Научная статья на тему 'Региональные интересы и угрозы экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России'

Региональные интересы и угрозы экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3175
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / REGIONAL INTERESTS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ECONOMIC SECURITY IN THE REGION / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И РЕГИОНА / THREATENING THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY AND THE REGION / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / COMPENSATORY POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илаев Ш.А.

В статье речь идет об экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России, указаны региональные интересы и механизмы формирования системы экономической безопасности региона, угрозы экономической безопасности страны и региона, отмечается необходимость создания компенсационного потенциала, который нужен для успешного развития системы экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional interests and a threat to the economic security of the region as an integral part of the economic security of Russia

The article deals with the economic security of the region as an integral part of the economic security of Russia, regional interests, are the mechanisms of formation of economic security in the region, threatening the economic security of the country and the region, there is a need for a compensatory capacity that is needed for the successful development of the system of economic security in the region.

Текст научной работы на тему «Региональные интересы и угрозы экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ

Ш.А. Илаев,

адъюнкт Академии управления МВД России Рецензент: кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России Богданов А.Н.

E-mail: kafedra12@bk.ru

Аннотация. В статье речь идет об экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России, указаны региональные интересы и механизмы формирования системы экономической безопасности региона, угрозы экономической безопасности страны и региона, отмечается необходимость создания компенсационного потенциала, который нужен для успешного развития системы экономической безопасности региона.

Ключевые слова: регион, региональные интересы, экономическая безопасность региона, угрозы экономической безопасности страны и региона, компенсационный потенциал

REGIONAL INTERESTS AND A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION AS AN INTEGRAL PART OF THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Sh. A. Ilaev,

adjunct Management Academy of the Russian Ministry

of Internal Affairs Bodies

Annotation. The article deals with the economic security of the region as an integral part of the economic security of Russia, regional interests, are the mechanisms of formation of economic security in the region, threatening the economic security of the country and the region, there is a need for a compensatory capacity that is needed for the successful development of the system of economic security in the region.

Keywords: region, regional interests, economic security in the region, threatening the economic security of the country and the region, compensatory potential

С экономической точки зрения Российская Федерация представляет совокупность взаимодействующих между собой региональных социально-экономических формирований, которые входят в состав национальной экономики нашей страны. Следовательно, регион, с одной стороны, является целост-

ным социально-экономическим образованием, а с другой — это часть единой системы государства, в связи с чем, необходимо соблюдение баланса региональных и общенациональных интересов. Экономическая безопасность региона в данном случае рассматривается как составная часть экономической

безопасности страны.

Трансформационные процессы конца восьмидесятых и начала девяностых годов резко изменили роль и место регионов в системе обеспечения экономической безопасности. Любой регион, испытывая сильное воздействие общероссийских тенденций социально-экономического развития, имеет свои характерные проблемы, связанные с формированием и функционированием системы экономической безопасности, которые определяются особенностями самой территории, например, ее геополитическим положением, климатическими условиями, степенью обеспеченности природными ресурсами, структурой отраслей экономики, национальным составом населения.

Регионы вправе самостоятельно принимать решения по вопросам освоения и использования при-родно-ресурсного потенциала, сохранения и стимулирования развития отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, создания региональной инфраструктуры, охраны правопорядка. Но при этом нужно обеспечить единство территориального и социально-экономического пространства государства, способствующее свободному движению товаров, сырья, трудовых ресурсов, капитала.

Исследование сложившегося социально-экономического положения в стране показывает, что причины возникающих угроз экономической безопасности имеют очевидный региональный характер. Основным проявлением регионализации в сфере управления народным хозяйством можно назвать экономическую децентрализацию — процесс разделения функций и полномочий между центральным и региональным уровнем руководства, позволяющий регионам реализовывать свои экономические потребности с помощью собственных сил и средств.

Наличие же этих сил и средств обусловлено совокупностью условий жизнедеятельности региона, среди которых определяющими безопасное развитие региона, как представляется, являются следующие факторы: природно-климатические условия; ресурсно-сырьевой потенциал; этно-де-мографический потенциал и структура населения; структура и специализация хозяйства; стартовый и сегодняшний уровень социально-экономического развития; финансовая обеспеченность; социально-политические условия; степень компетенции и влиятельности руководства; институциональные соглашения с Российской Федерацией.

Экономическая децентрализация, являясь адекватным регионализации процессом в сфере экономических отношений, вызывает необходимость сочетания централизованного управления силами и средствами обеспечения экономической безопасности с децентрализованным путём передачи части полномочий в этой области региональным субъектам экономической безопасности.

