ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Г.А. Богатырева
последние годы подготовка специалистов в вузах на основе высшего образования получила широкое распространение как целесообразная форма индивидуализации обучения с учетом полученных предшествующих знаний. В условиях реформирования государственной службы, изменений в области политики и экономики обретение новых профессиональных знаний становится настоятельной необходимостью. Для большинства лиц второе высшее образование является двигателем их карьерного роста. Второе высшее образование - вполне сознательный выбор индивидуума, решившего повысить свою квалификацию, получить еще одну специальность, достичь в жизни чего-то большего.
В системе Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина функционирует факультет вто-
БОГАТЫРЕВА Галина Антоновна -
декан факультета второго высшего профессионального образования, кандидат
экономических наук, доцент
Поволжской академии
государственной
службы
им. П.А. Столыпина
рого высшего профессионального образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года основная цель факультета - подготовка квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
На факультете осуществляется подготовка специалистов по основным образовательным программам высшего профессионального образования в сокращенные сроки по восьми специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Антикризисное управление», «Налоги и налогообложение», «Экономика и управление на предприятии отрасли (операции с недвижимым имуществом)».
Определение специальностей, по которым объявляется прием на факультет, базируется на системе постоянного изучения перспективных и текущих потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций.
В рамках академии факультет способен успешно осуществлять подготовку по различным специальностям в соответствии с политической и экономической ситуацией в России. Востребованность выпускников факультета очевидна, поскольку большинство из них поступают учиться именно в связи с необходимостью приобрести высшее образование по новой специальности с присвоением новой квалификации. Студенты факультета, как правило, работают. Однако обучаются на факультете и лица, временно не работающие. Из 787 студентов факультета (по контингенту на 01.02.2004 г.) в органах законодательной и исполнительной власти трудятся 128 человек; в органах местного самоуправления - 72; 279 человек - руководители и работники предприятий и организаций различных форм собственности; 15 - частные предприниматели; 165 человек - специалисты - учителя, врачи, военнослужащие; 128 - временно не работающие.
Нормативно-правовое регулирование получения второго высшего профессионального образования охватывает пять аспектов. Первый -общие нормативно-правовые материалы, регулирующие деятельность факультета, его правовой статус; второй - материалы, определяющие правовой статус студентов факультета; третий, наиболее важный, -
нормативные акты, регулирующие учебный процесс; четвертый - материалы, регулирующие выпуск студентов; пятый - все нормативные акты, лежащие в основе организации приема на факультет.
Анализ нормативно-правового регулирования освоения основных образовательных программ на факультете позволяет сделать вывод, что в настоящее время сформированы единые методологические и методические подходы к организации учебного процесса, к определению сроков обучения по различным специальностям, к формированию сокращенных программ обучения, индивидуальных учебных планов по специальностям. Следует отметить, что в ряде высших учебных заведений России практикуются различные подходы к организации учебного процесса по получению второго высшего профессионального образования. В некоторых из них, например, второе высшее образование студенты получают на факультете переподготовки специалистов, причем на обучение принимаются лица, имеющие высшее или неполное высшее образование. Сроки получения второго высшего профессионального образования также различны: от 2,5 до 3,5 лет [1, с. 77-79].
На факультете второго высшего профессионального образования ПАГС в связи с приказом Министра образования РФ «Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки» [2, с. 90] систематизированы нормы федерального и регионального законодательства, правовые документы академии, лежащие в основе организации учебного процесса; изучен опыт Российской академии государственной службы при Президенте РФ, других российских и саратовских учебных заведений, на основе чего очерчена концепция получения второго высшего профессионального образования.
Прием лиц, имеющих высшее профессиональное образование, осуществляется в специально формируемые группы на факультет в соответствии с действующим порядком приема в вузы и правилами приема в академию. Динамика приема студентов по направлениям подготовки свидетельствует о том, что их число ежегодно увеличивается за счет открытия новых специальностей.
Обучение проводится только по заочной форме и договорам с полным возмещением затрат на обучение. Права факультета по оказанию платных образовательных услуг определяются действующим российским законодательством, Уставом академии и договорами на подготовку специалиста.
Освоение основных образовательных программ студентами факуль-
тета осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и учебными планами. По всем специальностям разрабатываются и утверждаются учебные планы для обучающихся на основе действующей основной образовательной программы академии с полным сроком обучения с учетом предыдущего высшего профессионального образования.
При приеме в специально формируемые группы академия самостоятельно устанавливает для поступающих количество, перечень, формы проведения, программы вступительных испытаний. В настоящее время утверждена форма вступительных испытаний в виде тестирования. Его цель - выявление знаний, умений и навыков абитуриентов, полученных на предшествующем этапе обучения. Итогом становится рекомендация к зачислению в специально формируемую группу. Кроме того, при поступлении выясняется возможность переаттестации и пе-резачетов для каждого абитуриента.
