Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015
Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы
И.О. Белова, Г.П. Кошлай, А.В. Тимофеева
Актуальность формирования квалитологической компетентности руководителей и педагогов в свете
современных требований
Аннотация. В статье рассматриваются составляющие квалитологической компетентности руководителей и педагогов, которая является важным фактором повышения качества образования в соответствии с руководящими документами.
Ключевые слова:
квалитология, квалитологическая компетентность руководителя и педагогов, качество образования, современные квалификационные требования
Keywords:
qualitology, qualitological competence of the head and teachers, the quality of education, advanced qualifications
Abstract. The article discusses the components qualitology competence of managers and teachers, which is an important factor in improving the quality of education in accordance with the guidelines.
Одним из приоритетов государственной политики на данном этапе развития образования является повышение качества результатов образования на разных уровнях. Под качеством образования, по мнению Т.И. Шамовой, подразумевается равнодействующая спрогнозированного процесса и результата, учитывающего целевые приоритеты и потребности личности, общества, государства [10]. На качество образования влияют следующие факторы: квалификация педагогов, требования учебных программ, качество материально-технической базы, нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение образовательного процесса.
Необходимость обеспечения качества образования обозначена в важнейших нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику в Российской Федерации [1-3]. В соответствии с ведущими положениями этих документов образовательная система должна быть ориентирована на достижение качественного образования, обеспечивающего становление и развитие личности, способной к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Для реализации этих требований, согласно результатам исследования А.И. Субетто, современному руководителю и педагогу необходимо квалитологическое образование, которое дает возможность развиваться новой парадигме их профессионализма [8].
Неготовность современного учителя к решению новых задач связана с использованием устаревших психолого-педагогических знаний, доминированием методов трансляции знаний. Модернизация образования выдвигает новые требования к функциям учителя [10]. Анализ нормативно-правовых документов позволил установить, что вопросы управления качеством образования и формирования ква-литологической компетентности руководителя и педаго-
га являются на сегодняшний день приоритетными. В этой ситуации особая роль в формировании обозначенного вида профессиональной компетентности принадлежит системе дополнительного профессионального образования, в условиях которой осуществляется профессиональное развитие руководителей учреждений и педагогов [4-6].
Квалитологическое образование педагога предполагает формирование у него знания проблем теории и практики управления качеством образовательного процесса. Необходимо заметить, что эффективное управление качеством образовательного процесса предполагает наличие у педагога не разрозненных, а системных представлений, знаний и умений, целостно отражающих объект управления, среду его формирования и развития; социокультурные, теоретико-методологические и технологические основания деятельности педагога при осуществлении такого управления; требования к его профессиональной компетентности.
Современные квалификационные требования к педагогу обусловлены реальными потребностями системы образования. Профессиональный стандарт педагога (ч. III, п. 3.1.1 и 3.2.3) включает следующие требования к квалификации:
• систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
• организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы учащимися;
• объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
• использование современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации,
Актуальность формирования квалитологической компетентности руководителей и педагогов в свете современных требований
47
в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) [2].
Для реализации этих требований учитель должен управлять качеством образовательного процесса, а именно уметь проектировать проверочные работы с учетом особенностей учащихся, формировать банк оценочных материалов, понимать сущность управления качеством образовательного процесса, владеть приемами организации продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях современного развития государства и общества. Механизмом управления развитием качества выступает образовательный мониторинг, который включает регулярное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов и условий, повлиявших на них [10].
Таким образом, системообразующей категорией квали-тологического образования педагога выступает квалитоло-гическая компетентность руководителя и педагога.
Л.И. Субетто разработана структура квалитологии образования, включающая следующие компоненты [9]:
• теория качества, изучающая законы, закономерности, принципы формирования качества образования;
• теория управления качеством, исследующая законы, принципы, механизмы, методологию управления качеством образования;
• квалиметрия, изучающая законы, принципы и методологию оценки (измерения) качества образования.
