Научная статья на тему 'Управленческий учет доходов и основные направления его совершенствования в медицинских организациях'

Управленческий учет доходов и основные направления его совершенствования в медицинских организациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
565
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КРИТЕРИИ КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУПП (КСГ) / THE CRITERIA FOR CLINICAL AND STATISTICAL GROUPS (DRG) / КЛИНИКО-ПРОФИЛЬНАЯ ГРУППА (КПГ) / CLINICAL PROFILE GROUP (CNG) / ОПЛАТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / INCOME OF MEDICAL INSTITUTIONS / PAYMENT FOR MEDICAL SERVICES / STANDARD OF CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козырь А.А.

В статье раскрывается экономическая сущность доходов медицинских учреждений, характеризуются объемные показатели амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских организаций, произведены сравнения этих показателей, используемых для разработки нормативов и для составления планов с целью подтверждения их обоснованности, охарактеризованы формы первичного и статистического учета медицинских организаций, необходимые для разработки методических подходов управленческого учета, отражаются критерии образования клинико-статистических групп, что позволит обеспечить совершенствование системы управленческого учета в медицинских учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACCOUNTING OF INCOME AND MAIN DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT IN A MEDICAL ORGANIZATION

The article reveals the essence of the economic income of medical institutions, characterized by volume indicators of outpatient and inpatient health care organizations, made a comparison of these indicators used to develop standards and to plan in order to confirm their validity, characterized forms of primary and statistical records of medical institutions necessary for development of methodological approaches of management accounting are recognized criteria for education of clinical and statistical groups that allow for the improvement of management accounting system in medical institutions.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет доходов и основные направления его совершенствования в медицинских организациях»

УДК 657.631

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ДОХОДОВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Козырь А.А., магистрант Финансового университета при Правительстве РФ (Финансовый университет)

В статье раскрывается экономическая сущность доходов медицинских учреждений, характеризуются объемные показатели амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских организаций, произведены сравнения этих показателей, используемых для разработки нормативов и для составления планов с целью подтверждения их обоснованности, охарактеризованы формы первичного и статистического учета медицинских организаций, необходимые для разработки методических подходов управленческого учета, отражаются критерии образования клинико-статистических групп, что позволит обеспечить совершенствование системы управленческого учета в медицинских учреждениях.

Ключевые слова: доходы медицинских учреждений, критерии клинико-статистических групп (КСГ), клинико-профильная группа (КПГ), оплата медицинских услуг, стандарт медицинской помощи.

MANAGEMENT ACCOUNTING OF INCOME AND MAIN DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT IN A MEDICAL ORGANIZATION

Kozir A., magistrand, Financial University under the Government of the Russian Federation

The article reveals the essence of the economic income of medical institutions, characterized by volume indicators of outpatient and inpatient health care organizations, made a comparison of these indicators used to develop standards and to plan in order to confirm their validity, characterized forms of primary and statistical records of medical institutions necessary for development of methodological approaches of management accounting are recognized criteria for education of clinical and statistical groups that allow for the improvement of management accounting system in medical institutions.

Keywords: income of medical institutions, the criteria for clinical and statistical groups (DRG), clinical profile Group (CNG), payment for medical services, the standard of care.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан определяют ответственность медицинских учреждений по оказанию медицинской помощи.[3] Ограниченность финансовых, материальных и др. ресурсов здравоохранения, поступающих в государственные (муниципальные) медицинские учреждения, не обеспечивают стабильность финансирования организаций здравоохранения, что негативно сказывается на выполнении медицинскими учреждениями необходимых объемов работ, позволяющих реализовать гражданам свои права в области получения медицинской помощи. Таким образом, создалась ситуация, когда система финансирования и распределение финансовых средств медицинским учреждениям уже не стимулирует медицинских работников качественно выполнять поставленные правительством задачи по полноценному медицинскому обслуживанию населения. Назрела необходимость внедрения управленческого учета в бюджетные медицинские учреждения. Уже более 70 лет в странах с рыночной экономикой учет развивался в получении объективной информации о деятельности организации. И только в начале 90-х годов, когда в России начали развиваться рыночные отношения, параллельно бухгалтерскому учету начали применять управленческий учет.

