Научная статья на тему 'Анализ исполнения бюджета Кабардино-Балкарской республики в 2004 г.'

Анализ исполнения бюджета Кабардино-Балкарской республики в 2004 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ исполнения бюджета Кабардино-Балкарской республики в 2004 г.»

© 2005 г. А. А. Чеченов, А.Х. Абрегов, З.А. Калов, Ф.М. Куршаева, Л.С. Чеченова

АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2004 г.

В финансовой науке существуют различные трактовки понятия «бюджет». В классическом определении - это централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти. Совокупность бюджетов различных территориальных уровней, основанных на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемых правовыми нормами, образуют бюджетную систему. Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Расходы бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты.

Исполнение консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской республики (КБР) в отчетном периоде характеризуется данными табл. 1.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета КБР за 2004 г.

Показатели Факт Темп 2004 г. к 2003 г., %

2003 2004

ВРП 28019100 32049200 114,4

Доходы - всего, тыс. р. 5483884 6395041 116,6

в том числе собственные средства 1492541 2042083 136,8

удельный вес собственных доходов к ВРП, % 5,33 6,37

средства федерального бюджета, тыс. р. 3991343 4322958 108,3

удельный вес средств федерального бюджета к ВРП, % 14,25 13,49

Суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) крупных и средних организаций, тыс. р. 16325200 17148500 105,0

Принимаемые в 2004 г. меры по нормализации платежно-расчетной ситуации в республике не позволили обеспечить сокращение суммарной задолженности по обязательствам крупных и средних организаций, в результате на конец декабря 2004 г. задолженность составила 17148500 тыс. р., увеличившись за год на 823300 тыс. р., или на 5 %.

Кредиторская задолженность во всех отраслях экономики возросла и на 1 января 2005 г. составила 14193700 тыс. р. Необходимо отметить, что 59,3 % от общей суммы задолженности составляет просроченная, вместе с

тем по сравнению с предыдущим годом ее величина сократилась на 2,19 % (или 188700 тыс. р.).

Дебиторская задолженность за 2004 г. по сравнению с 2003 г. сократилась на 6,89 % (или на 500900 тыс. р.) и на конец декабря составила 6774800 тыс. р., из нее просроченная - 3846300 тыс. р., или 56,8 %.

Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему за 2004 г. относительно предыдущего года возросла более чем в 1,7 раза.

Суммарная задолженность налогоплательщиков перед бюджетами всех уровней на 1 января 2005 г. составила 7040762 тыс. р. и за год возросла на 2919827 тыс. р. или в 1,7 раза. В структуре долга, задолженность по уплате налогов и сборов составила 4 028 327 тыс. р., что выше предыдущего года в 1,8 раза. Возросла также задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 081 960 тыс. р. (156,0 %) и по состоянию на 1 января 2005 г. составила 3 012 435 тыс. р.

Отношение собственных доходов консолидированного бюджета КБР к объему ВРП составило 6,4 %, что ниже прогнозируемой на 2004 г. цифры на 2,0 %.

Консолидированный бюджет за 2004 г. по собственным доходам выполнен на 75,0 %. При плане 2721849 тыс. р. фактически поступило 2042083 тыс. р. По сравнению с 2003 г. поступления увеличились в 1,37 раза или на 549542 тыс. р.

Неудовлетворительно выполнены плановые показатели по республиканскому бюджету и местным бюджетам.

Республиканский бюджет по доходам исполнен на 67,6 %. При плане 1536666 тыс. р. фактически поступило 1039470 тыс. р.. При этом, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, поступления увеличились в 1,91 раза или 496520 тыс. р. Местные бюджеты выполнены на 84,6 %. При плане 1185183 тыс. р. фактически поступило 1002613 тыс. р., что выше уровня того же периода 2003 г. в 1,06 раза или на 53022 тыс. р.

В консолидированный бюджет КБР недопоступило 679766 тыс. р., в том числе в республиканский - 497196 тыс. р. и местные бюджеты -182570 тыс. р.

В общей сумме доходов консолидированного бюджета КБР налоговые доходы составили 94,9 %. При плане 2510077 тыс. р. фактически поступило 1937569 тыс. р., или 77,19 %.

Основными источниками, формирующими доходную базу бюджета, являются:

- налоги на доходы физических лиц - 809029 тыс. р., или 41,8 %;

- акцизы -344505 тыс. р., или 17,8 %;

- налог на прибыль - 262284 тыс. р., или 13,5 %;

- налоги на имущество - 240030 тыс. р., или 12,4 %.

Удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета КБР составил 5,1 %.

Из предусмотренных планом 211772 тыс. р. фактически поступило 104514 тыс. р. или 49,4 %, недопоступило 107258 тыс. р. (по сравнению с предыдущим годом поступило на 70531 тыс. р. больше).

Следует отметить крайне низкое (42,1 %) исполнение плана по доходам от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Так, из предусмотренных планом 196790 тыс. р. фактически поступило 82753 тыс. р., недопоступило 114037 тыс. р., в том числе арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения - 70284 тыс. р., доходов от сдачи в аренду имущества - 16291 тыс. р. Не обеспечено также погашение организациями процентов за пользование бюджетными кредитами (ссудами) на 6444 тыс. р.

Мобилизация налоговых доходов в республиканский бюджет исполнена на уровне 62,1 %. При плане 1451906 тыс. р. фактически поступило 902281 тыс. р., недопоступило 549625 тыс. р. Не выполнены плановые задания всеми районами и городами, кроме Черекского района - 122,2 % и г. Прохладного - 116,7 % (табл. 2).

Таблица 2

Итоги исполнения налоговых заданий по мобилизации доходов республиканского бюджета за 2004 г.

Города и районы КБР План, тыс. р. Факт, тыс. р. Темп роста, % Абсолютное отклонение, тыс. р.

Баксанский 18517 13 283 71,7 -5234

Зольский 55219 32 952 59,7 -22268

Лескенский 15779 4 967 31,5 -10811

Майский 57688 25 978 45,0 -31710

Прохладненский 99098 24 145 24,4 -74953

Терский 31240 22 954 73,5 -8286

Урванский 120377 41 531 34,5 -78847

Чегемский 65451 34 783 53,1 -30669

Черекский 17060 20 849 122,2 3789

Эльбрусский 38583 24 534 63,6 -14049

Баксан 56242 32 712 58,2 -23530

Нальчик 741794 466 205 62,8 -275589

Прохладный 134855 157 388 116,7 22532

Всего 1451906 902281 62,1 -549625

Показатели местных бюджетов по собственным доходам исполнены на 84,6 %. При плане 1185183 тыс. р. фактически поступило 1002613 тыс. р., недопоступило 182570 тыс. р. Исполнение бюджетов по собственным доходам обеспечили Лескенский район - 137,6 % и г. Прохладный - 102,3 % (табл. 3).

Таблица 3

Исполнение местных бюджетов по доходам за 2004 г.

Города и районы КБР План, тыс. р. Факт, тыс. р. Темп роста, % Абсолютное отклонение, тыс. р.

Баксанский 37882 6030 15,9 -31852

Зольский 64926 45868 70,6 -19058

Лескенский 7952 10945 137,6 2993

Майский 76684 40582 52,9 -36102

Прохладненский 86799 62560 72,1 -24239

Терский 40977 39159 95,6 -1818

Урванский 94559 78676 83,2 -15883

Чегемский 49010 45477 92,8 -3533

Черекский 24182 19186 79,3 -4996

Эльбрусский 32990 32314 98,0 -676

Баксан 49842 42007 84,3 -7835

Нальчик 492084 449623 91,4 -42461

Прохладный 127296 130186 102,3 2890

Всего 1185183 1002613 84,6 -182570

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета в 2004 году составили 4322958 тыс. р., в том числе из федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных законов 363228 тыс. р., из Фонда регионального развития на реализацию ФЦП «Юг России» 178600 тыс. р., капитальные вложения на реализацию федеральных целевых программ 99343 тыс. р. При этом фактическая дотационность бюджета республики составила 80,6 %.

Расходы бюджета

Расходы бюджета КБР за 2004 г. составили 6466301 тыс. р., план исполнен на 93,4 % с темпом роста показателя прошлого года в 1,13 раза.

Рассмотрим структуру расходов консолидированного бюджета КБР:

- на содержание учреждений и проведение мероприятий по отраслям социальной сферы и науки направлено 61,2 % общей суммы расходов (90,1 % от плана);

- на оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам экономики направлено 22,7 % всех расходов (79 % от плана);

- на содержание государственного и муниципального управления, судебных, правоохранительных органов направлено 11,6 % расходов бюджета (план выполнен на 95,5 %);

- расходы на обслуживание внутреннего долга республики составили 14,2 % расходов, что соответствует требованиям бюджетного законодательства.

