Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. дача. Часть 1 - М.: Просвещение, 1983.
8. Столяр А.А. Педагогика математики. Курс лекций. - 10. Юнг В.А. Как преподавать математику. - М.: Госиз-Минск: Вышэйшая школа, 1969. дат, 1911.
9. Фройденталь Г. Математика как педагогическая за-
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
(УРОВЕНЬ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
И.А. Капин,
преподаватель кафедры иностранных языков
Современная цель обучения иностранным языкам направлена на познание культуры (ведь «язык - сокровищница, кладовая, копилка культуры» [4]), на развитие умений межкультурной компетенции учащегося - способности, позволяющей языковой личности «выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности» [2].
Новая парадигма обучения иностранному языку предполагает поиск эффективных путей по развитию умений межкультурной компетенции учащихся средней школы, рассмотрение социокультурных ориентиров, неадекватное понимание и использование которых в речевом взаимодействии вызывает культурно обусловленные трудности в общении.
Для решения данной проблемы мы предлагаем ввести в процесс обучения в 9-х классах средней общеобразовательной школы нормы и ритуалы общения. В ходе нашего исследования мы установили, что контакты в процессе общения, как правило, протекают в определенных ритуальных рамках, которые маркируют, выделяют начало и конец коммуникации. По ним можно опознать нормы взаимодействия, принятые в определенном лингвосоциу-ме, и тип взаимоотношений участников контакта. Не менее важными являются также поддержание и продление процесса общения, связанные с переносом, уточнением или изменением формата общения.
Нормы и ритуалы общения, представляя ценностный аспект культуры, позволяют выявить культурно-специфический смысл ситуации общения, обеспечивают возможность адекватного речевого взаимодействия разного уровня с представителями инокультурного сообщества, регулируют процесс общения и репрезентируют нормы вежливости. В ходе исследования мы пришли к выводу, что формирование норм вежливости в иноязычном общении непосредственно связано с соблюдением правил рав-ностатусного и разностатусного общения. Равностатусное общение предполагает „du" - форму обращения, разноста-тусное общение подразумевает „Sie + du" - форму (например, ученик - учитель) либо „Sie + Sie" - форму (например, учитель - малознакомый учитель).
Обозначим минимум культурной информации [1], виды социокультурных средств, которые целесообразно включить в процесс развития умений межкультурной компетенции учащихся. Обращения, приветствия, социокультурные средства представления собеседника, завершения контакта реализовывают функцию установления и завершения контакта, служат способом ритуализированного обрамления контакта. Важны также социокультурные средства переспроса, уточнения, сигналов внимания к собеседнику, понимания/непонимания, прерывания собеседника, поиска формулировок, внесения коррективов в ска-
МЭИ (ТУ)
занное, передачи речевой инициативы собеседнику, продолжения темы, смены темы, обобщения, ссылок на последующее взаимодействие. Они осуществляют функцию поддержания, продления контакта, организации речи и достижения понимания.
К развиваемым умениям межкультурной компетенции обучаемых мы относим умения: установить контакт в соответствии с ритуальными рамками вежливости, продлить контакт, поддержать контакт, перенести контакт (без изменения формата общения/с изменением формата общения), завершить контакт в соответствии с ритуальными рамками вежливости.
Рассмотрение теоретических подходов, разработок, опыта преподавания [3, 5] и собственного опыта позволил обозначить следующую последовательность системы упражнений, направленной на развитие умений межкультурной компетенции обучаемых:
1) раскрытие культурного смысла социокультурной ситуации и отдельных высказываний собеседников в рамках ситуации;
2) упражнения в тренировке социокультурных средств, которые репрезентируют нормы вежливости и регулируют процесс общения;
3) коммуникативные упражнения, направленные на активизацию социокультурных средств в практике общения при решении коммуникативных задач.
Упражнения 1-го типа целесообразно проводить на материале ситуаций, которые должны быть аналогами социокультурных аутентичных ситуаций, упражнения 2-го типа - с использованием аутентичных диалогов в звуко- и видеозаписи. Упражнения 3-го типа предполагают проведение ролевых игр межличностного взаимодействия.
Анализ итогов методического эксперимента показал продуктивность предлагаемой системы упражнений, сформированность умений межкультурного общения учащихся экспериментальной группы. В высказываниях учащихся экспериментальной группы по сравнению с высказываниями учащихся контрольной группы наблюдается расширение состава социокультурных средств по выдвинутым критериям оценки речевых умений: соблюдение принципа вежливости в межкультурном взаимодействии как компонента социокультурной адекватности (30%), аутентичная адекватность (29%), вариативность социокультурных средств в типичных ситуациях общения (30%).
Литература
1. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.
2. Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению. Дисс. ... докт. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2001.
3. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Русский язык, 1981.