В то время существовал лишь один переводный учебник КДруди «Управленческий и производственный учет», в котором рассматривались вопросы управленческого учета на производстве. Затем появились переводы других авторов: Б.Нидлза («Принципы бухгалтерского учета»), Ч.Т.Хонгрена и Дж.Фостера «Бухгалтерский учет: управленческий аспект» и др.

Российские ученые, ведущие специалисты и практики по-разному определяют место управленческого учета в системе управления предприятием. В. Палий и Р. Вандер Вил рассматривают управленческий учет как способ управления. Ряд специалистов (А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина, Т.П. Карпова) считают, что только затраты и доходы могут обеспечить конкурентоспособность предприятия и принятие управленческих решений. Большинство российских специалистов (М.А. Вахрушина, А.Д. Шеремет и др.) определяют управленческий учет как подсистему или самостоятельное направление бухгалтерского учета организации.

Недостаточно отражен в экономической литературе управленческий учет в медицинских организациях. Между тем в настоящее время интерес к этой проблеме резко возрос, что объясняется необходимостью проведения реформирования здравоохранения, нацеленного на результативность использования бюджетных средств.

Особо следует отметить значимость авторских разработок по вопросам управленческого учета в здравоохранении, выполненных группой ученых и специалистов под руководством М.А. Вахруши-

ной. К таким работам относится учебное пособие «Бюджетный отчет и отчетность» под редакцией М.А. Вахрушиной. В работах раскрывается сущность управленческого учета в бюджетных организациях, включая здравоохранение. Центральным вопросом разработки системы управленческого учета является разработка методического инструментария, которая предусматривает систему процедур формирования управленческой информации. Об этом, в частности, отмечается и в статье М.А. Вахрушиной «Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета». [10]

«Важнейшая цель управленческого учета состоит в формировании отчетности, специально подготовленной для менеджеров разных уровней управления. Это создает предпосылки:

• к более эффективной реализации названных бухгалтерских принципов в системе управленческого учета;

• к использованию в управленческом учете ряда собственных принципов, не свойственных финансовому учету». [10 - с.38]

Реформирование здравоохранения непосредственно связано с совершенствованием управленческого механизма. Основное содержание реформирования нацелено на обоснование экономических показателей деятельности учреждений здравоохранения независимо от их отнесения к тем или иным уровням бюджета. Основной целью, поставленной перед учреждениями здравоохранения, является обоснование ресурсов, необходимых для выполнения задач, сформулированных в программах государственных гарантий, разрабатываемых централизованно по Российской Федерации и по ее отдельным территориям [1,9]. Не рассматривая подробно порядок разработки российской программы, отметим значение данного документа для разработки территориальных программ государственных гарантий по различным субъектам Российской Федерации, что объясняется необходимостью четкой постановки целевых параметров, условий оказания медицинской помощи, целевыми ориентирами развития здравоохранения в целом по Российской Федерации и территориям.

Доходы медицинской организации представляют собой полученные средства за оказанные медицинские услуги, объем которых отражается в соответствующих единицах измерения по различным видам медицинских организаций и видам медицинских услуг.

В современных условиях российского здравоохранения значительная часть доходов организаций здравоохранения составляют средства обязательного медицинского страхования (станции скорой помощи, амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи). При обосновании способов оплаты медицинских услуг особое значение имеет использование «Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении», утв. Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2014.

Указанный документ дает возможность решить следующие задачи:

• обеспечение единых подходов к составлению прейскурантов на медицинские услуги за счет средств ОМС;

• обоснование расчетов за медицинские услуги с ОМС и другими подразделениями, участвующими в оказании медицинской помощи;

• в определении тарифов на простые, сложные и комплексные медицинские услуги;

• формирование тарифов на услуги медицинского сервиса и работы в здравоохранении.

Рассмотрим определения «Простые медицинские услуги» и «Сложные и комплексные медицинские услуги», утвержденные Отраслевым классификатором Министерства здравоохранения РФ от 16.07.2001 № 268.

