Научная статья на тему 'Формирование механизма обеспечения роста инновационной активности в лесном хозяйстве'

Формирование механизма обеспечения роста инновационной активности в лесном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / GROCERY INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Андрей Васильевич, Спесивцев Валерий Анатольевич, Иванова Анна Владимировна

В статье рассматривается лесной сектор с позиции создания инноваций, и описаны факторы, определяющие инновационную активность организаций в его составе. Описаны особенности инновационных продуктов лесного хозяйства, создание которых и предопределяет состояние инновационной активности организаций, участвующих в их создании. Рассмотрены основные проблемы создания инновационных продуктов в лесном секторе и повышения инновационной активности лесной науки. Также рассмотрены положительные и отрицательные методы борьбы со сложившейся проблемой со стороны государства, эффективность которых невозможна без действенных механизмов стимулирования инновационных процессов. Предпринимательские структуры лесного сектора в современной экономике должны функционировать в жесткой конкурентной среде, которая заставляет их осуществлять инновационную деятельность, чтобы выживать и развиваться в изменяющихся рыночных условиях. В связи с тем, что многочисленные исследования свидетельствуют о низком уровне инновационной активности российских организаций лесного сектора, при том, что на данный момент времени проблема создания инновационных продуктов в лесном секторе и повышения инновационной активности лесной науки озвучена на государственном уровне. По этим объективным причинам возникает необходимость в разработке модели механизма поддержания, контроля, стимулирования, управления и финансирования создания продуктовых инноваций в системе лесного хозяйства. Под механизмом управления создания продуктовых инноваций понимается совокупность методов, инструментов и приемов воздействия, стимулирования, содействия и контроля на всех участников создания инновационного продукта лесного сектора с целью достижения повышения результатов развитии. Действие механизма управления создания продуктовых инноваций организациями лесной науки заключаются в том, что в процессе управления управляющий субъект, основываясь на существующих принципах, воздействует различными методами на управляемый субъект через систему стимулирования инновационной активности организаций лесной науки, обеспечение результативности планирования и содействие процессу создания продуктовых инноваций, повышает инициативную составляющую инновационного развития организаций лесной науки, т. е. они более активно участвуют в проектах по созданию продуктовых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковлев Андрей Васильевич, Спесивцев Валерий Анатольевич, Иванова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MECHANISM OF ENSURING GROWTH OF INNOVATIVE ACTIVITY IN FORESTRY

In article the forest sector is considered from a position of creation of innovations, and the factors defining innovative activity of the organizations in its structure are described. Features of innovative products of forestry which creation predetermines a condition of innovative activity of the organizations participating in their creation are described. The main problems of creation of innovative products in forest sector and increases of innovative activity of forest science are considered. Positive and negative methods of fight against the developed problem from the state which efficiency isn't possible without effective mechanisms of stimulation of innovative processes are also considered. Enterprise structures of forest sector in modern economy have to function in the rigid competitive environment which forces them to carry out innovative activity to survive and develop in changing market conditions. Because numerous researches testify to low level of innovative activity of the Russian organizations of forest sector, thus, that at present time the problem of creation of innovative products in forest sector and increases of innovative activity of forest science is sounded at the state level. For these objective reasons there is a need for development of model of the mechanism of maintenance, control, stimulation, management and financing of creation of grocery innovations for forestry system. The mechanism of management of creation of grocery innovations is understood as set of methods, tools and receptions of influence, stimulation, assistance and control on all participants of creation of an innovative product of forest sector for the purpose of achievement of increase of results development. Operation of the mechanism of management of creation of grocery innovations by the organizations of forest science exist in management process where the operating subject, based on the existing principles, influences with various methods the operated subject, through system of stimulation of innovative activity of the organizations of forest science, ensuring productivity of planning and assistance to process of creation of grocery innovations, raises an initiative component of innovative development of the organizations of forest science, i.e. they participate in projects of creation of grocery innovations more actively.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма обеспечения роста инновационной активности в лесном хозяйстве»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