«Наложение» компонентного состава квалитологии образования на специфику профессиональной деятельности педагога позволяет разработать структуру и содержание его квалитологической компетентности.
Квалитологическая компетентность педагога представляет собой целостную структуру, состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов [7]:
• мотивационно-ценностного;
• когнитивного;
• технологического;
• профессионально-личностного.
Для определения уровня квалитологической компетентности педагогов нами была разработана модель анкеты, которая включала основные компоненты с их развернутым содержанием. Апробация анкеты проводилась на базе средних общеобразовательных школ.
В анкетировании принимали участие 120 учителей из 3 школ Москвы, и были получены следующие результаты.
1. В мотивационно-ценностном компоненте осознают свою профессиональную деятельность как управление качеством образовательного процесса 100 % опрошенных педагогов. Однако самообразованием
50 %
50
40
30
20
10
Рис. 2. Когнитивный компонент
в данной области занимаются 42 % респондентов (рис. 1).
2. В когнитивном компоненте количество педагогов, владеющих нормативно-правовой базой, составило лишь 25 %, философско-методологическими основами управления качеством в образовании — 26 %, организационно-деятельностные основы управления качеством в образовании знают 32 %. При этом половина опрошенных респондентов знают, владеют и применяют психолого-педагогические основы управления качеством в образовании (рис. 2).
3. Технологический компонент показывает высокие умения педагогов в проектно-технологической (56 %) и организационно-коммуникативной (55 %) категориях. Низким показателем характеризуются квалиметрические умения — 30 % (рис. 3).
Анализ ответов респондентов позволил выявить следующие закономерности:
1) в содержании мотивационно-ценностного компонента выявляется низкий уровень мотивации педагогов на самообразование в области использования эффективных средств управления качеством образования;
2) в содержании когнитивного компонента отмечен низкий уровень знания современной нормативно-правовой базы и сущности управления качеством образовательного процесса, его структуры и содержания;
3) в содержании технологического компонента отмечен достаточный уровень компетентности педагогов, кроме категории квалиметрических умений;
100 %
100
80
60
40
20
0
Категория 1.1 Категория 1.2 Категория 1.3 Рис. 1. Мотивационный компонент
55 %
60 Г 56 % 50 40 30 20 10 0
Категория 3.1 Категория 3.2 Категория 3.3 Рис. 3. Технологический компонент
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015
4) результатом анализа проведенного анкетирования стало установление прямой зависимости между отсутствием способности к профессионально-личностной рефлексии и низким уровнем использования новаторства педагогами.
Полученные результаты позволяют предположить, что ква-литологическая компетентность педагога должна представлять собой целостное личностное образование, включающее:
• мотивационно-ценностное отношение к управлению качеством образовательного процесса;
• систему знаний (нормативно-правовых, философ-ско-методологических. психолого-педагогических и управленческих);
Приложение Анкета
Самооценка квалитологических компетентностей учителя школы
Пожалуйста, оцените свою компетентность, используя условные обозначения:
0 — не знаю, не владею, не применяю;
1 — знаю, не владею, не применяю;
2 — знаю, владею, не применяю;
3 — знаю, владею, применяю.
Подчеркните в тексте незнакомые для вас слова.
Компоненты 0 12 3
1. Мотивационно-ценностный компонент
1.1. Осознаю свою профессиональную деятельность как управление качеством образовательного процесса через систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения программ учащимися на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
1.2. Занимаюсь самообразованием в области овладения теорией управления качеством образовательного процесса
1.3. Занимаюсь самообразованием в области использования эффективных технологий управления
качеством образования_
2. Когнитивный компонент (знания) 2.1. Владею нормативно-правовыми знаниями:
2.1.1. Основы государственной политики России в области образования
2.1.2. Федеральные государственные стандарты образования (ФГОС)
2.1.3. Нормативно-правовые документы, определяющие требования государства и общества к качеству образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
2.3.2. Основные принципы и закономерности организации образовательного процесса, ориентированного на достижение качества образования
2.3.3. Требования к конструированию содержания образовательного процесса, обеспечивающего развитие ключевых компетенций школьников
2.3.4. Современные образовательные здоровьесберегающие технологии, ориентированные на развитие самостоятельности, активности, креативности школьников: принципы их отбора и использования
2.3.8. Особенности организации продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса
• совокупность квалитологических умений (проектно-технологических, организационно-коммуникативных и квалиметрических);
• профессионально значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, личностная и управленческая рефлексия).