Согласно Отраслевому классификатору выделяются:

• простая медицинская услуга, которая выполняется по формуле:

«пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения»;

• сложная медицинская услуга включает несколько простых медицинских услуг, необходимых для осуществления комплекса медицинских услуг на стадиях профилактики, диагностики и лечения и определяется по формуле:

«пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения»;

• комплексная медицинская услуга определяется как набор сложных и простых медицинских услуг, результатом оказания которых является проведение профилактики, либо установление диагноза, либо окончание проведения определенного этапа лечения и выражается по формуле:

«пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения».

Рассмотренная нами классификация медицинских услуг в соответствии с Отраслевыми классификаторами является основой обоснования расчетов с организациями здравоохранения за выполненные медицинские услуги. За единицу расчета затрат принимается простая медицинская услуга. Затраты на оказание сложных и комплексных медицинских услуг рассчитываются путем суммирования затрат на простые услуги в соответствии с порядком проведения сложных и комплексных медицинских услуг, отмеченных выше.

Обоснование состава медицинских услуг позволяет увязать различные этапы проведенных действий медицинскими работниками на различных стадиях работы с пациентом и оказания ему медицинской помощи.

Кроме того, такое обоснование позволяет конкретизировать единицы объема медицинской помощи. Известно, что оказание медицинской помощи осуществляется в амбулаторных условиях с профилактической и лечебной целью. В этом случае выделяются следующие показатели, используемые для планирования нормативов объема и финансового обеспечения в рамках программы ОМС:

• «Посещение» (при оказании медицинской помощи в неотложной форме, либо с профилактической целью);

• «Обращение» означает законченный случай заболевания с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2-х раз;

• «Законченный случай лечения» означает совокупность медицинских услуг, оказанных согласно стандарту оказания медицинской помощи по основному заболеванию, в сроки, установленные для диагностики лечения, реабилитации и консультации, и с целью достижения клинического результата от момента поступления пациента до момента его выбытия, что должно быть подтверждено медицинской документацией.

При рассмотрении определения простой, сложной, комплексной медицинской услуги должны быть соблюдены не только условия классификаторов медицинских услуг, но и Стандарта медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи устанавливается с целью разработки усредненных показателей при определенной частоте предоставлений и кратности медицинских услуг (медицинские услуги (в соответствии с перечнем); зарегистрированные на территории РФ лекарственные препараты; медицинские изделия, имплантируемые в организм человека; компоненты крови; виды лечебного питания, в том числе специализированные продукты лечебного питания).

В современных условиях оказания медицинских услуг каждая организация здравоохранения должна проводить анализ полноты и достоверности первичного учета медицинской помощи, оказанной по каждой стадии выполнения медицинской услуги. С этой целью анализируется информационная емкость первичного учета в конкретном звене оказания медицинской помощи. Чтобы выявить степень соответствия информации, содержащейся в этих первичных документах, задачам управленческого механизма в организациях здравоохранения, рассмотрим практику документирования оказания медицинской помощи амбулаторно-поликлиническими учреждениями (АПУ).

Амбулаторно-поликлиническая помощь является самым распространенным видом медицинской помощи и представляет собой первичное звено в системе здравоохранения, почти 80% всех пациентов относится к потребителям медицинских услуг в АПУ.

Амбулаторно-поликлиническая помощь характеризуется профилактической направленностью, преемственностью и этапностью диагностики лечебно-профилактических и реабилитационных этапов завершения лечения. Отметим, что АПУ оказываются городскими центральными районными больницами, диспансерами и другими медицинскими учреждениями регионального подчинения.

Основными формами первичной учетной медицинской документации являются [7]: талон амбулаторного пациента (форма №028-6-7/у-89, 025-10/у-97, 0251/у-02-025-12/у-04); контрольная карта диспансерного наблюдения (форма №030/у-04); книга записей врача на дом (форма №031/у); дневник работы врача общей практики (семейного врача) (форма№039/у-ВОП) и др.

Кроме форм учетной медицинской документации, в АПУ применяются отчетные статистические формы, которые включают: сведения о лечебно-профилактическом учреждении (форма №30); сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения (форма №12) и др.