А. В. ЯКОВЛЕВ, В. А. СПЕСИВЦЕВ, А. В. ИВАНОВА

В статье рассматривается лесной сектор с позиции создания инноваций, и описаны факторы, определяющие инновационную активность организаций в его составе. Описаны особенности инновационных продуктов лесного хозяйства, создание которых и предопределяет состояние инновационной активности организаций, участвующих в их создании. Рассмотрены основные проблемы создания инновационных продуктов в лесном секторе и повышения инновационной активности лесной науки. Также рассмотрены положительные и отрицательные методы борьбы со сложившейся проблемой со стороны государства, эффективность которых невозможна без действенных механизмов стимулирования инновационных процессов.

Предпринимательские структуры лесного сектора в современной экономике должны функционировать в жесткой конкурентной среде, которая заставляет их осуществлять инновационную деятельность, чтобы выживать и развиваться в изменяющихся рыночных условиях. В связи с тем, что многочисленные исследования свидетельствуют о низком уровне инновационной активности российских организаций лесного сектора, при том, что на данный момент времени проблема создания инновационных продуктов в лесном секторе и повышения инновационной активности лесной науки озвучена на государственном уровне. По этим объективным причинам возникает необходимость в разработке модели механизма поддержания, контроля, стимулирования, управления и финансирования создания продуктовых инноваций в системе лесного хозяйства.

Под механизмом управления создания продуктовых инноваций понимается совокупность методов, инструментов и приемов воздействия, стимулирования, содействия и контроля на всех участников создания инновационного продукта лесного сектора с целью достижения повышения результатов развитии. Действие механизма управления создания продуктовых инноваций организациями лесной науки заключаются в том, что в процессе управления управляющий субъект, основываясь на существующих принципах, воздействует различными методами на управляемый субъект через систему стимулирования инновационной активности организаций лесной науки, обеспечение результативности планирования и содействие процессу создания продуктовых инноваций, повышает инициативную составляющую инновационного развития организаций лесной науки, т. е. они более активно участвуют в проектах по созданию продуктовых инноваций.

Ключевые слова: продуктовые инновации, инновационная активность, инновационный потенциал, механизм управления.

В современной экономике предпринимательские структуры функционируют в жесткой конкурентной среде, которая заставляет их осуществлять инновационную деятельность, чтобы выживать и развиваться в изменяющихся рыночных условиях. Однако данные многочисленных исследований свидетельствуют о низком уровне инновационной активности российских организаций. Лесной комплекс - важнейший сектор экономики страны. От его состояния и уровня развития зависит обеспеченность народного хозяйства и населения в древесине и других продуктах леса. Рассматривая лесной сектор с позиции создания инноваций, следует выделить его особенности, определяющие инновационную активность организаций в его составе.

К таким особенностям, определяющим инновационную активность организаций занятых соз-

данием продуктовых инноваций в системе лесного сектора, можно отнести:

- во-первых, долговременность возобновления лесных ресурсов, завершающуюся созданием нового продукта. Период лесовыращивания длится не один десяток лет и до получения конечного результата в виде новой породы необходимо выполнять многолетние селекционные исследования, проводить широкомасштабные эксперименты по испытанию роста и устойчивости кандидатов в сорта, проверять научные выводы в лесохо-зяйственных экспериментах. При этом затраты на создание инноваций могут возрастать многократно, причем в начальный период времени участие труда и капитала наиболее велико, в последующий период лес растет под воздействием природных факторов. Долговременность выращивания

нового продукта в лесном хозяйстве еще несет собой и высокую степень непредсказуемости результата, так как за столь долгий период (до 100 лет и больше), влияние оказывают как природные (засуха, лесные пожары, наводнения, вредители и др.), так социальные и политические (политика государства, цены на древесину, структура потребления лесных ресурсов и т. п.) факторы, которые могут существенно изменить первоначальные установки.

