Научная статья на тему 'Понятие, виды продуктовых инноваций и методы оценки эффективности их внедрения предприятиями'

Понятие, виды продуктовых инноваций и методы оценки эффективности их внедрения предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4956
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ / ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НОВЫХ И УЛУЧШАЮЩИХ ПРОДУКТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INNOVATION / TYPOLOGY OF INNOVATIONS / GROCERY INNOVATIONS / ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTRODUCTION BY THE ENTERPRISES OF NEW AND IMPROVING GROCERY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Александр Валерьевич

В настоящее время отсутствует общепринятое понимание и типология в области инноваций. В статье представлен обзор мнений некоторых авторов в данной сфере, а также классификация инноваций по различным критериям. Рассматриваются особенности оценки эффективности внедрения предприятиями новых и улучшающих продуктовых технологий разных авторов на основе анализа содержания и условий реализации основных этапов разработки и реализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, TYPES OF GROCERY INNOVATIONS AND METHODS OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THEIR INTRODUCTION BY ENTERPRISES

Now there is no standard understanding and typology in the field of innovations. In article the review of opinions of some authors in this sphere, and also classification of innovations by various criteria is presented. Features of an assessment of efficiency of introduction by the enterprises of new and improving grocery technologies of different authors on the basis of the analysis of the contents and conditions of realization of the main development stages and realization of innovations are considered.

Текст научной работы на тему «Понятие, виды продуктовых инноваций и методы оценки эффективности их внедрения предприятиями»

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

И. В. НИКИТИН

В настоящее время отсутствует общепринятое понимание и типология в области инноваций. В статье представлен обзор мнений некоторых авторов в данной сфере, а также классификация инноваций по различным критериям. Рассматриваются особенности оценки эффективности внедрения предприятиями новых и улучшающих продуктовых технологий разных авторов на основе анализа содержания и условий реализации основных этапов разработки и реализации инноваций.

Ключевые слова: инновация, типология инноваций, продуктовые инновации, оценка эффективности внедрения предприятиями новых и улучшающих продуктовых технологий.

В литературе насчитываются сотни определений понятия «инновации». Впервые данный термин ввел в научный оборот в 1911 г. австрийский, позже американский ученый Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития». Он писал об инновационных процессах как о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта [13]. Различные авторы (Н. Мончев, И. Перлаки, Э. Роджерс, Б. Твист, Р. Фостер, В. Д. Хартман, Й. Шумпетер и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [4].

В конечном итоге, анализируя определения различных авторов, понятие «инновации» можно трактовать как изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, посред-ствам которого материализуется новое научное знание или формируется новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создаются новые.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые, процессные и аллокационные. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Аллокационные инновации связаны с перераспределением ресурсов предприятия (различные схемы реорганизации, реструктуризация активов, перераспределение ответственности работников и т. п.) [5; 8; 12].

Продуктовые инновации - разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов [10].

Под новым товаром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарных нововведений: совершенно новый товар; модернизированный товар; модифицированный товар; товар новой сферы применения; товар рыночной новизны.

В данном подходе определения расположены в порядке сокращения степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда-то был совершенно новым, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. В настоящее время такого рода товары чаще появляются в новейших наукоемких отраслях (телекоммуникации, биотехнология), в фармацевтической промышленности и в сфере услуг. Необходимость проведения значительных фундаментальных и прикладных исследований для внедрения таких инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными фирмами, имеющими тесные связи с научно-исследовательскими институтами и инвестирующими в венчурные структуры. Более распространенным видом товарных инноваций является производство модернизированных и

модифицированных товаров в рамках расширения ассортимента фирмы.

Модернизированный товар предполагает внесение в уже существующий товар глобальных, качественных технических изменений. В то же время модификация товара представляет лишь незначительное совершенствование, часто направленное на удовлетворение более узко сегментированного рынка. Как правило, это чисто внешнее изменение товаров при полном сохранении прежней функциональной насыщенности: новый цвет, дизайн, упаковка, запах и т. д. Проведение такого рода инноваций представляет собой расширение ассортиментной линии продукции, что на современном рынке является действенным конкурентным преимуществом. Таким образом, к продуктовым инновациям относится разработка и внедрение трех типов нового продукта: совершенно нового, модернизированного и модифицированного. Оставшиеся два типа, а именно товары новой сферы применения и рыночной новизны, относятся скорее к следующему типу инноваций - маркетинговым нововведениям.

Продуктовые инновации обычно считаются среднесрочными, т. е. по своей окупаемости и влиянию на финансовое оздоровление кризисного предприятия менее оперативными, чем процессные новшества, и более оперативными, чем алло-кационные инновации.

