Научная статья на тему 'Межхозяйственная кооперация и аутсорсинг как институциональные основы формирования доступности КФХ к ресурсам и рынкам'

Межхозяйственная кооперация и аутсорсинг как институциональные основы формирования доступности КФХ к ресурсам и рынкам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / АУТСОРСИНГ / COOPERATIVES / PEASANT-FARMER HOUSEHOLDS / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьякова Елена Юрьевна

В данной статье рассмотрена межхозяйственная кооперация КФХ и передача их части функций бизнес-процессов предприятиям аутсорсерам. Представлены формы фермерской кооперации, виды сельскохозяйственных кооперативов. Дано понятие аутсорсинга и выделены его положительные стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-FARM COOPERATION AND OUTSOURCING AS INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF FORMATION OF ACCESSIBILITY PFF TO RESOURCES AND MARKETS

In this article, the inter-farm PFH cooperatives and transfer functions of their business processes to outsourcers is overviewed. The form of farm cooperatives and the types of agricultural cooperatives are given. The concept of outsourcing is given and its positive points are highlighted

Текст научной работы на тему «Межхозяйственная кооперация и аутсорсинг как институциональные основы формирования доступности КФХ к ресурсам и рынкам»

УДК 334.73:631.115.1

МЕЖХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ И АУТСОРСИНГ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ КФХ К РЕСУРСАМ И РЫНКАМ

Дьякова Елена Юрьевна магистр

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В данной статье рассмотрена межхозяйственная кооперация КФХ и передача их части функций бизнес-процессов предприятиям аутсорсерам. Представлены формы фермерской кооперации, виды сельскохозяйственных кооперативов. Дано понятие аутсорсинга и выделены его положительные стороны

Ключевые слова: КООПЕРАЦИЯ, КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА, АУТСОРСИНГ

Крестьянское (фермерское) хозяйство, как необходимый сегмент АПК, приобретает свое устойчивое развитие на основе кооперации различных типов хозяйств, а также с промышленных предприятий и сельхо-зорганизаций, которые осуществляют необходимую деятельность по сервисному обслуживанию, заготовке, переработке и реализации продукции КФХ.

Основными причинами, вызывающими необходимость подобной кооперации, являются различные факторы, среди которых трудно выделить доминирующие. Это может быть и недостаток финансовых средств, необходимых для нормального функционирования фермерских хозяйств, и рост цен на основные и оборотные средства, и практически повсеместное малоземелье хозяйств; а также недостаточная профессиональная квалификация фермеров, отсутствие знаний и трудового опыта в некоторых областях сельхозпроизводства; отсутствие развитой производственной инфраструктуры; слабая и неэффективная государственная поддержка; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Эти при-

UDC 334.73:631.115.1

INTER-FARM COOPERATION AND OUTSOURCING AS INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF FORMATION OF ACCESSIBILITY PFF TO RESOURCES AND MARKETS

Dyakova Elena Yurevna master

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

In this article, the inter-farm PFH cooperatives and transfer functions of their business processes to outsourcers is overviewed. The form of farm cooperatives and the types of agricultural cooperatives are given. The concept of outsourcing is given and its positive points are highlighted

Keywords: COOPERATIVES, PEASANT-FARMER HOUSEHOLDS, OUTSOURCING

чины в целом выступают общим мотивов, побуждающим фермеров к объединению усилий с целью устойчивого развития фермерского хозяйства, а следовательно, получения максимальной прибыли.

Практика кооперирования в нашей стране отличается традиционализмом, новаторских идей в крестьяноведении было немного. Так, отечественная экономическая школа еще в начале ХХ века в лице таких исследователей, как Н.Д. Кондратьев, М.И. Туган-Барановский, Н.П. Макаров Н.А. Рыбников, А.В. Чаянов и др. обращалась к данной проблеме. В их работах подчеркиваются организационно-экономические преимущества крупного хозяйства над мелким, в первую очередь, в сфере снабжения, сбыта и переработки сельхозпродукции; отмечается, что кооперирование мелких хозяйств позволит индивидуальному производителю максимально использовать свои ресурсы и, как следствие, получить дополнительную выгоду от совместно осуществляемых операций на разных стадиях производства. «Кооператив есть такое хозяйственное предприятие нескольких, добровольно соединившихся лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, а увеличение, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов», - отмечал известный еще в конце Х1Х века исследователь кооперирования крестьянских хозяйств М.И. Туган-Барановский [8].