- во-вторых, территориальную разобщенностью и удаленностью лесных массивов. Для получения полной информации о состоянии лесов требуются значительные финансовые и временные затраты, высокие технологические возможности и кадровый потенциал.

- в-третьих, неравнозначность типов лесных земель, лесов и т. д. с точки зрения возможности их использования др.

- в-четвертых, многоцелевое назначение лесного продукта, которое дает возможность принятия решения с разной степенью использования отдельных компонентов продукта (одну и ту же породу леса могут использовать для разных целей одновременно (например, охота, заготовка грибов, заготовка древесины, проводимая выборочно) или только для одной из них (только вырубка леса, только организация отдыха или проведение охоты, только выполнение природоохранных функций).

- в-пятых, влияние региональных факторов на полученный в результате инновационной деятельности продукт. В лесном хозяйстве необходимо учитывать не только общее состояние новой

лесной породы, сорта, но и региональные условия их воспроизводства, наличие путей транспорта, рынков сбыта.

Все эти факторы в меньшей или большей степени оказывают влияние на инновационную активность организаций в составе лесного хозяйства, причем следует учитывать то, что все эти факторы воздействуют на продукт лесного хозяйства не одновременно и влияние одного фактора на начальном этапе создания инновации может быть значительнее, чем на другом этапе или не возникнуть вовсе, а другой фактор может оказывать влияние на всех стадиях создания инновационного продукта примерно равносильно. Этим и осложняется оценка инновационного продукта.

Несмотря на то, что лесной комплекс включает в свой состав ряд отраслей, связанных технологической цепочкой, инновации в этих отраслях тяготеют к различным группам (рис. 1). Так, с лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленностью в значительной мере связывает технологические инновации, в то время как мебельная промышленность это преимущественно инновации продуктовые. Инновации в лесном хозяйстве явление особенное. Их создание отличается не только длительностью цикла и высоким уровнем затрат, но и в ряде случаев отсутствием экономического эффекта. Результат инновационной деятельности - новые сорта, клоны и виды древесно-кустарниковых пород в ряде случаев не являются предметом коммерциализации, а создаются для удовлетворения экологических, социальных и рекреационных требований.

Производство лесоинженерной продукции

Обработка древесины и произ-| водство изделий из дерева, кроме мебели

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них

Рис. 1. Состав лесного комплекса по видам экономической деятельности Российской Федерации

В такой сфере как лесное хозяйство принято различать два вида технологических инноваций -продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают процесс создания новых продуктов - сортов, клонов, видов деревьев и кустарников с улучшенными свойствами [8].

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы лесовыращивания, посева и посадки лесных культур. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок [8].

Для коммерциализации любой технологии и продукции необходимо рассчитать затраты, которые пошли на его создание на каждом этапе, это касается и результатов инновационной деятельности в лесном хозяйстве, это очень сложный процесс, который напрямую зависит от длительности самого инновационного цикла. Чтобы получить точные результаты, общепринятые правила расчета затрат не подходят для инновационного продукта в сфере лесного хозяйства. К этому процессу необходимо подходить не комплексно, а индивидуально по каждому этапу создания и учитывать ряд факторов, которые напрямую влияют на уровень затрат:

- предмет инновационной деятельности (сорт, клон, вид, технология);

- источник финансирования инновационной деятельности;

научный и кадровый потенциал работников, выполняющих научные исследования и разработки;

длительность каждого цикла создания инновационного продукта и т. д.

Подобные особенности инновационных продуктов лесного хозяйства отражаются на активности организаций, участвующих в их создании, и предопределяют необходимость разработки действенных механизмов стимулирования инновационных процессов.

