Научная статья на тему 'Квалитологическое образование будущего педагога'

Квалитологическое образование будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1049
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИТОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATION QUALITOLOGY / QUALITOLOGIC EDUCATION / QUALITOLOGIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова О. А.

Статья посвящена проблеме квалитологического образования будущего педагога. В ней показана особая значимость данного вида профессионального образования в современной социокультурной ситуации. Рассмотрены структура и содержание квалитологической компетентности педагога, предложена стратегия её формирования в условиях квалитологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualitologic education of a future teacher

The article is devoted to the problem qualitologic education of a future teacher. It demonstrates the special important of professional education in modern sociocultural situation. The article covers the structure and content of a teacher’s qualitoligic competence. The strategy of its formation under the conditions of qualitologic education considered in the article.

Текст научной работы на тему «Квалитологическое образование будущего педагога»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37+593.1

КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

© О. А. САФОНОВА

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кафедра общей педагогики, лаборатория педагогических инноваций e-mail: prof_sochranov@mail.ru

Сафонова О. А. - Квалитологическое образование будущего педагога // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1038-1041. - Статья посвящена проблеме квалитологического образования будущего педагога. В ней показана особая значимость данного вида профессионального образования в современной социокультурной ситуации. Рассмотрены структура и содержание квалитологической компетентности педагога, предложена стратегия её формирования в условиях квалитологического образования.

Ключевые слова: квалитология образования, квалитологическое образование, квалитологическая компетентность.

Safonova O. A. - Qualitologic education of a future teacher // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.

2012. № 28. P. 1038-1041. - The article is devoted to the problem qualitologic education of a future teacher. It demonstrates the special important of professional education in modern sociocultural situation. The article covers the structure and content of a teacher’s qualitoligic competence. The strategy of its formation under the conditions of qualitologic education considered in the article.

Keywords: Education qualitology, qualitologic education, qualitologic competence.

Современная социокультурная ситуация остро поставила перед образованием новые задачи, связанные со становлением человека нового культурного типа. Это - человек, понимающий и принимающий новые ценности жизни, самостоятельно, свободно и ответственно решающий различные проблемы, обладающий аналитическим, проектировочным и прогностическим интеллектом, владеющий информационными и коммуникационными технологиями, способный к образованию на протяжении всей жизни.

Становление «культурного человека» XXI века диктует необходимость модернизации высшего профессионального образования в направлении повышения его качества. Согласно Болонской декларации качество образования рассматривается как основа конкурентноспособности образовательной системы. Основным результатом качественного образования в высшей школе является подготовка профессионально компетентного специалиста.

На качество образования влияет большое количество факторов. Это - качество учебных программ, и уровень реализуемых педагогических технологий, и качество материально-технического, нормативно-правового, методического, информационного обеспечения образовательного процесса, и конечно же, квалификация педагогов. Причем именно педагог как носитель социокультурного опыта является гарантом качественного образования. Иначе говоря, педагог

выступает одним из главных факторов, оказывающих влияние на качество образования. В этой связи становится очевидным, что в современных социокультурных реалиях у педагога появляется новая функция профессиональной деятельности - управление качеством образовательного процесса. именно поэтому сегодня необходима квалитологическая подготовка педагога, которая позволит ему эффективно решать вопросы формирования качества образовательного процесса.

Согласно результатам исследования А. И. Су-бетто, современному руководителю и педагогу необходимо квалитологическое образование, которое дает возможность развиваться новой парадигме их профессионализма. научным содержанием указанного образования выступает квалитология образования (от латинского qualitoloqica - наука о качестве).

Квалитологическое образование педагога предполагает формирование у него знания проблем теории и практики управления качеством образовательного процесса. Существенно заметить, что эффективное управление качеством образовательного процесса предполагает наличие у педагога не разрозненных, а системных представлений, знаний и умений, целостно отражающих объект управления, среду его формирования и развития; социокультурные, теоретико-методологические и технологические основания деятельности педагога при осуществлении такого управления;

требования к его профессиональной компетентности. В этой связи нам представляется целесообразным в курс «Теоретическая педагогика» ввести дидактическую единицу «Управление качеством образовательного процесса», освоение которой студентами позволит изменить ценностно-целевую ориентацию их будущей профессиональной деятельности на формирование качества образования, сформировать системные знания и умения в этой области.

Системообразующей категорией квалитологического образования педагога выступает квалитологи-ческая компетентность.

Методологической базой разработки научного содержания квалитологической компетентности является квалитология образования (А. И. Субетто), как научный комплекс, включающий качество функционирования и развития образовательных систем, учебного процесса, профессиональной подготовки преподавательского состава, направленный на обеспечение эффективной системы управления качеством образования.

