УДК 330 ББК 65
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АРТУР АЛИХАНОВИЧ МАГОМЕДОВ,
соискатель кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России, старший оперуполномоченный УЭБ и ПК МВД России по Республике Дагестан Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: aamagomedov@mail.ru
Научный руководитель: Гапоненко В.Ф., доктор экономических наук, профессор, Академия управления МВД России Рецензент: Алабердеев Р.Р., кандидат экономических наук, доцент, Академия управления МВД России
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения региональной экономической безопасности. Автор определил их как совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и планомерность развития экономической системы региона.
Ключевые слова: региональная экономическая безопасность, региональные аспекты экономической безопасности, угрозы экономической безопасности региона, общественная безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность.
Annotation. Considered the issues of regional economic security, as a set of conditions and factors characterizing stable, sustainable and balanced development of economic system of the region.
Keywords: regional economic security, regional aspects of economic security threat to the economic security of the region, public safety, food security, environmental security.
В настоящее время существование различных направлений экономической безопасности обусловили наличие существенных взаимосвязей. Так, например, национальная экономическая безопасность государства определяется безопасностью каждого отдельного региона. В Российской Федерации выделение регионального уровня экономической безопасности определяется федеративным устройством государства.
В современной России регионы — это целые огромные территории с особенным географическим положением, природно-ресурсным потенциалом, специфическими федеральными функциями (в первую очередь оборонная, а также транзитная, внешнеэкономическая), обусловливающими значительные различия в транспортных издержках, стоимости электроэнергии и затратах на воспроизводство рабочей силы. Поэтому не всегда возможно реализовать крупные макроэкономические рефор-
мы на уровне страны, поэтому макроэкономическая политика строится с учетом региональных особенностей каждого субъекта.
Однако, анализируя имеющиеся научные труды, мы отмечаем, что региональные аспекты экономической безопасности на сегодняшний день менее проработаны и исследованы в отличие от национальных вопросов экономической безопасности. Более того, в экономической литературе региональной экономической безопасности не всегда уделяют достаточного внимания. Основополагающая причина этого — в недостаточной проработке вопросов экономической безопасности в целом и сложности в определении общих для региональной безопасности методов, критериев и принципов. Следует отметить, что даже в такую категорию, как регион, авторы вкладывают различный смысл. Неудивительно, что в настоящее время идет работа по укреплению экономической и национальной безопасности, методы
приобрели более целенаправленный и планомерный характер, учитывается специфика отдельных регионов.
В этой связи особый интерес представляет рассмотрение различных аспектов региональной экономической безопасности. Мы вправе полагать, что в концепции национальной безопасности различных государств особое место занимают вопросы экономической безопасности, а также аспекты, связанные с устойчивым развитием отдельных регионов. Однако, к сожалению, проведенный анализ показал, что сложившееся в ряде регионов кризисное положение представляет угрозу экономической безопасности и целостности России, это особенно актуально в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
О значимости региональных аспектов экономической безопасности отмечают российские ученые: Басангова К.М., Беспалько А.А., Гапоненко В.Ф., Гранберг А.Г., Гук С.В., Долматов И.В., Илюхина Р.В., Исаев Л.А., Куклин А.А., Олейников Е.А., Романов О.А., Татаркин А.И., Хатаев А.Ц., Чука-нов В.Н., Яковлев В.И., и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Эти ученые отводят особое значение сложностям и проблемам региональной экономической безопасности.
По мнению других специалистов: «Экономическая безопасность регионального хозяйства — это состояние защищенности жизненно важных приоритетов региона в экономической сфере» [7].
Таким образом, по мнению большинства авторов, под региональной экономической безопасностью понимается совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и планомерность развития экономической системы региона, страны.
