УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
В.А. БЕРЕСЛАВСКАЯ, кандидат экономических наук, профессор
Э.М. ГАМОВА, кандидат экономических наук, доцент
Е.Е. ЕАМОВА, кандидат экономических наук, доцент Марийский государственный технический университет
(г. Йошкар-Ола)
Ключевыми задачами бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях являются: оптимизация межбюджетных отношений, укрепление и совершенствование бюджетного федерализма и повышение эффективности управления финансовыми потоками.
Анализ и учет объемов финансирования бюджетов различных уровней являются инструментом при решении этих задач. На примере одного из дотационных регионов — Республики Марий Эл такой анализ проведен.
С 1 января 2003 г. учет распределения объемов финансирования с лицевых счетов распорядителей на лицевые счета получателей средств производится с использованием централизованного программного продукта «Смета — WM». Особенностью финансирования расходов в 2003 г. являлось максимальное использование поступающих на территории доходов федерального бюджета с целью сокращения финансовых потоков и остатка средств на счете Управления федерального казначейства. Главным управлением федерального казначейства финансирование расходов осуществлялось в основном безденежными реестрами. Начиная с августа 2003 г., в соответствии с указаниями Росмин-фина, финансирование производилось за счет общего остатка на счете 40105 Управления. При необходимости запрашивалось подкрепление счета.
Финансирование расходов федерального бюджета производилось по 34 министерствам и ведомствам Российской Федерации. Всего получателей средств федерального бюджета в Республике Марий Эл по состоянию на 1 января 2004 г. — 315, из
них 13 являлись распорядителями средств федерального бюджета.
За 2003 г. через органы федерального казначейства республики профинансировано расходов федерального бюджета в сумме 5 916,6 млн руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 118%. Из них по реестрам Главного управления федерального казначейства Минфина России профинансировано расходов в сумме 5 253,3 млн руб., или 88,8% от общего объема, по реестрам территориальных управлений казначейства — 659,3 млн руб., и дополнительное финансирование осуществлялось за счет поступившей в доход арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом — 4 млн руб.
Наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета составили: раздел 21 — финансовая помощь бюджетам других уровней — 48,4%, раздел 05 — правоохранительная — 15,1%.
Динамика и структура расходов федерального бюджета по Республике Марий Эл в разрезе разделов функциональной классификации расходов приведена в табл. 1. Увеличились объемы финансирования практически по всем направлениям расходов. Соответственно возросли объемы по отделениям федерального казначейства республики.
В соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации политикой, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов, в 2003 г. возрос объем получаемых средств по федеральным целевым программам. В целом, через органы федерального казначейства за 2003 г. профинансировано 19
Таблица 1
Динамика и структура расходов федерального бюджета по Республике Марий Эл в разрезе разделов функциональной классификации расходов
Код Наименование раздела 1999 2000 2001 В % к соотв. периоду прошедшего года Отклонения, (+ -) 2002 2003
сумма, тыс. руб. УД-вес, % сумма, тыс. руб. УД-вес, % сумма, тыс. руб. УД-вес. % сумма, тыс. руб. УД-вес. % сумма, тыс. руб. уд. вес,%
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
01 Государственное управление и местное самоуправление 51 673 4,3 86 708 5,1 129 692 4,2 167,8 35 035 169 878 3,4 199 651 3,4
02 Судебная власть 25 634 2,1 38 315 2,3 59 390 1,9 12 682 86 121 1,7 111 359 1,9
оз Международная деятельность 60 700 1,0
04 Национальная оборона 27 094 1 9 59 577 3,5 202 474 6,6 32 483 420 380 8,4 485 540 8,2
05 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 198 327 16,4 341 289 20,1 474 057 15,4 172.1 142 962 665 567 13,3 894 939 15,1
06 Фундаментальные исследования и содействие НТО 6410 0,5 7 099 0,4 5 228 0,2 110,8 689 5 017 0,1 5 892 0,1
07 Промышленность, энергетика и строительство 31 370 2,6 73 675 4,3 70 /й8 2,3 234,9 42 305 102 411 2,0 130 123 2,2
08 Сельское хозяйство и рыболовство 63 115 5,2 38 501 2,3 58 871 1,9 61,0 -24 614 109 588 2,2 133 839 2,3
09 Охрана окружающей природной среды, гидрометеорология 17 067 1,4 19 687 1,2 23 612 0,8 115,4 2 620 52 080 1,0 66 37S 1,1
10 Транспорт, связь и информатика 758 0,1 1 001 0,1 65 356 2,1 243
13 Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и СБ 9 908 0,8 11 516 0,7 3 651 0,1 116,2 1 608 5 253 0,1 41 438 0,7
14 Образование 110 175 9,1 194 016 11,4 268 439 8,7 176.1 83 841 388 091 7,8 503 177 8,5