А. и. Субетто разработана структура квалито-логии образования, включающая следующие компоненты: теория качества, изучающая законы, закономерности, принципы формирования качества образования; теория управления качеством, исследующая законы, принципы, механизмы, методологию управления качеством образования; квалиметрия, изучающая законы, принципы и методологию оценки (измерения) качества образования.

«Наложение» компонентного состава квали-тологии образования на специфику профессиональной деятельности педагога позволяет разработать структуру и содержание его квалитологической компетентности.

Квалитологическая компетентность педагога представляет собой целостную структуру, состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов:

- мотивационно-ценностного;

- когнитивного;

- технологического;

- профессионально-личностного.

Дадим содержательную характеристику указанных структурных компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент квали-тологической компетентности педагога предполагает наличие мотивационно-ценностных ориентаций на управление качеством образования и осознание того факта, что компетентность в этой сфере есть профессионально значимое качество.

Данный компонент проявляется в следующих аспектах:

- отношение к качеству образовательного процесса и управлению им как к профессионально-необходимой и общественно-значимой ценности;

- стремление активно включаться в овладение теорией и технологией управления качеством образовательного процесса;

- осознанность задач, путей, средств и способов организации управления качеством образовательного процесса;

- направленность на самообразование в области использования эффективных средств управления качеством образования.

Когнитивный компонент включает систему научных, профессионально важных знаний и представлений о сущности качества образовательного процесса и управления им, которые обеспечивают возможность осуществления педагогом данных профессиональных функций.

Названный компонент содержит четыре вида знаний, составляющих структуру квалитологической компетентности педагога: нормативно-правовые, философско-методологические, психолого-педагогиче-ские и управленческие.

К нормативно-правовым знаниям относятся:

- знание основ государственной политики России в области образования;

- знание государственного стандарта общего среднего образования;

- знание нормативно-правовых документов, определяющих требования государства и общества к качеству образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

В состав философско-методологических знаний входят:

- знание и понимание социальной сущности качества образования;

- представление о структуре качества образования как единстве процессуальной и результативной составляющих;

- знание понятийно-категориального пространства качества образования: свойства, система, факторы, динамичность, аксиологичность, определенность, граница, количество, эффективность и другие понятия.

Психолого-педагогические знания включают:

- знание психологических особенностей воспитанников;

- знание об основных принципах и закономерностях организации образовательного процесса, ориентированного на достижение качества образования;

- знание требований к конструированию содержания образовательного процесса, обеспечивающего развитие ключевых компетенций школьников;

- знание современных образовательных, здоровьесберегающих технологий, ориентированных на развитие самостоятельности, активности, креативности школьников; принципов их отбора и использования;

- знание принципов и особенностей конструирования развивающей образовательной среды;

- знание критериев качества образовательного процесса и его результатов;

- знание условий обеспечения качественного школьного образования: психологические, организационно-педагогические, медико-оздоровительные и другие;

- знание особенностей организации продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Управленческие знания предполагают:

- знание сущности управления качеством образовательного процесса, его структуры и содержания;

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

- представление об основных подходах и принципах управления качеством образовательного процесса;

- знание функционального состава управленческого процесса: проектирование, обеспечение, измерение и оценка качества;

- представление об эффективных средствах проектирования качества образовательного процесса;

- знание критериев, методов и процедур оценки качества образовательного процесса.

Технологический компонент представляет собой совокупность квалитологических умений, выступающих конкретной формой функционирования теоретических знаний.

В структуре квалитологической компетентности педагога можно выделить следующие виды умений: проектно-технологические, организационно-коммуникативные и квалиметрические.

Проектно-технологические умения включают:

- умение анализировать состояние и результаты образовательного процесса, выделять факторы, влияющие на них;

- умение ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные ему технологии, инициирующие самостоятельность и творчество школьника, активизирующие сотрудничество в коллективной работе, обеспечивающие мотивацию ученика в учебной деятельности;

- умение создавать различные образовательные среды (информационную, коммуникативную и др.), насыщать пространственно-предметные компоненты среды символами учебного предмета;

- умение конструировать педагогические задачи открытого (выбор одного из множества допустимых решений) и закрытого (выбор одного верного решения) типа;

К организационно-коммуникативным умениям относятся:

- умение организовать деятельность учащихся по работе с информацией (находить информацию в различных источниках, комментировать ее, делать выводы, использовать для решения практических задач);

- умение использовать новые информационные технологии для организации самостоятельной деятельности школьников;

- умение отбирать объекты окружающей среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач;

- умение организовывать учебную, творческую и другие виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

- умение использовать технологии, ориентированные на разноуровневый состав учащихся;

- умение отбирать и использовать методы, направленные на развитие у учащихся рефлексивных умений и развития самооценки;

- умение осуществлять рефлексный анализ урока;

- умение строить коммуникативную ситуацию с учетом особенностей ее субъектов;

- умение строить взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

Квалимитрические умения включают:

- умение определять цели измерения и оценки качества образовательного процесса;

- умение строить критериальную базу измерения, определять оценочные показатели, отбирать ква-лиметрические методики, разрабатывать процедуру оценочной деятельности;

- умение разрабатывать тестовые задания для письменной формы оценки и компьютерного тестирования общеобразовательного уровня подготовки обучающихся;

- умение формировать банк оценочных материалов;

- умение принимать организационно-педагогические решения по результатам квалиметрии.