В тоже время нельзя не отметить, что за последние годы численность работающих в лесном хозяйстве сократилась в 4 раза. Данный факт негативно отражается на лесной науке. Лесная отрасль имеет низкий научный потенциал, и за последние 5 лет численность научных работников в лесном секторе России уменьшилась в 5 раз, в то время как по данным FAO в мире 1 млн га лесных

площадей приходится 2,4, в Европе - 14,2 доктора и кандидата наук, работающих в научных учреждениях лесного профиля. В России же этот показатель соответствует - 0,3 человека [5].

Низкая инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесопромышленного комплекса привела к тому, что на начало 2008 г. научное обеспечение лесного сектора осуществляло 10 научно-исследовательских организаций, в которых сосредоточено около 300 ученых и специалистов. За последние 17 лет количество отраслевых научно-исследовательских организаций сократилось в 3 раза, а численность научных сотрудников в 50 раз. Сегодня в ведении Рослесхоза находится 5 государственных научно-исследовательских организаций. Это привело к снижению роли научных разработок в области создания продуктовых инноваций. Основным фактором, сдерживающим развитие лесной науки, явилось длительное недофинансирование со стороны государства, а также минимальное участие в этом лесного бизнеса, что приводило, с одной стороны, к практически неконтролируемому расходованию бюджетных средств на решение мелких и частных вопросов, не позволяющих решить проблемы стратегического характера, а с другой - к стагнации научных организаций лесного сектора и созданию условий для потери страной научного потенциала лесного комплекса [5].

При том, что на данный момент времени проблема создания инновационных продуктов в лесном секторе и повышения инновационной активности лесной науки озвучена на государственном уровне. Проблемы такого состояния дел известны:

низкий уровень затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на уровне отраслевых предприятий;

- отток квалифицированных кадров из лесного хозяйства и лесной науки, ввиду низкого уровня мотивации;

- недостаток инвестиций в строительство дорог и объектов инфраструктуры;

отсутствие поддержки инновационных продуктов на этапе их коммерциализации и другие.

На этом фоне актуальным является поручение президента России в части создания инновационного лесного научного центра и национального исследовательского университета леса.

В этой связи стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной в соответствии с поручениями Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», предусматривается увеличение об-

щих затрат на научные исследования и разработки с 2 % от доли затрат на лесное хозяйство (2008 г.) до 3,5 % в 2020 г., при этом доли внебюджетных средств - до 60 % в 2010 г., 70 % - в 2015 г. и до 80 % - в 2020 г. [7].

Предполагается увеличение удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет к 2020 г. до 40 % от общей численности занятых в лесной науке. Увеличение изобретательской активности: увеличение количества патентов и изобретений к 2010 г. - в 2 раза, к 2015 г. - в 3 раза, к 2020 г. -в 4 раза. Повышение удельного веса предприятий лесного сектора, осуществляющих технологические инновации в области лесного хозяйства, достигнет 15 % - к 2010 г., 20 % - к 2015 г., 25 % - к 2020 г. [7].

Удельного веса инновационной продукции лесного сектора в общем объеме продаж продукции лесной промышленности достигнет к 2020 г. 30 % [7].

Объемы затрат по научному обеспечению создания технологий промышленного выращивания древесных растений с заданными свойствами составят с 2008 по 2020 гг. 800 млн руб:

Во-первых, на развитие лесной биотехнологии, исследования по разработке и совершенствованию методов биотехнологии, особенно клеточной и тканевой селекции in vitro, что определяется рядом принципиальных моментов:

- основными тенденциями в производстве и потреблении древесных волокнистых полуфабрикатов является постоянно растущий спрос на сульфатную беленую целлюлозу и новые виды механической массы, получаемой из щепы различных пород. Данное обстоятельство определяет формирование предложения плантационного выращивания быстрорастущих лесных пород, как платформы обеспечивающей удовлетворение растущего спроса;

- результаты НИОКР ФГУП НИИЛГиС создают основу для устойчивого обеспечения качественным посадочным материалом с заданными целевыми свойствами промышленных плантаций для целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих и мебельных предприятий [4].

