Научная статья на тему 'Актуализация компетенций педагога в сфере образовательных инноваций как условие повышения их квалификации'

Актуализация компетенций педагога в сфере образовательных инноваций как условие повышения их квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / UPDATE / UPDATE MECHANISM / COMPETENCE / TEACHER COMPETENCE IN THE FIELD OF INNOVATION / COMPETENCE IN THE FIELD OF EDUCATIONAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрышникова О. В.

В статье обоснована значимость проблемы актуализации компетенций педагога в сфере образовательных инноваций в системе повышения квалификации; предложена структура компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, элементами которой являются инновационное мышление, культура инновационной деятельности, рефлексия инновационной деятельности, инновационное творчество; представлены полученные в ходе педагогического эксперимента результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE COMPETENCE IN TEACHER EDUCATION INNOVATION AS A CONDITION OF IMPROVING THEIR SKILLS

The article is about the importance of the problem of updating the competencies of a teacher in the field of educational innovation in continuing education; it proposes a structure for teacher competence in educational innovation, which consists of innovative thinking, culture of innovation, reflection, innovation, innovative work; the results obtained in the course of the pedagogical experiment are introduced.

Текст научной работы на тему «Актуализация компетенций педагога в сфере образовательных инноваций как условие повышения их квалификации»

Библиографический список

1. Кезина, Л.П. Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Л.П. Кезина, А.М. Кондаков. - М.,

2010.

2. Концепция модернизации российского образования на период 2010 г. Приложение к приказу Минобразования России 11.02.2002. Bibliography

1. Kezina, L.P. Proekt Federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta obthego obrazovaniya / L.P. Kezina, A.M. Kondakov. - M., 2010.

2. Koncepciya modernizacii rossiyjskogo obrazovaniya na period 2010 g. Prilozhenie k prikazu Minobrazovaniya Rossii 11.02.2002.

Статья поступила в редакцию 28.06.11

УДК 37.012

Yadryshnikova O.V. UPDATING THE COMPETENCE IN TEACHER EDUCATION INNOVATION AS A CONDITION OF IMPROVING THEIR SKILLS. The article is about the importance of the problem of updating the competencies of a teacher in the field of educational innovation in continuing education; it proposes a structure for teacher competence in educational innovation, which consists of innovative thinking, culture of innovation, reflection, innovation, innovative work; the results obtained in the course of the pedagogical experiment are introduced.

Key words: update, update mechanism, competence, competence, teacher competence in the field of innovation, competence in the field of educational innovation.

О.В. Ядрышникова, соискатель НГПА г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье обоснована значимость проблемы актуализации компетенций педагога в сфере образовательных инноваций в системе повышения квалификации; предложена структура компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, элементами которой являются инновационное мышление, культура инновационной деятельности, рефлексия инновационной деятельности, инновационное творчество; представлены полученные в ходе педагогического эксперимента результаты.

Ключевые слова: актуализация, механизм актуализации, компетентность, компетентность педагога, компетентность в сфере инноваций, компетенции в сфере образовательных инноваций.

В настоящее время система образования России находится на этапе активной её модернизации, принципиальных нововведений, что определяется общими экономическими и социальными переменами, происходящими в обществе.

Необходимость реализации государственной политики перехода страны на инновационный путь развития обусловлена глобальными переменами во всём мире. В соответствии со Стратегией развития России до 2020 года, в которой определён перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, необходимы существенные изменения в системе образования на всех её уровнях.

Для страны, ориентированной на инновационный путь развития, на инновационную экономику, необходимы кадры нового, инновационного типа. Основы формирования таких кадров для профессионального образования, для рынка труда, на наш взгляд, должны закладываться в системе общего образования, и в этом велика роль педагога. Только педагог, компетентный в сфере инноваций, может быть способным решать задачу подготовки личности к деятельности в условиях инновационных преобразований. Это определяет актуальность проблемы формирования профессионально компетентного педагога в сфере инновационной деятельности.

Для реализации цели актуализации компетенций педагога в сфере инновации весомый вклад должна вносить система повышения квалификации, так как основная её задача - это совершенствование уровня квалификации специалиста, его профессиональной компетентности, развитие профессионализма на основе инноваций в образовании. Поэтому мы рассматриваем актуализацию компетенций педагога в сфере образовательных инноваций как важное условие повышения их квалификации.

Осуществляемые в последние годы попытки широкого внедрения инноваций в систему образования наталкиваются на серьёзные препятствия, не происходит регулярного поступательного и эффективного их внедрения.

Предлагаемые инновационные мероприятия в системе образования при их нередкой полезности и важности страдают частностью и эмпиризмом, хаотичностью и бессистемностью, научной и методической необеспеченностью, неготовностью и неспособностью педагога к деятельности в условиях инновационных преобразований.

