Научная статья на тему 'Организация работы кафедр в управленческом вузе'

Организация работы кафедр в управленческом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы кафедр в управленческом вузе»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДР В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ВУЗЕ

I I оволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина является вузом управленческого профиля, осуществляющим, исходя из современных требований, подготовку и переподготовку, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Работа кафедр ПАГС строится с учетом специфики профиля академии, объективных потребностей и запросов органов власти различных уровней. Осмысление исторического современного опыта государственного и муниципального управления находит непосредственное отражение в содержании учебных курсов, научной, исследовательской и консалтинговой деятельности специалистов, работающих на кафедрах.

Учебный процесс осуществляется в головном вузе (г. Саратов), а также филиалах ПАГС в городах Тамбове, Ульяновске, Тольятти, Бала-кове, Балашове. Переподготовку и повышение квалификации проходят в академии государственные и муниципальные служащие Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Самарской, Ульяновской областей, Республики Татарстан.

Образовательный процесс в академии строится с учетом актуальных тенденций общественно-политического и экономического развития страны, изменений национального законодательства, в соответствии с которым реализуется государственное и муниципальное управление. Применение инновационных подходов и современных образовательных технологий в обучении позволяет осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих с учетом требований, предъявляемых к высококвалифицированным управленцам.

Практикоориентированное обучение студентов и слушателей достигается за счет тесного сотрудничества кафедр академии с органами власти различных уровней, а также апробации научных и исследовательских

дате— да

теоретических разработок в государственном и муниципальном управлении. Студенты академии имеют возможность проходить практику на базе органов власти, что позволяет им поступательно расширять представления о сферах своей будущей деятельности, со студенческой скамьи осваивать опыт, обретать навыки управленческого труда.

Кафедра государственного и муниципального управления, как и академия в целом, имеет выраженную специфику, связанную с ориентацией учебной и научной работы на деятельность органов власти.

Осознавая многогранность и широкомасштабность направлений деятельности органов власти, коллектив кафедры видит свою стратегическую задачу в обеспечении практикоориентированного обучения, основанного на трансляции самых современных научных разработок в сферах государственного и муниципального управления в учебный процесс. Реализация такой задачи возможна только при условии ответственного и высокопрофессионального подхода преподавателей к своей работе.

Кафедра является выпускающей по специальности «Государственное и муниципальное управление», осуществляет подготовку специалистов по специализациям «Государственная служба» и «Региональное управление», непосредственно участвует в реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Сотрудниками кафедры подготовлены и изданы монографии, учебники, учебные пособия по актуальным проблемам управления; разработаны электронные учебно-методические комплексы для осуществления дистанционного обучения государственных и муниципальных служащих; совместно с учеными других кафедр академии выпущены комментарии к Федеральным законам: «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации».

С момента образования кафедры ее сотрудниками проводятся комплексные научные исследования, связанные с развитием федеративных отношений, разграничением полномочий между уровнями власти, становлением системы местного самоуправления, реформированием государственной и муниципальной службы. Преподаватели активно участвуют в подготовке и осуществлении социологических исследований, посвященных проблемам государственной и муниципальной службы, взаимодействию властных институтов и гражданского общества, развитию местного самоуправления. За последние годы реализован целый

ряд исследовательских проектов, ориентированных на повышение эффективности деятельности органов власти и служащих:

«Разработка методики проведения вертикального функционального анализа в органах исполнительной власти Саратовской области» (2006 г.);

«Совершенствование механизмов нормативно-правового обеспечения деятельности системы органов государственного управления, разработка и внедрение системы показателей оценки и результативности работы органов исполнительной власти на примере Департамента экономического развития Мурманской области» (2006 г.);

«Реформирование государственной службы субъекта Российской Федерации: опыт применения эффективных технологий управления персоналом государственной гражданской службы (на примере Приволжского федерального округа)» (2005 г.);

«Инновационные подходы в обучении государственных и муниципальных служащих» в рамках проекта «Партнерство между вузами в области государственного управления» (ПАГС и Высшая школа государственного управления и экологии университета штата Индиана, США (2004 г.).

Основные результаты научных исследований применяются в практике деятельности органов власти, докладывались и обсуждались в ходе международных, всероссийских, межрегиональных научных и научнопрактических конференций.

Кафедра строит свою работу в тесном сотрудничестве с органами власти, что находит выражение и в приглашении практиков к проведению учебных занятий, и в совместной научной деятельности, и в согласовании целей сотрудничества, достижении взаимопонимания при обсуждении направлений, форм и содержания обучения государственных и муниципальных служащих.

Почти все сотрудники кафедры принимают активное участие в работе функционирующих в органах государственной власти конкурсных, аттестационных комиссий, комиссий по урегулированию конфликтов интересов, являются членами рабочих групп по реализации мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, комиссии по проведению административной реформы. Повседневной практикой становится консалтинговое сопровождение деятельности органов государственного и муниципального управления.

Своевременная и эффективная реализация административной реформы, успешное развитие бизнес-организаций в конкурентных условиях невозможны без оптимального использования человеческих ресур-

пате— №

сов. Профессиональные сотрудники - один из важнейших факторов эффективности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, производственных предприятий. Именно такие принципы определяют главную миссию кафедры управления персоналом: способствовать повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций народного хозяйства Приволжского федерального округа посредством подготовки высокопрофессиональных специалистов, владеющих современными знаниями, навыками и технологиями управления человеческими ресурсами.

Кафедра является выпускающей по специальности «Управление персоналом». Профессорско-преподавательский состав кафедры ведет две специализации: «Кадровый консалтинг и аудит» и «Служба кадров и кадровое консультирование». Кафедра принимает активное участие в реализации программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, посвященных управлению персоналом в системе государственной гражданской службы и применению кадровых технологий в органах государственной власти. В настоящее время ведется работа по лицензированию программы дополнительного профессионального образования «Менеджер по развитию персонала».

В педагогической деятельности преподаватели кафедры стремятся реализовать актуальные идеи внедрения информационных технологий в систему управления персоналом, научно обоснованные принципы управления трудовыми ресурсами и формирования карьеры персонала. Разработанные ими технологии оценки персонала, исследования организационного поведения, новые подходы к осуществлению кадрового аудита и консалтинга применяются в органах государственной власти и коммерческих организациях, а также находят отражение в учебном процессе.

Повышению профессионального уровня преподавателей кафедры в немалой степени способствовали стажировки - по программам управления человеческими ресурсами в системе государственного управления и бизнес-организаций в Германии, Канаде, Великобритании, Франции и США.