В девяностых годах в отечественных публикациях впервые стал рассматриваться региональный уровень экономической безопасности, Важность регионального подхода была отмечена как в официальных документах (например: «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», утвержденные решением Совета Безопасности РФ от 13 января 1995 г.), так и в научных разработках ряда ученых экономистов и регионоло-гов [1,2,3].

Следует отметить, что в научной литературе и официальных документах на сегодняшний день общепризнанного содержания понятие «экономическая безопасность региона» не существует. В немногочисленных публикациях на данную тему чаще всего использовалось определение экономистов-ре-гионологов из Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. По их мнению, под экономической безопасностью региона понимается «.. .совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономике Федерации, как относительно самостоятельной структуры» [4.5].

Увеличение диспропорциональности в уровне социально-экономического развития разных регионов (в одних — это глубокий экономический спад; в других — безработица, задолженность по заработной плате, пенсиям, социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина; в третьих — слабая защищенность отечественных товаропроизводителей, утрата рынков сбыта продукции) способствует возникновению и дальнейшему усилению негативных процессов в народном хозяйстве, влияющих на стабильность функционирования экономики, суверенность государства. Ситуация особенно обостряется ростом социального неравенства разных слоев населения российских регионов, приводящим к нарушению общественного согласия в стране.

Итак, государственная независимость, защищенность во многом зависят от региональных аспектов, поэтому важно изучение экономической безопасности региона, как составного элемента формирования национальной безопасности России.

В основу экономической безопасности региона как категории положены

региональные интересы, среди которых: создание условий для обеспечения и поддержание достойного уровня и качества жизни населения; формирование аппарата управления, реализующего рациональное использование и последующее прогрессивное развитие имеющегося природно-ре-сурсного и экономического потенциала; проведение автономной социально-экономической политики в регионе; сбалансированное и интегрированное уча-

стие в финансовой системе страны. А также обязательна их защита от многообразия внутренних, возникающих в рамках региона, и внешних, со стороны проводимой экономической политики государства, администраций других регионов, иностранных государств, угроз при соблюдении равновесия с общенациональными интересами.

Сущность экономической безопасности региона заключается в возможности и способности его экономики обеспечивать качество жизни населения на уровне соответствующих стандартов, социально-экономическую и общественно-политическую стабильность, предотвращать возникновение, а в некоторых случаях, и противостоять влиянию внутренних и внешних опасностей при оптимальных расходах всех видов ресурсов и рациональном использовании природных факторов.

С другой точки зрения, под экономической безопасностью субъекта федерации понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих поступательность развития, стабильность и устойчивость экономики территории, органически соединенной с народно-хозяйственным комплексом страны, но при этом регион остается относительно самостоятельной структурой [6].

Однако, экономическая безопасность региона — это не только текущее состояние природно-ресурс-ного, производственного, финансового потенциала региона, но и разработка, внедрение комплекса мер, направленных на непрерывное развитие, обладающего механизмом противодействия внешним и внутренним угрозам.

Под угрожающими экономической безопасности факторами подразумевается совокупность условий, препятствующих реализации региональных экономических интересов или создающих опасность сокращения производственного потенциала, нерационального использования ресурсов, возникновения финансовой нестабильности и усиления социальной напряженности в регионе.

Многообразие существующих угроз [7], влияющих на региональную безопасность, может быть разделено на внутренние и внешние по отношению к региону. В свою очередь, первые представлены угрозами микро-и мезоэкономического уровней, вторые — макро- и мегаэкономического.

Совокупность внутренних угроз возникает под влиянием текущего состояния экономики региона. Так, если в регионе отсутствует направленность на эффективное развитие производственной и социальной сферы, при этом обострены экономическая, политическая, экологическая ситуации, возможно формирование факторов, дестабилизирующих региональную экономическую независимость. Внешние угрозы носят, в некотором смысле самостоятельный от экономики отдельного региона характер, так как зарождаются они в зависимости от общего состоя-

ния государства и мирового хозяйства.

Особенностью угроз, носящих микроэкономический характер, является то, что они связаны с деятельностью хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона. При этом большое внимание уделяется крупным региональным предприятиям, поскольку именно они при эффективном функционировании производят значительную часть валового регионального продукта, участвуют в формировании определенной доли доходной части бюджета территориального образования, являются полноценными участниками внешнеторговых операций.

Экономически необоснованное реформирование в начале прошедшего десятилетия привело к системному кризису во многих отраслях народного хозяйства, выраженному в снижении, а в некоторых случаях прекращении, производственной деятельности ряда предприятий страны. Однако, в настоящий момент, не смотря на остаточное воздействие негативных факторов, в том числе ухудшение конъюнктуры целевых рынков, значительный физический и моральный износ основных фондов, отсутствие государственной поддержки, недостаточное инвестирование, произошло изменение ситуации в производственной и сбытовой деятельности ряда крупномасштабных предприятий, направленное на активизацию их внутреннего экономического потенциала, обращенного на восстановление потерянных позиций за годы реформ.

