Научная статья на тему 'Управленческие умения в жизни школьников'

Управленческие умения в жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие умения в жизни школьников»

3. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Русский язык, 1981.

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000.

5. Neuner, G., Krüger, M., Grewer, U. Übungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht. Berlin - München: Langenscheidt, 1981.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

А.А. Свирин, аспирант МПГУ

Непременным условием развития личности выступают различные трудности, порожденные как внешними обстоятельствами, так и отсутствием в должной мере тех внутренних качеств, которые обеспечивают достижение желаемого успеха. Успешно преодолевая эти трудности, человек реализует свою потребность в самоутверждении и самореализации. Поэтому образование должно включать в качестве обязательного условия приобретение ребенком управленческих умений.

Управленческие умения понимаются как способность выполнять комплекс действий по обеспечению целостности организуемых систем и достижению ими поставленных целей; этот комплекс включает такие умения, как: анализировать и систематизировать информацию, определять сущность проблемы, ставить цель для решения проблемы, планировать деятельность, распределять имеющиеся ресурсы, организовывать выполнение запланированных мероприятий, контролировать и регулировать ход выполнения работы, оценивать результаты работы, добиваться достижения поставленной цели, обобщать и систематизировать полученный в ходе деятельности опыт.

Рассмотрим роль и место управленческих умений в жизни школьников разного возраста. Анализ требований, предъявляемых образовательным стандартом к учащимся начальной, средней и старшей школы, показал, что на всех этапах школьной жизни детям необходимо владеть умениями в области управления собой и окружающими людьми.

Требования образовательного стандарта для выпускников начальной школы предполагают в своей основе следующие умения: овладение первоначальными способами передачи, поиска, преобразования, хранения информации; овладение начальными умениями в области планирования своей деятельности; умение проявлять творческие способности на уровне известных комбинаций; умение оценивать свою работу по предлагаемым учителем нормирующим критериям и показателям. Освоение этих умений - начальный этап на пути приобретения способов познания мира и решения проблем.

Требования к выпускникам основной школы включают в себя: аналитичность мышления (установление причинно-следственных связей процессов и явлений, владение методами анализа и синтеза, прогнозирование результатов деятельности, планирование деятельности по решению задач); творческий подход к решению проблем; умение определять свои цели и ценности; первичные умения в области работы в коллективе.

Требования образовательного стандарта к управленческим умениям старшеклассников еще выше: аналитичность, системность мышления; умение выстроить полный управленческий цикл от целеполагания до контроля и регулирования для достижения спрогнозированного результата; умение творчески и системно решать проблемы; умение проявлять выдержку, самообладание; критичность мышления; умения в области самоанализа, саморегулиро-44

вания (определять свои цели и ценности, проявлять выдержку, самообладание); умения в области работы в коллективе.

В практике работы общеобразовательного учреждения развитие управленческих умений у школьников как сложное, комплексное явление, направленное на приобретение ребенком опыта самоорганизации и организации окружающих с целью решения возникающих проблем, может быть реализовано при создании соответствующих социально-педагогических условий, включающих в себя: выработку системы управленческих умений школьника, а также критериев и параметров их сформированности; организацию соответствующего образовательного мониторинга; готовность участников образовательного процесса к сотрудничеству и их методическое обеспечение; педагогическое сопровождение развития управленческих умений у школьников; организация единого образовательного пространства (в урочное и внеурочное время), нацеленного на развитие управленческих умений у школьников.

Реализация комплекса социально-педагогических условий предполагает: в учебной деятельности: введение в дидактическую цель каждого урока как инварианта задачи овладения школьниками умениями в области самоорганизации учебной деятельности; постепенный перевод школьников в субъект познавательной деятельности за счет делегирования им полномочий по организации деятельности на учебном занятии; организацию поисковой и исследовательской деятельности школьников; организацию модульного обучения; побуждение к самооценке школьниками собственной деятельности на учебном занятии; организацию обучения в старших классах по индивидуальному образовательному маршруту; в воспитательной работе и дополнительном образовании: подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД); стимулирование работы клубов по интересам; использование методов интерактивного обучения (организационно-деятельностные игры, ролевые игры, тренинги); развитие ученического самоуправления; организацию работы школы «Лидер» и выездных лагерей; организацию детских проектов; просветительскую работу с родителями на тему развития управленческих умений у школьников; в работе администрации образовательного учреждения: организацию соответствующего образовательного мониторинга; повышение квалификации педагогов в области развития управленческих умений у школьников; интеграцию педагогических воздействий в учебной и внеклассной работе по развитию управленческих умений у школьников.

В связи с этим в гимназии № 1504 г. Москвы ведется целенаправленная работа по обеспечению условий развития управленческих умений у школьников. В основе этой работы лежит система управленческих умений, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы быть успешным в решении возникающих проблем.

В ходе реализации системы развития управленческих умений у школьников проводилась работа по формирова-

нию комплексно-целевой программы. Логика комплексно-целевой программы направлена на объединение усилий основного и дополнительного образования и создание необходимых социально-педагогических условий для развития управленческих умений у школьников на всех уровнях управления образовательным процессом; включает в себя «дерево целей», мероприятия, распределение функциональных обязанностей, сроки, критерии и показатели эффективности педагогической деятельности.

