УДК 373.21 ББК Ч410.4
ГСНТИ 16.21.27
Код ВАК 13.00.02
Королева Светлана Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 408; e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка качества; дошкольное образование; качество дошкольного образования; технология; стандарт; критерий; норма; признак; показатель; уровни; индикатор.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - оценке качества дошкольного образования. В статье предложен вариант технологии оценки качества дошкольного образования на основе квалиметрического подхода. Проанализированы работы ученых (Г .Г. Азгаль-дова, А. Н. Гличева, А. Г. Гогоберидзе, И. А. Колесниковой, О. А. Сафоновой, А. А. Субетто и др.), на основании чего обосновывается необходимость разработки технологии оценки изучаемого явления. В работе описаны следующие положения: методологические принципы квалиметрии (А. Н. Гли-чев), подход к оценке качества образования как общественной ценности (А. И. Субетто), идея гуманитарно ориентированных квалитологических шкал, положение о целесообразности расширения предмета синтетической квалиметрии посредством включения в его содержание не только количественной, но и качественной оценки (А. И. Субетто). Представлена матрица оценки качества дошкольного образования.
Koroleva Svetlana Viktorovna,
Gandidate of Pedagogy, Associate Professor of the Depatment of Social Work Technology, Institute of Social Education, the Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION: THE TECHNOLOGICAL ASPECT
KEYWORDS: assessment of quality; preschool education; quality of preschool education; technology; standard; criterion; norm; sign; index; levels; indicator.
ABSTRACT. The article is devoted to the topical problem of today - the assessment of the quality of preschool education. The article offers the technology of preschool education quality assessment based on the qualimetric approach. The works of scientists are analyzed (G. Azgal'dova, A.N. Glicheva, A.G. Gogoberidze, I.A. Kolesnikova, O.A. Safonova, A.I. Subetto etc.); based on the analysis the necessity of development of technology assessment of the studied phenomenon is proved. The paper covers the following theses: methodological principles of quality control (A.N. Glichev); approach to the assessment of the quality of education as public value (A.I. Subetto); the idea of humanitarian-oriented qualitological scales; the statement of the expediency of expanding the subject of synthetic quality control by incorporating not only quantitative, but also qualitative component into it (Subetto A.I.). The matrix of assessment of the quality of preschool education is given.
ро
A 1
российская система дошкольного образования за последние десять лет претерпела множество изменений - изменения связаны, во-первых, с включением дошкольного образования в общую систему образования, во-вторых с переходным периодом с ФГТ на ФГОС дошкольного образования, в-третьих, с изменением технологии оценки качества дошкольного образования. Несомненно, все вышеперечисленные обстоятельства и определили ориентиры развития системы дошкольного образования. Однако существует определенная проблема, связанная с оценкой качества дошкольного образования и технологией ее проведения. Качество дошкольного образования нами рассматривается с позиции системного подхода (В. И. Загвязинский, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.) - как соответствие совокупности характеристик образования, полученного обучающимися, установленным требованиям заказчиков и потенциальных
потребителей [3]. Качество образования оценивают в обществе три стороны:
• образовательные организации, куда идут выпускники дошкольных образовательных организаций для продолжения образования;
• потребители образовательных услуг дошкольной образовательной организации (дети, родители, государство);
• дошкольная образовательная организация, проводя самооценку предоставляемых услуг, в соответствии со ФГОС ДО.
Оценка качества дошкольного образования является частью системы управления дошкольным образованием, которая включает организацию дошкольных образовательных услуг в отношении содержания, условий, технологий, методов по дальнейшему повышению качества образовательного процесса относительно всех субъектов, участвующих в данном процессе. Деятельность в области качества в дошкольном образова-
© Королева С. В., 2016
нии направлена на разработку и поддержку реализации политики, целей и гарантий качества; обеспечение достижения этих целей возможно при реализации в дошкольной образовательной организации, что невозможно без управленческих функций оценки качества: планирование, осуществление, контроль и управление воздействием (Цикл Деминга), а также взаимодействие дошкольной образовательной организации с внешней средой, формирования политики и планирования качества, обучения и мотивации персонала, организации работ по качеству, контроля качества, разработки мероприятий по улучшению качества, внедрения мероприятий, что связано с некой тех-нологизацией процесса оценки качества дошкольного образования [6; 21].
