Г ребеник Виктор Васильевич
Grebenik V.V. к.э.н., профессор E-Mail: [email protected]
Павлов Анатолий Павлович
Pavlov A.P. к.т.н., профессор НОУ ВПО ИГУПИТ E-Mail: [email protected]
Управление экономической безопасностью региона как элемент обеспечения экономической безопасности государства
Management of economic safety of region as an element of maintenance of economic
safety of the state
Аннотация: Критерии региональной экономической безопасности не должны быть ориентированы только на объемные и стоимостные параметры. Необходимо увязывать процессы, характеризующие экономическое положение региона с уровнем жизни населения.
Угрозы экономической безопасности не статичны в пространстве и во времени, и степень их негативного влияния может изменяться по объективным или субъективным причинам. Отличительной чертой кризисных ситуаций в Российской Федерации, усиливающей совокупность внутренних угроз, является неравномерность распределения кризисной нагрузки на региональные экономики. В статье также рассматриваются подходы к определению целей управления экономической безопасностью региона.
Ключевые слова: экономическая безопасность, глобализация, регионализация, децентрализация, критерии безопасности, интересы регионов, национальная безопасность.
The Abstract: Criteria of regional economic safety should not be focused only on volume and cost parametres. It is necessary to co-ordinate the processes characterising an economic situation of region with a standard of living of the population.
Threats of economic safety are not static in space and in time, and degree of their negative influence can change for the objective or subjective reasons. A distinctive feature of crisis situations in the Russian Federation strengthening set of internal threats, is non-uniformity of distribution of crisis loading on regional economy. In article approaches to definition of the purposes of management by economic safety of region also are considered.
Keywords: economic security, globalization, regionalization, decentralization, the criteria of safety, the interests of the regions, and national security.
В последнее время вопросы обеспечения экономической безопасности страны становятся все более актуальными в связи с углублением процессов глобализации мировой эконо-
мики и необходимостью решения возникающих проблем не только в масштабах всего государства, но и на региональном уровне.
В недалеком прошлом в условиях централизованной экономики Советского Союза региональный уровень экономической безопасности не рассматривался, так как существовавшая единая система управления безопасностью гарантировала защиту всем структурным элементам государства. Региональные экономики, целиком и полностью подчиненные задачам и целям развития всего народно-хозяйственного комплекса, были надежно укрыты щитом государства от воздействия зарубежных негативных факторов.
Внутригосударственные и внутрирегиональные негативные явления и процессы не воспринимались в качестве угроз безопасности и рассматривались не более чем временные трудности социалистического строительства. Централизация защитных функций и ресурсов позволяла государству локализовать отдельные региональные проблемы, а тотальное планирование - снизить вероятность их появления. Вопросы экологии, экономичности, социальной ориентированности принимаемых управленческих решений отступали на второй план перед валовыми характеристиками производственного результата. В итоге, региональные проблемы не столько решались, сколько сдерживались, подавлялись и подменялись проблемами более высокого уровня: идеологическими, военно-стратегическими и т.д.
Трансформационные процессы конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого века резко изменили роль и место регионов в системе обеспечения национальной безопасности: ведущей тенденцией, определяющей необходимость регионального подхода к проблеме экономической безопасности, стала выступать регионализация.
Регионализация как феномен общественно-политической жизни России явилась неизбежным следствием территориального развития страны, в основе которого лежат культурноисторические, природно-ресурсные и социально-экономические факторы. И если на начальном этапе становления новой российской государственности движущей силой регионализации были национально-этнические, культурно-исторические и политические компоненты, то сегодня, в XXI веке - экономические и управленческие.
Основным проявлением регионализации в настоящее время является экономическая децентрализация - процесс разделения функций и полномочий между центральным и региональным уровнем руководства, позволяющий регионам реализовывать свои экономические потребности с помощью собственных сил и средств.
