УДК 332.1:338.1
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В РЕГИОНАХ ЦФО В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
НАДЖАФОВА М.Н.,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента,
Курский государственный медицинский университет, [email protected].
МАЛАХОВА СВ.,
кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры специальностей технического и социально-экономического профиля, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected].
Реферат. В вопросах обеспечения устойчивого экономического роста регионов страны немаловажную роль играет формирование рациональной и эффективной системы регионального управления. Система управления регионом должна отвечать ряду требований в соответствии с поставленными социально-экономическими задачами внутри региона и сформированными целями долгосрочного развития в соответствии в общероссийскими стратегическими планами. При этом проблема недостаточной эффективности регионального управления сохраняет свою актуальность уже долгие годы, а в условиях череды экономических кризисов - приобрела еще большую значимость. В ходе исследования проводится оценка тенденций управления экономическим развитием в регионах ЦФО в условиях кризиса на основе анализа динамики ВРП регионов в период 2015-2020 гг. Для целей исследования сформировано три периода для оценки: начало санкционного давления (2015-2017 гг.), накануне начала пандемии (2017-2019 гг.) и в условиях первого года пандемии в сравнении в предшествующими периодами (2015, 20192020 гг.). Выявлено, что санкции 2014 г. и пандемия 2020 г. оказали ощутимое негативное влияние на темпы экономического роста в регионах ЦФО, способствуя их замедлению. На текущем этапе приоритетным направлением становится качественное изменение подходов и методов к управлению регионами, модернизация региональных систем управления должна быть социально ориентирована и адаптирована к условиям конкретного региона.
Ключевые слова: ЦФО, менеджмент, управление регионом, экономический рост, санкции, пандемия, экономический кризис.
MANAGEMENT OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF THE CFD IN A CRISIS
NADZHAFOVA M.N.,
Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Kursk State Medical University, [email protected].
MALAKHOVA S.V.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Lecturer at the Department of Technical Specialties and socio-economic profile, Kursk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected].
Essay. In matters of ensuring sustainable economic growth of the country's regions, an important role is played by the formation of a rational and effective system of regional management. The regional management system must meet a number of requirements in accordance with the socio-economic tasks set within the region and the long-term development goals formed in accordance with the all-Russian strategic plans. At the same time, the problem of insufficient efficiency of regional governance has remained relevant for many years, and in the context of a series of economic crises, it has become even more important. The study assesses the trends in managing economic development in the regions of the Central Federal District in a crisis based on an analysis of the dynamics of the GRP of the regions in the period 2015-2020. For the purposes of the study, three periods were formed for assessment: the beginning of sanctions pressure (2015-2017), on the eve of the start of the pandemic (2017-2019) and in the first year of the pandemic in comparison with previous periods (2015, 2019-
2020) . It was revealed that the sanctions of 2014 and the pandemic of 2020 had a tangible negative impact on economic growth rates in the regions of the Central Federal District, contributing to their slowdown. At the current stage, a qualitative change in approaches and methods to the management of regions becomes a priority, the modernization of regional management systems should be socially oriented and adapted to the conditions of a particular region.
Keywords: Central Federal District, management, regional management, economic growth, sanctions, pandemic, economic crisis.
Введение. Обеспечение устойчивого экономического роста регионов России является важной стратегической задачей в рамках обеспечения экономического развития страны в целом, учитывая ее территориальную протяжённость и федеративное устройство [1]. Это связано с тем, что благоприятная социально-экономическая ситуация, характеризующаяся высоким потенциалом регионов в соответствии с их специализацией - в промышленности, сельском хозяйстве, науке, инновациях и пр., позволяет регионам производить большой объем валового регионального продукта и повышать их собственных доходы
[2]. В результате, это позволяет регионам выйти из категории дотационных и самостоятельно решать свои задачи и проблемы за счет собственных средств, тем самым снижая финансовую нагрузку с федерального бюджета
[3].
