Научная статья на тему 'Развитие роли государства в экономике'

Развитие роли государства в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1905
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие роли государства в экономике»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 326-328

УДК 338.2

РАЗВИТИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

И. В. Руденко

Новейшие явления и процессы мирового развития, происходящие в настоящее время, оказывают влияние на все институты современного общества. Главенствующая роль в современном развитии отводится такому институту как государство. Место этого института на всех этапах и уровнях экономико-политического развития определяющее. Сегодня государство призвано создавать механизм регулирования экономических отношений, который в наибольшей степени обеспечивал бы эффективное использование имеющихся ресурсов и способствовал бы рациональному использованию общественно-хозяйственного потенциала для дальнейшего роста, с одной стороны. С другой стороны, государство способствует одновременному обеспечению стабильности и развития, как двух противоречивых целей, обусловленных изменениями в механизме воспроизводства, на который оказывают влияние факторы нестабильности и риска. В настоящем отношения в сложных институтах, таких как государство нелинейные, усложненные взаимосвязями, приводящими к неожиданным эффектам, что делает современный мир непредсказуемым, полным беспорядка, неопределенности, неожиданности, быстрого изменения.

Роль государства различна в первых двух древних цивилизациях. В государствах Древнего Востока единственный механизм регулирования всех процессов - это институт государства, его основная функция - не созидательная, а распределительная, это обусловлено экономической ситуацией и прежде всего ограничениям по ресурсам.

В период первоначального накопления капитала меркантилисты видели задачу государства в том, чтобы привлечь больше денег (золота) в страну за счет поощрения вывоза товаров за границу и, сдерживая ввоз тех товаров, которые производятся в государстве, тем самым, формируя функцию защиты отечественного производителя. Это способствовало формированию первого типа внешнеэкономической политики - протекционизма и начальных процессов формирования мирохозяйственных связей и мирового рынка.

В период начала промышленной революции роль государства в экономике сводится к «ночному сторожу частной собственности». В этих условиях один из представителей классической школы А. Смит впервые в науке «разделил труд» между бизнесом и государством. При этом он выделяет следующие функции государства: оборона, т.е. защита частной собственности от нападений извне; правосудие, т.е. защита частной собственности от посягательств на нее внутри страны, вне зависимости от того каким способом она сформирована; создание нормальных условий для торговли путем строительства дорог, каналов, мостов и осуществление расходов на образование [1, с.138-139].

Таким образом, А.Смит первым сформулировал «рамочные конструкции», т.е. функции государства, которые оно должно осуществлять в условиях соблюдения принципа невмешательства в «правила рыночной игры», т.е. в механизм конкуренции. Кроме того, следует обратить внимание на то, что в качестве основного объекта регулирования он выделил институт частной собственности. Это в полной мере проявляется и в современной антикризисной политике любого государства, когда первые механизмы воздействия государственных институтов направлены именно на защиту той частной собственности, которая приносит доходы в государственный бюджет, через механизмы перераспределения которого государство может реализовать свою роль.

Процессы капитализации экономики поставили в основу экономического развития главный рыночный институт - цену. Институт государства осуществлял свою роль в условиях индустриализации в концепции дисперсного, точечного воздействия, придерживаясь принципов невмешательства в экономические процессы. Первые шаги вмешательства государства в механизм конкуренции обусловлены трансформацией механизма совершенной конкурен-

И. В. Руденко. РАЗВИТИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

ции несовершенной и связаны с формированием функции государства - защита конкуренции на основе применения антитрестовского законодательства. Кроме того формируется инфраструктурная функция и формирования правого поля для новых рыночных субъектов индустриальной экономики.

В условиях массового производства институциональное пространство претерпевает серьезные изменения: цена теряет регулирующую функцию. А объективность ситуации мирового экономического кризиса начала 1930-х годов привела к тому, что государство начало формирование функции регулирования экономических процессов на основе Кейнсианских механизмов антикризисной политики, направленной на регулирование спроса с помощью инструментов финансовой политики. Таким образом, помимо функции государства - формирование правил игры, появилась новая функция макроэкономического равновесия. Кроме того, используя инструменты денежно-кредитной политики, в частности политики минимальных резервов, один из институтов государства - Центральный Банк сформировал новую функцию: защита экономических интересов вкладчиков. В целом Центральные Банки стали проводить мягкую денежно-кредитную политику.