В течение пятнадцати лет кафедра управления персоналом достаточно глубоко занимается изучением вопросов функционирования, управления и развития персонала организаций различных форм собственности. Особое внимание уделяется управлению персоналом в государственных организациях. По заказу федеральных органов государственной власти проведены научные разработки, посвященные механизму

4 1

кадрового аудита в системе государственной службы, модернизации деятельности кадровых служб в условиях реформирования государственной службы на уровне региона. Исследования, реализованные с участием преподавателей кафедры в ходе работы над грантами Фонда Евразия и РГНФ, послужили научной основой выполнения консалтинговых проектов по заказу Балаковского муниципального образования, мэрии г. Тольятти, министерства по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области, ГУВД Саратовской области, министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Специалисты кафедры принимают непосредственное участие в реализации Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации «Менеджер XXI века».

Научные исследования преподавателей в области профессиональной диагностики государственных служащих, управленческих кадров, технологий оценки и конкурсного набора в современном кадровом менеджменте составили теоретическую базу для осуществления консультационных услуг по заказу Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Российской Федерации, аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе («Государственная служба: кадры нового поколения: 2000-2002 гг.»), УМНС по Саратовской области («Организация и проведение конкурса профессионального мастерства за 2003 г.»), Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Губернатора Саратовской области (подготовка и реализация стратегической сессии «Стратегия развития Саратовской области», 2006 г.), руководителя аппарата администрации Энгельсского муниципального образования.

Важную роль в деле подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления играют правовые знания, поскольку юридические навыки и умение профессионально ориентироваться в отраслях права являются важнейшими качествами квалифицированного государственного или муниципального служащего.

В принятии управленческих решений современный чиновник должен исходить не только из требований действующего законодательства, но и учитывать конституционный статус России как правового государства. Именно поэтому управленцу надлежит обладать высокой правовой культурой и реализовывать ее в своей профессиональной деятельности. Наличие юридических знаний, необходимой правовой куль-

дате— да

туры у специалистов в области публичного менеджмента, безусловно, повышает их конкурентоспособность на современном рынке труда.

В академии действуют правовые кафедры, позволяющие обеспечить юридическую подготовку специалистов в области государственного и муниципального управления: кафедра теории права, кафедра конституционного права, кафедра административного права и государственного строительства, кафедра трудового, земельного и экологического права.

Преподаватели правовых кафедр, основываясь на положениях новейшего действующего законодательства, применяют актуальные авторские разработки в обучении студентов, используют информацию об общеполитических процессах, происходящих в России. Студенты имеют возможность углубить свои юридические знания в рамках государственно-правовой и гражданско-правовой специализаций. При этом учебный процесс организуется таким образом, чтобы получаемые знания имели не только теоретический, но и практический характер.

Дисциплины специализаций направлены на расширение кругозора студентов, углубление знаний, полученных при изучении отдельных отраслей права, выработку понимания их взаимосвязи и взаимозависимости, призваны научить принимать юридически обоснованные, социально и экономически оправданные управленческие решения.

В рамках дисциплин специализаций кафедрами разработаны спецкурсы актуальной направленности: «Защита прав человека органами власти», «Формирование и деятельность органов государственной власти», «Правовое регулирование региональной и национальной безопасности», «Таможенное право» (государственно-правовая специализация); «Правовое регулирование институтов гражданского общества», «Правовые основы конкурентной политики», «Право природопользования» (гражданско-правовая специализация).

Подавляющее большинство правовых проблем сегодня возникает в сфере применения права, что стимулирует изложение юридических дисциплин в проблемном ключе. Поэтому при обучении студентов значительное внимание уделяется анализу судебной и иной правоприменительной практики, причем акцент ставится не только на толковании юридических норм, но и на дискуссионных аспектах правоприменения.

Современный образовательный процесс немыслим без новейших технологий, в том числе основанных на использовании информационных ресурсов, в первую очередь справочных правовых систем. Кроме того, успешно применяются инновационные формы организации учебного процесса, например юридическая клиника, что дает возмож-

ность обучающимся на практике применить получаемые теоретические знания.

Кафедры широко используют проблемный подход в преподавании дисциплин, применяя активные методы обучения: эвристическую беседу, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии. Учебные задачи, предлагаемые студентам для решения в рамках семинарского занятия, формулируются на основе существующей судебной практики с привлечением фактического материала (соответствующих постановлений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, иных федеральных судов).

Практика показывает, что положительно воспринимается студенческой аудиторией модульное обучение, позволяющее обеспечить более глубокое усвоение материала по сравнению с традиционными формами обучения и контроля.

Таким образом, преподавание дисциплин на правовых кафедрах направлено на моделирование будущей профессиональной деятельности и формирование профессионального мышления специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, видеть проблемы и направления развития конкретной сферы управления, разрабатывать альтернативные и принимать оптимальные варианты профессионального управленческого решения.

Тематика научных изысканий правовых кафедр ориентирована на осмысление взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества. Получаемые исследовательские результаты применяются в преподавательской деятельности, апробируются в ходе научных конференций, а также при подготовке экспертных заключений на проекты и уже действующие нормативные акты, используемые государственными и муниципальными органами.

Правовые кафедры имеют значительный опыт подготовки и проведения научных мероприятий. Например, кафедра конституционного права является организатором ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Конституционные чтения», которая в декабре 2006 г. пройдет в седьмой раз. Для участия в конференции приглашаются не только ученые-юристы, но и практики-управленцы, чья деятельность непосредственно связана с правовой регламентацией деятельности органов управления. По итогам конференции издается сборник научных трудов.

Знания и опыт сотрудников правовых кафедр востребованы органами, осуществляющими государственное и муниципальное управление. Члены кафедральных коллективов часто выступают в качестве экспер-

дате— да

тов в федеральных и региональных органах власти по вопросам проведения административной реформы, реформы местного самоуправления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы, развития избирательного права и процесса.

Подобная работа в немалой степени способствует системному и критическому осмыслению действующего законодательства, формулированию предложений по его совершенствованию. Так, в результате межкафедрального творчества изданы Комментарии к Федеральным законам «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовлен к печати Комментарий к Федеральным законам «О системе государственной службы в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В современных условиях сложно переоценить роль специалистов в сфере документационного обеспечения управления. В их задачу входит осуществление различных видов деятельности (организационно-управленческой, организационно-проектной, аналитической) как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и в организациях различных форм собственности.

