УДК 378.1
Т.П. Журавлева, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Д.С. Львов, академик РАН
Н.Я. Петраков, академик РАН
А.И. /\обрынин, доктор экономических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
КАКОЙ УЧЕБНИК ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НУЖЕН ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
За последние пятьдесят лет в экономической науке произошли радикальные изменения. Современный взгляд на динамику экономических процессов претерпел существенные изменения и ныне основывается на теории экономического равновесия, монетарной теории, теории контрактов, экспериментальной экономике и др. Экономическая теория все активнее стала проникать в смежные области знаний. Новые научные направления возникли в результате взаимодействия экономики и таких наук, как социология, политология, право, психология.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
Благодаря компьютерным технологиям, использованию системы национальных счетов и Интернета происходит лавинообразный рост объема экономической информации, доступной для исследователей в разных странах. Увеличивается количество научных экономических журналов и регулярных конференций. Престиж и зарплата квалифицированного экономиста на Западе весьма велики.
В отличие от западной, советская экономическая наука в течение многих десятилетий находилась под идеологическим прессом. Марксистская доктрина, сформировавшаяся в середине прошлого столетия, считалась венцом научного знания. Ее изучению посвящалась большая часть времени в институтах, а более поздние принципиальные концепции и даже частные научные достижения излагались лишь с целью их опровержения. К этому следует добавить, что в советской экономической системе отсутствовали те механизмы и институты, которые являются основным предметом изучения западной экономической науки: конкурентные (хотя и несовершенные) рынки, валютные биржи, многие финансовые инструменты и т. д. Российским экономистам оставалось лишь развивать отдельные блоки экономической теории, несмотря на идеологический пресс. В ряде областей экономической науки в 60 - 70-х гг. XX в. мы были близки к мировому уровню, достаточно вспомнить о работах лауреата Нобелевской премии академика Л. В. Канторовича, В. В. Новожилова, А. А. Лурье, А. Л. Вайнштейна, Я. Б. Кваши, Л. А. Ваага, А. И. Анчишкина и других выдающихся экономистов советского периода. Заметное влияние на развитие экономической теории оказали передовые идеи оптимального функционирования экономики (СОФЭ).
Однако в предреформенные и первые годы реформ теоретические исследования резко замедлились. К началу перестройки обнаружилось, что у нас, за редкими исключениями, нет специалистов-теоретиков по современной макроэкономике, международным финансам, теории производственных организаций и т. п. Не было профессионалов, которые могли бы на равных отстаивать интересы России в Мировом банке или Международном Валютном Фонде. Молодые специалисты, уполномоченные для этих целей, были, в лучшем случае, лишь способными учениками советских ученых.
Все это, несомненно, явилось одной из важных причин теоретической неподготовленности экономических реформ в России.
Кроме того, нельзя не учитывать обстановку, сложившуюся в стране на старте перестройки. Начиная с этого периода произошло ослабление, а затем и полное устранение идеологических тисков. Эти, несомненно, позитивные изменения имели и побочные негативные последствия: при отсутствии глубоких теоретических знаний о рыночной экономике стремительно стали распространяться крайне упрощенные представления о возможностях преобразования советской экономики в капиталистическую на основе максимально быстрой либерализации всех сторон хозяйственной деятельности.
Приведем лишь два примера подобных последствий.
1. Краеугольным камнем рыночных реформ традиционно считается освобождение цен от любых форм регулирования и контроля. В нашей стране массовая либерализация цен вообще стала основным пунктом реформ. Безусловно, свободное ценообразование - органический элемент идеальной рыночной системы. Однако, как известно, этот элемент неразрывно связан с другим элементом - совершенной конкуренцией. Наши реформаторы изначально трактовали либерализацию цен как свободу производителя устанавливать любую цену на свой товар. Эта однобокая теоретическая трактовка нашла свое практическое отражение как в начальных преобразованиях российских реформ, так и в поныне не прекращающихся призывах снять все ограничения на цены продукции естественных монополий. Российские создатели рыночных отношений намеренно упрощают свою задачу, освобождая себя от хлопот, связанных с формированием конкурентной среды, поскольку ссылки на некий «автоматизм» в самоорганизации рыночной конкуренции иначе как уходом от реальных проблем не назовешь. Россия уже заплатила за это рекордным среди стран с переходной экономикой ростом цен и обвалом производства. Дело в том, что цены в системе совершенной конкуренции должны быть свободны от воли всех участников рыночного обмена (включая и производителя). Именно в этом проявляется «невидимая рука» рынка, о которой писал еще Адам Смит.
