Научная статья на тему 'Управленческое образование: новые горизонты качества'

Управленческое образование: новые горизонты качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческое образование: новые горизонты качества»

СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 15 ЛЕТ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ КАЧЕСТВА

I I а современном этапе важнейшим фактором общественного развития и компонентом национального богатства большинства стран мира оказывается человеческий капитал, который представляет собой совокупные способности, знания и умения членов общества, дающие им возможность активно функционировать во всех сферах социальной жизни и тем самым инициировать развитие этих сфер.

Сегодня становится очевидным, что человеческий капитал включает в себя активно действующих людей, опыт, знания, способности которых задействованы в процессах общественного воспроизводства, связывающие их отношения и институты, а также необходимую инфраструктуру, непосредственно обеспечивающую деятельность. В таком контексте человеческий капитал наполняется количественными, но и качественными характеристиками.

Все большую значимость приобретает способность общества определять траектории собственных трансформаций, выбирать стратегические ориентиры для развития и устанавливать правила этого выбора, обусловленные и процессами социальной самоорганизации, и компетентной, ответственной деятельностью, осуществляемой в системе целенаправленного управления обществом. Вследствие этого решающая роль в структуре человеческого капитала отводится способностям, знаниям и опыту людей, задействованным в обеспечении управленческих функций в обществе, а также всей воспроизводимой ими инфраструк-

9

туре, служащей для реализации этих функций. Именно эти обстоятельства позволяют сегодня говорить об управленческом капитале как важнейшем общественном ресурсе, представляющем собой совокупные знания и способности членов общества, позволяющие им эффективно функционировать в сфере управленческого труда, а также ставить в разряд приоритетных и общезначимых вопрос о воспроизводстве и развитии управленческого капитала.

Проблема наращивания управленческого капитала, профессионального менеджерского ресурса с учетом первостепенности его качественных характеристик особенно актуальна для современного российского общества, переживающего период существенных трансформаций, связанных с необходимостью воспроизводства и развития человеческого и инновационного потенциала страны в целом. В этих условиях подготовка профессиональных управленческих кадров становится не только ответом на реальные потребности российского рынка управленческого труда, но и стратегической общественной задачей. На одно из первых мест выдвигается подготовка компетентных специалистов для органов государственной власти и местного самоуправления, для управления рыночной экономикой, государственным и общественным секторами.

За последние пятнадцать лет в России активно шли процессы создания новой системы профессиональной подготовки управленческих кадров. Можно утверждать, что такая система к настоящему времени уже в значительной степени сложилась. В ее рамках реализуются программы среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, целью которых является подготовка компетентных управленческих кадров для новых структур государственной власти и управления с учетом преобразований, осуществляемых в экономической, политической, социальной и административно-управленческой сферах.

Кроме того, в области профессионального управленческого образования практически сложились системы государственных образовательных стандартов различного уровня и направления, образовательных программ, профильных образовательных учреждений. Однако процесс совершенствования этих систем еще продолжается, идет постоянный поиск более эффективных и качественных образовательных технологий в организационной, содержательной, методической и дидактической областях.

В постсоветский период формирование управленческого капитала и системы его воспроизводства шло в основном экстенсивным путем. Развитие управленческого образования в России 1990-х годов связано

дате— да

преимущественно с увеличением его количественных параметров. Расширялся перечень управленческих специальностей и направлений подготовки, росло число управленческих вузов, открывались соответствующие факультеты и специальности в непрофильных вузах, увеличивался набор студентов как на бюджетной, так и на внебюджетной основе, возникало множество центров и курсов по подготовке менеджеров различных направлений.

Бурное развитие управленческого образования в России явилось естественной реакцией на запросы внешней среды, требующей в условиях децентрализации государственного управления и управления экономикой гораздо большего количества управленческих кадров, чем прежде. Однако позитивный на начальных этапах, к настоящему времени этот процесс привел к существенным противоречиям и проблемам, обнажив недостатки экстенсивного и во многом стихийного воспроизводства управленческого капитала, а также обозначив необходимость перехода на иной, более качественный уровень.

Основная проблема заключается в том, что развитие системы управленческого образования в России осуществляется, как правило, в условиях отсутствия кадровой политики на различных уровнях, несформи-рованности профессиональных стандартов управленческого труда, особенно в сфере государственного и муниципального управления, значительной оторванности содержания управленческого образования от реальной управленческой практики, спекуляции на высоком спросе и престижности управленческого труда и управленческих профессий. В результате одним из парадоксов настоящего этапа становится перепроизводство дипломированных специалистов в области управления на фоне серьезного кадрового голода предприятий и организаций, не способных найти среди выпускников управленческих вузов и факультетов те кадры, в которых они реально нуждаются.

Все перечисленное свидетельствует, что перед системой управленческого образования в России встают весьма сложные задачи, связанные с переходом на новый качественный уровень, с необходимостью ориентироваться на изменившиеся потребности управленческой практики, а также на процессы интеграции российского образования в европейское пространство.

