Научная статья на тему 'Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества'

Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / COMPETENCY / COMPETENCES / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCY IN THE FIELD OF EDUCATIONAL INNOVATION / COMPETENCES IN THE FIELD OF EDUCATIONAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заруба Наталья Андреевна

В статье обосновывается актуальность изучения проблемы компетентности педагога в сфере образовательных инноваций; необходимость управления процессом формирования компетентности педагога в сфере образовательных инноваций; выявляются и обосновываются противоречия, научные подходы; предлагаются результаты научно-теоретического анализа исследования выявленной литературы относительно таких понятий как «компетентность в сфере образовательных инноваций», «компетенции в сфере образовательных инноваций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заруба Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCE OF A TEACHER IN EDUCATION INNOVATION AS A REFLECTION OF TRENDS OF THE RUSSIAN SOCIETY

The importance of studying the problem of teacher competence in educational innovation and the need to manage the process of formation of teacher’s competence in educational innovation are identified and justified by the contradictions, scientific approaches in the article, which offers the results of scientific theoretical analysis of the research literature on the identified concepts such as’ competency in the field of «educational innovation», «competences in the field of educational innovation».

Текст научной работы на тему «Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества»

PEDAGOGICS

УДК 37

Н. А. Заруба

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье обосновывается актуальность изучения проблемы компетентности педагога в сфере образовательных инноваций; необходимость управления процессом формирования компетентности педагога в сфере образовательных инноваций; выявляются и обосновываются противоречия, научные подходы; предлагаются результаты научно-теоретического анализа исследования выявленной литературы относительно таких понятий как «компетентность в сфере образовательных инноваций», «компетенции в сфере образовательных инноваций».

Ключевые слова: компетентность, компетенции, компетентностный подход, компетентность в сфере образовательных инноваций, компетенции в сфере образовательных инноваций.

N. А. Zaruba

FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCE OF A TEACHER IN EDUCATION INNOVATION AS A REFLECTION OF TRENDS OF THE RUSSIAN SOCIETY

The importance of studying the problem of teacher competence in educational innovation and the need to manage the process of formation of teacher’s competence in educational innovation are identified and justified by the contradictions, scientific approaches in the article, which offers the results of scientific theoretical analysis of the research literature on the identified concepts such as’ competency in the field of «educational innovation», «competences in the field of educational innovation».

Keywords: competency, competences, competence-based approach, competency in the field of educational innovation, competences in the field of educational innovation.

В стратегической перспективе отечественное образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс инновационного развития общества и государства. Это предполагает осуществление системных изме-

нений по основным направлениям развития образования России.

Тенденции современного развития общества в России непосредственно связываются с такими актуальными понятиями как «ин-

новационное общество», «инновационная экономика», «общественный интеллектуальный потенциал», «национальная инновационная система», «инновационное образование» и др.

Это обусловлено, в первую очередь, переходом от общества индустриального к обществу «постиндустриальному», информационному, характеристиками которого являются качество общественного интеллекта, качество инновационного потенциала общества, инновационная культура и др.

Понятно, что переход к информационному обществу не может не вызывать изменений в социальной сфере, в том числе, в такой важной ее составляющей как система образования. Эти изменения во многом определяются приоритетом не «знаниевой» образовательной парадигмы, а «компетентностной».

Профессиональное образование получило новый социальный смысл - оно должно формировать не просто специалиста, а специалиста, владеющего компетенциями, в том числе и компетенциями в сфере инноваций.

Для страны, сориентированной на инновационный путь развития, на инновационную экономику, необходимы инновационноориентированные кадры, которые обладают инновационным мышлением, владеют способами инновационной деятельности.

Основы формирования таких кадров для профессионального образования, для современного рынка труда, на наш взгляд, должны закладываться в системе общего образования.

Велика в этом роль педагога. Только педагог, компетентный в сфере инноваций, может быть способным решать задачу формирования личности школьника, способной к деятельности в условиях инновационных преобразований в обществе.

