Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ ИРАНА'

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ ИРАНА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ПРОГРАММА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАРКЕТИНГ / СМИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мухаммед Рафи Садеги

В данной статье рассматривается оценка современного состояния информационного обеспечения управления фермерских хозяйств, поиск информации будущих действий, а также влияние на получение информации из источников СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ ИРАНА»

ИЦТИСОДИЁТ (ЭКОНОМИКА)

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФЕРМЕРСКИХ

ХОЗЯЙСТВ ИРАНА

Мухаммед Рафи Садеги

Институт экономики сельского хозяйства Таджикской академии сельскохозяйственных наук

Для оценки современного состояния информационного обеспечения управления фермерских хозяйств акцент делался на том, откуда в настоящее время местные жители получают информацию. Источник информации они ценят превыше всего, когда дело касается информации о правах землепользования, реорганизации и организации деятельности хозяйств. Оценка результатов проводилась по каждому отдельному источнику, и далее определялось работники каких типов хозяйств использовали наибольшее количество источников при поиске необходимой информации. Исследования показали, что поиск информации является мощной предпосылкой для будущих действий. Те лица, которые осуществляют поиск информации по определенной теме из различных источников, значительно чаще предпринимают какие-либо действия. И, наоборот, те лица, которые используют информацию из незначительного количества источников, маловероятно, что изменят свое поведение в будущем.

Среди опрошенных 1500 фермеров, 81.1% указали, по крайне мере, один источник информации - посещение тренингов либо семинаров является одним из важных источников получения информации.

Тип хозяйства также оказывает влияние на получение информации из трех источников СМИ. Количество фермеры, которые работают в кооперативах акционерных обществах/госхозах, примерно в два раза меньше, остальных, которые используют какой-либо из этих трех источников информации. Как стало известно, данные программы вероятнее всего являются менее существенными для данного типа фермера, поскольку их ситуация с ведением сельского хозяйства не изменилась.

Республиканский Центр поддержки приватизации хозяйств (РЦППХ) при Правительстве создан с целью повышения уровня знаний специалистов сельского хозяйства, а также фермеров. Также образовался Национальный сельскохозяйственный образовательный Центр (НСОЦ).

Основной целью Центра является разработка новой концепции, организации мероприятий, связанных с приватизацией хозяйств. Обучение и развитие человеческих ресурсов, развития информации и консалтинговых услуг, напрямую связанных с продуктивностью сельского хозяйства.

Также Центром в 2004 году было обучено11200 фермеров пилотных хозяйств на местах и 496 специалистов из районов и областей на базе Национального сельскохозяйственного образовательного Центра.

В 2000 году Национальная фермерских хозяйств была создана на учредительной конференции как, самостоятельная, самоуправляемая и неправительственная организация (НПО). В настоящее время членами Национальной Ассоциации являются 3245 ассоциации фермерских хозяйств, 31 сельхозкооператив и более 60 тысячи фермерских хозяйств по всей территории республики.

Основная миссия Национальной Ассоциации фермерских хозяйств это развитие гражданского общества, путем информационно-образовательных, исследовательских программ, а также проведения консультаций, акций и материальной поддержки сельскому населению Исламская Республика Ирана, особенно фермерским хозяйствам и их Ассоциациям, а также течение гендерных проблем в сельском хозяйстве. Другим важным направлением деятельности Национальной Ассоциации фермерских хозяйств является: - оказание всесторонней юридической помощи. Юридическими

консультациями занимается созданный при Национальной Ассоциации - юридический отдел.

Задачей юридического отдела является оказание теоретической и практической -юридической помощи фермерским хозяйствам по всем возникающим вопросам, касающимся прав и обязанностей фермерских хозяйств, координации их деятельности, условий предоставления земельных участков и их регистраций, трудовые отношения в фермерских хозяйствах и т д.

Отдел занимается предварительной подготовки материалов по спорным запросам и участие в судебных процессах. Юридический отдел, также занимается рассмотрением жалоб заявлений руководителей фермерских хозяйств отдельных предпринимателей и их ассоциаций. В обязанности юридического отдела входит разрешение правовых вопросов на местах их разрешения при помощи компетентных органов.

В 2003 г. Национальная Ассоциация фермерских хозяйств совместно с Канадским Агентством по Развитию начали работу над организацией районных и областных офисов службы Информации и Маркетинга в областях республики. Суть данного проекта заключалась, в развитии Центров Информации и Маркетинга в областях Ирана, для того, чтобы повысить знание фермеров Ирана по маркетингу и управлению наряду с законодательством, связанным с сельскохозяйственными действиями и современной технологией в сельскохозяйственном секторе.