В массовом масштабе кооперация труда способствует развитию производства, сокращает рабочее время и, как подчеркивал Ф.Энгельс, «приводит в движение «средний общественный труд»...; она «расширяет поле производства и поэтому необходима для работ, при которых имеет место большая пространственная непрерывность поля труда... С другой стороны, кооперация сокращает поле производства путем концентрации рабочих в одном месте и тем самым сокращает издержки...» [3].

Выдающийся отечественный ученый-экономист А.В. Чаянов в работе «Краткий курс кооперации» подчеркивал, что «основная идея сельско-

хозяйственной кооперации в высшей степени проста. При рассмотрении довольно сложного состава крестьянского хозяйства, становится понятно, что для целого ряда отраслей его крупная форма обеспечивает сразу непосредственную большую выгоду [9].

В советский период кооперативное движение связывалось с созданием социалистических форм хозяйствования - колхозов. Появились работы, посвященные проблемам сельскохозяйственной кооперации. В исследованиях авторов того времени рассматривались актуальные для социалистической аграрной экономики проблемы организации производственных процессов с применением кооперативных форм. Однако практика внедрения кооперации в сельское хозяйство входила в идеологическое противоречие с командно-административной системой управления экономикой и монополией государства на собственность средства производства. В настоящее время в стране действует Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации», благодаря которому функционирует определенная нормативноправовая база кооперации КФХ. Однако продолжают сохраняться крайне неблагоприятные экономические условия хозяйствования для кооперирования хозяйств, а государственная и региональная поддержка кооперативного движения остается слабой и недостаточной. Следует подчеркнуть, что аграрный кооператив может быть создан для любого типа сельхозпроиз-водства: сбыт, хранение, переработка, транспортировка продукции членов кооператива; а также снабжение, ремонт, использование и обслуживание средств производства, инженерной техники и оборудования; производственно-техническое, агротехническое, зооветеринарное, информационноправовое обслуживание объединившихся хозяйств. При этом важным является производственное кредитование, страхование членов кооперативов и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством. Поэтому в современных условиях хозяйствования актуальным становится поиск оптимальных подходов и методов формирования и функционирования коо-

перации. Теоретико-методологическая база, наработанная отечественными экономистами-аграриями за многие годы изучения кооперативных форм хозяйствования, имеет огромное значение в условиях рыночной экономики.

Положение А.В.Чаянова о необходимости внедрения кооперации на всех уровнях производства с целью развития народного хозяйства, выхода на новый уровень общественно-экономических связей, сочетающих в себе интересы не только семьи, но в определенной мере общества, вполне применимо для современной российской действительности [9].

Среди исследователей этой проблемы единого мнения о сущности кооперации нет. Некоторые авторы характеризуют «кооперацию» как «форму труда, при которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства называют кооперацией. Кооперация позволяет расширить пространственную сферу труда и позволяет сузить сферу производства» [4]. Другие считают, что «кооперация - 1) форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда; 2) некое конкретное добровольное объединение (или совокупность объединений) людей для достижения определенных общих целей в различных областях деятельности» [7]. Что касается сельскохозяйственной кооперации, то встречаются определения, в которых понятие сельхозкооперация конкретизируется как организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива [6].

П.А. Андреев предлагает рассматривать первичные фермерские коо-http://ej.kubagro.ru/2012/06/pdf/40.pdf

перативы как «самостоятельные предприятия, созданные путем добровольного объединения на основе членства граждан или юридических лиц и формирования общего имущества с целью совместного производства продукции и оказания услуг». Основные признаки фермерских кооперативов представлены на рисунке 1 [1].

На основе анализа имеющихся определений сельскохозяйственной кооперации можно сделать вывод о том, что объединение в кооперативы крестьянских хозяйств позволит им добиться высокого уровня развития экономического потенциала. Причем реализация этой цели возможна только на принципах открытости, демократизма и сохранения хозяйственной самостоятельности фермера.

В условиях экономической нестабильности объединение малых форм хозяйствования в кооперативные союзы становится единственной возможностью перехода от выживания к развитию [10].

Признаки кооперативов крестьянских (фермерских) хозяйств

Добровольность членства, основанная на экономическом интересе, участие в совместной деятельности

Обязательность долевого участия всех членов кооператива в формировании общей собственности

/ Распределение прибыли ! между членами 'кооператива в основномне по размеру пая, а по объему выполненной в кооперативе работы

Проведение работ и оказание услуг преимущественно для членов кооператива

Рисунок 1. Признаки кооперативов крестьянских (фермерских) хозяйств

В настоящее время в связи с формированием в аграрной сфере новых производственных структур активно распространяется аутсорсинг, то есть кооперация с фирмами-резидентами, развитие форм вертикальной интеграции. Аутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) - передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года) [2]. В условиях жесткой конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счет высокого качества продукции, товаров, работ или услуг. В связи с этим перед многими организациями возникает вопрос - выгодно ли содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала или передать их работу на сторону, специализированной компании?