В свою очередь, для формирования и развития компетентности педагога в сфере инноваций в образовании весомый вклад должна

вносить система управления образованием. Основные ее задачи - это создание условий для совершенствования уровня квалификации специалиста системы образования, его профессиональной компетентности, повышение уровня профессионализма педагогов, в том числе, и в сфере инноваций в образовании с целью повышения уровня качества современного образования.

Осуще ствляемые в последние годы попытки широкого внедрения инноваций в систему образования наталкиваются на серьезные препятствия: предлагаемые инновационные мероприятия в системе образования при их нередкой полезности и важности страдают бессистемностью, низким уровнем результативности.

Причины этого, думается, заключаются, во-первых, в неготовности и неспособности педагогов к реализации инновационных проектов в сфере образования по причине низкого уровня их компетентности в сфере образовательных новаций и инноваций, а во-вторых, в том, что не сформирована эффективная система управления процессом развития компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций.

Анализ практики работы инновационных школ свидетельствует о противоречии между потребностью педагогов, специалистов системы образования осуществлять поиск новых, нестандартных решений возникающих проблем в сфере образовательных инноваций и недостаточным уровнем необходимой для этого их профессиональной компетентности.

Формирование компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, результаты этого процесса - это производные от большого числа факторов внутреннего и внешнего, объективного и субъективного порядка.

В этой связи интересными могут быть результаты специального исследования, про-

веденного в региональной системе общего образования.

В ходе опроса педагогическим работникам было предложено оценить эффективность влияния инноваций на достижение нового качества образования. Полученные в страте учителей оценки практически не за-висили от территориальной принадлежности (города - районные центры, другие городские или сельские поселения).

При этом в области положительной оценки сконцентрировались следующие мероприятия:

- обеспечение государственной поддержки образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность -55 %;

- организация всеобщего обучения педагогических работников информационным технологиям - 73 %;

- информатизация общего образования -47 %.

Примерно половина респондентов отметили позитивное отношение к созданию системы материального стимулирования инновационной деятельности педагогических работников (48 %) и введение профильного обучения в старших классах школы (49 %).

К сожалению, не видят положительной роли в государственно-общественном характере управления как инновации, в эффективности влияния на качество образования более 82 % педагогов.

Имеет место недооценка роли управления в условиях инновационных процессов в системе образования у большинства педагогов.

А вместе с тем большинство исследователей в настоящее время инновационный характер образования считают важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение.

Кроме того, инвестиционная привлекательность образования, по мнению многих исследователей, также зависит от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему [7, с. 9].

В связи с этим особое место, думается, должно отводиться профессиональному управлению процессом формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций на всех уровнях: федеральном, региональном и образовательного учреждения.

К сожалению, на федеральном уровне управленческая позиция в этом вопросе носит противоречивый характер.

С одной стороны, успешная реализация «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» (Постановление Правительства РФ от 24.07. 1998 г. № 832); активная государственная политика перехода страны на инновационный путь, которая определена в Стратегии развития России до 2020 года, предполагающая существенные изменения в системе образования; государственная Инициатива «Наша новая школа» и другие позиции управления на федеральном уровне, свидетельствуют об инновационной направленности управления системой образования.

С другой стороны, анализ ФГОС по направлению подготовки по педагогическому образованию (050 100), квалификации «Бакалавр», свидетельствует о том, что система подготовки педагогов не предполагает осуществлять формирование компетенций педагогов в сфере инноваций и, в частности, в сфере образовательных инноваций.

В характеристике профессиональной деятельности бакалавров не предусмотрена деятельность, обусловленная инновационными переменами в системе образования.

Не удалось выявить требований к формированию компетенций педагога в сфере инноваций, в том числе и образовательных, в перечне общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК).

Российская система педагогического образования не готовит, к сожалению, специалистов по направлению «Инноватика»

(117б).

В современной науке глубоко и активно анализируются аспекты управления инновационными процессами - планирование, координация, контроль и оценка, раскрытые в проведенных ранее исследованиях (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.).

Вызывают интерес взгляды американских и английских педагогов (Х. Вар-нет, Д. Гамильтон, Н. Дикинсон, М. Майлз и др.), которые анализируют вопросы управления инновационными процессами; организацию изменений в образовании; теорию и практику инновационных процессов; условия, необходимые для «жизнедеятельности» инноваций; планирование инноваций посредством распространения и использования знаний; способы рекламирования инноваций.