2. Согласно М. Фридмену, «инфляция всегда и везде является денежным явлением». Следовательно, весь набор антиинфляционных мероприятий не должен выходить за рамки вопросов корректировки денежной политики. Этот теоретический постулат монетаризма в силу своей простоты оказался наиболее популярным среди практикующих российских финансистов. Кроме того, эмиссия денег - процесс достаточно подконтрольный. Однако практика показывает, что сжатие денежной массы далеко не всегда приводит к дефляционному шоку. И наоборот, эмиссия денег не обязательно сопровождается ростом цен. Связь между количеством денег в обращении и уровнем цен значительно сложнее, чем представляют монетаристы. Дело в том, что деньги обслуживают материальные потоки. Теоретическое предположение о мгновенной ликвидности денег и взаимозаменяемости товаров является «дурной абстракцией». И в этом приходится убеждаться, сталкиваясь с более или менее сложными производственно-технологическими цепочками. Вообще говоря, в триаде «цены - товарная масса - количество денег» последний элемент в целом ряде случаев (как в теории, так и на практике) оказывается производным от первых двух или, во всяком случае, не доминирующим. Так, выход на оптимальные равновесные цены вообще невозможен при фиксированной денежной массе.
Игнорирование (или незнание) этих давнишних аналитических достижений экономической теории тяжело отразилось на практических результатах российских реформ.
Ни один из прогнозов российских реформаторов не оправдался - таких провалов практика экономического прогнозирования еще не знала. В частности, перед либерализацией цен предполагалось, что стабилизация будет достигнута при трехкратном повышении общего уровня цен. Фактически же цены выросли в тысячи раз, а стабилизация так и не была достигнута. Прогнозировалось, что рост обменного курса доллара не превысит 250%. В реальности же курс доллара за полтора года вырос по отношению к рублю в 250 раз. В результате массовой приватизации предприятий планировался быстрый рост эффективности производства. В действительности произошел колоссальный спад по всем показателям эффективности, в том числе по производительности труда - на 37%, а по энергоотдаче - почти на треть. По своим масштабам спровоцированные политикой «шоковой терапии» спад производства, падение экономической эффективности, разрушение производственного потенциала страны не имеют равных в экономической истории мирного времени.
Следует обратить внимание и на другую важную сторону игнорирования требований экономической науки. Новые результаты теоретических исследований на сегодняшний день зачастую не подвергаются своевременному анализу на предмет их соответствия реальной хозяйственной практике. Между тем накопленный опыт свидетельствует, что во многих теоретических концепциях нередко обнаруживаются своеобразные экономические «озоновые дыры». Эмпирические зависимости, служащие доказательством правомерности тех или иных теоретических моделей, не носят абсолютного характера: значимость тех или иных факторов, установленная применительно к особенностям той или иной страны, нередко не подтверждается реальными статистическими данными других стран. Нередко обнаруживается, что при введении в модель дополнительных, первоначально не учтенных факторов меняется сам вид аппроксимирующей функции.
В этой связи видные представители отечественной и западной экономической науки все чаще стали говорить о кризисе экономической теории.
В результате отсутствия своевременной экспериментальной апробации теоретических моделей на их «выживаемость» применительно к конкретным экономическим условиям возникает существенный дисбаланс между возможностями экономической науки и общественными ожиданиями. Общество ждет от экономистов конкретных рекомендаций, основанных не на общих соображениях и условных моделях, а на реальных расчетах. Порой такие расчеты отсутствуют из-за того, что экономическая действительность меняется очень быстро. Но дело не только в том, что темп изменения экономической реальности оказывается выше темпа ее изучения. Целый ряд результатов, сравнительно недавно полученных в экономической теории, указывает на принципиальную ограниченность ее базовых инструментов. Неудивительно, что ответ экономистов лишь в редких случаях оказывается адекватным ожиданиям, особенно когда речь идет о широкомасштабных институциональных преобразованиях в экономике.
Между тем «классическая теория» без всяких оговорок и комментариев перекочевывает из одного экономического учебника в другой, превращаясь в своеобразные догматы, как это произошло с неоклассической теорией равновесия. В результате современные учебники становятся больше похожими на ритуальные пособия, не являющиеся источником основополагающих возможностей для творческого осмысления и анализа сложных явлений экономической реальности. И если не принять мер, то на этих учебниках будет воспитываться еще не одно поколение экономистов. Тем самым отсутствие позитивных результатов от экономической науки окажется пролонгированными на неопределенный срок.
Перед экономической наукой сегодня стоит важная задача изменения самого подхода к экономическому образованию, создание новых учебных пособий и учебников, развивающих у студентов творческое отношение к экономическим знаниям. По-видимому, настала пора подготовки фундаментального труда, свободного от догматов и пристрастий той или иной теоретической концепции, будь то марксизм или монетаризм, эволюционная теория или институционализм. И при этом особенно важно понимать, что прогресс экономической науки сегодня может происходить лишь на стыке различных теоретических взглядов и областей знания: экономики, социологии, права, психологии, экологии и др.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Существующий сегодня в российском образовании курс экономической теории основан, по существу, на американском курсе «Экономикс». Объясняется это лидерством американской школы на мировом рынке образовательных услуг Однако признание этого факта не является доказательством правильности сложившейся ситуации.
Дело в том, что экономическая теория не равнозначна «Экономикс» (иначе нет смысла во введении этого термина) и не ограничивается им. Появление в российской экономической науке термина «экономическая теория» не случайно. Объясняется это не только сложившейся в мире ситуацией, особым положением России, не только желанием российских ученых-теоретиков примирить представителей различных экономических школ (между которыми есть серьезные разногласия), но и законами развития науки, необходимостью интеграции достижений экономической мысли.