Угрозы мезоуровня включают в себя потерю внутреннего рынка, воспроизводственной независимости, утрату возможности осуществлять продовольственное самообеспечение на региональном уровне. Данные угрозы экономической безопасности возникли в результате просчетов в области макроэкономической политики, например: внешнеэкономической — отказ от разумного протекционизма по отношению к отечественным производителям, открытие внутренних рынков для импортной продукции; внутриэкономической — недостаточное развитие имеющейся законодательной базы для осуществления управления и контроля над сложившимися пореформенными экономическими отношениями, прекращение государственного регулирования межотраслевых пропорций между сельским хозяйством и промышленностью, уменьшение бюджетной поддержки стратегически важных отраслей народного хозяйства.

Все это привело к тому, что в последнее десятилетие наблюдалась тенденция выраженная в спаде производства, замедлении темпов внедрения достижений научно-технического прогресса в основные отрасли промышленности и сельского хозяйства, существенном снижении в структуре товарной продукции удельного веса конечного производства и увеличении добычи сырьевых ресурсов, разрушении научного потенциала региона [8,9].

Восстановление производственно-экономической независимости региона возможно только при регулярном наращивании производительности труда, технического перевооружения производства, при повышении занятости населения, заработной платы, совокупного конечного спроса и уровня жизни населения.

В макроэкономическом масштабе угрозы представлены отсутствием полноценной единой политики федерального центра в отношении субъектов федерации, возможностью возникновения межнациональных конфликтов и усилением сепаративных настроений у народонаселения, нарушением системы финансового обеспечения регионов, истощением природной среды и обострением экологической ситуации, криминализацией экономики, снижением уровня жизни населения [10,11].

Устранение вышеперечисленных негативных проявлений возможно только при условии проведения целенаправленной региональной социально-экономической политики с четко выделенными обязательствами как федерального центра, так и территорий под жестким контролем государственных органов.

Мегаэкономические угрозы связаны с осложнением геополитической обстановки и нарастанием вероятности межгосударственных военно-политических конфликтов, ростом государственного внешнего долга, вывозом капитала за рубеж, недостатком валютных средств, уменьшением золотого запаса страны, вытеснением с внешних рынков, что привело к утрате внешнеэкономических позиций России [12,13].

Наличие тех или иных угроз внутреннего и внешнего характера позволяет сделать вывод о чрезвычайности ситуации в экономической безопасности региона. Некоторые процессы, происходящие в социально-экономической и политической сферах на различных уровнях (мега, макро, мезо, микро), являются гранью для возникновения не только кризисной ситуации, но и полного распада экономики страны. Чтобы не допустить системного кризиса в экономике субъектов федерации, а впоследствии и страны, необходимо разрабатывать и применять меры в области развития системы экономической безопасности региона, включающие прогнозирование и последующее предотвращение всех видов угроз, создание условий для устойчивого развития экономики и, следовательно, для устранения первопричин, способствующих возникновению возможных опасностей.

Таким образом, формирование системы экономической безопасности регионов, сочетающей в себе совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятных условий развития регионов и предотвращение факторов, содействующих нарушению стабильного и устойчивого развития экономики субъектов федерации, является основой для восстановления и укрепления экономических позиций от-

дельных территориальных образований внутри страны и в целом России на международной арене.

Для организации региональной системы защиты, своевременно реагирующей на возможные негативные явления и их последствия в социально-экономической сфере, необходимо, чтобы в ее состав входили следующие взаимосвязанные и взаимозависимые элементы внутренней структуры категории «экономическая безопасность»: самообеспеченность, прогрессивное развитие, стабильность, устойчивость, экономическая независимость.

Под «самообеспеченностью» региона понимается соответствие имеющихся производственных ресурсов (сырьевых, средств производства, трудовых, финансовых, рекреационных) степени развития социально-экономического потенциала. Обладание различными видами ресурсов дает преимущества региону, выраженные в отсутствии потребности поиска и приобретения их во внешней среде. Ресурсы формируют определенную часть социально-экономического потенциала региона, который выступает в качестве совокупной способности экономики региона, его отраслей, хозяйствующих субъектов выполнять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы потребителей.

Следовательно, развитость социально-экономического потенциала региона определяется наличием и освоенностью природных ресурсов, средств производства, трудового и научно-технического потенциала, накопленных экономических активов.

Потенциал каждого региона в области экономики и социальной сферы дифференцирован в силу географических, исторических, демографических и других факторов. И только эффективное и рациональное использование абсолютных и относительных преимуществ в обладании различными ресурсами позволяет реализовывать экономические интересы региона, среди которых — создание условий, содействующих формированию экономической самостоятельности, рост доходов юридических лиц и граждан.

