УДК 338.98
Факторы экономической безопасности в стратегическом развитии региона
Factors of economic security in the regionstrategic development
Профессор Ю. А. Саликов (Воронежский государственный университет инженерных технологий) кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, тел. 8(473)255-37-82 E-mail: [email protected]
Professor Y. A. Salikov
(Voronezh State University of engineering technologies) chair of economic security and the financial monitoring, tel. 8(473) 255-37-82 E-mail: [email protected]
Реферат. Рассмотрены ключевые аспекты управления территориями на основе стратегического подхода. Дано обоснование необходимости учёта факторов экономической безопасности, включая региональные проблемы угрозы внешней среды, в стратегиях и стратегических программах развития регионов. В настоящее время в регионах, несмотря на отсутствие в российском законодательстве норм о единой системе планирования регионального развития, накоплен существенный методический багаж и практический опыт, что позволяет формировать и реализовывать серьёзные стратегические программы социально-экономического развития на долгосрочной основе. Однако сложившиеся тенденции указывают на то, что по ходу возрастания рыночной конкуренции резко усилилась объективная потребность в целенаправленном развитии экономических отношений на мезоуровне. В этой связи представляется весьма актуальной и интересной с исследовательской точки зрения задача обеспечения экономической безопасности процесса стратегического развития регионов в рамках соответствующих государственных программ. Таким образом, в перечне важных стратегических направлений, которые следует предусматривать и реализовывать в долгосрочных региональных программах социально-экономического развития, следует выделить необходимость формирования различных интеграционных структур, которые могут не только способствовать развитию горизонтальных связей, стиранию дискриминационных различий и повышению конкурентоспособности региона, но и обеспечивать более высокий уровень экономической безопасности при одновременном повышении открытости и прозрачности протекающих в регионе ключевых социально-экономических процессов.
Summary. The article considers the key aspects of territory management on the basis of the strategic approach, as well as the substantiation of the necessity of taking into account factors of economic security, including regional problems, threats of external environment, strategy and strategic programs of regional development. Currently, in the regions, despite the absence in Russian legislation of the norms of the unified system of regional development planning has accumulated substantial methodological baggage, and practical experience that allows you to create and implement a serious strategic program of socio-economic development on a long term basis. However, current trends indicate that in the course of increasing market competition have increased dramatically the objective need for the targeted development of economic relations at the meso-level. In this context it is very relevant and interesting from a research point of view, the task of ensuring the economic security of the process of strategic development of regions through appropriate government programs. Thus, in the list of strategic directions that should be provided to implement long-term regional programs of socio-economic development, highlight the need for the formation of various integration structures, which can not only promote the development of horizontal linkages, blurring discrimination and improve the competitiveness of the region, but also to provide a higher level of economic security while enhancing the openness and transparency occurring in the region key socio-economic processes.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, стратегия развития региона, экономическая безопасность региона, стратегия региональной экономической безопасности.
Keywords: socio-economic development of the region, strategy of development of the region, economic security of the region, strategy of regional economic security.
© Саликов Ю.А., 2016
Современное управление регионом предполагает целенаправленный комплексный подход к организации и реализации долгосрочных программ, стратегических задач и тактических мероприятий, ориентированных на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития региональных образований, улучшение качества и повышение уровня материальной и культурной жизни населения. В настоящее время в силу повышенного внимания правительственных структур резко возросло внимание к такому важному инструменту территориального управления, как стратегическое планирование. Происходящие позитивные изменения социально-экономических показателей жизнедеятельности регионов во многом связаны, на наш взгляд, с результативными попытками использования этого управленческого инструмента.
Другими словами, в последние полтора-два десятилетия актуальность и практическая применимость стратегического подхода в региональном управлении существенно возросли, чему способствовали централизованные требования и усилия, в частности, в области методического обеспечения. Накопившиеся в регионах методический багаж и практический опыт, несмотря на отсутствие в российском законодательстве норм о единой комплексной системе государственного планирования регионального и территориального развития, позволяют формировать и реали-зовывать серьёзные стратегические программы социально-экономического развития на долгосрочной основе.
