Краткое сообщение/Short message_
УДК 338.2 ~ DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-2-382-387_
Многоуровневая структура обеспечения бюджетной безопасности _государства_
Юрий А. Саликов 1 [email protected] Любовь Н. Чайковская 1 [email protected] _Ольга М. Пасынкова 1 [email protected]_
1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия Реферат. Финансовая основа устойчивого социально-экономического развития государства во многом определяется состоянием его бюджетной системы, что актуализирует исследования в области бюджетной безопасности государства. Определенный интерес, по нашему мнению, вызывает рассмотрение бюджетной безопасности страны как системы. Основываясь на устройстве бюджетной системы РФ, авторами предложена многоуровневая структура обеспечения бюджетной безопасности государства. Система бюджетной безопасности государства включает три уровня: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. На каждом уровне система бюджетной безопасности формируется следующими основными подсистемами: нормативно-правовое обеспечение и регулирование бюджетной безопасности; субъект управления бюджетной безопасностью; объект управления бюджетной безопасностью; оценка состояния и результатов обеспечения бюджетной безопасности. Система бюджетной безопасности является открытой и осуществляет постоянное взаимодействие с внешней средой. На трансформацию параметров системы бюджетной безопасности оказывают влияние экзогенные и эндогенные факторы, формирующие угрозы бюджетной безопасности государства.Внешнеэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура порождает экзогенные факторы. Данные факторы, формируют угрозы направленные на подрыв финансовой системы государства и ее устойчивости. Различные сферы жизни общества государства порождают эндогенные факторы, представляющие собой проблемы внутреннего характера. Таким образом, в сложившихся условиях хозяйствования следует признать важность формирования эффективных механизмов обеспечения бюджетной безопасности государства, что позволит укрепить финансовую основу устойчивого социально-экономического развития государства и повысить бюджетную обеспеченность его граждан.
Ключевые слова: бюджетная безопасность, система бюджетной безопасности_
_Multilevel structure of state budgetary security provision_
Yurii A. Salikov 1 [email protected] Lubov' N. Chaikovskaya 1 [email protected] _Olga M. Pasynkova_1 [email protected]_
1 Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia
Summary.The financial basis for sustainable social and economic development of the state is largely determined by the state of its budgetary system, which actualizes research in the area of state budgetary security. Of particular interest, in our opinion, is the consideration of the budgetary security of the country as a system. Based on the structure of the budgetary system of the Russian Federation, we proposed a multilevel structure for ensuring budgetary security of the state. The system of budgetary security of the state includes three levels: macrolevel, meso level and microlevel. At each level, the system of budgetary security is formed by the following major subsystems: regulatory and legal support and regulation of budgetary security; the subject of budgetary security management; object of budgetary security management; Assessment of the state and results of budget security. The system of budgetary security is open and carries out constant interaction with the external environment. The transformation of the parameters of the budgetary security system is influenced by exogenous and endogenous factors that form threats to the budget security of the state. Foreign economic and foreign policy conjures up exogenous factors. These factors form threats aimed at undermining the state's financial system and its sustainability. Different spheres of life of the society of the state generate endogenous factors, which are internal problems. Thus, in the current conditions of management, it is important to recognize the importance of creating effective mechanisms for ensuring budgetary security of the state, which will strengthen the financial basis for sustainable social and economic development and improve the budget provision of citizens. Keywords :budgetary security, budgetary security system
В современных экономических реалиях, стабильное функционирование государства и его субъектов во многом зависит от эффективного обеспечения экономической безопасности. В системе экономической безопасности государства важной составляющей является бюджетная безопасность, поскольку финансовая основа устойчивого социально-экономического развития государства во многом определяется состоянием его бюджетной системы. В связи с этим актуальным является изучение структуры обеспечения бюджетной безопасности государства.
