Научная статья на тему 'Создание инновационной инфраструктуры как фактор роста инвестиционной привлекательности экономических систем'

Создание инновационной инфраструктуры как фактор роста инвестиционной привлекательности экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание инновационной инфраструктуры как фактор роста инвестиционной привлекательности экономических систем»

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР РОСТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Кузнецова А.И., к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики Института социально-экономического прогнозирования и моделирования г. Балашиха

Особенностью развития современной национальной инфраструктуры является стимулирование разработки ее инновационной модели с целью повышения инвестиционной привлекательности экономических систем.

Сегодня крайне важно, изучая и используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, разрабатывать собственные научно-практические рекомендации для организации инновационной деятельности в инфраструктурной сфере.

Важнейшими научно-техническими задачами являются:

1. Осознание высших целей создания инфраструктуры как общенационального богатства и всеобщего блага, имеющего всегда и общее мирохозяйственное значение;

2. В современных условиях возникает необходимость в разработке новой теории управления процессом создания инфраструктуры как на мировом, так и национальном уровне.

3. Участие государства в создании и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационные центры, технологические парки, центры трансфера технологий и т.п.);

4. Речь идет о повышении эффективности кадровой составляющей научно-технического потенциала, интеллектуальных факторов роста для инфраструктурной сферы при разработке инновационной модели инфраструктуры для технопарков, техноцентров, научно-производственных отечественных образований типа американских «силиконовых долин».

5. Критериями инноваций являются: полезность, важность, устойчивость, ликвидность.

Восстановление экономического роста в России требует целенаправленных усилий по созданию адекватных финансовых, производственных, инвестиционных, инфраструктурных условий с применением смешанных форм государственного регулирования инвестиционной стратегии, собственных и кредитных ресурсов.

К настоящему времени менеджмент большинства российских компаний осознал тот факт, что успешность привлечения сторонних инвестиций обусловлена не только уровнем управления компанией, но и состоянием инфраструктуры. Высокая капитализация компании, качественное инфраструктурное обустройство - показатели ее инвестиционной привлекательности.

«В советский период в стране была создана достаточно эффективная промышленная, научная, образовательная, транспортная инфраструктура, которая последние годы безудержно ветшает. Если немедленно не заняться ее поддержкой и модернизацией, то, по оценкам экспертов, не более чем через пять лет она разрушиться настолько, что ее фактически нужно будет строить заново. А в таком случае ни один серьезный инвестор не рискнет вкладывать сюда деньги. Ведь в мире есть десятки стран с прекрасной инфраструктурой, полностью готовых к иностранным капвложениям...»1

С одной стороны, для инвестора инфраструктура как объект вложения в нее инвестиций в целях создания для российской экономики привлекательного инвестиционного климата; с другой, использование ее для прибыльной деятельности в дальнейшем. Это новый элемент в инвестиционной стратегии страны.

Инвестиционная стратегия включает в себя долгосрочную программу создания инфраструктурных условий, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий, фирм по вопросам формирования инфраструктуры и капвложений в нее; менеджмент, маркетинг, партнерские проекты бизнеса и власти, партнерские межгосударственные намерения по созданию инфраструктуры, исходя из концепции развития и стабилизации национальной экономики.

В смешанной экономике России доминируют частная и государственная собственность на средства производства. По этому сбалансированное и пропорциональное развитие инфраструктурных отраслей, а также инфраструктуры отраслей, секторов экономики, регионов, отдельных муниципальных образований, транснациональных структур и систем играет роль катализатора и ускорителя торговли, экономической эффективности произво-

дительных сил государства, что, в конечном итоге, ведет к развитым производственным отношениям товаропроизводителей.

Развитая инфраструктура является важным фактором инвестиционной привлекательности. Практика мирового бизнеса свидетельствует, что падение капитализации инфраструктурных отраслей может осложнить доступ к внешнему финансированию.

Оценка инвестиционной привлекательности инфраструктуры (международной, национальной, региональной, территориальной) предполагает, прежде всего, выявление уровня ее полезности для инвестора и возможного получения доходов.

На практике не всегда можно количественно измерить социальные, экономические и политические выгоды от инфраструктурного обустройства.

Издержки на новую инфраструктуру не должны быть определяющими показателями.

Наиболее важными критериями при оценке проектов инфраструктуры являются:

*обеспечение требований международных стандартов; *предоставление качественных общественных благ.

Поэтому стимулом для инвестирования инфраструктурных проектов должна быть только одна цель - возможность получать услуги в будущем. Получение прибыли в данном случае не может быть целью. Как только ставится цель извлечения прибыли из инфраструктурных объектов - она начинает вызывать социальные протесты.

Выступая «общим фактором производства», инфраструктура оказывает благотворное воздействие на экономический рост.