Во-вторых, на расширение работ по изучению наследования и наследуемости хозяйственно ценных признаков, совершенствование методов индивидуального и массового отбора в селекции лесообразующих видов. Выявление молекулярно-генетических маркеров разнообразия, продуктивности и качества древесных растений.

В-третьих, на изучение генетики популяций и разработка теории гетерозиса древесных растений.

В-четвертых, на развитие гибридологического, цитологического анализов, изучение аллозим-ного полиморфизма; выведение ценных сортов-гибридов при внутривидовых и межвидовых скрещиваниях, с проявлениями разных форм гетерозиса для получения генетически улучшенного ассортимента древесных видов, а также на селекционные исследования, направленные на повышение устойчивости создаваемых лесных культур.

Согласно стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., приоритетными направлениями научных исследований в области охраны, использования и воспроизводства лесных ресурсов, обеспечивающих устойчивое управление лесами и развитие лесного комплекса, являются воспроизводство лесов, в том числе методами лесной генетики и селекции, биотехнологий. Предусматривается система мероприятий по концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, интеграция науки и образования, поддержке ведущих научных школ, обновлению материально-технической базы исследований, поддержке исследований, выполняемых молодыми учеными, формированию научно-образовательных кластеров.

Однако, реализация стратегии инновационного развития лесного сектора невозможно без активного участия государства в финансировании инноваций. За последние 20 лет наблюдается тенденция в сторону уменьшения инновационно активных научно-исследовательских организаций лесного сектора. По этим причинам возникает необходимость в разработке четкого механизма поддержания, контроля, стимулирования, управления и финансирования создания продуктовых инноваций.

Также необходимость в формировании механизма управления, создания продуктовых инноваций организациями лесной науки (рис. 2) вызвана Постановлением Правительства РФ от 01.11.2013 № 979 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312», в котором обновлены правила оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения. Целью проведения оценки результативности деятельности научных организаций является формирование эффективной системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны и повышение эффективности принятия управленческих решений в сфере науки.

Информационные

Правительство РФ t

Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Федеральное агентство лесного хозяйства

Территориальные органы

Подведомственные организации

Финансовые

потоки

Информационные

потоки

Финансовые

потоки

Лесное хозяйства

Лесная промышленность

Информационные потоки

Контроль и принятие управленческих решений

о о

зда а

я

оду

н

Финансовые потоки

Смежные отрасли

Г Г

г г

т

и ов

по ор

оот ма оц

ки и о

Анализ инновационной активности научно-исследовательских организаций

Оценочные метрики

Внешние факторы Внутренние факторы

N

Аналитические факторы

Финансовый потенциал

Технологический потенциал

Производственный потенциал

Кадровый потенциал

Типологизация научно-исследовательских организаций по уровню инновационной активности

+ т +

Инновационные лидеры

Инновационные последователи

Инновационные аутсайдеры

Индикативное планирование

I

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Оперативное планирование

Тактическое планирование

Стратегические планирование

Деятельность по созданию продуктовых инноваций научно-исследовательскими организациями в системе лесного хозяйства

Сферы создания продуктовых инноваций

т

1

Лесная селекция

Лесная генетика

Лесные биотехнологии

Рис. 2. Модель механизма управления созданием продуктовых инноваций научно-исследовательскими организациями лесного сектора

Данным постановление предполагается оценка результативности деятельности научных организаций 1 раз в 5 лет, по итогам которых деятельность научных организаций может быть отнесена к одной из следующих категорий:

- первая категория - научные организации-лидеры;

- вторая категория - стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность;

третья категория - научные организации, утратившие научную деятельность в качестве основного вида деятельности и перспективы развития,

и такие организации будут подвержены ликвидации и реорганизации.