Отсюда вытекает необходимость сформировать новую структуру экономической теории, которая должна включать:
• классическую политэкономию;
• «Экономикс» (или, как минимум, микро-, макро-, и метаэкономики);
• анализ экономики трансформации (или переходную, постиндустриальную и глобальную экономики).
В новую экономическую теорию следует ввести общегуманитарный, социологический и экономические
аспекты. Тогда станет возможным на основе междисциплинарных связей раскрыть новое понимание содержания хозяйственной деятельности и тенденций общего развития человечества в XXI веке.
Экономическая теория как учебная дисциплина является важнейшей составляющей (а по мнению многих ученых-экономистов, фундаментом) комплексной подготовки современного специалиста в области экономики. Выпускник вуза сегодня должен обладать не только широкими знаниями теоретического характера, но и навыками их грамотного применения на практике.
Изучение экономической теории должно опираться на знание общих основ экономики, математики, истории, полученное студентами в старших классах средней школы, а также на углубленные знания в областях высшей и прикладной математики, истории, социологии, статистики, приобретаемые в высших учебных заведениях. В свою очередь, экономическая теория является необходимой основой для изучения конкретных экономических дисциплин, таких как маркетинг, менеджмент, национальная экономика, экономика предприятия, финансы, биржевое дело, мировое хозяйство, экономика туризма и т. д.
Особое внимание в курсе экономической теории, интегрирующей достижения экономической мысли, необходимо уделить:
• эволюции взглядов на экономику, ибо, как писал В. О. Ключевский, историю нужно знать не потому, что она прошла, а потому, что, уходя, она не смогла убрать свои последствия. Поэтому каждую тему курса желательно начинать с краткого освещения истории развития экономической мысли по данной проблеме;
• изучению основных методологических положений экономической теории, без понимания которых невозможно познание современного мира. Известно, что методология - это не просто наука о методах. Это еще и применение особого философского подхода к изучению окружающего мира, в том числе и экономики;
• анализу экономических систем, которые, в отличие от физического мира (природы), объективно данного человеку от рождения, являются продуктом его деятельности и привязаны к нему. Человек становится стержнем, ядром этой системы. Экономика не может существовать без человека, учета его потребностей и интересов. Однако в различных экономических системах поведение человека имеет свою специфику;
• обязательному включению всех разделов (модулей) в структуру курса экономической теории в соответствии с международными требованиями;
• завершению каждой темы внимательным изучением состояния данной проблемы в различных странах (чтобы использовать мировой опыт), а также в России, чтобы правильно оценивать сложившуюся экономическую ситуацию.
Желательно (по мере возможности) уделить внимание проблемам мезоэкономики - развитию агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, отраслей машиностроения и металлообработки, экономике науки и региональной экономике, т. е. так называемым «локомотивам» развития российской национальной экономики. Объясняется это тем, что если западные учебники ориентированы на развитую рыночную экономику, в которой одной из важнейших считается проблема предотвращения кризисов перепроизводства, то в России (где такая проблема тоже существует) наиболее острой является проблема экономического роста на основе развития производства разнообразных отраслей. В связи с этим требуется более четкая программа курса экономической теории, которую и предлагают авторы данной статьи.
СТРУКТУРА КУРСА ИЛИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Раздел I. Общетеоретические, историко-генетические, методологические проблемы
экономической теории
А. Экономическая теория как наука
1. Значение экономической теории в современном мире. Эволюция взглядов ученых-теоретиков на название теоретической экономической науки. Общая характеристика экономической теории как науки, ее взаимосвязь с другими науками, экономической политикой.
2. Генезис и основные этапы развития экономической теории. Истоки экономической науки: учения мыслителей древнего мира. Первые и важнейшие экономические школы. Основные направления современной экономической теоретической мысли. Российская экономическая мысль как вклад в мировую экономическую науку.
3. Предмет экономической теории. Трактовка различных экономических школ: главные выводы и практическая функция. Позитивная и нормативная функции экономической теории, методология экономической теории и ее специфика, методы и уровни исследования в экономической теории. Экономическая модель. Экономические категории и законы. Ключевые понятия: потребности, интересы, блага, хозяйственная деятельность, производство, распределение, обмен и потребление, производительные силы и производственные отношения, общественное производство, процесс труда и его элементы. Экономический продукт и экономические ресурсы.
4. Человек и среда жизнедеятельности человека в мире экономики. Модели человека в экономической теории. Учение о среде жизнедеятельности человека: естественная (природная) и социальная среда. Экономические системы общества: элементы и классификация. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Проблема выбора, кривая производственных возможностей, три основных вопроса экономики.
Б. Формы общественного хозяйства. Товарное производство и рынок
5. Общие экономические формы хозяйствования. Натуральное хозяйство, его существенные черты и модели. Товарное (рыночное) хозяйство, простое и развитое. Общественное разделение труда. Первоначальное накопление капитала, товарный фетишизм. Административно-командная (плановая или директивная) форма хозяйствования.
