Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ И ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ И ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1243
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / УСЛУГА / ПРОИЗВОДСТВО / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дектярева Анастасия Валерьевна

В настоящей статье представлен обзор на термин «жизненный цикл инноваций» и подходы к определению его этапов. Рассмотрены основные этапы жизненного цикла инноваций, сроки, возможности их ускорения. Теоретические аспекты раскрыты на ряде практических примеров, из рассмотрения которых можно подтвердить наличие у инноваций определенного жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE CYCLE OF INNOVATIONS AND STAGES OF INNOVATIVE PROJECTS

This article provides an overview of the term «innovation life cycle» and approaches to defining its stages. The main stages of the life cycle of innovations, the timing, and the possibility of their acceleration are considered. Theoretical aspects are disclosed on a number of practical examples, from the consideration of which mumkin confirms that an innovation has a certain life cycle.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ И ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

Жизненный цикл инноваций и этапы инновационных проектов Life cycle of innovations and stages of innovative projects

Дектярева Анастасия Валерьевна

Аспирант

Самарский национальный исследовательский университет

им. академика С. П. Королева Россия, Самара a.dektyareva@bk. ru

Dektyareva Anastasia Valeryevna

Graduate student Samara National Research University Russia, Samara a.dektyareva@bk. ru

Аннотация.

В настоящей статье представлен обзор на термин «жизненный цикл инноваций» и подходы к определению его этапов. Рассмотрены основные этапы жизненного цикла инноваций, сроки, возможности их ускорения. Теоретические аспекты раскрыты на ряде практических примеров, из рассмотрения которых можно подтвердить наличие у инноваций определенного жизненного цикла.

Annotation

This article provides an overview of the term «innovation life cycle» and approaches to defining its stages. The main stages of the life cycle of innovations, the timing, and the possibility of their acceleration are considered. Theoretical aspects are disclosed on a number of practical examples, from the consideration of which mumkin confirms that an innovation has a certain life cycle.

Ключевые слова: инновация, инновационный проект, инновационный продукт, услуга, производство, жизненный цикл.

Key words: innovation, innovative project, innovative product, service, production, life cycle.

Любые процессы и события имеют цикличный характер, то же самое касается и инноваций. Экономические процессы вне зависимости от их вида протекают во времени - имеют начало и конец. Если обратиться к исследованиям российских и зарубежных авторов относительно жизненного цикла в отношении инноваций, то можно отметить, что в исследовании Беляевой А. Б., например, определяет жизненный цикл инновации как «определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и / или продавцу прибыль или другую реальную выгоду» [2]. В исследовании Краевой А. А. представлено несколько иное определение: «жизненный цикл инноваций является совокупностью процессов, протекающих в отрезок времени - от зарождения идеи до исчезновения произведенного инновационного продукта, созданного на базе этой идеи» [4].

В исследовании других авторов - Бойко В. П. и Девяткина Е. Е. жизненный цикл инноваций рассматривается с несколько иной позиции: исследователи пишут о том, что «качество развития любого предприятия обусловлено возможностью этого предприятия создавать новые продукты или услуги для существующих или новых рынков» [3]. Большую роль в определении эффективности работы предприятий авторы отводят жизненному циклу технологий, так как «анализ жизненного цикла технологий необходим для выявления технологических трендов, которые будут определять успех предприятия в будущем» [3].

Башмакова Е. А. обращает внимание на то, что инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению продукции, созданию новых методов производства, но при этом любая инновация имеет свой жизненный период, который называется жизненным циклом. В определение Башмакова Е. А. вкладывает следующий смысл: «определенный период времени, в течение которого инновационный продукт создается,

совершенствуется, используется и реализуется на рынке в качестве товара, обеспечивая достижение целей производителя» [1].

Шатрова Е. С. пишет о том, что жизненный цикл представляет собой «фундамент для формирования инновационных процессов и инструмент планирования и проектирования инноваций» [5], а в исследовании Шаминой Л. К. и Тутаевой М. Ю. представлено схожее мнение насчет того, что «жизненный цикл любого процесса начинается с этапа зарождения, имеет стадию развития и окончания» [6].

Как следует из представленных определений, каждый автор по-своему трактует понятия жизненного цикла инноваций, однако, обращение к исследованиям автором позволило определить, что сами этапы жизненного цикла во многом схожи. Представим в таблице 1 этапы, выделяемые авторами в рамках жизненного цикла инноваций.