Однако формирующаяся в последние годы в стране и ее регионах ситуация является неоднозначной: ввод антироссийских санкций на фоне событий 2014 года стал причиной очередного этапа кризиса в стране, что препятствует достижению целей экономического роста [4]. Несмотря на то, что после 2014 г. экономике удалось адаптироваться к новым условиям, начавшаяся в начале 2020 г. пандемия коронавируса стала очередным фактором усиления кризисных явлений в регионах. Это связано с тем, что пандемия и вынужденная самоизоляция с приостановкой производственно-экономической деятельности нанесли наибольший ущерб именно бизнесу, который играет важную роль в формировании ВРП [5].
В вопросах обеспечения устойчивого экономического роста регионов страны немаловажную роль играет формирование рациональной и эффективной системы регионального управления. Система управления регионом должна отвечать ряду требований в соответствии с поставленными социально-экономическими задачами внутри региона и сформированными целями долгосрочного развития в соответствии в общероссийскими стратегическими планами. При этом проблема
недостаточной эффективности регионального управления сохраняет свою актуальность уже долгие годы, а в условиях череды экономических кризисов - приобрела еще большую значимость, чем и обусловлена актуальность исследования [6].
Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались данные Рос-стата об общем стоимостном объеме валового регионального продукта (ВРП) в целом по России и ЦФО, а также в разрезе регионов ЦФО в период 2015-2020 гг. [7]. В качестве базисного периода для исследования выбран 2015 год, при этом оценка данных в разрезе регионов ЦФО проводится в три этапа по годам, отражающим период начала санкционно-го давления (2015-2017 гг.), допандемический период структурного кризиса (2017-2019 гг.) и период начала пандемии коронавируса (20192020 гг.) и период в сравнении с базисным для исследования периодом (2015 г.). Для целей исследования стоимостные показатели были использованы в фактически действовавших ценах, при этом дается аналитическая оценка темпов роста показателя и уровня инфляции в стране в соответствующем году, а ранжирование регионов осуществлялось в порядке уменьшения объема ВРП в крайнем году по каждому из рассматриваемых периодов. Исследование проводилось с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные и статистические инструменты анализа.
Результаты исследования. Общий объем произведенной регионами внутри страны валовой добавленной стоимости в период 20152019 гг. имел устойчивую тенденцию к росту на 45% за четыре года - с 65,8 трлн. руб. до 95,1 трлн. руб., что является самым высоким уровнем. При этом в 2020 г. на фоне пандемии отмечается сокращение произведенного регионами ВРП до 93,8 трлн. руб., что соответствует снижению на уровне 1,4%. Суммарный объем ВРП регионов ЦФО также имеет общую тенденцию к росту, которая сохранилась в 2020-м пандемическому году, однако
темпы прироста существенно замедлились. Так, в 2015 г. ВРП регионов ЦФО составлял 22,7 трлн. руб., а к 2019 г. вырос на 46% до 33,1 трлн. руб. В 2020 г. отмечается увеличение объема ВРП регионов ЦФО до 33,6 трлн. руб., что свидетельствует о приросте за последний год на уровне всего лишь 1,5%. В целом, можно говорить о том, что в регионах ЦФО объем произведенного ВРП регионов растет более динамично, чем в среднем по стране, что связано с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития данного округа.
Оценка динами ВРП в регионах ЦФО в период 2015-2017 гг. показала, что во всех субъектах ЦФО сохраняется тенденция к росту показателя, но темпы различны, также как и сохраняется дифференциация объема ВРП, что связано с различием регионов по размеру экономик. При этом очевидным лидером остается Москва и область, которые существенно отличаются от прочих регионов ЦФО. Так, в 2017 г. объем ВРП в Москве составил 16,5 трлн. руб., что на 22% выше уровня базисного периода, а в области показатель вырос до 4,3 трлн. руб., что выше 2015 г. на 35%. В оставшихся регионах ЦФО в 2017 г. объем ВРП варьирует в пределах 179-873 млрд. руб., при этом самые низкие значения отмечаются в Костромской и Ивановской областях, а самые высокие (более 800 млрд. руб.) - в Белгородской и Воронежской области, при этом последний занимает 3-е место по размеру ВРП в ЦФО (рисунок 1).