Кафедра документационного обеспечения управления, являясь выпускающей по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», осуществляет подготовку квалифицированных специалистов-документоведов.

В рамках специализаций «Документирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления» и «Офис-менеджер» охватываются практически все возможные аспекты будущей профессиональной деятельности выпускников. Студенты изучают достаточно широкий спектр дисциплин документоведческого характера, знакомятся с основами менеджмента, оргпроектирования, передовыми информационными технологиями, в том числе с системами электронного документооборота.

В учебном процессе используются оригинальные, хорошо зарекомендовавшие себя системы обучения стенографии, работе на клавиатуре компьютера «слепым» десятипальцевым методом. Применяется методика интенсивного обучения, которая обеспечивает высокую профессиональную подготовку за короткий срок и дает возможность выпускникам быстро адаптироваться к любой профессиональной деятельности, связанной с разными видами информационно-документационных сис-

тем (организационно-распорядительной, кадровой, производственной, учетной).

Научная работа кафедры посвящена вопросам оптимизации документационного обеспечения управления. Преподаватели кафедры оказывают консалтинговые услуги организациям города, области и Поволжского региона по организации документооборота, разработке унифицированных форм документов, внедрению информационных технологий.

Модернизация системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации сопровождается массовым внедрением информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов власти, позволяющих достичь принципиально нового уровня прозрачности, подконтрольности и оперативности деятельности органов государственной власти. Современные информационные и коммуникационные технологии являются реальным механизмом, с помощью которого можно изменять государственное управление и строить гражданское общество.

Для обеспечения эффективности и оперативности управления, повышения результативности деятельности органов государственной власти требуются специалисты, владеющие перспективными технологиями обработки информации, знающие современные методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений. Сегодня трудно себе представить современного менеджера, не владеющего информационными технологиями на профессиональном уровне.

Кафедра прикладной информатики и информационных технологий в управлении является выпускающей по специальности «Прикладная информатика (в управлении)», а также ведет обучение студентов в рамках специализации «Технологии информационного менеджмента». В настоящее время основная задача кафедры - организация опережающей подготовки и переподготовки управленческих кадров по владению современными информационными и коммуникационными технологиями.

Основным принципом обучения информатиков-менеджеров становится «обучение через исследование». Оно нацелено на усиление практической подготовки специалистов и ориентацию образовательного процесса на решение прикладных задач информатики. В ходе обучения предусматривается выполнение лабораторных и курсовых работ, а также дипломных проектов исследовательского характера, широкое участие студентов в научно-практических конференциях и конкурсах студенческих научных работ. Такой комплексный подход позволяет кафедре осуществлять подготовку высококвалифицированных информатиков-

дате— да

менеджеров, способных работать в системе государственного и муниципального управления, в информационном бизнесе, в области маркетинга и рекламы, а также в отделах информационных технологий предприятий любых форм собственности.

В соответствии со своей квалификацией информатики-менеджеры имеют дело с профессионально ориентированными информационными системами. Они решают информационные задачи в области управления, информационных ресурсов, владеют принципами построения информационных систем разных типов и способами защиты информации в них. Профессиональные знания, полученные в процессе обучения, помогают выпускникам проектировать, разрабатывать и внедрять информационные системы управления; осуществлять их эксплуатацию и сопровождение; проводить экспериментальные модельные исследования социальноэкономических процессов; управлять коллективом разработчиков, профессиональными пользователями информационных систем.

Студенты старших курсов осваивают принципы построения и функционирования корпоративных информационных систем, особенности проектирования распределенных информационно-управляющих систем, компьютерные системы управления предприятием, Интернет-технологии. Они овладевают современными интеллектуальными технологиями, перспективными методами и алгоритмами обработки данных, получают навыки выработки на их основе эффективных управленческих решений.

Выпускники академии, ставшие квалифицированными информати-ками-менеджерами, остро востребованы на рынке труда, работают в органах государственной власти и местного самоуправления, на ведущих предприятиях области.

Кафедра уделяет большое внимание дополнительной работе со студентами: действует кружок по программированию, проводятся факультативные занятия по информационным технологиям. Студенты активно участвуют во всероссийских и областных конкурсах по информационным технологиям, в частности в течение последних лет студенческая команда ПАГС стала постоянным участником четвертьфинальных соревнований чемпионата мира по программированию Южно-Поволжского региона России. Многие преподаватели и студенты, специализирующиеся по кафедре, имеют свидетельства о государственной регистрации разработанных ими алгоритмов и программ.

Основными принципами деятельности кафедры социальных коммуникаций являются повышение профессионализма, эффективное сотрудничество, непрерывное развитие. Преподавательская работа специалистов кафедры ориентирована на разработку и внедрение актив-

ных обучающих программ по учебным дисциплинам, обеспечивающим методологическую и организационную культуру управления.

Профильная для кафедры специальность «Связи с общественностью» была открыта в 2001 г. Главной задачей при изучении таких дисциплин, как «Теория и практика связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации», «Имидж государственного служащего», «Социальное партнерство», «Организация и проведение PR-кампаний», «Управление общественными отношениями», является не только усвоение теоретических знаний, но и практическая направленность, что наиболее ярко отражается в овладении методологией и технологией проектирования. В процессе обучения студенты вовлекаются в реальную проектную деятельность, а проведение исследований общественного мнения, имиджа организаций, осуществление организационного аудита становятся важными составляющими применения методик проектирования.

Получаемые теоретические знания и практические навыки студенты успешно подтверждают своим участием в престижных профессиональных конкурсах в сфере связей с общественностью. В числе их достижений - Гран-при регионального тура IV Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин» (2003 г.); 3-е место по итогам студенческой научной конференции «PR - профессия третьего тысячелетия» (2004 г.); 2-е место в конкурсе PR-проектов, проводимом организацией «Спутник ISIC» (2005 г.); первая премия в области развития общественных связей PROBA - IPRA GWA 2005 в номинации «Лучший студенческий PR-проект»; именные стипендии по программе ТНК - ВР (2005 г.).

Кафедра политических наук является одной из ключевых в составе Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. Это обусловлено особым местом политического образования в управленческом вузе. Знание механизмов функционирования элементов политической системы, технологических приемов политического управления способствует повышению качества управленческой деятельности в целом. В настоящее время в академии сформировалась целостная система преподавания политических наук, которая обеспечивает и теоретическую, и практическую подготовку студентов.