В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства [22].
Однако происхождение этого термина, который восходит к греческим словам techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), позволяет дать более широкое определение технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности. Именно это и послужило причиной постепенного расширения сферы применимости термина «технология», который стал активно использоваться в других областях знания и профессиональной деятельности, в частности? в социологии и педагогике.
При этом любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака:
• разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
• координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
Р. В. Овчарова в своих исследованиях выделяет следующие признаки технологии:
• процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности;
• совокупность методов изменения объекта;
• проектирование процесса изменения.
На этой основе под термином технология она предлагает понимать «способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения».
В Советском энциклопедическом словаре мы можем увидеть следующую фразу: «Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материалов или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».
Таким образом, учеными (Е. В. Бе-режновой, Р. В. Овчаровой, В. А. Сласте-ниным, И. А. Липским, Л. Е. Никитиной и др.) относительно понятия «технология» выделяются три аспекта: 1) совокупность методов; 2) изменение состояния, свойств объекта воздействия; 3) выявление закономерностей и использование из них тех, которые дадут положительный эффект на практике. Технология - это система действий (операций, процедур) по достижению заданного результата, выполняемых в определенном порядке с использованием специальных методов, правил, приемов [8; 15].
В свою очередь М. В. Шакурова полагает, что процесс деятельности выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. Исходя из вышесказанного относительно нашего исследования мы придерживаемся данной точки зрения.
Отсюда следует, что важнейшей составляющей оценки качества дошкольного образования становится разработка технологии ее оценки, то есть технология оценки степени соответствия предоставления услуг дошкольного образования нормативным и маркетинговым целям. Оценка качества дошкольного образования - это особая оценочная процедура, осуществляемая в целях определения соответствия предоставляемого дошкольного образования, а именно требованиям существующего стандарта ФГОС ДО к образовательной программе и к образовательной среде [10; 23].
Для разработки технологии оценки качества дошкольного образования мы придерживаемся калиметрического подхода.
Квалиметрический подход (Г. Г. Азгальдов, А. Н. Гличев, А. А. Субетто и др.) обосновывает принципиальную возможность измерения качества и задает требования к содержанию и методам измерительно-оценочных процедур.
Для разработки технологии оценки качества дошкольного образования для нас важны следующие положения.
1. Методологические принципы квали-метрии (А. Н. Гличев).
2. Подход к оценке качества образования как общественной ценности (А. И. Субетто) с точки зрения удовлетворения в полной мере социальных потребностей в формировании и развитии «культурного человека».
3. Идея гуманитарно ориентированных квалитологических шкал, в которых «точкой отсчета является сам человек» (И. А. Колесникова) и которые ориентированы прежде всего на оценку условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
4. Положение о целесообразности расширения предмета синтетической квали-метрии посредством включения в его содержание не только количественной, но и качественной оценки (А. И. Субетто).
Проанализировав вышеперечисленные положения, мы предлагаем следующую технологию оценки качества дошкольного образования, которая включает построение системной модели, отражающей взаимосвязь элементов качества дошкольного образования и критерии его оценки.