Результатами осуществления таких программ является достижение перспективных индикаторов и показателей экономического роста, а также формирование соответствующего инвестиционного климата и инновационного ландшафта. При этом внимание и усилия как руководителей, так и разработчиков стратегических программ должны быть сосредоточены на решении ключевых региональных проблем как хронических, так и вновь появляющихся. Проявление и обострение этих проблем, как правило, носит спонтанный, непоследовательный и плохо прогнозируемый характер, что существенно затрудняет их идентификацию, анализ и предупреждение .
К числу наиболее распространённых проблем регионального управления специалисты часто относят:
- ужесточение конкурентной борьбы на региональных рынках,
- дефицит основных производственных ресурсов,
- разрыв хозяйственных связей,
- высокий уровень невыполнения контрактных обязательств,
- схоластику рыночных процессов,
- различия стартовых условий и ресурсной базы территорий,
- большой территориальный разброс производительных сил,
- низкую производительность труда,
- устаревший парк технологического оборудования градообразующих предприятий и производства;
- недостаток инвестиций,
- низкий уровень инновационной деятельности,
- неразвитость социальных институтов,
- наличие некачественных коммуникаций,
- коррупционные проявления и др.
Вместе с тем целый ряд хронических проблем, включая, например, слабую структурированность общества, изъяны административного разделения территорий, региональную разобщённость, сложности и недостаточность финансирования социальных проектов, трудные климатические условия и др., по своему масштабу выходят за рамки возможностей конкретных регионов и должны решаться совместно с другими субъектами или комплексно на правительственном уровне.
Современное состояние рыночной среды, её изменчивость, динамизм и стохастический характер самым непосредственным образом влияют на процесс национального и регионального экономического развития. В рамках национальной экономики данное влияние осуществляется на всех её уровнях. В начальный период формирования рыночных отношений основным носителем институциональных преобразований выступал макроуровень, где устанавливались новые «правила игры» для хозяйствующих субъектов. В дальнейшем по мере развития и укрепления предпринимательства, а также вследствие отхода государства от активного воздействия на рыночную конъюнктуру «центр тяжести» с макроуровня смещается на микроуровень, где бизнес-организации, решая в новых экономических условиях многочисленные конкретные задачи, связанные с выживанием, налогообложением, маркетингом, поставщиками и потребителями, начинают постепенно играть всё более значимую роль в экономическом развитии.
Однако тенденции последнего десятилетия указывают на то, что по ходу совершенствования рыночных отношений и возрастания конкуренции резко усилилась объективная потребность в целенаправленном развитии экономических отношений на мезоуровне, причём эта потребность в равной мере распространяется как на регионы страны, так и на отрасли народного хозяйства, включая базовые отрасли промышленности. Именно на мезоуровне сегодня решаются ключевые задачи социально-экономического развития, разрабатываются и реализуются многочисленные федеральные целевые программы. В этой связи представляется весьма актуальной и интересной с исследовательской точки зрения задача обеспечения экономической безопасности процесса стратегического развития регионов и промышленных отраслей в рамках соответствующих государственных программ.
В общем виде экономическая безопасность как на макро-, так и на мезоуровне представляет собой достаточно сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, отражающее широкий спектр различных внешних и внутренних угроз. В соответствии с законодательством под экономической безопасностью государства понимается состояние защищённости национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов [1,6].
Экономическая безопасность государства определяется уровнем развития производительных сил, характером социально-экономических отношений, уровнем научно-технологического развития, внутрихозяйственными ресурсами и рисками, внешнеэкономическими связями, внешнеполитической обстановкой и др. Материальную основу экономической безопасности составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость. Очевидно, что развитие субъектов национального хозяйства - одна из главных составляющих общей экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности противодействия негативным внешним и внутренним угрозам и, наоборот, при активно функционирующей экономике возможности и шансы преодоления негативных рисков существенно повышаются.
