Научная статья на тему 'К вопросу определения сущности и содержания понятия "инновационная компетентность" учителя общеобразовательного учреждения'

К вопросу определения сущности и содержания понятия "инновационная компетентность" учителя общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИЯ / НОВОВВЕ-ДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИ-ОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / COMPETENCE / COMPETENCY APPROACH / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE / INNOVATIVE COMPETENCE OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нерадовская Людмила Серафимовна

В статье актуализируется проблема выявления сущности понятия "инновационная компетент-ность" учителя общеобразовательной школы, на материале научно-методической литературы про-слеживается хронология развития родовых понятий, которые лежат в основе определения "про-фессионально-педагогической", а вслед за ней "инновационной компетентности" учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нерадовская Людмила Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF ESSENCE AND CONTENT OF THE NOTION INNOVATIVE COMPETENCE OF A SECONDARY SCHOOL TEACHER

The problem of revealing the essence and the content of the conception innovative competence of a sec-ondary school teacher is actualized in the article. While analyzing the literature on the problem the author discovers the chronology of development of generic concepts that serve as a basis for the definition of the notions professional pedagogical and innovative competence of a teacher.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения сущности и содержания понятия "инновационная компетентность" учителя общеобразовательного учреждения»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)

УДК 37.01

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ” УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Л.С.Нерадовская

В статье актуализируется проблема выявления сущности понятия "инновационная компетентность" учителя общеобразовательной школы, на материале научно-методической литературы прослеживается хронология развития родовых понятий, которые лежат в основе определения "профессионально-педагогической", а вслед за ней - "инновационной компетентности" учителя.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, инновация, нововведение, инновационная деятельность, профессионально-педагогическая компетентность, инновационная компетентность учителя.

Образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации, что привело к переоценке состояния образовательной системы, ее стратегических целей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профессионализма современного учителя, в частности его инновационная компетентность, с опорой на которую педагог оказывается способен решать новые задачи в образовании.

Стратегические документы развития образования содержат понятия "компетентность" и "компетенция", закрепляя, тем самым, компе-тентностный подход в отечественном образовании. Данное понятие многие авторы рассматривают в тесной взаимосвязи с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, связывают его с концепцией социальноэкономического развития, в которой компетентному специалисту отводится роль главного субъекта социальных преобразований, способного понять и оценить динамику процессов социального развития общества и воздействовать на их ход.

Сегодня инновационная деятельность является обязанностью учителя и закреплена в Законе РФ "Об образовании", а также отражена в Примерном положении о средней общеобразовательной школе. Более того, намечаются иные подходы в оценке труда педагога и в образовательной политике на государственном уровне. Национальный проект "Образование", открывающий дополнительные возможности для российского образования, направлен на стимулирование инновационной деятельности отдельных педагогов и образовательных учреждений в целом, на вложение финансовых средств в инновационное образование, что позволит выявить интересный и разнообразный опыт инновационной

деятельности, который станет достоянием педагогического сообщества и примером для других.

Таким образом, современная ситуация модернизации российского образования актуализирует проблему необходимости изучения феномена "инновационной компетентности" учителя, а анализ существующих современных реалий говорит о том, что формирование инновационной компетентности учителя - это одно из стратегических направлений в современном образовании.

Анализ исследований по проблеме профессионально-педагогической компетентности показывает, что ученые обращаются к изучению как отдельных сторон и составных частей профессионально-педагогической компетентности, так и к системе общей компетентности.

Мы выделяем из всей совокупности частных видов профессиональной компетентности инновационную компетентность, понимание сущности и содержания которой становится целью данной работы. Для начала необходимо кратко определить феноменологию стержневых понятий "инновация", "нововведение", "инновационная деятельность", проследить путь их внедрения в научный оборот педагогики с целью выявления сущности, роли и места указанных стержневых понятий в образовательной практике.