Сотрудники кафедры осуществляют преподавание комплекса учебных дисциплин, позволяющих получить фундаментальные и прикладные знания политологического характера. За последние два года сотрудниками кафедры разработано девять новых учебных курсов, в том числе по методологии политического анализа, связям с общественностью в политической сфере, методологии принятия и разработки поли-

дате— да

тических решений, методики подготовки и организации предвыборных кампаний, основам регионального политического процесса, практической политической социологии.

В основу программы обучения студентов по специальности «Политология» положено всестороннее и глубокое изучение общественно-гуманитарных дисциплин, обеспечение подготовки специалистов к практической деятельности в сфере политического консалтинга.

Одним из важных направлений подготовки студентов является проведение семинаров, «круглых столов», конференций совместно с депутатами областной и городской Дум, чиновниками Правительства Саратовской области и мэрии г. Саратова. В эту работу активно включены руководители политических партий, национальных объединений, религиозных конфессий, некоммерческих организаций.

В рамках специализаций «Политические технологии» и «Региональная политика и территориальное управление» обучающиеся ежегодно проходят практику в органах власти, политических партиях, общественных организациях и средствах массовой информации. Это позволяет им, будучи еще студентами, применять полученные знания на практике. Студенты последних курсов специализации уже сегодня работают на штатной основе в различных политических организациях и властных структурах, чем подтверждается высокий уровень их теоретической подготовки и сформированность необходимых профессиональных навыков.

Сотрудники кафедры ведут большую научную работу как в области теоретической политологии, так в части анализа практических форм политической деятельности. В сфере их интересов находятся проблемы формирования механизмов взаимодействия государственной власти и гражданского общества, мотивации политического и электорального поведения граждан, вопросы трансформации политической элиты в современной России, тенденции развития регионального политического лидерства, место современного города в системе социально-политических отношений российского общества, механизмы формирования образа России в современном мире.

По инициативе кафедры ежегодно проводится международный научный симпозиум, посвященный проблемам трансформации политической системы, влиянию глобализационных процессов на российскую и мировую практику. В симпозиуме традиционно участвуют представители ведущих российских вузов: МГУ, МГИМО, РАГС, а также ученые из Болгарии, Польши, Италии, Германии, Франции.

Сотрудники кафедры активно взаимодействуют с органами власти в качестве политических консультантов, экспертов, советников при под-

готовке материалов информационного и аналитического характера. Среди преподавателей имеются практикующие специалисты в области электоральных технологий, участвующие в выборах как регионального, так и общероссийского уровня.

Много лет продолжается плодотворное сотрудничество с аппаратом Главного федерального инспектора по Саратовской области, аппаратом Губернатора и Правительством Саратовской области, областной Думой, избирательной комиссией области. В тесном сотрудничестве с Центром информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы ПАГС сотрудники кафедры проводят социологические исследования на территории области по вопросам социально-политической ситуации и деятельности органов государственной и муниципальной власти, готовят аналитические материалы для Администрации Президента РФ и аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. К подобного рода работе привлекаются и студенты, что позволяет максимально оптимизировать процесс их обучения на основе сочетания теоретических и практических методик.

Образование кафедры социологии, социальной политики и реги-оноведения в управленческом вузе было продиктовано необходимостью подготовки специалистов государственного и муниципального управления в социальной сфере. Очевидно, что оптимизация социальной политики современного Российского государства, повышение ее эффективности во многом зависят от уровня компетентности кадров, ее осуществляющих. Преподаватели кафедры ставят перед собой образовательные задачи, которые включают формирование у будущих управленцев знаний о закономерностях развития социальных процессов, специфике и основах современных технологий управления в социальной сфере, навыков проведения прикладных социологических исследований.

Основными учебными дисциплинами, отражающими специфику кафедры, являются социальная политика, социальная защита населения, регулирование труда и занятости населения, научно-информационное обеспечение управления, региональная молодежная политика, система социального партнерства в регионе, демография региона и демографическая политика, национальная политика Российской Федерации, социология, социология молодежи. Данные учебные дисциплины представляют собой неотъемлемую часть профессиональной подготовки государственных служащих, задействованных в реализации социальной политики государства в ее разнообразных аспектах (региональном, национальном, религиозном, молодежном). Кафедра активно участвует в наборе, обу-

дате— да

чении и организации выпуска студентов и слушателей по специализациям «Управление в социальной сфере», «Региональная социальная политика», «Менеджмент социальной работы с молодежью».

Кафедра является участником всероссийского образовательного эксперимента по подготовке управленческих кадров для работы с молодежью. Студенты, обучающиеся по этой специальности, отличаются общественной и политической активностью, обладают высокой мобильностью и уже со второго курса широко востребуются во многих организациях, осуществляющих работу с молодежью как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Кафедра ведет активную научную деятельность по своему профилю. Научные исследования преподавателей теоретического и прикладного значения посвящены таким темам, как стратегия и приоритеты социальной политики в Российской Федерации и регионах; теоретические и практические проблемы народонаселения и демографии; социальная защита различных групп населения в Российской Федерации и регионах; социальное партнерство как механизм предупреждения и разрешения социальной напряженности и конфликтов на региональном и федеральном уровнях; рынок труда и безработица; теория и практика социальной работы с молодежью.

На базе кафедры в сотрудничестве с областными министерством здравоохранения и социального развития и министерством образования были осуществлены два важных научно-исследовательских проекта, касающихся социальной защищенности военнослужащих, уволенных в запас, и молодежной политики в Саратовской области.

В современных условиях квалифицированный управленец не может обойтись без экономических знаний. Кафедра экономики ПАГС располагает достаточным потенциалом, позволяющим на высоком уровне осуществлять преподавание цикла экономических дисциплин.

Кафедра организует учебные занятия по специализациям «Управление социально-экономическими процессами» на специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Управление ресурсами» на специальности «Менеджмент организации». При этом большое внимание уделяется инновациям. В частности, преподавателями активно внедряются такие формы организации учебного процесса, как модульно-рейтинговая, дистанционная, метод конкретных ситуаций.

Большое внимание на кафедре уделяется проведению экономических исследований фундаментального и прикладного характера. Направлениями научных исследований кафедры являются анализ взаимодействия федеральных и региональных структур управления в процессе

управления регионом как социально-экономической системой, а также тематика, связанная со стратегическим планированием социально-экономического развития региона. По итогам проведенных исследований издаются сборники научных статей, а коллективная монография «Резервы экономического роста в регионе», изданная в ПАГС, успешно используется преподавателями и студентами в учебной и научной работе.