6. Собственность как экономическая и юридическая категории. Марксистская и институциональная теории собственности, трансакционные издержки. Структура отношений собственности: присвоение (отчуждение), владение, пользование, распоряжение. Виды и формы собственности, их достоинства и недостатки. Разгосударствление и приватизация: сущность, формы, зарубежный опыт и российская национальная специфика.
7. Рынок. Определение понятия «рынок», эволюция взглядов на рынок: его сущность, родовые черты, функции и роль в общественном производстве. Объективная необходимость рынка и исторические условия его возникновения. Связь рынка с категориями «обмен», «товарный обмен», «товарное обращение», «торговля», «торговые услуги», «торговый капитал». Структура и инфраструктура рынка, функция инфраструктуры рынка.
8. Типология рынка. Неразвитый рынок. Свободный (классический рынок): важнейшие черты, преимущества и недостатки, экономическая и полная свобода в условиях рынка. Регулируемый рынок, две стороны регулирования (собственным рыночным механизмом и государством). Деформация рынка (основные черты). Специфика вхождения России в социально-ориентируемую рыночную экономику.
Раздел II. Теоретические проблемы микроэкономики А. Микроэкономика-1 (базовые общепризнанные понятия, категории и модели)
9. Субъекты рыночной экономики и их интересы. Домохозяйства и семья как поставщики экономических ресурсов и потребители товаров и услуг. Проблема воспроизводства рабочей силы и «человеческого капитала». Семейный бюджет и экономика жизни. Фирма как потребитель ресурсов и поставщик готовой продукции. Бизнес, предпринимательство и коммерция: сходство и отличия. Основные организационно-экономические формы предприятий. Государство как субъект рыночной экономики, государственный сектор экономики, государственное предпринимательство и потребление.
10. Сущность и особенности рыночного механизма. Основные элементы и законы рыночного механизма. Спрос: сущность, величина, изменение характера спроса, детерминанты спроса, закон падающего спроса, кривая спроса. Предложение: сущность, величина, изменение характера предложения, детерминанты предложения, закон изменения предложения, кривая предложения. Эластичность спроса и предложения. Конкуренция и ее виды. Рыночное равновесие на отдельном рынке, закон спроса и предложения.
11. Природа стоимости и цены. Трудовая теория стоимости, товар и его свойства, двойственный характер труда, величина стоимости. Прибавочная стоимость и цена производства, создание прибавочной стоимости, норма прибавочной стоимости. Рыночная стоимость и издержки производства, межотраслевая конкуренция и образование цены производства, факторы, определяющие норму прибыли. Теория предельной полезности и цена, концепция цены А. Маршалла, нормальная цена, равновесная цена в краткосрочном и долгосрочном периодах, модель паутины, минимально допустимые цены и появление товарного излишка, максимально допустимые цены («потолок» цен) и дефицит товара. Альтернативные способы распределения товара: карточки, нормы отпуска, очереди, переплата, льготы и др.
12. Спрос и поведение потребителя. Кардиналистская теория полезности и равновесие потребителя, потребительская корзина, закон убывания предельной полезности и его графическая интерпретация, ограничители потребления: цена и величина дохода; критерии рационального поведения потребителя, предельная норма замещения, максимизация совокупной полезности и излишка потребителя, парадокс Гиффена, практическая уязвимость теории предельной полезности. Ординалистическая теория, аксиомы порядкового подхода, бюджетное ограничение, кривые безразличия, оптимум потребителя, множители Лагранжа, угловое решение, эффект дохода и эффект замещения по Хиксу и по Слуцкому, уравнение Слуцкого, функции и кривые компенсированного спроса, кривая «цена-потребление» и кривая «доход-потребление», кривая Энгеля. Концепция выявленных предпочтений, концепция эластичности, эмпирические оценки коэффициентов эластичности.
13. Теория факторов производства и распределения факторных доходов. Различные (классические и неоклассические) подходы к классификации факторов производства: вещественные и личные. Труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Характеристика труда, живой и овеществленный (прошлый), простой и сложный (квалифицированный), умственный и физический труд, теория человеческих отношений и социального партнерства. Капитал, его сущность и формы: ссудный, торговый, производительный, основной и оборотный, постоянный и переменный; различная характеристика источников капитала. Взаимозаменяемость факторов производства. Зависимость роста производства от использования факторов производства, производственная функция, изокванта, изокоста, агрегатная функция Дугласа и Солоу. Факторные доходы: определение дохода, классификация доходов, динамика валового дохода, график предельного дохода. Функциональное и персональное распределение дохода. Прибыль, рентабельность. Заработная плата и ее виды. Процент, средняя и рыночная ставка процента. Рента и арендная плата.
14. Теория производства. Поведение фирмы в зависимости от издержек производства. Бухгалтерские и экономические, капиталистические и общественные, явные и скрытые, вмененные (альтернативные) издержки производства. Бухгалтерский и экономический подходы к категории «прибыль». Краткосрочный период производства, закон убывающей предельной отдачи (производительности) фактора производства, максимизация совокупного продукта, предельный и средний продукт. Долгосрочный период производства, формула минимизации издержек, предельная норма формации (замещения в производстве). Издержки в
краткосрочном и долгосрочном периодах, их графическое изображение. Отрицательный, положительный и нейтральный эффекты масштаба.