Механизмом интеграции усилий педагогов по развитию управленческих умений у школьников является система общешкольных мероприятий, подчиненных единой теме (на каждый год). Таковыми темами в последние годы были: «Русь изначальная» (2002-2003 уч. год), «Слава, доблесть, духовность и святость наших побед» (2003-2004 уч. год), «Культура древнерусского государства» (20052006 уч. год).

Система развития управленческих умений у школьников определяет формирование одной из основных составляющих воспитанности учащихся, наряду с направленностью личности, сформированностью системы ценностей, интеллектуальным развитием и коммуникативными способностями. Оценка уровня развития управленческих умений у школьников неразрывно связана с оценкой их интеллектуального развития и уровнем коммуникативных способностей. И это не удивительно - формирование целостной личности возможно лишь в едином образовательном процессе, а значит, и оценка развития личности не отделима от оценки всех вышеперечисленных параметров.

Основными элементами системы развития управленческих умений у школьников были: развитие управленческих умений на уроке; развитие управленческих умений во

внеурочной и внеклассной деятельности; система методической работы школы по повышению квалификации педагогов в области развития управленческих умений у школьников; мониторинг развития управленческих умений у школьников.

Эти элементы, в свою очередь, состоят из других элементов, формирование или реструктуризация которых определяется актуальным уровнем развития управленческих умений у школьников, уровнем мастерства педагогов, а также удовлетворенностью и тех и других качеством образовательного процесса.

Например, при подготовке к уроку учитель, принимая во внимание актуальный уровень развития управленческих умений у школьников, самостоятельно создает структуру предстоящего урока: форму проведения занятия, степень самостоятельности класса (или отдельных учащихся) при выполнении некоторых видов заданий и т.д. При этом оценка развития управленческих умений у школьников производится по единым для всей школы критериям и показателям. При таком подходе «урок» как элемент системы развития управленческих умений у школьников может сильно варьироваться по структуре, оставаясь при этом целенаправленным и упорядоченным.

Реализация указанных социально-педагогических условий проявляется в положительной динамике роста показателей сформированности управленческих умений у школьников (в результате мониторинга), росте количества школьников, активно участвующих в жизни класса (школы), повышении роли органов самоуправления в жизни школы, повышении количества и качества коллективных творческих дел, положительной учебной мотивации учащихся, высоком уровне конструктивного общения.

ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А. Б. ОЛКОТТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Л. М. ОЛКОТТ

А.О. Белова,

аспирант кафедры всемирной литературы МПГУ

Известная американская писательница Луиза Ол-котт, чье творчество оказало значительное влияние на развитие детской литературы США второй половины XIX в., но и заняло заметное место в мировой детской классике, литературным успехом во многом обязана художественному воплощению педагогических идей своего отца, А. Б. Олкотта - известного педагога и мыслителя, соратника и единомышленника Р. Эмерсона и Г. Торо.

В основу педагогики А. Б. Олкотта легли педагогические учения Дж. Локка и И.-Г. Песталоцци, а также классические представления о воспитании и образовании, почерпнутые из трудов древних и средневековых мыслителей.

В основе педагогических идей А. Олкотта - вера в уникальные возможности человека, заложенные природой и требующие самораскрытия через самопознание и самосовершенствование. Ребенок, согласно его убеждениям, в отличие от взрослого, более гибок и открыт внешнему миру, поэтому естественной задачей педагога становится помощь, нравственный импульс, сообщаемый юному существу с целью направления его на путь интуитивного осознания свого нравственного потенциала. Целью такой педагогики было сохранить в ребенке «детскость» и непосредственность восприятия, развить творческую способность и не дать ему преждевременно пропитаться идеями взрослых, чей душевный мир замутнен обыденными заботами и

примитивными устремлениями. Педагогическая концепция А. Олкотта строилась на диалогическом принципе (по примеру Платона). Уроки проводились в форме бесед, во время которых учитель направлял мышление и логическое представление ребенка в нужное русло. Излюбленным его методом была аллегория, доступная восприятию даже самых маленьких детей, как развивающая творческое воображение и дающая простор фантазии. От аллегории, пользуясь ассоциативным рядом, учитель и учащиеся могли легко перейти к чтению стихов, некоторые фразы из которых выписывались на доске для грамматического разбора. Таким образом педагог мог решать целый комплекс образовательных и воспитательных задач, охватывающих несколько предметов сразу от географии и математики до написания небольших сочинений. Для иллюстрации обсуждаемых вопросов Олкотт пользовался различными наглядными материалами, многие из которых делал он сам.

Еще одним из приемов, ориентированных в большей степени на достижение воспитательных целей, было требование к учащимся вести дневники. Эти методы легко обнаружить в сюжетах произведений Л. Олкотт. Например, в повести «Маленькие мужчины», второй книге знаменитой трилогии о маленьких женщинах, в центре событий находится повседневная жизнь частной школы в Пламфилде. Ей руководят «маленькая женщина» Джо Марч и профессор Бэр. Двенадцать учеников Джо и Бэра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.