Научная статья на тему 'О взаимоотношении федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ'

О взаимоотношении федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Береславская В. А., Гамова Э. М., Гамова Е. Е.

Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочную перспективу разрабатываются в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2008 г. В последнее время произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Созданы условия для внедрения среднеи долгосрочного бюджетного планирования, повышения стабильности и предсказуемости доходов территориальных бюджетов. Объем и порядок формирования расходных обязательств будет полностью определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О взаимоотношении федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ»

Межбюджетные отношения

О ВЗАИМООТНОШЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

и консолидированного бюджета

субъекта рф

в. А. БЕРЕСЛАВСКАЯ, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов

Э. М. ГАМОВА, кандидат экономических наук Е. Е. ГАМовА, кандидат экономических наук Марийский государственный технический университет

Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочную перспективу разрабатываются в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2008 г.

В последнее время произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. созданы условия для внедрения средне- и долгосрочного бюджетного планирования, повышения стабильности и предсказуемости доходов территориальных бюджетов. Объем и порядок формирования расходных обязательств будет полностью определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

При определении межбюджетных отношений учтено изменение федерального стандарта уровня оплаты населением жилья и коммунальных услуг, который увеличился с 90 до 100 %. Это позволило сократить расходы, выделяемые организациям жилищно-коммунального хозяйства, при увеличении

адресных субсидий населению, что в целом привело к экономии бюджетных средств регионов.

С 2005 г. произошли изменения, касающиеся форм и методов финансовой поддержки регионов из федерального бюджета.

Средства, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, представлены в Федеральном бюджете в разд. 11 «Межбюджетные трансферты». Как и в предшествующие годы, в раздел включены: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Однако содержание и структура указанных фондов существенно изменилась в связи с новым разграничением полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрим систему взаимоотношений федерального бюджета и бюджета Республики Марий Эл.

Республиканский бюджет Республики Марий Эл на 2006 г. был принят Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Расходы бюджета в 2006 г. составили 7 млрд 519 млн 230,8 тыс. руб., доходы — 7 млрд 030 млн 262,8 тыс. руб. Предельный размер дефицита определен в сумме 488 млн 968 тыс. руб.

Предельный размер государственного долга Республики Марий Эл на 1 января 2007 г. достиг 1 060 059 тыс. руб., в том числе предельный объем обязательств по государственным гарантиям — 60 000 тыс. руб. Предельный объем обязательств по государственным гарантиям республики Марий Эл, предоставленных в 2006 г., составил 90 000 тыс. руб.

Бюджет Республики Марий Эл в 2006 г. был утвержден с дефицитом в размере 488,968 млн руб., или 6,5 % от расходов.

Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл являются:

• бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, и кредиты, полученные от кредитных организаций, в сумме 183 668 тыс. руб.;

• поступления от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности республики, в сумме 5 300 тыс. руб.;

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг Республики Марий Эл, в сумме 300 000 тыс. руб.

В целом, республиканский бюджет социально ориентирован.

Бюджет Республики Марий Эл на 2006 г. был дважды изменен. На сессии Государственного Собрания депутаты увеличили его расходную часть. Сделать это позволило поступление дополнительных доходов. Средства было решено направить на повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, обязательное медицинское страхование неработающих, на реализацию приоритетных национальных проектов, инвестиционных программ, на выплату субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг и другие социальные нужды.

Кроме того, депутаты внесли изменения в республиканский закон о местном самоуправлении в части, касающейся вопросов охраны труда и социального партнерства, а также включили подраздел "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" в республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года".

Введен новый закон «Об организации игорного бизнеса в Республике Марий Эл», а также были внесены изменения в закон «О ставках налога на игорный бизнес на территории Республики Марий Эл». Эти нововведения позволили упорядочить размещение объектов игорного бизнеса и снизить их негативные социальные последствия.

В 2006 г. в Марий Эл рост объемов выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах составил 10 % к уровню 2005 г.

Объем сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств на 2006 г. в целом по Республике Марий Эл составил 11,7 млрд руб. На развитие экономики и социальной сферы республики в 2006 г. вложено инвестиций в основной капитал в сумме 8,650 млрд руб., или в сопоставимых ценах на 8 % больше оценки 2005 г.

В 2006 г. сохранилась тенденция роста потребительского рынка республики. Индекс физического объема розничного товарооборота к уровню 2005 г. увеличился на 9 %, по оказанию платных услуг населению на 5,5 %.

Экономический рост основных показателей дал возможность повысить среднюю заработную плату в 2006 г. до 6 037 руб. Темп роста заработной платы к ожидаемой оценке 2005 г. составил 23 %. Денежные доходы в расчете на душу населения увеличились на 18,9 % и составили в 2006 г. 3 742 руб., расходы на душу населения — 3 590 руб.

Макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Марий Эл отвечают показателям и характеристикам функционирования экономики России на период до 2008 г., одобренных Правительством Российской Федерации.

Бюджет2006 г. сохранил социальную направленность. Это позволило увеличить финансирование строительства социально-значимых объектов, а также выделение средств на другие социальные нужды.

Почти половину бюджета Республики Марий Эл 2006 г. составляют федеральные дотации; 8 млрд 273 млн руб. — таков объем консолидированного бюджета Марий Эл на 2006 г. Из этой суммы 54,4 % составляют собственные средства. Остальное — дотации, субвенции, субсидии. Эти средства включены в доходы республиканского бюджета.

Основную часть федеральных средств (78 %, или почти 3 млрд руб.) составляют дотации. Из них около 17 млн руб. пойдут на содержание ЖКХ и социально-культурных объектов и 170 млн руб.

— на сбалансированность бюджетов. Вторая составляющая финансовой помощи — субвенции. Всего целевых средств Республике Марий Эл предоставлено в сумме 363,1 млн руб., или 10 % федерального финансирования.

В число неотложных затрат республики были включены расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан

— почти 300 млн руб., социальную поддержку до-

норам — 18,9 млн руб., охрану и защиту лесов — 8,3 млн руб., обеспечение жильем инвалидов и ветеранов — 14,3 млн руб., государственную регистрацию актов гражданского состояния — 16,1 млн руб.

Более мелкие суммы субвенции (до 200 тыс. руб.) были истрачены на охрану животных, перепись сельского населения, на изменение списков присяжных заседателей федеральных судов и др. Одна третья часть финансовой помощи — это субсидии. Общая сумма субсидий — 271,5 млн руб. Из них социальная поддержка ветеранов труда — 61,7 млн руб. Детские пособия — 38,8 млн руб. Сумма собственных доходов консолидированного бюджета Марий Эл ежегодно растет, к январю 2006 г. она была утверждена в размере 3,84 млрд руб. В течение 2006 г. ожидаемое исполнение увеличилось на 5,8 % (до 4,25 млрд руб.), что на 17,2 % больше, чем к 2005 г.

Дополнительные доходы (661 млн руб.) получены как при условии роста валового регионального продукта (на 5,7 %), так и при увеличении налогооблагаемой базы и полной собираемости налогов. В 2006 г. их было собрано на 14,4 % больше, чем в прошлом (в других регионах — 13,3 %). Основной источник — налог на доходы физических лиц. Его удельный вес в расходах консолидированного бюджета — 41,6 %.

Акцизы на алкоголь и нефтепродукты составили 16,9 %. Налог на прибыль организаций — всего 14 %, так как многие предприятия убыточны. Зато доходы от игорного бизнеса составили 160 % к уровню прошлого года.

В составе расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» объем финансовой помощи местным бюджетам Республики Марий Эл на 2006 г. был заложен в сумме 2 212 027,2 тыс. руб., в том числе:

1. Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, в сумме 16 438 тыс. руб.;

2. Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)

— 203 549 тыс. руб.;

3.Республиканский фонд финансовой поддержки поселений — 189 663 тыс. руб.;

4. Республиканский фонд компенсаций

— 1 148 521,2 тыс. руб.;

5. Республиканский фонд софинансирования социальных расходов — 600 872 тыс. руб.;

6. Республиканский фонд сбалансированности местных бюджетов — 52 984 тыс. руб.

В составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, подлежащих перечислению в бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола», были учтены средства в размере 55 000 тыс. руб. на ремонт улично-дорожной сети в рамках реализации мероприятий республиканской программы социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003 — 2008 гг.

В составе дотаций на выравнивание бюджетам муниципальных районов учтены средства для дополнительного выравнивания бюджетов поселений по осуществлению расходных полномочий в соответствии с законодательством.

Бюджет 2006 г. включал:

1. Республиканский фонд реформирования муниципальных финансов в объеме 7 000 тыс. руб.;

2. Республиканский фонд муниципального развития на строительство социально значимых объектов — 100 000 тыс. руб.;

3. Республиканский фонд сбалансированности местных бюджетов — 100 000 тыс. руб.

Порядок распределения дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 47 016тыс. руб. установлен Правительством Республики Марий Эл.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации был сформирован исходя из объема Фонда, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», увеличенного на уровень роста потребительских цен в 2006 г. в размере 8 %.

