М.И. Туган-Барановский. Он писал, что ценность денег (в том числе и бумажных) в первую очередь зависит от следующих факторов: роста денежного хозяйства, влияния общего уровня цен на курс рубля, промышленных циклов конъюнктуры. Обеспечить устойчивость бумажного рубля можно путем сокращения денежной массы в обращении и с помощью инструментов государственного регулирования, которые защищают бумажную валюту на внешних рынках от биржевой игры на понижение курса.
В сложный послевоенный период развития экономики в России и за рубежом стали появляться различные проекты создания международной валютной системы. Авторами их были Л. Луццат-ти (Италия) и П.П. Гензель (Россия). В проекте профессора П.П. Гензеля предусматривалось учреждение международного акционерного эмиссионного банка, который получал бы часть золотых запасов стран-участниц единой валютной зоны, и создание мировой денежной единицы. Таким образом, идея международной денежной системы, в которой значительная часть торговых оборотов оплачивалась бы бумажной валютой, постепенно завладевала умами специалистов в 1900-1920-е годы. Этому способствовали интернационализация мирового хозяйства и усиление регулирующей роли
государства. Вместе с ростом институциональных претензий на внешних рынках, государство пыталось использовать бумажные деньги в качестве одного из инструментов своей активной внешней политики. Поэтому негативные последствия бумажноденежного обращения наиболее остро проявлялись в экстремальных хозяйственных ситуациях, заставляя пересматривать принципы устройства денежной системы.
Литература:
1. Боголепов М.И. Война, финансы и народное хозяйство. - П.,
1914. - С. 58.
2. Каценеленбаум З.С. Обесценение рубля и перспективы денежного обращения. - М., 1918. - С. 66.
3. Мануйлов А.А. Учение о деньгах. - М., 1916. - С.247.
4. Соколов А.А. Обесценение денег, дороговизна и перспективы денежного обращения в России. - Екатеринодар, 1920. - С. 171.
5. Туган-Барановский М.И. Влияние войны на народное хозяйство России, Англии и Германии. / Вопросы мировой войны. - Пг.,
1915. - С. 675.
МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ
Шаповалов В.Л., аспирант ГАСИС
Описаны теоретико-методологические основы исследования продуктовых инноваций. Представлены результаты анализа особенностей исследования этапов жизненного цикла продуктовых инноваций. Сформирована система методов комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций.
Ключевые слова: методы, комплексные исследования, жизненный цикл, продуктовые инновации.
METHODS FOR COMPREHENSIVE STUDY OF THE LIFE CYCLE OF PRODUCT INNOVATION
Shapovalov V., the post-graduate student, GASIS
Theoretical and methodological bases of research of grocery innovations Are described. Results of the analysis offeatures of research of stages of life cycle of grocery innovations are presented. The system of methods of complex research of life cycle of grocery innovations is generated.
Keywords: methods, complex researches, life cycle, grocery innovations.
Формирование инновационной экономики России, призванное обеспечить нашей стране статус ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, приводит к последовательному фокусированию усилий на исследовании инновационной деятельности и инновационных процессов.
Для обеспечения конкурентоспособного функционирования отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынке возникает необходимость создания системы комплексного, интегрированного управления, направленного:
- на обеспечение согласованного решения взаимосвязанных инновационных задач на всех этапах жизненного цикла инноваций;
- на исследование и анализ взаимосвязи и взаимного влияния различных аспектов инновационной деятельности предприятий.
- на всестороннюю оценку, как эффективности реализуемых инноваций, так и эффективности инновационного развития самих предприятий;
- на формирование стратегических программ инновационного развития предприятий.
Ключевой составляющей в формировании системы комплексного, интегрированного управления инновационной деятельностью предприятия является исследовательская. Качество инструментов исследования инноваций, в том числе по составляющим их жизненного цикла, позволяет формировать рациональные интегрального управления инновационной деятельностью предприятия.
