Научная статья на тему 'Управленческие концепции государственного регулирования экономики: содержание, перспективы'

Управленческие концепции государственного регулирования экономики: содержание, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Ирина Владимировна

In clause the concepts of macroeconomic management and prospect of their interaction are considered, the comparative analysis of existing basic conceptual approaches at state regulation of economic processes is lead.The basic directions of activity of the state in conditions of maintenance of safe development of economy are opened.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие концепции государственного регулирования экономики: содержание, перспективы»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3. С. 94-98.

© И.В. Руденко, 2008 УДК 338.242.4(075).8

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ: СОДЕРЖАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

И.В. Руденко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In clause the concepts of macroeconomic management and prospect of their interaction are considered, the comparative analysis of existing basic conceptual approaches at state regulation of economic processes is lead .The basic directions of activity of the state in conditions of maintenance of safe development of economy are opened.

Государство исторически возникло из потребности регулировать взаимоотношения между людьми особыми предписаниями их поступков и деятельности. Государство призвано создавать механизм регулирования экономических отношений, который в наибольшей степени обеспечивал бы эффективное использование имеющихся ресурсов и способствовал бы рациональному использованию общественно-хозяйственного потенциала для дальнейшего развития. Общегосударственная макроэкономическая политика представляет собой упорядоченную систему мер и действий государства по управлению национальной экономикой. В рамках теории государственного вмешательства можно выделить два концептуальных подхода к деятельности государства.

1. Теории общественного договора: государству отводится роль третейской стороны, гарантирующей соблюдение условий договора (контрактная теория государственного вмешательства). Мотивы деятельности государства: каждый в рамках договора получает определенную выгоду, и государство следит за соблюдением условий контракта.

2. Эксплуататорские теории государства (например, теория К. Маркса). Главная задача вмешательства - перекачка дохода от членов общества в пользу властвующей группы или класса. Основной мотив деятельности государства - получение ренты правящей элитой.

Гарвардская школа бизнеса на основе существующей практики деятельности государства выделила 2 подхода к роли государства в экономике:

• индивидуалистическая концепция роли государства в экономике;

• коммунитарная концепция роли государства в экономике.

В индивидуалистической концепции роль правительства ограничена. Главная задача пра-

вительства состоит в защите различных форм собственности, заключении контракта между сторонами, обеспечении выполнения соглашения и поддержании открытости рынка для свободной конкуренции между фирмами.

В этой концепции правительство отделяется от бизнеса. Вмешательство в экономические процессы возможно только в чрезвычайных ситуациях. Из вмешательства исключается осуществление макроэкономического планирования и формирование мировоззрения граждан.

В коммунитарной концепции задача государства - выявление потребностей населения на долгосрочную, краткосрочную и среднесрочную перспективы. Удовлетворение выявленных потребностей всеми имеющимися в распоряжении государства ресурсами.

При этом государство формирует мировоззрение граждан, осуществляет долгосрочное макроэкономическое планирование.

В современных условиях глобализации возобновляются споры ученых о механизмах, тенденциях, концепциях, инструментах государственного регулирования экономики. Рассмотрим существующие основные концептуальные подходы к государственному регулированию экономики.

Эволюция государственного регулирования, в процессе которой формируются конкретные виды деятельности и изменяется концептуальная роль государства в экономике, связана с этапами развития и моделями рыночной экономики.

Так, в период первоначального накопления капитала меркантилисты видели задачу государства в том, чтобы привлечь больше золота в страну за счет поощрения вывоза товаров за границу и сдерживания ввоза тех товаров, которые производятся в государстве, тем самым защищая отечественного производителя.

В период начала промышленной революции роль государства в экономике сводится к «ночному сторожу частной собственности». В этих условиях один из представителей классической школы, А. Смит, впервые в науке «разделил» труд между бизнесом и государством. При этом он выделяет следующие функции государства:

1) оборона, т. е. защита частной собственности от нападений извне;

2) правосудие, т. е. защита частной собственности от посягательств на нее внутри страны;

3) создание нормальных условий для торговли.

В дела бизнеса государство не вмешивалось, так как на рынке действовала свободная игра рыночных сил, в результате чего срабатывал принцип «невидимой руки рынка». Для данного периода характерно формирование начал либерализма в экономике.

В период совершенной конкуренции усиливается капитализация экономики, поэтому возникает необходимость в разработке отдельных направлений регулирования, что способствует формированию рыночной инфраструктуры. Деятельность государства в этот период получила название «стратегия точечного воздействия». Процессы концентрации и централизации капитала и производства привели к необходимости появления нового вида деятельности государства - защите конкуренции. Но первая практика в этой области оказалась малоэффективной.

К 1930-м гг. в период Великой депрессии механизм саморегулируемой экономики потерпел фиаско. В результате возникает необходимость формирования механизма государственного регулирования. Регулирующая роль рынка в условиях несовершенной конкуренции переходит к государству. У государства появляется первая экономическая функция - макроэкономического равновесия. Все функции государства до этого периода называются предэкономи-ческими. Впервые обоснование государственного вмешательства в экономические процессы было сделано Дж. Мейнардом Кейнсом. Он разработал дискреционную финансовую политику, направленную на регулирование совокупного спроса. Таким образом, формируется феномен «экономической политики».