В соответствии с бюджетным законодательством средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются только в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, без выделения из общего объема финансовой помощи средств на обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, и субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области. При этом сохранен порядок опережающего перечисления финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации регионам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как и в предшествующие годы, распределение средств Фонда осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов

с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.

С 2005 г. предусмотрено повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности при сохранении стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы. В этих целях первая часть финансовой помощи распределяется таким образом, чтобы гарантировать минимальный уровень доходов регионов с наименьшим уровнем социально-экономического развития. При этом выравнивание производится пропорционально отставанию показателя бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от заданного для данной группы регионов уровня.

Оставшаяся часть Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации распределяется для регионов, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает установленное пороговое значение с учетом полученных средств группой наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации.

Изменение порядка распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации позволяет повысить доходы наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации, сохранив при этом стимулы к повышению уровня собственных доходов, поскольку даже после применения выравнивающих механизмов субъект Российской Федерации, имевший до получения финансовой помощи более высокий уровень доходов в расчете на одного жителя с учетом удорожающих факторов, сохранит свое преимущество.

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов образуется в целях стимулирования субъектов Российской Федерации в финансировании расходов по приоритетным расходным обязательствам субъектов РФ.

В целях поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения и стимулирования перевода в денежную форму льгот отдельным категориям граждан, обязательства по финансированию которых возложены на бюджеты субъектов Российской Федерации, с 2005 г. увеличены и предоставляются субъектам Российской Федерации на долевой основе.

В составе Фонда предусмотрены субсидии на частичное возмещение расходов по предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, обеспечению социальной поддержки реабилитированных лиц и

лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных ст. 15 и 16.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Средства Фонда распределяются исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и позволяют регионам лучше адаптироваться к обязательствам, возложенным на них в условиях разграничения полномочий.

С 2005 г. образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, который стал правопреемником действовавшего в 2002 — 2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов. Предусмотрено расширение количества участников-получателей средств Фонда до 8 субъектов Российской Федерации с 2005 г., а с 2006 г. в их число включено 8 муниципальных образований.

Использование средств Фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.

В целях стабилизации региональных финансов в условиях изменения полномочий и налогового законодательства в федеральном бюджете предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В первоочередном порядке средства направляются тем субъектам Российской Федерации, у которых в результате разграничения полномочий образовался недостаток финансовых средств.

При распределении дотаций учитываются расходные обязательства регионов, передаваемые с федерального уровня и, в том числе, расходы по выплате детских пособий.

Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

В 2007 г. предусматривается делегировать часть федеральных полномочий субъектам Российской Федерации, поскольку в регионах имеются необходимые организационные возможности по обеспечению социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации.

В соответствии с бюджетным законодательством средства на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации

и местного самоуправления предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций.

С 2005 г. из указанного Фонда финансируются следующие субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации:

1) на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и бюджетам закрытых административно-территориальных образований по оплате жилья и коммунальных услуг;

2) на реализацию Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»;

3) на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Средства Фонда распределяются в соответствии с методикой, учитывающей численность соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативные расходы на реализацию передаваемых обязательств.

С 2005 г. все инвестиционные расходы, передаваемые из федерального бюджета в субъекты Российской Федерации, были объединены в Федеральном фонде регионального развития.

Федеральный фонд регионального развития сформирован в целях повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе путем улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой.

Предоставление средств Фонда осуществляется исключительно на условиях софинансирования.

Ресурсы Федерального фонда регионального развития будут сконцентрированы на обеспечение приоритетных для Российской Федерации направлений социально-экономического развития регионов и включают средства федеральных целевых программ регионального развития, расходы, ранее финансируемые из федерального бюджета в рамках

ФАИП и направляемые на строительство объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, а также субсидии на финансирование дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации. Распределение этих средств осуществляется в рамках общей метод оло-гии распределения финансовой помощи с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и потребности в получении соответствующих капитальных трансфертов.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение средств Федерального фонда регионального развития осуществляется по субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на2007 год». При этом определение объектов и мероприятий предусматривается осуществить решением Правительства Российской Федерации.

В 2006 г. было предусмотрено изменение порядка предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возвратной основе. Вместо бюджетных ссуд на кассовый разрыв, выделяемых на срок до 6 месяцев, предоставляются бюджетные кредиты в пределах 2005 г. с уплатой процентов за пользование ими. Бюджетные кредиты выделяются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, и на осуществление расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Таким образом, увеличение видов и объемов финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным бюджетам свидетельствует о возрастании роли бюджетного федерализма, исполнении принципа равенства бюджетов всех уровней, развитии межбюджетных отношений и осуществлении базовых принципов бюджетной реформы.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.