ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012
УДК 343.8
Юридические науки
Выпуск 3(17)
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
О.Н. Маркелова
Соискатель Академии права и управления ФСИН России, преподаватель цикла общеправовых и социальных дисциплин Учебный центр ГУФСИН России по Пермскому краю 614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125 E-mail: [email protected]
Доказывается необходимость правового регулирования инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе России. Данная деятельность связывает выработанные наукой предложения по совершенствованию функционирования УИС с их практической реализацией. Значительный интерес представляет использование методического инструментария инновационной деятельности в целях снижения риска при внедрении нового в управление в учреждениях и органах УИС. Использование в практике реформирования УИС методов инновационной деятельности призвано обеспечить эффективное достижение целей реформ.
Ключевые слова: инновации; уголовно-исполнительная система; Концепция развития УИС РФ до 2020 года
Активно протекающие в настоящее время в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы (далее - УИС) ин-
новационные процессы связаны с динамикой развития российского общества. Для современного общества характерно осознание важности инновационного пути развития. По опросам социологов, почти две трети россиян считают, что инновации - необходимое условие для будущего процветания России.
Вектор реформирования отечественной пенитенциарной системы определен вступлением России в Совет Европы, которое повлекло за собой необходимость неукоснительного соблюдения международных обязательств в области исполнения уголовных наказаний. Реализация данных обязательств предполагает осуществление широкого комплекса различных инновационных мер, в том числе правового и организационного характера.
Значение инновационной деятельности для пенитенциарной практики обусловлено ее сущностными чертами. Во-первых, данная деятельность связывает выработан-
ные наукой предложения по совершенствованию функционирования УИС с их практической реализацией. По своей сути она является промежуточным звеном между наукой и практикой. Ее эффективность обусловливается прикладной направленностью, а также использованием в ходе разработки и реализации инноваций современных научных методов. Анализ опыта научнометодического сопровождения проведенных в последние годы в УИС экспериментов показывает, что на основе инновационных технологий возможно создание новых эффективных механизмов взаимодействия ведомственной науки и практики исполнения уголовных наказаний. Применение таких механизмов позволит значительно улучшить использование инновационных ресурсов ведомственных учебных и научноисследовательских учреждений в процессе реформирования УИС.
Во-вторых, значительный интерес представляет использование методического инструментария инновационной деятельности в целях снижения риска при внедрении нового в управление в учреждениях и органах УИС. Наличие различного рода рисков при внедрении новшеств: риска осложнения
© Маркелова О.Н., 2012
оперативной обстановки, риска нарушения законности, риска возникновения непредвиденных расходов и других, - является актуальной проблемой, присущей реформированию УИС в настоящий момент. В связи с этим интерес представляют те методы инновационной деятельности, которые позволят свести данные риски к минимуму. Необходима научная разработка таких методов, а также обучение руководителей Федеральной службы исполнения наказаний навыкам их применения. Использование в практике реформирования УИС методов инновационной деятельности, таких как метод аналогий, экспертно-аналитический метод, метод структурализации целей, метод моделирования, призвано обеспечить эффективное достижение целей реформ. Недопустимым следует признать использование метода «проб и ошибок», который в некоторых случаях применяется при проведении преобразований.
Несмотря на достаточно большое значение инновационной деятельности, ее правовые аспекты в настоящее время исследованы недостаточно. В свою очередь, слабая теоретическая разработанность негативно отражается на правовом регулировании инновационной деятельности. Сложность закрепления в правовых актах норм о данном виде деятельности заключается в том, что правовая регламентация не должна препятствовать творческому характеру труда новаторов. Однако отсутствие на сегодняшний день необходимой правовой основы инновационной деятельности в УИС не позволяет достаточно широко внедрять ее в практику управления органами и учреждениями УИС. Низкая правовая обеспеченность инноваций препятствует эффективному взаимодействию различных субъектов, вовлеченных в процесс реформирования УИС. В связи с этим необходима разработка нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность в УИС.
Термин «инновация» уже давно вошел в научный оборот, но на практике еще широко не употребляется; более того, смысл, который в него вкладывается, пока неоднозначен. Поэтому прежде всего уточним суть того, что данным термином обозначается.
