Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью вузов в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России'

Управление инновационной деятельностью вузов в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INNOVATED ACTIVITY / INNOVATIONS / MANAGEMENT / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркелов Сергей Владимирович

в статье рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью в вузах ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, изменения в структуре и системе управления вузов в связи с развитием инновационной деятельности, преобразованием их в учебно-научно-инновационные комплексы, особое внимание уделяется показателям оценки инновационного потенциала вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркелов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATED ACTIVITY MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN CONDITIONS OF REFORMING THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA

this article deals with the management of innovated activity management of higher educational establishments of Federal Penal Services of Russia in conditions of reforming the penal system, changes in the structure of the system of management of higher educational establishments in connection with the development of innovated activity, reorganizing them in educational, research and innovated centers, much attention is paid to the progress of the innovated potential of a higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью вузов в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России»

УДК 343.83 S.V. MARKELOV*

ББК 67409 INNOVATED ACTIVITY MANAGEMENT

М27

OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN CONDITIONS OF REFORMING THE PENAL

SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью в вузах ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, изменения в структуре и системе управления вузов в связи с развитием инновационной деятельности, преобразованием их в учебно-научно-инновационные комплексы особое внимание уделяется показателям оценки инновационного потенциала вуза.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, управление, вузы, уголовно-исполнительная система.

СЕРГЕЙ

ВЛАДИМИРОВИЧ

МАРКЕЛОВ*

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

* Кандидат юридических наук, заместитель начальника по научной работе (Пермский институт ФСИН России)

E-mail: editor62@yandex.m.

Annotation: this article deals with the management of innovated activity management of higher educational establishments ofFederal Penal Services ofRussia in conditions of reforming the penal system, changes in the structure of the system of management of higher educational establishments in connection with the development of innovated activity, reorganizing them in educational, research and innovated centers, much attention is paid to the progress of the innovated potential of a higher educational establishment.

Key words: innovated activity, innovations, management, higher educational establishments, penal system.

Одна из важнейших тенденций современного развития пенитенциарной системы России -преобразование образовательной системы УИС в сферу, в которой формируются такие важные ресурсы, как знания и инновации. Инновационные знания сегодня являются движущей силой развития ФСИН России. Для активного формирования данного капитала и внедрения его в практику необходимо обеспечить интеграцию образования и науки с деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Оптимальные условия интеграции вырабатываются в процессе реформирования системы высшего профессионального образования ФСИН России. При этом системная трансформация высшей школы УИС выявила принципи -ально важную особенность, обусловливающую эффективность функционирования образовательной системы, - необходимость активного развития инновационной деятельности вуза. Данное обстоятельство соответствует общемировым тенденциям, согласно которым реализация инновационной деятельности рассматривается в качестве «третьей миссии» вуза.

Исторически сложилось так, что в системе образования России инновационная деятельность активно развивалась в научно-технической (технологической) сфере, что было оправданно в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Именно в этой предметной области российская высшая школа накопила позитивный опыт инновационной деятельности и по праву является лидером. Вузы-участники создали разви-

Актуально

Актуально

тые структуру и инфраструктуру для инновационной деятельности, а главное - сформировали ее кадровый потенциал. Полученные результаты могут и должны быть использованы в интересах развития инноваций не только в научнотехнической, но и в образовательной сфере1.

Ведущие вузы России, ставшие на путь развития инновационной деятельности более 20 лет назад, за истекшее время завершили тысячи инновационных проектов, создали сотни образцов новой техники и материалов, разработали и внедрили множество технологий в приоритетные отрасли промышленности. В результате сформировался значительный контингентученых и преподавателей, понявших и оценивших идеологию инноваций, имеющих опыт коммерциализации и трансферта технологий, участия в инновационном предпринимательстве и использующих этот опыт в образовательном процессе. Успешной инновационной деятельности вузов способствовала и эффективно функционирующая система поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, оказывающая необходимую помощь малым предприятиям вузовских технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров2.

