МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОМ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ И ВАЖНЕЙШИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
УДК 330.322:615
Марко Йованович,
Аспирант кафедры «Общий менеджмент и управление проектами», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Тел.: (985) 481-15-27 Эл. почта: [email protected]
В настоящей статье автор отражает стратегические цели, принципы и задачи развития фармацевтической промышленности, ситуацию в отрасли, проблемы отрасли, способы и пути решения указанных проблем. Основное внимание сосредоточено на методологических основах формирования механизмов устойчивого развития фармацевтической отрасли России. Проводится анализ экономико-организационных проблем устойчивого развития современной фармацевтической отрасли. Предлагается внедрение новой инновационно-инвестиционной концепции развития фармацевтической отрасли. Рассматривается уровень конкурентоспособности предприятия в национальной фармацевтической промышленности. Разработаны механизмы устойчивого инновационного развития отрасли.
Ключевые слова: фармацевтическая индустрия, устойчивое развитие, конкурентоспособность, бизнес процесс, бизнес среда, стандарт GMP, венчурные фирмы (рисковые фирмы), инновационно-инвестиционной концепции развития, стратегии развития фармацевтической промышленности.
Marko Jovanovich,
Post-graduate student, the Department of General Management and Project Management, Financial University under the Government of the Russian Federation Tel.: (985) 481-15-27 E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION MECHANISMS OF INNOVATIVE STRATEGIES IN PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND KEY INVESTMENT PROJECTS
In this article, the author reflects the strategic goals, principles and objectives of the pharmaceutical industry, the situation in the industry, the industry's problems, methods and ways of solving these problems. The focus is on the methodological bases for the formation of sound and sustainable development of the pharmaceutical industry in Russia. The analysis of the economic and organizational challenges of sustainable development modern pharmaceutical industry is presented. The introduction of new innovative investment concept of the pharmaceutical industry is proposed. We consider the level of competitiveness in the national pharmaceutical industry and mechanisms for sustainable and innovative development of the industry.
Keywords: the pharmaceutical industry, sustainable development, competitiveness, business process, business environment, standard of GMP, venture capital firms (risky business), innovative-investment concept of development strategy of the pharmaceutical industry.
1. Введение
Методологические основы формирования механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли необходимо начать с определения теоретико-методологических основ управления устойчивым развитием. В частности, важным является уточнение понятия и содержания категории «устойчивое развитие» применительно к объекту управления - фармацевтической отрасли - на основе соединения познавательных возможностей теории устойчивого развития и теории инноваций. Не менее значим для достижения цели исследования является анализ экономико-организационных проблем устойчивого развития современной фармацевтической отрасли России.
«Устойчивость» - междисциплинарная категория, используемая в философии, экономике, социологии, политологии, менеджменте и других областях научного знания. В социально-гуманитарном знании устойчивость системы рассматривается как её свойство возвращаться к исходному состоянию после прекращения некоего внешнего воздействия, которое вывело ее из этого состояния, что для живых систем проявляется в их способности приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. Устойчивость обладает неким дуализмом, проявляясь как свойство и как состояние системы [1]. Именно дуальными характеристиками обусловлена сложность научного употребления данной категории. С одной стороны, устойчивость отражает необходимость постоянства и неизменности как условие стабильности; с другой стороны, развитие - процесс постоянных изменений - невозможно без устойчивого состояния системы[2].
Экономической наукой понятие устойчивости было заимствовано из теории систем, где устойчивость используется в комплексе интегральных характеристик сложного объекта, отражающих его взаимодействие со средой, внутреннюю структуру и поведение, и является одним из первичных качеств любой системы[3]. В общем смысле под устойчивостью понимается способность системы сохранять некоторое её свойство по отношению к неопределённости некоторых параметров самой системы или внешней среды. Устойчивость во взаимосвязи с другими первичными качествами системы, а именно, с надёжностью, управляемостью, самоорганизацией, обеспечивает её живучесть, то есть относительно продолжительный период существования системы, в течение которого она выполняет основные присущие ей функции, стремясь к достижению поставленных целей, а также способствует её эффективности, что в конечном счёте формирует безопасность системы[4].