Всесторонне вовлекать фермеров, местных властей и местных жителей в процесс функционирования. Исполнять роль распространителя информации в сферах маркетинга, аграрной политики и реформах, новых технологий, производительности и конкурентоспособности сельхозпредприятий, сбор данных относительно маркетинга, производительности и опытов усовершенствования маркетинговой службы и производительности и делать эту информацию легко доступной для пользователей. Помогать деятельности районных и областных ассоциаций фермеров, проводить обучение и консультационные мероприятия, которые нацеленные на создание и укрепление навыков компетентности по маркетингу и по производительности. Исполнять роль организатора, активно связывать сельскохозяйственные физические и юридические лица, предпринимательские субъекты и их союзы, которые нуждаются в информации по усовершенствованию маркетинговой службы и производительности.^]

Итак, Национальная Ассоциация открыла 40 центров по Маркетингу и Информации в 40 районах и областных центрах нашей республики.

Опыт передовых стран показывает, что создание Маркетинговый информационной системы (МИС) в менеджменте фермерских хозяйств обеспечивает ее эффективное функционирование - которое в деятельность наших ФХ по субъективным и объективным причинам отсутствует.

Маркетинговая информационная система - формализованная система, объединяющая информацию на организацию получения, обработки и распространения информации для лиц, ответственных за принятия решений.

Целью создания и функционирование МИС является преставление на регулярной основе должностным лицам информации с заданными свойствами для принятия согласованных управленческих решений.

Структура МИС должна соответствовать системе управление фирмы и учитывать специфику внешних и внутренних информационных потоков.[1]

Другим интересным направлением сбора информации является маркетинговая разведка, включающая например, периодическое выявление цен и условий поставок конкурентов путём представления в роли потенциальных клиентов (лежня оферта).

Подсистема маркетинговых исследований - это инструмент, направленный на расширение возможностей маркетинговой информационной системы, так как её текущие возможности ограничены природой количеством имеющиеся информации и способами , которыми это информация может использоваться лицом, принимающим решения.

Технология проведения маркетинговых исследований (МИ) в данной работе не рассматривается, поскольку этому посвящено множество публикаций. Лучше всего осветить вопросы, связанные с концептуальным уровнем организации МИ и их использованием в процессе разработки управленческих решений.

Маркетинговые исследования всегда преследуют конкретную цель, которая определяет их масштаб, инструменты, длительность, набор и последовательность мероприятий, затрачиваемые ресурсы и т.д.

Конкретное МИ должно быть ограничено во времени, с другой стороны, исследование должно быть непрерывной не случайной и не эпизодической. Любая информация устаревает, поэтому для того чтобы иметь актуальную информацию необходимо ее обновлять. Так как невозможно поддерживать актуальность всей информации, необходима выделять приоритетные направления связанные с насущными проблемами в деятельности хозяйства.

Маркетинговые исследования должны являться комплексным процессом: сбор данных, обработка данных, анализ данных, представление данных. Каждое из этих действий в рамках маркетинговое исследование осуществляется обычно разными специалистами. Как следствие, возникает дополнительная проблема организации внутренних коммуникаций между ними, обеспечения единой целевой ориентации.

Маркетинговые исследования - это процесс много аспектный. Одновременно исследуется очень разнородные объекты и получается столь же разнородная информация: качественная и количественная, информация о потребителях, конкурентах, клиентах, посредниках, маркетинговой среде в целом и т. д.

Структурирование информации призвано выделять из информационных потоков те составные части, которые обладают заданными свойствами или относятся и одной предметной области. Структурирование информации позволяет менеджеру эффективно распределить информационную нагрузку.

Представление информации в визуальной форме позволяет подключить к анализу информации максимум внутренних, интеллектуальных возможностей человека, выявлять скрытые зависимости, наглядно демонстрировать результаты и т. д. [2]

Отсутствие наглядности представления информации конечному пользователю может привести к ее отторжению и исключению из рассмотрения. По этой причине объемные отчеты по маркетинговым исследованиям иногда оказываются бесполезными для руководителя.

Статистическая обработка информации позволяет понять её структуру. Даже простейшие методы визуального и разведочного анализа позволяют прояснить сложную ситуацию, характеризующуюся «нагромождением» данных. Статистические методы могут применяться во всем спектре приёмов аналитической обработки информации.

Проверка на непротиворечивость - процесса, направленный на повышение качество информации, в частности на объединение различных потоков, повышение качества взаимодействия с источниками, обнаружение дезинформации и т.д.

Оценка полноты информации направлена на своевременное обнаружение неудовлетворенных потребностей в информации, возникающих из-за её недостаточного качество или объёма. Необходимо отметить, что неполнота информации так или иначе всегда выявляется в процессе управленческой деятельности.