Развитие Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина неразрывно связано с пятнадцатилетней историей управленческого образования в современной России. Перенимая лучшие традиции отечественной системы подготовки кадров для органов власти и ориентируясь на потребности модернизирующейся системы управления в России,

академия за последние годы стала крупным образовательным центром подготовки специалистов нового типа в области государственного и муниципального управления и рыночной экономики для Поволжского региона.

За эти годы в академии создан мощный образовательный потенциал, сложилась устойчивая система непрерывного образования. Так, начиная со школьной скамьи, в форме освоения программ предпрофильной и профильной подготовки, будущие студенты ПАГС получают начальную профессиональную ориентацию и постигают азы управленческой науки. Большинство выпускников профильных классов успешно продолжают обучение в академии на четырех факультетах (государственного и муниципального управления, экономики и управления, политико-правового управления, среднего профессионального образования) по четырем специальностям среднего профессионального, пятнадцати специальностям и двум направлениям подготовки высшего профессионального образования. Дальнейшие перспективы профессионального роста в сфере управленческого труда связаны с возможностью квалификационного совершенствования в стенах академии на факультете второго высшего профессионального образования, в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров государственной службы и местного самоуправления, где ведется обучение по шести программам профессиональной переподготовки и восемнадцати программам повышения квалификации, а также в академической системе послевузовского образования (аспирантура, докторантура) по пятнадцати специальностям.

Подготовка специалистов в ПАГС осуществляется по очной и заочной формам обучения на базе основной и сокращенной образовательных программ. Ее качество определяется прежде всего уровнем профессионального мастерства и квалификации профессорско-преподавательского состава. В академии выросло новое поколение преподавателей - доцентов и профессоров, кандидатов и докторов наук, которые плодотворно трудятся на 24 кафедрах. Обширный библиотечный фонд (в ПАГС сформирована уникальная библиотека управленческого профиля) и современная информационно-компьютерная база позволяют выводить учебный процесс на более высокий уровень.

Важнейшей составной частью учебного процесса, обеспечивающей его качество, является практика, для эффективной организации которой академией заключено более 120 договоров с федеральными, региональными и местными органами власти, коммерческими и общественными организациями Саратовской, Пензенской, Самарской, Тамбовс-

дате— да

кой, Ульяновской областей, Республики Татарстан. Показательно, что по результатам практики в среднем 25% студентов получают приглашение на работу и трудоустраиваются. Общий анализ востребованности выпускников академии, осуществляемый на основе постоянно действующего мониторинга, свидетельствует о стабильно высоком спросе на выпускников ПАГС, 85-90% которых, как правило, трудоустраиваются по специальностям, на достаточно престижные рабочие места в сфере государственного и муниципального управления, на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса, в политических структурах и общественном секторе.

Все это свидетельствует о том, что предыдущие 15 лет для академии - период бурного роста, этап, ознаменовавшийся серьезным шагом в направлении формирования региональной управленческой школы нового типа. Между тем общероссийские проблемы и противоречия развития системы управленческого образования так или иначе коснулись и академии. Поэтому накопленный ПАГС за прошедший период образовательный потенциал сегодня является необходимой базой для выхода на принципиально иной уровень подготовки специалистов в области управления, характеризующийся прежде всего совершенствованием его качественных параметров.

На нынешнем этапе основные ориентиры развития академии связаны с наращиванием ее инновационного потенциала, развитием принципиально новой системы качества подготовки специалистов, обеспечивающей рост их конкурентоспособности на рынке труда, и в целом -с приумножением управленческого капитала в регионе. Основные направления системного совершенствования образовательного процесса в академии следующие:

постепенный переход на методологическом и технологическом уровнях от доминирования дисциплинарной модели подготовки специалистов в области управления к компетентностной и деятельностной модели, формирующей навыки и умения работать со знаниями, информацией и технологиями;

совершенствование системы непрерывного управленческого образования в рамках перехода на двухуровневую модель (бакалавриат, магистратура) высшего профессионального образования;

расширение спектра реализуемых инновационных учебных программ, более активное внедрение инновационных технологий в учебный процесс и в систему организации деятельности вуза;

достижение большей гибкости образовательных программ с учетом потребностей рынка управленческого труда, выведение на более высо-

кий уровень системы взаимодействия академии с работодателями, формирование ее новых конструктивных форм, способствующих сближению содержания реализуемых учебных программ с реальными потребностями управленческой практики и современными профессиональными стандартами в области управления;

совершенствование внутривузовской системы менеджмента качества, ориентированной на взаимодействие с потребителями образовательных услуг;

постепенная реализация принципов Болонской декларации в сфере увеличения международной конкурентоспособности и мобильности студентов, в частности переход на модульно-рейтинговую систему оценки знаний и систему зачетных единиц; разработка и внедрение сопоставимых с зарубежными партнерами учебных планов, критериев и методологий оценивания;

создание условий для повышения комфортности, престижности и значимости преподавательского труда в академии.

Реализация данных стратегических направлений развития позволит академии уже в ближайшем будущем действительно выйти на новый, более высокий уровень подготовки современных специалистов в области управления и, не ломая существующих традиций, достичь новых горизонтов качества воспроизводства управленческого капитала.

Л.В. Константинова,

проректор по учебной работе

и инновационному развитию,

доктор социологических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.