На современном этапе развития инновационной деятельности в системе пенитенциарного образования России инновационные образовательные проекты направлены в основном на разработку учебных программ, учебно-методическое обеспечение и непосредственно на подготовкуи переподготовкуспециалистов для инновационной деятельности3.

Результатыанализа нормативно-правовой базы, обеспечивающей создание условий для активизации инновационной деятельности вузов уголовноисполнительной системы, свидетельствуюто том, что данное направление практически не охвачено.

Развитие инновационной деятельности высшей школы и усиление ее роли в реформировании пенитенциарной системы страны, безусловно, должно проводиться с учетом стратегии ФСИН России. Реализацией этой стратегии занимаются субъекты инновационного комплекса высшей школы, в котором можно выделить следующие уровни взаимодействия4:

1) федерально-ведомственный (в лице Федеральной службы исполнения наказаний в отношении подведомственных вузов и научных организаций);

2) межведомственный (в лице Федеральной службы исполнения наказаний на основании соглашений с другими федеральными министерствами и ведомствами);

3) регионально-федеральный (в лице Федеральной службы исполнения наказаний на основании соглашений с администрациями субъектов РФ при участии региональных ГУФСИН (УФСИН) России);

4) регионально-отраслевой, или межвузовский (в лице вузов определенного профиля на основании соглашений с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания);

5) вузовский (управление многоукладным учебно-научно-инновационным комплексом).

Исходя из перечисленных уровней взаимодействия, можно определить взаимосвязь инновационного комплекса высшей школы с формирующейся и развивающейся инновационной системой исполнения наказаний5.

Основным элементом инновационного комплекса высшей школы является вуз. На современном этапе вузы ФСИН России обязаны не только вести фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, но и выполнять опытно-конструкторские работы, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их внедрение в деятельность практических учреждений УИС.

Очевидно, что современные вузы пенитенциарной системы - это уже не только научно-образовательные центры. С развитием в них инновационной деятельности и инфраструктуры, установлением тесных связей между учебным, научным и инновационным сегментами они трансформируются в особый комплекс - учебно-научно-инновационный, или инновационный научно-образовательный.

В таком учебно-научно-инновационном комплексе можно выделить четыре уровня взаимодействия:

- первый - включает в себя учебные, научные и инновационные структурные подразделения вуза;

- второй - объединяет субъектов инновационной инфраструктуры, для которых инновационная деятельность будет основной согласно учредительным документам;

- третий - представлен партнерами по инновационной деятельности, для них эта деятельность не является основной в соответствии с учредительными документами;

- четвертый - характеризует потребителей результатов инновационной деятельности.

По нашему мнению, данные уровни являются универсальными для любого вуза, занимающегося инновационной деятельностью, поскольку они отражают все этапы инновационного процесса.

Развитие в вузах инновационной деятельности предполагает существенные изменения как в их структуре, так и в системе управления. В высших учебных заведениях, ведущих инновационную деятельность в научно-технической и промышленной сферах, обычно вводится должность проректора по инновационной деятельности, либо эти функции возлагаются на проректора по научной работе. Как правило, при проректоре по инновационной деятельности создается координационный совет, обеспечивающий управление научно-исследовательскойи инновационной деятельностью как единым процессом; вводится институт менеджеров инновационных проектов, главной задачей которых является обеспечение всеми необходимыми ресурсами (материально-техническими, финансовыми, организационными, научно-методическими и иными) процессов превращения результатов научных исследований и полученных патентов в коммерческий продукт6.

Какой бы ни была структура управления инновационной деятельностью вуза, для повышения ее эффективности необходимо максимально развивать инновационный потенциал вуза и заниматься мониторингом индикаторов инновационной деятельности.

Применение индикаторов оценки инновационной деятельности должно быть отнесено к разработкам вузов, нашедшим свое применение в практической деятельности учреждений УИС.

Согласно действующим методическим рекомендациям инновационный потенциал вуза характеризуют две группы показателей: показатели оценки инновационного потенциала в сфере научно-технической (технологической) активности - 28 показателей, и в сфере образовательной деятельности - 27 показателей7.