В отечественной литературе имеются различные трактовки определения содержания понятий «нововведение», «новшество», «новация» и «инновация». В современном русском языке значения этих понятий схожи: они интерпретируются как новое правило, новый метод или изобретение. В то же время, по мнению некоторых ученых, нововведение означает, что новшество используется. А с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией [4, с. 5].
Определения инноваций, встречающиеся в литературе, зависят прежде всего от признаков содержания, масштабности (глобальные и локальные), внутренней структуры. Ученые выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Термин «инновация» сейчас активно используется как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.
Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научноорганизационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
Он выделял пять типичных изменений:
• использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа);
• внедрение продукции с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
• появление новых рынков сбыта [11, с. 38-41].
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 1930-е годы, он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Однако понятия «инновация», «нововведение» связаны не только с техникотехнологическими изменениями. И. Шумпетер рассматривал это понятие в довольно широком социальном контексте. Он понимал нововведения как важный инструмент динамического преобразования общества, полагая, что технико-технологические нововведения неизменно приводят к определенным экономическим последствиям, благоприятствуют борьбе за рынки сбыта, изменяют конкурентную среду и тем самым способствуют общественному развитию.
Инновации могут рассматриваться как в статическом, так и динамическом аспектах. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
Формированию этого международного стандарта во многом способствовали две работы, известные как «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Первое постоянно корректируется и совершенствуется
группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первый вариант Руководства (которое представляет собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях) был принят в итальянском городе Фраскати в 1963 г. (отсюда и название документа). Несмотря на то, что группой экспертов ОЭСР постоянно разрабатываются новые рекомендации, за документом сохраняется это название. Второй документ, способствующий формированию общего подхода к понятию инновации, был принят в Осло в 1992 г. и представлял собой методику сбора данных о технологических инновациях.
В настоящее время понятия «инновация», принятого в этих документах, придерживается большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Следуя этим документам, под инновацией (синоним - нововведение) мы будем понимать следующее.
Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности [9, с. 5].
Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, хотя и представляет собой результат творческого труда, не является инновацией.
В данном случае инновация представляется как конечный результат научнопроизводственного цикла (НИЦ), т.е. в статическом аспекте. В динамическом аспекте
инновация рассматривается, когда научнотехнические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат НПЦ и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации (НТИ). Соответственно, происходит материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Таким образом, непременными свойствами инноваций являются их научнотехническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Из сказанного следует, что инновацию-результат можно рассматривать как самостоятельно, так и в контексте инновационного процесса. Последний развивается во времени и имеет четко выраженные три стадии:
- первая стадия (зарождение) - включает в себя осознание потребности и возможности нововведений, поиск соответствующего новшества, его разработку и экспериментальное внедрение. Эта стадия может быть описана и в таких понятиях, как «инновационный замысел», «проект», «план», «эксперимент» и «внедрение»;
- вторая стадия называется диффузией и предусматривает многократное повторение, тиражирование нововведений на других объектах. Благодаря диффузии увеличивается количество организаций, применяющих данное нововведение;
- третья стадия (рутинизация нововведения) реализуется на других, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий [8, с. 86-87].
С точки зрения А.И. Пригожина (доктора философских наук, профессора), инновационный процесс так же может быть разделен на три основных стадии, но их содержание он определяет несколько иначе:
1) первая стадия - обнаружение импульса перемен. Это обнаружение происходит на основе анализа поступающей из внешней среды информации. Источником
информации могут служить научные публикации, статьи в журналах, монографии. Для ФСИН России стало знаменательным заявление Президента России Дмитрия Медведева, при подведении итогов 2009 года, о необходимости серьезного реформирования отечественной системы исполнения наказаний, более широкого применения видов наказания, не связанных с лишением свободы;
2) вторая стадия - осознание потребности в изменениях. Это осознание - результат большой аналитической работы, связанной с глубокой психологической ломкой стереотипов, прошлого опыта, кризисом сознания. Центральным моментом этой стадии является признание несостоятельности прежнего пути, прежних ценностей и идеалов. По сути, такое признание есть шаг к примирению с собой, с настоящим, без чего недоступно и творчество будущего. В рамах реализации вышеназванного заявления Президента РФ был проведен анализ состояния пенитенциарной системы России и разработана Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [5];
3) третья стадия - преодоление сопротивления. Сопротивление - это первая реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы они адаптировались к новшествам. Психологической основой сопротивления являются привычки и инерция, страх перед неизвестным. Людям трудно отказаться от старых привычек жить и работать по-новому. Помимо психологических существуют и многие другие причины, способствующие возникновению сопротивления инновациям.