Она создает высокий уровень социально-политической и экономической безопасности от различного рода рисков. Обеспечивает условия для эффективной деятельности товаропроизводителей. Содействует в продвижении товаров, защите производства от демпинга и иных неприятностей, совершенствования всех компонентов экономической структуры.

Суть инфраструктуры не производство продукции, а производство услуг по распределению и перераспределению ресурсов, дохода, прибыли.

Инвестиционный климат - это совокупность экономических, социальных, политических, государственных и культурных условий, обеспечивающих коммерческую привлекательность вложений в ту или иную страну или регион. Такая оценка является рыночным инструментом оптимизации потока капиталовложений и проводится многими консалтинговыми фирмами, банками и даже государственными органами.

Теоретически доказано, что любая экономическая система, которая вкладывает недостаточно инвестиций в собственное развитие, неизбежно оказывается в так называемом состоянии «низкоуровневого равновесия».2 Оно характеризуется тем, что большая часть производимой продукции расходуется на внутреннее потребление, оплату долгов процентов по ним. Внутренний спрос, таким образом, в определенной мере удовлетворяется, что и способствует достижению равновесия. С формальной точки зрения это состояние статически достаточно устойчиво, поскольку оказывается практически безрисковым.

Однако такая экономическая система не может сохранить устойчивое положение (рейтинговую позицию) в условиях конкурентного рынка. Ее быстро побеждают конкурирующие экономические системы, опережая по экономическим параметрам, по использованию новых видов конкурентных преимуществ, включая экономическую природу деловых циклов.

Методами современной статистики выделены следующие деловые циклы, характеризующиеся известной регулярностью:

циклы Николая Кондратьева. Их продолжительность - 40-60 лет - связана с важными техническими нововведениями и их распространением;

циклы Саймона Кузнеца, имеющие период 23-25 лет, обусловлены долгосрочным накоплением факторов производства (инвестиции, строительство и миграция);

1 Аллен Линг, «Аргументы и факты», №8 (912), апрель 1998 г.

2 Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. М.: Экономист. №10. 1997 г.

циклы Джозефа Китчина (J Kitchin), продолжительностью 2-4 года. Они ограничены движением запасов, а также изменениями в банковском клиринге и оптовых ценах;

циклы Клемента Жюгляра (Clement Juglar) зависимы от колебаний инвестиционных расходов, ВНП, инфляции и безработицы.

Для понимания цикличности экономического развития целесообразно критически осмыслить положения кейнсианской и нео-кейнсианской теории; рассмотреть модели Милтона Фридмена и Роберта Лукаса, теорию реального делового (экономического) цикла, которые раскрывают природу экономических циклов, а также показывают механизм восстановления равновесия экономической системы.

Для исследования деловых (экономических) циклов обычно используются два подхода: детерминированный и стохастический. Наиболее типичными теориями, раскрывающими природу циклов, являются:

1. Теории, раскрывающие действие эффектов мультипликатора и акселератора, которые порождают цикличность колебаний реального ВВП;

2. Теории политического делового цикла, полагающие причинами макроэкономических колебаний действия правительства в области кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики;

3. Теории равновесного экономического цикла, объясняющие цикличность не колебаниями выпуска продукции вокруг тренда потенциального ВВП, а колебаниями (сдвигами) самого тренда;

4. Теории реального делового (экономического) цикла, предполагающие, что причиной макроэкономических колебаний могут быть импульсные изменения в технологии производства.

Наибольшую популярность получила так называемая импульсно-распространительная теория циклов (Рагнар Фриш).

Каждая из названных теорий с определенной степенью достоверности отражает причины циклических колебаний. Вместе с тем, общей теории делового цикла, признаваемой всеми экономическими школами, нет.

Рассмотрим позиции типичных представителей этих школ.

Дж. Кейнс выдвинул в качестве важнейшей причины циклического развития инвестиционный импульс. Первоначальные изменения автономных инвестиций преобразуются с помощью механизма мультипликатора в цепь последующих изменений спроса. Мультипликатор, вызывающий изменения потребительского спроса порождает изменения индуцированных инвестиций и вызывает эффект акселератора. Таким образом, основным двигателем цикла являются изменения инвестиций, фактором нестабильности - изменения уровня инвестиций и спроса, а причиной экономических колебаний - мультипликаторно-акселераторный эффект. Открытие инвестиционных импульсов позволило выявить действительные причины цикличности развития рыночной экономики, заложило основы современных представлений о теории делового цикла.

П.Самуэльсон, АХансен, Дж.Хикс, углубив исследования, установили взаимодействие мультипликатора и акселератора, подтвердили вывод о неизбежности цикличности развития экономики. Они доказали, что эффект мультипликатора-акселератора служит основой механизма самоподдерживающихся циклических колебаний экономической системы.