Устойчивым инновационным развитием промышленного производства отрасли в контексте синергетического подхода является такой вариант развития, при котором в течение длительного периода в результате внедрения инноваций происходит переход системы от одного устойчивого состояния к другому[5]. Таким образом, инновации, формирование и эффективное функционирование отраслевой инновационной системы являются одним из определяющих факторов устойчивого развития отрасли [6].
2. Инновационно-инвестиционная концепция развития фармацевтической отрасли России
Устойчивое развитие фармацевтической отрасли, исходя из этого, представляет собой непрерывный процесс сбалансированного целенаправленного и прогрессивного развития фармацевтической отрасли как социально-экономической системы, предполагающий совершенствование сферы разработки, производства и продвижения фармацевтической продукции в стране, которое в условиях динамических изменений внутренней и внешней среды обеспечивает национальные интересы государства и положительно влияет на укрепление здоровья нации. Обеспечение устойчивого развития означает прежде всего достижение лидирующих позиций на мировом рынке фармацевтической продукции, что требует постоянного внедрения инноваций и повышения инновационного потенциала отрасли.
Фармацевтическая индустрия, являющаяся одним из важнейших элементов системы здравоохранения, стоит на пороге коренных инновационно - техническим изменений. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с ростом производительности труда и формированием инновационной составляющей, развитием импорто-замещения. Инновационный сценарий развития событий предполагает разработку и принятие Стратегии развития фармацевтической промышленности России, призванной решить проблему лекарственного обеспечения населения России в существующих условиях и на долгосрочную перспективу. Конечной целью всех этих инициатив является создание устойчивой национальной индустрии, способной обеспечить население Российской Федерации доступными, эффективными и безопасными лекарствами в необходимых количествах. Важнейшим элементом Стратегии должна быть направленность на создание нового поколения инновационных лекарств.
В целях повышения конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли необходимо внедрение новой инновационно-инвестиционной концепции развития, которую предполагается проводить в два этапа.
Первый этап - можно назвать: инновационно-технологический этап инновационно-инвестиционной концепции призван повысить конкурентоспособность российских дже-нериковых препаратов и наладить производство инновационных препаратов по лицензии на территории РФ. В течение этого этапа необходимо инвестировать в развитие производственной базы, соответствующей стандартам GMP, а также принятие Европейской, а позже и Российской Фармакопеи, адаптированной к особенностям фармрынка страны.
Второй этап - продуктово-ин-новационный предполагает разработку российских инновационных препаратов, в том числе препаратов для импортозамещения. Реализация механизма управления инновациями в рамках предложенной концепции предполагает решение ряда задач.
Основной задачей в этой отрасли является развитие современной производственной базы (в том числе с помощью локализации высокотехно-
1.1 Размещение высокотехнологичных производств на территории РФ
11.1 "Дженериковое" импортозамещение
П.2 Покупка лицензий
II.3 Обеспечение национальной лекарственной независимости
111.1 Разработка инновационныхпрепаратов, аналогов находящихся под патентом
III.2 Разработка инновационныхпрепаратов, не имеющих аналогов
Рис. 1. Основные группы мероприятий для реализации Стратегии
Источник: Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года.
логичных производств и исследовательских центров на территории РФ), соответствующей, стандартам ОМР, позволяющей с высокой эффективностью производить лекарственные субстанции и готовые лекарственные формы на их основе.
Для реализации этой задачи должны быть приняты меры, направленные на преодоление основных негативных тенденций в национальной фармацевтической промышленности. На рисунке 1, представлены основные группы мероприятий для реализации Стратегии.
Российская фармацевтическая промышленность, нуждается в ясной и реалистичной стратегии, призванной вывести отрасль из состояния неустойчивого равновесия в разряд ведущих индустрий мирового значения, основанных на прогрессивных научно-технических идеях, высокотехнологичных производствах и мощном кадровом потенциале. От решения этой задачи зависит многое в будущей судьбе РФ и её населения.
С учётом анализа современного состояния производственного потенциала отрасли, в срочном порядке надо реализовать «Стратегию развития отрасли». В Стратегии должна быть разработана концепция приоритетного и опережающего развития
производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (основных лекарственных средств), обеспечивающих решение неотложных проблем здравоохранения.