Таким образом, определяя понятие «инновации» в процессуальном значении, обращают внимание на стадиальный характер явления, на его продолжительность во времени. При этом одни авторы ограничиваются процессом разработки новшества, другие сводят все инновации к стадии внедрения, третьи - пытаются найти обобщенную формулировку [7, с. 20-26]. Как нам представляется, более правильно говорить об инновациях в процессуальном значении
- в соответствии с подходом одного из основоположников инновационного менедж-
мента И. Перлаки: «Инновационный процесс - это процесс возникновения, разработки и реализации нововведений».
Изучая теоретические источники -труды зарубежных и российских авторов, мы постоянно сталкиваемся с тем, что инновационная деятельность рассматривается ими как деятельность, связанная с наукой. Например, понятие инновационного процесса представлено как преобразование научного знания в инновацию. В определении инновационной деятельности указывается на то, что это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, т.е. инновации возникают в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества [13]. Вместе с тем научная деятельность предполагает проведение фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ.
Фундаментальные исследования
направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Их результаты заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. Задачей проведения фундаментальных исследований является открытие новых принципов создания изделий и технологий; методов анализа и синтеза. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей. Примерно 90% фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. А из оставшихся 10% не все найдут применение на практике. Цель фундаментальных исследований - познание и развитие теории вопроса.
Иную направленность имеют прикладные исследования. Их цель - «овеществление научных знаний» в процессе производства. В результате этого создаются
конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит уже в другие фазы: проектирование, строительство, освоение и промышленное производство.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что наука - это один из путей создания нового. Инновационная деятельность является более широким понятием, поскольку предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. При этом необходимо отметить, что научная стадия может и не входить в этот процесс, поскольку новшество может быть получено в результате рационализации или совершенствования чего-либо. Именно о таких инновациях пойдет речь в настоящей статье.
Перед инициаторами нововведений встает проблема, каким путем провести необходимые изменения в организации, привести ее в соответствие с радикально изменившейся ситуацией в окружающей среде и в то же время избежать риска гибели самой организации.
Наиболее эффективной может показаться революционная ломка, быстрый демонтаж имеющейся системы целей, структуры управления организацией. Но это очень рискованный шаг. Он сопряжен с дезорганизацией и образованием хаоса в ранее контролируемой сфере деятельности. Требуются большие усилия, чтобы восстановить управляемость данной организации.
Другой путь - постепенное, «пошаговое», изменение. Здесь, казалось бы, нет риска и положительный эффект нововведений обеспечен. Но теория систем (а организации являются системными объектами и функционируют по законам теории систем) установила, что «пошаговые» изменения довольно быстро «приручаются» старой системой и практически не дают эффекта. Следовательно, системный объект должен меняться так же системно, т.е. в случае коренной переориентации в деятельности организации в ней должны быть проведены глубокие системные изменения.
Инновационная деятельность в ФСИН России осуществляется в двух направлениях. Во-первых, это научно-исследователь-
ская деятельность и использование ее результатов при выполнении поставленных перед пенитенциарной системой России задач. Этим направлением инновационной деятельности занимаются научные организации и учебные заведения, входящие в уголовно-исполнительную систему России, для которых научные исследования и разработки являются одним из основных направлений деятельности. Во-вторых, это выявление, изучение и внедрение передового и положительного опыта одних подразделений в деятельность других подразделений ФСИН России (в том числе и учебных заведений). Исходя из этого можно сформулировать понятие инновационной деятельности в ФСИН России. Инновационная деятельность в ФСИН России - это научноисследовательская деятельность научных и учебных организаций, входящих в систему ФСИН России, а также выявление и изучение передового и положительного опыта в деятельности одних подразделений ФСИН России и внедрение его в другие подразделения с учетом таких факторов, как направление деятельности подразделения, его территориальное расположение, климатические условия и др.
