Научная статья на тему 'Управление государственными дотациями в агропромышленный комплекс'

Управление государственными дотациями в агропромышленный комплекс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОТАЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирская С. Ю., Чурикова С. Ю.

За последние несколько лет в агропромышленном комплексе была проведена земельная реформа и реорганизация собственности. Паевой раздел земли и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю и превратил сельскохозяйственные предприятий в юридически независимые хозяйствующие субъекты. В результате преобразований в отрасли около 62% сельхозугодий перешло в частную собственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление государственными дотациями в агропромышленный комплекс»

только информируют, но и пробуждают их чувства, развлекают и, конечном счете, улучшают их отношение к товарам, способствуя, тем самым, увеличению объема продаж... » [6].

Профессор М. Пеглер пишет, что «... визуальный мерчандайзинг нужен для того, чтобы покупатели в местах продажи чувствовали себя комфортно, получали удовольствие, были заинтересованными и увлеченными ...» [7].

По нашему мнению, визуальный мерчандайзинг сочетает коммерческий и конструктивный подход в пределах пространства магазина для поддержания целей менеджмента категорий товарных групп и максимизации продаж. Более того, наглядное представление товара способствует также стратегическим целям предприятия розничной торговли, дающим покупателю точную информацию о том, чего они могут ожидать от предприятий розничной торговли и каким образом выбор торговых марок предприятиями розничной торговли отражает потребительский спрос. Иными словами, он должен быть составной частью любой стратегии, когда ритейлор пытается наилучшим образом организовать витрину с точки зрения покупателя.

Теоретические постулаты и практические исследования показывают, что необходимость применения мерчандайзинга увеличивается с повышением самостоятельности покупателя при продаже товаров методом самообслуживания, при котором товары и посетители «общаются» между собой без вмешательства продавцов-консультантов, а участие последних сводится до минимума, особенно относительно товаров массового спроса, и снижается по мере возрастания роли продавца в торгово-технологическом процессе.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно прийти к заключению, что как таковой мерчандайзинг представляет собой относительно новую технологию в отечественной практике розничной торговли. Более того, можно констатировать наличие достаточной устойчивой тенденции, характеризующейся тем, что российские ритейлоры более активно начинают осваивать новые для них подходы, в то время как иностранные розничные сети, активно проникающие на российский рынок, работают, используя традиционные для них технологии, включающие в себя приемы мер-чандайзинга.

В этой связи, в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, российским розничным торговцам необходимо быстро преодолевать нехватку информации и отсутствие навыков в области мер-чандайзинга, который, как нам представляется, выведет отечественный розничный бизнес и систему обслуживания покупателей на качественно новый культурный и деловой уровень.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Колборн Р. Мерчандайзинг. СПб.: Издательский дом «Нева», 2002.

2. Котляренко М.А. Мерчандайзинг в системе торгового маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 1.

3. Никишкин В.В. Маркетинг (торговый маркетинг): Учебное пособие. М.: Издательство Рос. эконом.

акад., 2004.

4. Рамазанов. Методологические основы мерчандайзинга // Маркетинг 2006. № 3.

5. Управление розничным маркетингом / Под ред. Д. Гилберта. М.: ИНФРА-М, 2005. XVI.

6. Bell J., Temus K. Silent Selling: Best Practices and Effective Strategies in Visual Merchandising. Fairchild Books & Visuals, 2002.

7. Pegler M.M. Visual Merchandising & Display. Fairchild Books & Visuals, 1998.

МИРСКАЯ С.Ю., ЧУРИКОВА С.Ю.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОТАЦИЯМИ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

За последние несколько лет в агропромышленном комплексе была проведена земельная реформа и реорганизация собственности. Паевой раздел земли и имущества обеспечил ликвидацию

государственной монополии на землю и превратил сельскохозяйственные предприятии в юридически независимые хозяйствующие субъекты. В результате преобразовании в отрасли около 62% сельхозугодий перешло в частную собственность.