Определение сроков освоения сокращенных программ обучающимися или группой обучающихся базируется на сроках, устанавливаемых для очной формы обучения с учетом профильности предыдущего образования. Сроки освоения сокращенных программ подготовки специалистов и бакалавров по очной форме обучения для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с профилем, не соответствующим получаемому образованию, рекомендуется устанавливать не менее трех лет (сокращение осуществляется за счет перезачета гуманитарных, социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин). Сроки освоения сокращенных программ по очной форме обучения для лиц, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать не менее двух лет. Сокращение осуществляется за счет переза-чета гуманитарных, социально-экономических, математических, общих естественнонаучных, близких по содержанию общепрофессиональных дисциплин и уменьшения объема учебной и производственной практик. По заочной форме обучения освоение сокращенных программ увеличивается до шести месяцев по сравнению с очной формой обучения.
Особое внимание на факультете уделяется подготовке кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление». Сюда принимаются выпускники факультета повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы и местного самоуправления, получившие дипломы профессиональной переподготовки по направлению государственного и муниципального управления, причем
зачисляются они не на первый, а на второй курс, то есть срок их обучения сокращается еще на один год (две сессии). Для них предусмотрен индивидуальный план обучения, им перезачитываются все дисциплины, изученные в рамках программы профессиональной переподготовки; дисциплины, которые по учебному плану сокращенной образовательной программы на базе высшего профессионального образования приходятся на первый курс, переносятся (или перераспределяются) на другие семестры, начиная с третьего. С этого же семестра студенты определяются со специализацией.
Действующие учебные планы утверждены ученым советом академии. Наименование дисциплин в индивидуальных учебных планах и их группирование по циклам идентично учебным планам академии, рассчитанным на полный срок обучения. При этом индивидуальные планы факультета могут отличаться от общевузовских большей долей самостоятельной работы студентов; уменьшением объема учебной и производственной практик; в них может не предусматриваться изучение факультативных дисциплин, однако всегда учитывается объем учебного времени, приходящийся на дисциплины по выбору студентов, а также на их научно-исследовательскую работу и практику.
В качестве программ учебных дисциплин, практик и государственной итоговой аттестации при обучении в сокращенные сроки используются документы академии, разработанные для реализации основных образовательных программ с полным сроком обучения. Продолжительность теоретического курса, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации соответствует государственным образовательным стандартам. Продолжительность недельной аудиторной нагрузки на факультете в среднем составляет около 50 часов. В учебном плане по каждой из восьми специальностей отражены все циклы - федеральный, региональный, по выбору. В каждой специальности представлены такие блоки дисциплин, как общегуманитарные, социально-экономические, математические, естественнонаучные, общепрофессиональные, дисциплины по специализации. В учебном плане в каждом блоке дисциплин по каждой специальности отводится определенная государственными стандартами часть учебного времени.
Учебный процесс организуется посредством составления графика проведения учебно-экзаменационных сессий и расписания занятий. В учебном году на каждом курсе по всем специальностям проводятся по две учебно-экзаменационные сессии продолжительностью до тридцати календарных дней. Промежуточная аттестация осуществляется
в виде экзаменов, дифференцированных зачетов, зачетов, тестов. На каждую учебно-экзаменационную сессию выносится не более десяти предметов. Все итоговые формы контроля проводятся в соответствии с положением о промежуточной аттестации студентов.
Составляется график проведения итоговой государственной аттестации. Содержание программ итоговых государственных испытаний обсуждается на учебно-методических советах факультетов по соответствующим специальностям в целях установления их соответствия требованиям государственных образовательных стандартов. Темы выпускных квалификационных работ, как правило, современны, актуальны, связаны с профилем вуза, предполагают взаимосвязь изучаемых дисциплин с практикой государственного и муниципального управления.
Организация учебного процесса на факультете осуществляется с учетом необходимости достижения нового современного качества профессионального образования и повышения профессионализма участников образовательного процесса, поскольку выпускник должен обладать инициативностью, предприимчивостью, умением принимать управленческие решения, обдумывать соответствующую проблему в широком социальном контексте.
В учебном процессе используются современные методики и формы обучения: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, работа над проектными заданиями, тестирование, тренинги, работа на компьютере. Акцент в преподавании делается на управленческое и юридическое образование государственных и муниципальных служащих, руководителей предприятий всех форм собственности. Наряду с этим, как показывает практика, необходимо существенно повышать уровень экономических знаний государственных служащих.
Экономическое образование на факультете осуществляется на основе государственных образовательных стандартов. В учебные планы включены различные дисциплины, повышающие уровень экономических знаний государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов предприятий всех форм собственности, других студентов, которые получают второе высшее образование на факультете. Среди них: экономическая теория, экономика, государственные и муниципальные финансы, региональная экономика и управление, мировая экономика, финансы и кредит, экономика организации и т.д.
Кроме того, проводятся специализации по направлениям: финансовый менеджмент; управление региональной экономикой; предпринимательство; менеджмент-консалтинг с изучением таких дисциплин, как
экономика города, оценка экономического потенциала региона, стратегическое планирование и т.д. Многие студенты факультета выполняют выпускные квалификационные работы по экономической тематике. Квалификации «Экономист» и «Экономист-менеджер» получают выпускники, освоившие специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Антикризисное управление».