15 Культура, искусство и кинематография 146 0 5 0
16 Средства массовой информации 10 027 0,8 14 597 0,9 6 236 0,2 4 570
17 Здравоохранение и физическая культура 8 999 0,7 14 118 0,8 18 451 0,6 156,9 5 119 25 501 0,5 33 179 0,6
18 Социальная политика 11 308 0,9 23 827 1,4 158 922 5,2 210,7 12 519 180 436 3,6 194 549 3,3
19 Обслуживание государственного и муниципального долга 7)7 0 13 705 0,3 10 874 0,2
21 Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системой 497 364 41,2 519 397 30,6 1 449 208 47,1 22 033 2 452 285 49,0 2 864 486 48,4
22 Утилизация и ликвидация вооружений 898 0,1
23 Мобилизационная подготовка экономики 3 693 0,3 1 708 0,1 2 0 ! 985
25 Военная реформа 824 0 15 656 0,3 19 820 0,3
26 Дорожное хозяйство 45 069 0,9
30 Прочие расходы 92 228 7,6 188 612 11,1 80 114 2,6 204,5 96 384 269 268 5,4 160 616 2,7
31 Целевые бюджетные фонды 40 841 3,4 60 824 3,6 148,9 19 983
Всего профинансировано расходов 1 206 136 100,0 1 695 371 100,0 3 076 234 100,0 140,6 489 235 5 006 306 100,0 5 916 560 100,0
федеральных целевых программ на сумму 280 млн руб., что в 1,3 раза выше уровня за 2002 г.
Наибольший удельный вес (31,8%) приходится на финансирование расходов по федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации». За2003 г. поданной программе поступило 89 млн. руб., что в 2,9 раза превышает уровень 2002 г.
В одиннадцати районах республики реализуется программа «Социальное развитие села до 2010 г.» по строительству объектов газификации и во-
доснабжения сельских населенных пунктов и субсидиям на строительство жилья в сельской местности. Объем финансирования по этой программе за 2003 г. составил 14,8 млн руб. Субсидии на строительство жилья в сельской местности в 2003 г. были выделены впервые.
Из общего объема финансирования по федеральным целевым программам 92% составляют капитальные вложения. В 2003 г. финансирование капиталовложений увеличилось на 117,5 млн руб. За счет инвестиций из федерального бюджета в отчетном году введены в эксплуатацию важные для
города и республики объекты — долгострои: хирургической корпус больницы инвалидов и участников войн, поликлиника на 1 ООО посещений в смену в микрорайоне «Прибрежный» в г. Йошкар-Оле, реконструкция и расширение очистных сооружений в г. Йошкар-Оле и другие социальные и жи-лищно-коммунальные объекты. По федеральной целевой программе «Жилище», подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» введено жилье в г. Йошкар-Оле и г. Козьмодемьянске общей площадью 5 308 кв.м.
На финансирование федеральной целевой программы «Жилище» за 2003 г. поступило 60,3 млн руб., удельный вес составил 21,5% от общего объема финансирования целевых программ. Из них по подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» профинансирован 81 сертификат на сумму 37,4 млн руб. С начала ее введения в республике приобрели жилье 424 семьи, из них 177 семей, состоявших на учете в органах исполнительной власти субъекта, что позволило значительно снизить социальную напряженность в обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы.
Значительные средства из федерального бюджета направляются на реализацию социальных региональных программ: «Программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Программа ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской области», «Программалик-видации последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне — поступило 7 551,8 тыс. руб. Кассовые расходы составили 7 353,6 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2004 по названным расходам образовались остатки средств федерального бюджета в сумме 198,2 тыс. руб. в связи с завышенным объемом средств, заявленных филиалом ООО «Росгосстрах-Поволжье», а также увеличением количества чернобыльцев, получивших путевки на санаторно-курортное лечение, вместо компенсационных выплат в размере средней стоимости путевки.
В 2003 г. расходы на реализацию программы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в связи с сокращением численности чернобыльцев уменьшились на 672,4 тыс. руб.
В связи с увеличением численности граждан из подразделений особого риска расходы на социальную защиту их в Республике Марий Эл увеличились.
Расходы на реализацию программы ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской области уменьшились на 31,7 тыс. руб. Ситуация объясняется уменьшением численности граждан, получающих компенсации по названным расходам, а также увеличением количества «маяковцев», получивших путевки на санаторно-курортное лечение, вместо компенсационных выплат в размере средней стоимости путевки.
В связи с увеличением численности граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, финансирование выплат и компенсаций увеличились на 21,9 тыс. руб.