Таким образом, инновационная деятельность - это комплекс научных, методических и организационных мероприятий, направленных на создание и внедрение инноваций.
Работа по выявлению, распространению и внедрению передового опыта является частью инновационной деятельности, связанной с использованием новых, прогрессивных форм и методов работы отдельными подразделениями, отделами (службами), сотрудниками, найденных в процессе повседневной управленческой и оперативно-служебной деятельности, позволяющих добиваться высоких и в то же время стабильных результатов, которые могут быть применены и в других подразделениях ФСИН России.
Цель инновационной деятельности -совершенствование управленческой и оперативно-служебной деятельности ФСИН России, повышение ее эффективности на основе разработки или рационализации тех-
ники, технологии, организационных форм и методов работы.
Задачами инновационной деятельности ФСИН России являются:
1. Развитие УИС на основе инновационных изменений.
2. Совершенствование всех направлений деятельности ФСИН России на основе выявления и внедрения передовых форм и методов работы и внедрение их в деятельность подразделений.
3. Поиск новых форм и методов работы, с помощью которых можно было бы добиться наиболее эффективных, стабильно высоких результатов.
4. Совершенствование деятельности всех без исключения сотрудников УИС за счет рационализации организации их труда, использования новой техники и технологии.
Внедрение новых форм и методов работы осуществляется на основе следующих принципов:
• законности;
• результативности;
• преемственности;
• стабильности;
• репрезентативности, т.е. возможности их использования достаточно широким кругом подразделений уголовно-исполнительной системы;
• минимизации издержек.
Следует особо остановиться на терминах, с помощью которых обозначаются нововведения в практике ФСИН России. Здесь используются два термина - «положительный опыт» и «передовой опыт». Четкого разграничения между ними нет. В нормативных документах, регламентирующих деятельность ФСИН России, выступлениях руководителей, планах и отчетах, постоянно упоминается и тот и другой термин. Таким образом, подразумевается их идентичность. В действительности же это, как нам представляется, два разных понятия, неверная трактовка которых может привести к управленческим ошибкам. Поэтому является столь важной правильная квалификация специалистами, привлекаемыми к работе экспертных комиссий, того или иного новшества: является оно результатом положительной практики или несет в себе элемен-
ты передового опыта. Попытаемся в этом разобраться.
В словаре С.И. Ожегова эти понятия трактуются следующим образом. Положительный - «заслуживающий одобрения, полезный и существенный». Передовой -«движущийся или находящийся впереди, не останавливающийся в развитии, прогрессивный» [6, с. 433, 480]. Как видим, разграничения в толковании этих понятий нечеткие, довольно смутные. В управленческой литературе содержится ряд признаков, уточняющих понятие «передовой опыт»: новизна, эффективность (результативность), репрезентативность (способность оставаться результативным при использовании его иными органами), преемственность, стабильность, соответствие законам и подзаконным актам [3, с. 8-10]. С нашей точки зрения, именно репрезентативность и есть тот отличительный, ключевой признак, который разграничивает эти два понятия. Таким образом, как нам представляется, положительный опыт имеется практически в каждом или во многих подразделения ФСИН России и является достоянием конкретного органа или учреждения ГУФСИН региона. Он не всегда может быть внедрен в других подразделениях по целому ряду причин: размеры территории и климатические особенности, национальная специфика и т.д.
Под «передовым опытом» следует понимать новые, наиболее прогрессивные формы и методы работы, проверенную практикой научно обоснованную систему приемов организации и деятельности служб и подразделений ФСИН России, наилучшие по сравнению со средними общественными показателями образцы труда и т.д., которые являются в целом репрезентативными для значительного числа подразделений ФСИН России. Следовательно, любой передовой опыт, с нашей точки зрения, всегда положителен, а последний может стать передовым, если будет внедрен в ряде учреждений или в целом в УИС. В дальнейшем мы будем использовать преимущественно понятие «передовой опыт», который, как нам представляется, точнее отражает смысл понятия «инновация».