Говоря о динамике ВРП в период 20152017 гг. можно отметить, что наиболее активный прирост сохранился в Калужской области (34,5%), а самые низкие темпы - в Тамбовской области (1,1%). При этом общей для всех регионов общей тенденцией является снижение темпов прироста ВРП в 2016-2017 гг. в сравнении с предыдущим годом. В результате за последний год самый высокий прирост ВРП также отмечается в Калужской (11,6%) и Смоленской (10,5%) области, а самый низкий - в Орловской (1,1%) и Московской (2%) области. В свою очередь в Тамбовской области объем ВРП в 2016-2017 гг. не менялся и был равен 320,6 млрд. руб. Сопоставляя темпы прироста ВРП с темпами инфляции в экономике в данный период, можно сделать вывод о том, что лишь только в части субъектов ЦФО, в которых темп прироста ВРП за три года превысил 21%, динамика роста региональных экономик является положительной. Это связано с тем обстоятельством, что в 2015 г. на фоне предшествующего начала антироссийских санкций, годовая инфляция в стране превысила 12,9%, а в последующие два года была равна 5,4% и 2,5% соответственно, в результате чего за 3 года рост цен в экономике превысил 20%, поэтому увеличение ВРП регионов в пределах данного значения свидетельствует не более чем об «индексации» показателя, при этом качественного экономического роста не происходило.
2 015г. 2 016 г 2 017г. 2 018г 2 019г. 2 020г.
Н ВРП субъектов РФ всего, трлн руб □ ВРП субъектов ЦФО всего, трлн руб
Рисунок 1 - Динамика суммарного объема ВРП в РФ всего и в ЦФО в 2015-2020 гг.
Оценка динамики ВРП в регионах ЦФО в 3-х годах, предшествующих началу пандемии, показала, что дифференциация между регионами сохранилась, а темпы роста показателя также являются довольно невысокими. В 2017-2018 гг. прирост ВРП превысил 10% лишь только в 6-ти регионах из 18-ти, при этом самая высокая динамика отмечается в Липецкой области - 15,7%. Среди прочих регионов ЦФО самый низкий темп прирост ВРП отмечен в Рязанской области - 5,8%, а в других субъектах показатель варьирует в пределах 6-10%, при том, что уровень инфляции в экономике составлял порядка 4,3% за год. Это позволяет сделать вывод о положительной динамике в экономическом росте регионов ЦФО (таблица 1).
К 2019 г. тенденция к росту ВРП в регионах ЦФО сохранилась и усилилась, что подтверждается темпами прироста показателя. В результате, за 2017-2019 гг. самый динамичный рост ВРП отмечен в Курской (22,5%) и Московской (21,1%) областях, также на уровне 20% прирост показателя наблюдался в Калужской и Ивановской областях. В свою очередь самый низкий прирост ВРП за три года отмечается в Липецкой области - 9,1%, в то
время как в прочих субъектах показатель варьирует в пределах 10-20%. При этом уровень инфляции в экономике за три года составил чуть менее 10%, что позволяет говорить о том, что во всех субъектах ЦФО, кроме Липецкой области, в период 2017-2019 гг. отмечалась положительная динамика качественного роста региональных экономик, не связанного с инфляцией.
В результате в 2019 г. накануне пандемии самый большой ВРП по-прежнему отмечен в Москве - 19,8 трлн. руб., а в Московской области - 5,2 трлн. рублей, которые занимают 12 позиции в округе. Замыкает тройку лидеров Воронежская область, где в 2019 г. ВРП превысил 1 трлн. рублей. В пятерку лидеров входит также Белгородская область, где ВРП превысил 955 млрд. рублей, а замыкает ТОП-5 Тульская область с показателем 677 млрд. рублей. В оставшихся регионах ЦФО размер ВРП в 2019 г. варьировал в пределах 204-609 млрд. рублей, что свидетельствует о существенном разбросе показателя. При этом самые низкие значения по-прежнему сохраняются для Костромской, Ивановской и Орловской областей - менее 300 млрд. рублей (таблица 2).
Таблица 1 - Динамика общего объема ВРП в регионах ЦФО в период с начала санкционного давления (2015-2017 гг.)_____
№ Субъект ЦФО Значение, млрд. руб. Изменение, %
2015 г. 2016 г. 2017 г. В 2017 г. к 2015 г. В 2017 г. к 2016 г.