Существующие подходы к исследованию инноваций в большинстве случаев сводятся либо к предварительной оценке эффективности инноваций на этапе разработки инновационных проектов, либо к оценке фактической эффективности инноваций. В то же время за рамками системных исследований продолжают оставаться как взаимно усиливающиеся результаты реализации отдель-
ных стадий жизненного цикла инноваций, так и разнонаправленные, противоречивые последствия прохождения этих стадий. Нелинейный и потенциально разнонаправленный характер воздействия инновационных процессов на производственно-хозяйственную деятельность предприятий в целом и характер инновационного развития, в частности, требует формирования соответствующих методов комплексного исследования жизненного цикла инноваций. В первую очередь это касается продуктовых инноваций, поскольку для отечественных предприятий перерабатывающих отраслей существует масштабная задача восстановления позиций отечественных предприятий на отечественном рынке товарной продукции, создавая тем самым материальную базу для интенсивного развития инновационной деятельности.
Таким образом, разработка методов комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций представляет собой актуальную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение.
Вопросы, связанные с разработкой методов комплексного исследования жизненного цикла инноваций, включая факторный анализ влияния характера реализации этапов жизненного цикла на эффективность внедрения инноваций и исследование связей реализации этапов жизненного цикла инноваций не получили детального рассмотрения в научных работах. В экономической литературе не отражена в полной мере вопросы формирования критериев эффективности реализации этапов жизненного цикла продуктовых инноваций и определения рациональной совокупности методов комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций. Все это осложняет определение инновационных стратегических перспектив экономического роста промышленных предприятий.
Целью исследований являлась разработка нового методичес-
кого подхода к управлению параметрами жизненного цикла продуктовых инноваций, обеспечивающего повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий путем интенсификации процессов их инновационного развития.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически взаимосвязанных задач:
- определение содержания и базовых принципов исследования процессов создания продуктовых инноваций;
- анализ эволюции процессов исследования продуктовых инноваций;
- выявление проблем комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций и определение потенциальных путей их решения;
- анализ состава этапов жизненного цикла продуктовых инноваций и содержания выполняемых работ;
- факторный анализ влияния характера реализации этапов жизненного цикла на эффективность продуктовых инноваций;
- исследования связей этапов реализации жизненного цикла продуктовых инноваций;
- разработку критериев эффективности реализации этапов жизненного цикла продуктовых инноваций;
- определение рациональной совокупности методов комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций;
- разработку методических рекомендаций по осуществлению комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций.
В работе была принята следующая гипотеза исследования. Использование методов исследования инноваций на их начальной и финальной фазах снижает возможность эффективного управления процессами создания продуктовых инноваций. Ограничение внутренних фаз управления лимитированием временных и инвестиционных ресурсов путем построения, соответственно, схем критического пути и финансовых планов, носящих преимущественно директивный характер, снижает возможности адаптивного управ-
Таблица 1. Результаты систематизации этапов эволюции исследования процессов создания продуктовых инноваций
№ Период Основная идея
1 19001910 гг. Ф. Тейлор. Повышение эффективности производства за счет использования новых знаний, заимствованных из других научных областей.
2 19101920 гг. Базируется на пяти типичных изменениях, присущих инновациям, выделенных И. Шумпетером (теория разрушительного созидания)
3 19201930 гг. Внедрение метода планирования последовательности операций (диаграммы Гантта). Обоснование линейных моделей «технологического толчка»: «наука - разработка -производство» (Мис), «научные исследования, прикладные исследования, изобретение» (Холланд)
4 19301940 гг. Разработка Ф. Гилберт и Л. Гилберт методики микроанализа движений как первоосновы научной организации рабочих мест.