Для цитирования Саликов Ю.А., Чайковская Л.Н., Пасынкова О.М. Многоуровневая структура обеспечения бюджетной безопасности государства // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 80. № 2. С. 382-387. (1ог10.20914/2310-1202-2018-2-382-387
Место бюджетной безопасности в системе обеспечения безопасности государства отражено на рисунке 1. Декомпозиция бюджетной безопасности государства, показывает, что основой бюджетной безопасности выступает финансовая безопасность, которая заключается в создании условий устойчивого, надежного функционирования финансовой системы страны, успешного преодоления внутренних и внешних угроз в финансовой сфере [1].
Для уточнения экономической сущности категории бюджетная безопасность, авторами
For citation
Salikov Y.A., Chaikovskaya L.N., Pasynkova O.M. Multilevel structure of state budgetary security provision. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2018. vol. 80. no. 2. pp. 382-387. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2018-2-382-3 8
было проведено терминологическое исследование, по результатам которого были выявлены следующие подходы к определению «бюджетная
безопасность»: управленческий, системный, балансовый, комплексный, оценочный и условный.
Национальная безопасность государства Экономическая безопасность государства
Финансовая безопасность государства
Бюджетная безопасность государства Budgetary security of the state
Financial security of the state Economic security of the state National security of the state
Рисунок 1. Декомпозиция бюджетной безопасности государства Figurel. Decomposition of state budget security
Определенный интерес, по нашему мнению, вызывает рассмотрение бюджетной безопасности страны как системы. Основываясь на устройстве бюджетной системы РФ, авторами предложена структура многоуровневой бюджетной безопасности (рисунок 2).
В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устрой-
стве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2]. Таким образом, бюджетная система РФ имеет трехуровневую структуру. В соответствии с этим система обеспечения бюджетной безопасности страны так же включает три уровня: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.
Рисунок 2. Многоуровневая структура системы бюджетной безопасности государства Figure 2. Multilevel structure of the state budgetary security system
управления бюджетной
На каждом уровне система бюджетной безопасности формируется следующими основными подсистемами:
— нормативно-правовое обеспечение и регулирование бюджетной безопасности;
— субъект управления бюджетной безопасностью;
— объект безопасностью;
— оценка состояния и результатов обеспечения бюджетной безопасности.
Необходимо отметить, что уровни и подсистемы бюджетной безопасности взаимодействуют друг с другом, основываясь на принципе обратной связи. Посредством этого достигается динамическое взаимодействие всех элементов в системе бюджетной безопасности.
Охарактеризуем выделенные подсистемы бюджетной безопасности на каждом уровне. По результатам проведённого мониторинг нормативно-правовых документов, размещенных на официальном сайте Министерства Финансов РФ [3], выделено следующее содержание
подсистемы нормативно-правового обеспечения и регулирования бюджетной безопасности государств, представлеенное в таблице 1.
В подсистему субъекта управления бюджетной безопасностью по выделенным уровням включаются:
— на макроуровене: руководители и федеральные органы государственной власти Российской Федерации, занимающиеся вопросами составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, учета и анализа, контроля за федеральным бюджетом;
— на мезоуровене: руководители и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, занимающиеся вопросами составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, учета и анализа, контроля за бюджетами субъектов РФ;
—на микроуровене: руководители и органы местного самоуправления, занимающиеся вопросами составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, учета и анализа, контроля за местными бюджетами.
Таблица 1.
Нормативно-правовое обеспечение и регулирование бюджетной безопасности государства
Table 1.
Normative and legal support and regulation of state budget security
Макроуровень / Macro level
Мезоуровень / Meso level
Микроуровень / Microlevel
Конституция РФ;
Бюджетный кодекс РФ;
Налоговый кодекс РФ (части первая и
вторая);
Федеральные конституционные законы: ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете;
подзаконныенормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам принятые федеральными органами исполнительной власти РФ.