Формы медицинской документации применяются для определения статистических показателей, необходимых для анализа деятельности учреждений здравоохранения и оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

Стационарную медицинскую помощь оказывают в соответствии с Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 07.10.2005 №627 с изменениями и дополнениями.

К таким медицинским учреждениям относятся: больницы (участковые, районные, городские), центральные - городские и районные; областные, включая детские краевые, республиканские, окружные стационарные диспансеры охраны материнства и детства; специализированные больницы; госпитали; медико-санитарные части, в том числе центральные и другие стационарные учреждения.

Основные формы первичной учетной медицинской документации в стационарных медицинских учреждениях: медицинская карта стационарного больного (форма №003/у); журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма№001/у); листок ежедневного движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении (форма №007/у-02); сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении (форма №016/у-02) и др.

Кроме форм учетной медицинской документации, в стационарных медицинских учреждениях применяются статистически отчетные формы, к которым относятся: сведения о лечебно-профилактическом учреждении (форма №30); сведения о деятельности стационара (форма №14); сведения о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (форма №62) и др.

Формы медицинской документации дают возможность определить статистические показатели, необходимые для анализа деятельности стационарных учреждений. Эти показатели рассчитываются как в целом по медицинскому учреждению, так и по каждому профилю.

При этом выделяются несколько групп показателей, характеризующих степень удовлетворения населения стационарной помощью: нагрузка медицинского персонала, качество стационарной медицинской помощи, преемственность в работе амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях. В целом эти по-

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2014 | 61

казатели применяются для оценки использования сети и структуры стационарных учреждений, для определения направлений совершенствования обслуживания населения медицинскими услугами.

Такой подход к обработке информации позволяет сформировать систему показателей, характеризующих объемы медицинских услуг в условиях АПУ и в стационарных условиях.

Объемные показатели по различных типам медицинских учреждений приводятся в таблице № 1.

Данные таблицы №1 свидетельствуют о применении нормативов объема медицинской помощи на 1 человека в год. Значения установленных нормативов по плану для указанных выше групп оказания медицинской помощи сравниваются с базовыми показателями, предусмотренными программой ОМС[1] и определяются отклонения плановых значений от базовых нормативов.

Так, по группе «медицинская помощь, оказываемая с профилактической целью» отклонение плановых показателей от базовых нормативов ОМС составляет 0,4 посещения на 1 жителя. Из этого

следует, что изменение числа посещений на 1 жителя, установленного плановым заданием по сравнению с базовыми нормативами ОМС, составляет 0,4 посещения на 1 жителя.

Изменения уровня медицинской помощи, связанной с обращениями по поводу заболеваний, составляют 0,2 обращения на 1 жителя.

Показатель «посещение с целью оказания неотложной медицинской помощи» остается за анализируемый период без изменений.

Медицинская помощь, оказанная в условиях дневного стационара, характеризуется незначительными изменениями по сравнению с базовыми нормативами и составляет: 0,11 пациенто-дня на 1 жителя.

Таким образом, расчет показателей, характеризующих уровень медицинского обслуживания в амбулаторных условиях, основан на численности населения, прикрепленного к данному медицинскому учреждению. Показатели же, характеризующие различные стадии оказания медицинской помощи, формируются исходя из сведений

Таблица 1. Способы оплаты медицинских услуг в АПУ и стационарах

№ n/n Показатели 2013 2014 2015

В амбулаторных условиях

1 Для медицинской помощи, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала): - установленные нормативы по плану (посещения на 1 жителя) - в рамках базовой программы ОМС (посещение на 1 застрахованное лицо) - изменение по сравнению с базовой программой 2,22 2,04 2,24 2,64 2,7 3,3

0,4 0,4 0,4

2 Для медицинской помощи, оказываемой в связи заболеваниями: - установленные нормативы по плану (обращения на 1 жителя) - в рамках базовой программы ОМС (обращения на 1 застрахованное лицо) - изменение по сравнению с базовой программой) 2,1 1,9 2,15 1,95 2,2 2,0