Наличие же этих сил и средств обусловлено совокупностью условий жизнедеятельности региона, среди которых определяющими его безопасное развитие являются следующие факторы:
- природно-климатические условия;
- ресурсно-сырьевой потенциал;
- этно-демографический потенциал;
- структура и специализация производственного комплекса;
- уровень экономического развития;
- финансовая обеспеченность;
- социально-политические условия;
- степень компетенции и влиятельности руководства.
Экономическая децентрализация, являясь адекватным регионализации процессом в сфере экономических отношений, вызывает необходимость сочетания централизованного управления силами и средствами обеспечения экономической безопасности с децентрализованным путём передачи части полномочий в этой области субъектам Российской Федерации, поскольку экономическая безопасность региона является структурным элементом системы экономической безопасности государства в целом.
При этом не следует забывать о характере региональных интересов, который определяет двойственное положение региона в системе экономической безопасности. С одной стороны регион выступает объектом регулирующего воздействия со стороны государства, если на его территории возникают угрозы жизненно важным интересам страны. С другой стороны объективное наличие собственных региональных интересов превращает регион в субъект экономической безопасности. Поэтому государство, реализуя стратегию экономической безопасности, стремится в идеале защитить интересы каждого региона, но ограничителем выступают интересы других регионов.
Для решения задач обеспечения экономической безопасности региона первостепенное значение имеет упреждение еще только зарождающихся угроз, а не пассивное следование в русле событий и реагирование на негативные для региона ситуации по мере их наступления. Такая логика действий - единственно разумная и эффективная - соответствует «проактивной» модели поведения субъекта экономической безопасности или принципу упреждения в управлении. Реализация подобного подхода в качестве необходимого условия управления предполагает наличие четко определенной системы критериев экономической безопасности региона, способной охарактеризовать те составные части объекта экономической безопасности, параметры функционирования которых под воздействием угроз могут выйти за пределы безопасности.
Принципиальным является то, что критерии экономической безопасности не должны быть ориентированы только на объемные и стоимостные параметры. Необходимо увязывать процессы, характеризующие экономическое положение региона с уровнем жизни населения. Поэтому критериальная оценка безопасности должна включать в себя оценки:
- ресурсного потенциала региона и возможностей его развития;
- уровня эффективности использования экономических ресурсов и его соответствия среднероссийскому уровню и уровню в наиболее развитых регионах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
- конкурентоспособности экономики региона;
- возможности противостояния внешним и внутренним угрозам качеству жизни;
- социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Угрозы экономической безопасности не статичны в пространстве и во времени, и степень их негативного влияния может изменяться по объективным или субъективным причинам. Отличительной чертой кризисных ситуаций в Российской Федерации, усиливающей совокупность внутренних угроз, является неравномерность распределения кризисной нагрузки на региональные экономики. Эта неравномерность является следствием неравномерности территориального развития и как социально-экономическое явление в той или иной мере присуща абсолютному большинству стран. С точки зрения экономической безопасности важно определить тенденцию изменения неравномерности и вероятные последствия реализации этой тенденции.
Социально-экономическое пространство современной экономики России напоминает «мозаику» из региональных экономик, принадлежащих разным экономическим уровням - от «натурального» до «постиндустриального». Разноуровневость развития, многоукладность усиливают неустойчивость экономики в целом. Образование небольшой и относительно стабильной по составу группы регионов - «лидеров» и большой группы регионов - «аутсайдеров» приводит государство в состояние неравновесия. В подобном состоянии обеспечить баланс экономических интересов регионов становится все труднее и труднее. С точки зрения экономической безопасности, следствием поляризации регионов вполне могут быть и экономическая экспансия региона - «лидера» по отношению к «аутсайдеру», и экономический сепаратизм как со стороны «лидера», так и со стороны региона - «аутсайдера». Как свидетельствует зарубежный опыт (Аргентина, Бразилия, Перу, Чили, и др.), поляризованное развитие способно инициировать целый комплекс угроз экономической безопасности, среди которых самой серьезной угрозой является утрата целостности экономического пространства.