The Constitution of the Russian Federation; Budget Code of the Russian Federation; The Tax Code of the Russian Federation (parts one and two);
Federal constitutional laws: the Federal Law "On the Budget Classification of the Russian Federation", the Federal Law "On General Principles of the Organization of Local Self-Go vernment in the Russian Federation", the Federal Law "On the Financial Basis of Local Self-Go vernment in the Russian Federation", the annual federal laws on the federal budget; subordinate normative legal acts on budget-legal issues adopted by the federal executive authorities of the Russian Federation.
Законы субъектов РФ о региональных бюджетах и территориальных внебюджетных фондов, законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на территории субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам
принятые органами
исполнительной власти субъектов РФ. The laws of the subjects of the Russian Federation on regional budgets and territorial extra-budgetary funds, laws on the budget structure and budgetary process in the territories of the subjects of the Russian Federation;
subordinate normative legal acts on budget-legal issues adopted by the executive authorities of the subjects of the Russian Federation.
Нормативно - правовые акты органов местного самоуправления: решение о местном бюджете соответствующего муниципального образования, о местных налогах и др., устав муниципального образования
определяет порядок разработки, рассмотрения, исполнения местного бюджета, предусматривает формы отчетности об исполнении бюджета; подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам принятые
исполнительными органами местного самоуправления.
Normative and legal acts of local self-government bodies: a decision on the local budget of the relevant municipal formation, local taxes, etc., the charter of the municipal formation determines the procedure for the development, review, implementation of the local budget, and provides forms for reporting on budget execution; subordinate normative legal acts on budget-legal issues adopted by the executive bodies of local self-government
<ВетШК&ТУИТ/Фгоиг£^ о/Т. 80, № 2, 2018-
Основными задачами руководителей и органов государственной власти, входящих в подсистему субъекта управления бюджетной безопасностью являются [4-6]:
— обеспечить устойчивость экономического развития страны;
— обеспечить устойчивость финансовой системы государства с поддержанием основных финансово-экономических показателей на заданном уровне (избежание дефицитов бюджетов всех уровней, полное покрытие обязательств государства как внешних так и внутренних, уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов, с учетом оптимальной налоговой нагрузки и др.)
— нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых факторов (государств, транснациональных корпораций, субгосударственных группировок и др.), теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
— предотвращать крупномасштабную утечку капитала из страны, ограничивать перелив капитала из реального сектора экономики;
— предотвращать конфликты на всех уровнях власти государства связанные с распределением и использованием бюджетных ресурсов страны;
— проводить профилактику по предотвращению преступлений и административных правонарушений в сфере государственных финансов.
В подсистему объекта управления бюджетной безопасностью на каждом уровне включаются:
— безопасность в сфере поступления доходов бюджета;
— безопасность в сфере осуществления расходов бюджета;
— поддержание на безопасном уровне дефицита бюджета и долга;
— безопасный уровень налоговой нагрузки;
— безопасный уровень собираемости налоговых платежей и т. п.
Бюджеты и налоги в соответствии с выделенными уровнями бюджетной безопасности разграничиваются следующим образом:
— макроуровень включает объекты бюджетной безопасности относящиеся к федеральному бюджету и федеральным налогам и сборам;
— мезоуровень включает объекты бюджетной безопасности относящиеся к региональным бюджетам (в частностибюджетам республик, областей, краев, автономных областей, а также бюджетам городов федерального назначения) и региональным налогам и сборам;
— микроуровень включает объекты бюджетной безопасности, относящиеся к бюджетам муниципальных образований (в частности бюджетам муниципальных районов, бюджетам городских округов, бюджетам внутрегородских и муниципальных образований городов Федерального значения, бюджетам городских и сельских поселений) и местным налогам и сборам.
Подсистема оценки состояния и результатов обеспечения бюджетной безопасности государства представляет собой эффективную систему комплексного мониторинга основных индикаторов финансово-экономических процессов в стране. Методическая сложность заключается в разработке точных критериев и уровней пороговых значений показателей бюджетной безопасности.
