Научная статья на тему 'ПАГС: итоги и перспективы'

ПАГС: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАГС: итоги и перспективы»

СТУПЕНИ РОСТА

ПАГС:

ИТОГИ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

С.Ю. Наумов

НАУМОВ

Сергей

Юрьевич -

ректор

Поволжской

академии

государственной

службы,

доктор

исторических

наук,

профессор

^Стратегическая точка роста развитых стран - образовательная сфера. Мировой опыт со всей убедительностью показывает, что инвестиционная привлекательность страны, технологический прорыв, интеллектуальный капитал напрямую зависят от опережающего развития образования. На современном этапе становится все более очевидным, что образование является одним из решающих факторов международного позиционирования России. Вопросы, стоящие перед нашей страной в социальной и экономической сферах, в сферах обеспечения национальной безопасности и укрепления институтов государства, невозможно решить, если «социальный заказ» общества и государства не будет определять направления изменений и развития системы образования России в первом десятилетии XXI

12

века. Исходя из этого концептуального положения, руководство Поволжской академии государственной службы (ПАГС) осуществляет реорганизацию деятельности, с учетом имеющегося высокого научного и образовательного потенциала. Академия призвана стать государственной, идеологически знаковой структурой, всемерно и целенаправленно помогать государству в становлении институтов гражданского общества. Она может и должна занять особое место в социально-экономическом развитии региона и укреплении государственности, внося достойный вклад научными фундаментальными и прикладными исследованиями, образовательной деятельностью, участием в законотворческом процессе, а также разработкой инновационных программ для развития муниципальных образований.

Преобразования последнего десятилетия направлены на становление новой культуры, в которой общественно значимыми ценностями, в первую очередь для молодежи, выступают как самостоятельное действие и предприимчивость, так и корпоративная ответственность за общественное благосостояние. Подобными качествами должен обладать выпускник ПАГС, наряду с инициативностью, умением принимать решения, представлять проблему в широком социальном контексте. По мере расширения и углубления демократических преобразований в России будет, несомненно, возрастать потребность формирования в нашем обществе положительного идеологического общественного имиджа государственного служащего, чиновника. Создание кадровой инфраструктуры, адекватной современным технологиям, а также обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей - в решении этой задачи видится особая миссия академии.

Начало Поволжской академии государственной службы было положено созданием в ноябре 1991 года Поволжского кадрового центра на базе социально-политического института. В Постановлении Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 года № 22, подписанном первым заместителем Председателя Правительства Геннадием Бурбулисом, говорилось: «Создать в г. Саратове Поволжский кадровый центр при Департаменте государственной службы РСФСР (далее Поволжский кадро-

ч

вый центр) для подготовки и переподготовки кадров государственных и муниципальных органов власти и управления, специалистов рыночной экономики». В 1995 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации кадровые центры были преобразованы в региональные академии государственной службы.

Лишь за одно десятилетие Поволжская академия государственной службы превратилась в крупный научный и образовательный центр подготовки специалистов по профилю государственного и муниципального управления, менеджменту, юриспруденции, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих для Приволжского федерального округа.

Значительный вклад в становление и развитие академии внесли директор ПКЦ, а впоследствии ректор академии В.Н. Южаков, первые заведующие циклами и кафедрами В.Н. Гасилин (руководитель цикла гуманитарного образования и кафедры философии и психологии), Б.И. Шумратов (руководитель цикла и кафедры теории и практики управления), И.П. Цимбалов (руководитель цикла экономических дисциплин и кафедры менеджмента), Л.В. Полякова (руководитель кафедры иностранных языков), Г.М. Иванов (руководитель цикла общественных дисциплин и кафедры математики и статистики), преподаватели В.В. Володин, И.С. Ной, Л.Н. Алексеенко, И.П. Бердников, А.П. Белов и многие другие.

Много сделали для методического, организационного и ресурсного обеспечения академии Т.М. Вискова, Г.М. Литвинова, Т.В. Кириллова,

О.И. Казакова, Т.П. Кошелева.

За десять лет ощутимо вырос научный потенциал кафедр. Впечатляет их количественный рост. Если на 1 января 1992 года в вузе насчитывалось только 7 кафедр: философии и психологии, теории и практики управления, иностранных языков, правовых дисциплин, менеджмента, методологического обеспечения управленческой деятельности, математики, то ко дню юбилея учебный процесс обеспечивается 21 кафедрой.