1 Москва 13520,9 15121,5 16538,2 22,3 9,4
2 Московская область 3180,9 4206,5 4290,3 34,9 2,0
3 Воронежская область 806,0 827,9 873,4 8,4 5,5
4 Белгородская область 693,4 778,0 837,3 20,8 7,6
5 Тульская область 477,5 552,3 594,4 24,5 7,6
6 Ярославская область 443,1 498,9 534,5 20,7 7,1
7 Липецкая область 449,0 501,3 522,3 16,3 4,2
8 Калужская область 339,8 409,5 457,1 34,5 11,6
9 Владимирская область 368,5 431,5 449,8 22,1 4,2
10 Тверская область 329,6 397,4 420,7 27,6 5,8
11 Курская область 337,0 379,0 404,8 20,1 6,8
12 Рязанская область 323,1 366,2 395,3 22,3 7,9
13 Брянская область 271,8 316,5 341,2 25,5 7,8
14 Тамбовская область 317,2 320,6 320,6 1,1
15 Смоленская область 256,7 283,7 313,6 22,2 10,5
16 Орловская область 208,2 228,6 231,1 11,0 1,1
17 Ивановская область 180,5 205,8 212,5 17,7 3,2
18 Костромская область 160,6 170,2 178,5 11,2 4,9
Таблица 2 - Динамика общего объема ВРП в регионах ЦФО накануне начала пандемии ко-ронавируса (2017-2019 гг.)___
№ Субъект ЦФО Значение, млрд. руб. Изменение, %
2017 г. 2018 г. 2019 г. в 2018 г. к 2017 г. в 2019 г. к 2017 г.
1 Москва 16538,2 18777,7 19797,1 13,5 19,7
2 Московская область 4290,3 4644,6 5196,1 8,3 21,1
3 Воронежская область 873,4 951,3 1001,8 8,9 14,7
4 Белгородская область 837,3 911,6 955,3 8,9 14,1
5 Тульская область 594,4 666,8 676,8 12,2 13,9
6 Ярославская область 534,5 583,6 609,2 9,2 14,0
7 Липецкая область 522,3 604,4 570,0 15,7 9,1
8 Калужская область 457,1 507,6 549,8 11,1 20,3
9 Владимирская область 449,8 480,0 535,5 6,7 19,0
10 Курская область 404,8 451,0 495,9 11,4 22,5
11 Тверская область 420,7 471,1 488,4 12,0 16,1
12 Рязанская область 395,3 416,2 436,4 5,3 10,4
13 Брянская область 341,2 367,2 399,1 7,6 17,0
14 Тамбовская область 320,6 352,2 353,7 9,9 10,3
15 Смоленская область 313,6 335,1 349,2 6,8 11,4
16 Орловская область 231,1 247,1 266,7 6,9 15,4
17 Ивановская область 212,5 232,5 255,0 9,4 20,0
18 Костромская область 178,5 191,8 203,8 7,5 14,2
Таблица 3 - Динамика общего объема ВРП в регионах ЦФО в условиях первого года пандемии в сравнении с докризисным уровнем__
№ Субъект ЦФО Значение, млрд. руб. Изменение, %
2015 г. 2019 г. 2020 г. в 2020 г. к 2019 г. в 2020 г. к 2015 г.
1 Москва 13520,9 19797,1 19856,7 0,3 46,9
2 Московская область 3180,9 5196,1 5265,4 1,3 65,5
3 Воронежская область 806,0 1001,8 1064,0 6,2 32,0
4 Белгородская область 693,4 955,3 999,1 4,6 44,1
5 Тульская область 477,5 676,8 709,2 4,8 48,5
6 Липецкая область 449,0 570,0 619,2 8,6 37,9
7 Ярославская область 443,1 609,2 617,6 1,4 39,4
8 Калужская область 339,8 549,8 559,2 1,7 64,6
9 Владимирская область 368,5 535,5 554,2 3,5 50,4
10 Курская область 337,0 495,9 535,9 8,1 59,0
11 Тверская область 329,6 488,4 490,8 0,5 48,9
12 Рязанская область 323,1 436,4 455,6 4,4 41,0
13 Брянская область 271,8 399,1 412,3 3,3 51,7
14 Тамбовская область 317,2 353,7 378,7 7,0 19,4
15 Смоленская область 256,7 349,2 358,5 2,6 39,6
16 Орловская область 208,2 266,7 284,5 6,7 36,6
17 Ивановская область 180,5 255,0 271,7 6,5 50,5
18 Костромская область 160,6 203,8 204,4 0,3 27,3
Начало пандемии коронавируса в 2020 г. стало причиной существенного сокращения темпов роста ВРП во всех без исключения регионах ЦФО, в результате чего прирост за период 20192020 гг. не превысил и 8,6%, в то время как уровень инфляции в стране в 2020 г. составил 4,9%.