Обобщая целый ряд мнений, изложенных в различных библиографических источниках, можно выделить еле дующие ключевые факторы экономической безопасности: промышленный и оборонный потенциал, уровень агропромышленного производства, запасы природных ресурсов, географическое положение, уровни социально-демографического и научно-технологического развития, уровень правового и информационного обеспечения, а также эффективность государственного управления социально-экономическими преобразованиями. Наличие и приоритетный характер указанных факторов обусловливает кардинальное повышение роли и значимости субъектов экономической деятельности на мезоуровне (регионов и отраслей), так как именно они оказывают решающее влияние на реальное состояние данных факторов.
Региональный уровень экономической безопасности является важнейшим структурным элементом национальной безопасности, так как именно здесь реализуются основные цели и задачи государственной политики. В то же время, решая задачи обеспечения экономической безопасности региона, следует принимать во внимание критерии и относящиеся к государству в целом, и учитывающие специфику экономической безопасности территории, отдельных организаций, функционирующих в данном регионе.
Сущность экономической безопасности региона в большинстве исследований трактуется по аналогии с экономической безопасностью национальной экономики. Наиболее часто под экономической безопасностью региона понимают совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность экономики, устойчивость и поступательность её развития, степень независимости и интеграции с экономикой страны, а также способность региональных органов государственной власти создавать механизмы реализации и защиты интересов хозяйствующих субъектов, поддержания социально-экономической стабильности территориального сообщества.
В функциональном плане экономическая безопасность регионов включает совокупность текущего состояния, условий и факторов, отражающих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, а также определённую самостоятельность и независимость в рамках интеграции с экономикой других регионов и национальной экономикой в целом. В содержательном плане экономическая безопасность тесно связана с другими видами безопасности, включая научно-техническую, продовольственную, демографическую, экологическую, информационную безопасность и др., и в совокупности с ними характеризует общую (национальную или региональную) безопасность.
Экономическая безопасность регионов характеризуется:
- способностью реагировать на резкие геополитические изменения в стране, проводить масштабные экономические мероприятия по неотложным социально-экономическим и экстремальным ситуациям, прогнозировать, анализировать, учитывать, предупреждать и предотвращать критические риски регионального развития;
- возможностью осуществлять собственную экономическую политику, оказывать безвозмездную или взаимовыгодную помощь другим регионам на краткосрочной или долгосрочной основе, стабильно поддерживать соответствие действующих на территории экономических нормативов общепринятым в национальной и мировой практике;
- соблюдением соответствующих законодательных актов, положений, инструкций, норм, стандартов.
Кроме того, постоянно усложняющиеся задачи регионального развития выдвигают повышенные требования к такому аспекту, как кадровая безопасность. При этом вопрос состоит не только в том, чтобы подготовить штат компетентных специалистов, но и в том, чтобы подготовленные профессионалы обладали повышенным уровнем ответственности и морально-этических ценностей, а также внутренним иммунитетом к коррупционным проявлениям.
Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций, вызывающих угрозы экономической безопасности территории, выступают различные внешние и внутренние факторы. На факторы внешней среды регион не может оказывать прямого воздействия, а значит, должен к ним адаптироваться. Факторы внутренней среды являются управляемыми, и, воздействуя на них, можно управлять безопасностью региональной социально-экономической системы.
Следует отметить, что при стратегическом управлении территориями наряду с перечнем критических проблем необходимо учитывать и комплекс угроз, а также их динамику. Среди актуальных угроз региональному развитию можно выделить:
- ослабление ресурсной базы развития, включая устаревание, расхищение или непрофильное использование производственных ресурсов;
- демографический спад;
- снижение кадрового и интеллектуального потенциала;
- проявление социального недовольства и коррупции;
- утрату конкурентных преимуществ и потерю конкурентоспособности;
- установление финансового контроля со стороны капитала других регионов и стран;
- наличие резких региональных различий и резкая дифференциация параметров региональной социально-экономической системы;
- информационные диверсии и др.