_Таблица 1. Этапы жизненного цикла инноваций

Автор Выделяемые этапы жизненного цикла инноваций

Башмакова Е. А., Поносов В. М. Идея и маркетинг, проектирование и разработка технологических требований, разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, производство, контроль проведения испытаний, упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация продукции [1]

Беляева А. Б. Разработка нового продукта или услуги, выход на рынок, развитие рынка, стабилизация, уменьшение доли, подъем рынка, падение рынка [6]

Бойко В. П., Девяткин Е. Е. Зарождение системы, развитие и начало промышленного использования, окончание жизненного цикла системы в соответствие с законом S-образного логистического развития [3]

Краева А. А., Шмарина С. В. Рождение идеи новшества, проведение исследований, производство новшества, распространение нового продукта и коммерциализация, потребление [4]

Шамина Л. К., Тутаева М. Ю. Разработка нового продукта или услуги, выход на рынок, развитие рынка, стабилизация, уменьшение доли, подъем рынка, падение рынка [2]

Шатрова Е. С. Разработка идеи, планирование, создание прототипа, освоение производства, диффузия [5]

Исходя из представленных в таблице 1 этапов, стоит отметить, что подход к их выделению у авторов также различен, однако, систематизация полученных данных может быть полезна для построения общей схемы этапов жизненного цикла инноваций, которая может быть применима в рамках исследований всех авторов, приведенных в таблице 1. Представим разработанную схему в виде рисунка 1.

Зарождение инновации

Зрелость

Отмирание

Рисунок 1. Этапы жизненного цикла инноваций

На стадии зарождения происходит возникновений самой идеи производства какого-либо нового товара или услуги. На этом же этапе начинается первичное производство, тестовый запуск на рынке. Перед этапом зарождения инновации проводится ряд маркетинговых исследований, направленных на определение целесообразности разработки инновации. От качества проведенных исследований во многом зависит успех нового продукта или услуги. Если в результате исследования выясняется, что идея перспективна и может

принести предприятию прибыль, быть коммерциализована, то начинается запуск идеи в производство. Если в ходе исследований определено, что проект, вероятнее всего, не вызовет ожидаемого интереса, то тратить средства и ресурсы на него нецелесообразно. Если же проект подтверждает свою целесообразность, происходит переход ко второму этапу.

После выхода инновации на рынок при условии, что предложение оказалось интересным населению, продукт приобретает все большую популярность: прибыль, получаемая от реализации, растет, достигая периода окупаемости. Стадия роста инновации длится до тех пор, пока продукт интересен потребителям и до момента пресыщения. Предотвратить потерю интереса потребителей к продукту можно несколькими способами: рекламой и продвижением, обновлением свойств товара или услуги путем их периодического совершенствования.

Третий этап тесно связан с предыдущим, так как представляет собой пресыщение инновацией, но на этом этапе рост инновации уже достигает предела: продажи стабильны, объем прибыли изменяется незначительно, приток новых покупателей становится все меньшим. После этого происходит постепенное снижение объема продаж, снижение конкурентоспособности инновационного товара или услуги.

Если производителем не предпринимаются попытки по обновлению, улучшению характеристик и свойств товара или услуги, наступает стадия отмирания, когда продукт становится полностью непривлекательным в глазах потребителей и вытесняется с рынка другими марками и брендами.

Помимо этого, можно отметить, что жизненным циклом инновации можно также называть этапы инновационного проекта, поскольку инновационный проект рассматривается, как процесс создания новшества. Если рассматривать этапы инновационного проекта, то их можно представить в виде рисунка 2.

Рисунок 2. Этапы инновационного проекта [6]

На этапе маркетинговых исследований происходит формирование идей, их предварительная оценка и разработка концепции реализации. На втором и третьем этапах производятся прикладные исследования, осуществляется научно-техническая подготовка производства. На этапе маркетинговых испытаний происходит исследование особенностей реакций потребителей на рынке на появление нового продукта, исследование возможностей использования разнообразных каналов сбыта. На этапе организационной подготовки производства обеспечивается материально-техническая база производства, организация производства и труда, подготовка кадров и организация сбыта инновационного продукта на рынке.

По большому счету этапы инновационного проекта, как пишет Шамина Л. К. и Тутаева М. Ю., «отражает этапы жизненного цикла инновации» [6]. Вывод инновационных продуктов или услуг на рынок всегда сопровождается рядом рисков: не всегда успешные маркетинговые исследования находят отражения в реальном

существовании продукта разработки на рынке, а иногда исследования, оказавшиеся провальными, на практике не подтверждаются, и инновационный продукт или услуга имеют колоссальный успех на рынке.

Одним из наиболее прорывных уникальных товаров, появившихся на прилавках в начале 2010-х годов, стал iPad. Разработка идеи заняла у компании Apple 8 лет, и в 2010 году инновационное устройство было представлено к продаже. В те годы iPad стал по-настоящему прорывной технологией, поскольку это было первое устройство, способное открыть человеку доступ в Интернет в любом месте и любое время. Уже на стадии разработки идеи потребители были взволнованы и ожидали выхода продукции, и сразу после ее появления на рынке, продажи возрастали ежедневно. Спустя более 10 лет iPad все еще является популярным технологическим устройством, а его продажи стабильны. На настоящий момент стадия жизненного цикла этого инновационного продукта может быть охарактеризована, как зрелая. В настоящий момент усилия компании сконцентрированы на оказании качественного технического и сервисного обслуживания, обновлении функционала продукции [8].

