Научная статья на тему 'Министерство финансов Российской Федерации письмо от 26 июля 2005г. №06-06-01 концепция и методика формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов РФ на 2006 г. И на среднесрочную перспективу'

Министерство финансов Российской Федерации письмо от 26 июля 2005г. №06-06-01 концепция и методика формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов РФ на 2006 г. И на среднесрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2006 г. и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию РФ и основными показателями перспективного финансового плана на 2006-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Министерство финансов Российской Федерации письмо от 26 июля 2005г. №06-06-01 концепция и методика формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов РФ на 2006 г. И на среднесрочную перспективу»

9(24) - 2005

Документы

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

письмо

от 26 июля 2005г. №06-06-01

Руководителям финансовых органов субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований,

наукоградов Российской Федерации

Настоящим письмом Министерство финансов Российской Федерации направляет концепцию и методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 2006 год и на среднесрочную перспективу. Приложение: на 10 листах.

Директор Департамента межбюджетных отношений А.Г.Силуанов

Концепция и методика формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов РФ на 2006 г. и на среднесрочную перспективу

Основные подходы кформированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2006 г. и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию РФ и основными показателями перспективного финансового плана на 2006-2008 гг.

В 2006-2008 гг. предполагается предоставление межбюджетных трансфертов в соответствии с созданными во исполнение Бюджетного кодекса РФ формами финансовой поддержки.

Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд софинансирования социальных расходов, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд регионального развития и Федеральный фонд компенсаций.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяется между субъектами РФ в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций из Фе-

дерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации».

В соответствии с действующим бюджетным законодательством объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем увеличения объема указанного Фонда, утвержденного на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

На 2006 г. планируется сформировать Фонд в объеме 203 167,0 млн руб. исходя из объема, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год», увеличенного на прогнозный уровень роста потребительских цен в 2006 г. в размере 7%. На 2007-2008 гг. объем Фонда определяется исходя из прогнозируемого роста потребительских цен в размере 6 и 4% соответственно.

В целях финансирования субъектами РФ в полном объеме расходов, отнесенных к приоритетным расходным обязательствам субъектов РФ, в составе расходов федерального бюджета образуется Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. В составе Фонда на 2006-2008 гг. предусматриваются субсидии на частичное возмещение расходов бюдже-

tob субъектов РФ по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла; выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; обеспечению социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за исключением выплат, предусмотренных ст. 15 и 16.1 от 18.10.1991 № 1761-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»; предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Объем Фонда на 2006-2008 гг. сформирован исходя из размеров Фонда, предусмотренного на 2005 г., увеличенного на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен), а также с учетом доведения уровня софинансирования из федерального бюджета расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг до 15% расчетных расходов бюджетов регионов. На 2006 г. объем Фонда составит 25 853,5 млн руб.

Распределение средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов по оказанию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и выплате детских пособий (кроме предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг) производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ после распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов является правопреемником действовавшего в 2002-2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.01.2005 № 2 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» субсидии из Фонда предоставляются субъектам РФ и муниципальным образованиям, отобранным на конкурсной основе, двумя частями в течение 2 лет по итогам выполнения этапов реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов.

На 2006 г. планируется увеличение объема Фонда по сравнению с 2005 г. в 2,4 раза или до 1 412,4 млн руб. Указанное увеличение связано с тем, что предполагается выделение средств субъектам РФ, отобранным в рамках первого и второго конкурсных отборов, двумя частями, рассчитанных исходя из объема Фонда, утвержденного на 2005 г., увеличенного на уровень роста потребительских цен в размере 7%. Кроме того, для успешной реали-

зации Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в составе Фонда учтены средства в сумме 128,4 млн руб. для муниципальных образований, отбор которых будет произведен в 2005 г. В 2007-2008 гг. из Фонда предполагается выделение средств субъектам РФ Российской Федерации и муниципальным образованиям, претендующим на получение субсидий из Фонда и отобранных в рамках проведения двух последующих конкурсов.

Использование средств Фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов.

В 2006 г. в составе федерального бюджета образован Федеральный фонд регионального развития в объеме 2679,3 млн руб. Федеральный фонд регионального развития сформирован с целью повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе путем улучшения обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой. Начиная с 2006 г. формирование и распределение средств Фонда предполагается осуществлять на формализованной основе в рамках единой системы межбюджетных трансфертов. Предоставление средств Фонда будет осуществляться на условиях софинансирования с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и потребности в получении соответствующей финансовой помощи.

При расчете средств Фонда на 2007-2008 гг. использован прогнозируемый уровень роста потребительских цен на соответствующий год.