Определение понятий "инновация", "нововведение", "инновационная деятельность" дается в работах С.В.Лазарева, Ю.В.Громыко, А.Я.Най-на, М.М.Поташника, Б.П.Мартиросяна, А.И.При-гожина, П.И.Третьякова, Н.Р.Юсуфбековой и др. Особенности инновационной деятельности педагога подробно представлены в работах Ф.Н.Го-ноболина, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика,

А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова. В научных трудах Ю.К.Бабанского, Л.И.Новиковой, М.М.Поташника, М.Н.Скаткина, Л.М.Фридмана, посвященных внедрению в практику достижений со-

временной педагогической науки, описаны пути освоения инноваций учителем.

Термин "инновация" появился еще в XIII веке, он буквально обозначал "придумывание чего-нибудь нового, опережающего свое время". В научном аппарате понятие "инновация" (лат. т -в, поуш - новый) прочно закрепилось в XIX веке, обозначая введение элементов одной культуры в другую. В XX веке понятие "инновация" из культурологии проникло в экономическую науку и стало особенно популярным после "великой депрессии" 30-х годов среди американских менеджеров. Изначально инновации противопоставлялись традиционным формам мышления, восприятия и поведения.

Анализируя хронологию развития педагогической инноватики, О.Г.Хомерики, М.М.Поташник и А.В. Лоренсов [1: 4] указывают на то, что на Западе педагогические инновационные процессы изучались уже в 50-е годы XX века, тогда как в отечественную педагогику их проникновение было затруднено ввиду идеологической за-данности всех сфер жизни, науки, школы, обусловливающей полное игнорирование потребностей изменяющегося социокультурного пространства. Что касается интеграции термина в отечественную педагогическую науку, то временем распространения понятия "инновация" принято считать 80-е годы прошлого столетия, ознаменовавшие собой обобщение преобразований, предлагаемых педагогами различных ступеней образования в разных странах.

Под инновацией в педагогике понимался любой новый способ деятельности, новая педагогическая идея или технология, вводимая в педагогическую практику традиционного образования при положительном результате. Инновации в системе образования как в зеркале отражают метаморфозы социума. Они, в конечном счете, призваны совершенствовать педагогическую деятельность и направить ее на творческое осмысление педагогом своей профессиональной миссии в современном обществе, развить инновационную деятельность педагога по освоению новых педагогических технологий, внедрению их в педагогическую практику. Подтверждая эту идею, И.П.Подласый отмечает, что понятие "инновация" характеризует не только сам процесс формирования нововведений, но и включает в свое содержание "идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы" [2: 403].

Ю.В.Громыко дает следующее определение данного понятия: "... инновация есть не что иное, как способ организации связей между принципи-

ально новыми образами, культивируемыми и выращиваемыми на экспериментальной площадке. Инновации должны выполнять функцию обеспечения присвоения некоторого принципиально нового образца на достаточно больших и широких массивах практики с последующим его приживлением и сохранением" [3].

Определяя различия в понятиях "новшество" и "инновация", О.Г.Хомерики, М.М.Поташник и

A.В. Лоренсов указывают на то, что "новшество -это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация - это процесс освоения этого средства" [1: 9].

Относительно трактовки понятия "инновационная деятельность" свое мнение выразили

B.С.Лазарев и Б.П.Мартиросян, понимая под ним целенаправленное введение новшеств в педагогическую практику в целях повышения качества образования [4: 17]. Субъектом инновационной деятельности они называют группу педагогов, внедряющих новшества. Содержанием инновационной деятельности становится изменение самой педагогической системы, испытывающей внедрение нововведений.

А.Н.Леонтьев, рассуждая об инновационной деятельности, отмечает, что она ". предполагает не только действия отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т.е. предполагает некоторую совместную деятельность" [5]. Таким образом, автор указывает на коллективный субъект деятельности и обращает внимание на значимость компетентности работника и его готовности к инновационным изменениям.

В нашем понимании инновационная педагогическая деятельность - это целенаправленное введение новшеств в образовательную практику для оптимизации результатов педагогического процесса и повышения качества образования.