В ФСИН России к функциям по реализации инновационной деятельности, согласно Концепции развития УИС РФ до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, можно отнести следующие:
• совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; регулярное проведение мониторинга состава осужденных и персонала в целях получения объективных данных для принятия решений о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы;
• интеграция автоматизированных систем уголовно-исполнительной системы с автоматизированными системами судебных и правоохранительных органов;
• внедрение электронного делопроизводства, включая оснащение всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы автоматизированными рабочими местами, формирование и ведение регистра унифицированной системы электронных документов, перевод в цифровой формат 100 процентов документов информационных фондов и архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к 2020 году;
• совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации;
• создание резервного центра управления сетевыми ресурсами, позволяющего повысить надежность работы информационно-телекоммуникационной сети, хранения и защиты информации; обеспечение пользователям информационными ресурсами уголовно-исполнительной системы возможности доступа к сети связи общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти на основе межведомственных регламентов и соглашений;
• интегрирование средств связи и передачи данных в телекоммуникационную
инфраструктуру органов исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов с учетом проблем труднодоступных районов России;
• предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видео-конференц-связи, электронной почты и др.;
• дальнейшее развитие сети специальной связи в целях обеспечения информационной безопасности уголовно-исполнительной системы, участие в создании и развитии межведомственных сетей передачи шифрованной информации органов государственной власти, организация на их основе межведомственного электронного документооборота, комплексов информационного взаимодействия;
• активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, повышение требований к контролю качества образования;
• проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе лабораторий, научных центров и других подразделений, сформированных по предусмотренным Концепцией направлениям развития уголовно-исполнительной системы.
Большое значение при проведении данных мероприятий придается развитию системы информационного обеспечения на основе формирования интегрированных банков данных коллективного пользования на базе современной вычислительной техники с организацией быстрого доступа к ним сотрудников непосредственно с рабочих мест. Предстоит поэтапное внедрение новых методов работы с информацией, в частности формирование единой методологии сбора, обработки, хранения и защиты
информации оперативного, справочного и статистического назначения.
Предполагается также осуществлять сотрудничество с пенитенциарными учреждениями других государств в форме обмена научно-технической, статистической информацией, образцами техники и вооружения и технологиями их производства; совместного и согласованного проведения различных научных мероприятий; взаимных стажировок и обучения специалистов и т.д.
Названные мероприятия составляют содержание инновационной функции. Инновационная функция относится к разряду обеспечивающих. Согласно Положению о ФСИН России использование достижений науки и техники, передового опыта в деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина при исполнении уголовных наказаний является одной из главных ее задач [2]. ФСИН России руководит образовательными и научно-исследовательскими учреждениями УИС, организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность своих подразделений.
Библиографический список
1. Ансофф И. Стратегическое управление // Экономика. М., 2009. 303 с.
2. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента Рос. Федерации от 13 окт. 2004 г. №1314 (в ред. указа Президента Рос. Федерации от 14 мая 2010 г. №589). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Иванов Н.Н. Копейкин А.Ф., Русаков В.Я. Организация изучения и внедрения передового опыта в органах внутренних дел. М.: Академия, 2008. 156 с.
4. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягу-
дин С.Ю. и др. Инновационный менеджмент: учебник для вузов /
С.Д. Ильенкова. М.: Вуз. учебник, 2004. 382 с.
5. Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации
от 14 окт. 2010 г. №1772-р. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус язык, 1986. 246 с.
7. Перлаки И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 2001. З00 с.
8. Радугин А., Радугин К. Введение в ме-
неджмент: социология организаций и управления. Воронеж: Высш. школа
предпринимателей, 2005. 106 с.
9. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИН-ФРА-М, 2008. З49 с.
10. Уткин Э.А. Управление компанией. М.: ЭКМОС, 2001. 246 с.
11. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Директ-Медиа, 2007. 218 с.