В составе академии функционирует комплекс учебно-научных подразделений: Институт дополнительного профессионального образования служащих органов государственной власти и местного самоуправления; Управление международных связей, в составе которого Россий-

10

лет

ско-французский институт региональной администрации, Отдел международного сотрудничества, Центр содействия реализации международных экономических программ, Центр немецкого языка при поддержке Гёте-института (Германия); Учебно-деловой центр Морозов-ского проекта; Центр информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы; Центр обобщения опыта государственного и муниципального управления в Приволжском федеральном округе; колледж для получения среднего профессионального образования.

Основа деятельности академии - образовательный процесс. Ныне на факультетах государственного и муниципального управления, менеджмента, юриспруденции обучается 7000 студентов по очной и заочной формам. 2000 государственных служащих проходят переподготовку, получают второе высшее образование по специальностям управленческого профиля.

Первые выпускники вуза могли получить квалификацию только по специальности «Государственное и муниципальное управление». В настоящее время обучение ведется еще по семи специальностям: «Связи с общественностью», «Регионоведение», «Юриспруденция», «Докумен-товедение и документационное обеспечение управления», «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Прикладная информатика (в управлении)».

Затрагивая такую стратегически значимую тему, как национальная доктрина образования, нельзя не отметить, что концепция единого образовательного поля: школа -> колледж -> вуз -» профессиональная переподготовка -> курсы повышения квалификации - в значительной степени находит отражение в структуре ПАГС, в составе которой работает Институт дополнительного профессионального образования служащих органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с концепцией развития ПАГС в последние годы в академии уже произошли значительные позитивные изменения.

Одним их важных направлений деятельности ректората двух последних лет стало упорядочение обучения по программам профессиональной переподготовки. Практика обучения по данным программам показывает, что ранее нарушались требования к освоению программы профессиональной переподготовки в рамках единого государственного

ч

стандарта. Поэтому в 2000 году принято принципиальное решение о передаче профессиональной переподготовки в ведение Института повышения квалификации (для государственных служащих) и Института местного самоуправления (для муниципальных служащих).

Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» поставил перед органами государственной власти и образовательными учреждениями принципиально новые задачи по организации дополнительного профессионального образования руководящих работников властных структур. В 2000/01 году в Институте повышения квалификации и переподготовки государственных служащих прошли обучение 787 федеральных государственных служащих.

С введением в 2000 году нового государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования работа Института повышения квалификации качественно изменилась. Все действующие на момент утверждения этого стандарта учебные планы и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих пересмотрены и приведены в соответствие с новыми требованиями. С участием кафедры теории организации и организационного проектирования, а также кафедры информатики и информационного менеджмента в Институте повышения квалификации была разработана программа входного профориентационного тестирования, позволяющая определить исходный уровень подготовки государственных служащих по выбранному направлению обучения, а также их личностные особенности и склонности.

В 2001/02 учебном году эта форма организации повышения квалификации служащих стала составной частью обучающей программы профессиональной переподготовки «Управление финансово-кредитными отношениями», в рамках которой в настоящее время проходят обучение 73 руководящих работника территориальных управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Федерального казначейства, контрольно-ревизионных и региональных комиссий по рынку ценных бумаг четырех субъектов Российской Федерации Поволжского региона.

10

лет

На факультете второго высшего профессионального образования по состоянию 1 ноября 2001 года обучаются 602 слушателя по трем специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» и «Менеджмент».

В 2000 году удалось более чем на треть увеличить прием на коммерческие отделения по каждой из специальностей «Юриспруденция» и «Менеджмент». В 2001/02 учебном году расширен перечень специальностей для получения второго высшего образования. Важнейшим приоритетом здесь является повышение качества образования, усиление требовательности к знаниям слушателей, искоренение формализма при оценке их знаний.

Существенные изменения наметились и в дополнительном профессиональном образовании служащих органов государственной власти и местного самоуправления. Оно осуществлялось в прошлом только через Институт местного самоуправления. За время его работы с февраля 2000 года курсы повышения квалификации прошли 385 муниципальных служащих Саратовской области, руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности. В 2001 году в соответствии с распоряжением Губернатора области «О повышении квалификации глав окружных администраций» с января по апрель 2001 года прошли курсы повышения квалификации 300 глав окружных администраций муниципальных образований области.