0,2 0,2 0,2

3 Для медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме - установленные нормативы по плану (посещения на 1 жителя) - в рамках базовой программы ОМС (посещения на 1 застрахованное лицо) - изменение по сравнению с базовой программой) 0,36 0,46 0,6

4 Для медицинской помощи в условиях дневных стационаров: - установленные нормативы по плану (пациенто-дня на 1 жителя) - в рамках базовой программы ОМС (пациенто-дня на 1 застрахованное лицо) - изменение по сравнению с базовой программой 0,63 0,52 0,665 0,55 0,71 0,59

0,11 0,115 0,12

В стационарных условиях

5 Для медицинской помощи в стационарных условиях: - установленные нормативы по плану (койко-дня на 1 жителя) - в рамках базовой программы ОМС (койко-дня на 1 застрахованное лицо) - изменение по сравнению с базовой программой 2,558 1,74 0,858 2,46 1,66 0,803 2,35 1,59 0,76

6 Для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях: - установленные нормативы по плану (койко-дня на 1 жителя) - в рамках базовой программы ОМС (койко-дня 1 застрахованное лицо) - изменение по сравнению с базовой программой 0,077 0,092 0.112

Источник: разработка автора

о количестве посещений, обращений по поводу заболеваний. Число посещений АПУ по поводу оказания неотложной помощи остается без изменений.

В таблице №1 отражаются нормативы объема медицинской помощи в стационарах на 1 жителя в год. Значения установленных нормативов по плану для указанных групп показателей оказания медицинской помощи в стационарах сравниваются с базовыми данными, предусмотренными программой ОМС и определяются отклонения плановых значений от базовых нормативов.

Так, по группе «медицинская помощь в стационарных условиях» отклонение плановых показателей от базовых нормативов ОМС составляет 0,8 койко-дня на 1 жителя. Из этого следует, что изменение количества койко-дней на 1 жителя, установленного плановым заданием по сравнению с базовыми нормативами ОМС, составляет 0,8 койко-дней на 1 жителя.

Показатель уровня паллиативной медицинской помощи в стационарах по нормативам, установленным плановым заданием, составляет 0,077 койко-дней на 1 жителя на 2013 год, 0,092 - на 2014 год и 0,112 на 2015 год.

Такой подход к разработке методических приемов определения оплаты медицинских услуг позволяет обосновать систему показателей, характеризующих уровень доходов медицинских организаций.

Анализ действующей практики формирования доходов медицинских учреждений дает возможность рассчитать их структуру. Результат такого анализа по нескольким предприятиям (больницам, лечебно-профилактическим учреждениям, родильным домам, детским поликлиникам и др.) показывает, что значительная часть доходов этих предприятий формируется за счет средств ОМС. При этом удельный вес финансовых поступлений за счет средств ОМС колеблется от 60% до 75% от общей суммы поступлений, за счет которых обеспечивается бесплатная медицинская помощь гражданам РФ.

Управленческий учет доходов медицинской организации означает систему формирования управленческой информации об оплате медицинских услуг, предоставляемых за счет средств ОМС, а также за счет средств государственного бюджета различных уровней, других поступлений и платных услуг. Именно этим объясняется сопоставление запланированных объемов медицинских услуг с нормативами, предусмотренными базовой программой в рамках ОМС. Отметим, что впервые такая программа была разработана в 1998 году (принята 11 сентября 1998 г.) и с незначительными изменениями эта программа действует по настоящее время.

Указанная программа утверждается Правительством РФ совместно с Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью[1].

В настоящее время разработана Программа РФ «Развитие здравоохранения на 2013-2020 годы».

К другим источникам финансирования медицинских услуг, предоставленных гражданам бесплатно, относятся средства государственного бюджета, при этом необходимо обращать внимание на организационно-правовую форму медицинских учреждений здравоохранения.

Из федерального бюджета финансируется медицинская помощь, предоставляемая федеральными медицинскими учреждениями.

