Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / конкурентоспособность / жизненный цикл инновации / частная собственность / риск / innovation / competitiveness / innovation life cycle / private property / risk

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Ю. Хандешина, В.С. Попова, О.В. Пацук

В данной статье объясняется понятие "инновация", а также все ключевые процессы, которые связанны с ней, а именно: процесс разработки, защита объекта интеллектуальной деятельности, как внедрение инноваций влияет на конкурентоспособность организации, и кто финансирует весь ход разработки новых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY INNOVATION MANAGEMENT

This article explains the concept of "innovation", as well as all the key processes that are associated with it, namely: the development process, protection of the object of intellectual activity, how the introduction of innovations affects the competitiveness of the organization, and who finances the entire development of new technologies.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

УДК 338.1

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Е. Ю. Хандешина, В. С. Попова Научный руководитель - О. В. Пацук

Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lenakhandeshina@mail.ru

В данной статье объясняется понятие "инновация", а также все ключевые процессы, которые связанны с ней, а именно: процесс разработки, защита объекта интеллектуальной деятельности, как внедрение инноваций влияет на конкурентоспособность организации, и кто финансирует весь ход разработки новых технологий.

Ключевые слова: инновация, конкурентоспособность, жизненный цикл инновации, частная собственность, риск.

ACTIVITY INNOVATION MANAGEMENT

E. Yu. Khandeshina, V. S. Popova Scientific Supervisor - O. V. Patsuk

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: lenakhandeshina@mail.ru

This article explains the concept of "innovation", as well as all the key processes that are associated with it, namely: the development process, protection of the object of intellectual activity, how the introduction of innovations affects the competitiveness of the organization, and who finances the entire development of new technologies.

Keywords: innovation, competitiveness, innovation life cycle, private property, risk.

Инновация - слово специфическое и относится в первую очередь к рыночной экономике, где каждый старается быть первым, победить своего конкурента за счет повышения конкурентоспособности, низкой цены и лучшего качества. Обеспечить хорошее качество или небольшую цену стараются все, но сделать это сложно, когда у всех примерно одинаковые возможности для производства. Однако сломать этот стереотип, сделать так, чтобы был другой товар, качество товара или иные возможности для производства помогает наука. Когда наука превращается во что-то новое, начинается разговор об инновациях.

Если мы говорим о научной деятельности, результаты которой внедряются непосредственно на рынок, они внедряются не прямо. Производители меняют либо базовый товар на улучшенный товар, либо меняют технологию, также товар может не меняться, но изменится цена, соответственно, низкая цена - это опять привлечение конкурентов. Поэтому инновация - это внедренное в производство новшеств или результатов научных исследований, которые уже получили воплощение в товаре.

Инновация начинается с идеи, но до идеи должна быть основа, фундаментальные знания, чтобы эта идея нового товара, новой технологии появилась. Затем после фундаментальных исследований, которые отвечают на вопрос: «А что это такое? С каким явлением в жизни, в

(Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»

науке, в природе мы имеем дело?», проводят прикладные исследования. Они отвечают на другой вопрос: «Чем нам может быть это полезно? Можно ли это использовать для улучшения человеческой деятельности?», когда ответ положительный, начинается разработка. Вот здесь конструируют либо технологию, либо новый товар. Когда этот товар готов, и рынок готов его принять, то есть у него появляется конкретный покупатель, тогда начинается история с масштабированием, с распространением этого товара среди всех возможных групп покупателей. Однако история может быть и обратной, когда исследования проводятся в ответ на заказ рынка, когда очень необходимо и важно какую-то потребность покупателя удовлетворить с помощью чего-то нового.

Таким образом, путь появления инновации - многосложный вариант сетей, когда только пятый или десятый вариант гипотезы, о том, как может выглядеть новый продукт, каков должен быть результат исследований, приводит к тому, что ученые догадываются о том, как удовлетворить потребности. В итоге ученый или может быть менеджер, или тот, кто увидел потребности рынка, соединяет в себе эту самую потребность с результатом научных исследований, и появляется это самое новшество.

Другой сложный момент - это как внедрить инновацию. Понимание того, что обладание научными знаниями принесет тебе конкурентоспособность, означает, что нужно защитить эти самые знания, потому что знания легко скопировать, их можно передать, поэтому в международной практике принята такая система - защита интеллектуальной собственности. Любой объект, как результат знаний, объект интеллектуальной деятельности, творческой деятельности человека в соответствии с российским международным законодательством может быть защищен. Таким образом государство гарантирует получение выгод именно тому, кто и создал этот объект интеллектуальной деятельности. Эти объекты и называют объектами интеллектуальной собственности, которые могут продаваться на особом рынке, на рынке новшеств и инноваций, когда технология, еще не дошедшая до покупателя, сама становится объектом купли-продажи среди ученых и среди производителей будущих новшеств [1].