Кафедра поддерживает профессиональные отношения с научными центрами Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова.

К научной деятельности специалистами кафедры привлекаются студенты. Члены студенческого научного кружка «Резервы регионального экономического роста» принимали участие в работе Летней школы менеджеров - 2005 (программа Фонда Никсдорфа в России), стали лауреатами открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых в области экономики и управления «Зеленый росток» (Волгоград, 2006 г.).

Кафедра осуществляет тесные связи с Правительством Саратовской области. Так, ее специалисты участвовали в разработке проекта стратегического плана развития Саратовской области на 1999-2002 гг., в создании «Стратегии перспективного развития дорожного комплекса Саратовской области в составе международных транспортных коридоров до 2010 года».

Существенный вклад вносят преподаватели кафедры в международное сотрудничество, с их участием разработаны проекты «Партнерство между вузами ПАГС - БРЕА», «Вовлечение земельных ресурсов в экономический оборот: налогообложение земли на основе кадастровой оценки» (Государственный Департамент США), «Использование метода конкретной ситуации в развитии навыков принятия оптимальных управленческих решений с применением интерактивной компьютерной программы» и «Внедрение в процесс подготовки управленческих кадров активных методов обучения» (Фонд Евразия).

Имея высокий научный потенциал, кафедра экономики готова к формированию собственной научной школы, которая крайне важна для кластеризации вузов, к участию в консорциумах (вуз - наука - бизнес), подготовке специалистов под «заказ».

В начале 1990-х годов в России возникла возможность разработки и реализации общей идеологии управления государственными, муниципальными органами и бизнес-структурами. Государство и бизнес стали рассматриваться как стратегические партнеры в решении важнейших проблем развития России. Создание кафедры менеджмента организации в управленческом вузе - Поволжской академии государствен-

5 2

дате— да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной службы имени П.А. Столыпина - стало логичным ответом на сформулированный общественный запрос.

Подготовка будущих менеджеров требует сегодня обновленного взгляда на решение триединой задачи для каждого студента: учиться «быть», учиться «знать», учиться «делать».

Кафедра менеджмента организации является выпускающей по специальности «Менеджмент организации». Студенты проходят углубленную подготовку по специализациям: «Предпринимательство» и «Менеджмент-консалтинг».

Анализ результатов обсуждения с работодателями получаемых выпускниками знаний, умений и навыков ставит новые ориентиры при обновлении содержания учебных дисциплин. Наряду с высоким профессиональным уровнем будущим специалистам необходимы такие качества, как коммуникабельность, умение работать в команде; способность моделировать и предвидеть производственные ситуации; потребность постоянно учиться, готовность адаптироваться к переменам. Именно поэтому кафедра инициирует введение инновационных методов обучения, предполагающих перенесение акцента с процесса на результат обучения, что заставляет обучающих и обучаемых быть партнерами в области менеджмента знаний.

Таким образом, кафедра стремится выполнять важнейшую функцию в качестве социального посредника на рынке образовательных услуг, гармонизируя интересы личности (студента) и общества (государства и работодателей). Студенты рано приобщаются к решению реальных проблем конкретных организаций, осваивают навыки практической деятельности и трудоустраиваются в процессе учебы, тем самым оценивая и повышая свою конкурентоспособность на рынке труда.

Функцию социального посредника кафедра менеджмента организации реализует также, принимая участие в разработке научных академических тем. В настоящее время продолжаются исследования в рамках темы «Развитие социальной ответственности и партнерских отношений между государством, гражданским обществом и бизнесом». Важное значение придается теоретическому осмыслению и практической разработке инновационных технологий в управлении социально-экономическими системами (государственными и муниципальными организациями, бизнес-структурами), что стимулирует обновление содержательной части учебных дисциплин и активизацию контактов изучающих менеджмент студентов с работниками практической сферы. В результате студенты получают системное представление о структурах и тенденциях развития экономики, политики, принципах принятия

эффективных экономических и управленческих решений, систематизации и обобщении информации - всего, что составляет сущность и содержание управления.

Тенденции развития науки управления ведут к необходимости разработки концепции антикризисного управления - важнейшего ресурса стран, ставших на путь рыночных отношений, реструктуризации экономики в целях обеспечения роста эффективности производства, благополучия и благосостояния граждан. В ходе развития новых экономических отношений, изменения роли государственного регулирования возникают проблемы, требующие принятия эффективных управленческих решений, основанных на глубоких знаниях теории и современной практики антикризисного менеджмента. Антикризисное управление подразумевает не только работу с предприятиями, находящимися в состоянии кризиса, но и ежедневную работу управляющих (менеджеров) любого предприятия, направленную на недопущение кризисной ситуации и максимальное улучшение экономических параметров хозяйствующего субъекта.

На кафедре антикризисного управления осуществляется подготовка студентов по специальностям «Антикризисное управление» и «Экономика и управление на предприятии отрасли (операции с недвижимым имуществом)».

«Антикризисное управление» - уникальная специальность, в которой сочетаются знания экономического, управленческого, юридического профилей. Студенты приобретают комплексную информацию в области экономики и управления современным предприятием, финансово-экономического анализа и мониторинга деятельности предприятия, диагностики и предупреждения неплатежеспособности и несостоятельности, антикризисного управления и финансового оздоровления предприятия, правовых основ исполнения процедур банкротства и арбитражного процесса.

Возможные направления деятельности выпускников - работа в органах власти федерального, регионального и муниципального уровней в качестве аналитика, занимающегося санацией (финансовым оздоровлением и банкротством) предприятий и кредитных учреждений, в арбитражных управлениях, аудиторских, консалтинговых, оценочных фирмах, в финансовых и экономических отделах различных предприятий. После получения диплома экономиста-менеджера специалист может оформить лицензию Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству для работы в качестве антикризисного управляющего.

дате— да

«Экономика и управление на предприятии отрасли (операции с недвижимым имуществом)» - современная специальность, требующая знаний дисциплин социально-экономического и управленческого профиля. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются предприятия отраслей народного хозяйства различных организационноправовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения; проектные организации и научно-исследовательские учреждения; органы государственного управления и местного самоуправления. Специалист подготовлен к организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-экономической, финансово-экономической, аналитической, внешнеэкономической, предпринимательской, научноисследовательской, образовательной профессиональной деятельности. Получение диплома экономиста-менеджера дает возможность специалисту продолжить обучение и оформить лицензию Российского общества оценщиков для работы в качестве профессионального оценщика.