В республиканском бюджете на содержание органов государственной власти было предусмотрено 236651 тыс. р., районных и городских органов власти - 228070 тыс. р. Фактическое исполнение по республиканскому и местным бюджетам составило 230061 тыс. р. и 218326 тыс. р., или 97,2 и 95,7 % соответственно.

Расходы на содержание Конституционного суда и аппарата мировых судей на отчетный период определены в объеме 29206 тыс. р., фактическое исполнение составило 20481 тыс. р., или 70,1 %. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства определены в сумме 289347 тыс. р. Фактическое исполнение составило 279549 тыс. р., или 96,6 % от назначений.

В 2004 г. населению КБР реализовано 1,7 тыс. т. угля. На возмещение убытков, складывающихся при реализации твердого топлива населению, в консолидированном бюджете предусмотрен лимит бюджетных назначений в сумме 41723 тыс. р., финансирование произведено в сумме 3003 тыс. р.

Расходы бюджета КБР на реализацию республиканской целевой подпрограммы «Энергосбережение Кабардино-Балкарии на 2002-2006 годы» предусмотрены в размере 2500 тыс. р. В 2004 г. в бюджетных учреждениях республики установлено приборов учета потребления тепловой энергии на сумму 2200,0 тыс. р. Фактическое финансирование на указанные цели составило 2133,0 тыс. р.

Бюджетные назначения 2004 г. на финансирование инвестиционной программы утверждены в сумме 578600 тыс.р. Фактическое финансирование составило 548143 тыс. р., из них 277944 тыс. р. поступило из федерального бюджета на финансирование объектов в рамках федеральных целевых программ. Кассовые расходы на капитальные вложения осуществлены на сумму 517326 тыс. р.

За счет собственных доходов республиканского бюджета строительный комплекс профинансирован в сумме 263414 тыс. р. или 65,9 % утвержденных бюджетных назначений. На жилищное строительство в 2004 г. направлено 20891 тыс. р.; на объекты социальной сферы - 27676 тыс. р.; на газоснабжение, водоснабжение и другие объекты хозяйства - 158242 тыс. р. Кроме того, местным администрациям районов и городов перечислено на предоставление субсидий гражданам для приобретения (строительства) жилья 12372 тыс. р. и 500 тыс. р. на разработку проектной документации на реконструкцию Мухольской ГЭС.

На реализацию федеральной целевой программы «Юг России» из Фонда регионального развития поступило 178600 тыс. р., что соответствует запланированному годовому лимиту. Выделенные средства предназначены для развития инфраструктуры рекреационного комплекса в районе «Приэльбрусье» и курорта «Нальчик», строительства объектов социальной сферы, энергетики, водного и коммунального хозяйства.

В рамках реализации других федеральных целевых программ и непрограммных мероприятий получено в доход республики 99343,5 млн. р., что соответствует годовым назначениям по уведомлениям федеральных отраслевых министерств. Из федерального бюджета выделены средства на строительство объектов здравоохранения в сумме 16000 тыс. р. По федеральной целевой программе «Дети России» - 9700 тыс. р. на предоставление субси-

дий молодым семья и гражданам, проживающим в сельской местности 5000 и 6000 тыс. р. соответственно, на строительство национального театрального центра «Дворец театров» - 20000 тыс. р., на развитие систем газоснабжения и водоснабжения сельских населенных пунктов 12270 тыс. р., на восстановительные работы по селепропускному устройству и берегоукрепительные мероприятия в Тырныаузе - 18000 тыс. р., на строительство комплекса «Школа-детский сад» (территория бывшего с. Дугулубгей) - 5000 тыс. р., на реконструкцию котельных г. Нальчика - 4000 тыс. р., на обследование и усиление конструкций восточной трибуны стадиона «Спартак» -2520 тыс. р., прочие жилищные субсидии 853,5 тыс. р.

Расходы консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства составили 104046,0 тыс. р., или 82,5 % к утвержденному годовому лимиту бюджетных назначений. Оказана финансовая помощь из республиканского бюджета в сумме 82461,0 тыс. р. Кроме того, был сформирован региональный продовольственный фонд в сумме 22000,0 тыс. р. За счет указанных заемных средств, получаемых под государственную гарантию, он был реализован в объеме 3107,0 тыс. р., возврат осуществлен за счет средств на поддержку сельского хозяйства.