Стратегию можно базировать на основных положениях Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и «Стратегии - Фарма 2020», которая включает:
- проведение государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами в необходимом ассортименте, объёме и по доступным ценам;
- проведение государственной политики в области поддержки отечественных производителей лекарственных средств;
- совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами;
- совершенствование системы закупки лекарственных средств;
- широкое использование финансового лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием.
Рис. 2. Доля рынка продукции отечественного и зарубежного производства в 2007 году и планируемая Стратегией к 2020 году
Источник: Официальный сайт ЦМИ «Фармэксперт» (www.pharmexpert.ru.
Фармацевтическая отрасль России - одна из важнейших социально значимых отраслей народного хозяйства страны. Динамика развития промышленного комплекса отрасли в последние годы определялась сохранением спроса на лекарственные средства на внутреннем рынке, опережающим ростом издержек производства, конкуренцией со стороны зарубежных производителей. При этом уровень удовлетворения потребности здравоохранения в эффективных и безопасных лекарственных средствах невысок. Доля импортной продукции на российском рынке составляет по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств более 80% (Рис. 2.).
В результате, реализации механизмов инновационного развития отрасли, доля продукции отечественного производства в общем объёме внутреннего рынка должна составить не менее 50% в стоимостном выражении, при этом не менее 80% должно носить инновационный характер и находиться под патентной защитой, что соответствует пропорции между инновационными и дженериковыми препаратами в стоимостном выражении в развитых странах. Доля экспорта должна составлять не менее 30% от общего объёма производства.
Достижение целей инновационной стратегии зависит от успешного решения широкого круга задач как в сфере развития российского здравоохранения в целом, так и в сферах международных отношений и обеспечения устойчивого экономического роста. Необходимо также обеспечить надлежащий
уровень координации действий законодательных и исполнительных органов государственной власти, взаимодействие с профессиональными ассоциациями и экспертным сообществом.
3. Развитие национальной фармацевтической промышленности основывается на следующих приоритетах[3]:
- обеспечение в первоочередном порядке выпуска лекарственных средств для лечения наиболее распространенных заболеваний: сердечнососудистых, онкологических, психических, инфекционных (включая СПИД, гепатиты, туберкулез, краснуху и др.), сахарного диабета, а также для охраны здоровья матери и ребенка;
- формирование эффективной системы обеспечения лекарственными средствами лечебно-профилактических учреждений и населения;
- разработка эффективного механизма привлечения финансовых средств коммерческих банков и других внебюджетных источников на развитие фармацевтической промышленности;
- обеспечение развития малых предприятий в фармацевтической промышленности;
- совершенствование системы мер по привлечению инвестиций в развитие фармацевтической промышленности;
- стимулирование лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и приборами;
- гармонизация нормативно-правовой документации в области произ-
водства и реализации лекарственных средств с аналогичной документацией стран - членов Европейского союза;
- реформирование и реструктуризация предприятий, научных и проек-тно-конструкторских организаций в фармацевтической промышленности;
- создание современной системы организационно-экономического и информационно-аналитического обеспечения в сфере производства и реализации лекарственных средств, а также в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- техническое перевооружение, реконструкция, расширение и новое строительство предприятий на базе прогрессивных технологий за счёт всех источников финансирования;
- производство импортозамещающей продукции;
- развитие экспортного потенциала;
- развитие производства субстанций лекарственных средств;
- развитие инфраструктуры на действующих предприятиях фармацевтической промышленности, направленной на охрану окружающей среды;
- создание дополнительных рабочих мест за счёт обеспечения - ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей;
- перепрофилирование ряда устаревших производств на выпуск новых, более эффективных лекарственных средств, внедрение новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации;
- концентрация усилий на приоритетных направлениях и повышение эффективности научных исследований по разработке и освоению производства современных лекарственных средств, новых видов сырья и материалов, новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации.
Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств, Стратегия развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) должна определять тактические (на 2010-2015 гг.) и стратегические (на 2015-2020 гг.) цели, которые достигаются поэтапно.