Ряд исследователей (В. С. Лазарев, М. М. Поташник и др.) выделяют несколько периодов управления инновациями.

В подготовительный период дается оценка сложившейся ситуации, выясняется, есть ли потребность во введении новшества, существует ли понимание назревшей потребности, в чем состоит проблема.

Качество управленческой деятельности в сфере инноваций образования, с точки зрения В. А. Сластенина, зависит от учета основных законов протекания инновационных процессов: необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций;

цикловой повторяемости; закона возвращае-мости педагогических инноваций [3].

Безусловно, не претендуя на серьезный анализ всего научного потенциала исследований по проблеме инноваций в сфере образования и управления этими процессами в связи с рамками научной статьи, смею высказать суждение о том, что к настоящему времени в педагогике обоснован ряд положений, важных для осмысления вопросов управления формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций.

Несмотря на сложившуюся систему научных представлений, анализ свидетельствует о том, что в научной литературе не изучаются вопросы управления формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций на принципах и подходах инновационного менеджмента, делового администрирования, управления на основе компетентностного подхода в образовании. Речь идет о том, что инновациям в образовании требуется инновационное управление.

Исследователи отмечают, что существенно поднять уровень эффективности инновационной деятельности позволяет система административного управления (Administrative Management System), успешно используемая уже около полувека на практике во всех крупных, средних и малых компаниях в США, Западной Европе и Азии. Она легко трансформируется для реализации инновационных процессов в системе образования. По их мнению, система административного управления позволяет решить основные задачи управления, направленные на поднятие эффективности инновационной деятельности: рациональной организации

труда на всех четырех этапах инновационной деятельности и мотивации каждого работника к осуществлению инновационной деятельности [4].

Кроме того, благодаря тому, что в настоящее время в целом разработана общеметодо-

логическая база, способствующая исследованию педагогических явлений, возникают потребность и возможность использовать эти разработки для изучения проблем управления формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций.

Думается, что формирование компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, реализуемое через учебную и квазипрофессиональную деятельность в системе высшего и дополнительного профессионального образования, а также профессиональную деятельность, должно быть направлено на:

- формирование ценностных установок на знания, познание природы инноваций;

- приобретение умений и овладение способами управления внедрением и развитием инноваций;

- развитие способности рефлексивной оценки динамики инновационных процессов и их результативности;

- выработку готовности к осуществлению деятельности в условиях инновационного образования.

Анализ научной литературы позволяет говорить о наличии противоречия в управлении формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций. Оно заключается, с одной стороны, в возрастании требований общества и государства к необходимости формирования компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, что обусловлено высоким инновационным потенциалом модернизации системы образования, и, с другой стороны, отсутствием теоретических разработок, позволяющих перейти к системным изменениям в инновационной сфере образования на основе управленческих воздействий.

Основными элементами управления формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, думается, могут быть:

- анализ процесса формирования компетентности педагога в сфере образовательных инноваций (проблемно-ориентированный анализ, SWOT-и РБ8Т-анализы и др.);

- мониторинг формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (анкеты, социологические опросы, экспертизы, экспертная оценка и др.);

- система контроля формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (текущий, промежуточный, итоговый; внутренний и внешний и др.);

- организация процесса формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (мероприятия, процедуры, совещания, заседания и др.);

- материально-технические ресурсы формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (библиотечные фонды, интернет-ресурсы, сетевые ресурсы и др.);

- финансово-экономические ресурсы формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (средства на повышение квалификации, переподготовку, стажировку педагогов, на участие в конференциях, семинарах, проектах, программах и др.);

- кадровые ресурсы формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (подготовка специалистов в вузах, институтах повышения квалификации, институтах развития образования, центрах повышения квалификации, проектах, программах в направлении формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций и др.);

- учебно-методическое обеспечение формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (семинары, конференции, программы и др.);

- научно-исследовательская работа формирования компетентности педагогов в сфе-

ре образовательных инноваций (научные исследования, учебно-научные исследования, гранты, проекты, программы и др.);

- система управленческих воздействий по формированию компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (приказы, распоряжения и др.);

- нормативно-документационное обеспечение формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (положения, инструкции, требования и др.);

- информационное обеспечение формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций (информационно-коммуникационные технологии, интернет - технологии и др.).