В 2003 г. возобновилось финансирование расходов, связанных с государственным обязательным
№ п/п Наименование расходов федерального бюджета Суммы финанси[ зования по годам (тыс. руб.)
1999 2000 2001 2002 2003
1 Расходы на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 3 744,5 4 617,8 3 904,1 7 119,9 6 447,5
2 Расходы, связанные с государственным обязательным личным страхованием граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы 170,0 0 113,4 0 220,0
3 Расходы на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам из подразделений особого риска 10!,1 241,6 225,3 416,9 450,1
4 Расходы на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема 154,6 199,5 234,5 436,9 405,2
5 Расходы на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 1,5 2,3 2,0 7,1 29,0
Всего 4 171,7 5 061,2 4 479,3 7 980,8 7 551,8
Таблица 2
Динамика расходов на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию
личным страхованием граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Объем финансирования названных расходов в 2003 г. составил 220 тыс. руб.
Общая численность чернобыльцев по Республике Марий Эл, получающих компенсационные выплаты через органы федерального казначейства, составляет 853 человека, из них: 399 человек - инвалиды, 61 -дети инвалидов, 346 — участники ликвидации катастрофы на ЧАЭС, 28 - эвакуированные и переселенные, 19 — нетрудоспособные члены семьи, потерявшие кормильца. Граждан из подразделений особого риска - 34 человека. Общая численность граждан, пострадавших вследствие ядерного выброса в Челябинской области, на ПО «Маяк» по состоянию на 1 января 2004 г. составила 39 человек. Граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, — 4 человека.
В соответствии с соглашением между ОАО «Росгосстрах» и Минфином России в 2003 г. через органы федерального казначейства продолжено перечисление средств на выплату предварительной компенсации вкладов (взносов) граждан. За 2003 г. названные выплаты получили более 19 тыс. человек на сумму 10,9 млн руб.
По состоянию на 1 января 2003 г. общая задолженность по бюджетным ссудам на покрытие временного кассового разрыва составляла 219,25 млн руб. В соответствии с соглашением «О пролонгации консолидированной задолженности Республики Марий Эл перед федеральным бюджетом по беспроцентным бюджетным ссудам, выданным до 1 января 2003 г. на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета Республики Марий Эл» от 31 декабря 2002 г. № 01-01-06/10-1717 срок возврата задолженности по бюджетной ссуде в сумме 219,25 млн руб. продлен до 1 ноября 2003 г. в соответствии с графиком возврата.
За 2003 г. получено бюджетных ссуд в сумме 160 млн руб. Из них 90 млн руб. получено в соответствии с соглашениями «О предоставлении на возвратной основе Правительству Республики Марий Эл из средств федерального бюджета беспроцентной бюджетной ссуды на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета Республики Марий Эл» и 70,0 млн. р. получено в соответствии с соглашением от 15 августа 2003 г. № 01-01-06/10-356 «О пре-
доставлении Правительству Республики Марий Эл из средств федерального бюджета беспроцентной бюджетной ссуды на осуществление комплекса мер по подготовке объектов жилищно-коммунально-го хозяйства, находящихся в ведении Правительства Республики Марий Эл и органов местного самоуправления Республики Марий Эл, к осенне-зимнему периоду 2003/2004 годов».
В соответствии с соглашением «О консолидации и пролонгации задолженности Республики Марий Эл по бюджетным ссудам, выданным до 1 января 2003 г. и в 2003 г. на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл» от 19 ноября 2003 г. № 01-01-06/10-560 срок возврата задолженности по бюджетным ссудам, выданным из федерального бюджета в 2003 г. на покрытие кассовых разрывов в сумме 90,0 млн руб., продлен до 31 декабря 2003 г. в соответствии с графиком возврата. Реструктуризацию осуществляет Управление финансового казначейства по Республике Марий Эл.
Погашено бюджетных ссуд, в соответствии с утвержденными графиками, в сумме 309,25 млн руб. В том числе: 204,85 млн руб. — за счет дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности республики, 7,3 млн руб. — за счет дотации по обеспечению сбалансированности бюджетов, 92 млн руб. - за счет средств, получаемых по взаимным расчетам (ликвидация стихийных бедствий), 5,1 млн руб. — за счет дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммуналь-ного хозяйства, переданных в ведение органов местного самоуправления.
По состоянию на 1 января 2004 г. осталась непогашенной бюджетная ссуда в сумме 70 млн руб., полученная на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2003 - 2004 гг., срок возврата которой в соответствии с графиком установлен с марта по август 2006 г.
Создание института казначейства в масштабе Российской Федерации в целом и региональных отделений в особенности упорядочило работу финансовых органов республики, способствовало оптимизации финансовых потоков, более эффективному использованию бюджетных средств и усилению контроля над ними.