Заслуживают внимания и показатели инновационного потенциала вуза, предложенные Е.А. Палкиным8. В первую очередь потенциал определяется квалификацией участников инновационной деятельности, что обеспечивает:

- практическую ценность научных идей, лежащих в основе инновации;

- эффективность разработки инновационных проектов (широта охвата учреждений инновационной продукцией, инновационных результатов);

- эффективность инфраструктуры и сетевых связей, определяющихвремя реализации инновации.

В структуре вуза в качестве характеристик потенциала в этом случае должны выступать:

- качественный состав профессорско-преподавательского состава (ППС);

- актуализация научной деятельности ППС (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах, отнесенные к единице приведенного штатного состава преподавателей и единице времени);

- эффективность работы аспирантуры (процент защитившихся в течение трех лет после окончания аспирантуры);

- организационная активность в научно-производственной сфере, объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени);

- признанная результативность научно-производственной деятельности (число зарегистрированных открытий, патентов, сертифицированных разработок - отраслевая сертификация -на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени).

Вторым важным фактором, определяющим инновационный потенциал вуза, является его инфраструктура в части, ориентированной на инновационную деятельность, а именно наличие в структуре вуза:

- кафедр специализации, решающих задачи обеспечения кадрами конкретных подразделений УИС;

- специализированных подразделений вне стандартной образовательной структуры, решающих задачи доведения инновационных идей до внедрения в практическую деятельность;

- эффективной информационной системы (годовой трафик системы на одного человека, включая всех учащихся и сотрудников вуза).

Третий компонент инновационного потенциала - стратегия развития вуза, его нацеленность на перспективные задачи. Оценочными параметрами этого компонента могут служить:

- структура подготовки, принятая в вузе (доля инновационно емких образовательных программ);

- структура венчурного инвестирования проектов вуза (доля средств, направляемых на перспективные разработки);

- стратегические ориентиры, принятые коллективом вуза (оценка внутреннего климата вузовского коллектива).

Рассматриваемая проблематика в настоящее время разрабатывается многими исследо-вателями9. Наиболее значительный вклад в формирование методики оценки инновационного потенциала вуза внес В.Е. Шукшунов10. Тем не менее данный круг проблем слишком широк, чтобы считать исследования в этой области законченными.

Актуально

Актуально

1 См.: Андреев Г.Г., Кутузов В.М., Рыльчиков В.М. Управление результатами научной и инновационной деятельности Министерства образования РФ // Инновации. 2003. № 1.

2 См.: ГубарьковС.В. Методическиеосновы управления учебно-научнойинновационнойдеятельностью в российскихуниверситетскихкомплексах Владивосток, 2007.

3 См.: Губарьков С.В., ТурмовГ.П., ГарбузоваГ.Ф. Теория и методология управления инновационным комплексомвысшей школы России. Владивосток, 2006.

4 См.: Направления развития инновационнойдеятельности в высшей школе / Г.Г. Андреев, А.В. Берестов,

A.Д. Викторов[и др.]; под ред. А.В. Суворинова СПб., 2003.

5 См.: Там же.

6 См.: Научно-инновационная деятельность университетскогокомплекса ДВГТУ / Л.Н. Алексейко,

B.В. Горчаков С.В. Губарьков[и др.]; под ред. Г.Л. Турмова Владивосток, 2002.

7 См.: Направления развития инновационнойдеятельности в высшей школе

8 См.: Палкин Е.А. Индикаторы инновации // Аккредитация в образовании 2008. № 26.

9 См.: Научно-инновационная деятельность университетскогокомплекса Дальневосточногогосударственно го техническогоуниверситета, Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы/ под ред. В.М. Филиппова. М., 2006; Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / под ред. А.Н. Тихонова М., 2007.

10 См.: Шукшунов В.Е. История, состояние и задачи по дальнейшему развитию и повышению эффективности инновационнойдеятельности в высшей школе России // Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в системе образования России: доклад на Всерос. науч-практ. конф. (Краснодар, 8-11 сент. 2002 г). М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.