Данное постановление вызывает наибольшее опасения для научно-исследовательских организаций лесного сектора из-за низкой инновационной активности, сложившейся в результате многочисленных факторов, озвученных ранее.

Под механизмом управления создания продуктовых инноваций понимается совокупность методов, инструментов и приемов воздействия, стимулирования, содействия и контроля на всех участников создания инновационного продукта лесного сектора (коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся непосредственно потребителями и заказчиками продуктовых инноваций и научно-исследовательскими организациями, создающими новый продукт) с целью достижения повышения результатов развития.

Основными составляющими элементами механизма управления создания продуктовых инноваций научно-исследовательскими организациями лесного сектора являются:

1) цели управления - повышение инновационной активности научно-исследовательских организаций лесного сектора, и как следствие - улучшение свойств и качества продуктовых инноваций лесного сектора, которые содействуют инновационному развитию предприятий лесного хозяйства, лесной промышленности и других смежных отраслей;

2) элементы управления - субъекты управления и их связи, на которые и осуществляется воздействие для достижения поставленных целей;

3) методы воздействия на элементы управления;

4) оценочные метрики управления - потенциал предприятия, использование которого обеспечивает достижение поставленных целей.

Действие механизма управления создания продуктовых инноваций научно-исследователь-скими организациями лесного сектора заключаются в том, что в процессе управления управляющий субъект, основываясь на существующих принципах, воздействует различными методами на управляемый субъект с тем, чтобы обеспечить выполнение поставленных целей инновационного развития организаций, являющихся непосредственно потребителями объектов управления - продуктовых инноваций.

Предложенная модель управления создания продуктовых инноваций лесного сектора позволяет выявить основные взаимосвязи между субъектами управления и объектом управления.

Важным звеном формирования механизма управления создания продуктовых инноваций лесного сектора являются непосредственно научно-

исследовательские организации, и являющиеся авторами инновационных продуктов, заинтересованные в их внедрении и коммерцилизации.

Через систему стимулирования инновационной активности организаций лесной науки, обеспечения результативности планирования и содействия процессу создания продуктовых инноваций, повышается инициативная составляющая инновационного развития организаций лесной науки, т. е. они более активно участвуют в проектах по созданию продуктовых инноваций.

В механизме управления создания продуктовых инноваций важным элементом управления является инновационная активность, анализ которой и позволяет произвести типологизацию научно-исследовательских организаций лесного сектора на инновационных лидеров, последователей и аутсайдеров по таким аналитическим факторам, как финансовый потенциал, технологический потенциал, производственный потенциал и кадровый потенциал.

Финансовый потенциал научно-исследовательских организаций лесного сектора характеризуется финансовым положением, дающим представление об их финансовой устойчивости и степени зависимости от внешних источников финансирования деятельности по созданию продуктовых инноваций, их платежеспособности и кредитоспособности.

Производственный потенциал научно-исследовательских организаций лесного сектора представлен объемом активов организации, стоимостью основных производственных фондов, стоимостью уникального оборудования, установок, стендов.

Кадровый потенциал научно-исследовательских организаций лесного сектора характеризуется научной активностью сотрудников:

количеством публикаций в научных изданиях (в том числе в ведущих зарубежных);

- количеством опубликованных книг, монографий (в том числе за рубежом);

- степенью цитируемости научных трудов (в том числе в ведущих зарубежных научных журналах, книгах и монографиях);

- количеством защищенных диссертаций (докторских, кандидатских).

Также кадровый потенциал характеризуется структурой кадровых возможностей:

- общая численность работников;

- общее количество сотрудников, выполняющих исследования и разработки;

- численность сотрудников, выполняющих исследования и разработки по приоритетным на-

правлениям науки, технологий и техники и критическим технологиям федерального уровня;

численность сотрудников, занятых созданием инновационной продукции;

- численность сотрудников, имеющих ученые степени и звания.