Районами и городскими бюджетами на нужды сельского хозяйства направлено 21585,0 тыс. р., из них на государственную поддержку программы развития виноградарства - 3420,0 тыс. р., на создание автоматизированной системы госземкадастра - 4831,0 тыс. р. и на прочие мероприятия в сельском хозяйстве - 13334,0 тыс. р.

На финансирование расходов по охране окружающей среды из консолидированного бюджета направлены 1433,0 тыс. р. или 84,7 % от запланированных ассигнований, в том числе из республиканского бюджета выделено 1143,0 тыс. р. или 83,6 % бюджетных назначений. На лесовос-становительные работы направлено 400,0 тыс. р., или 80 % запланированных ассигнований, на финансирование расходов по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды - 325,0 тыс. р., или 81,3 % утвержденных ассигнований.

Финансирование из республиканского бюджета расходов на компенсацию выпадающих доходов от пассажирских перевозок железнодорожным транспортом составило 7500 тыс. р., или 67 % плановых назначений.

Бюджет дорожного фонда на 2004 г. утвержден в сумме 422652 тыс. р., в том числе за счет субвенций и субсидий из федерального бюджета 117800 тыс. р. и собственных доходов республиканского бюджета КБР -304852 тыс. р.

Расходы на финансирование работ по реконструкции и строительству автомобильных дорог составили 105262 тыс. р. На ремонт, нормативное содержание автодорог и проектно-изыскательские работы выделено 94359 тыс. р. Затраты на содержание управления автомобильных дорог составили 7433 тыс. р.

Из общей суммы расходов территориального дорожного фонда 59824 тыс. р. направлено на погашение кредиторской задолженности, сложившейся на начало 2005 г.

Объем работ, выполненный организациями дорожного хозяйства в 2004 году, составил 197041 тыс. р.

По ремонту и нормативному содержанию автодорог и искусственных сооружений выполнение за счет средств федерального и республиканского бюджетов составили 158634 тыс. р.

Расходы консолидированного бюджета на государственную поддержку программ малого бизнеса и предпринимательства на 2004 г. предусмотрены в сумме 16799,0 тыс. р., фактическое финансирование составило 13489,0 тыс. р.

Из указанной суммы назначения республиканского бюджета на финансирование малого бизнеса и предпринимательства КБР - 14000,0 тыс. р., фактическое финансирование - 12627,4 тыс. р., включая принятые на баланс Кабардино-Балкарского фонда поддержки предпринимательства основных средств на общую сумму 7000,0 тыс. р., в счет уплаты задолженности предприятий в республиканский бюджет. На возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным на развитие рыночной инфраструктуры субъектами малого предпринимательства, выделено 4692,0 тыс. р.

На финансирование жилищно-коммунального хозяйства за 2004 г. направлено 552807,0 тыс. р., или 98,1 % бюджетных назначений, из республиканского бюджета 139652,0 тыс. р., или 100 % соответственно.

На предоставление жилищных субсидий населению, в случае превышения коммунальных платежей установленного размера в совокупном доходе семьи, выделено 100589,0 тыс. р., которые закрывают объем принятых к погашению жилищных субсидий на 72,5 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средства республиканского бюджета, предусмотренные в 2004 г. на реализацию целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2010 гг.», составили 29993,0 тыс. р. и выделены в полном объеме. Работы, связанные с ремонтом ветхих водопроводных сетей, профинансированы в сумме 13091,0 тыс. р., на модернизацию, замену непригодного тепломеханического оборудования, а также переводу на газ котельных в сельских населенных пунктах выделены бюджетные ассигнования в размере 13702,0 тыс. р. Финансирование прочих мероприятий (создание аварийного запаса) составило 3200,0 тыс. р.

Кроме того, за счет субвенций федерального бюджета, полученных в размере 143516,0 тыс. р., направлено на компенсацию жилищных субсидий - 101264,0 тыс. р., льготные услуги жилищного хозяйства населению и дотирование теплоснабжения - 20211,0 тыс. р., оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений — 22041,0 тыс. р.

Расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций определены в объеме 121337 тыс. р. при фактическом исполнении - 114622 тыс. р.

На финансирование учреждений и мероприятий образования республики на 2004 г. были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 2044772,0 тыс. р., фактически направлено 1902228,0 тыс. р., или 93,0 %, из них расходы республиканского бюджета составили 315310,0 тыс. р., или 83,5 % от плановых назначений. В общем объеме расходов на образование заработная плата составляет 1083508,0 тыс. р., или 57,0 %. На выплату стипендий учащимся средних специальных учебных заведений, республиканских и именных стипендий студентам планировалось 7946,0 тыс. р., которые полностью профинансированы.

