дискуссия
журнал научных публикаций
Д. О. Пономаренко, аспирант, кафедра «Общественные финансы и кредитование»,
Государственный университет управления,
г. Москва, Россия,
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ В ГОСТИНИЧНОМ ХОЛДИНГЕ ПО СТАНДАРТУ ивДИ
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. В современной литературе вопрос о финансовом состоянии тщательно проработан. Разработаны методики, способы и методы его определения и улучшения. Основные положения отражены в работах Шеремета А. Д., Савицкой Г. В., Федотовой М. А. и других. Однако на сегодняшний момент отсутствует единая концепция, модели несовершенны.
При этом следует отметить, что оценка холдинговых структур — это более сложное занятие. Это свя- -зано с тем, что в рамках группы компаний решения менеджмента в части развития более свободны и вариативны. В то же время в холдингах возможна организация трансфертного ценообразования (реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам), а также реализации различных схем
Взаимоотношения внутри холдинга значительно сложнее: за счет различных операций (в первую очередь, за счет внутренних) достигается оптимизация налогообложения.
по оптимизации налогообложения, повышению эффективности и рентабельности бизнеса.
В результате проведение финансового анализа в холдинге требует использования методик, отличных от финансового анализа отдельного предприятия.
В настоящее время для проведения финансового анализа группы компаний применяются 2 метода:
1. Метод консолидированных данных.
2. Рейтинговая оценка дочерних струк-
тур.1
Однако в целом данные методы являются несовершенными. Это происходит за счет того, что взаимоотношения внутри холдинга значительно сложнее: за счет различных операций (в первую очередь, за счет внутренних) достигается оптимизация налогообложения. При этом анализ финан-_ сового состояния проводится на основании данных бухгалтерского учета. Бухгалтерский стандарт ПБУ 4/99 устанавливает требования к данным учета. Одним из основных требований является следующий:
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а так-
дискуссия t
журнал научных публикаций Щ
же финансовых результатах ее деятельности Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету РФ.2
Таким образом, при проведении финансового анализа на основании данных бухгалтерского учета возникает парадоксальная ситуация:
1. С точки зрения контролирующих орга- = нов отчетность достоверна (при условии соответствия данных установленным нормативным актам).
2. С точки зрения менеджмента отчетность является неполной (искусственно занижен/завышен результат).
При этом результаты финансового анализа необходимы не только внешним пользователям, но и внутренним, поэтому при проведении анализа в группе компаний для внутренних и части внешних пользователей необходимо ориентироваться на достоверные данные, которые в силу вышесказанного невозможно выявить, анализируя бухгалтерскую отчетность.
Поскольку в холдинге бухгалтерский учет не позволяет дать достоверную информацию о финансовом состоянии, то необходимы альтернативные методы учета. В результате целесообразно использовать управленческий учет.
Управленческий учет — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и по- -казателей для управлен ческого звена организа
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
ции.3 Основной задачей
управленческого учета является получение ответов на следующие вопросы:
1. В каком состоянии находится предприятие?
2. Как необходимо распределить имею щиеся ресурсы, чтобы повысить эффектив ность деятельности?
Поскольку в холдинге бухгалтерский учет не позволяет дать достоверную информацию
о финансовом состоянии, то необходимы альтернативные методы учета.
В результате управленческий учет требует оценки результативности по тем или иным параметрам во времени и связи с каким-либо событием.
- В то же время использование управленческого учета позволяет оперативно принимать решения, связанные с деятельностью компании.
Преимуществом управленческого учета является также то, что есть возможность использования информации, которая на текущий момент не подтверждена первичными документами и другими данными.4
Следует отметить, что, как и в бухгалтерском учете, основными формами управленческой отчетности являются:
1. Отчет о прибылях и убытках (Profit and Losses);
2. Баланс (Balance Sheet);
3. Отчет о движении денежных средств (Cash Flow).
Если говорить про гостиничный бизнес, то наиболее распространенной является следующая система управленческого учета — USALI (Uniform standart for accounting in lodging industry — унифицированный стандарт учета в гостиничном бизнесе), которая является разновидностью директ-костинга.
В теории директ-костинг (калькулирование переменных расходов) определяется как метод учета в системе контроллинга, основанный на определении реальной стоимости продукции и услуг вне зависимости от расчетных условно-постоянных и накладных расходов. Данный стандарт базируется на утверждении, что все расходы делятся на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Переменные затраты непосредственно относятся на тот или другой вид изделия, а постоянные затраты сразу относятся на финансовый результат.5
Основными принципами в USALI являются 2 особенности:
дискуссия
журнал научных публикаций
1. Определение маржинального дохода.