Научно-технический потенциал научно-исследовательских организаций лесного сектора представлен:

- общим объемом научной и научно-технической продукции;

- объемом исследований и разработок;

- объемом НИОКР, выполняемых по государственным контрактам;

- общим объемом выполняемых работ;

- поступлениями от продажи патентов, лицензий, технологий и других объектов интеллектуальной собственности.

Государство на данном этапе должно через различные механизмы стимулирования инновационной активности научно-исследовательских организаций лесного сектора создавать условия, в которых осуществление инновационной деятельности будет выгодным (прибыльным) с коммерческой точки зрения для таких организаций.

В качестве следующего элемента механизма управления создания продуктовых инноваций выступает индикативное планирование на государственном уровне, позволяющее через планы-прогнозы создавать научно-исследовательским организациям лесного сектора собственные планы и обеспечивающее результативность планирования, исходя из видения экономического будущего государственными органами.

Результативность планирования научно-исследовательских организаций лесного сектора зависит от времени, затрачиваемого на планирование и объема запланированных работ:

оперативное планирование характеризуется запланированным объемом ресурсов, объемом источников покрытия, количеством исполнителей, сроками, объемом работ по разработке и созданию продуктовых инноваций в лесном секторе;

- тактическое планирование характеризуется выбором наиболее эффективных средств создания инновационного продукта, развитием эффективного использования потенциала предприятия;

- стратегическое планирование характеризуется запланированным уровнем использования инновационного потенциала, уровнем реализованной инновационной активности, качеством методов используемых при разработке инновационного продукта.

Заключительным элементом механизма управления создания продуктовых инноваций является

непосредственно деятельность по их созданию, где важным является содействие процессам создания продуктовых инноваций со стороны государства в зависимости от сферы создания продуктовых инноваций научно-исследовательскими организациями лесного сектора.

Сферами создания продуктовых инноваций в лесном секторе научно-исследовательскими организациями являются лесная селекция, лесная генетика, лесные биотехнологии, в результате которых получается инновационный продукт, с различными признаками, адаптированными для конкретного назначения, которое дает возможность принятия решения с разной степенью использования отдельных компонентов продукта.

Так как создание продуктовых инноваций характеризуется наибольшей степенью затрат, большим объемом работ и концентрацией инновационного потенциала научно-исследовательских организаций лесного сектора, здесь наиболее важно осуществление контроля со стороны государства: финансовый контроль, производственный контроль и управленческого-организационный контроль.

Важное место в механизме управления создания продуктовых инноваций научно-исследовательскими организациями лесного сектора занимает информационная обеспеченность всех государственных и предпринимательских субъектов управления механизма. Внешними источниками обмена информации в данном случае могут выступать: обмен информацией путем участия в научных конференциях, ярмарках, комплексные исследования с другими предприятиями, приобретение патентов и лицензий для использования в специальных инновационных проектах, кооперация в разработках.

Совершенствование в процессе механизма управления, создание продуктовых инноваций лесного сектора информационного обеспечения должно осуществляться в основном за счет:

- управленческих структур, обеспечивающих функционирование и развитие обмена информационными потоками;

- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания;

- средств информационного взаимодействия.

При мобильности обмена информацией между

субъектами механизма управления создания продуктовых инноваций лесного сектора, повышается инициативная составляющая инновационного развития предприятия. Через государственную и региональную политику создаются стимулы развития инновационной деятельности на предприятиях. Тем самым предприятия, ориентируясь на инновационный путь развития, более инициативно участвуют во

всех программах инновационного развития, поощряют инновационную активность участников инновационного процесса внутри самого предприятия.

Основными рычагами такого финансового стимулирования могут быть: введение налоговых льгот; субсидирование части процентных ставок по кредитам на научные разработки и исследования; отнесение затрат на НИОКР на себестоимость; улучшение среды функционирования бизнеса; децентрализация государственной поддержки; поддержка в области обучения персонала, содействие сертификации продукции; предоставление бизнесу научно-технической информации и результатов НИОКР; предоставление площадей на территории государственных вузов или НИИ на льготных условиях; поддержка не отдельных предприятий, а групп отраслевых ассоциаций; формирование инновационных кластеров, где возможно совместное обучение и эффективный обмен лучшим опытом между малыми, средними и крупными предприятиями.