В настоящий момент говорить о снижении или спаде интереса к продукту не приходится, так как за счет постоянного совершенствования устройства, спрос поддерживается, к компании примыкают новые покупатели, а постоянные пользователи продукции Apple периодически производят обновление своей техники на усовершенствованные модели.

Интересно отметить, что инновации будто бы имеют определенное время, когда они могут быть востребованными. Так, в 1959 году в России в г. Москве миру был представлен первый робо-пылесос -самодвижущееся устройство, часть чудесной кухни будущего. Сегодня робо-пылесос есть практически в каждой семье, но эта по истине инновационная идея для 1960-х годов в тот период не нашла отклика у покупателей, и не была реализована массово [8].

Инновационных идей за время развития экономики было представлено множество, рассмотрим еще несколько из тех, которые стали популярными и используются по сегодняшний день. Также в 2010 году был запущен первый сервис, способный переводить текст непрерывно по устной речи - Google Translate. Первыми, кто внедрил такую функцию в устройство, стала также компания Apple, чуть позже главный конкурент Samsung перенял идею и реализовал ее на собственных устройствах. Google Translate и сегодня остается одним из наиболее востребованных сервисов для перевода текстов или устной речи, в том числе в режиме реального времени, хотя еще чуть больше 10 лет назад это было по-настоящему прорывной технологией, завоевавшей внимание потребителя [7].

Еще одним примером инновационного проекта стала разработка первого двуногого робота Atlas. Эту разработку представила компания Boston Dynamics [7]. Проект был реализован по заказу Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны Соединенных Штатов Америки для поиска и спасения людей. Первая версия робота не сыскала должного и ожидаемого внимания, но компания-разработчик за несколько лет внедрила в робота множество дополнительных функций, которые сделали разработку инновационной и популярной: робота научили ходить и передвигаться по неровным поверхностям, поднимать грузы и проч.

Еще одним из ярких примеров инновационного продукта можно назвать умные часы Apple Watch. Компания стала первой, кто смог реализовать идею электронных часов, синхронизированных с телефоном, на сегодняшний день количество приобретенных часов составляет более 100 млн экземпляров, хотя в 2019 году эта цифра составляла всего 5 млн единиц [7]. Часы постоянно обновляются, совершенствуется, как внутренний функционал, так и внешний дизайн продукта, благодаря чему до сих пор часы выступают одной из самых продаваемых единиц среди аналогичных продуктов на рынке.

Таким образом, действительно, можно утверждать, что инновации представляют собой инструмент развития экономики, как отдельных финансово-хозяйствующих субъектов (организаций) так и служат инструментом развития региональной, национальной и мировой экономики. Каждая из инновационных идей имеет жизненный цикл - от зарождения до ухода с рынка, но в условиях современной экономики производители получают возможность сохранять позиции на пике роста путем обновления продукта или услуги, за счет комплекса применяемых инструментов продвижения и проч. Инновации - это залог эффективного и устойчивого развития экономики, создать и реализовать которые может практически каждая компания.

Список используемой литературы:

1. Башмакова, Е. А. Стадии жизненного цикла инноваций / Е. А, Башмакова, В. М. Поносов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики : в 3 т., Красноярск, 11-15 апреля, 2022 года. Том 2. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», 2022. - С. 976-977.

2. Беляева, А. Б. Инновации и их жизненный цикл / А. Б. Беляева // Вестник ТГУ - 2008. - № 11. - С.

458-464.

3. Бойко, В. П. Модели жизненного цикла технологических инноваций / В. П. Бойко, Е. Е. Девяткин // Инновации в менеджменте. - 2021. - № 4 (30). - С. 18-23.

4. Краева, А. А. Жизненный цикл, распространение и диффузия инноваций / А. А. Краева, С. В. Шмарина // Синергия Наук. - 2019. - № 32. - С. 17-23.

5. Шатрова, Е. С. Жизненный цикл инноваций: характерные черты / Е. С. Шатрова // Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Курск, 28 октября 2021 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 395-398.

6. Шамина, Л. К., Тутаева, М. Ю. Особенности жизненного цикла продуктовой инновации / Л. К. Шамина, М. Ю. Тутаева. - URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/11380.pdf (дата обращения: 15.06.2023).

7. 50 старых технологий, которые опережали время, но не прижились. - URL: https://1gai.ru/publ/526162-50-staryh-tehnologij-kotorye-operezhali-vremja-no-ne-prizhilis.html (дата обращения: 11.06.2023).

8. Разбираем концепцию жизненного цикла инноваций на примере Apple. - URL: https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/zhiznennyj-tsikl-innovatsij#kontseptsiya-zhiznennogo-tsikla-innovatsij-2-3-4 (дата обращения: 12.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.