Дж.Кейнс, не ссылаясь ни на одного из экономистов-совре-менников, как, впрочем, и предшественников, сделал важный вывод о том, что цикличность и кризисное развитие являются имманентным свойством рыночной экономики. Он установил, что в основе экономических кризисов лежит противоречие между производством и потреблением, т.е. между товарной массой и доходом населения, противоречие между работодателями и рабочими. Эти противоречия выводят экономическую систему из динамического равновесия.

Поскольку кризисы неизбежны, экономика должна развиваться под контролем и управлением государства, обеспечивающего (гарантирующего) регулирование оптимального воспроизводственного процесса - от производства до потребления.

Дж.Кейнс предложил два основных подхода к регулированию. Согласно первому, поскольку свободное рыночное «взаимодействие» предпринимателей приводит к серьезным кризисным явлениям, длительной стагнации, государство должно вмешиваться

в воспроизводственный цикл с помощью косвенных методов регулирования. Ученый выдвинул идею о необходимости проведения многоаспектной активной политики государства в отношении рынка. Он привел убедительные аргументы в пользу того, что рынок обладает механизмом самоорганизации, наиболее эффективном вблизи точки равновесия и способным обеспечивать возвращение к ней через преодоление экстремальных отклонений. Кейнс также подчеркивал, что действие рыночных механизмов равновесия есть всего лишь наблюдаемый факт, представляющий мир, какой он есть или каким он был, а вовсе не неизбежный принцип, который не может быть изменен».

Второй подход сводится к тому, что государство должно воздействовать на платежеспособный спрос, который обеспечивает рост предложения, следовательно, и производства в условиях неполной занятости. В центр своей экономической модели Кейнс поставил проблему занятости, являющуюся, по его мнению, залогом социального равновесия системы и ключом к экономическому росту.

Для обеспечения динамического, без кризисов и социальных потрясений, развития экономики Дж.Кейнс3 предложил модель экономического равновесия, включающую три базовых уравнения:

1. Весь доход общества равен потреблению и инвестициям.

2. Сбережения равны доходу за вычетом потребления.

3. Сбережения равны инвестициям.

Дж.Кейнс доказал, что при достижении определенного уровня индустриального развития открытое им динамическое равновесие имеет внутреннюю тенденцию к перерождению в квазистационарность. Из нее нет выхода, если рынок не претерпит адекватной трансформации, усложняющей его структуру в направлении создания мгногокритериальной экономической системы. Это уже уровень нового циклического рыночного динамического равновесия.

Модели Джона Хикса, Пола Самуэльсона, Саймона Кузнеца, Василия Леонтьева внедрены в хозяйственную практику многих стран. Открытие Р.Фриша и Я.Тинбергена позволило создать оптимальную модель регулирования динамики развития народного хозяйства, имитирующую возможности управления темпами роста в условиях подъема, и способы использования рычагов и стимулов для сокращения спада при неблагоприятной экономической конъюктуре. Они сделали вывод о том, что наилучшим методом для поддержания экономического равновесия в стабильном состоянии, является прогнозирование и планирование. При этом был отклонен либеральный принцип управления экономикой, не допускающий регулирующего вмешательства государства. Ученые обосновали положение о том, что не существует «абсолютной свободы» рыночной экономики.

Основополагающий постулат авторской концепции по национальной инфраструктуре - не тратить государственные инвестиции на модернизацию инфраструктуры, построенной за годы Советской власти. Она в большинстве своем приватизирована. Ее заменой, модернизацией, реконструкцией, совершенствованием должны заняться новые владельцы Государственное вмешательство в инфраструктурную сферу должно быть связано с новыми технологиями и новыми социальными программами

Кризисное положение экономики предопределяет мобилизацию и сосредоточение инвестиций и финансовых ресурсов для проведения финансовой политики, направленной на прекращение спада производства; на развитие инфраструктурных отраслей; создание инфраструктуры «локомотивных отраслей» (атомной, авиакосмической, легкой, пищевой, производства некоторых видов вооружения, ряда видов программного обеспечения, биотехнической, микроэлектроники); создание кластерных отраслей, высокотехнологичных производств; особых экономических зон, наукоградов, где будут развиваться высокие технологии, на базе информационных прорывов.

Сложное экономическое положение реального сектора экономики, недостаток финансовых ресурсов у предприятий и организаций, неразвитость рыночных механизмов, ретроградные понятия в области инфраструктуры препятствуют развитию спроса на ее исследования и разработку. Отсутствует взаимодействие между участниками инвестиционных процессов, а также поддержка трансфера инвестирования инфраструктуры.

3 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т.2. М.: 1993, С. 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.