Продуктовые технологические инновации могут подразумевать обновление продукта за счет:

1) повышения качества ранее выпускавшегося продукта в соответствии с оперативной информацией об изменении потребностей потребителей и изменении их предпочтений по поводу распределения располагаемых потребителями средств в пользу оплаты товаров и услуг, которые характеризуются улучшением наиболее приоритетных для потребителей параметров (для этого предприятию необходимо правильно позиционировать выпускаемый продукт);

2) переключения на выпуск продукции, которая принадлежит к иной продуктовой классификационной группе и, чаще всего, предназначена для иных потребителей.

Последнее предполагает гораздо большее внимание и инвестиции в части маркетинга. Однако и то, и другое означает также необходимость определенных капиталовложений не только в освоение новой для предприятия продукции, но и в технологии ее выпуска [3].

Указанные капиталовложения могут пойти:

1) на приобретение технологии посредством размещения сторонним научно-техническим ор-

ганизациям (научно-исследовательским институтам и конструкторским бюро) заказа на разработку соответствующей конструкторской и технологической документации;

2) на покупку лицензий на защищенные или не защищенные патентами на изобретения технологии, включая услуги по передаче всей необходимой технической документации и услуги по помощи при внедрении новшества;

3) на собственную разработку нужной технологии.

Последнее способно предполагать скорейшее проведение:

- прикладной научно-исследовательской работы (ПНИР), нацеленной на разработку, изготовление и испытание макета нового продукта (с внесением корректировок в эскизный проект макета по результатам испытаний), что предполагает проведение теоретических и экспериментальных изысканий по составлению и проверке эскизного проекта нового продукта с заданными свойствами (соответствующими техническим требованиям на его разработку);

- опытно-конструкторской работы (ОКР), имеющей целью создание рабочей конструкторской документации (комплекта рабочих чертежей) нового изделия (после разработки на основе технического проекта, испытаний и доводки экспериментального образца новшества), по которой можно было бы производить соответствующую техническому заданию продукцию в промышленных условиях; в необходимых случаях, когда новый продукт технически сложен, в процесс его создания включается проектирование, изготовление, испытание и доводка опытного или головного промышленного образца, который изготавливается в условиях, максимально приближенных к промышленным, и может реализовываться на сторону.

В целом продуктовые новшества нацелены на переключение предприятия с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Они также используются для диверсификации хозяйственной деятельности предприятия, когда фирма, наряду с продукцией, которая по прибылям от ее выпуска рискованна, в относительно небольших масштабах осваивает иную, более стабильно выгодную продукцию.

Это позволяет фирме как выйти в прибыльный режим работы с точки зрения соотношения текущих затрат и результатов, так и повысить свою финансовую привлекательность для инвесторов с точки зрения прогнозируемого вследствие продуктовых инноваций роста рыночной стоимости фирмы [1].

Выявить особенности оценки эффективности внедрения предприятиями новых и улучшающих технологий можно на основе анализа содержания и условий реализации основных этапов разработки и реализации инноваций.

Анализ ситуаций и проблем организации процесса разработки новых технологий и продуктов, представленный А. А. Петруненковым в пособие «Организация разработки нового товара», выполнен в форме описания 13 этапов продвижения инновации на рынок. Эти этапы сгруппированы и представлены в виде комплекса действий, которые необходимо выполнить, проанализировать и проконтролировать на каждой стадии развития нововведения. Приведем краткое описание этапов.

На первом этапе - при первоначальном обзоре -для эффективной организации процесса разработки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей.

На втором этапе - при предварительной оценке рынка - отобранные идеи анализируют с позиции их возможного восприятия будущими (для нового продукта) или существующими (для улучшающей технологии) потребителями и потенциальными или действующими конкурентами.

Третий этап - предварительная техническая оценка продукта - посвящается исследованию разрабатываемой новинки в отношении ее реального воплощения, или реализуемости. Здесь необходимо найти ответы на вопросы о возможностях изготовления нового товара в масштабах массового производства относительно реальности такового с учетом: 1) реальности изготовления всех необходимых комплектующих элементов и сырья; 2) наличия собственных или необходимости привлечения сторонних исследовательских ресурсов; 3) возможных сложностей в связи с сертификацией; 4) существования аналогичных технологий и патентов на них; 5) перспектив появления товаров-заменителей.

Если результаты технической оценки оказываются неблагоприятными, то специалисты настоятельно рекомендуют отложить на некоторое время или вообще отказаться от реализации данного инновационного проекта, чтобы избежать больших потерь на последующих стадиях [9].

На четвертом этапе - при детальном исследовании рынка - изучаются потребности и нужды целевой аудитории из числа возможных покупателей, определяются способы и методы продвижения продукта на рынок, оцениваются конкуренты по всем важным маркетинговым позициям.