2. Выделение центров финансовой ответственности.
При этом предприятие целесообразно делить на следующие центры финансовой ответственности (далее — ЦФО) и разделы:
♦ номерной фонд;
♦ служба питания;
♦ оздоровительный центр/СПА;
♦ прочие оперативные отделы;
♦ администрация;
♦ продажи и маркетинг;
♦ инженерная служба;
♦ прачечная и столовая.
Следует отметить, что подразделения «Номерной фонд», «Служба питания», «Оздоровительный центр/СПА», «Прочие оперативные отделы» являются центрами прибыли, а остальные — центрами затрат.
В то же время гостиничный бизнес, как отдельная сфера экономики, имеет свою особенность. Если в управленческом учете принято выделять прямые, косвенные расходы и постоянные, переменные расходы, т.к. основание классификации у них разное, то в отелях прямые и переменные; косвенные и постоянные означают одно и то же.
Прямые, переменные расходы зависят от объема производства, составляют прямую себестоимость продукта (например, цена напитков, гостевые принадлежности, з/п горничных).
Косвенные, постоянные расходы напрямую не зависят от объема производства,
связаны с обслуживанием предприятия. В свою очередь, они делятся на 2 типа:
1. нерегулируемые — устанавливаются контролирующими и обеспечивающими органами (например, налоги, коммунальные расходы, арендная плата);
2. регулируемые — «узкое» место предприятия (например, количество сотрудников и их оклад).
В итоге результирующий показатель «Прибыль от продаж» одновременно соответствует маржинальной прибыли.
Для владельца бизнеса в индустрии гостеприимства наиболее важным отчетом является Отчет о прибылях и убытках.
Данный отчет дает представление о финансовых результатах хозяйственной деятельности организации за анализируемый период.
В рамках бухгалтерского учета годовой отчет о прибылях и убытках обобщает информацию о финансовых результатах отчетного года и входит в состав годовой отчетности, отчет, формируемых нарастающим итогом за каждый месяц (квартал), — в состав промежуточной отчетности. Однако в гостиничном бизнесе, в рамках управленческого учета такая периодичность составления является некорректной, т. к. для принятия взвешенных управленческих решений необходима актуальная информация. В связи с этим к управленческому отчету о прибылях и убытках в гостиничном бизнесе предъявляются дополнительные требования:
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
1. В течение месяца с определенной периодичностью (самый оптимальный вариант — каждый день) обязательно должен составляться аналитический отчет по выручке.
2. Периодичность составления отчета о прибылях и убытках — каждый месяц.
3. Срок предоставления — 10-12-е число.
Для гостиничного бизнеса достаточно
важно соблюдать жесткие сроки предоставления отчета о прибылях и убытках. Связано это с тем, что только в данном случае возможно своевременное реагирование на сложившуюся ситуацию. Если в течение месяца руководство получает информацию о выручке, то расходная часть, особенно в части постоянных расходов, формируется бухгалтерией в следующем месяце, т. к. в этом случае предприятие зависит от контрагентов (поставщиков, подрядчиков).
Особенностью гостиничного бизнеса (как и в целом индустрии гостеприимства) в отличие от прочей сферы услуг, является то, что уже на следующий день известна
начисленная выручка в результате продажи номеров, организации банкетного обслуживания, работы ресторана и службы СПА. Поэтому составление в течение месяца отчета по выручке не является затруднительным. При этом для получения более полной информации данный отчет обязательно должен учитывать доходы различных центров финансовой ответственности. Следует отметить, что для финансового анализа нужны не только абсолютные показатели, но и дополнительные, которые напрямую не отражают финансовые показатели, как, например, средняя цена (ADR), загрузка и т.д. Поэтому отчет по выручке, в свою очередь, должен обязательно учитывать и дополнительную информацию.
Ведение ежедневного отчета о доходах в постоянном режиме позволяет не только оценить, что произошло, но и преследует следующие 2 цели:
1. Более точное планирование результатов на будущий год.
Таблица 1
Отчет по выручке, руб.