В Европе и Америке на протяжении последнего десятилетия компании все чаще отдают расчет заработанной платы сторонним организациям. В некоторых странах данный показатель достигает 70 % от общего числа участников предпринимательского процесса. В России эта услуга стала развиваться в последние несколько лет. По экспертным подсчетам в нашей стране к аутсорсерам при расчете зарплаты обращаются не более 5 % всех российских фирм. Аналитики оправдывают такой показатель начальной стадией развития рынка и в ближайшие несколько лет прогнозируют его

рост на 50-60 % в год.

Аутсорсинг позволяет компании-заказчику экономить расходы и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и аренду спецтехники, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные. Можно выделить следующие положительные стороны аутсорсинга:

- снижение стоимости реализации бизнес-процесса;

- сокращение и контроль издержек;

- освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен синергетический эффект);

- увеличение качества получаемых продуктов или услуг;

- фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя при этом также возможен синергетический эффект);

- использование специализированного оборудования, знаний, технологий;

- снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса;

- использование конкуренции на рынке исполнителя;

- сокращение влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих);

- разделение и частичная передача другой компании рисков;

- дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке), повышение инвестиционной привлекательности фирмы. [2]

Для КФХ, объединенных в кооперативы, выгодно передавать на аутсорсинг некоторые элементы маркетинговых коммуникаций, например, развитие нового брэнда или продукта, поиск канала сбыта и т. п. В силу

того, что сельхозкооперативы не имеют достаточного кадрового ресурса, через аутсорсинг можно восполнить его или приобрести на открытом рынке. Аутсорсинг эффективен и применительно к тем функциям, которые не могут быть эффективно реализованы внутри компании без потери качества (сложные маркетинговые исследования и конкурентная разведка, производство рекламных роликов) или значительных издержек. Например, маркетинговые исследования банковского рынка. Вместо того, что бы держать специальный отдел, оплачивать аренду офиса и телефонных разговоров и постоянно контролировать процесс сбора информации о банковских услугах, гораздо проще использовать аутсорсинг.

П.А. Андреев считает, что в целях более полного использования своих ресурсов крестьянские хозяйства могут вступать в кооперационные и интеграционные связи с другими предприятиями и организациями АПК -сельскохозяйственными, заготовительными, перерабатывающими, торговыми. Такая кооперация способствует росту эффективности всей технологической цепи - от обеспечения сельского хозяйства средствами производства до реализации конечной продукции. Кроме того, она позволяет решить многие проблемы, возникающие в крестьянских хозяйствах, особенно на стадии их становления. На основе вышеизложенного можно представить основные направления кооперирования фермерских хозяйств с другими предприятиями и организациями АПК в виде следующей схемы (рис. 2).

Рисунок 2. Формы фермерской кооперации В сельском хозяйстве наиболее распространена производственная кооперация, тогда как потребительская кооперация, вертикальная кооперация только начинают свое развитие. А.В. Чаянова отмечал: «...поскольку организационное овладение процессами сельскохозяйственного производства возможно только при замене распыленного крестьянского хозяйства формами производства концентрированного, мы должны всячески развивать те процессы деревенской жизни, которые ведут к этой концентрации» [11].

Виды сельскохозяйственных кооперативов представлены на рисунке 3. Главной целью деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются обслуживание экономических интересов объединившихся сельхозтоваропроизводителей и достижение определенных выгод для своих членов.

Сельскохозяйственные

Сельскохозяйственные

производственные

кооперативы

(коммерческая организация)

V.

• Сельскохозяйственная артель (колхоз)

• Рыболовецкая артель (колхоз)

• Кооперативное хозяйство (коопхоз)

Иные

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

(некоммерческие организации)

Перерабатывающие Сбытовые (торговые) Обслуживающие Снабженческие Кредитные Страховые Многоотраслевые Иные

Рисунок 3. Виды сельскохозяйственных кооперативов

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут создавать следующие виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Кооператив - добровольное объединение граждан и/или юридических лиц в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов через создание предприятия, находящегося в их совместной собственности и управляемого ими на демократической основе.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в его хозяйственной деятельности [5].

