Научная статья на тему 'Развитие умений межкультурной компетенции учащихся средней школы (уровень базового образования)'

Развитие умений межкультурной компетенции учащихся средней школы (уровень базового образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие умений межкультурной компетенции учащихся средней школы (уровень базового образования)»

Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. дача. Часть 1 - М.: Просвещение, 1983.

8. Столяр А.А. Педагогика математики. Курс лекций. - 10. Юнг В.А. Как преподавать математику. - М.: Госиз-Минск: Вышэйшая школа, 1969. дат, 1911.

9. Фройденталь Г. Математика как педагогическая за-

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

(УРОВЕНЬ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

И.А. Капин,

преподаватель кафедры иностранных языков

Современная цель обучения иностранным языкам направлена на познание культуры (ведь «язык - сокровищница, кладовая, копилка культуры» [4]), на развитие умений межкультурной компетенции учащегося - способности, позволяющей языковой личности «выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности» [2].

Новая парадигма обучения иностранному языку предполагает поиск эффективных путей по развитию умений межкультурной компетенции учащихся средней школы, рассмотрение социокультурных ориентиров, неадекватное понимание и использование которых в речевом взаимодействии вызывает культурно обусловленные трудности в общении.

Для решения данной проблемы мы предлагаем ввести в процесс обучения в 9-х классах средней общеобразовательной школы нормы и ритуалы общения. В ходе нашего исследования мы установили, что контакты в процессе общения, как правило, протекают в определенных ритуальных рамках, которые маркируют, выделяют начало и конец коммуникации. По ним можно опознать нормы взаимодействия, принятые в определенном лингвосоциу-ме, и тип взаимоотношений участников контакта. Не менее важными являются также поддержание и продление процесса общения, связанные с переносом, уточнением или изменением формата общения.

Нормы и ритуалы общения, представляя ценностный аспект культуры, позволяют выявить культурно-специфический смысл ситуации общения, обеспечивают возможность адекватного речевого взаимодействия разного уровня с представителями инокультурного сообщества, регулируют процесс общения и репрезентируют нормы вежливости. В ходе исследования мы пришли к выводу, что формирование норм вежливости в иноязычном общении непосредственно связано с соблюдением правил рав-ностатусного и разностатусного общения. Равностатусное общение предполагает „du" - форму обращения, разноста-тусное общение подразумевает „Sie + du" - форму (например, ученик - учитель) либо „Sie + Sie" - форму (например, учитель - малознакомый учитель).

Обозначим минимум культурной информации [1], виды социокультурных средств, которые целесообразно включить в процесс развития умений межкультурной компетенции учащихся. Обращения, приветствия, социокультурные средства представления собеседника, завершения контакта реализовывают функцию установления и завершения контакта, служат способом ритуализированного обрамления контакта. Важны также социокультурные средства переспроса, уточнения, сигналов внимания к собеседнику, понимания/непонимания, прерывания собеседника, поиска формулировок, внесения коррективов в ска-

МЭИ (ТУ)

занное, передачи речевой инициативы собеседнику, продолжения темы, смены темы, обобщения, ссылок на последующее взаимодействие. Они осуществляют функцию поддержания, продления контакта, организации речи и достижения понимания.

К развиваемым умениям межкультурной компетенции обучаемых мы относим умения: установить контакт в соответствии с ритуальными рамками вежливости, продлить контакт, поддержать контакт, перенести контакт (без изменения формата общения/с изменением формата общения), завершить контакт в соответствии с ритуальными рамками вежливости.

Рассмотрение теоретических подходов, разработок, опыта преподавания [3, 5] и собственного опыта позволил обозначить следующую последовательность системы упражнений, направленной на развитие умений межкультурной компетенции обучаемых:

1) раскрытие культурного смысла социокультурной ситуации и отдельных высказываний собеседников в рамках ситуации;

2) упражнения в тренировке социокультурных средств, которые репрезентируют нормы вежливости и регулируют процесс общения;

3) коммуникативные упражнения, направленные на активизацию социокультурных средств в практике общения при решении коммуникативных задач.

Упражнения 1-го типа целесообразно проводить на материале ситуаций, которые должны быть аналогами социокультурных аутентичных ситуаций, упражнения 2-го типа - с использованием аутентичных диалогов в звуко- и видеозаписи. Упражнения 3-го типа предполагают проведение ролевых игр межличностного взаимодействия.

Анализ итогов методического эксперимента показал продуктивность предлагаемой системы упражнений, сформированность умений межкультурного общения учащихся экспериментальной группы. В высказываниях учащихся экспериментальной группы по сравнению с высказываниями учащихся контрольной группы наблюдается расширение состава социокультурных средств по выдвинутым критериям оценки речевых умений: соблюдение принципа вежливости в межкультурном взаимодействии как компонента социокультурной адекватности (30%), аутентичная адекватность (29%), вариативность социокультурных средств в типичных ситуациях общения (30%).

