Научная статья на тему 'Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности в управленческую практику'

Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности в управленческую практику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности в управленческую практику»

пате— №

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

контексте современных тенденций развития общества и государства особую значимость приобретает обеспечение адекватного объективным потребностям уровня управления в социальноэкономической и общественно-политической сферах. Сегодня публичный менеджмент уже не может ограничиться привычными формами администрирования, а следовательно, встает вопрос поиска и внедрения инновационных по своему характеру приемов и способов государственного и муниципального управления, научного обоснования и практического апробирования новых подходов.

Научно-исследовательская деятельность в ПАГС нацелена на решение проблем освоения и внедрения в систему образования и переподготовки государственных и муниципальных служащих новейших достижений управленческой науки, изучения и адаптации к нуждам образования практического опыта государственных и муниципальных служащих, использования передовых научных методологий для оптимизации процессов управления.

Исходя из перечисленных задач определены следующие приоритетные профильные направления исследовательской деятельности:

- организационно-правовые основы государственного и муниципального управления;

- моделирование управленческих решений в администрациях на региональном и муниципальном уровнях, в организациях и производственно-хозяйственных комплексах;

- формирование профессионального корпуса управленцев и создание кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих; кадровая политика и механизм ее реализации на региональном уровне;

- формирование институтов гражданского общества на региональном уровне; развитие социальной ответственности и партнерских отношений между государством, гражданским обществом и бизнесом;

- становление институтов местного самоуправления; местные финансы и развитие межбюджетных отношений.

Фундаментальные и прикладные исследования в академии обусловлены управленческим характером вуза. Фундаментальные научные исследования регулярно проводятся по заказу Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ, министерства образования и науки Саратовской области, в рамках грантовых проектов. Фундаментальные научные исследования являются основой для более широкого развития прикладных исследований и разработок.

Являясь управленческим вузом, ПАГС принимает участие в научных программах, соответствующих профилю академии, например в таких проектах, как «Партнерство между вузами в области государственного управления» (совместно с Высшей школой государственного управления и экологии университета штата Индиана (США, 2002-2004 гг.), «Федерально-региональная политика в науке и образовании» (МО РФ, Грант РФФИ, 2003 г.), «Административная реформа I» (по заказу ЕС, 2004-2005 гг.).

Научные исследования и разработки ученых ПАГС востребованы и находят непосредственное применение в практике государственного и муниципального управления, а также социально-экономического менеджмента.

Одна из наиболее важных проблем развития научных исследований -их финансирование. Научные исследования, проводимые в ПАГС, из внешних источников финансируются на 70% (средства учредителя, хоз-договоры, зарубежные гранты).

Высокий уровень творческого потенциала специалистов академии в различных отраслях подтверждается признанием научной общественности. Академия награждена Дипломом первой степени Второго Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления; ученые ПАГС удостаиваются премий и выигрывают гранты Президента Российской Федерации, являются лауреатами всероссийских и региональных конкурсов, выступают в качестве экспертов на международном уровне.

Результаты НИР используются при подготовке научно-методических разработок преподавателей, применяющихся в учебном процессе,

дате— да

что, безусловно, способствует повышению качества преподавания. В настоящее время в рамках финансируемых прикладных научных исследований разрабатывается новый курс обучения для преподавателей ПАГС и внутренних экспертов администраций, которые затем смогут проводить занятия по современным технологиям административного менеджмента в соответствии с программами: «Управление человеческими ресурсами», «Проведение изменений в администрациях», «Административная реформа». Ученые академии ведут обучающие семинары в субъектах Федерации Поволжского региона (Саратовская, Ульяновская, Пензенская области) для служащих муниципальных и региональных администраций.

Интеграции академической и отраслевой науки с управленческой практикой способствует взаимодействие ученых с органами государственной власти и местного самоуправления, а также институтами гражданского общества. Во взаимодействии структурных подразделений академии с органами власти заметна практическая направленность, нацеленность на решение проблем управления обществом. Ученые ПАГС готовят предложения и дают экспертные заключения на законопроекты, входят в состав экспертных советов и комиссий, созданных при государственных органах (Правительства Саратовской и Московской областей, Саратовская областная Дума, избирательная комиссия Саратовской области, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, Совет экономического развития при Г убернаторе Саратовской области, мэрия г. Саратова). С органами власти различных уровней постоянно взаимодействует Центр информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы.