На первом этапе (2010-2015 гг.) предполагается осуществить мероприятия, направленные на стабилиза-
цию положения в фармацевтической промышленности, реформирование и реструктуризацию предприятий, научно-исследовательских и проек-тно-конструкторских организаций, подготовку нормативно-правовой документации в области разработки, производства и реализации лекарственных средств в целях гармонизации её с аналогичной документацией стран - членов Европейского союза, разработку эффективного механизма привлечения инвестиций в фармацевтическую промышленность, разработку мер государственной поддержки отраслевой науки.
Реализация плана мероприятий стратегии на первом этапе позволит сформировать эффективную систему обеспечения лекарственными средствами лечебно-профилактических учреждений и населения.
Улучшение инвестиционной ситуации на данном этапе предполагается обеспечить в основном за счёт мер организационно-экономического характера. К ним относятся: координация спроса и предложения лекарственных средств на федеральном и межгосударственном уровнях; создание благоприятных условий для привлечения финансовых средств, прежде всего отечественных и иностранных инвесторов для развития предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций; совершенствование за счёт средств федерального бюджета системы мер по привлечению инвестиций в промышленность; развитие лизинговых, ипотечных и других схем финансирования, формирование механизма обеспечения гарантий и страхования инвестиций.
Разработка и корректировка действующих норм и правил, касающихся организации, проектирования, производства и ввода в эксплуатацию объектов фармацевтической промышленности, совершенствование системы лицензирования видов деятельности, связанных с производством, хранением, реализацией и сертификацией продукции, позволят создать условия для организации производства и контроля качества лекарственных средств, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.
Первый этап стратегии в основном направлен на стабилизацию работы отрасли и начала инвестиционной активности в области создания новых производств.
В области инновационной политики к 2012 году предполагается осуществить комплекс мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, завершить разработку предложений по совершенствованию кредитной, налоговой и таможенной политики в целях стимулирования инновационной деятельности.
В области информационно-аналитического и организационно-экономического обеспечения предусматривается создание компьютерной базы данных государственного реестра жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (основных лекарственных средств) на базе единой информационно-поисковой системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, создание федеральных реестров лицензированных предприятий по производству лекарственных средств, внедрение информационных стандартов описаний лекарственных средств. Выполнение перечисленных программных мероприятий первого этапа, а также разработка мероприятий по регулированию и контролю цен на лекарственные средства, стоимость которых возмещается за счёт средств бюджетов и фондов медицинского страхования, совершенствование системы ведения баланса спроса и предложения на лекарственные средства, совершенствование нормативных документов по ввозу и вывозу лекарственных средств, введению государственного регулирования рекламы, позволят создать основу закупки отечественных лекарственных средств для профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических, психических и инфекционных (включая СПИД, туберкулез, краснуху, гепатиты и др.), сахарного диабета, обеспечить потребность здравоохранения и населения в лекарственных средствах, необходимых для охраны здоровья матери и ребенка, в препаратах, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
На втором этапе предусматривается (2015-2020 гг.):
- осуществить реконструкцию, расширение и новое строительство предприятий по производству лекарственных средств, обеспечивающих выпуск продукции в соответствии с
требованиями новых национальных отраслевых стандартов, разработка которых будет осуществлена на первом этапе реализации стратегии;
- завершить создание современной системы организационно-экономического и информационно-аналитического обеспечения в сфере производства и реализации лекарственных средств, а также в области научных разработок. Создание современной, производственной базы (в том числе с помощью локализации высокотехнологичных производств и исследовательских центров на территории РФ), соответствующей стандартам GMP, позволяющей с высокой эффективностью производить лекарственные субстанции и готовые лекарственные формы на их основе.
- в области инновационной политики сконцентрировать усилия на приоритетных разработках, которые позволят создать производства, выпускающие импортозамещающую продукцию, обеспечат развитие экспортного потенциала и решение вопросов охраны окружающей среды, внедрение обязательных требований к правилам производства лекарственных средств (GMP), идентичных международным;
- в области модернизации и утверждению Фармакопеи РФ - сборника официальных документов (стандартов и положений), обеспечивающих надлежащее качество лекарственных средств, гармонизированной с Европейской Фармакопеей;
- замене требований проведения предрегистрационной экспертизы качества лекарственных препаратов экспертизой в рамках процедуры предварительного государственного контроля качества;
- введению требований предоставления регистрационного досье на лекарственный препарат в формате CTD (Common Technical Document);
- принятие документов, регламентирующих разработку лекарственных средств в соответствии с международными стандартами надлежащей лабораторной и клинической практики (GLP и GCP);
- модернизация системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области разработки и производства лекарственных средств.