Неокейнсианцами в начале второй половины ХХ века был разработан, а затем применен на практике метод компенсирующих контрмер, который состоит в регулировании экономики с помощью государственных расходов и частных капитальных вложений. Новая роль государства проявлялась в ином регулирующем воздействии на основе встроенных механизмов гибкости (встроенные стабилизаторы); автоматически действующих компенсирующих контрмер и управляемых программ компенсирования.

В этот период на макроэкономическом уровне сформировался и первоначально успешно применялся метод индикативного планирования (бюджетное планирование, планирование общественных работ, планирование социальной сферы).

Кроме того, был осуществлен перенос тяжести деятельности государства с контроля над частными инвестициями на государственные инвестиции и государственные расходы вообще. Т.е., сформировался новый подход к инвестиционной политике государства и новой роли государства в институциональном пространстве, который проявился в концепции «сверхмультипликатора» (это механизм взаимодействия мультипликатора и акселератора). Мультипликатор выводит экономику из застоя, а на фазах оживления и подъема подключается действие акселератора, который ускоряет дальнейший прирост инвестиций. В этот период наука, проанализировав практическую деятельность государства, выделяет 3 основополагающих его функции: эффективность (исправление ошибок рынка), справедливость (перераспределение доходов через государственный бюджет) и стабильность (сдерживание безработицы, инфляции).

Приход к власти в политике идеологии неоконсерватизма сформировало новую неолиберальную роль государства в экономике. Монетарные механизмы государственного воздействия опирались на увеличение предложения денег, которое влияет на экономику посредством воздействия на «портфель активов». Но данный механизм регулирования имеет ряд ограничений применения: высокая эластичность цен; значительная взаимозаменяемость ресурсов; эффективная антимонопольная политика.

Теория, проанализировав существующую практику либерального регулирования, выделила две группы функций государства в экономике в 80-е годы ХХ века: поддержание функционирования рыночной системы и модификация рыночной системы [2, с. 307-309].

Систематизируя существующую практику функционального воздействия государства, Гарвардская школа бизнеса на основе существующей практики деятельности государства выделила 2 подхода к роли государства в экономике:

индивидуалистическая концепция роли государства в экономике; коммунитарная концепция роли государства в экономике.

В индивидуалистической концепции роль правительства ограничена. Главная задача правительства состоит в защите различных форм собственности, заключении контракта между сторонами, обеспечении выполнения соглашения и поддержание открытости рынка для

Новое слово в экономике и менеджменте: гипотезы и апробации результатов исследования

свободной конкуренции между фирмами. В этой концепции правительство отделяется от бизнеса. Вмешательство в экономические процессы возможно только в чрезвычайных ситуациях. Из вмешательства исключается осуществление макроэкономического планирования и формирование мировоззрения граждан.

В коммунитарной концепции задача государства: выявление потребностей населения на долгосрочную, краткосрочную и среднесрочную перспективы. Удовлетворение выявленных потребностей всеми имеющимися в распоряжении государства ресурсами. При этом государство формирует мировоззрение граждан, осуществляет долгосрочное макроэкономическое планирование.

Согласно теории А. Вианесса в целом выделяется 2 основных тенденции, характеризующих институт государства на протяжении длительного периода времени: государственное вмешательство начиная с 1850-го г. подвержено циклическому развитию; в период растущей волны в цикле Кондратьева государственное регулирование либо сокращается, либо стабилизируется (как тенденция), а в период спада в цикле Кондратьева - государственное регулирование растет (как тенденция). Эти тенденции были подтверждены исследованиями зарубежных ученых в настоящее время и выделена еще одна: формируется общая тенденция роста активности государства (рис.1).

Таким образом, эволюция государственного воздействия связана с этапами развития и моделями рыночной экономики, в процессе которой формируются конкретные виды регулирования и изменяется роль государства в экономике.

Литература

1. Руденко И.В. Концепции государственного регулирования экономики. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию: матер. Третьей Всероссийской конференции с международным участием - СПб: изд-во СПб государственного университета экономики и финансов, 2010. -С.138-139.

2. Экономическая теория: учебное пособие / коллектив авторов; под редакцией В.М. Со-колинского. - 7-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2014, 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.