4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000.
5. Neuner, G., Krüger, M., Grewer, U. Übungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht. Berlin - München: Langenscheidt, 1981.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
А.А. Свирин, аспирант МПГУ
Непременным условием развития личности выступают различные трудности, порожденные как внешними обстоятельствами, так и отсутствием в должной мере тех внутренних качеств, которые обеспечивают достижение желаемого успеха. Успешно преодолевая эти трудности, человек реализует свою потребность в самоутверждении и самореализации. Поэтому образование должно включать в качестве обязательного условия приобретение ребенком управленческих умений.
Управленческие умения понимаются как способность выполнять комплекс действий по обеспечению целостности организуемых систем и достижению ими поставленных целей; этот комплекс включает такие умения, как: анализировать и систематизировать информацию, определять сущность проблемы, ставить цель для решения проблемы, планировать деятельность, распределять имеющиеся ресурсы, организовывать выполнение запланированных мероприятий, контролировать и регулировать ход выполнения работы, оценивать результаты работы, добиваться достижения поставленной цели, обобщать и систематизировать полученный в ходе деятельности опыт.
Рассмотрим роль и место управленческих умений в жизни школьников разного возраста. Анализ требований, предъявляемых образовательным стандартом к учащимся начальной, средней и старшей школы, показал, что на всех этапах школьной жизни детям необходимо владеть умениями в области управления собой и окружающими людьми.
Требования образовательного стандарта для выпускников начальной школы предполагают в своей основе следующие умения: овладение первоначальными способами передачи, поиска, преобразования, хранения информации; овладение начальными умениями в области планирования своей деятельности; умение проявлять творческие способности на уровне известных комбинаций; умение оценивать свою работу по предлагаемым учителем нормирующим критериям и показателям. Освоение этих умений - начальный этап на пути приобретения способов познания мира и решения проблем.
Требования к выпускникам основной школы включают в себя: аналитичность мышления (установление причинно-следственных связей процессов и явлений, владение методами анализа и синтеза, прогнозирование результатов деятельности, планирование деятельности по решению задач); творческий подход к решению проблем; умение определять свои цели и ценности; первичные умения в области работы в коллективе.
Требования образовательного стандарта к управленческим умениям старшеклассников еще выше: аналитичность, системность мышления; умение выстроить полный управленческий цикл от целеполагания до контроля и регулирования для достижения спрогнозированного результата; умение творчески и системно решать проблемы; умение проявлять выдержку, самообладание; критичность мышления; умения в области самоанализа, саморегулиро-44
вания (определять свои цели и ценности, проявлять выдержку, самообладание); умения в области работы в коллективе.
В практике работы общеобразовательного учреждения развитие управленческих умений у школьников как сложное, комплексное явление, направленное на приобретение ребенком опыта самоорганизации и организации окружающих с целью решения возникающих проблем, может быть реализовано при создании соответствующих социально-педагогических условий, включающих в себя: выработку системы управленческих умений школьника, а также критериев и параметров их сформированности; организацию соответствующего образовательного мониторинга; готовность участников образовательного процесса к сотрудничеству и их методическое обеспечение; педагогическое сопровождение развития управленческих умений у школьников; организация единого образовательного пространства (в урочное и внеурочное время), нацеленного на развитие управленческих умений у школьников.
Реализация комплекса социально-педагогических условий предполагает: в учебной деятельности: введение в дидактическую цель каждого урока как инварианта задачи овладения школьниками умениями в области самоорганизации учебной деятельности; постепенный перевод школьников в субъект познавательной деятельности за счет делегирования им полномочий по организации деятельности на учебном занятии; организацию поисковой и исследовательской деятельности школьников; организацию модульного обучения; побуждение к самооценке школьниками собственной деятельности на учебном занятии; организацию обучения в старших классах по индивидуальному образовательному маршруту; в воспитательной работе и дополнительном образовании: подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД); стимулирование работы клубов по интересам; использование методов интерактивного обучения (организационно-деятельностные игры, ролевые игры, тренинги); развитие ученического самоуправления; организацию работы школы «Лидер» и выездных лагерей; организацию детских проектов; просветительскую работу с родителями на тему развития управленческих умений у школьников; в работе администрации образовательного учреждения: организацию соответствующего образовательного мониторинга; повышение квалификации педагогов в области развития управленческих умений у школьников; интеграцию педагогических воздействий в учебной и внеклассной работе по развитию управленческих умений у школьников.
В связи с этим в гимназии № 1504 г. Москвы ведется целенаправленная работа по обеспечению условий развития управленческих умений у школьников. В основе этой работы лежит система управленческих умений, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы быть успешным в решении возникающих проблем.
В ходе реализации системы развития управленческих умений у школьников проводилась работа по формирова-