15. Индивидуальное воспроизводство и оборот инвестиционных ресурсов. Определение воспроизводства, характеристика производственных фондов. Кругооборот фондов (капитала), его три стадии и три функциональные формы. Оборот фондов, скорость, время и структура оборота. Основные и оборотные фонды, их особенности, амортизация, фондоотдача, материалоемкость, коэффициент оборачиваемости. Источники финансирования производственных фондов (капитала), собственный и заемный капитал. Инвестиции: сущность, структура и виды. Оценка инвестиционных проектов методом дисконтирования.
16. Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике. Роль домохозяйства и семьи в рыночной экономике, общая их характеристика, рациональное поведение семьи, полезность и издержки брака, общественные блага в семье, социально-экономический статус семьи, система функций семьи, спрос на детей и издержки воспитания, графическое изображение спроса и предложения детей. Семейный бюджет и его структура.
Б. Микроэкономика-2
17. Модели рынка. Совершенная конкуренция, гипотеза максимизации прибыли, функция прибыли, изопрофейные кривые равной прибыли, концепция выявленной прибыльности, предложение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, предложение конкурентных фирм, имеющих альтернативные цели. Единичность и стабильность равновесия на конкурентных рынках. Определение линейных функций рыночного спроса и предложения вблизи точки равновесия.
18. Модели рынка (1). Монополия и конкуренция, монопольные возможности концентрации производства и капитала. Теория монополии, современные модели монополии. Особенности функционирования монополии с несколькими заводами. Ценовая дискриминация, политика двойных тарифов, влияние налогообложения на поведение фирмы-монополиста, особенности спроса на продукцию монополий, особенности равновесия монополий в разных периодах, предельная выручка монополий и эластичность спроса. Монополии и общество, естественные монополии, методы государственного регулирование монополий.
19. Модели рынка (2). Несовершенная конкуренция. Модель монополистической конкуренции и ее общественная эффективность, равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Олигополия и особенности ее поведения на рынке, ломаная кривая спроса. Модели олигополии: модель Курно, модель Стакельберга, теории олигополии Чемберлина и несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Олигополистиче-ская стратегия и теория игр. Равновесие по Нэшу. Олигополия и позитивная общественная эффективность.
20. Альтернативные теории фирмы. Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли, основной критерий рационального поведения фирмы, уравнение предельных издержек и предельного дохода. Формула максимизации прибыли (минимизации убытков). Определение величины прибыли (убытков) методом совокупных величин и методом предельных и средних величин. Графическая интерпретация равновесия фирмы на конкурентном рынке в краткосрочном периоде. Точка закрытия фирмы, равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде, недостатки теории максимизации прибыли, менеджериальная теория фирмы: максимизация дохода от продаж, основные предпосылки анализа. Сравнение результатов деятельности фирмы при максимизации прибыли и максимизации дохода от продаж, столкновение интересов акционеров и менеджеров. Теория максимизации роста фирмы, основные предпосылки, сбалансированный рост, источники внутреннего роста фирмы. Слияние и поглощение как способы роста фирмы, горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Диверсификация производства и капитала, концерн, конгломерат, тенденция к децентрализации. Поведенческие теории фирмы: теории множественности целей фирмы, согласование интересов работников, менеджеров, акционеров, потребителей, фирмы в целом, нахождение компромисса. Учет влияния внешней среды фирмы: политической, экономической, социальной, экологической.
21. Ценообразование на рынке труда. Рынок труда и его специфика, объект и субъект рынка труда, труд как функция рабочей силы работника. Особенности рыночного механизма на рынке труда, спрос фирмы на труд и его производный характер, спрос на труд со стороны отдельной фирмы и рыночный спрос на труд. Предложение труда отдельным работникам и рыночное предложение труда, спрос на досуг. Заработная плата как цена за использование труда, выбор между трудом и отдыхом. Эффект замещения и эффект дохода, обусловленные изменениями в заработной плате, гедонистическая теория заработной платы, уравнение Слуцкого для предложения труда. Особенности равновесия на рынке труда. Теории дискриминации на рынке труда. Профсоюзы как монополисты на рынке труда, монополия на рынке труда. Государственная политика цен, доходов и занятости. Особенности рынка труда в России.
22. Ценообразование на рынке капитала. Рынок капитала и его специфика. Объект и субъект рынка капитала, особенность рыночного механизма рынка капитала: спрос, предложение, цена, равновесие. Капитал: традиционные и современные трактовки. «Человеческий» капитал. Капитал в форме НИОКР, торговой марки, доброго имени фирмы и др. Капитал как концепция запаса. Инвестиции и амортизация как концепции потока. Физический и моральный износ капитала. Нормальная и ускоренная амортизация. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Внутренняя норма окупаемости. Сбережения как источник
финансирования инвестиций. Предложение и спрос на рынке заемных средств. Равновесная ставка процента. Факторы дифференциации процентных ставок. Инвестиции в «человеческий» капитал со стороны фирмы и со стороны работника. Ориентированность на будущее и настоящее. Особенности спроса на образование. Государственная политика в области образования: эгалитарный и элитарный подходы. Особенности ценообразования на услуги капитала. Аренда оборудования. Равновесный уровень арендных платежей и равновесный объем арендуемого оборудования в кратко- и долгосрочном периодах.