Указанные факторы безопасности, на наш взгляд, необходимо учитывать в региональных стратегических разработках в качестве приоритетных задач региональной экономической политики, которая, в свою очередь, должна быть, главным образом, нацелена [1, 5]:
- на активизацию собственных ресурсов, источников и центров развития;
- выбор и формирование приоритетов опережающего развития;
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством региона;
- локализацию и элиминацию депрессивного состояния отдельных территорий;
- преодоление внутрирегиональных диспропорций и барьеров;
- структурную реструктуризацию экономических процессов;
- создание территориально-производственных комплексов, гибко реагирующих на конъюнктурные изменения рынка.
В перечне важных стратегических направлений, которые следует предусматривать и реализовывать в долгосрочных региональных программах социально-экономического развития, следует особо выделить необходимость формирования различных интеграционных структур, которые могут не только способствовать развитию горизонтальных связей, стиранию дискриминационных различий и повышению конкурентоспособности региона, но и обеспечивать более высокий уровень экономической безопасности при одновременном повышении открытости и прозрачности протекающих в регионе ключевых социально-экономических процессов.
Рассмотренные положения, факторы и угрозы в своей совокупности и по отдельности выступают в качестве основной причины появления и эскалации соответствующих различий в функционировании и развитии регионов и отраслей. Такие различия, обусловленные принципиальным несоответствием уровня развития производительных сил и технологий, гетерогенностью географических и демографических условий и ряда других причин, между конкретными регионами (или структурно-функциональными диспропорциями в промышленных отраслях) представляют собой значительные препятствия в процессе реализации стратегических задач и одновременно могут рассматриваться как наиболее сильные риски в обес-печешш экономической безопасности.
В частности, эскалация институциональных различий в функционировании и развитии регионов и отраслей существенно осложняет систему принятия и реализации стратегических решений в рамках государственного, регионального или отраслевого управления, вызывает социальную напряжённость, несогласованность и сбои во взаимодействиях экономических субъектов, приводит к возрастанию кризисных рисков, к «усилению сильных» и «ослаблению слабых», появлению депрессивных отраслей и регионов [4].
Таким образом, в настоящее время ключевой стратегической задачей процесса управления экономической безопасностью на макро-, мезо- и частично микроуровне становится выравнивание институциональных условий функционирования и развития регионов и промышленных отраслей путём устранения научно-технологического и социально-экономического неравенства (дифференциации) данных субъектов национального хозяйства. Одним из наиболее важных условий этой задачи является идентификация различий с целью принятия и реализации соответствующих организационно-правовых и финансово-экономических решений на объективной основе.
В качестве методической базы для диагностики и идентификации институциональных различий З.В. Братина и И.К. Киселев рекомендуют использование официальной «Методики расчёта комплексной оценки социально-экономического развития регионов», разработанной Минэкономразвития и Минфином России, а также построение рейтингов и комплексных оценок и оценку различных составляющих социально-экономического развития [2].
Построение посредством методов сравнения, ранжирования и трейдинга осуществляется относительно просто и предполагает получение упорядоченных оценок сравнительного положения рассматриваемых объектов. Для оценки составляющих социально-экономического развития могут применяться разные методы, среди которых авторы выделяют метод кривой Лоренца, характеризующий графически неравномерность распределения исследуемого признака, коэффициент Джинн (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения от линии их равномерного распределения, децильные группы, которые предполагают разбивку совокупности объектов на 10 групп с возрастанием исследуемого признака, а также средние величины и показатели вариации, характеризующие обобщённое значение признака.
Промышленная отрасль и регион часто и обоснованно в научных исследованиях рассматриваются как сложная открытая система, включающая в себя множество составляющих компонентов, находящихся между собой в определённых отношениях. Такое рассмотрение хозяйствующего субъекта предполагает, что одни компоненты в процессе своего функционирования в рамках системы должны обязательно взаимодействовать с другими, т.к. ослабление и, тем более, отсутствие данных взаимодействий противоречит функциям и задачам системы. Однако, с другой стороны, системные закономерности свидетельствуют о неизменном и объективном проявлении такого её атрибута, как неравномерность развития отдельных компонентов и, как следствие, возникновение различий, диспропорций и противоречий между ними [5].