Литература

1. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.

2. Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению. Дисс. ... докт. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2001.

3. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Русский язык, 1981.

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000.

5. Neuner, G., Krüger, M., Grewer, U. Übungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht. Berlin - München: Langenscheidt, 1981.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

А.А. Свирин, аспирант МПГУ

Непременным условием развития личности выступают различные трудности, порожденные как внешними обстоятельствами, так и отсутствием в должной мере тех внутренних качеств, которые обеспечивают достижение желаемого успеха. Успешно преодолевая эти трудности, человек реализует свою потребность в самоутверждении и самореализации. Поэтому образование должно включать в качестве обязательного условия приобретение ребенком управленческих умений.

Управленческие умения понимаются как способность выполнять комплекс действий по обеспечению целостности организуемых систем и достижению ими поставленных целей; этот комплекс включает такие умения, как: анализировать и систематизировать информацию, определять сущность проблемы, ставить цель для решения проблемы, планировать деятельность, распределять имеющиеся ресурсы, организовывать выполнение запланированных мероприятий, контролировать и регулировать ход выполнения работы, оценивать результаты работы, добиваться достижения поставленной цели, обобщать и систематизировать полученный в ходе деятельности опыт.

Рассмотрим роль и место управленческих умений в жизни школьников разного возраста. Анализ требований, предъявляемых образовательным стандартом к учащимся начальной, средней и старшей школы, показал, что на всех этапах школьной жизни детям необходимо владеть умениями в области управления собой и окружающими людьми.

Требования образовательного стандарта для выпускников начальной школы предполагают в своей основе следующие умения: овладение первоначальными способами передачи, поиска, преобразования, хранения информации; овладение начальными умениями в области планирования своей деятельности; умение проявлять творческие способности на уровне известных комбинаций; умение оценивать свою работу по предлагаемым учителем нормирующим критериям и показателям. Освоение этих умений - начальный этап на пути приобретения способов познания мира и решения проблем.

Требования к выпускникам основной школы включают в себя: аналитичность мышления (установление причинно-следственных связей процессов и явлений, владение методами анализа и синтеза, прогнозирование результатов деятельности, планирование деятельности по решению задач); творческий подход к решению проблем; умение определять свои цели и ценности; первичные умения в области работы в коллективе.

Требования образовательного стандарта к управленческим умениям старшеклассников еще выше: аналитичность, системность мышления; умение выстроить полный управленческий цикл от целеполагания до контроля и регулирования для достижения спрогнозированного результата; умение творчески и системно решать проблемы; умение проявлять выдержку, самообладание; критичность мышления; умения в области самоанализа, саморегулиро-44

вания (определять свои цели и ценности, проявлять выдержку, самообладание); умения в области работы в коллективе.

В практике работы общеобразовательного учреждения развитие управленческих умений у школьников как сложное, комплексное явление, направленное на приобретение ребенком опыта самоорганизации и организации окружающих с целью решения возникающих проблем, может быть реализовано при создании соответствующих социально-педагогических условий, включающих в себя: выработку системы управленческих умений школьника, а также критериев и параметров их сформированности; организацию соответствующего образовательного мониторинга; готовность участников образовательного процесса к сотрудничеству и их методическое обеспечение; педагогическое сопровождение развития управленческих умений у школьников; организация единого образовательного пространства (в урочное и внеурочное время), нацеленного на развитие управленческих умений у школьников.

Реализация комплекса социально-педагогических условий предполагает: в учебной деятельности: введение в дидактическую цель каждого урока как инварианта задачи овладения школьниками умениями в области самоорганизации учебной деятельности; постепенный перевод школьников в субъект познавательной деятельности за счет делегирования им полномочий по организации деятельности на учебном занятии; организацию поисковой и исследовательской деятельности школьников; организацию модульного обучения; побуждение к самооценке школьниками собственной деятельности на учебном занятии; организацию обучения в старших классах по индивидуальному образовательному маршруту; в воспитательной работе и дополнительном образовании: подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД); стимулирование работы клубов по интересам; использование методов интерактивного обучения (организационно-деятельностные игры, ролевые игры, тренинги); развитие ученического самоуправления; организацию работы школы «Лидер» и выездных лагерей; организацию детских проектов; просветительскую работу с родителями на тему развития управленческих умений у школьников; в работе администрации образовательного учреждения: организацию соответствующего образовательного мониторинга; повышение квалификации педагогов в области развития управленческих умений у школьников; интеграцию педагогических воздействий в учебной и внеклассной работе по развитию управленческих умений у школьников.

В связи с этим в гимназии № 1504 г. Москвы ведется целенаправленная работа по обеспечению условий развития управленческих умений у школьников. В основе этой работы лежит система управленческих умений, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы быть успешным в решении возникающих проблем.

В ходе реализации системы развития управленческих умений у школьников проводилась работа по формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.