23. Ценообразование на рынке земли. Рынок земли и его специфика, объект и субъект рынка земли. Особенности рыночного механизма рынка земли: спрос, предложение, цена, равновесие. Землевладение и землепользование. Монополия собственности на землю и монополия на землю как на объект хозяйства. Рынок земли и рынок «услуг» земли. Производительность участков земли. Ограниченность земли в целом и участков наилучшего качества в частности. Неэластичность предложения земли. Земельная рента и цена земли. Дифференциальная и абсолютная земельная рента. Монопольная рента в других сферах и отраслях экономики.
24. Фактор времени, неопределенность и риск. Теория межвременного выбора: межвременные бюджетные ограничения и предпочтения, оптимизация потребления. Влияние на потребление изменений в доходе, процентных ставок и ограничений по заимствованию. Уравнение Слуцкого с начальным запасом и межвременной выбор. Концепция текущей приведенной стоимости и ее практическое использование. Дисконтированная стоимость облигаций. Критерий чистой дисконтированной стоимости облигаций. Критерий чистой дисконтированной стоимости в принятии инвестиционных решений. Риск и неопределенность. Выбор в условиях неопределенности. «Обусловленные» блага. Вероятность и ожидаемое значение. Честная игра и гипотеза ожидаемой полезности: функция полезности фон Неймана-Моргенштерна. Различные типы отношения к риску, измерение риска. Пути рассредоточения и уменьшения риска. Роль диверсификации. Страхование, справедливая цена страхования, спрос на справедливое и несправедливое страхование. Модель уклонения от налогов. Рынки активов, норма доходности, арбитражная и текущая приведенная стоимость. Корректировка различий между активами. Налогообложение доходов на активы. Финансовые институты, равновесие на рынке рисковых активов.
25. Эффективность обмена и эффективность производства. Эффективность и справедливость. Традиционные и современные трактовки эффективности, ее критерии и показатели. Эффект и затраты, экономическая и социальная эффективность, эффективность обмена, выгод торговли, взаимный обмен, обмен в коробке Эджуорта, кривая контрактов, Парето-эффективное распределение (Парето-оптимум), историчность понятий эффективности и справедливости. Три подхода к анализу справедливости: классический, либеральный (либертализм), утилитарный эгалитарный. Эффективность производства, кривая производственных контрактов, эффективность выпуска.
26. Общее равновесие и теория экономики благосостояния. Частичное и общее равновесие, «ядро» экономики благосостояния. Оптимальность по Парето. Кривые потребительских возможностей, излишек спроса и предложения, закон Вальраса, существование, механизм установления и стабильность общего равновесия, первая и вторая теоремы экономики благосостояния, предельная норма трансформации, модель экономики Робинзона Крузо. Эффективность конкурентных рынков (формализация условий общего равновесия). Анализ общего равновесия в условиях нарушения совершенной конкуренции. Компенсация потерь эффективности, теория социальных критериев благосостояния и концепция квазиоптимума, теория благосостояния, агрегирование предпочтений, теорема невозможности Эрроу, виды функций общественного благосостояния, становление социального государства.
27. Проблема неравенства и перераспределения доходов. Причины неравенства доходов и благосостояния: различие трактовок. Неравенство доходов по размеру, кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент, соотношение минимальной, средней заработной платы и прожиточного минимума, неравенство доходов по источникам их получения, процентные доли доходов от основных факторов производства в валовом национальном продукте, неравенство доходов по отраслям хозяйства и по видам занятости, профессиям, неравенство уровня благосостояния, проблема бедности, аргументы в пользу государственной политики перераспределения доходов, аргументы против политики перераспределения, основные каналы перераспределения доходов в обществе, налоги и субсидии как основные формы государственной политики перераспределения доходов, результативность государственной политики перераспределения доходов, теневая экономика, проблема неравенства доходов в современной России. Бедность, причины образования, методы ликвидации нищеты и бедности в обществе.
28. Теория провалов рынка. Экстерналии (внешние эффекты), их классификация, интернализация внешних эффектов, налоги Пигу, контроль за загрязнением окружающей среды, экстерналии и монополия одновременно, первое лучшее и второе лучшее решения, государственное регулирование. Общественные и частные блага, спрос на общественные блага и их предложение, равновесие Линдаля, проблема безбилетника, производство общественных благ, предложение чистых общественных благ через политические институты. Асимметричная информация, свойства информации: стоимость и цена информации, скрытые характеристики, рынок «лимонов», неблагоприятный отбор, моральный ущерб, теория сигналов.