В целях оказания финансовой поддержки территориальных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, объема расходных обязательств в составе расходов федерального бюджета образуются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

В 2006 г. предусматривается реализация Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая потребует дополнительных средств субъектов РФ на обеспечение межбюджетного выравнивания муниципальных образований, выполнение ими возложенных обязательств.

В этой связи объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъек-

tob РФ в 2006 г. существенно возрастет. Размер средств увеличится по сравнению с 2005 г. в 2,8 раза и составит 55 319,7 млн руб. Часть указанных дотаций в сумме 34 454,7 млн руб. сформирована за счет безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступивших в федеральный бюджет в 2005 г..

Распределение средств будет производиться с учетом реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изменения налогового законодательства, приводящего к снижению налоговой базы бюджетов субъектов РФ.

На 2007-2008 гг объем дотаций определен исходя из базового объема дотаций, сложившегося в 2005 г в сумме 19 500 млн руб., и прогнозируемого уровня роста потребительских цен в размере 6 и 4% соответственно.

Объем финансирования расходов на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления

на 2006 г. определен в сумме 12 942,9 млн руб. с учетом завершения расчетов по погашению задолженности, необеспеченной финансированием в 2005 г, и расходов, определенных по актам приема-передачи, представленным субъектами РФ в 2004 г. в связи с завершением сроков передачи объектов, установленных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В бюджетах на 2006-2008 гг. предусмотрено сохранить финансовую поддержку закрытых административно-территориальных образований.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» межбюджетные трансферты закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО. Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.04.2005 N° 232.

За счет указанных межбюджетных трансфертов будут обеспечены меры социальной защиты, занятость населения в условиях ограничения права ведения хозяйственной и предпринимательскойдеятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.

Объем дотаций бюджетам ЗАТО на 2006 г. определен в сумме 9620,7 млн руб. исходя объема, предусмот-

ренного на 2005 г., увеличенного на прогнозируемый уровень роста потребительских цен.

Распределение указанных средств бюджетам ЗАТО будет осуществляться по единой методике исходя из численности населения и с учетом удорожающих или удешевляющих факторов стоимости предоставления бюджетных услуг в субъектах РФ.

Кроме того, предусматривается оказание финансовой помощи из федерального бюджета в виде субвенций на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО и на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Объем субвенций на переселение граждан на 2006 г. в сумме 1 088,1 млн руб. будет распределяться исходя из количества поставленных в ЗАТО на учет граждан, которые могут выехать в 2006 г. на новое место жительства, средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Российской Федерации, установленных жилищным законодательством социальных норм жилья.

Объем субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры на 2006 г. в сумме 5 128,3 млн руб. будет распределяться с учетом доведения уровня фактической обеспеченности объектами образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, коммунальной и инженерной инфраструктуры до уровня, установленного нормативами.

На 2007-2008 гг. объемы дотаций и субвенций определяются исходя из индексации на прогнозируемый уровень роста потребительских цен суммы средств предыдущего финансового года.

Начиная с 2006 г. бюджеты муниципальных образований, имеющих статус ЗАТО, включаются в консолидированные бюджеты субъектов РФ. В связи с этим изменится порядок зачисления межбюджетных трансфертов, которые будут перечисляться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, на территории которых находятся ЗАТО, для последующей передачи средств соответствующим бюджетам ЗАТО. Вместе с тем, указанные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В соответствии со ст. 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрены средства на обеспечение сбалансированности бюджета г. Байконур.

В 2004- 2005 гг. средства в федеральном бюджете г. Байконуру не предусматривались в связи с наличием

значительных остатков средств на счетах бюджета на начало соответствующего года в результате поступления в 2003 г. дополнительных доходов в бюджет г. Байконура от крупных плательщиков, имевших налоговые льготы в 2001 г.

Начиная с 2006 г. расходы бюджета города по финансированию капитальных вложений и отселению не обеспечиваются в полном объеме собственными источниками, в связи с чем из федерального бюджета бюджету г. Байконура предусматриваются дотации на содержание объектов инфраструктуры города, связанных с арендой космодрома, в сумме 671,8 млн руб., субвенции на капитальные вложения в сумме 208,7 млн руб. и субвенции на отселение граждан - 154,1 млн руб..

В последующие годы объем дотаций и субвенций определен исходя из прогнозируемого уровня роста потребительских цен.

В расходах федерального бюджета на 2006 г. и последующие годы сохраняется финансовая поддержка города-курорта Сочи. Объем средств на 2006-2008 гг. определен исходя из объема средств, утвержденных на 2005 г. с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен.

Финансирование дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации осуществляется в виде субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 07.04.1999 № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации".

В настоящее время статус наукограда Российской Федерации имеют 7 муниципальных образований: г Обнинск Калужской области, гг. Королев, Дубна, Реутов, Фрязино Московской области, п. Кольцово Новосибир ской области, г. Мичуринск Тамбовской области.