Пятый этап - бизнес-анализ и финансовый анализ проекта - направлен на предварительную разработку бизнес-плана. Здесь составляется его финансовая часть, включающая расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также предусматривает оценку рисков.

Шестой этап - разработка - предполагает непосредственное изготовление продукта. На этом этапе основной задачей является установление взаимодействия между ценой будущей новинки и издержками на ее производство.

На седьмом этапе - при тестировании продукта внутри организации - выявляются недостатки разработанного продукта в лабораторных условиях или в ходе полигонных испытаний.

Восьмой этап - апробирование продукта потребителями - необходим для пробного тестирования инновационного продукта будущими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в массовое производство.

Девятый этап - опытные продажи или рыночная проверка - включает в себя реализацию инновации на ограниченной территории или незначительной группы потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесения изменений в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке.

Десятый этап - опыт производства - заключается в апробации всего производственного комплекса, на котором планируется осуществлять массовое изготовление новинки. Это проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей.

Одиннадцатый этап - бизнес-анализ проекта -является базовым при принятии окончательного решения о коммерциализации инновации. Для этого составляется детальный финансовый бизнес-анализ, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, новых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структуры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его недопущению. На этом этапе может быть также принято решение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, появился товар-заменитель или предпочтения потребителей радикально изменились.

Двенадцатый этап - запуск полномасштабного производства - требует значительных финансовых затрат, связанных с приобретением производственных линий и формированием сбытовых каналов. Здесь также необходима высокая координация действий по всей технологической цепочке, начи-

ная от поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и до выполнения предписаний рабочими на производственных участках.

Тринадцатый, завершающий, этап - выход продукта на рынок - направлен главным образом на маркетинговые мероприятия и рекламные воздействия на потребителей. Это этап установления конкурентоспособной цены для новинки, выбора формы и содержания ее рекламной кампании, способов дистрибуции и механизмов продвижения, а также формирования нужного общественного мнения.

Обобщая приведенное описание этапов разработки нового продукта, следует отметить, что инновационный процесс начинается с анализа рынка, а не с оценки технических характеристик продукта. Именно новизна потребительских, а не технических свойств играет сегодня первостепенную роль для эффективной коммерциализации инноваций [11]. Целью анализа рынка является определение коммерческих перспектив будущего продукта. Еще на этапе разработки новинки важно оценить рыночную привлекательность и потенциал продукта, возможное восприятие продукта рынком, его размер, тенденции и темпы изменения.

Указанные и другие показатели эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот должны быть не только выражены количественно, но и отражать состояние финансов, производства, сбыта и других средств. В этой связи специалисты особо подчеркивают важность разработки и необходимость оценки достоверных количественных показателей. На практике, как известно, в огромном числе случаев решения принимаются методом экспертных, качественных оценок, эмоционально или на основе интуиции [9].

По мнению исследователей [2; 6; 7; 9; 11], основными переменными в процессе принятия эффективных решений по инновационным проектам, анализа и отбора наиболее перспективных технологий из числа рассматриваемых альтернатив должны стать состояние и масштабы развития предприятия. В условиях ограниченных финансово-экономических ресурсов обеспеченность интеллектуальными, научно-исследовательскими, финансовыми, маркетинговыми, кадровыми, производственными и другими необходимыми ресурсами приобретает немаловажное значение для достижения инновационных целей.

Всю совокупность показателей, которые необходимо рассчитывать и анализировать при оценке эффективности инновационных проектов, в литературе принято разбивать на внешние (или рыночные) и внутренние, т. е. присущие инновационному проекту как объекту. Более точно их

характеризуют как формальные и содержательные [11].

К формальным критериям принято относить такие показатели, как срок окупаемости, норма прибыли, источники финансирования. К содержательным, в свою очередь, относят параметры оценки технологических процессов и их ресурсное обеспечение.

Первые из названных критериев широко представлены в литературе, и, по мнению многих специалистов, для оценки эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот их недостаточно [2; 6; 7; 9; 11]. Специалисты так характеризуют их использование для анализа инновационных проектов: «Большинство применяемых на практике формальных критериев основано на финансовых показателях, моделирование которых нередко подменяет (вытесняет) маркетинговый анализ причин тех или иных действий участников рынка. При этом основной ошибкой становится экстраполяция сегодняшнего состояния системы (рынка, отдельного экономического субъекта) на перспективу, что в условиях рыночной экономики искажает реальные тенденции. Избежать таких ошибок можно, используя содержательные критерии перспективности инноваций» [11].

Содержательные критерии, в отличие от формальных, направлены в основном на анализ осуществимости исследуемой технологии. Простейший анализ возможности эффективного производства того или иного инновационного продукта можно проводить, ориентируясь на затраты ресурсов.