01.янв 02.янв 03.янв 31.янв ИТОГО
Выручка номерного фонда 43 785 37 851 46 740 19 640 1 114 047
Выручка службы питания 87 570 75 702 93 480 39 280 2 228 094
Выручка СПА 10 946 9 463 11 685 4 910 278 512
Прочая выручка 0 0 0 150 000 150 000
ИТОГО 142 301 123016 151 905 213 830 3 770 653
1. Информация номерного фонда
01.янв 02.янв 03.янв 31.янв ИТОГО
Вакантные комнаты 40 40 40 40 1240
Проданные комнаты 35 33 38 20 1023
Занятость, % 88% 83% 95% 50% 83%
Средняя цена 1 251 1 147 1 230 982 1 089
Количество гостей 46 40 49 22 1 228
Количество гостей/Комната 1,3 1,2 1,3 1,1 1,2
Доход на вакантную комнату 1 095 946 1 169 491 898
2. Информация службы питания
01.янв 02.янв 03.янв 31.янв ИТОГО
Доход от продажи продуктов 56 921 49 206 60 762 25 532 1 448 261
Доход от продажи напитков 26 271 22 711 28 044 11 784 668 428
Доход от продажи сигарет 4 379 3 785 4 674 1 964 111 405
Итого выручка ресторана 87 570 75 702 93 480 39 280 2 228 094
Посещаемость 68 59 74 33 1 841
Средний чек продукты 834 828 820 774 787
Средний чек напитки 385 382 378 357 363
дискуссия
журнал научных публикаций
2. Прогноз выручки за месяц для приня тия дополнительных мер по ее увеличению.
Пример такого отчета отражен в табли
це 1.
Как и бухгалтерский отчет о прибылях и убыт ках, управленческий от чет не содержит НДС.
В то же время в рам ках управленческого уче та существует важней шее отличие от бухгал терского:
В бухгалтерском =
учете большую роль играет тип налогообложения. Связано это с различным способом признания доходов и расходов: на общем режиме и едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) — методом начисления, на упрощенной системе налогообложения (УСН) — кассовым методом. Для управленческого учета тип налогообложения не имеет значения, т. к. все доходы и расходы признаются методом начисления. Связано это с тем, что зачастую предприниматели для минимизации налогообложения, перенося на разные налоговые периоды, стараются погасить больше кредиторской задолженности и нарастить дебиторскую. В итоге искажается финансовое состояние компании.
Одновременно с этим различие возникает и в отношении начисления постоянных расходов. В любой компании имеются затраты, которые носят постоянный или условно-постоянный характер и начисляются не каждый месяц, а раз в квартал, полгода и т.д. К таким расходам, например, относится налог на имущество. В бухгалтерском учете данные затраты списываются на себестоимость в последний день отчетного периода (31 марта, 31 июля, 30 сентября и 31 декабря). В гостиничном бизнесе, при условии нивелирования фактора сезонности, подобного рода затраты значительно искажают финансовый результат последнего месяца квартала: при относительно равном уровне загрузки, а, соответственно, и показателя выручки в разные месяцы получаются разные показатели прибыли/убытка. В результате для получения более реальной картины в управленческом учете целесообразно данные расходы списывать равномерно в течение квартала. В то же время по-
Преимуществом управленческого учета является также то, что есть
возможность использования информации, которая на текущий момент не подтверждена первичными документами и другими данными.
добный принцип используется и в МСФО, приближение к которым поставлено задачей правительства РФ в отношении отечественных стандартов.
- Следует отметить, что в гостиничном бизнесе с целью увеличения синергетического эффекта и увеличения общего размера денежного потока, зачастую в рамках одного комплекса де-юре существуют несколько компаний, оказывающих однотипные или разные, но последовательные услуги (например, компании сдают номера на разных этажах; одна компания оказывает услуги по размещению, а другая — по питанию). Однако де-факто конечный собственник у них один. Если бухгалтерский учет ведется по каждому отдельному юридическому лицу, то в рамках управленческого учета целесообразно выделение отдельного проекта, состоящего из нескольких юридических лиц, и проведение финансового анализа относительно него. При этом все внутренние взаимоотношения между компаниями одного проекта должны быть исключены из операционной деятельности (т. е. не влиять на расчет EBITDA). В то же время следует отметить, что для гостиничных комплексов с высоким оборотом и правильной организацией внутрифирменных отношений создание связки юридических лиц обеспечивает не только рост собственного потока, но и рост уплаченных налогов (НДС и налог на прибыль).
1. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — Киев: Ника-Центр, 1999 — 831 с.
2. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 года № 43н Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
3. Энтони А. Аткинсон, Раджив Д. Банкер, Роберт С. Каплан. Управленческий учет — 3-е изд. — М., 2006. - С. 152.
4. Там же. С. 152.
5. Там же. С. 251.