Придерживаясь мнения А. И. Субетто, можем сказать, что оценка качества образования - это в свою очередь «мера качества (числовая и семантическая), соотнесенная с нормой качества в определенной квалимет-рической шкале, которая представляет соотнесенность измерений свойств (параметров) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества». Критерий в свою очередь является признаком, на основании которого производится оценка, а показатель (то же что и параметр) - это некая характеристика признака, по которому можно судить о состоянии; конкретный измеритель критерия, позволяющий быть доступным для наблюдения, учета и фиксации. Индикаторы и уровни, характеризующие какие-либо свойства процесса, явления, системы, размеры, границы проявления чего-либо позволяют оценить степень соответствия норме. Норма качества образования - выявленное, признанное и зафиксированное документально требование к качеству образования, соответствующее потребностям общества и личности и предназначенное для установления определенной
структуры и уровня. Стандарт (норма, образец) - типовой образец, которому должны удовлетворять вещи, предметы, явления по размерам, форме, качеству. Для оценки качества дошкольного образования мы предлагаем технологию шкалирования. Шкалирование - это определение масштаба, метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем, создание эмпирической системы исследуемых объектов, фиксирование типа отношений между ними и построение числовой системы, моделирующей отношения эмпирической системы объектов. Шкала (от лат. scаla - лестница) - система чисел, переменных величин в восходящем или нисходящем порядке, принятых для измерения, определения, оценки чего-либо [11; 18; 20]. Учеными (Г. Г. Аз-гальдовым, А. Н. Гличевым, И. А. Колесниковой, А. А. Субетто и др.) выделяются четыре основных вида шкал, которые можно использовать в практической деятельности для оценки качества дошкольного образования: номинативная (имя, название) -шкала, классифицирующая по назначению, позволяющая отличить один объект от другого; способ классификации объектов или субъектов, распределения их по ячейкам классификации; порядковая - шкала, классифицирующая по принципу «больше -меньше». Классификационные ячейки образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). В порядковой шкале должно быть не менее трех классов; интервальная - шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии; шкала отношений - в ней так же, как и в интервальной шкале, используется деление всего пространства на равные отрезки. Отличие состоит в том, что предусматривается нулевая отметка, символизирующая то, что в данной точке свойство не проявляется, интенсивность его нулевая [1; 12; 17].
Мы в своем исследовании предлагаем следующую шкалу, которая включает критерий качества дошкольного образования. Критериями могут выступать условия, среда, образовательная программа, организация образовательного процесса и результаты освоения основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. В рамках нашей работы можно привести пример - организация социокультурной среды (отражает одно из требований к образовательной среде) дошкольной образовательной организации соответствует основным требованиям ФГОС ДО, а
характеристиками - показателями - будут наличие аксиологического и инновационного компонента социокультурной среды. Итак, аксиологический компонент показывает, в какой степени у воспитанников сформированы ценностные ориентации (любовь к родине, к семье, к природе и т. д.), а инновационный компонент отражает инновационную деятельность педагогов, какие инновационные методы, формы,
средства в какой степени они используют по формированию ценностных ориентаций у воспитанников. Относительно каждого показателя выделяются уровни (низкий, средний и высокий), выделенным уровням даются характеристики (индикаторы) и присваиваются баллы, в рамках нашего исследования мы предлагаем следующую матрицу, представленную в таблице 1.
Таблица 1
Критерии Показатели Уровни Индикаторы (в баллах)
Организация социокультурной среды ДОО Умение педагогов ДОО применять инновационные технологии в своей деятельности, направленное на воспитание ценностных ориентаций у воспитанников Низкий 1 балл - педагоги в своей деятельности не всегда применяют инновационные технологии
Средний 2 балла - педагоги в своей деятельности применяют инновационные технологии
Высокий 3 балла - педагоги в своей деятельности применяют инновационные технологии и делятся опытом с коллегами, путем выступлений на метод. советах, конференциях и т. д.
Используя данную технологию, можно оценить каждую составляющую качества образования в дошкольной образовательной организации (рис. 1). Ключевым моментом в представленной технологии является представление об общей системе пространства воспитания дошкольной образовательной организации. По мнению академика РАО Л. И. Новиковой, пространство воспитания может быть рассмотрено как часть педагогической реальности, как мера бытийного объема, обусловливающая существование того или иного типа воспитания - это «территория, где существуют источники воспитательного влияния, порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, возможно, деятельность, целью которой является подготовка детей к жизни и включение их в жизнь».