Сегодня традиционный подход к рассмотрению государства как инструмента принуждения и административного управления сменяется новой парадигмой, представляющей деятельность властных институтов как систему организации сервиса для граждан, ориентированную на удовлетворение их нужд и потребностей. Именно поэтому исследовательская проблематика, разрабатываемая кафедрой маркетинга, направлена не только на изучение вопросов создания, поддержания и развития устойчивых конкурентных преимуществ российских предприятий и организаций, но и на интеграцию принципов маркетинга в работу механизма государственного и муниципального управления.

Перспективы использования отдельных элементов маркетинга в системе государственного управления обосновываются глубокими изменениями в понимании сущности современного государства, в частности децентрализацией власти, когда многие важные полномочия и функции, особенно в социальной сфере, передаются на низшие уровни управления, стоящие ближе к населению и занятые непосредственно обслуживанием его потребностей.

Цели и приоритеты кафедры маркетинга сосредоточены на изучении и развитии современных концепций маркетинга, анализе наиболее эффективных его инструментов и практической применимости их в реальном секторе экономики Российской Федерации, а также в системе государственного и муниципального управления. Важной предпосылкой развития кафедры послужила смена традиционных взглядов в современных теориях маркетинга, произошедшая в последние годы, которая привела к формированию новых подходов в этой области зна-

ний, связанных с возрастанием роли маркетинговой составляющей в практике управления. Это нашло отражение в учебных программах и научных изысканиях преподавателей. В преподавании дисциплин специализаций «Управление конкурентоспособностью организаций», «Организация маркетинговой деятельности на предприятии» специалисты кафедры исходят из того, что в настоящее время основным направлением государственной политики в рыночной экономике является поддержка и развитие конкуренции, обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальных производителей.

Студенты овладевают комплексными знаниями в области разработки стратегии и тактики на внутренних и внешних рынках; в сфере эффективных решений вопросов планирования и реализации рекламных кампаний; в системе прогнозирования и планирования продаж продуктов и услуг фирм, эффективного использования финансовых инструментов в процессе управления предприятиями.

В своей деятельности коллектив кафедры практикует сотрудничество с предприятиями, некоммерческими, государственными и муниципальными организациями, что, в частности, помогает выпускникам в трудоустройстве.

Главной образовательной задачей кафедры финансов является формирование деловых и профессиональные знаний и навыков, позволяющих студентам стать успешными и востребованными специалистами на рынке труда.

Дисциплины кафедры довольно сложны для изучения, требуют предварительной экономической подготовки и дифференцированного подхода к преподаванию с учетом специфики каждой специальности. Для одних специальностей достаточно пояснения сути финансов, налогообложения, банковских операций, для других - кафедральные дисциплины преподаются обширно и глубоко, формируя специалиста определенного профиля. Решая такую непростую задачу, кафедра задействует весь комплекс образовательных приемов - деловые игры, компьютерные задачи, тесты и другие формы учебной работы.

Преподавание дисциплин кафедры ведется на факультетах среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также в рамках программ профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих. К преподаванию привлекаются специалисты, имеющие большой опыт практической работы в органах государственного и муниципального управления.

Кафедра финансов ведет две специализации: «Финансовый менеджмент» в рамках специальности «Менеджмент организации» и «Налого-

дате— да

вое администрирование» в рамках специальности «Налоги и налогообложение», является выпускающей по специальности «Налоги и налогообложение».

Важным профессиональным навыком выпускников должно быть умение принимать управленческие решения в условиях неопределенности и изменчивости налогового законодательства. В целях формирования высококвалифицированных специалистов по налогообложению преподавание теории налогов ведется в соответствии со сложившейся практикой. В ходе занятий глубоко изучаются методические рекомендации финансовых и налоговых органов, рассматриваются решения арбитражных судов в спорных ситуациях, в том числе по проблемам налоговой оптимизации. Проведение лабораторных работ способствует развитию практических навыков заполнения налоговой документации. Студенты проходят практику и трудоустраиваются в налоговых и финансовых органах государственного и муниципального управления, становятся налоговыми менеджерами в коммерческих организациях.

Контроль качества обучения студентов осуществляется на основе рейтинговой системы. В рамках эксперимента по ее внедрению в 2006/07 учебном году преподавателями разработано положение о рейтинговой оценке с учетом специфики преподавания отдельных дисциплин кафедры.

Востребованность научного потенциала кафедры связана с проводимыми в России реформами бюджетной системы, бюджетного процесса и местного самоуправления. Преподаватели кафедры ведут научные исследования по проблемам внедрения системы финансирования по результатам на региональном и муниципальном уровнях, формирования доходной и расходной частей местных бюджетов, реализации налоговой политики. Научная новизна исследований находит отражение при формировании содержательной части учебных курсов дисциплин кафедры.

Кафедра финансов имеет тесные деловые и научные связи с министерством финансов Саратовской области, комитетом по финансам Администрации г. Саратова, Управлением Федеральной налоговой службы России по Саратовской области, другими органами государственного и муниципального управления. В качестве независимых экспертов преподаватели кафедры привлекаются к работе конкурсных комиссий на занятие должности и присвоение чина государственной гражданской службы.

Без знания прошлого невозможно понять настоящее. Переосмысление истории возникновения конкретного института государственного управления или нормы современного права, закономерностей и тен-

денций их развития облегчает сложный и ответственный процесс принятия управленческого решения, дает возможность выбрать научно обоснованное направление социального и политического развития современного общества и государства. На основе лучших достижений отечественного правотворчества и государственного строительства профессора и преподаватели кафедры истории российской государственности и права, наряду с профессиональными качествами, стремятся воспитать у студентов патриотизм, уважение к институтам государства и гражданского общества, осознание ответственности за судьбу России.

Кафедра ведет образовательную деятельность на всех специальностях, имеющихся в академии, что выдвигает особые требования к качеству преподавания. Мощный педагогический потенциал позволяет кафедре успешно решать достаточно сложные образовательные задачи, вносить весомый вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов-управленцев. В своей работе сотрудники кафедры стремятся учитывать специфику каждой специальности, особенности каждой студенческой группы, чтобы максимально адаптировать выпускников к изменяющимся требованиям рынка труда.

Кафедра является выпускающей по двум специализациям: «Управление политическими процессами» (в рамках специальности «Г осудар-ственное и муниципальное управление») и «Г осударственная политика и управление» (в рамках специальности «Политология»). Учебные дисциплины профессионально ориентированы и направлены на вооружение обучающихся не только фундаментальными теоретическими знаниями, но и практическими навыками в области принятия управленческих решений.