Поиск зависимостей является стержневым процессом данных. Именно зависимости факторов, переменных событий, явлений и т.д. является основой для выработки решений. При этом жёсткие причинно - следственные связи занимают очень малую долю всех зависимостей в экономической сфере. Основную роль здесь играют вероятностные зависимости, корреляции, нечёткие связи. Установленные зависимости не только используются в управленческой деятельности, но и оказывают значительное влияние на саму структуру информационных потоков. [3]

Выдвижение и проверка гипотез всегда играет важную роль в процессе обработки и анализа информации. Значимость данного вида аналитической обработки связана с

большой долей нестандартных, новых по своей сути решений в этих областях. Часто требуется также дополнительное обоснование решений, принимаемых на интуитивном уровне.

Прогнозирование особо выделяется среди других видов аналитической обработки информации. Оно основывается на поиске зависимостей и закономерностей, применением специальных методов, а также на накопленном опыте такой работы. Прогнозы сами по себе являются неотъемлемой важной составляющей МИС. Любое планирование всегда связано с прогнозированием.

Подсистема систематизации и хранения информации. Для того чтобы информация была доступна и полезна другим подразделениям, необходимо установить форматы обмена данными и стандарт распространения информации.

В стандарте описываются порядок и периодичность распределения информации на фирме, устанавливаются ответственные лица, получатели, отчетность и т.д. Определение форматов представления данных для каждой пары взаимодействующих субъектов внутренней среды фирмы является актуальным.

Ввиду того что любая оперативная информация на фирме может быть полезной для целей маркетинга, специалисты МИС должны иметь доступ к соответствующим массивам и источникам данных. Результаты анализа информации из других подсистем могут храниться непосредственно в структуре МИС.

Для того чтобы определить, в какой именно информации нуждаются менеджеры, необходимо точно определить те виды решений, которые им предстоит принимать.

Как правило, при создании маркетинговый информационной системы с целю безопасности хозяйствующего субъекта имеются три основные составляющие решения этой проблемы: наличие вычислительной техники, программного обеспечения и квалифицированных специалистов, способных ее создать и эксплуатировать. Самое главное, с чего необходимо начинать четкое определение задач, для решения которых будет приобретаться компьютерная техника и программное обеспечение. [4]

Для своевременного распознавания и правильного реагирования на возникающие угрозы необходима единая система накопления, обработки и выдачи информации, как непосредственно для изучения источников риска или объектов интереса хозяйств (лиц, организаций, сегментов рынка), так и для задач управления хозяйствуем (кадры, переговоры, документ о оборот, реклама и др.), которая позволит свести в единое целое все разрозненные сведения, поступающие от руководство и производственных звеньев, отдела маркетинга, отдела кадров, информационного отдела, аз средств массовой информации, внешних компьютерных баз данных и других источников.

Только объединяя всю эту разнородную информацию в общей информационной поток, можно получит очень важную аналитическую информацию о степени соответствия поведения и предложения хозяйство текущим требованиям рынка.

Один из проблемных моментов в ведении баз данных является - разграничение полномочий по доступу. Необходимо помнит что МИС содержит в себе информацию стратегического характера в концентрированный форме.

Порядок хранения информации обычно определяется с учетом содержания и объемов информации, а также информационных потребностей тех или иных пользователей.

Для описания коммуникационной подсистемы МИС рассмотрим основные потоки маркетинговой информации хозяйствующих объектах. Условно, выделены три субъекта информационного объекта: управления, маркетинговые подразделение и функциональные подразделения.

Для улучшения информационного обмена между маркетологами и другими функциональными отделами маркетологами должны тщательно выполнить подготовительные мероприятия по выявлению информационных потребностей специалистов и руководителей. Для этого составляются информационные профили подразделений, которые позволяют ответить на вопрос «Кто и какую информацию хотел бы получать от маркетинга?».

Затем маркетологи составляют рубрикатор запросов по информационному обеспечению фирмы. В результате в отделе маркетинга возникает определенная информационная структура, которая документально оформляется в виде внутрифирменного стандарта. «Регламент сбора и распространения ин формации на хозяйство». В документе указывается лица, ответственные за сбор и отработку информации, периодичность её обновления, порядок использования и т.п.

Одновременно руководству должны представляться рекомендации по возможным вариантам поведения фирмы с учетом состояния и развития маркетинговой среды. Именно эта особенность наряду с подчеркнутой выше координирующей функцией маркетинга обуславливает необходимость особого места маркетинговой информационной системы в общей информационной системы фирмы.