Дж. М. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики. Он предложил в условиях спада создать дополнительный спрос с помощью следующих регулирующих действий государства:

1) стимулировать капитальные вложения путем влияния на норму процента, для того чтобы он был не слишком высок;

2) выпускать дополнительные деньги. В результате возможна умеренная инфляция;

3) увеличивать государственные расходы в целях компенсации недостающего частного спроса;

4) регулирование ставки налогообложения с целью повышения потребительского и производственного спроса.

В периоды промышленного бума проводятся финансово-кредитные мероприятия, ограничивающие капитальные вложения. Таким образом, в этой концепции государство создает условия для стимулирования частных инвестиций, чтобы, по мнению автора концепции, «создать хорошее настроение капиталистам».

Последователями Дж. М. Кейнса был разработан метод компенсирующих контрмер, который состоит в регулировании экономики с помощью государственных расходов и частных капитальных вложений.

На практике неокейнсианцы предложили планирование экономики на макроэкономическом уровне с помощью индикативного планирования (бюджетное планирование, планирование общественных работ, планирование социальной сферы).

Существует 2 вида макроэкономического планирования:

1) социальные планы,

2) индикативные планы.

В целом они осуществили перенос центра тяжести в деятельности государства с контроля над частными инвестициями на государственные инвестиции и государственные расходы вообще.

Дальнейшая эволюция государственного регулирования в ХХ в. связана с:

1) переходом вмешательства государства с макроэкономического уровня на мезо- и микроуровень экономики, а к 1980-м гг. и на мегауровень;

2) выработкой основных подходов к целевой функции экономической политики;

3) формированием различных моделей регулирования (либеральной, командной и социальной - в 1930-е гг. и социального рыночного хозяйства - в 1950-е гг.);

4) появлением различных субъектов, объектов, направлений, методов и инструментов экономической политики;

5) постепенным врастанием механизма государственного регулирования в рыночный механизм, что привело к социализации экономики и формированию новых концептуальных подходов к деятельности государства и в теории, и на практике.

В процессе эволюции появились и проблемы государственного вмешательства, в частности, лаги запаздывания действий государства в период спада достигали 12-ти месяцев, а в периоды подъема - 6-ти.

В дальнейшем высокая активность государственного вмешательства выявила новые проблемы: бюрократизм, коррупцию, рост налогового давления, рост трансакционных издержек, невозможность обеспечения государством права собственности, качественных дорог, законности и правопорядка, доверия у инвесторов, образования и здравоохранения, происходит ограничение демократии.

В 1980-е гг. теория (неоконсерватизм) и практика государственного вмешательства возродила идеи либерализма, так как экстенсивные факторы экономического роста, используемые на практике, привели к «фиаско государства» в виде перманентного дефицита государственного бюджета, роста государственного долга, появления «стагфляции», бюрократизации и коррупции в органах власти. В результате преобладающей в теории и на практике стала концепция ограничения роли государства в экономике.

Представители неоконсерватизма создают систему мер, которая способствует долгосрочному экономическому росту, укреплению экономического потенциала на основе структурных сдвигов.

Основная характеристика неоконсерватизма:

1) преобладание кредитно-денежных рычагов регулирования;

2) применение долгосрочных подходов с целью создания максимальных условий для частного накопления;

3) отход от использования государственных расходов как инструмента стабилизации цикла.

Акцент неоконсерваторами был сделан на долгосрочное стимулирование путем снижения масштабов налогообложения и степени перераспределения национального дохода через прогрессивную систему налогообложения. На практике происходит переход к конструированию экономической политики на основе выработки стратегического курса и тактических целей.

Стратегическая цель неоконсерваторов -сформировать стратегию долгосрочного экономического роста. Тактика - борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика выходит на первый план. И в теории, и на практике считают, что необходим возврат к инструментам саморегулирования, таким как

- гибкая заработная плата;

- гибкая цена;

- гибкая процентная ставка - результат гибкого ценообразования на денежном рынке вследствие действия ЦБ на открытом рынке.

Основная концептуальная идея на данном этапе: необходима свобода выбора, государство должно поддерживать инициативу граждан, ограничение вмешательства государства в экономику регулированием предложения денег на основе денежного правила М. Фридмена. Механизм воздействия денежного правила следующий: увеличение предложения денег влияет на экономику посредством воздействия на портфель активов, в который входят наличные деньги, ценные бумаги, производственные активы, предметы длительного пользования и так далее; изменение предложения денег через операции на открытом рынке влияют на учетную ставку процента, изменение цены ценных бумаг - на цены прочих активов. Таким образом, изменение предложения денег вынуждает владельцев ценных бумаг, денег корректировать объем и структуру своих расходов и посредством данного механизма влияет на портфель активов и в результате на всю экономику.