Современная школа требует от педагогов реализации цели формирования ключевых компетентностей (универсальных способов действия) обучающихся, позволяющих оценивать ситуацию; продуктивно действовать в изменяющихся условиях, в том числе и инновационного характера .

По сути, здесь речь идёт об образовании, которое ориентировано на формирование ключевых компетентностей обучающихся. Ряд учёных [1-6] утверждают, что именно компе-тентностный подход в образовании является «.. ..обобщённым условием способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций»[5], является необходимым условием модернизации образования, инновационного развития общества.

В связи с этим особое значение отводится формированию профессионально-педагогической компетентности учителей и, как важной её составляющей, компетентности в инновационной сфере деятельности. На основе имеющихся в науке точек зрения [1-6] мы рассматриваем компетентность педагога в сфере инновационной деятельности как компонент его профессионально-педагогической компетентности, способствующей развитию способности и готовности учителя быть успешным в инновационной деятельности. Структуру компетентности педагога в сфере инновационной образовательной деятельности, на наш взгляд, составляют инновационное мышление, инновационная деятельность, инновационное творчество, рефлексия инновационной деятельности.

Анализ научно-педагогической литературы, осуществлённый нами, позволил сформулировать сущность основных понятий по исследуемой теме. Компетентность в сфере инно-

ваций, наш взгляд, это «владение компетенциями в сфере инноваций, это продуктивная деятельность в сфере инноваций, это способность к актуальному осуществлению инновационной деятельности». Компетентность в сфере образовательных инноваций - это «владение компетенциями в сфере образовательных инноваций, продуктивная деятельность в сфере образовательных инноваций, способность к осуществлению инновационной образовательной деятельности». Компетенции в сфере инноваций мы понимаем как « некоторое внутреннее, потенциальное новообразование, включающее инновационный тип мышления, универсальные знания инновационного свойства, обобщённые способы учебных и профессиональных действий, позволяющие продуктивно осуществлять деятельность в сфере инноваций ». Безусловно, на наш взгляд, такое понимание не является раз и навсегда сформировавшееся, наоборот, процесс развития очень важных для современного этапа отечественного образования категорий принципиально значим и поиск в этом направлении необходимо продолжать.

Изучение научной литературы по проблемам профессионального развития учителей в направлении инноваций показало, что их решение в настоящее время является весьма актуальным.

М.М. Поташник, А.И. Пригожина, В.А. Сластёнин, О.Г. Хомерики и др. в своих работах освещали проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств. Они рассматривают инновации как инновационные процессы в образовании, определяя различные виды нововведений, а также методы и технологии их внедрения.

Ряд учёных рассматривают инновационные процессы как сложную развивающуюся систему (А.И. Пригожин, В.И. Сло-бодчиков и др.).

На основе комплексного подхода исследуют вопросы формирования инновационных установок В.Г. Вайцеховский, Н.А. Ильина, В.Ф. Галыгин и др.

Значительный вклад в разработку формирования профессионального мастерства педагога, связанного с инновационной деятельностью, внесли Ю.С. Арутюнов, В.В. Власов, В.М. Жураковский, Т.Г. Новикова, Ю.Ю. Ухин и др.

Анализ выявленной нами психолого-педагогической, методической литературы и результаты поисково-аналитической деятельности позволили выявить наличие противоречий в изучении процесса актуализации компетенций педагога в сфере образовательных инноваций в системе повышения квалификации:

• между возрастающими требованиями общества и государства к компетентности педагога в сфере образовательных инноваций и недостаточной разработанностью организационно - педагогических условий её актуализации в условиях системы повышения квалификации;

• между необходимостью и потребностью педагога в актуализации компетенций в сфере образовательных инноваций и недостаточным уровнем разработанности этой проблемы в науке;

• между высоким инновационным потенциалом модернизации системы образования и отсутствием теоретических разработок, позволяющих на научной основе осуществлять процесс актуализации компетенций педагога в сфере образовательных инноваций в условиях системы повышения квалификации.

Таким образом, актуальность проблемы формирования компетентности педагога в сфере инноваций объясняется, с одной стороны, процессами модернизации российской системы образования и ростом инновационных явлений, а, с другой стороны, потребностью педагогических кадров в подготовке к осуществлению всё возрастающей инновационной деятельности.

Кроме того, благодаря тому, что в настоящее время в целом разработана общеметодологическая база, способствующая исследованию педагогических явлений, возникает по-

требность и возможность использовать эти разработки для поиска путей актуализации профессиональных компетенций педагога в сфере образовательных инноваций средствами системы повышения квалификации. Это очень важно с учётом многообразия и многоплановости инноваций в условиях модернизации образования.