Производителей сельхозпродукции в России можно разделить на три группы. Первая — колхозы, совхозы, сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, ТОО — в общем, коллективные хозяйства. Вторая — крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), а третья — личные подсобные хозяйства. На сегодняшний день крупные предприятия являются основными производителями в АПК. В силу поменявшихся условии хозяйствования они существенно скорректировали свое поведение на рынке: стали учитывать спрос на продукцию, искать выгодные каналы сбыта, гибко реагировать на рыночную конъюнктуру. Параллельно идет процесс становления сектора крестьянских (фермерских) хозяиств, которыи хотя и остается небольшим по объемам производства (около 4 %), но дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения.

Основные проблемы сельского хозяиства можно охарактеризовать следующими факторами:

- незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен и ограничении по сбыту;

- нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и малодоступностью банковского кредита;

- высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным дотациям и субсидиям, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонныи характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяистве.

Одним из нерешенных вопросов в агробизнесе остается вопрос о кредитовании малых фермерских хозяИств. Большинство фермеров за сезон не могут отработать высокие ставки по коммерческим кредитам, а на начальном этапе производства требуемые суммы заимов практически невозможно получить в коммерческих банках и лизинговых компаниях.

Единственное спасение для многих — это кредитные кооперативы. Ставки в них чаще выше, чем в коммерческих банках, но процедура получения ссуд гораздо проще. Однако далеко не все могут воспользоваться их услугами: на всю Россию работает около 200 таких организации, что свидетельствует о неразвитости системы и необходимости ее поддержки.

Заметные изменения произошли и в подходах к государственному регулированию аграрного сектора на федеральном и региональном уровнях. От прямого вмешательства в производственные процессы и управление хозяиственнои деятельностью товаропроизводителеи государственные органы власти переходят к экономическим рычагам управления. Одним из методов управления сельским хозяиством является дотирование производства. На сегодняшнии день существует два источника оказания поддержки или помощи сельскому хозяиству.

Первыи источник, так называемая поддержка рыночных цен (Market Price Support), предусматривает оказание потребителями помощи сельскому хозяиству путем покупки продуктов по более высоким ценам. Основнои его формои являются барьеры во внешнеи торговле в виде ограничении импорта, импортных тарифов, экспортных субсидии. Сюда же включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квотирования производства для сокращения предложения, административное регулирование.

Вторым источником поддержки являются бюджетные трансферты или субсидии сельскому хо-зяиству, которые не оказывают прямого влияния на потребительские или рыночные цены.

Все эти платежи можно разделить на две группы: платежи, относящиеся к выпуску и платежи, ведущие к сокращению затрат (непосредственно или в перспективе). Это могут быть дотации, субсидирование отдельных видов расходов, государственные капиталовложения, вложения в инфраструктуру и т.д. Субсидии могут предоставляться: в виде налоговых льгот, например, льготные цены на энергоресурсы, на покупку сельскохозяиственнои техники, на погашение процентных ставок по кредитам, на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяиственных работ [4], на приобретение элитных семян сельскохозяиственных растении [5], а также на производство отдельных видов сельскохозяиственных культур, из расчета стоимости семян с учетом доставки, тыс. рублеи на одну тонну.

Государственная помощь, предоставляемая сельскохозяйственным организациям всех форм собственности, осуществляется в виде [3]:

- субвенций;

- субсидий;

- бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);

- прочих форм.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (субвенции, выделяемые из Федерального бюджета для финансирования мероприятий по проведению государственных закупочных интервенций в отношении продовольственного зерна и т.п., субвенции, предоставляемые их бюджетов субъектов Российской Федерации, например в Калужской области — на строительство (приобретение) жилья для работников сельского хозяйства).

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, дотации на производство продукции растениеводства и жи-2вотноводства, страхование сельскохозяйственных культур и т.п. ).

¡5 Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматрива-^ ет предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. 7 Денежные средства из федерального бюджета в виде субсидий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации (республиканские, краевые, областные). Помимо средств из фе-^ дерального бюджета, бюджет субъектов Российской Федерации может формироваться за счет соб-^ ственных средств, которые тоже могут предоставляться в виде дотаций на сельское хозяйство. А ими □ каждый субъект федерации распоряжается по-своему усмотрению.