Поволжская академия государственной службы в своей структуре имеет четыре филиала в городах Балаково, Тамбов, Тольятти и Самара. Обучение в филиалах осуществляется за счет средств юридических и физических лиц, за исключением программы переподготовки «Государственное и муниципальное управление», обучение по которой ведется за счет средств федерального бюджета. В 1999/2000 учебном году в филиалах ПАГС состоялся первый выпуск студентов и слушателей.

Важнейшим направлением кадровой политики академии является дальнейшее обеспечение роста научной педагогической квалификации преподавательских кадров. Общая численность профессорско-преподавательского состава выросла с 1992 по 2001 год с 70 до 242 человек. Число докторов наук за эти годы увеличилось с 12 до

ч

31, кандидатов наук - с 41 до 136, то есть более чем в три раза. Очная и заочная аспирантура ведет подготовку кадров по 12 специальностям, докторантура - по двум.

Научные исследования академии осуществляются по трем основным направлениям в соответствии с профессиональной направленностью вуза: государственная и муниципальная служба; управление социально-экономическим развитием региона; гражданское общество и государство. В 2000-2001 годах на базе ПАГС были организованы и проведены 8 симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров и круглых столов. Ученые ПАГС приняли активное участие в 30 научных и научно-практических мероприятиях, проходивших в различных регионах. На базе ПАГС были проведены международные симпозиумы: российско-немецкий «Становление институтов местного самоуправления в посткоммунис-тическом пространстве»; российско-американский «Децентрализация и проблемы местных финансов и менеджмента». За указанный период хоздоговорная деятельность осуществлялась по темам: «Становление институтов местного самоуправления в посткомму-нистическом обществе»; «Становление институтов гражданского общества в Саратовской области». Преподавателями ПАГС подготовлено, издано и опубликовано за это время свыше 387 печатных листов монографий, учебных пособий, сборников, статей (всего -168 наименований).

Ректорат, кафедры и профессорско-преподавательский состав уделяют особое внимание приоритетным направлениям развития образовательного пространства на перспективу.

1. Крайне важным представляется осуществить (до 2003 года) теоретическую разработку идеологии общественного согласия и социального партнерства, а также создать и отработать механизм его воплощения в жизнь в условиях размежевания общества по уровню достатка, социальному статусу и мировоззрению.

2. Необходимо обеспечить доступность и вариативность образовательного пространства через укрепление связей образования с практикой, что способствовало бы более быстрой и гибкой адаптации образования к изменениям рынка труда, повышению эффек-

10

лет

тивности механизмов трансляции социального заказа системе образования.

3. Государственная значимость академии должна выражаться не в количестве выпускников различных специальностей, а в том, как выпускники-управленцы обеспечивают социально-экономический прогресс в регионах. Существует объективная потребность в более системном приеме на первый курс по целевой контрактной подготовке с тем, чтобы готовить резерв кадров для сельских администраций, ЖКХ и других сфер экономики с учетом реальных потребностей области и региона. Именно в целях реализации государственного заказа академия активно занимается подготовкой обоснований и разработкой предложений по открытию новых специализаций, ориентирующихся на нужды региона.

В этой связи особую актуальность приобретает такой принципиально важный момент, как настоятельная необходимость сосредоточить в РАГС и подведомственных ей структурах все обучение по специальности «Государственное и муниципальное управление» с тем, чтобы выстроить образовательную вертикаль, состоящую из региональных академий и их филиалов в субъектах Федерации и крупных муниципальных образованиях.

4. Академии следует переходить на разработку единых обучающих программ, основанных на принципах неклассической методологии, сочетающих целостность и проектный характер. Образовательный процесс должен быть ориентирован прежде всего на развитие личности, мотивации обучающегося, применение инновационных технологий и активных форм обучения. При этом необходим переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудниче-ства,сотворчества.

5. Следует активизировать взаимодействие с международными организациями, расширить мобильность студентов и аспирантов, научно-педагогических работников, развить обмен опытом и инновационными образовательными технологиями, обеспечить паритетное участие в совместных научных программах и исследованиях. Система качества и стандартов образования всех уровней а академии должна дорасти до уровня мировой.