В результате, лишь только в 6-ти из 18-ти субъектов ЦФО в 2020 г. темп прироста ВРП превысил уровень инфляции, что свидетельствует о сохранении тенденции к экономическому росту, в то время как в оставшихся регионах в данный период наблюдается спад и стагнация, вызван-
ная очередным кризисом на фоне пандемии. В 2020 г. самый высокий темп прироста отмечен в Липецкой и курской областях - более 8%, а самый низкий - в Москве, Костромской и Тверской областях - менее 0,5%. В результате, в 2020 г. самый большой размер ВРП по-прежнему в Москве (19,9 трлн. руб.) и Московской области (5,3 трлн. руб.), также более 1 трлн. рублей ВРП отмечен в Воронежской области. Самое низкое значение наблюдается в Костромской, Ивановской и Орловской областях, где сохраняется объем ВРП в пределах 300 млрд. руб. (таблица 3).
В целом за исследуемый период в регионах ЦФО отмечается динамичный рост номинального объема ВРП, при этом в 6-ти регионах из 18-ти прирост за 6 лет превысил 50%. Так, наиболее динамичный прирост за рассматриваемый период наблюдается в Московской и Калужской областях - около 65%, еще в 4-х субъектах показатель варьирует в пределах 50-60%. Среди прочих регионов ЦФО еще в 5-ти прирост ВРП составил 40-50%, в других 5-ти -в пределах 3040% и лишь только в Калужской области прирост ВРП составил 27,3%. В Москве, характеризующейся наибольшим размером ВРП, за 6 лет прирост составил всего лишь 469%, в то время как в Московской области отмечается более динамичный рост.
Выводы. В целом, можно говорить о том, что санкции 2014-го года и пандемия 2020-го оказали ощутимое негативное влияние на темпы экономического роста в регионах ЦФО, способствуя их замедлению, что требует изменения подходов к управлению региональным развитием с учетом новых реалий. В 2015-2019 гг. общий объем ВРП, суммарно производимого регионами России, сохранял общую тенденцию к росту, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, и достиг 95,1 трлн. руб. Однако в 2020 г. на фоне начавшейся пандемии общий объем валовой добавленной стоимости в стране сократился на 1,4% и составил 93,8 трлн. рублей. В целом по регионам ЦФО тенденция к росту ВРП является устойчивой даже в 2020 г., в результате чего к концу рассматриваемого периода суммарный объем произведенного внутри ЦФО ВРП достиг 33,6 трлн. руб., что равно трети от общего объема по стране. Внутри ЦФО сохраняется дифференциация производимого ВРП между регионами, что обусловлено размерами их экономик. При этом лидирующую позицию занимает Москва и область, на которые
суммарно приходится порядка 75% от общего объема ВРП в федеральном округе. Оценка динамики ВРП по регионам ЦФО в период с начала антироссийских санкций показала, что динамика к экономическому росту сохранилась, однако, учитывая высокий уровень инфляции в данный период, лишь только в нескольких регионах ВРП имеет более высокие, чем инфляция, темпы роста. В свою очередь, период 20172019 гг., предшествующий началу пандемии, характеризовался формированием благоприятной ситуации, в результате чего темпы инфляции в экономике снизились, а темпы прироста ВРП в регионах были довольно высокими и превышали уровень инфляции, что свидетельствует о тенденции к экономическому росту. Однако очередной кризис на фоне пандемии стали причиной существенного снижения темпов роста ВРП в регионах. В результате, в 2020 г. темпы прироста ВРП в регионах ЦФО не превышали и 9%, что существенного ниже динамики роста предыдущих лет. При этом в 2020 г. уровень инфляции в экономике в среднем был равен около 5%, в результате чего лишь только в 6-ти регионах темп прироста ВРП превысил данное значение, что свидетельствует о сохранении тенденции к росту, в то время как в оставшихся субъектах ЦФО наметилось снижение.