5 19401950 гг. Объединение идеи взаимозаменяемости деталей и сборочной подлинии, дополненные концепцией координируемой (синхронизируемой) сборочной линии. Развитие линейных моделей: «фундаментальные исследования - прикладные исследования - лабораторные исследования - пилотное производство - производство» (Стивенс); «Фундаментальные исследования - прикладные исследования - инженерные разработки - разработка технологии производства - разработка сервиса» (Макларен)
6 19501960 гг. В 1938 г. Дж. Атанасов создание первого цифрового компьютера, обеспечили инновационный менеджмент возможностями многовариантного решения крупных проблем, которые ранее в силу их громоздкости не могли рассматриваться. Совершенствование линейной модели «технологического толчка»: «исследование - разработка - создание малых партий продукции -пилотное производство - принятие в серийное производство» (Мис и Лирмейкерс)
7 19601970 гг. В качестве источника инновационных идей рассматривались достижения науки и техники. Модель «технологического толчка» G1 описывалась в виде линейной последовательности циклично повторяющихся этапов. Простой линейно-последовательный процесс был акцентирован на роли НИОКР при отношении к рынку лишь как к потребителю инноваций. Линейная модель «выявление проблемы - нахождение решения - применение решения -диффузия инновации» (Майерс и Маркус)
8 19701980 гг. Модель «вызов спроса» (market pull) G2 предполагает, что коммерчески успешные нововведения появляются в результате восприятия запросов потребителей и адекватной реакции на них сферы корпоративных НИОКР. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направление (за счет рыночной тяги) научным исследованиям, затем повторялась цепочка событий линейного процесса. Пример: динамическая модель процессных и продуктовых инноваций (Абернати, Уттербак)
9 19801990 гг. Сопряжённая (coupling) модель инновационного менеджмента G3 заключается в выделении логически последовательных, функционально обособленных, но взаимодействующих и взаимозависимых этапов, отражающих нелинейность процессов создания нововведений, включая интегрированность, интерактивность, рекрусивность и совмещенность. В качестве центрального звена модели выбран наиболее ресурсоёмкий этап инновационного процесса - разработки, в том числе конструирование. В результате инженерно-конструкторской деятельности происходят непрерывные изменения, незначительные в отдельности, но дающие большой эффект в совокупности. Пример: Модель «Ворота» (Купер).
10 19902000 гг. Интегрированная модель инновационных процессов G4 базируется на одновременной работе над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях, что ускоряет решение проблемы. Разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого начала имеет место тесное сотрудничество между отделом исследований и разработок, техническим, производственным, маркетинговым и финансовым подразделениями компании. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована специальной межфункциональной группой. Пример: модель «Воронка» (Уйлрайт, Кларк)
11 20002010 гг. Инновационный процесс в инновационной модели стратегических сетей G5 является не только межфункциональным, но также носит мультиинституциональный, сетевой характер. Модель G5 отражает целевое взаимодействие основных институтов (сама компания, ее поставщики, конкуренты, потребители), результатом которого становится инновация. Пример: открытая модель инноваций (Чесбро)
12 20102020 гг. Невозможность возврата проектов на более ранние этапы в моделях поколения G5 привела к дальнейшему смещению центра тяжести процессов исследования инновационного продукта от материальной к интеллектуальной составляющей, закодированной в виде надежной информации. Модель на базе информационных технологий G6 (Тебекин).
ления множеством параметров жизненного цикла продуктовых инноваций. Разработка и внедрение методов комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций позволит выявить прямые и обратные, линейные и нелинейные связи стадий жизненного цикла продуктовых инноваций в многофакторном пространстве, и обеспечить тем самым возможность поиска рациональных управленческих решений на многовариантной основе.
Следовательно, разработка методов комплексного управления параметрами жизненного цикла продуктовых инноваций должна быть направлена на расширение спектра управляемых параметров жизненного цикла инноваций, с одной стороны, и повышение уровня точности оценок для повышения эффективности управления.
При определении содержания исследования процессов создания продуктовых инноваций было установлено, что традиционно выделяют семь составляющих исследования, характеризующие соответствующие этапы инновационного процесса: инициация инновации; маркетинг инновации; выпуск (производство) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации; диффузия инновации.