К концу второго этапа реализации стратегии будет осуществлено широкомасштабное внедрение новых от-
раслевых нормативных документов в сфере разработки, проектирования, строительства, производства, торговли и контроля качества, отвечающих требованиям международных стандартов. Будет завершен комплекс работ по стандартизации и метрологическому обеспечению производства лекарственных средств, организации инспекционной службы по контролю качества лекарственных средств, что позволит России присоединиться к «схеме по взаимному признанию инспекций в области производства лекарственных средств» [9].
Реализация мероприятий стратегии на втором этапе позволит на основе высоких технологий развить научно-технический и производственный потенциал фармацевтической отрасли с целью удовлетворения потребностей здравоохранения и населения в лекарственных средствах отечественного производства не менее чем на 70%.
Важно отметить, что долгосрочные изменения в здравоохранении должны происходить на фоне общего изменения макроэкономических показателей развития страны. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (на 2012 год - 10-11%). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3% ВВП в 2020 году (2010 год - 1,1 % ВВП), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
4. Выводы
1. Уточнено содержание категории устойчивого развития фармацевтической отрасли, с учётом специфических особенностей сферы обращения лекарственных средств.
2. На основе анализа и систематизации международного опыта, в том числе стран ЕС, разработаны рекомендации по созданию национальной лекарственной политики, как основы стратегии устойчивого развития фармацевтической отрасли, в соответствии с концептуальными требованиями ВОЗ.
3. Фармацевтическая отрасль представляет собой совокупность производителей лекарственных средств, иной фармацевтической и парафармацевтической продукции, а
также вспомогательных и причастных к производству медикаментов промышленных кластеров, функционирующих на одном рынке. Устойчивое развитие фармацевтической отрасли характеризуется как непрерывный процесс сбалансированного целенаправленного и прогрессивного развития фармацевтической отрасли как социально-экономической системы, предполагающий совершенствование сферы разработки, производства и продвижения фармацевтической продукции в стране, которое в условиях динамических изменений внутренней и внешней среды обеспечивает национальные интересы государства и положительно влияет на укрепление здоровья нации. Генеральной целью устойчивого развития фармацевтической отрасли является повышение продолжительности и качества жизни граждан на основе становления новой, социально ориентированной и инновационной модели хозяйствования
4. Отмечено, что в последнее пятилетие российский фармацевтический рынок характеризуется ежегодным устойчивым ростом не менее 15%, а в 2011 г. 32% при росте объёмов отечественного производства лекарственных средств в 17,7%. Однако доля отечественных лекарств на рынке России упала с 42% в 2000 г. до 25,5% в 2010 г., а по основным ЛС -до 18,8% в 2010 г.
5. Выявлены имеющиеся резервы повышения устойчивого развития предприятий фармацевтической отрасли.
6. Разработана модель прогнозирования российского фармацевтического рынка до 2020 года с использованием корреляционно-регрессионного анализа и динамики важнейших макроэкономических показателей.
7. В 2009 г. в России была утверждена «Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» («ФАРМА-2020»), а в 2010 г. - Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
8. На основе изучения и анализа мирового опыта, а также экспертных оценок ведущих специалистов отрасли, рекомендуется содействовать усилению роли государства в финансиро-
вании фармацевтической отрасли для повышения её устойчивого развития.
9. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию инноваций должна происходить на всех уровнях, начиная с предприятий, заканчивая отраслью в целом. На уровне предприятия показатели эффективности инноваций должны применяться на различных уровнях организационной структуры организации начиная со стратегического менеджмента и заканчивая отдельными технологическим и операциями.
10. В настоящее время сохранение и укрепление здоровья общества на фоне зачастую негативной информации о продолжительности жизни россиян, о количестве больных детей и подростков, должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства в области внутренней политики. Фармацевтическая индустрия, являющаяся одним из важнейших элементов системы здравоохранения должна выйти на новый инновационный уровень.
11. Таким образом, научная проблема, поставленная в настоящей работе, заключается в разработке концептуальных основ формирования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием фармацевтической отрасли Российской Федерации. При этом основной акцент делается на инновационном развитии фармацевтической промышленности, являющейся ядром современной фармацевтической отрасли.