В связи с этим необходимо рассмотреть такой элемент внутренней структуры экономической безопасности как «прогрессивное развитие», представляющее собой комплекс мероприятий по созданию системы рационального управления и пользования ресурсами территориального образования.

Внедрение достижений научно-технического прогресса позволяет более эффективно использовать региональный ресурсный потенциал, что ведет к экономии природных богатств территории. Экономика региона должна находиться в постоянном совершенствовании, проявляющемся в увеличении результативности ее функционирования (повышении производительности труда, фондоотдачи, снижении материалоемкости продукции).

Обеспеченность ресурсами и применение инновационных технологий в промышленности и сельском хозяйстве являются предпосылками стабильного развития экономики региона. «Стабильность» — это способность сохранять сложившуюся социально-экономическую среду в регионе, в основу которой положено формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения. Смежное с этим понятие «устойчивости» характеризует возможность противостоять негативным изменениям в экономике региона, которые могут нарушать постоянное развитие.

Определенной гарантией экономической безопасности региона может являться наличие компенсационного потенциала, главная функция которого реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экономического развития в случае их нарушения в том или ином секторе народно-хозяйственного комплекса [14].

Компенсационный потенциал включает в себя специальные материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера, а также наличие быстрореагирующей системы доставки ресурсов в места локализации критических условий развития; дополнительные мощности, технические средства для проведения крупных восстановительных работ, поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населению; финансовые ресурсы, предназначенные для достижения докризисного состояния экономики региона, системы страхования, возможности межрегиональной, федеральной и международной поддержки, функционирование благотворительных фондов, формирование компенсационной направленности и мобильности здравоохранительных мероприятий, возможность переподготовки кадров.

Создание компенсационного потенциала нужно для успешного развития системы экономической безопасности региона, так как именно он направлен на противостояние экономики негативным проявлениям внутреннего и внешнего характера.

Таким образом, как представляется, экономическая безопасность региона характеризуется наличием интенсивного экономического роста, эффективным использованием всех видов ресурсов, расширением региональных рынков, повышением социального благополучия населения, стабильностью межрегиональных отношений, самостоятельностью в решении региональных проблем.

Кроме того, экономическая безопасность региона включает в себя подсистему защиты, элементы которой обращены на предупреждение и последующее противодействие различным видам угроз. Поэтому обеспечение экономической безопасности в регионах выступает в качестве одной из главных задач региональной политики, так как безопасное функционирование государства в целом напрямую

зависит от уровня защищенности отдельных территорий страны и от степени развития их социально-экономического потенциала, являющегося «фундаментом» для формирования эффективного механизма адаптации территориальных образований к модифицирующимся условиям жизнедеятельности в современных условиях.

Литература:

1. Скопин Л. Региональная политика и экономическая безопасность // Вопросы экономики. — 1995.

— №1. — С.118-126;

2. Хореи Б.Г. Вопросы совершенствования организационной структуры управления экономикой в региональном аспекте // Известия ВГО. — 1998.

— С. 78-89;

3. Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н., Прилепский Л.И. Экономическая безопасность региона: теория и практика. — М: Наука, 1996. — С.12.

4. Татаркин А. и др. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. — 1996. — № 6. — С. 79;

5. Куклин А.А., Белик И.С., Никулина Н.Л. Экономические аспекты управления экологической безопасностью региона / Под науч. ред. д.э.н. А.А. Ку-клина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. — С. 28-33.

6. Социально-демографическая безопасность России / Под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина.

— Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. — С 57-60..

7. Куклин А.А., Белик И.С., Никулина Н.Л. Экономические аспекты управления экологической безопасностью региона / Под науч. ред. д.э.н. А.А. Ку-клина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. -С 43-47.

8. Белоусов В. Региональная стратегия: формальность или действенность? // Экономист — 2010. — № 9. — С. 48-50;

9. Бельгисова К.В. Институциональные условия устойчивого развития регионов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 96. — с. 81-83.

10. Минаков А.В. Бюджетно-налоговая безопасность как основное условие экономической безопасности в России. // Экономический анализ: теория и практика 2004. — №7 — С. 49-56;

11. Ясин Е., Снеговая М. Институциональные проблемы России в мировом аспекте // Вопросы экономики. 2010 -. № 1. — С. 114-116.

12. Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. — 2009. — № 10. — С 26-29;

13. Кучуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности экономики. // Экономист. — 2008. — № 8. — С. 3-7.

14. Экономическая безопасность России. Общий курс. Под ред. Сенчагова В.К. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — С. 53-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.