На основе теории и практики изучения проблемы мы пришли к ряду выводов:

1. Актуализация компетентности педагога в сфере образовательных инноваций в системе повышения квалификации -это процесс осуществления действий по извлечению и приращению компетенций педагогов в сфере образовательных инноваций, необходимых для инновационной профессиональной деятельности, с целью перевода их из потенциальной совокупности требований государства и общества в реальную, актуальную совокупность компетенций, которыми владеет педагог, понимаемую нами как компетентность педагога в сфере образовательных инноваций.

2. В отличие от сложившейся практики системы повышения квалификации педагогов, основанной на общепрофессиональной тематике или узкопрофильной направленности, мы пришли к выводу, что результативность образовательного процесса повышения квалификации в условиях инновационного развития общества определяется актуализацией в нём компетентности педагога в сфере образовательных инноваций на основе использования комплексных программ и технологий инновационной направленности.

3. Нами установлено, что разработка и реализация организационно-педагогических условий актуализации компетентности педагога в сфере образовательных инноваций в системе повышения квалификации, таких как структурно-функциональная модель актуализация компетентности педагога в сфере образовательных инноваций в системе повышения квалификации; наличие механизма актуализации компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, который заключается в определении содержания компетентности педагога в сфере образовательных инноваций на основе представлений, сформированных в современных научно- педагогических исследованиях и нормативных квалификационно-педагогических требованиях; осуществление проектирования содержания образования комплексной программы повышения квалификации педагогов в соответствии с содержанием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций; использование технологий обучения, адекватных способам деятельности педагога в условиях инновационного процесса (исследовательских, экспериментальных и др.) способствуют более результативному процессу актуализации компетентности педагога в сфере образовательных инноваций, что характеризуется положительной динамикой уровня компетентности педагога в сфере образовательных инноваций в ходе осуществлённого нами педагогического эксперимента.

4. Мы определили, что показателем актуализации компетентности педагога в сфере образовательных инноваций может выступать приращение уровня компетентности педагогов в сфере образовательных инноваций, которое выражается: уровнем инновационного мышления (по когнитивному критерию); уровнем инновационной деятельности (по праксиологическому критерию); уровнем рефлексии инновационной деятельности (по рефлексивному критерию), уровнем инновационного творчества ( по творческому критерию).

Предпринятая нами попытка поиска научного решения проблемы актуализации компетенций педагога в сфере образовательных инноваций в условиях системы повышения квалификации привела нас к этим выводам. Они не претендуют на свою завершенность и абсолютность, а могут рассматриваться как промежуточные результаты, как начало исследования важной и перспективной проблемы для развития системы дополнительного образования - повышения квалификации педагога в условиях инновационного развития общества.

Библиографический список

1. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Браже, Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление. - Л., 1990.

3. Каспаржак, А.Г. Новые требования к содержанию и методике обучения в Российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 / А.Г.Каспаржак, К.Г.Митрофанов. - М., 2005.

4. Ленская, Е.А. Компетентностный подход в подготовке и переподготовке педагогов и их становление // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 10-й научно-практ. конф. - Красноярск, 2004.

5. Нагрели, Е.А. Формирование методической компетентности учителей в системе повышения квалификации // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. тр. Междунар. научн. практ. конф. / отв. ред. Н.Н. Бондырев. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.

6. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1993.

Bibliography

1. Vvedenskiyj, V.N. Modelirovanie professionaljnoyj kompetentnosti pedagoga // Pedagogika. - 2003. - № 10.

2. Brazhe, T.G. Professionaljnaya kompetentnostj specialista kak mnogofaktornoe yavlenie. - L., 1990.

3. Kasparzhak, A.G. Novihe trebovaniya k soderzhaniyu i metodike obucheniya v Rossiyjskoyj shkole v kontekste rezuljtatov mezhdunarodnogo issledo-vaniya PISA - 2000 / A.G.Kasparzhak, K.G.Mitrofanov. - M., 2005.

4. Lenskaya, E.A. Kompetentnostnihyj podkhod v podgotovke i perepodgotovke pedagogov i ikh stanovlenie // Pedagogika razvitiya: klyuchevihe kompetentnosti i ikh stanovlenie: Materialih 10-yj nauchno-prakt. konf. - Krasnoyarsk, 2004.

5. Nagreli, E.A. Formirovanie metodicheskoyj kompetentnosti uchiteleyj v sisteme povihsheniya kvalifikacii // Fundamentaljnihe i prikladnihe issledovaniya v sisteme obrazovaniya: sb. tr. Mezhdunar. nauchn. prakt. konf. / otv. red. N.N. Bondihrev. - Tambov: Izdateljskiyj dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2009.

6. Shadrikov, V.D. Deyateljnostj i sposobnosti / V.D. Shadrikov. - M.: Logos, 1993.

Статья поступила в редакцию 28.06.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.