Выпускникам придется столкнуться со сложными, неоднозначными экономическими, социальными и этноконфессиональными процессами, разворачивающимися в мировом сообществе в целом и в России в частности. Практика показывает, что игнорирование этих процессов ведет к непредсказуемым последствиям. Поэтому на кафедре разработаны и успешно реализуются спецкурсы, вызывающие понятный интерес будущих профессионалов-управленцев: «Региональные политические кризисы и конфликты», «Политические отношения и политические процессы в современной России», «Принципы и формы самоорганизации народов России», «Г осударственная политика России в условиях глобализации», «Г осударственное регулирование этноконфессиональных отношений в России», «Методика политического анализа и прогнозирования».

Кафедра ежегодно организует и проводит «круглые столы», в работе которых принимают участие студенты саратовских вузов. Эти тради-

дате— да

ционные апрельские мероприятия уже стали «фирменной маркой» кафедры истории российской государственности и права. В 2006/07 учебном году «круглый стол», получивший широкий общественный резонанс, был посвящен 100-летию отечественного парламентаризма и реформ П.А. Столыпина и проводился в стенах Саратовской областной Думы совместно с депутатами. При финансовой поддержке министерства образования Саратовской области кафедра организовала и провела Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и соискателей из десяти городов России. Конкурсной комиссией было отобрано более 50 лучших работ, которые будут опубликованы в юбилейном сборнике «Нам нужна великая Россия!».

Сотрудники кафедры востребованы органами власти, они принимают участие в работе комиссии Правительства Саратовской области по аттестации муниципальных служащих, Общественной палаты Саратовской области, Координационного научно-методического совета по национальным отношениям при Губернаторе Саратовской области, Экспертном совете по религиоведческой экспертизе при Правительстве Саратовской области.

Знание закономерностей управления, психических особенностей поведения человека, занятого в системе государственного и муниципального управления, рассматривается сегодня как неотъемлемый компонент общей и профессиональной культуры личности специалиста. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы ни занимался, он всегда включается в «мир организации», в систему управления и самоуправления. Данное условие означает, что управление по свой сути - это психологический процесс сбора данных, размышлений над задачами коммуникации на уровне делового общения. Целью кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности является форм ирование мыслящего специалиста-практика, то есть профессионала, умеющего управлять коллективом, критически, точно и логично обдумывать управленческие задачи, планировать и прогнозировать свою работу, ориентироваться в конкретной ситуации, владеть навыками эффективного менеджмента.

Дисциплины кафедры должны помочь студентам сформировать умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности: способность взвешенно анализировать самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны управленческих решений, быть готовым к самоанализу и объективной оценке окружающих людей. Очевидно, что от оценки микроклимата в коллективе, от планирования личных взаимоотношений зависят все остальные виды деятельности и эффективность работы государственных служб в целом.

На кафедре разрабатываются авторские курсы, например: «Психология управления», «Психологические и педагогические основы работы с молодежью», «Основы психологического, диагностического и психологического консультирования». Среди дисциплин специализации особый интерес вызывают «Психодиагностика в государственном и муниципальном управлении», «Психологическое консультирование в управлении», «Психотехнологии групповой работы», «Социальная психология организационной культуры».

Психология и педагогика профессиональной деятельности - это не только область научных знаний, но и результат применения современных психолого-педагогических технологий в управленческой деятельности.

Кадровый состав кафедры высокопрофессионален. Научная работа на кафедре проводится по теме «Ценности и нормы формирующего гражданского общества (система непрерывного образования, проблема профессиональной подготовки кадров для государственного и муниципального управления)». Полученные научные результаты активно используются в учебном процессе при подготовке государственных и муниципальных служащих. Преподаватели кафедры являются постоянными участниками межкафедральных, межвузовских и всероссийских научных конференций по проблемам непрерывного профессионального образования и совершенствования образовательного процесса в вузе.

Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в системе государственного и муниципального управления, в области маркетинга и рекламы, в психологических службах предприятий любых форм собственности. Профессиональные знания, полученные в процессе обучения, дают возможность выпускникам проектировать, разрабатывать и внедрять психологические и педагогические технологии и методики профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников организации; управлять коллективом; проводить психологическую диагностику и консультирование; осуществлять деятельность по оптимизации кадрового состава организации.

Без сомнения, проблемы психологии и педагогики в области государственного управления достаточно актуальны, поэтому студенты стремятся глубоко изучать психологическую структуру личности и групп, наращивать творческий потенциал в процессе всех форм обучения и применять полученные знания на практике.

Преподавание иностранных языков в управленческом вузе имеет свои особенности, поскольку должно быть нацелено на формирование коммуникативной компетенции будущего менеджера, позволяющей

дате— да

практически пользоваться иностранным языком в профессиональной, информационно-аналитической, научной деятельности, в непосредственном общении с зарубежными партнерами.

Обучение иностранным языкам в академии проводится в тесной связи с изучаемыми профилирующими дисциплинами, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Предполагается, что выпускник академии должен знать культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, владеть лексическим минимумом, необходимым для чтения и перевода иноязычных текстов профессиональной направленности, усвоить навыки делового общения и основы публичной речи, уметь выразить на иностранном языке (устно и письменно) свои мысли в сфере профессиональной деятельности.

Учебный процесс на кафедре немецкого и французского языков ориентирован на современные коммуникативные технологии и активные методы преподавания иностранных языков. Специалистами кафедры внедряются интерактивные формы деятельности студентов: работа в малых группах, ролевые и другие виды имитационных игр, дискуссии, «круглые столы», выполнение индивидуальных и групповых заданий, презентации проектов. Вопросы совершенствования активных форм обучения рассматриваются в рамках организованного кафедрой внут-ривузовского научно-методического семинара «Иностранный язык в системе подготовки управленческих кадров. Современные технологии обучения».

Преподавателями кафедры организована работа факультатива «Деловой иностранный язык». Под руководством сотрудников кафедры студенты выступают с докладами на иностранном языке на межвузовских студенческих научных конференциях, организованных в сотрудничестве с Немецким культурным центром им. Гете (ФРГ), участвуют в семинарах, посвященных социально-политическим аспектам немецкого страноведения.

Интерес студентов к изучению немецкого и французского языков стимулируется также сотрудничеством преподавателей кафедры с Саратовской областной универсальной научной библиотекой, Обществом немецкого языка, Региональным центром французского языка.