За счет средств субъектов РФ и муниципальных образований финансируются: скорая медицинская помощь; медицинское амбулаторное и стационарное лечение в специализированных диспансерах и больницах при заболеваниях, перечень которых регламентируется соответствующими нормативными актами[5] (наркологические заболевания, туберкулез, спид, психические расстройства и другие); дорогостоящие виды лечения, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение; льготное протезирование; услуги фельдшерско-акушерских пунктов, хосписах, центров медицинской профилактики, детских и специализированных санаториев, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станции переливания крови и других специализированных медицинских учреждений.

Кроме того, к доходам медицинских организаций относятся прочие доходы, которые включают: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные

цели, бюджетные инвестиции и иные прочие доходы, включающие доходы от платных услуг.

Оказание платных услуг населению относится к деятельности организации, приносящей доход. Платные услуги возможны при условии соблюдения установленного режима работы конкретной медицинской организации (разработка прейскуранта на платные услуги, обеспечения качества предоставляемых услуг на платной основе и др.). Конкретная медицинская организация предусматривает порядок документирования платных услуг и контроль за их выполнением, что должно найти отражение в системе управленческого учета.

К платным медицинским услугам относятся: профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь в рамках договоров с гражданами или организациями в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. №27.

Стоимость платных медицинских услуг определяется следующими факторами: уровнем потребительского спроса на услуги и их конкурентоспособность; ценами на данный вид услуг и их обоснование; уровнем переменных и постоянных расходов медицинского учреждения, определяющих полную (коммерческую) себестоимость; прогнозом объемов реализации услуг; предполагаемым объемом прибыли учреждения; имеющимися мощностями лечебного учреждения.

Стоимость платной услуги включает: расходы на оплату труда работников, занятых платными услугами; начисления на заработную плату; прямые материальные затраты; накладные расходы, в соответствии с Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг, утв. Минздравом РФ от 10.11.1999 №01-23/4-10.

В системе управленческого учета особое значение имеет анализ соответствия объемов медицинских услуг, предоставляемых либо в рамках базовой программы ОМС, или за счет бюджетного финансирования. При этом нормативы, как показано выше, исчисляются в натуральных единицах: количество посещений, количество вызовов, число дней-лечения в расчете на 1000 человек, что свидетельствует об отсутствии стоимостной оценки гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи.

В дополнение к базовой программе ОМС разрабатываются территориальные программы ОМС, которые раскрывают объем предоставляемых услуг, исчисленных, исходя из фактической суммы средств, выделяемых территориальным фондам ОМС.[9]

В системе управленческого учета используется из территориальных программ не только нормативы объема медицинской помощи, но и стоимостные показатели; территориальные нормативы стоимости единицы объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования территориальной программы. Обобщенные подушевые нормативы детализируются по коэффициентам потребления медицинских услуг, установленным для половозрастных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовая программа ОМС включает государственную программу, определяющую объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам РФ в рамках системы ОМС.

Территориальная программа ОМС - государственная программа, которая определяет перечень медицинских услуг и медицинских учреждений, профинансированных за счет средств ОМС субъектов РФ.

Одним из направлений совершенствования экономического механизма управления медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий является использование групп заболеваний по различным признакам, в частности выделяется клинико-статистическая группа (КСГ) заболеваний[5]. По данной группе применяются следующие признакиобъединения, которые трактуются как однородные методы диагностики и сходные способы лечения пациентов, и сходный уровень средней ресур-соемкости. Из этого следует, что КСГ заболеваний формируется исходя из однородной стоимости, структуры затрат и набора используемых лекарственных препаратов и лечебных процедур. КСГ заболеваний формируется для одного профиля стационарной медицинской помощи.

Клинико-профильная группа (КПГ) включает отдельные заболевания, объединенные одним профилем стационарной медицинской помощи.

Несомненно, каждая КСГ и КПГ[11] характеризуются не-

ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №5 2014 | 63

сколькими стандартными параметрами: сроки лечения (средний и предельный), относительная стоимость и др. Следует отметить, что стандартные параметры подчас корректируются, что объясняется отклонениями в лечении от установленных стандартов (сложность лечения пациентов, что связано с наличием других сопутствующих заболеваний, осложнениями заболеваний и др.). Так, в стационарных условиях имеет место отклонения от установленных стандартов, которые составляют до 6% всей стационарной медицинской помощи.