ч

6. Необходимо интегрировать довузовское и высшее профессиональное обучение, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса и более гибко управлять подготовкой кадров с учетом потребностей личности. Подобная интеграция требует согласования и преемственности учебных планов, создания нескольких ступеней обучения по вертикали, взаимных горизонтальных связей учебных заведений, обмена информацией, образовательными технологиями и специалистами. В перспективе получит развитие система «дошкольник - школьник - студент», что обеспечит возможность преемственности учебного процесса в региональной системе образования.

Требуют разрешения проблемы разработки концепции единого образовательного поля: школа -> колледж -> вуз -> профессиональная переподготовка -> курсы повышения квалификации.

Реализация принципа непрерывности роста образовательного уровня государственных и муниципальных служащих должна сопровождаться формированием «окружного» и региональных портфелей дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов федеральной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

7. Актуальное значение приобретает развитие образовательного маркетинга, всесторонне изучающего рынок образовательных услуг. Специальные службы должны оценивать и учитывать все условия изменения этих услуг, возможности их реализации как в ближайшей, так и отдаленной перспективе. При разработке оптимальной модели высшего образовательного учреждения, безусловно, будет осуществляться обмен опытом по технологиям проектирования и управления образовательными программами. Важное место в менеджменте высших образовательных учреждений займут инновационные практикоориентированные образовательные технологии и их продвижение в педагогической деятельности.

8. В перспективе мы будем работать над увеличением доли финансирования исследований в области образовательных технологий на конкурсной основе как на местном уровне, так и на уровне федерального округа. Увеличение взаимодействия науки и практики,

10

лет

осуществление трансферта научно-технических достижений, включение вузовских разработок в среду инновационного бизнеса, создание бизнес-инкубаторов, технологических парков, проведение ярмарок научно-исследовательских проектов будут способствовать повышению востребованности результатов научных исследований, применению их на практике.

9. Содействие развитию студенческой науки будет осуществляться, в частности, в форме конкурсов и ярмарок талантов.

10. Усиление статуса ПАГС как учебно-методического и научноисследовательского центра, координирующего систему получения второго высшего образования и повышения квалификации работников сферы государственного и муниципального управления, требует определенных структурных и организационно-функциональных изменений в деятельности самой академии.

В этом плане должна быть теоретически осмыслена и обоснована обновленная модель всего образовательного комплекса муниципальных служащих. Модель должна быть ориентирована на организационно-функциональные проблемы формирования института муниципальной службы. Она включает: создание научно-методического центра по проведению нормативных и поисковых исследований субъектов местного управления; оценку образовательного, профессионального и квалифицированного потенциала муниципальных служащих для сравнения его с мировыми и российскими стандартами; формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в соответствии с возлагаемыми на них задачами.

Успех реализации в России экономических реформ напрямую зависит от привлечения на государственную службу нового поколения управленцев. Получив принципиально новое профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, им еще предстоит освоить профессиональные навыки, необходимые для соответствия занимаемой должности.

С этой целью разработана обучающая программа для лиц, впервые назначенных на должности в системе федеральной государственной службы. Программа рассчитана на широкий круг специалистов так называемых «сквозных должностей» (кадровая служба, ор-

ч

ганизационные и общие отделы, контрольно-ревизионные аппараты, канцелярия и делопроизводство).

11. В последние годы получило дальнейшее развитие международное сотрудничество академии. Достигнута договоренность с руководством Международного форума, объединяющего высшие учебные заведения стран Европы по проблемам государственной службы и местного самоуправления, провести предстоящую летнюю сессию форума в Саратове в сентябре 2002 года. Участники форума с одобрением отнеслись к предложению Поволжской академии государственной службы обсудить на сессии тему «Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления - важный фактор демократизации общества и повышения эффективности системы государственного и муниципального управления».

С предстоящей международной встречей академия связывает большие надежды, так как она расширяет возможности ознакомления с опытом государственного и муниципального строительства в европейских странах: Германии, Франции, Бельгии, Италии, Испании и других. Накопленный в этой сфере опыт может послужить основой для создания в 2005 году в Поволжском регионе постоянно действующего Международного института региональной администрации.

Реализация перечисленных мероприятий обеспечит формирование новых условий и предпосылок дальнейшего качественного развития учебного процесса и научно-исследовательской деятельности Поволжской академии государственной службы.

10

лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.