12. URL: http://ria.ru/trend/fsin_reforming_
28122209 (дата обращения: 01.08.2012).
13. URL: ru.wikipedia.org>wiki / Инноваци-онная_деятельность (дата обращения: 01.08.2012).
Bibliograficheskij spisok
1. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie // Jekonomika. M., 2009. З0З s.
2. Voprosy Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 1З okt. 2004 g. №1З14 (v red. ukaza Prezidenta Ros. Federacii ot 14 maja 2010 g. №589). Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».
3. Ivanov N.N. Kopejkin A.F., Rusakov V.Ja. Organizacija izuchenija i vnedrenija peredovogo opyta v organah vnutrennih del. M.: Akademija, 2008. 156 s.
4. Il'enkova S.D., Gohberg L.M., Jagudin S.Ju. i dr. Innovacionnyj menedzhment: uchebnik dlja vuzov / S.D. Il'enkova. M.: Vuz. uchebnik, 2004. 382 s.
5. Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda: utv. rasporjazheniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 14 okt. 2010 g. №1772-r. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».
6. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / pod red. N.Ju. Shvedovoj. M.: Rus jazyk, 1986. 246 s.
7. Perlaki I. Novovvedenija v organizacijah. M.: Jekonomika, 2001. 300 s.
8. Radugin A., Radugin K. Vvedenie v menedzhment: sociologija organizacij i
upravlenija. Voronezh: Vyssh. shkola
predprinimatelej, 2005. 106 s.
9. Surin A.V., Molchanova O.P. Innovacionnyj menedzhment: uchebnik. M.: INFRA-M, 2008. 349 s.
10. Utkin Je.A. Upravlenie kompaniej. M.: JeKMOS, 2001. 246 s.
11. Shumpeter J.A. Teorija jekonomicheskogo razvitija. M.: Direkt-Media, 2007. 218 s.
12. URL: http://ria.ru/trend/fsin_reforming_
28122209 (data obrawenija: 01.08.2012).
13. URL: ru.wikipedia.org>wiki/
Innovacionnaja_dejatel'nost' (data obrawenija: 01.08.2012).
THEORETICAL AND LEGAL BASIS FOR INNOVATION ACTIVITY IN THE CORRECTIONAL SYSTEM
O.N. Markelova
Training Center of the Headquarters of the Federal Penal Service in Perm Territory 125, Karpinskogo st., Perm, 614012 E-mail: [email protected]
At the present time innovation processes are intensively occurring in the institutions and bodies executing criminal punishment in Russia. This fact is conditioned by the dynamics of the development of Russian society. On the whole modern society is characterized by citizens’ acknowledgement of the importance of
innovation way of development. According to sociological surveys approximately two thirds of Russians believe that innovation is a necessary condition for the future prosperity of their mother country.
A vector of reforming of domestic Penal System was determined by Russia's accession to the Council of Europe, which has led to the need for strict observance of international obligations in the field of execution of criminal punishment. The implementation of these commitments requires a wide range of different innovative measures, including legal and organizational measures.
The value of innovation for the penal practice is caused by its essential features. This activity links, on the one hand, proposals developed in science to improve the functioning of the Penal System and, on the other hand, their practical implementation. Innovation in itself is an intermediate step between science and practice. Its effectiveness is evaluated on the base of an applied orientation, as well as use of modern scientific methods in this or that sphere. Analysis of scientific and methodological support of experiments conducted in the recent years in the Penal System of Russia shows that due to innovative technologies one can create new effective mechanisms of interaction of departmental science and practice of execution of criminal punishment. The implementation of such mechanisms will improve the use of innovative resources of departmental educational and research institutions while reforming the Penal System.
In the paper we prove the necessity of legal regulation of innovation in the Penal System in Russia. Of considerable interest is the use of methodological instruments of innovation activity in order to reduce the risk of the introduction of the new in management of the institutions and bodies executing criminal punishment. Employment of innovative methods in the Federal Penal Service activity is aimed to ensure the achievement of the goals of penitentiary reforms carried out at the moment in Russia.
Keywords: innovations; the Penal System; Penal Service Development Conception till 2020