К профессионально значимым качествам личности педагога, которые определяют успешность его деятельности по управлению качеством образовательного процесса, следует отнести:

- аналитичность и прогностичность мышления;

- новаторство;

- способность к интеллектуальной и профессионально-личностной рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия и решения.

Проведенный анализ структуры и содержания квалитологической компетентности педагога позволяет дать ее развернутое определение. Квалитологи-ческая компетентность педагога представляет собой целостное личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к управлению качеством образовательного процесса, систему знаний (нормативно-правовых, философско-методологических, психолого-педагогических и управленческих), совокупность квалитологических умений (проектнотехнологических, организационно-коммуникативных и квалиметрических), профессионально-значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, личностная и управленческая рефлексия), обеспечивающее успешность его деятельности по управлению качеством образовательного процесса.

квалитологическое образование педагога представляет собой педагогическую систему, включающую совокупность взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, организационно-коммуникативного, оценочно-результативного.

Реализация педагогической системы осуществляется в условиях освоения студентами учебной программы «Управление качеством образовательного процесса».

Названная программа состоит из трёх взаимосвязанных модулей, содержание которых последовательно раскрывает социокультурные, теоретико-методологические и технологические основания управления качеством образовательного процесса:

1. Качество образования как социально-педагогическая и управленческая проблема.

Таблица

Педагогическая система квалитологического образования будущего педагога

Структурные компоненты Содержательная характеристика структурных компонентов

Целевой Формирование ценностного отношения к управлению качеством образования как составляющей квалитавитизации общества. Формирование системы знаний о качестве образования и управлении им. Формирование квалитологических умений.

Содержательный Идеология управления качеством образования в условиях перехода общества к модели «устойчивого развития». Научные основы управления качеством образовательного процесса в школе. Технология управления качеством образовательного процесса в школе.

Организационно- коммуникативный формы, методы Лекции (информационные, проблемные). Семинары. Практические занятия (на базе института и школ). Объяснение, учебная дискуссия, имитационное моделирование, решение проблемных задач, проектирование, диалоговое обучение, портфолио, рейтинговая оценка.

Оценочно- результативный Результат - сформированность квалитологической компетентности будущего педагога. Критерии: мотивационно-ценностное отношение к квалитавитизации образования и управления; система квалитологических знаний (философско-методологические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, управленческие) и умений (проектно-технологические, организационно-коммуникативные, квалиметрические); профессионально-значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, интеллектуальная и профессионально-личностная рефлексия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Теоретико-методологические основы управления качеством образовательного процесса.

3. Технология управления качеством образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

Каждый из перечисленных модулей содержит определенные темы, раскрывающие его содержание.

В рамках первого модуля учебной программы «Качество образования как социально-педагогическая и управленческая проблема» рассматриваются такие темы, как: 1. Глобальные вызовы времени и квалита-витизация современного общества как приоритетное направление его развития. 2. Качество образования и управление им как стратегия государственной образовательной политики. 3. Нормативно-правовые основы качества образования.

Темами второго модуля учебной программы «Теоретико-методологические основы управления качеством образовательного процесса» являются: 1. Образовательный процесс как среда формирования качества образования. 2. Качество образовательного процесса как объект управления. 3. Сущность управления качеством образовательного процесса. 4. Ква-литологическая компетентность педагога как фактор эффективного управления качеством образовательного процесса.

Третий модуль учебной программы «Технология управления качеством образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», включает следующие темы: 1. Создание качествообеспечивающей образовательной среды. 2. Проектирование качества образовательного процесса. 3. Обеспечение качества образовательного процесса. 4. Измерение и оценка качества образовательного процесса. 5. Информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса.

Обозначенная структура содержания, базирующаяся на взаимосвязи социального и профессионального управленческо-педагогического аспектов квалитавитизации управления образовательным процессом общеобразовательного учреждения, способствует раскрытию ее сущности, осознанию студентами ее места и роли в процессе инновационного развития современного общества, а также овладению ими совокупностью квалитологических знаний и умений, обеспечивающих их готовность осуществлять управление качеством образовательного процесса.

Эффективность реализация программы обеспечивается использованием компетентностно-ориенти-рованных технологий, таких как: кейс-технология, диалоговые технологии, технология портфолио, технология рейтинговой оценки и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.