На финансирование науки израсходовано 11913,0 тыс. р., при плане 15503,0 тыс. р., или 76,8 %, в том числе на оплату труда научных работников направлено 5996,0 тыс. р.

В отчетном году на финансирование учреждений культуры и искусства были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 183729 тыс. р., фактически направлено 159329 тыс. р., или 86,7 %. Расходы республиканского бюджета выполнены на 87,4 % (план - 83339 тыс. р., факт - 72848 тыс. р.). Расходы бюджетов районов и городов при плане 100390 тыс. р. составили 86481 тыс. р., или 86,5 %. Из общей суммы расходов на выплату заработной платы направлено 51285 тыс. р., или 32,2 %. На выплату стипендий творческим работникам в отчетном периоде было направлено 2420 тыс. р. На государственную поддержку театрально-зрелищных учреждений при плане 36408 тыс. р. фактически направлено 33453 тыс. р., или 92,0 %.

Государственная финансовая поддержка средств массовой информации планировалась в сумме 70072 тыс. р., фактически предоставлено 61182 тыс. р., или 87,3 %, в том числе редакции газет и журналов при плане 57903 тыс. р. профинансированы на 85,7 %., т.е. факт составил 49641 тыс. р. Поддержка телевидения планировалась в сумме 5918 тыс. р., фактическое финансирование составило 5754 тыс. р., или 97,2 %.

Ассигнования, предусмотренные на содержание учреждений здравоохранения, освоены в сумме 1073065 тыс. р. при плане 1278840 тыс. р., или на 84,0 %. На республиканском уровне планировались ассигнования в сумме 941684 тыс. р., направлено 771755 тыс. р., т.е. процент выполнения составил 82,0.

Расходы на выплату заработной платы учреждений здравоохранения в целом по республике составили 209449 тыс. р., или 93,5 % от запланированной суммы. Из республиканского бюджета на выплату заработной платы направлено 98215 тыс. р., что соответствует причитающейся сумме.

В целом по социально-значимым учреждениям здравоохранения, финансируемым за счет средств бюджета, направлено на приобретение продуктов питания 21690 тыс. р., медикаментов 57257 тыс. р. На республиканском уровне расходы на медикаменты профинансированы в сумме 18407 тыс. р., на приобретение продуктов питания направлено 13468 тыс. р.

Республиканские целевые программы при плане 29415 тыс. р. профинансированы в сумме 10166 тыс. р.

Централизованные средства на приобретение медицинского оборудования и предметов длительного пользования запланированы в сумме 14137 тыс. р., освоение составило 5880 тыс. р.

Расходы на физическую культуру и спорт составили 67508 тыс. р. при плане 79147 тыс. р., в том числе на республиканском уровне 14259 тыс. р. при плане 24130 тыс. р.

Расходы на содержание учреждений и мероприятий по социальной политике планировались в сумме 721662 тыс. р., фактически израсходовано 684385 тыс. р. или 94,8 %. В том числе по республиканскому бюджету при плане 607332 тыс. р. расходы составили 585812 тыс. р. (96,5 %).

На содержание Территориальных центров и отделений оказания социальной помощи на дому из бюджетов районов и городов направлено 42662 тыс. р. Выделенные средства из республиканского бюджета КБР в сумме 9441 тыс. р. на капитальный ремонт позволили открыть Территориальный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста в Баксане и Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Наряду с проведением капитального ремонта учреждения оснащены необходимым инвентарем и оборудованием на сумму 1120 тыс. р.

Из республиканского бюджета КБР производится финансирование 4-х домов-интернатов для престарелых и малолетних инвалидов, которые обеспечены финансированием на 76,6 % (план 44537 млн. р., факт - 34152 тыс. р.).

На выполнение закона КБР «О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих в КБР» и указа Президента КБР «О доплате к государственным пенсиям лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления КАССР, КБАССР, КБССР, КБР» по итогам 2004 г. использовано 31940 тыс. р.

Оказано адресной материальной помощи малоимущим гражданам республики из многодетных малообеспеченных семей из бюджета районов и городов в сумме 42612 тыс. р., при плане 47119 тыс. р.