^ Динамика основных показателей в агропромышленном комплексе Российской Федерации по

материалам Министерства сельского хозяйства [1] приведена в таблице 1. с Прибыль от деятельности хозяйствующих субъектов на рынке уменьшается, тогда, как дотации

ф в сельское хозяйство с каждым годом увеличиваются (таблица 1). Чем больше государство вклады-

0 вает средств в предприятия отрасли, тем меньше становится норма их рентабельности. На основа-о.

ф нии приведенной статистики можно сделать предположение о том, что существует размер дотации,

1 превышение которого дает снижение прибыли.

Таблица 1. Динамика основных показателей в АПК Российской Федерации

5 Сельское хозяйство не является саморегулирующейся системой вследствие общей инерционна ности, как производственной системы, так и низкой эластичности спроса на произведенную продук-'! цию и высокой эластичности цен на неё. Без вмешательства извне, под действием рыночных сил, о происходит разбалансировка спроса и предложения на продовольственном рынке. | В экономическом анализе деятельности хозяйствующего субъекта исключительно важной яв-о ляется возможность анализировать динамику развития основных показателей его работы во време-о ни [2, приложение № 13, с. 85-88; 6]. При этом желательно иметь возможность оценивать влияние О

различного рода фактов на изменения анализируемого процесса. Такую возможность экономисту-исследователю предоставляют математические модели, основанные на обыкновенных дифференциальных уравнений.

Запишем уравнение баланса прибыли сельхозпредприятия в виде:

в = Ж - Сп-АК-рК +1,

где Ж = к ■ А — выручка от реализации продукции за рассматриваемый интервал времени, например, месяц, руб.; к — доля реализованного товара из имеющегося в наличии, относительные единицы; А — стоимость товара на складах (зернохранилищах) за рассматриваемый интервал времени (месяц), руб. Сп = (1 - к)2х А + I - полная себестоимость хранения произведенного товара на складах (зернохранилищах) за рассматриваемый период времени, руб.; гх — переменная часть в доле затрат на хранение готовой продукции на складе в его стоимости, относительные единицы;

у. — коммерческие и управленческие расходы, связанные с оплатой персонала за рассматриваемый период времени, руб; А К и РК — погашение банковского кредита и процентов по бан-

АК = К

ковскому кредиту за рассматриваемый период времени, руб; . ; Кз — кредитный заем, руб;

3 01

£ — число частичных равномерных погашений кредита за весь период кредитования; ¡5

3 о

РК = кз р

/ \

1 - п

ч ^

; Р - ставка кредита за рассматриваемый период времени между равномер-

ными погашениями кредита (например, месяц), относительные единицы; п — число погашенных N долей кредита; I — государственные дотации и субвенции, руб. □

С помощью управления размером дотаций в сельское хозяйство необходимо добиться того, чтобы ^ товаропроизводители вкладывали высвобождающиеся оборотные средства в производство и получали дополнительную прибыль. Нередко предприятия отрасли используют данные им денежные средства в своих нуждах, не увеличивая объем продукции, а, следовательно, и прибыли. ®

Очевидно, что на современном этапе без протекционистской аграрной политики государства § невозможно преодолеть тенденции спада сельскохозяйственного производства. Поэтому возрастает ® необходимость гибкого реагирования государственных органов власти на возникающие рыночные ситуации.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Гордеев А.В. Тезисы доклада «Актуальные проблемы развития сельского хозяйства Российской

X

О

Федерации» на заседании Президиума Государственного совета. Министерство сельского хозяй- р ства Российской Федерации. 17.06.2006.

2. Мирская С.Ю., Сидельников В.И., Хбликян А.К. Динамическая модель управления предприятием оптовой торговли // Научная мысль Кавказа. Северо-Кавказский научный центр высшей школы. 2006.

3. Приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г. № 75 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях».

4. Приложение № 3 к приказу Минсельхоза России от 26 января 2006 г. № 10 «Порядок предоставле- I ния в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации ^ на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ». ^

5. Приложение № 6 к Порядку, утвержденному приказом Минсельхоза России, от 29 марта 2006 г. ^ № 94. ®

о о о

са

О

О О О.

6. Сидельников В.И., Мирская С.Ю., Хбликян А.К. Управление предприятием оптовой торговли с учетом инвестиционной деятельности // Известия вузов. Сев.-Кав. регион. Естественные науки. 2007. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.