На уровне региона следует выделять следующие базисные элементы экономической безопасности, в каждом из которых функционирует специфический механизм в рамках общего механизма обеспечения экономической безопасности:
• производство, способствующее развитию интеграционных процессов, сложившейся системе воспроизводства с учетом природно-климатических особенностей региона, неизменным (эффективным) функционированием отдельных экономических субъектов, располо-
женных на территории региона, вне зависимости от их рода занятия и формы собственности; общественные финансы, определяемые устойчивостью финансовой системы и, прежде всего, бюджетной системы региона, возможностью бюджетной системы обеспечить политическую, экономическую и социальную стабильность и варианты развития субъекта, а также эффективное противодействие различным угрозам; инновационные и научно-технические аспекты, характеризующие степень внедрения новых технологий в социально-экономическую сферу уровнем модернизации производства, степенью квалификации сотрудников, занятых научно-техническими исследованиями и разработками; энергетика, возможность стабильного существования энергетической сети, а также возможность обеспечить регион необходимыми ресурсами;
информационные ресурсы — защищенность информации от опасностей, препятствующих результативному применению информации региональными органами управления, гражданами и обществом в целом. Здесь региональные органы власти должны обеспечить возможность доступа социума к информационным ресурсам, прежде всего к информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов (не нарушая коммерческую тайну); уровень социальной напряженности, обусловливаемый степенью расслоения доходов в обществе, уровнем занятости, рождаемости, доступностью школьных и дошкольных учреждений, сферы досуга, медицинских услуг, жилья, услуг связи и других общественных услуг; общественная безопасность, определяемая уровнем защищенности населения региона от преступных посягательств, криминализации, роста коррупции и теневой экономики, от возможности возникновения конфликтов на национальной и религиозной почве; продовольственная безопасность, качество продуктов питания, их доступность, способность бесперебойного обеспечения региона продуктами питания, наличие продовольственных резервов (например, в случае неурожая), способность взаимодействия с другими регионами в целях
бесперебойного обеспечения региона продуктами питания;
• экологическая безопасность, определяемая степенью загрязнения окружающей среды, необходимостью ликвидации негативных последствий техногенных катастроф, степенью развитости экосистемы;
• инфраструктура с позиции постоянного и устойчивого функционирования воспроизводственной системы, отраслей народного хозяйства, формирующих необходимую для экономики региона инфраструктуру;
• сырьевая безопасность — определяется не только наличием природных ресурсов в регионе, но и рациональным использованием имеющейся минерально-сырьевой базы, а также недостаточным вниманием к геологоразведочным работам.
На состояние экономической безопасности региона оказывают влияние значительное количество и разнообразные факторы и угрозы, эти угрозы классифицируются по внутренним и внешним признакам. Внутренние угрозы обусловлены состоянием собственной экономики и социальной сферы, деятельностью или бездеятельностью региональных и муниципальных органов власти, деформацией экономических отношений внутри региона. Иными словами, факторы внутренней среды являются управляемыми, и, воздействуя на них, можно управлять безопасностью региональной экономической системы. Внешние угрозы экономической безопасности региона могут быть связаны с отрицательным влиянием на его экономику внешних факторов, обусловленных экономическим кризисом и политической нестабильностью в стране и в регионе, неопределенностью и несовершенством федеративных отношений, недостатками в деятельности федеральных органов власти и действующей системы государственного регулирования экономики и т.д. На них регион не может оказывать прямого воздействия, а значит, должен к ним адаптироваться.
В настоящее время вопрос об экономической безопасности Северного Кавказа стоит чрезвычайно остро. Подобное возникла из-за того, что в СКФО каждая республика, является единым демократическим правовым государством в составе Российской Федерации и как таковое должно обе-
спечивать свою экономическую безопасность. При обеспечении экономической безопасности регион должен обеспечивать эффективное использование производственного потенциала и природных ресурсов при обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности и социальных условий населении.
Сегодня в России происходит процесс изменения угроз экономической безопасности как страны в целом так и региона, так как существенно изменились ситуация как в мире, так и внутри страны. Многие угрозы потеряли свою остроту, в то время как появились новые вызовы и угрозы экономической безопасности. В этой связи необходимо, прежде всего, определить угрозы национальной безопасности России в экономической сфере с позиций региональных аспектов, так как трансформация многих угроз экономической безопасности обусловлена не только геополитическими, межрегиональными, межнациональными факторами, но и отраслевыми, и региональными.
Необходимо отметить, что современный этап становления российской экономики сопровождается ускорением процессов криминализации экономики регионов, переделом собственности, сращиванием криминальных структур с реальной сферой экономики, с утратой региональными органами управления и контроля за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Корпоративный характер управления ограничивает возможности регионов в регулировании деятельности крупных компаний, холдингов, имеющих корпоративные привилегии. Утрата контроля над региональной экономикой связана также со свободным движением финансовых ресурсов, с их концентрацией в крупных центрах экономики. Специфическим фактором возникновения угроз экономической безопасности СКФО является его положение в общем экономическом пространстве, сосредоточение на его территории природных сырьевых ресурсов, производственного потенциала, транспортных коридоров, связывающих региональные экономики.