Применение монетарной идеи на практике вывело условия, необходимые для ее реализации:

1) высокая эластичность цен;

2) значительная взаимозаменяемость ресурсов;

3) необходимость эффективной антимонопольной политики, чтобы рынок был достаточно конкурентоспособным.

На практике монетаризм реализовался в виде «либерально-ограничительной» концепции (например, Россия 1990-х гг., «шоковая терапия»).

Основное содержание регулирующей роли государства включало следующие действия:

1) сокращение бюджетных инвестиций за

счет:

- сокращения социальных расходов;

- сокращения инвестиций в непроизводственный сектор;

- секвистирования государственных инвестиций с непроизводственного сектора на производственный;

- роста цен на продукцию и услуги государственного сектора (общественные товары и услуги);

- роста налогов;

2) ограничение роста заработной платы за счет сжатия потребительского спроса;

3) жесткая денежно-кредитная политика (причина кризиса 1998 г. - переход к открытому рынку);

4) ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями;

5) девальвация национальной денежной валюты.

К 1990-м гг. на первый план выходят проблемы выживания человечества: экологической, экономической, политической и социальной безопасности, что требует перехода к концепции устойчивого развития и изменения роли государства в экономике в направлении иных целей экономического прогресса, таких как безопасность и выживание человечества.

На сегодняшний день безопасность - одна из основных экономических категорий современной науки и практики, к ней обращено пристальное внимание ученых и практиков. При этом понимание сущности и содержания категории «безопасность» постоянно трансформируется. Так, в Законе РФ «О безопасности» под данной категорией понимается защита общества от внешних и внутренних угроз.

Однако современные специалисты считают, что понимание сущности категории «безопасность» следует рассматривать не только как защиту интересов домохозяйств, фирм, государства и общества в целом, но и как защищенность всей системы взаимодействий личности, общества, государства; а также как элемент социальной системы, реализуемой в устойчивом развитии. Таким образом, безопасное развитие связано со стабильным, устойчивым развитием экономики. Обеспечение устойчивого развития на сегодняшний день - это задача государственного регулирования экономических процессов. Так, А.А. Прохожев дает следующее определение безопасности нации - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие государства.

В связи с обозначенными тенденциями во всех странах формируется новый концептуальных подход к деятельности государства, на который оказывает влияние большое количество факторов. Прежние механизмы государственного регулирования, разработанные в XX в. (дискреционная и недискреционная финансовая политика, мягкая и жесткая денежно-кредитная политика), были направлены либо на достижение экономического роста, либо на обеспечение стабильности цен и на сегодняшний день призваны решать двуединую задачу на фоне обеспечения устойчивого развития экономики. Кроме того, важнейшим фактором, влияющим на деятельность государства и определяющим новый порядок в развитии цивилизации, является глобализация. Глобализация как процесс изменения и развития взаимосвязей и взаимозависимостей рыночного механизма саморегулирования и госу-

дарственного механизма регулирования экономических процессов изменяет функциональную и целевую направленность деятельности государства, с одной стороны, с другой стороны, будет претерпевать изменение содержание процессов воздействия государства, так как перед ним встанет задача не только регулирования макроэкономических диспропорций, но и самого процесса глобализации и его возможных сбоев.

Функциями государства в этих условиях станут:

1. Спецификация защиты прав собственности. Спецификация - это четкое определение факта принадлежности прав собственности определенному субъекту и их законодательное закрепление (это один из важнейших аспектов безопасности, обозначенный еще А. Смитом как фактор правил игры).

2. Поддержка каналов обмена с минимальными искажениями и издержками (данная функциональная нагрузка деятельности государства связана с обеспечением информационной безопасности).

3. Создание общественных благ, включающее в себя значительный спектр действий:

- формирование системы внутренней и внешней безопасности;

- осуществление законной деятельности государства;

- функционирование денежной системы;

- осуществление системы государственного и межгосударственного управления;

- обеспечение услугами по образованию, здравоохранению и социальным гарантиям (социальная безопасность).

4. Реализация системы договоров с гражданами (теория контрактного государства); основными условиями для обеспечения экономикоправовой безопасности будут:

- четкое распределение прав государства и граждан закрепленное конституцией;

- возможность альтернативного способа защиты прав собственности;

- наличие гражданского общества, имеющего возможность влияния на решение экономических, политических и других вопросов.

5. Аллокационная функция (корректировка размещения ресурсов).

6. Стабилизация экономики (создание нормальных условий для функционирования частного сектора - экономическая безопасность):

• обеспечение полной занятости,

• борьба с инфляцией,

• стимулирование экономического роста,

• создание благоприятной социальной среды,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осуществление собственной экономической деятельности государства.

Таким образом, концептуальная роль государства в управлении экономикой обусловлена состоянием механизма хозяйствования и претерпела существенные изменения. В современных условиях России концепция деятельности государства состоит в определении путей и спосо-

бов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.), укрепления позиций России в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.