Важное место в изучении проблемы управления формированием компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций должны занимать поиски принципов эффективного управления этим процессом. Возможно, что процесс управления может опираться на следующие принципы:

- принцип инновационного развития, который предполагает ориентированность субъектов управления на формирование компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций; на актуализацию инновационного пути развития системы образования в обществе; на принятие решений в сфере управления инновациями, имеющими прогностический характер, а также обеспечивающих результативность и эффективность от инноваций в сфере образования;

- принцип гуманизации и демократизации управления процессом формирования компетентности педагога в сфере образовательных инноваций. Он требует единства гуманистических целей, способов и средств, способствующих принятию решений; делегирования полномочий решения управленческих задач всем заинтересованным в этом специалистам; ограничения директивных

методов управления и расширения корпоративных; создания адаптивной системы контроля качества современного образования, ориентированного на формирование ключевых компетентностей личности;

- принцип мотивации и стимулирования, предполагающий создание условий, активизирующих педагогов на формирование компетентности в сфере образовательных инноваций. Он требует использования системы административного управления персоналом (САУП), которая отвечает на вопросы: кто, что; какими путями и когда должен делать в данном образовательном учреждении, в органе управления образованием (муниципальном или субъекте федерации) для эффективного управления процессом формирования компетентности педагога в сфере образовательных инноваций.

Предложенные принципы, безусловно, могут дополняться, расширяться и видоизменяться. Однако приведенные в статье принципы свидетельствуют о том, что в ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Эта система представляет собой единство технологических, экономических, педагогических и управленческих инноваций, которые, безусловно, составляют содержательную основу формирования компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций. Она испытывает потребность в педагоге, компетентном в сфере образования. А для того, чтобы эта потребность была удовлетворена, необходимо инновационное управление (инновационный менеджмент), создающее необходимые условия для формирования педагога, компетентного в сфере образовательных инноваций.

Литература

1. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия //

Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 11-21.

2. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие: опыт программноцелевого управления. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. - 308 с.

4. Тенденции развития современного образования: новый взгляд: сб. науч.-метод. тр. - Новосибирск:

НИПКиПРО, 2010.

5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика - М.: Изд-во УНЦДО,

2005. - 222 с.

6. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Академия, 2002. - 384 с.

7. Шмелькова Л. В. К вопросу об инновационной деятельности в образовании: проектно-системный подход // Инновации в образовании: сбор. науч. и учеб.-метод. ст. сотрудников ГОУ ДПО ЯНОИПКРО. - Салехард: ГОУ ДПО ЯРОИПКРО, 2008. - С. 9-15.

УДК 378

Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОЦЕССАМ ОБУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ19

В статье речь идет об адаптации учащейся молодежи к процессам обучения и сохранения здоровья, выделены критерии и показатели эффективности адаптации к учебной деятельности, рассматриваются вопросы дезадаптации к процессу обучения, выделены показатели дезадаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, критерии, показатели, готовность к процессу адаптации, поведенческий компонент, психосоматическое здоровье, тревожность, интеллектуальное развитие.

N. E. Kasatkina, T. N. Semenkova

PROBLEM OF ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS TO PROCESSES OF TRAINING AND HEALTHCARE

The article is about of the students adaptation to the education process and healthcare. The criteria and indicators of the adaptation efficiency to the education are outlined; the dysadaptation to the education process are viewed; the indicators of dysadaptation are outlined.

Keywords: adaptation, dysadaptation, criteria, indicators, readiness to the adaptation, behavior component, psychosomatic health, anxiety, intellectual development.

19 Исследование выпонено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях формирования, сохранения и укрепления ее здоровья», проект № 11-16-42005а/Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.