Основные региональные проблемы СКФО сегодня сводятся к следующим двум крупным: • необходимость выявления конкретных субъектов округа, где формируются кризисные ситуации такой глубины, при которой возникает угроза национальной безопасности;
• исследование и анализ кризисных ситуаций, обусловленных спецификой того или иного региона в силу его территориальных, природно-климатических, производственных, институциональных, этнографических и иных особенностей. При установлении проблемы регионам необходимо опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять субъекты округа. На основе информации, полученной от органов власти субъектов после их проверки на соответствие критериям экономической безопасности, можно принимать обоснованные решения о минимизации тех или иных угроз.
Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.
В распоряжении органов власти региона должен постоянно находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения возникающих проблем. Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.
Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности крупного региона: показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.); демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата, пенсия в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление
важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования; преступность и др.); динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения; состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших региональных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий; действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования; состояние окружающей среды, экология.
Рассмотрим более подробно пороговые значения индикаторов уровня жизни населения как наиболее важные для регионального уровня управления. В этой области часто используются следующие показатели: доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; средняя продолжительность жизни; разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10 % самых низко доходных групп населения; уровень рождаемости; уровень смертности и заболеваемости от различных причин; сопоставление средней заработной платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом в соседних субъектах округа; уровень безработицы; уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования; уровень преступности.
Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время являются: поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры; обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения; оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда; развитие региональной инфраструктуры.
Таким образом, по нашему мнению, региональная политика государства — это система целей, задач и механизмов регулирования регионального развития страны, направленного на обеспечение основных прав граждан и выполнение функциональной сущности государства. Нерешенность региональных
проблем осложняют национально — и межнационально-этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, деформируют среду обитания людей, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но также угрожает экономической и территориальной целостности Российского государства.
Литература
1. Татаркин А.И., Романова О.А., Куклин А.А., Яковлев В.И. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 78—89.
2. Татаркин Л.И., Куклин А.А., Романова О.А., Чуканов В.Н., Яковлев В.И., Козицин А.А. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. С. 44.
3. Басангова К.М. Обеспечение экономической безопасности и стабильности развития региона в современных условиях: монография. СПб.: Астерион, 2005. С. 35.
4. Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства. Закон и право. 2005. № 9. С. 17—20.
5. Гук С.В., Исаева Л.А. Экономическая безопасность: региональный анализ: монография. Владивосток: Морской гос. ун-т, 2008. С. 49.
6. Долматов И.В. Региональные аспекты обеспечения экономической безопасности II Аудит и финансовый анализ № 1, 2007. С. 23.
7. Блинов А., Шапкин И.Н., Хестер Я. Управление региональным хозяйством. М.: Изд-во Кно-рус, 2009. С. 366.
References
1. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Kuklin A.A., Yakovlev V.I. Economic security as a regional research II Problems of Economics. 1996. No. 6. P. 78—89.
2. Tatarkin L.I., Kuklin A.A., Romanova O.A., Chukanov V.N., Yakovlev V.I., Kozitsyn A.A. Economic security of the region: the unity of theory, research methodology and practice. Ekaterinburg: Publishing house of Ural University, 1997. P. 44.
3. Basangova K.M. Economic security and stability of regional development in modern conditions: monograph. SPb.: Asterion, 2005. P. 35.
4. Gaponenko V.F., Bespalko A.A. Audit, consulting and economic security of the state. Policy and law. 2005. No. 9. P. 17—20.
5. Guk S.V., Isaeva L.A. Economic security: regional analysis: monograph. - Vladivostok: Maritime state University, 2008. P. 49.
6. Dolmatov I.V. Regional aspects of economic security II Audit and financial analysis No. 1 2007. P. 23.
7. Blinov A., Shapkin I.N., Hester J. Management of regional economy. M.: Publishing house KnoRus, 2009. P. 366.
Актуальные проблемы институциональной экономики. Теория и практика. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Magister»). Осипов В.С., Смотриц-кая И.И. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 327 с.
В учебном пособии представлены современные течения институциональной теории: институциональное поле, институт контрактных отношений, институт общественных потребностей и иные важные позиции.
12 учебных кейсов содержат не только теоретический материал для подготовки, но и практические аспекты, необходимые студентам магистратуры и аспирантам при изучении курсов «Институциональная экономика», «Экономическая теория (продвинутый уровень)», «Государственное и муниципальное управление». К кейсам даются вопросы и задания, а также темы для дискуссий.
Для студентов магистратуры и аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям. Может использоваться как для групповых семинарских занятий, так и для самостоятельной работы.