В соответствии с полученными результатами выявляется также необходимость разработки методических рекомендаций и информационно-методических материалов для обеспечения повышения квалитологической компетентности учителей как в формате самообразования, так и для курсов повышения квалификации.
Актуальность формирования квалитологической компетентности руководителей и педагогов в свете современных требований
49
Компоненты 0 12 3
2.4. Знаю организационно-деятельностные основы управления качеством в образовании:
2.4.1. Сущность управления качеством образовательного процесса, его структуры и содержания
2.4.2. Представление об основных подходах и принципах управления качеством образовательного процесса
2.4.3. Функциональный состав управленческого процесса: проектирование, обеспечение, измерение и оценка качества
2.4.4. Эффективность средств проектирования качества образовательного процесса_
3. Технологический компонент
3.1. Проектно-технологические умения:
3.1.1. Анализирую состояние и результаты образовательного процесса, выделяю факторы, влияющие на них
3.1.2. Создаю различные образовательные среды (информационную, коммуникативную и др.)
3.1.3. Конструирую педагогические задачи открытого (выбор одного из множества допустимых решений) и закрытого (выбор одного верного решения) типов
3.1.4. Ставлю цели, отбираю содержание учебного материала и адекватные ему технологии, инициирующие самостоятельность и творчество школьника, активизирующие сотрудничество в коллективной работе, обеспечивающие мотивацию ученика в учебной деятельности
3.2. Организационно-коммуникативные умения
3.2.1. Организую деятельность учащихся по работе с информацией (находить информацию в различных источниках, комментировать ее, делать выводы, использовать для решения практических задач)
3.2.2. Использую новые информационные технологии для организации самостоятельной деятельности школьников
3.2.3. Отбираю объекты окружающей среды и использую их для решения конкретных педагогических задач
3.2.4. Организую учебную, творческую и другие виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
3.2.5. Использую технологии, ориентированные на разноуровневый состав учащихся
3.2.6. Отбираю и использую методы, направленные на развитие у учащихся рефлексивных умений и развития самооценки
3.2.7. Осуществляю рефлексный анализ урока
3.2.8. Умею строить взаимодействия с субъектами образовательного процесса с учетом их особенностей
3.3. Квалиметрические умения
3.3.1. Разрабатываю процедуру оценочной деятельности (критериальную базу измерения, оценочные показатели, квалиметрические методики)
3.3.2. Разрабатываю тестовые задания для письменной формы оценки и компьютерного тестирования общеобразовательного уровня подготовки обучающихся
3.3.3. Формирую банк оценочных материалов
3.3.4. Принимаю организационно-педагогические решения по результатам квалиметрии
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. УЦ «Перспектива», 2013.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 18.10.2013 № 544н. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70435556/
3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования от 06.10.2009 (1-4 классы), от 17.12.2010 (5-9 классы), от 15.06.2012 (10-11 классы). URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1% 8B/543
4. Афонин С.И. О проблемах повышения квалификации учителя и возможных решениях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С. 29-31.
5. Буйлова Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей города Москвы в современных условиях / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С. 19-25.
6. Воровщиков С.Г. Возможные перспективы развития отечественной системы повышения квалификации работников образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С. 24-35.
7. Сафонова О.А., Шилова Г.А. Квалитологическая компетентность руководителя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 9. С. 58-60.
8. Субетто А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИЦПКПС, 2006.
9. Субетто А.И. Квалитология образования. М.-СПб.: Изд-во ИЦПКПС, 2000.
10. Шамова Т.И. Образовательный мониторинг как механизм управления развитием качества профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений. М.: МПГУ, 2003.