При этом в работе показано, что базовыми принципами исследования процессов создания продуктовых инноваций являются:
- принцип оценки адекватности инновационного потенциала предприятия и целей (требований) создания инновационной продукции;
- принцип продуктивности генерации или заимствования инновационных идей;
- принцип рациональности научно-технический решений по достижению целей создания инновационной продукции;
- принцип формирования портфеля инструментов исследования инновационных процессов, охватывающих широкий спектр потенциальных инновационных проектов;
- принцип целесообразности и эффективности интеграции инновационных проектов в инновационную программу;
- принцип оперативности и гибкости проведения организационно-структурных изменений при поэтапном создании продуктовой инновации.
На следующем этапе исследований были систематизированы этапы эволюции исследования процессов создания продуктовых инноваций (табл.1).
Проведенная систематизация демонстрирует, что по мере роста числа и скорости факторов, влияющих на процессы создания продуктовых инноваций, с одной стороны, и усложнения самих продуктовых инноваций, с другой стороны, претерпели изменения и методы исследования процессов создания инноваций.
На первой фазе эволюции исследования процессов создания продуктовых инноваций логически выстраивались линейные модели преобразования исходных идей в конечную продукцию (модели «технологического толчка» G1 и «вызов спроса» G2).
На второй фазе эволюции исследования процессов создания продуктовых инноваций наблюдается моделирование как процессов взаимосвязи и взаимозависимости этапов создания нововведений, так и взаимодействия участников, специализирующихся на отдельных направлениях исследований, что ускоряет процесс исследования и обогащает его релевантной информацией («сопряжённая модель» G3 и «интегрированная модель» G4 соответственно).
На третьей фазе эволюции исследования процессов создания продуктовых инноваций наблюдается поиск возможностей наращивания вариантов принятия решений с целью оптимизации всего цикла создания инновационной продукции, включая конечный результат (модель «стратегических сетей G5» и модель «информационных технологий» G6).
В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.
На основе исследования проблем комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций, обусловленных усложнением продуктовых инноваций в процессе эволюционных и революционных изменений научно-технических возможностей их создания, разработан алгоритм решения проблем, позволяющий на основе комплексного анализа особенностей реализации этапов жизненного цикла продуктовых инноваций, и выявления силы и характера связи между ними, сформировать рациональную совокупность методов комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций, удовлетворяющих критериям эффективности реализации жизненного цикла продуктовых инноваций.
На основе анализа содержания выполняемых работ на этапах
жизненного цикла продуктовых инноваций определено факторное влияние управляемых ресурсных, частично управляемых и неуправляемых рыночных воздействий на эффективность реализации этапов жизненного цикла продуктовых инноваций.
Определены направленность, характер и сила связей множества параметров жизненного цикла продуктовых инноваций и показаны возможности управления эффективностью реализации этапов жизненного цикла продуктовых инноваций.
Разработаны частные критерии эффективности реализации этапов жизненного цикла продуктовых инноваций и интегральный критерий эффективности создания продуктовых инноваций на всем жизненном цикле их создания.
Определена рациональная совокупности методов комплексного исследования жизненного цикла продуктовых инноваций на пре-динвестиционной, инвестиционной, производственной и эксплуатационной фазах его осуществления.
В целом основной результат работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении нового методического подхода к комплексному исследованию жизненного цикла продуктовых инноваций:
- обеспечивающего определение связей множества параметров жизненного цикла по направленности, характеру и силе,
- направленного на поиск рациональных многофакторных решений по управлению параметрами жизненного цикла инноваций;
- и позволяющего аккумулировать положительный опыт исследования жизненного цикла продуктовых инноваций и рационального управления параметрами жизненного цикла на последующих фазах осуществления инновационной деятельности предприятия.
Литература:
1. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности - СПб: Политехника, 2000.
2. Колосов В.Г. Введение в инноватику: Учебное пособие -СПб: изд-во СПбГПУ, 2002.
3. О.В. Сурин, О.П. Молчанова «Инновационный менеджмент», учебник - М.:«Инфра-М» - 2008.
4. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / пер. с нем. В.С. Автономов, М.С. Любский, А.Ю. Чепуренко - М. : Эксмо, 2008.
5. Godin B. The making of science, technology and innovation policy: conceptual frameworks as narratives, 1945 -2005 - Institut national de la recherche scientifique, 2009.