При оценке знаний будущих специалистов-управленцев преподавателями кафедры учитываются международные системы определения уровней владения / обученности студентов иностранным языкам, применяется рейтинговая система оценки знаний студентов в рамках эксперимента по реформированию вузовского образования.

Научная работа на кафедре организована по теме «Реформирование

государственной службы: зарубежный опыт». В рамках данного направления действует внутривузовский научно-методический семинар «Иностранный язык в системе подготовки управленческих кадров. Современные технологии обучения».

Английский язык изучается в академии как прикладная дисциплина. Коллективом кафедры английского языка выработана концепция обучения, которая нашла отражение в разработке дидактической единицы ESP (English for Specific Purposes) - «управленческие коммуникации» и ее успешной апробации в ходе практических занятий со студентами всех специальностей. Кроме того, в рамках учебной программы читается лекционный курс (на английском языке) «Managerial Communications» («Управленческие коммуникации»).

В целях методического обеспечения учебных занятий кафедрой ведется планомерное и целенаправленное формирование базы специальной литературы с усиленным профильным акцентом на управленческой специфике вуза (изданы учебно-методические пособия «Make Your English More Managerial», «Managerial Communication for English Studying»).

Преподаватели кафедры постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство и реализуют его через внедрение активных методов обучения, разработку методики case-study и role-play, формирование студенческих портфолио, овладение инновационными технологиями презентации учебного материала (power point presentation, VCR, DVD, overhead projector).

Усилия кафедры направлены на создание у студентов положительной мотивации в овладении английским языком не только на учебных занятиях, но и во внеаудиторном общении, в процессе которого акцентируется профессиональная направленность будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления. В целях реализации данного подхода кафедрой инициированы и проведены «круглые столы»: «Коммуникативные практики и язык в социальном партнерстве» (в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Развитие партнерских отношений государства, гражданского общества и бизнеса»), «Bologna Declaration: Pros and Cons»; организована работа секции «Коммуникативные практики в управлении: глобальное и локальное» (рабочий язык - английский) в рамках Международной конференции «Оптимизация механизмов государственного и муниципального управления». Традицией стала работа на английском языке по актуальным проблемам становления демократического сообщества и правового государства (Ecological and Environmental Protection; Education Abroad; Terrorism; Youth Issues; Professional Communication

6 2

пате— да

In Multicultural Community), проводимая ежегодно параллельно со студенческой конференцией. Совместными усилиями кафедры и студенческого актива организован и успешно функционирует студенческий «English Club». Для желающих повысить свою языковую компетенцию опытными преподавателями кафедры проводятся занятия на языковых курсах «ЛОЦИЯ».

Большое внимание кафедрой уделяется развитию научных и учебнопрактических связей в городском, региональном и зарубежном лингвистическом сообществе (СГУ, СГМУ, СГАП, ПИ СГУ, НовГУ, СЗАГС, МГУ, РГГУ, IU (USA), SFA (USA), Экономический университет (Братислава, Словакия), Университет «Корвинус», City and Guilds Center (Будапешт, Венгрия), Региональный центр Британской экзаменационной комиссии Clever, Информационно-консультативный центр «Littera»). Кафедра является членом Национальной ассоциации преподавателей английского языка, философского общества, Российской коммуникативной ассоциации.

Активная разработка кафедрой научной темы «Социокультурные проблемы языка и коммуникации» нашла свое отражение в издании одноименного ежегодного сборника научных трудов с международным участием. Среди маститых отечественных и зарубежных авторов третьего выпуска - студенты академии, подготовившие статьи на английском языке.

В дальнейшей деятельности кафедра планирует направлять свои усилия на реализацию идей Болонского соглашения по созданию единого языкового образовательного пространства, а также на решение конкретных задач качественного обучения профессиональной иноязычной коммуникации государственных служащих. В научно-исследовательской деятельности приоритетами кафедры остаются проблемы современной социолингвистики, языковых отношений в политической деятельности, в сфере политических и управленческих коммуникаций. В образовательной деятельности и учебном процессе кафедра продолжит уделять внимание совершенствованию методики преподавания языка, внедрению новых образовательных технологий, представляющих опыт российской и зарубежной лингвистики и коммуникативистики.

Таким образом, кафедры академии, учитывая управленческий характер вуза, стремятся творчески решать стоящие перед ними задачи. В своей деятельности преподаватели ориентируются на применение таких подходов в обучении, которые позволяют студентам и слушателям не только получить теоретические знания, но и апробировать их на практике. Подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособ-

ных управленческих кадров, способных принимать адекватные и эффективные управленческие решения в современных условиях, - главная конечная цель всего коллектива академии.

Материалы для статьи представили заведующие кафедрами:

государственного и муниципального управления -Е.В. Масленникова, канд. социол. наук, проф.; управления персоналом -

Н.В. Моисеенко, канд. психол. наук, доц.; теории права -

О.И. Цыбулевская, д-р юрид. наук, проф.; конституционного права -

К.А. Ишеков, канд. юрид. наук, доц.; административного права и государственного строительства -Э.Г. Липатов, канд. юрид. наук, проф.; трудового, земельного и экологического права -О.А. Ляпина, канд. юрид. наук, доц.; документационного обеспечения управления -

A.В. Ермолаева, канд. ист. наук, доц.;

прикладной информатики и информационных технологий в управлении -Т.И. Булдакова, д-р техн. наук, проф.; социальных коммуникаций -

Т.И. Черняева, д-р социол. наук, проф.; политических наук -

О.Н. Фомин, д-р полит. наук, проф.; социологии, социальной политики и регионоведения -Ю.И. Тарский, д-р социол. наук, проф.; экономики -

B.В. Герасимова, д-р экон. наук, проф.; менеджмента организации -

Л.Д. Русанова, канд. экон. наук, проф.; антикризисного управления -

В.И. Малый, д-р социол. наук, проф.; маркетинга -

A.Н. Романцов, д-р экон. наук, проф.; финансов -

B.А. Свищева, канд. экон. наук, доц.; истории российской государственности и права -

В.Н. Кузин, зам. зав. кафедрой, канд. юрид. наук, доц.; психологии и педагогики профессиональной деятельности -В.П. Жуковский, д-р пед. наук, проф.; немецкого и французского языков -

Е.Н. Даштоян, канд. филол. наук, доц.; английского языка -

Е.Ю. Стриганкова, канд. филос. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.