармацевтическая отрасль здесь не исключение, поскольку существующий частный бизнес предпочитает участвовать в развитии тех подсекторов, которые дают прибыль в короткие сроки и не требуют крупных рискованных инвестиций.

Далее следует отметить еще одно ограничение инновационной модели развития фармацевтической отрасли - это разрыв между фундаментальной наукой и реальным состоянием производства на отечественных фармацевтических предприятиях. В России практически отсутствуют бизнес-структуры, взаимодействующие с финансовыми институтами, которые могли бы инвестировать в инновационные фармацевтические проекты. Решение проблемы может быть реализовано только при комплексной финансовой и организационной поддержке со стороны государства и привлечении ключевых институтов развития, например, таких как ГК «Роснанотех» и ОАО «РВК» (создание корпоративных венчурных фондов), ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) (инвестиционное

финансирование) и ГК «Ростехнологии» (содействие разработке и производству).

Еще одним ограничением на пути инновационного развития отечественной

фармацевтической отрасли является недостатки управления в системе подготовки кадров, которые приводят к нехватке квалифицированных специалистов для фармацевтической отрасли. Одной из важнейших проблем подготовки кадров для отечественной фарминдустрии является тот факт, что университеты страны готовят исключительно фармацевтов по продажам препаратов в аптеке, но при этом отсутствует подготовка исследовательских кадров, которые сейчас крайне востребованы в данной области промышленности.

В настоящий момент у российского фармацевтического рынка есть огромный потенциал, который пока не раскрыт. Существует ряд проблем, и все эти проблемы должны быть безотлагательно разрешены. Поэтому нашей стране необходимо иметь не только собственное производство лекарственных средств, включая инновационные препараты на основе последних достижений генной инженерии и нанотехнологий, но и крепкую научную базу для их создания. Решение данных проблем повысит скорость развития отечественного фармацевтического рынка, увеличит число рабочих мест и приведет к формированию собственных научного-исследовательских кластеров, увеличению доходов государственного бюджета и российских производителей лекарственных средств. На эффективность инновационной деятельности фармацевтических предприятий существенное влияние окажет государственное стимулирование. Поэтому следует расширить спектр применяемых инструментов и методов государственного регулирования инновационной активности предприятий фармацевтической отрасли.

Список литературы

1.Минпромторг России. Официальная статистика. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!nachala svoyu rabotu vtoraya konferen ciya biotehmed (дата обращения 09.05.2019).

2. Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs (дата обращения 09.05.2019).

3. Государственная программа «7 нозологий». Режим доступа: https://base.garant.ru/70362290 (дата обращения 09.05.2019).

4. От «Фармы-2020» к «Фарме-2030»: проблемы, задачи, перспективы. Режим доступа: https://lekoboz.ru/farmrynok/ot-farmy-2020-k-farme-2030-problemy-zadachi-perspektivy (дата обращения 09.05.2019)

5. Фармацевтический рынок России в 2017 году. Тренды и тенденции. Режим доступа: https://www.diapazon-pharm.ru/pharmrf2017 (дата обращения 09.05.2019).

6. Импорт лекарств в Россиию превышает экспорт в 14 раз [Электронный ресурс] // Интернет портал «Новости GMP»: сайт - URL: https://gmpnews.ru/2017/06/import-lekarstv-v-rossiiyu-prevyshaet-eksport-v- 14-raz/ (дата обращения 07.05.2019).

7. Надлежащая производственная практика. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 07.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.