Система бюджетной безопасности является открытой и осуществляет постоянное взаимодействие с внешней средой, следовательно, состояние бюджетной безопасности можно охарактеризовать как состояние динамического и не всегда устойчивого равновесия. На трансформацию параметров системы бюджетной безопасности оказывают влияние экзогенные и эндогенные факторы, формирующие угрозы бюджетной безопасности государства.
Внешнеэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура порождает экзогенные факторы. Данные факторы, формируют угрозы направленные на подрыв финансовой системы государства и ее устойчивости.
К наиболее значимым экзогенным факторам, формирующим угрозы бюджетной безопасности государства, относятся:
— изменение конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Сырьевая направленность экономики РФ, обуславливает болезненное реагирование бюджетной системы на снижение мировых цен на энергоносители;
— изменение конъюнктуры на мировом финансовом рынке. Например, покупательная способность жителей государства значительно снижается вследствие изменения валютного курса рубля по отношению к иностранным валютам;
— санкции Запада, направленные против России. Политические и экономические ограничения связи стран с РФ приводят к ограничению рынка сбыта продукции отечественных производителей. Так же следствием действия санкция является снижение инвестиционной привлекательности РФ.
Различные сферы жизни общества государства порождают эндогенные факторы, представляющие собой проблемы внутреннего характера.
Основными эндогенными факторами, формирующими угрозы бюджетной безопасности государства, являются [5-7]:
— неоптимальное распределение налоговых льгот, вследствие чего у налогоплательщиков фиксируется низкая платёжная дисциплина;
— централизация государственных финансов, вследствие чего происходит снижение мотивации по наращиванию доходного потенциала на уровне субъектов и муниципалитетов;
— значительный разброс регионов государства по доходному потенциалу;
ЛИТЕРАТУРА
1 Бобошко Н.М. Налогово-бюджетная безопасность в системе экономической безопасности страны // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2 (19). С. 74-78.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. М.: СПС «Гарант», 1998.
3 Официальный сайт Министерства Финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru
4 Гайдук В.В. Бюджетная безопасность как фактор эффективной национальной экономики // Региональная экономика и управление. 2015. № 2-1 (05). С. 46-49.
5 Галухин А.В. Бюджетная безопасность государства как условие для экономического роста // Проблемы развития территории. 2016. № 4 (84). С. 89-108.
6 Искакова АР. Угрозы бюджетной безопасности Российской Федерации // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016. № 35. С. 14-18.
7 Дуванова Ю.Н., Чайковская JI.H. Угрозы экономической безопасности предприятий Воронежской области // Стратегические задачи макроэкономического регулирования и пространственного развития. Сборник научных трудов. Материалы II международной научно-практической конференции научных и научно-педагогических работников общего и профессионального образования. 2017. С. 68-74.
8 Hormati A et al. The Effect of Budgetary Participation on Budgetary Slack Using Budgetary Ethical Compliance // International Journal of Economics & Business Administration (1JEBA). 2017. №. 2. P. 83-99.
9 Chen D. F. et al. The Relationships among Budgetary Slack, Customers' Relationship Quality and Organizational Performance // Advanced Applied Informatics (IIAI-AAI), 2016 5th IIAI International Congress on. IEEE. 2016. P. 1157-1161.
10 Bostan I. Juridical tools of Governmental nature used to mitigate various difficulties of the Financial and Budgetary System // Annals of the AlexandruIoanCuza University-Economics. 2014. V. 61. №. 2. P. 133-148.
11 Boldrin M., De Nardi M., Jones L. E. Fertility and social security // Journal of Demographic Economics. 2015. V. 81. №. 3. P. 261-299.
12 Stiglitz J. E., Rosengard J. K. Economics of the Public Sector // Fourth International Student Edition. WW Norton & Company, 2015.