Объем субвенций для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации на 2006 г. определен в сумме 749,0 млн руб. с учетом продолжения финансирования мероприятий, реализуемых в 2005 г., в последующие годы - исходя из коэффициентов индексации.

Финансирование Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» будет производиться на основании Указа Президента РФ от 27.05.1997 № 528. Согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.1997 № 922 финансирование названного конкурса должно производится за счет средств федерального бюджета.

В проекте федерального бюджета на 2006 г. предусмотрено 100,0 млн руб., в том числе 98,5 млн руб.

- на премирование городов - победителей указанного конкурса и 1,5 млн руб. - на расходы по проведению конкурса.

Проведение Всероссийского конкурса способствует реализации реформы в жилищно-коммунальном комплексе, возрождению и обновлению городов, модернизации действующих и строительству новых объектов освещения, озеленения и улично-дорожной сети.

В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1996 № 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» и постановлением Правительства РФ от 27.03. 1995 № 238 за счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование ГУП Мо-сНПО «Радон». Финансирование работ, проводимых вышеназванными предприятиями направляется на мероприятия по сбору, переработке, утилизации и хранению радиоактивных отходов.

В федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрено финансирование указанного предприятия в сумме 1315,0 млн руб., что превышает уровень финансирования текущего года на 30%.

Указанное увеличение связано с необходимостью принятия срочных мер к усилению защиты ядерно- и радиационноопасных объектов от вредного влияния техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием атомной энергии и природных источников ионизирующих излучений.

В целях финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, делегируемых для исполнения органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в составе расходов федерального бюджета по подразделу «Фонды компенсаций» образуется Федеральный фонд компенсаций.

В состав Федерального фонда компенсаций включены субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц. награжденных знаком «Почетный донор России (СССР)», на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и на регистрацию актов гражданского состояния.

Распределение средств Федерального фонда компенсаций производится с учетом нормативов финансовых затрат на выполнение соответствующих полномочий и численности отдельных категорий граждан.

На 2006 г. планируется сформировать Фонд в сумме 62 366,9 млн руб. (без учета расходов на вы-

полнение федеральных полномочий по регистрации актов гражданского состояния).

Средства на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор России (СССР)», рассчитаны исходя из объема, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год», увеличенного на рост потребительских цен в 2006 г. в размере 7%. На 2007-2008 гг. объем указанных средств определен, исходя из прогнозируемого уровня роста потребительских цен в размере 6 и 4% соответственно.

В 2005 г. объем средств в Федеральном фонде компенсации на реализацию мер социальной поддержки инвалидам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, ветеранам, (кроме ветеранов труда и тыла) был определен с учетом численности лиц, обращающихся за получением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и затрат организаций жилищно-коммунального комплекса, предоставивших эти услуги.

Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам местного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» установлены новые подходы формирования Федерального фонда компенсаций.

В соответствии с этим Законом расчет необходимого объема средств на финансирование данных мер социальной поддержки граждан должен производиться исходя из численности граждан, имеющих право на указанные льготы, федеральных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и социальной нормы площади жилья. В результате объем средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на оплату отдельным категориям граждан жилья и коммунальных услуг возрастет в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в 2 раза и составит 58 658,4 млн руб.

В состав подраздела также будут включены средства на реализацию других расходных обязательств Российской Федерации с учетом положений федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам местного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» такие как: на осуществление полномочий по тушению лесных пожаров в сумме 500,0 млн руб., на осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находящимися во владении сельскохозяйственных организаций - 726,0 млн руб.

В составе межбюджетных трансфертов в 2006 г. на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в части реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предусмотрено 2036,6 млн руб. Указанные средства будут направлены на снос и переселение граждан из ветхого жилья, содействие созданию новых рабочих мест для высвобождаемых в процессе реструктуризации работников угольной отрасли, а также переселение граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков.

В связи с разграничением расходных полномочий и централизацией средств водного налога в федеральном бюджете предусматриваются средства на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности и бесхозных гидротехнических сооружений в сумме 670 млн руб.

В связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения на 2006-2008 гг. предусматриваются средства в сумме 30,7 млн руб. ежегодно на осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Кроме того, для дополнительного финансирования полномочий субъектов РФ по поддержке сельскохозяйственного производства на 2006 г. предусмотрены ассигнования в объеме 11 285 млн руб. Указанные средства будут направлены бюджетам субъектов РФ в виде субсидий с последующим их использованием на государственную поддержку растениеводства и животноводства, субсидирование процентных ставок по кредитованию сельхозтоваропроизводителей, страхование посевов сельскохозяйственных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.