Фактически мы сейчас говорим о том, что создание новшеств - это целая индустрия, причем индустрия сложная, требующая огромного количества и научного оборудования, и научных институтов, и тех, кто продвигает инновации уже непосредственно на рынке. Фундаментальные исследования, проводимые за счет государства (потому что коммерческие как правило не выгодны), они занимают десятки лет и могут привести к отрицательному результату, но они необходимы, без них дальнейшего движения науки вперед к инновациям не будет. Поэтому фундаментальные исследования в каждой стране проводят либо за счет государства, либо за счет благотворителей. После того как получен результат фундаментальных исследований, начинаются прикладные исследования и разработки, здесь спектр тех, кто готов финансировать эти исследования гораздо шире. Это могут быть и малые организации, которые финансируются специальными венчурными фондами или фондами рискового капитала, это могут быть и научно-исследовательские институты крупных корпораций, НИИ отраслей, которые работая с результатами фундаментальный исследований, превращают их в конкретный товар, технологию или услугу. Дальше, когда произошло физическое превращение знаний в определенный товар, технологию деятельности, в дело вступают предприятия и организации. Они уже готовы покупать результат этой интеллектуальной деятельности и масштабно распространять на рынке. Еще один важным аспектом является риск. Может появиться желание повысить свою конкурентоспособность за счет внедрения результатов какой-то научной деятельности, но в этом проекте очень высокий риск, он обусловлен тем, что, во-первых, неизвестно как к новому усовершенствованному товару отнесется покупатель, или мы не знаем тот рынок, на который нужно поставить этот усовершенствованный товар, и там может быть отрицательный результат. И, во-вторых, риск складывается из-за того, что неизвестно, будет ли работать то техническое решение, которое и предлагается в усовершенствованном товаре

или технологии. И, к сожалению, статистика такова, что среди новых предприятий, которые пытаются заработать на внедрении на рынок новшества и инноваций, только 3 из 10 становится коммерчески успешным, а остальные - прогорают [2].

Инновации являются не только двигателем научно-технического, но и социально-экономического прогресса во всем мире. Здесь можно говорить о так называемых укладах или волнах технологии, которые уже последние 200 лет поглощают наше общество. Первыми повысили свою конкурентоспособность те, кто начал использовать энергию воды, затем энергию пара; производительность труда на этих предприятиях возрастала, предприятия становились более эффективными и выпускали больше продукции и, соответственно, та страна, где был рост производства, становилась более конкурентоспособной.

Вторая промышленная революция - это целый спектр новых технологий, все началось с электричества. Электричество изменило промышленные предприятия. Это электродвигатели, затем новые технологии, появление нефти, как источника энергии, нефтехимии, как источника новых материалов и химических веществ, их модификация. После этого происходит появление компьютеров - третья промышленная революция. Компьютеры, цифровые технологии, интернет, все эти вещи опять изменили нашу жизнь и, естественно, они дали повышенную конкурентоспособность тем, кто первым стал их использовать. Четвертая промышленная революция идет сейчас. Мы говорим о том, что будут беспилотные летательные аппараты, интернет вещей и др. особенности, которые в скором времени изменят облик нашей планеты и текущей жизни.

Если посмотреть на нашу космическую отрасль, можно выделить четкие этапы освоения космоса за счет применения инновационных технологий и научных исследований [3]. Российская космонавтика унаследовала ряд значимых разработок СССР в области космической техники, и сегодня вполне справляется с поддержкой отечественных стандартов, финансируя развитие технологий в области освоения космоса. Однако, общественность довольно скудно проинформирована об успехах российской космонавтики, и, вероятно, ожидает от Роскосмоса таких же «больших» открытий, как те, которые были совершены Советским Союзом. К сожалению, или к счастью, человечество достигло тех пределов освоения космоса, когда одна держава не способна сделать значительный шаг в этом направлении. Поэтому все более космическая программа различных держав переплетается и ставит перед собой единые цели. Согласно заявлениям ЕКА, НАСА и Роскосмса, их приоритетной целью является пилотируемый полет на Марс - новация и инновация, ожидаемая человечеством уже в нашем веке [4].

Таким образом, учитывая особенности внедрения инноваций, можно добиться максимально эффективного и «безболезненного» их введения в работу организации.

Библиографические ссылки

1. Успешных проектов всего 30%, как в них попасть? [Электронный ресурс]. URL: https://pmufa.ru/news/149-successful-projects-only-30-how-to-get-into-them.html?gcmes=3059330432&gcmlg=828586 (дата обращения 09.04.2021).

2. Кудрявцева А. А., Чернова Г. В. Управление рисками: учебное пособие. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 160 с.

3. Космонавтика в России [Электронный ресурс]. URL: https://spacegid.com/kosmonavtika-v-rossii.html (дата обращения 11.04.2021).

4. Рыбакова Е.С. Формирование инвестиционных ресурсов воспроизводства основных производственных фондов предприятий машиностроительного комплекса / Е.С. Рыбакова А. А.Бойко // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2007. № 3 (16). С. 118-121.

© Хандешина Е. Ю., Попова В. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.