REFERENCES
1 Boboshko N.M. Fiscal security in the system of economic security of the country. Innovatsionnoe razviyie ekonomiki [Innovative development of the economy] 2014. no. 2 (19). pp. 74-78. (in Russian)
— нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств,рост дефицитности и долговой нагрузки регионов,низкое качество бюджетного планирования и прогнозирования.
В сложившихся условиях хозяйствования следует признать острую необходимость и высокую важность формирования эффективных механизмов обеспечения бюджетной безопасности [8-12], что укрепит финансовую основу устойчивого социально-экономического развития государства и повышения бюджетной обеспеченности его граждан.
2 Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145 FZ [Budget Code of the Russian Federation" of July 31, 1998 No. 145-FZ] Moscow, SPS "Garant", 1998. (in Russian)
3 Ofitsialnyi sait Ministerstva Finansov RF [Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation] Available at: https://www.minfin.ru (in Russian)
4 Gaiduk V.V. Budgetary security as a factor of an effective national economy. Regionalnaia ekonomika i upravlenie [Regional economy and management] 2015. no. 2-1 (05). pp. 46-49. (in Russian)
5 Galukhin A.V. Budgetary security of the state as a condition for economic growth. Problemy razvitiia territorii [Problems of territory development] 2016. no. 4 (84). pp. 89-108. (in Russian)
6 Iskakova AR. Threats to budgetary security of the Russian Federation. Problemy sovremennoi ekonomiki Novosibirsk [Problems of modern economy (Novosibirsk)] 2016. no. 35. pp. 14-18. (in Russian)
7 Duvanova Yu. N., Tchaikovskaya L.N. Threats to economic security of enterprises in the Voronezh Region Strategicheskie zadachi makroekonomicheskogo reguliro-vaniia i prostranstvennogo razvitiia Sbornik nauchnykh tru-dov Materialy II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh rabot-nikov obshchego i professionalnogo obrazovaniia [Strategic objectives of macroeconomic regulation and spatial development. Collection of scientific papers. Materials of the II International Scientific and Practical Conference of Scientific and Scientific Pedagogical Workers of General and Professional Education] 2017. pp. 68-74. (in Russian)
8 Hormati A. et al. The Effect of Budgetary Participation on Budgetary Slack Using Budgetary Ethical Compliance. International Journal of Economics & Business Administration (IJEBA). 2017. no. 2. pp. 83-99.
9 Chen D. F. et al. The Relationships among Budgetary Slack, Customers' Relationship Quality and Organizational Performance. Advanced Applied Informatics (IIAI-AAI), 2016 5th IIAI International Congress on. IEEE. 2016. pp. 1157-1161.
10 Bostan I. Juridical tools of Governmental nature used to mitigate various difficulties of the Financial and Budgetary System. Annals of the AlexandruIoanCuza University-Economics. 2014. vol. 61. no. 2. pp. 133-148.
11 Boldrin M., De Nardi M., Jones L. E. Fertility and social security. Journal of Demographic Economics. 2015. vol. 81. no. 3. P. 261-299.
12 Stiglitz J. E., Rosengard J. K. Economics of the Public Sector. Fourth International Student Edition. WW Norton & Company, 2015.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Юрий А. Саликов д.э.н., профессор, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]
Любовь Н. Чайковская к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, [email protected]
Ольга М. Пасынкова к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский Государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, [email protected]
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА
все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ПОСТУПИЛА 17.03.2018 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 18.04.2018
INFORMATION ABOUT AUTHORS Yurii A. Salikov Dr. Sci. (Econ), professor, department of Economic Security and Financial Monitoring, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]
Lubov' N. Chaikovskaya Cand. Sci. (Econ.), associate professor, department of Economic Security and Financial Monitoring, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]
Olga M. Pasynkova Cand. Sci. (Econ.), associate professor, department of Economic Security and Financial Monitoring, Voronezh state university of engineering technologies , Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]
CONTRIBUTION
all authors equally participated in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST The authors declare no conflict of interest.
RECEIVED 3.17.2018 ACCEPTED 4.18.2018