Исходя из этого в политике экономической безопасности необходимо предусматривать такие меры и условия, которые в рамках системы смогли бы обеспечивать устранение отставания компонентов-аутсайдеров при минимальном (или, в идеальном варианте, отсутствующем) сдерживании компонентов-лидеров. Решению данной проблемы, на наш взгляд, могли бы способствовать такие рекомендации институционального характера, как создание базовых регионов (по аналогии с базовыми промышленными отраслями), а также формирование автономных групп регионов и отраслей, решающих аналогичные задачи социально-экономического развития, имеющих идентичные ресурсные условия и схожие интересы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ).
2. Казанцев, C.B. Угрозы и защищённость экономики России: опыт оценки [Текст]/ отв. ред. С. В. Казанцев, В. В. Карпов. - Новосибирск, 2016. - 280 с.
3. Прогноз научно-технологического развития Воронежской области по направлению «АПК и пищевая промышленность до 2030 года» [Текст]: монография/ И.Ф. Хицков, В.Ф. Печеневский, В.Г. Закшевский [и др.] .- Воронеж, 2014. -93 с.
4. Саликов, Ю.А. Инновационный ландшафт - приоритетное условие промыш-ленно-территориального развития [Текст]/ Ю.А. Саликов, Н.И. Кузьменко // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий,- 2015. - № 1 (63).- С. 204-209.
5. Саликов, Ю.А. Факторы национальной и экономической безопасности в стратегиях развития регионов [Текст]/ Ю.А. Саликов, Н.И. Кузьменко // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях»,- 2016.- С. 514-519.
6. Хорев, А.И. Экономическая безопасность в системе стратегического развития региона [Текст]/ А.И. Хорев, Ю.А. Саликов // Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы».-2016,- С. 328-331.
7. Экономическая безопасность России: общий курс [Текст]: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., переработанное и дополненное. М., 2009,- С. 14.
REFERENCES
1. Zakon Rossiyskoy Federatsii «О bezopasnosti» (v redaktsii Ukaza Prezidenta RF ot 24 dekabiya 1993 goda № 2288 i Federal'nogo zakona ot 25 iyulya 2002 goda № 116 -FZ) [The Russian Federation law "On security" (as amended by the presidential Decree of 24 December 1993 No. 2288 and the Federal law of 25 July 2002 № 116-FZ)] (Russian).
2. Kazantsev S.V., Karpov V.V. Ugrozy i zashchishchennost' ekonomiki Rossii: opyt otsenki [Threats and security of the Russian economy: the experience of evaluation], Novosibirsk, 2016, 280 pp. (Russian).
3. Hitskov I.F., Pecinovsky V.F., Zakrzewski V.G., Naraina J.V., Kosarev V.I. Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Voronezhskoy oblasti po napravleniyu «АРК i pishchevaya promyshlennost' do 2030 goda» [Forecast of scientific and technological development of the Voronezh region in the direction of "agriculture and food industry up to 2030"], Voronezh, 2014, 93 pp. (Russian).
4. Salikov Yu.A., Kuzmenko N.I. Innovatsionnyy landshaft - prioritetnoe uslovie promyshlenno-territorial'nogo razvitiya [Innovative landscape is a priority condition of industrial and territorial development] Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo uni-versiteta inzhenernykh tekhnologiy, 2015, No 1 (63), pp. 204-209 (Russian).
5. Salikov Yu.A., Kuzmenko N.I. Faktory natsional'noy i ekonomicheskoy bezopasnosti v strategiyakh razvitiya regionov [Factors of national and economic security in the development strategies of the regions] Mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Strategirovanie prostranstvennogo razvitiya territoriy Rossii v novykh ekonomich-eskikh realiyakh», 2016, pp. 514-519 (Russian).
6. Horev A.I., Salikov Yu.A. Ekonomicheskaya bezopasnost' v sisteme strate-gicheskogo razvitiya regiona [Economic security in the system of strategic development of the region] Materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: problemy i perspektivy, 2016, pp. 328-331 (Russian).
7. Pod red. V.K. Senchagova Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: obshchiy kurs [Economic security of Russia: General course: the textbook], Moscow, 2009, pp. 14 (Russian).