На выплату единых ежемесячных пособий, пособий по уходу за ребенком до 3-х летнего возраста и пособий по уходу за ребенком-инвалидом направлено 209489 тыс. р., при плане 222598 тыс. р.

Фактические расходы бюджета КБР на компенсацию льготных услуг гражданам республики в ходе реализации федеральных законов составили 243697 тыс. р., или 90,2 % принятых к оплате затрат предприятий, в том числе за счет федеральных субсидий из Фонда компенсаций -158006 тыс. р. и собственных доходов - 85691 тыс. р. Кредиторская задолженность текущего года составляет 127,7 млн. р.

На реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов» направлено 55190 тыс. р., в том числе на погашение кредиторской задолженности 22,97 млн. р., «Об основах федеральной жилищной политики» - 43616 тыс. р., при фактических расходах 48248 тыс. р.

По Федеральному Закону «О реабилитации жертв политических репрессий» из федерального бюджета на сумму 53616 тыс. р. возмещены кассовые расходы республиканского бюджета. Кредиторская задолженность на 1.01.2005 г. составила 20808,6 тыс. р.

Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исполнен на 4167 тыс. р., которые направлены на компенсацию льгот по услугам ЖКХ, транспорта, связи и социальных мероприятий. Из республиканского бюджета КБР на компенсацию льгот, предоставляемых по Федеральному закону «О ветеранах» выделено 74773 тыс. р.

На реализацию указа Президента РФ «О социальной поддержке многодетных семей» направлено 10918 тыс. р., или 69,4 % плановых назначений, что составило 58,6 % фактических расходов.

Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга республиканского бюджета по кредитам, ценным бумагам и прочим заимствованиям за 2004 г. составили 62625 тыс. р.

Погашение государственного внутреннего долга КБР по кредитам, бюджетной ссуде, ценным бумагам составило 1452441 тыс. р.

Расходы на погашение основного долга и процентов по предоставленным государственным гарантиям Правительства КБР произведены в размере 8900 тыс. р. и 3200 тыс. р., которые отнесены на соответствующие статьи отраслевых расходов бюджета КБР.

Таким образом, государственный внутренний долг КБР с учетом переходящей задолженности, произведенных за 2004 г. заимствований и погашения, составил 1550734 тыс. р. и уменьшился по сравнению с началом года на 50662 тыс. р.

За 2004 г. произошло перераспределение объема обязательств в сторону увеличения основного долга по банковским кредитам за счет уменьшения государственных гарантий и бюджетных ссуд, что соответственно привело к увеличению расходов по обслуживанию долга.

Основными кредиторами республиканского бюджета в 2004 г. выступали АКБ «РОСБАНК» и АКБ «Московский индустриальный банк». Кредитная линия, открытая в АКБ «Московский индустриальный банк», резко увеличила сумму погашения по основному долгу, в связи с ежемесячным оборотом средств в пределах кредитного договора, в то же время, процент по кредиту был снижен.

Финансовая помощь местным бюджетам оказана в сумме 1769815 тыс. р., что составляет 96,6 % плана, включая средства, переданные для компенсации льгот по жилищно-коммунальным услугам, приобретение жилья участникам Чернобыльской катастрофы, на ассигнования по программе «Юг России», на выплату субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, а также на оказание социальной помощи населению республики, проведение неотложных мероприятий.

Кроме того, в разд. 2101 отражены расходы в сумме 3137 тыс. р. по исполнению предписания Счетной палаты РФ о возврате средств федерального бюджета, выделенных на ликвидацию последствий стихийного бедствия и не использованных в связи с уточнением списков пострадавших.

За счет средств Резервного фонда Президента и Правительства КБР, расходы составили 10799,6 тыс. р.

Для обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, осуществления социальных расходов местным бюджетам предоставлены бюджетные ссуды из республиканского бюджета на сумму 129048,8 тыс. р., сроки возврата непогашенной задолженности местных бюджетов по бюджетным ссудам пролонгированы республиканским законом о бюджете на 2005 г. Возврат имеющейся задолженности осуществлен в объеме 102879,2 тыс. р.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. В экономической практике анализируемого региона в отчетном периоде наблюдается дефицит бюджета в размере 71260 тыс. р. Он рассматривается как временный ввиду того, что имеются перспективы его преодоления, а значение составляет незначительную долю ВРП.

Использованные в статье данные можно найти в стат. сб. «Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики». Нальчик, 2003, 2004, 2005 гг.

Министерство экономического развития

Кабардино-Балкарской республики 10 августа 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.