Несмотря на значительное количество работ, в большей или меньшей степени затрагивающих проблемы устойчивости развития фармацевтической отрасли, комплексное исследование, посвященное проблемам формирования организационно-экономического механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли, до настоящего времени отсутствует. Недостаточная научная разработанность проблем управления устойчивым развитием фармацевтической отрасли приводит к тому, что на практике оно нередко осуществляется интуитивно, несистематически, без должного обоснования и оценки управляющих параметров и не приводит к достижению ожидаемой результативности процесса управления и обеспечению постоянства процесса прогрессивных изменений отрасли. В
этих условиях обоснование теории и методологии управления устойчивым развитием фармацевтической отрасли представляет собой актуальную, недостаточно проработанную с концептуально-методологической и теоретико-методической точек зрения научную проблему. Её решению и посвящена настоящая научная работа, обобщающая результаты многолетних исследований автора.
Литература
1. Михалев, О. В. Экономическая устойчивость хозяйственных систем: методология и практика научных исследований и прикладного анализа: Монография / О. В. Михалев. - СПб.: СПбАУЭ, 2010. - 13 с.
2. Балашов А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология (монография). Издательство: Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов, 2012 г. - 7 с.
3. Острейковский, В. А. Теория систем: Учебник / В. А. Острейковский. -М.: Высш. школа, 1997. - 239 с.
4. Михалев, О. В. Экономическая устойчивость хозяйственных систем: методология и практика научных исследований и прикладного анализа: Монография / О. В. Михалев. - СПб.: СПбАУЭ, 2010. - 16 с.
5. Балашов А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и
методология (монография). Издательство: СПбГУЭФ, 2012 г. - 11 с.
6. Санто, Б. Инновации как средство экономического развития / Б. Сан-то. - М.: Прогресс, 1990. - 95 с.
7. Выдержки из стенограммы выступления: Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании совета при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, посвященном реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
8. Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании с представителями малого и среднего бизнеса 18 февраля 2008 года.
9. Никулина С.В. Формирование стратегии устойчивого развития фармацевтической отрасли : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 Москва, 2006 160 с. РГБ ОД, 61:07-8/1196, 134-135 стр.
References
1. Mihaliov , O.V. Economic sustain-ability of economic systems : methodology and practice of scientific research and applied analysis : Monograph / O.V Mihaliov . - St. Petersburg. : SPBAME , 2010 . - 13 p.
2. Balashov A.I. Formation mechanism for sustainable development of the pharmaceutical industry: Theory and Methodology (monograph ) . Izdatelstvo: Sankt-Peterburgskogo Gosudarstven-
nogo Universiteta ekonomiki i finansov, 2012 g. - 7 s.
3. Ostreikovskiy VA. Systems Theory: Textbook / VA. Ostreikovskiy. - M.: Vyssh. shkola, 1997. - 239 s.
4. Mihaliov , O.V. Economic sustain-ability of economic systems : methodology and practice of scientific research and applied analysis : Monograph / O.V. Mihaliov . - St. Petersburg. : SPBAME , 2010 . - 16 p.
5. Balashov A.I. Formation mechanism for sustainable development of the pharmaceutical industry: Theory and Methodology (monograph). Izdatelstvo: Sankt-Peterburgskogo Gosudarstven-nogo Universiteta ekonomiki i finansov, 2012 g. - 11p .
6. Santo B. Innovation as a means of economic development / B. Santo. - M.: Progress, 1990. - 95 p.
7. Excerpts from transcripts of speeches: First Deputy Prime Minister Dmitry Medvedev at a meeting of the Board at the Plenipotentiary of the RF President in the North-West Federal District, dedicated to the realization of the priority national project "Health".
8. Excerpts from the transcript of speech the First Deputy Prime Minister of Russia Dmitry Medvedev at a meeting with representatives of small and medium business February 18, 2008.
9. Nikulina S.V. Formation of the strategy for sustainable development of the pharmaceutical industry: dis. ... kand. ekon. nauk : 08.00.05 Moskva, 2006 160 s. RGB OD, 61:07-8/1196, 134-135 str.