На факультете действует система контроля качества теоретической и практической подготовки студентов. После каждой учебно-экзаменационной сессии подводятся итоги успеваемости студентов.
Высокий уровень подготовки специалистов на факультете подтверждается результатами итоговой государственной аттестации. Из 200 студентов, прошедших аттестацию в 2002/03 учебном году, 75 человек (37,3%) получили дипломы с отличием, что свидетельствует о готовности выпускников факультета к самостоятельной работе по новой специальности, соответствующей квалификации.
Качество преподавания контролируется также путем посещения занятий и анкетирования студентов. На факультете разработан лист оценки качества преподавания, с помощью которого осуществляется отбор мнения студентов. Анализ анкет позволяет сделать вывод о том, что учебный процесс соответствует ожиданиям студентов и помогает им реализовать те цели, которые они ставили перед собой, поступая на учебу в академию.
Вместе с тем представляется, что при совершенствовании учебного процесса следует обратить внимание на формирование единого подхода к оценке качества подготовки специалистов на факультете; более требовательный контроль знаний студентов; повышение требований преподавателей к студентам на зачетах и текущих экзаменах, особенно в части ответов, претендующих на оценку «отлично»; улучшение методического обеспечения учебного процесса по заочной форме обучения с четким определением объема работы студентов в межсессионный период; более глубокое освещение преподавателями опыта работы органов государственного и муниципального управления; связи учебного процесса с профилем академии. Нуждаются в улучшении некоторые учебные планы и программы. Нельзя допускать, чтобы студенты ПАГС, пройдя обучение и приступив к практической деятельности, считали, что некоторые курсы, которые они прослушали, нельзя применить на практике [3, с. 7].
Серьезная постановка вопроса о контроле знаний студентов требует повышения уровня методики проведения всех видов занятий в целом и улучшения качества методических материалов. Методическое обес-
печение учебного процесса должно быть нацелено на то, чтобы обучающийся стал не только профессионалом по новой специальности, но и четко ощущал свое государственно-политическое назначение, поскольку получает второе высшее образование не в обычном учебном заведении, а в Академии государственной службы.
Как известно, главное назначение методических материалов для заочников состоит в том, чтобы студенты имели четкое представление об объеме работы в межсессионный период по каждой дисциплине. Представляется, что достичь этого возможно путем повышения ответственности преподавателя, ведущего конкретную дисциплину, разрабатывая кроме программы курса, планов семинаров, литературы, вопросов к зачетам и экзаменам, расширенные методические рекомендации по изучению конкретных тем курса с ориентацией на связь теории с практикой государственного и муниципального управления и на государственно-политический аспект изучаемой дисциплины.
На более высоком уровне должны также разрабатываться методические материалы по подготовке студентов к итоговой государственной аттестации, по дисциплинам специализаций, по преддипломной практике.
Качество второго высшего профессионального образования улучшается за счет повышения квалификации преподавателей путем их стажировки в органах государственного и муниципального управления, а также различных форм самообразования, среди которых серьезное внимание должно уделяться изучению преподавателями законодательства о реформировании государственной службы, осмыслению опыта работы органов государственного и муниципального управления и выработки на этой основе новых методов преподавания.
Перспектива развития деятельности факультета связывается с улучшением качества образовательных услуг посредством внедрения современных образовательных технологий, дистанционного обучения.
Изучение организации получения второго высшего профессионального образования в других учебных заведениях и сопоставление ее с организацией в ПАГС позволяет сделать вывод об оптимальном варианте организации учебного процесса на факультете по реализации сокращенных образовательных программ на базе высшего образования.
Каким бы интересным ни являлся опыт Высшей школы бизнеса, структурного звена Института бизнеса и делового администрирования при СГТУ [4], не совсем ясным остается, как, например, студенты старших курсов вузов Саратова, в период за 9 месяцев (5 сессий про-
должительностью две недели каждая) по очно-заочной форме обучения могут освоить программу, дающую право на присвоение новой экономической квалификации. Речь, видимо, все-таки идет об освоении слушателями программы дополнительного образования (а не второго высшего), в результате чего им вручается диплом государственного образца о переподготовке, дающий право на ведение новой профессиональной деятельности.
Организованной работе факультета второго высшего профессионального образования Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина способствуют создание целостной нормативно-правовой базы деятельности академии; упорядочение документоведения, точная формулировка требований, предъявляемых к оформлению различного типа документов; достаточно четко прослеживающийся процесс улучшения технологии подготовки специалистов; хорошо организованная работа учебно-методических советов факультетов академии; понятные и обоснованные требования ректората и ученого совета, предъявляемые к профессионализму заведующих кафедрами, всех преподавателей; пристальное внимание руководства академии к качеству преподавания, методическому обеспечению учебного процесса; достаточно высокий уровень организации приема и итоговой государственной аттестации студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ратник А. Будет все, что ты захочешь // Карьера. 2003. № 1.
2. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки // Официальные документы в образовании. 2002. № 24.
3. Не останавливаться на достигнутом // Униклассная газета. 2003. 14 апр.
4. Шаршарова А. Второе образование как двигатель карьеры // Саратовский Арбат. 2002. 11 сент.