Анализ различных форм кооперации свидетельствует о том, что в настоящее время более активную роль в АПК играет вертикальная кооперация. Еще А.В. Чаянов отмечал, что «...вертикальная концентрация, раз-

вивающаяся в отношении сельского хозяйства в кооперативных формах, неминуемо должна также пройти ряд последовательных фаз своего исторического развития.

Как правило, кооперация начинается с объединения мелких производителей в области заготовки средств производства земледелия, а затем переходит к организации кооперативного сбыта сельскохозяйственных продуктов, развертывая его в формах гигантских союзов, объединяющих сотни тысяч мелких производителей.

Поскольку операции этого посреднического типа приобретают надлежащий размах и прочность, на их базе формируется хорошо работающий и сильный кооперативный аппарат и, что особенно важно, происходит, в аналогии с развитием капитализма, первоначальное накопление кооперативного капитала.

В этой фазе своего развития сельскохозяйственная кооперация под давлением требований рынка с исторической необходимостью развертывается в сторону организации при сбытовых операциях первичной переработки сельскохозяйственного сырья (кооперация маслодельная, картофелетерочная, консервная, льнотрепальная и пр.) выделяет соответствующие отрасли из крестьянского хозяйства и, индустриализируя деревню, овладевает всеми командными позициями деревенского хозяйства. В наших условиях, благодаря содействию государства и государственному кредитованию. эти процессы ускоряются и могут происходить одновременно и взаимно переплетаясь. Сельскохозяйственная кооперация, кооперировав сбыт и техническую переработку, тем самым производит концентрацию, организацию сельскохозяйственного производства в новых высших формах, заставляя мелкого производителя видоизменять организационный план своего хозяйства сообразно политике кооперативного сбыта и переработки, улучшать свою технику и переходить к усовершенствованным методам земледелия и скотоводства, обеспечивающим стандартность про-

дукта» [11].

Мы разделяем точку зрения А.В. Чаянова об организации вертикальной кооперации, которую он рассматривает «...как одну из форм вертикальной концентрации сельскохозяйственного производства. С этой точки зрения постепенное отщепление отдельных звеньев организационного плана крестьянских хозяйств и организация их в крупные предприятия, стоящие как бы под общей массой мелких семейных хозяйств, является не фазой развития к чему-то иному, а утверждением самого принципа» [11].

Кооператив имеет двойственную природу. С одной стороны, он представляет собой ассоциацию добровольно объединившихся лиц, с другой - выступает как предприятие, предназначенное для определенных видов хозяйственной деятельности. Должны быть устранены какие-либо сомнения в отношении того, что кооперативы являются продуктом рыночной экономики. «Сама природа сельскохозяйственного производства, - подчеркивал А.В. Чаянов, - ставит предел его укрупнению». Кооперация - это организация совместной деятельности, «обслуживающая этих клиентов, которые являются ее хозяевами» [11].

В современных российских условиях еще рано говорить о создании института «эффективного собственника». Эта цель всей агарной политики, и механизм ее достижения сводится к действию объективного экономического закона относительного преимущества, суть которого заключается в том, что каждый свободный товаропроизводитель стремился получить максимальную выгоду с принадлежащих ему земель и средств производства в тех или иных конкретных природных, экономических, социальных и прочих условиях. Доходность, являясь основной целью фермерского производства, должна стать и основным принципом его ведения, обеспечивающая эффективное развитие КФХ. Для реализации этого принципа необходимо достижение оптимальных параметров КФХ, наличие обоснованной производственной программы с учетом имеющихся ресурсов, местных

природно-климатических, исторических, социально-психологических условий. Фермерство, как форма хозяйственной организации, занимает определенную социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве Краснодарского края.

Список литературы

1. Андреев П. А. Фермерские хозяйства: организация, кооперирование, обслуживание / П. А. Андреев, В.И. Кудряшов. - М.: Колос, 1994.

2. Интнрнет-ресур// ologiya/konsalting/autsorsing_s_glaz_doloy_iz_serdtsa_von

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 24. - М., 1988. - С. 365.

4. Масленников В.П. Кооперация аграрной сферы. - М., 1996.

5. Российская Федерация. Законы. О сельскохозяйственной кооперации: принят Гос. Думой 08. 1995 № 193-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная система КонсультантПлюс. - М., 2006.

6. Серова Е.В. Аграрная экономика. - Москва, 1999.

7. Ткач А.В., Угрюмова Ю.А. Необходимость развития кооперации в решении продовольственной проблемы и социальных вопросов / А.В. Ткач, // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2003. - № 2. - С. 15-16

8. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989

9. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. - М.: Книжная палата, 1989.

10. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. - М., 1989.

11. Чаянов А.В. Избранные труды. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.