Единство экономического пространства России является необходимым условием национальной безопасности. Поэтому проблему обеспечения экономической безопасности региона необходимо рассматривать в аспекте государственной целостности, единстве системы государственного управления, равноправии во взаимоотношениях между субъектами Федерации на основе согласования их экономических интересов.
Для осуществления грамотной региональной политики необходимо структурировать цели управления экономической безопасностью региона на стратегические, оперативные и тактические.
В качестве стратегической цели следует рассматривать создание безопасной среды обитания, отвечающей сложившимся материальным и духовным потребностям населения региона. Профессор Алаев Э. Б., в своих работах выделяет две последовательные цели управле-1
ния :
1. Остановить нарастание проблемы и причин, ее вызывающих.
2. Принять меры к ликвидации указанных причин или предотвратить разрастание тревожной ситуации, если причины будут неизвестны.
Взяв за основу подобный подход, в качестве оперативных целей управления экономической безопасностью региона можно определить следующие:
1. Предотвращение причин возникновения критической ситуации. Реализация этой цели подразумевает недопущение таких действий или процессов, которые несут в себе потенциальную угрозу экономической безопасности региона.
2. Предотвращение самой критической ситуации. Предполагается, что источник угроз может быть недосягаем для основного субъекта обеспечения безопасности или инициирующее событие дало толчок «цепной реакции угроз», т. е. ситуация вышла из-под контроля и развивается по поражающей траектории. Поэтому, возникает необходимость прервать «цепную реакцию», перекрыть каналы проникновения угрозы.
1 Алаев Э.Б. Глобальные проблемы современности: методология их географического изучения. // Известия АН СССР. 1989. №2. - С. 25-26.
3. Смягчение последствий реализации угроз. Предполагается применение мер, направленных на локализацию, нейтрализацию, ликвидацию угроз и компенсацию ущерба.
Формулировка тактических целей должна быть предельно конкретизирована с позиции следующих признаков:
- предметного (с какими реальными объектами безопасности связана цель);
- временного (в течение какого периода времени);
- пространственного (какие элементы организационной структуры управления отвечают за достижение цели).
Каждый вид целей не только не исключает другие, а предполагает их совместное существование, при необходимости обеспечивающее возможность переключения с одной стратегии управления на другую. При этом необходимо использовать системный подход к достижению совокупности целей управления.
Системный подход в управлении предполагает сочетание функциональных и ситуационных начал, объединение фаз управления в единый управленческий цикл, соединение различных уровней объектов и субъектов управления в целостную гибкую организационную структуру. То есть управление экономической безопасностью должно учитывать возможность изменения условий функционирования системы управления, обеспечивать гибкое реагирование на изменение условий функционирования путем перехода к альтернативным вариантам. Такой подход состоит в дифференцированной и взаимосвязанной совокупности действий, необходимых для достижения целей и установления того, какая часть единого цикла управления может выполняться внутри региона, а какая часть - вне его.
Таким образом, во всем многообразии проблем экономической безопасности страны четко просматривается региональный аспект. При этом основное значение имеют проблемы сепаратизма, ведущего к разрушению сложившегося социально-экономического и технологического пространства, сырьевых и информационных потоков, проблемы развития депрессивных регионов, а также формирования новых полюсов и центров роста. Все более очевидным становится тот факт, что интересы национальной безопасности государства требуют достижения и поддержания устойчивого и безопасного развития всех регионов страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алаев Э.Б. Глобальные проблемы современности: методология их географического изучения. // Известия АН СССР. 1989, № 2, - С. 25-26.
2. Батанов Д.В., Хрусталев Е.А. Анализ и направления развития современных региональных военно-экономических отношений. / Сборник трудов ЦЭМИ РАН «Моделирование межрегиональных и межотраслевых взаимодействий». № 2. - М.: ЦЭМИ РАН, 2006.
3. Бутс Е., Дробышевский С., Кочеткова О. и др. Типология российских регионов.
- М.: Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, 2002.
4. Степенко В.Е., Чернова О. А. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: сущность, спектр угроз и обусловливающих их возникновение факторов. // Юридический мир. 2006, № 5.