29. Экономические функции государства в рыночной экономике и инструменты государственного вмешательства. Эволюция взглядов на государство, минимальные и максимальные функции. Объективная необходимость государственного вмешательства в экономику, развитие смешанной экономики, основные цели государственного регулирования, регулирование экономического роста, уровня занятости, поддержание конкуренции, стабилизация кредитно-денежного обращения, управление внешними эффектами, производство общественных благ, перераспределение доходов, правовая стабилизация общества, контроль за экологией, изменение функций государства в условиях глобализации, обеспечение экономической безопасности. Формы и инструменты государственного воздействия на экономику, прямое и косвенное регулирование. Теория общественного выбора, прямое голосование и размещение ресурсов, представительное правительство и его поведение в рыночной экономике, стремление к получению политической ренты.
В. Мезоэкономика
30. Агропромышленный комплекс как многоотраслевая функциональная подсистема общественного хозяйства. Понятие АПК, его состав и структура, три сферы АПК, материальная основа АПК, особенности фермерского хозяйства и мировой опыт его функционирования, государственная поддержка. Агробизнес, его организационно-экономические формы, закономерности развития. Рыночный механизм функционирования АПК и тенденции его развития.
31. Экономика науки, сферы образования и высшей школы. Экономика науки как самостоятельная отрасль экономической теории. Два типа научной деятельности, две модели поведения ученых в науке, первая и вторая академическая революция, академический капитализм, коммерциализация науки, сфера образования, место и роль высшей школы в экономике, важнейшие функции высшей школы, рентабельность образования, концепции высшего образования, необходимость модернизации образования в России, экономический мониторинг образовательного учреждения.
32. Теоретические основы формирования региональной экономики. Теория и общая характеристика региона и региональной экономики, место региональной экономики в экономической теории, эволюция взглядов на региональную экономику, критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений, функции региональной экономики и три основных принципа ее функционирования, этапы развития и практика районирования в России, государственное регулирование региональной экономики и самостоятельность регионов, региональные особенности в функционировании рыночных отношений, концепция социально-экономического развития регионов.
Раздел III. Теоретические проблемы макроэкономики А. Макроэкономика-1
33. Национальная экономика и основные макроэкономические показатели. Общая характеристика макроэкономики и национальной экономики. Подходы к изучению общественного продукта в отечественной и западной экономике. Валовой национальный продукт: понятие, способы подсчета, проблема двойного счета, промежуточный продукт и конечный продукт, ВНП как сумма добавленных стоимостей. Кругооборот продукта и дохода, расчет ВНП по расходам и доходам, взаимосвязь между ВНП, чистым национальным продуктом, национальным доходом и располагаемым доходом. Валовой национальный продукт и «чистое экономическое благосостояние» общества, национальный доход, производство, распределение, перераспределение, использование. Национальное богатство: содержание и структура, концепция управления национальным имуществом Д. Львова, динамика ВНП, оценка изменений, номинальный и реальный ВНП, дефлятор ВНП, индексы цен, индекс Ласпейреса, индекс Пааше. Проблема достоверности макроэкономических показателей. Система национальных счетов (СНС), модель национального счетоводства ООН, структурные элементы и три группы показателей СНС (потоки, запасы и состояние экономической конъюнктуры).
34. Теоретические модели общественного воспроизводства. Общественное воспроизводство, его сущность. Модель воспроизводственного процесса по Ф. Кэнэ, теория воспроизводства общественного капитала К. Маркса, модель экономического оборота, структура общественного производства, совокупный общественный продукт и его структура по стоимости и натурально-вещественной форме.
35. Теория экономического равновесия, общая модель рынка. Теории макроэкономического равновесия, совокупный спрос, нисходящий характер кривой совокупного спроса, эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок. Совокупное предложение, классический, кейнсианский и промежуточный отрезок совокупного предложения. Точка общего экономического равновесия. Классическая модель общего равновесия, теория статистического равновесия А. Маршалла, общее равновесие по Дж. Кейнсу, неоклассическая модель динамического равновесия. Синтезированная модель общего равновесия.
36. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия (1): анализ функций потребления и сбережения. Общая характеристика потребления, сбережений и инвестиций, средняя склонность к по-
треблению (АРС), предельная склонность к потреблению (МРС), средняя склонность к сбережению (APS), предельная склонность к сбережению (MPS), парадокс бережливости, сбережения как основа инвестиций.
37. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия (2): функция инвестиционных расходов . Реальные инвестиции, инвестиционный спрос и факторы, его определяющие, взаимосвязь инвестиций и национального дохода, теория мультипликатора, графический анализ в теории мультипликатора, двустороннее действие мультипликатора, дефляционный и инфляционный разрыв, принципы акселерации, простейшая формула акселератора, взаимосвязь акселератора и мультипликатора, особенности действия мультипликатора-акселератора в России.