Необходимо создать маркетинговую информационную систему (МИС) в структуре управления фермерских хозяйств. Целью создания и функционирования МИС является предоставление на регулярной основе должностным лицам информации с заданными свойствами для принятия согласованных управленческих решений. Структура МИС должна соответствовать системе управления фермерских хозяйств и учитывать специфику внешних и внутренних информационных потоков. [5]

Для своевременного распознавания и правильного реагирования на возникающие угрозы необходима единая система накопления, обработки и выдачи информации, как непосредственно для изучения источников риска или объектов интереса хозяйств (лиц, организаций, сегментов рынка), так и для задач управления хозяйством (кадры, переговоры, документооборот, реклама и др.), которая позволит свести в единое целое все разрозненные сведения. Объединяя всю имеющуюся в хозяйствах разнородную информацию в общий информационный поток, можно анализировать, и получить очень важную аналитическую информацию о степени соответствия потребности и предложения текущим требованиям рынка.

В ходе изучение также выявлено, что инструментом стратегического планирования является сочетание интеллекта, опыта специалистов и соответствующего методического подхода, которые ведутся с целью получения информации о самом объекте. [6]

Таким образом, эффективным методом получения информации в рамках маркетингового планирования целесообразно считать проведение индивидуальных и групповых экспертиз с участьем менеджеров и специалистов фермерских хозяйств. В качестве одного из основных способов исследований при стратегическом планировании используется интуитивно - логический анализ проблемы с качественной или количественной оценкой суждений экспертов.

Литература:

1. Али-Акбар Джалоли. Информационные технологии в сельской местности./ Наука и искусство. Тегеран 1995

2. Ерешко Ф.И. Информационные технологии и математические модели в аграрной сфере//АПК: история и перспективы: Мат. Межд. На-учн. Симп.-М., 1999.-С.219-224.

3. Евтух А. Т. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики. / Экономический анализ № 1 2005 г.

4. Зингер И.С. и др. Информационное обеспечение в организационных системах управления. -М.: Наука, 1997.

5. Кабанова О.В. Информационный менеджмент как основа эффективного информационного обеспечения процессов управления, Москва

6. Кушнерев И.М. Роль информации в оперативном управлении АПК//АПК: экономика, управление.-№ 1.-1998.-С.47-49.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФЕРМЕРСКИХ

ХОЗЯЙСТВ ИРАНА

Мухаммед РафиСадеги

В данной статье рассматривается оценка современного состояния информационного обеспечения управления фермерских хозяйств, поиск информации будущих действий, а также влияние на получение информации из источников СМИ.

Ключевые слова: оценка, информационное обеспечение, управление, фермерские хозяйства, программа, сельское хозяйство, маркетинг, СМИ.

MANAGEMENT OF INFORMATION SUPPORT ON IRAN FARMS

Mohammad Rafia Sadeghi

The assessment of current state of information support of farm management, information retrieval for future action, and the influence to obtain information from media is reviewed in this article.

Key words: assessment, information support, management, farms, software, agriculture, marketing, media,

Сведения об авторе: Мухаммед Рафи Садеги - соискатель Института экономики сельского хозяйства Таджикской академии сельскохозяйственных наук, тел.: (+992) 93 7111309 e-mail: sadeghi22222@yahoo.com

Information about the author: Mohammad Rafia Sadeghi, researcher, Institute of Economics and Agriculture of the Tajik Academy of Agricultural Sciences, tel.: (+992) 93 7111309 e-mail: sadeghi22222@yahoo.com

ВИДЫ МЕТОДОВ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА Розия Золнуриан

Институт экономики и демографии Академии наук Республики Таджикистан

Услуги электронного банкинга включает системы, позволяющие клиентам финансовых учреждений использовать услуги и сервисы банков на трех уровнях -информирования, коммуникации, транзакции. Существуют различные виды электронного банкинга, такие как интернет - банкинг; банкинг на основе мобильного телефона и технологий, связанных с ним; факс-банкинг, банкинг на основе банкоматов (АТМ); банкинг, основанный на пунктах продажи (POS).

Банкомат (АТМ) представляет собой один из коммуникационных инструментов, предлагающих пользователям финансового учреждения возможность доступа к финансовым обменам в общей среде без надобности к человеческой силе.

Во многих продвинутых банкоматах пользователь осуществляет свои действия через вставление пластической карты, имеющей магнитную пленку, и пластиковой смарт-карты, оснащенной чипом, содержащим пароль и информацию безопасности как дата окончания действия карты или идентификационный номер карты.

Необходимая безопасность в этой связи обеспечивается через введение пользователем персонального идентификационного номера (PIN). С использованием банкомата пользователи могут снимать наличные деньги, узнавать о существующей ситуации своего банковского счета. Кроме того, кредитное заполнение мобильного телефона и перевод денег из одного счета в другой считаются из числа других услуг, оказываемых банкоматами.

Банкоматы предоставляют клиентам банка возможность снимать со своего счета денег или определить баланс своего банковского счета без надобности к человеческому счетчику. Многие банкоматы имеют возможность перечисления денег или чека,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.