Вместе с тем, в условиях усиления инфляции в экономике в периоды кризиса, данные тенденции свидетельствуют о том, что в регионах наметились спад и стагнация, в связи с чем обеспечение устойчивых темпов экономического роста по-прежнему остается важной задачей, актуальность которой только возросла. Ключевым элементом обеспечения устойчивого развития регионов страны является формирование на региональном уровне эффективной системы управления. Оценка тенденций последних лет показала, что существующие в регионах системы управления характеризуются низкой эффективностью, что выражается в снижении основных социально-экономических индикаторов - от ВРП до уровня занятости и безработицы. Поэтому на текущем этапе приоритетным направлением становится качественное изменение подходов и методов к управлению регионами, модернизация региональных систем управления должна быть социально ориентирована и адаптирована к условиям конкретного региона и его внутреннего экономического потенциала.
Список использованных источников
1. Щепанцова Д.П. Роль экономического роста в стратегическом развитии РФ // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 67. - С. 162-166.
2. Бутова Е.О. Научная и инновационная направленность в экономическом развитии регионов // Экономика и управление. - 2020. - Т. 26. - № 2 (172). - С. 146-156.
3. Коростелкин М.М., Васильева М.В. Исследование ВВП и ВРП как основных макроэкономических показателей развития государства и региона // Экономические и гуманитарные науки.
- 2018. - № 11 (322). - С. 58-68.
4. Малкина М.Ю. Устойчивость экономик российских регионов к пандемии 2020 // Пространственная экономика. - 2022. - Т. 18. - № 1. - С. 101-124.
5. Социально-экономические последствия пандемии и способы их нейтрализации в мировой практике / С.А. Беляев, Д.А. Зюкин, В.В. Пасечко и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2022. - №2. - С. 142-150.
6. Логиновский О.В., Золотых С.А., Халдин А.С. Формирование стратегии социально-экономического развития субъекта РФ в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2020. - Т. 20. - № 3. - С. 96-103.
7. Росстат. Национальные счета. Валовой региональный продукт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 21.05.2022).
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Shhepanczova D.P. Rol' e'konomicheskogo rosta v strategicheskom razvitii RF // NovaInfo.Ru.
- 2017. - T. 1. - № 67. - S. 162-166.
2. Butova E.O. Nauchnaya i innovacionnaya napravlennost' v e'konomicheskom razvitii regionov // E'konomika i upravlenie. - 2020. - T. 26. - № 2 (172). - S. 146-156.
3. Korostelkin M.M., Vasil'eva M.V. Issledovanie VVP i VRP kak osnovny'x makroe'konomicheskix pokazatelej razvitiya gosudarstva i regiona // E'konomicheskie i gumanitarny'e nauki. - 2018. - № 11 (322). - S. 58-68.
4. Malkina M.Yu. Ustojchivost' e'konomik rossijskix regionov k pandemii 2020 // Prostranstvennaya e'konomika. - 2022. - T. 18. - № 1. - S. 101-124.
5. Social'noe'konomicheskie posledstviya pandemii i sposoby' ix nejtralizacii v mirovoj praktike / S.A. Belyaev, D.A. Zyukin, V.V. Pasechko i dr. // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2022. - №2. - S. 142-150.
6. Loginovskij O.V., Zoloty'x S.A., Xaldin A.S. Formirovanie strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya sub''ekta RF v sovremenny'x usloviyax // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Komp'yuterny'e texnologii, upravlenie, radioe'lektronika. -2020. - T. 20. - № 3. - S. 96-103.
7. Rosstat. Nacional'ny'e scheta. Valovoj regional'ny'j produkt [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (data obrashheniya 21.05.2022).