Размер финансовых средств, выплачиваемых стационарному учреждению здравоохранения за каждого пациента, определяется как произведение стандартной суммы в пересчете на 1 случай госпитализации и относительного поправочного коэффициента, который устанавливается для данной группы КСГ конкретного профиля.

Формирование групп заболеваний позволяет сократить чис-лослучаев искажения диагноза заболевания; упростить систему планирования и финансирования медицинской помощи в условиях стационара. Использование отечественными организациями здравоохранения способов оплаты с применением КСГ болезней позволяет учесть различия в затратах на лечение конкретных заболеваний и обеспечить повышение качества медицинских услуг, оказанных населению.

Поправочный коэффициент стоимости по профилям медицинской помощи и специальностям в разрезе КСГ устанавливается субъектами РФ на основе разработанных рекомендаций Минздрава и Федерального фонда ОМС.

Однако при различных преимуществах использования КСГ в российской практике следует отметить возникающие сложности в процессе формирования КСГ, что объясняется необходимостью регулярно уточнять Систему классификации групп заболеваний, уточнять взвешенные значения поправочных коэффициентов для того, чтобы корректировать тарифы оплаты. Указанные сложности могут быть преодолены в условиях использования компьютерных программ обработки первичной документации и обеспечения информационной емкости первичного учета необходимых для достоверного формирования КСГ.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012г. №1074 г. Москва «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов»

2. Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями от 22.10.2014

3. Федеральный закон от 29.11.2010г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

4. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.10.1995г. №72 «О методических рекомендациях по расчету тарифов на оказание медицинской помощи в стационарах, скорой медицинской помощи»

5. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.11.2013г. №229 «Об утверждении «Методических рекомендаций по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистической группы и клинико-профильной группы за счет средств системы ОМС»

6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004г. №70н «Инструкция по бюджетному учету»

7. «Статистический учет и отчетность учреждений здравоохранения» Минздравсоцразвитие РФ, Москва, 2006

8. «Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования» г.Москва 08 декабря 2012г.

9. Базовая программа обязательного медицинского страхования. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2014 год и плановый период 2015 и 201 годы. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 25 декабря 2013г.

10. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухучет,№33, 2014

11. Бюджетный учет и отчетность. Учебное пособие. Под редакцией М.А.Вахрушиной. ИНФРА-М, 2013 - 282 с.

УДК 330.34

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА

Матузова И.В., доцент, к.э.н., член-корреспондент МАНПО Таймырский филиал АОУВПО «ЛГУ имени А.С.Пушкина» Россия, город

Дудинка, e-mail:matuzik@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы определения сущности категории «инновационная активность», основной характеристикой которой является интенсивность осуществляемых действий муниципальных органов власти при наличии соответствующего уровня инновационного потенциала частного капитала и населения.

Предложены основные показатели, характеризующие инновационную активность региона.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, сущность категории, особенности, признаки, характеристика.

ON ASSESSMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION

Matuzova I., docent, Ph.D., MANPO corresponding member, Pushkin Leningrad State University, Taymir branch

The paper deals with the definition of the essence of the category «innovative activity», the main characteristic of which is the intensity of the action undertaken by municipal authorities in the presence of an appropriate level of innovation potential ofprivate capital and population. Proposed main indicators characterizing the innovative activity in the region.

Keywords: innovative activities, innovative activity, essence of the category, features, evidence, characterization.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, определены основы действующей национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды, а также по технологической модернизации российской экономики [2].

Не вызывает сомнений тот факт, что инновационное развитие региона, непосредственно связанное с быстрым научно-техническим прогрессом и использованием инновационных достижений во всех областях хозяйственной деятельности, невозможно без высокого уровня инновационной активности региона, характеризующей скорость освоения инноваций и состояние инновационного потенциала региональной системы.

В связи с этим вопросы разработки методики оценки инновационной активности для диагностики уровня инновационного развития региона являются актуальными и имеют важное социально-экономическое значение на уровне субъектов федерации в целом и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.