В аспирантуре и докторантуре ПАГС осуществляется подготовка научно-педагогических кадров. Если в 2002 г. в академии была открыта докторантура по двум и аспирантура по двенадцати научным специальностям (юриспруденция; философия; социология, экономика) и двум специальностям докторантуры (22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы, 22.00.08 - социология управления), то в 2006 г. аспирантура готовит специалистов высшей квалификации по пятнадцати специальностям политической, социологической, философской, юридической, экономической, технической и педагогической отраслей науки. В последние годы активизировалась работа по подготовке и защите диссертаций. По сравнению с 1998 г. число защит докторских диссертаций увеличилось на 3,4%, кандидатских диссертаций - на 2%. В аспирантуре и докторантуре обучаются преподаватели академии, государственные служащие - по направлениям Правитель-

ства Саратовской области, Администрации г. Саратова, а также из городов Самары, Пензы, Астрахани, Тамбова, Ульяновска, Волгограда, Республик Татарстан и Калмыкия, Ханты-Мансийского автономного округа. Научные исследования аспирантов и соискателей связаны с изучением механизмов устойчивого функционирования государственной службы региона, статуса госслужащего, региональных социальных и экономических проблем.

С 2001 г. в ПАГС функционирует диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами». В 2004 г. начал свою работу диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 23.00.02 «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (по политическим наукам)».

Результаты научных исследований преподавателей академии в области подготовки научных и научно-педагогических кадров апробируются на международных и всероссийских научных мероприятиях, находят отражение в публикациях.

В последние годы наращиваются темпы выпуска научной и учебной литературы в Издательском центре ПАГС. Так, в 2006 г. вышли в свет более 450 учебных и учебно-методических пособий, научных монографий, сборников коллективных трудов. С 2001 г. издается научный периодический журнал «Вестник Поволжской академии государственной службы».

При организации научно-исследовательской деятельности ПАГС в 1991-2006 гг. существенное значение придается научной работе студентов, которая проводится в рамках фундаментальных и прикладных исследований академии и соответствует управленческому профилю вуза. Она организуется кафедрами, управлением научно-исследовательской работы, студенческим научным обществом. Научная деятельность студентов осуществляется в таких формах, как участие в студенческих научных кружках, научных и научно-практических конференциях, конкурсах и олимпиадах; ведется также индивидуальная работа со студентами.

В академии регулярно действуют более 20 студенческих научных кружков. Участники кружков занимаются исследованием политических, правовых, социальных и экономических аспектов управления на федеральном и региональном уровнях. Студенты регулярно принимают участие в конкурсах, организованных Министерством образования и науки РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Избирательной

дате— да

комиссией Саратовской области, Вольным Экономическим Обществом России, вузами страны, выигрывают гранты.

Подтверждением высоких результатов научной деятельности студентов ПАГС могут служить получаемые ими сертификаты, грамоты, дипломы. Наиболее талантливые студенты академии удостоены именных стипендий Правительства Российской Федерации и Правительства Саратовской области, Администрации г. Саратова, компании ТНК - ВР. Показателем успешной научной работы студентов является публикация статей в научных журналах, межвузовских сборниках областного и российского уровней.

Научно-исследовательская работа студентов носит системный характер, ориентирована на получение практического конечного результата и совершенствование профессиональных навыков. Основные принципы ее развития: последовательная активизация самостоятельных изысканий, проведение студентами исследовательской работы вне рамок учебного процесса, в том числе участие в плановых научных исследованиях кафедр и структурных подразделений, - нацелены на формирование профессиональной элиты и поддержку наиболее одаренных студентов.

Сохранение Россией конкурентоспособности в условиях глобализации немыслимо без качественного государственного управления. Общество предъявляет повышенные требования к современным чиновникам; соответственно, государственные и муниципальные служащие должны не только иметь хорошее профильное базовое образование, но и постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина является авторитетным специализированным высшим учебным заведением, которое способно и осуществить подготовку управленцев, и обеспечить должное научное сопровождение управленческой деятельности.

О.Н. Фомин,

проректор по научной работе, доктор политических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.