Инновационная педагогика отличается от традиционной, на наш взгляд, тем, что способствует социализации обучающихся в стремительно меняющемся окружающем пространстве посредством умения грамотно и быстро решать проблемы, возникающие на жизненном пути, применять свои креативные способности, творчество, коммуникативные навыки в совместной с другими членами общества деятельности. В нашем понимании инновационная педагогика может быть реализована только в условиях такого учебно-воспитательного процесса, который способствует высвобождению творческого потенциала педагога и обучаемого, постоянно испытывающих организационно-методическую, материально-техническую и психологическую поддержку от ближайшего социального окружения,

Л. С.НЕРАДОВСКАЯ

администрации и коллектива образовательного учреждения в ходе осуществления обучения и воспитания. Такой инновационный образовательный процесс должен быть направлен на оптимизацию учебных и воспитательных достижений и регулярно подтверждаться положительными результатами. Постепенно инновации внедряются в жизнь и при положительной оценке общества становятся традициями.

Таким образом, инновационный процесс представляет собой путь от идеи до практического ее воплощения, а сама деятельность по реализации этой новой идеи становится инновационной. Следовательно, инновационная деятельность в сфере образования может рассматриваться как высшая степень развития инновационной профессионально-педагогической компетентности.

Особенностью инновационного обучения и воспитания, по нашему убеждению, должна стать подготовка подрастающего поколения к социализации в сочетании с готовностью к активному преобразованию окружающей действительности. Такие образовательные ориентиры отражены и в программах ЮНЕСКО [6; 7]. Отсюда следует, что инновационное образование имеет социально-философский контекст; это подтверждается огромным количеством научных изысканий, появившихся в последние десятилетия на стыке педагогики, философии и социологии. Так, в докладе "Нет пределов обучению" в Римском клубе группа авторов определила свое видение образования как непрерывного процесса приращения опыта, причем не только индивидуального, но и социокультурного [8]. Таким образом, инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования.

Резюмируя исследования ученых в области педагогической инноватики, следует отметить, что инновационная профессионально-педагогическая компетентность - это сложное, относительно устойчивое, интегративное, личностное образование, выражающееся в осознании личностью своей профессиональной деятельности как ценности, раскрывающейся в реализации профессиональных умений, обусловливающих готовность учителя к решению актуальных педагогических задач.

Анализ теоретических моделей разных видов компетентности учителя позволил нам выделить следующие структурные элементы инновационной компетентности учителя:

• мотивационная готовность, выражающаяся в осознании учителем инновационной деятельности как ценности;

• креативные способность, выражающиеся в проявлении учителем социально-значимой творческой активности;

• исследовательские умения, выражающиеся в овладении основными составляющими операционного компонента инновационной деятельности;

• рефлексия, выражающаяся в умении анализировать и корректировать свою инновационную деятельность.

Итак, под "инновационной компетентностью" учителя мы понимаем интегральную характеристику деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающую системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских умений, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации и инновационной педагогической деятельности в целом.

1. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В Развитие школы как инновационный процесс: метод. пособ. для руков. образовательных учреждений. - М.: Новая школа. 1994. - 64 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: в 3 кн. - М.: Гуманитар. издател. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн.1.: Общие основы. - 527 с

3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: МАРО, 1996. -545 с.

4. Лазарев В. С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности

школы // Педагогика. - 2003. - №3. -

С. 17-25.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.

6. Naisbitt J., Aburdene P. Mega-trends 2000. - N.Y., 1990.

7. Towards developing new teacher competencies in response to mega-trends in curriculum reforms. -Bangkok, 1992.

8. Botkin J.W., Elmandra M., Malitza M. No limits to learning. - Oxford, 1979.

TO THE PROBLEM OF ESSENCE AND CONTENT OF THE NOTION INNOVATIVE COMPETENCE OF A SECONDARY SCHOOL TEACHER

L.S.Neradovska

The problem of revealing the essence and the content of the conception innovative competence of a secondary school teacher is actualized in the article. While analyzing the literature on the problem the author discovers the chronology of development of generic concepts that serve as a basis for the definition of the notions professional pedagogical and innovative competence of a teacher.

Key words: competence, competency approach, innovation, innovative activity, professional pedagogical competence, innovative competence of a teacher.

Нерадовская Людмила Серафимовна - аспирант НОУ ВПО "Столичная финансовогуманитарная академия" (г.Москва).

E-mail: neradovsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.