Таким образом, качество пространства определяет его воспитательный потенциал, способность стать источником воспитательного влияния, сформировать среду для эф-
фективного действия факторов воспитания (среды, семьи, деятельности самого субъекта воспитания).
Воспитательный потенциал пространства как системное качество возникает разными путями. Но в любом случае речь идет об определенном структурировании, формировании (развитии) таких необходимых компонентов, как идеи воспитания, институты воспитания, люди, носители воспитательного влияния, тексты, традиции, транслирующие те или иные мысли, опыт и др. [13, с. 169-170].
Можно сделать вывод о том, что представленная технология оценки качества дошкольного образования направлена не столько на контроль качества, сколько на выявление проблем, существующих в дошкольной образовательной организации, что поможет администрации спрогнозировать деятельность ДОО на долгосрочную и краткосрочную перспективу.
Рис. 1. Схема уровней качества дошкольного образования в ДОО
ЛИТЕРАТУРА
1. Азгальдов Г. Г., Гличев А. В. и др. Квалиметрия - наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. l968. № l. С. 34_35-
2. Безруков В. И. Проектирование управления педагогическими системами: методология, теория, практика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M., 2005.
3. Безуглов Ю. И., Безуглова Л. П. Управление качеством образования в учебном заведении : монография. Екатеринбург, 2008.
4. Верхотурова Ю. А., Королева С. В. Критерии и показатели социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении// Известия Российской академии образования. 20l2. № 4 (24). С. S9-95.
5. Герт В. А., Королева С. В. Mоделирование образовательного пространства образовательного учреждения / / Педагогическое образование в России. 20l3. № 2. С. 139-146.
6. Глудкин О. П., Горбунов H. M, Гуров А. П., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством : учебник для вузов. M. : Радио и связь, l999.
7. Иванов А. В. Культурная среда образовательного учреждения : учеб. пособие. M., 2006.
S. Липский И. А. Социальная педагогика. M. : ТЦ Сфера, 2004.
9. Калейчик M. M. Квалиметрия : учеб. пособие. M. : MРИУ, 2005.
10. Квалиметрия: первоначальные сведения. Справочное пособие с примером для АИО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» : учеб. пособие / Г. Г. Азгальдов, А. В. Костин, В. В. Садовов. M. : Высш. шк., 20ll.
11. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы // Mат-лы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика». M. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
12. Квалиметрия в образовании: методология и практика. Десятый юбилейный симпозиум (г. Mоск-ва, 4-5 апр. 2002 г.). А. И. Субетто. Система управления качеством в вузе (модель). M. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
13. Колесникова И. А. Педагогическое реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб. : Детство-пресс, 200l.
14. Коломийченко Л. В., Гладких Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников: опыт организации и проведения эксперимента : учеб.-метод. пособие. Пермь : Пресс-Тайм, 2005.
15. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. H. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. M. : Академия, 2002.
16. Субетто А. И., Чернова Ю. К., Горшенина M. В. Квалиметрическое обеспечение управленческих процессов. СПб. : Астерион, 2004.
^.Субетто А. И. Квалитология образования. СПб. ; M. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
lS. Субетто А. И. Квалиметрия. СПб. : Астерион, 2002.
19. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Mинистерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № П55.
20. Фомин В. H. Квалиметрия управления качеством. Сертификация : учеб. пособие. M. : Ось^9, 2002.
21. Чернова Ю. К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса. M. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
22. Щипанов В. В. Управление образовательным процессом на основе пентады качества // Сб. ст. «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг». M. ; Сызрань : ТГУ, 200l. Ч. 2. С. 22-2S.
23. Экспертиза качества дошкольного образования : коллект. монография / под. Ред. А. Г. Гогоберид-зе, С. А. Езоповой, В. А. Швицкой. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
REFERENCES
1. Azgal'dov G. G., Glichev A. V. i dr. Kvalimetriya - nauka ob izmerenii kachestva produktsii // Standarty i kachestvo. 1968. № 1. S. 34-35.