Оценка реализуемости инновационного проекта является обязательным этапом процедуры его формирования. Она осуществляется и по мере выполнения проекта, если в структуре, составе работ или мероприятий, а также в составе участников или в соотношении основных фондов происходят существенные для достижения целей инновационного изменения [2].

Таким образом, анализ теории и практики показывает, что для активизации инновационных процессов, наряду с методами оценки, на базе дисконтирования денежных потоков необходимо применять также количественные методы анализа внутрихозяйственной эффективности инновационных проектов. Обобщая основные требования, согласно которым следует оценивать эффективность продуктовых нововведений с позиции их влияния на экономику предприятия, можно предложить следующую последовательность принятия инновационно-инвестиционных решений.

На первом этапе на основе показателей количественной оценки рыночной перспективности следует определить коммерческую состоятель-

ность инновационной идеи с учетом общих условий ее конкурентоспособности на рынке. При этом предлагается анализировать такие критерии эффективности нового или улучшающего продукта, как его патентоспособность, размер и темпы роста инновационного рынка, потенциал нововведения с позиции его жизненного цикла и охвата дистрибутивных сегментов.

Далее с учетом намеченных перспектив на рынке следует определить внутренние ресурсные возможности предприятия по реализации новой или улучшающей технологии. Обеспеченность интеллектуальными, научно-исследовательскими, финансовыми, маркетинговыми, кадровыми, техническими и прочими необходимыми ресурсами имеет немаловажное значение для эффективного достижения инновационных целей. Вследствие этого важно оценивать затраты на разработку и реализацию инновационного проекта и сопоставлять их с внутренними ресурсными возможностями, имеющимися в распоряжении хозяйствующего субъекта.

Затем следует оценить эффективность инвестиционных вложений предприятия в новую или улучшающую технологию и определить на этой основе инвестиционную результативность продуктовой инновации. Одна из основных целей реализации инновационных проектов состоит именно в снижении издержек на производство продукции и увеличении чистой прибыли предприятия. При анализе и отборе новых или улучшающих технологий важно выявить те нововведения, которые оказывают наиболее позитивное влияние на развитие хозяйственных функций предприятия с учетом вложенных инвестиций.

В завершение можно проанализировать влияние планируемой к внедрению инновации на развитие экономики предприятия в целом. Речь идет об оценке стратегических изменений, которые могут произойти в деятельности предприятия после внедрения новой или улучшающей технологии по каждой из основных хозяйственных функций [11].

Следует иметь в виду, что выбор направлений инновационного развития не ограничивается проведением оценки эффективности инновационных проектов. В связи с усилением значимости инноваций как фактора экономического роста, повышением роли инновационного менеджмента в управлении хозяйствующими субъектами, а также выведением процессов реализации продуктовых нововведений на корпоративный уровень принятия решений отбор эффективных инновационных проектов следует осуществлять при их сравнении с другими нетехнологическими стратегиями развития предприятия.

Литература

1. Анчишкин А. И. Управление научно-техническим прогрессом. М., 1982.

2. Бендиков М. А. Оценка реализуемости инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 1-16.

3. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М., 2004.

4. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: постановление Правительства РФ № 832 от 24.07.1998 // Российская газета. 1998. 19 авг.

5. Кореняко А. А., Городничева Е. С. Инновационная деятельность на промышленном предприятии: понятие, цели, виды // Проблемы социально-экономического развития регионов России: мат-лы Между-нар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2010. С. 93-99.

6. Крылов Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятий: учеб. пособие. М., 2003.

7. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник. М., 2004.

8. Пахомов М. А., Кореняко А. А. Сущность и особенности реализации инновационной деятельности промышленного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6. С. 146-149.

9. Петруненков А. А. Организация разработки нового товара: учеб.-метод. пособие. М., 2002.

10. Сведения об инновационной деятельности организации: утв. постановлением Госкомстата России от 22.07.2002. № 156. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация.

11. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М., 2005.

12. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. СПб., 2006.

13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

* * *

CONCEPT, TYPES OF GROCERY INNOVATIONS AND METHODS OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THEIR INTRODUCTION BY ENTERPRISES

I. V. Nikitin

Now there is no standard understanding and typology in the field of innovations. In article the review of opinions of some authors in this sphere, and also classification of innovations by various criteria is presented. Features of an assessment of efficiency of introduction by the enterprises of new and improving grocery technologies of different authors on the basis of the analysis of the contents and conditions of realization of the main development stages and realization of innovations are considered.

Key words: innovation, typology of innovations, grocery innovations, assessment of efficiency of introduction by the enterprises of new and improving grocery technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.