Данный механизм управления созданием продуктовых инноваций научно-исследова-тельскими организациями лесного сектора предполагает в процессе реализации инновационной стратегии развития лесного сектора четкую государственную поддержку и финансирования инновационных процессов, которая включала бы в себя: финансирование инноваций за счет льгот; определение на конкурсной основе предприятий для инновационного инвестирования; поддержку исполнения через государственные заказы и др. При этом должна быть разработана четкая база для снижения уровня риска, и в ней необходимо учесть особенности национальной экономики в соединении с инновациями в данной сфере.

Литература

1. Богатиков В. М., Морковина С. С. Инвестиции в деревообработку с учетом изменений лесного законодательства // Экономика и управление. 2007. № 4. С. 106-107.

2. Волынкина М. В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал российского права. 2005. № 1.

3. Высоцкий А. А., Землянухина О. А., Кострикин

B. А., Машкина О. С., Нечаева М. А., Паничев Г. П., Ширнин В. К. Внедрение в лесохозяйственную практику научных разработок селекционного лесоводства // Инновации и технологии в лесном хозяйстве: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2011 г.,СПб.

C. 45-49.

4. Достижения и проблемы лесной генетики и селекции (к 40-летию НИИЛГис): сб. науч. трудов / отв. ред. Ю. П. Ефимов; отв. за вып. С. Г. Кобзева. Воронеж, 2010.

5. Индикаторы инновационной деятельности: 2013 : статистический сборник. М., 2013.

6. Морковина С. С. [и др.] Предпринимательство в лесном хозяйстве малолесной зоны: состояние и перспективы развития: монография. Воронеж, 2013.

7. О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (вместе с "Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов: постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 (ред. от 21.12.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. URL: http://financepro.ru

* * *

FORMATION OF THE MECHANISM OF ENSURING GROWTH OF INNOVATIVE ACTIVITY IN FORESTRY

A. V. Yakovlev, V. A. Spesivtsev, A. V. Ivanov

In article the forest sector is considered from a position of creation of innovations, and the factors defining innovative activity of the organizations in its structure are described.

Features of innovative products of forestry which creation predetermines a condition of innovative activity of the organizations participating in their creation are described.

The main problems of creation of innovative products in forest sector and increases of innovative activity of forest science are considered. Positive and negative methods of fight against the developed problem from the state which efficiency isn't possible without effective mechanisms of stimulation of innovative processes are also considered.

Enterprise structures of forest sector in modern economy have to function in the rigid competitive environment which forces them to carry out innovative activity to survive and develop in changing market conditions. Because numerous researches testify to low level of innovative activity of the Russian organizations of forest sector, thus, that at present time the problem of creation of innovative products in forest sector and increases of innovative activity of forest science is sounded at the state level. For these objective reasons there is a need for development of model of the mechanism of maintenance, control, stimulation, management and financing of creation of grocery innovations for forestry system.

The mechanism of management of creation of grocery innovations is understood as set of methods, tools and receptions of influence, stimulation, assistance and control on all participants of creation of an innovative product of forest sector for the purpose of achievement of increase of results development.

Operation of the mechanism of management of creation of grocery innovations by the organizations of forest science exist in management process where the operating subject, based on the existing principles, influences with various methods the operated subject, through system of stimulation of innovative activity of the organizations of forest science, ensuring productivity of planning and assistance to process of creation of grocery innovations, raises an initiative component of innovative development of the organizations of forest science, i.e. they participate in projects of creation of grocery innovations more actively.

Key words: grocery innovations, innovative activity, innovative potential, management mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.