2. Bezrukov V. I. Proektirovanie upravleniya pedagogicheskimi sistemami: metodologiya, teoriya, praktika : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2005.
3. Bezuglov Yu. I., Bezuglova L. P. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v uchebnom zavedenii : mono-grafiya. Ekaterinburg, 200S.
4. Verkhoturova Yu. A., Koroleva S. V. Kriterii i pokazateli sotsial'noy adaptatsii detey rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii// Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 2012. № 4 (24). S. 89-95.
5. Gert V. A., Koroleva S. V. Modelirovanie obrazovatel'nogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. l39-l46.
6. Gludkin O. P., Gorbunov N. M, Gurov A. P., Zorin Yu. V. Vseobshchee upravlenie kachestvom : uchebnik dlya vuzov. M. : Radio i svyaz', l999.
7. Ivanov A. V. Kul'turnaya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya : ucheb. posobie. M., 2006.
S. Lipskiy I. A. Sotsial'naya pedagogika. M. : TTs Sfera, 2004.
9. Kaleychik M. M. Kvalimetriya : ucheb. posobie. M. : MRIU, 2005.
10. Kvalimetriya: pervonachal'nye svedeniya. Spravochnoe posobie s primerom dlya ANO «Agentstvo strategicheskikh initsiativ po prodvizheniyu novykh proektov» : ucheb. posobie / G. G. Azgal'dov, A. V. Kostin, V. V. Sadovov. M. : Vyssh. shk., 20ll.
11. Kvalimetriya cheloveka i obrazovaniya: genezis, stanovlenie, razvitie, problemy i perspektivy // Mat-ly XI simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya, metodika i praktika». M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006.
12. Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya i praktika. Desyatyy yubileynyy simpozium (g. Moskva, 4-5 apr. 2002 g.). A. I. Subetto. Sistema upravleniya kachestvom v vuze (model'). M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2003.
13. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskoe real'nost': opyt mezhparadigmal'noy refleksii. Kurs lektsiy po filosofii pedagogiki. SPb. : Detstvo-press, 2001.
14. Kolomiychenko L. V., Gladkikh L. A. Vzaimodeystvie detskogo sada i sem'i v protsesse sotsial'nogo razvitiya doshkol'nikov: opyt organizatsii i provedeniya eksperimenta : ucheb.-metod. posobie. Perm' : Press-Taym, 2005.
15. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; pod red. V. A. Slastenina. M. : Akademiya, 2002.
16. Subetto A. I., Chernova Yu. K., Gorshenina M. V. Kvalimetricheskoe obespechenie upravlencheskikh protsessov. SPb. : Asterion, 2004.
17. Subetto A. I. Kvalitologiya obrazovaniya. SPb. ; M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2000.
18. Subetto A. I. Kvalimetriya. SPb. : Asterion, 2002.
19. Federal'nyy gosudarstvennyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10.2013 g. № 1155.
20. Fomin V. N. Kvalimetriya upravleniya kachestvom. Sertifikatsiya : ucheb. posobie. M. : Os'-89, 2002.
21. Chernova Yu. K., Shchipanov V. V. Kvalimetricheskoe proektirovanie obrazovatel'nogo protsessa. M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2002.
22. Shchipanov V. V. Upravlenie obrazovatel'nym protsessom na osnove pentady kachestva // Sb. st. «Proektirovanie, obespechenie i kontrol' kachestva produktsii i obrazovatel'nykh uslug». M. ; Syzran' : TGU, 2001. Ch. 2. S. 22-28.
23. Ekspertiza kachestva doshkol'nogo obrazovaniya : kollekt. monografiya / pod. Red. A. G. Gogoberidze, S. A. Ezopovoy, V. A. Novitskoy. SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena, 2015.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. А. Симонова.