38. Нарушение макроэкономического равновесия: теории экономических циклов. Сущность и виды циклов, столетние циклы, длинные волны Н. Д. Кондратьева (50 лет), нормальные или «большие» экономические циклы (8-10 лет), «малые» экономические циклы (2 - 3 года), сезонные и краткосрочные колебания, периодические кризисы К. Маркса, трактовка причин цикличности различными экономистами. Фазы цикла, динамика основных экономических показателей, кризис как конструирующая фаза цикла, выход из экономического кризиса, материальные предпосылки выхода из экономического кризиса, восстановление экономического равновесия. Виды кризисов, кризисы XIX в. и первой половины XX в., их особенности, модификация кризиса и цикла после Второй мировой войны, особенности циклического развития в 70 - 90-е гг. XX в. (на примере развитых индустриальных стран). Теории циклов, монетарная теория, теория перенакопления, теория недопотребления, «психологические теории», теория неэффективного экономического кризиса. Антициклическая политика, ее инструменты и эффективность, выход из экономического кризиса, послевоенные стабилизационные программы. Особенности экономического кризиса в России, меры, предпринимаемые правительством для выхода из кризиса, специфика применения стабилизационных программ в России. Разработка прорывных экономических программ.
39. Экономическая нестабильность и безработица. Толкование сущности и причин безработицы различными экономическими теориями, полная занятость и безработица, безработица как благо и как потери для общества, формы и социально-экономические последствия безработицы, показатели безработицы, закон Оуке-на, кривая Оукена, кресты Маршалла, кривая Бэвериджа, методы борьбы с безработицей. Концепция современных мальтузианцев, А. Пигу, кейнсианские программы борьбы с безработицей, проблема социальной защиты населения в условиях безработицы, система социальной защиты, особенности безработицы в условиях реформирования экономики России.
40. Макроэкономическое неравновесие и инфляция. Инфляция, ее определение и измерение, индексы цен, «правило 70», причины инфляции, факторы ее развития и товарного дефицита, инфляция спроса, инфляция предложения, шоки предложения, инфляция на основе измерений отраслевой структуры спроса, возможные различия между инфляцией спроса и инфляцией издержек, теория «ценовой накидки», инфляция ожидания. Инфляционная ловушка, кривая Филлипса и ее модификация, экономические последствия инфляции. Монетаристская и кейнсианская концепции антиинфляционной политики, особенности инфляции в России на современном этапе развития экономики.
41. Общие основы теории денег, денежная система и модель денежного рынка. Сущность и функции денег, эволюция их форм: полноценные, бумажные, кредитные, электронные деньги. Рационалистическая и эволюционная теория денег. Закон денежного обращения по К. Марксу и И. Фишеру, денежные системы, демонетизация золота. Денежная масса, активная и пассивная части в структуре денежной массы, квазиденьги, наличные и безналичные деньги, денежные агрегаты, спрос и предложение денег, равновесие на денежном рынке, теоретические модели спроса на деньги, количественная теория денег и скорость обращения денег, спрос на деньги в кейнсианской модели, современная теория спроса на деньги, равновесие на денежном рынке, модель денежного рынка России.
42. Кредитно-банковская система, денежная (монетарная) политика в национальной экономике. Кредит: сущность, функции, необходимость и возможность, принципы кредитования. Структура банковской системы, банки, их виды, функции, основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике, мультипликатор денежного предложения. Денежная политика: цели и инструменты, политика дешевых и дорогих денег, основные инструменты Центрального банка, изменение нормы резервных требований, операции на открытом рынке, дисконтная политика, современная банковская система России. Концентрация и централизация банковского капитала.
43. Рынок ценных бумаг и его регулирование. Сущность и функции рынка ценных бумаг, механизм рынка ценных бумаг, спрос, предложение, цена, инструменты рынка ценных бумаг Ценные бумаги и их виды, курс акций, вексель, облигации. Равновесие на рынке ценных бумаг, организация и регулирование рынка ценных бумаг, первичный и вторичный рынки ценных бумаг, фондовая биржа, биржевой и внебиржевой обороты.
44. Финансы и финансовая система. Сущность государственных финансов, роль финансов в реализации экономической политики государства. Государственный бюджет и его структура. Концепция государственных финансов и их эволюция, финансовая система, ее структура, доходы и расходы госбюджета,
бюджетный дефицит. Внутренний и внешний, нерыночный государственный долг, государственные займы, управление государственным долгом, рефинансирование.
45. Экономическая теория налогообложения. Налоги, их сущность, виды и функции, федеральные, региональные и местные налоги, прямые и косвенные налоги. Фискальная, экономическая и социальная функции. Корректирующий налог К. Викселя. Налоговая система, принципы и четыре закона налогообложения А. Смита, кривая Лаффера, налоговое бремя, коэффициент налогового бремени, роль налоговой политики в регулировании экономики. Фискальная политика, ее цели и механизм осуществления, сдерживающий и стимулирующий варианты фискальной политики. Налоговая система и пути ее совершенствования в России.
46. Современные проблемы экономического роста. Понятие экономического роста, основные способы измерения экономического роста, оценка показателей, проблема оптимальности экономического роста, направления исследования экономического роста, факторы экономического роста: факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения, НТП как важнейший фактор экономического роста. Источники экономического роста, сбалансированный (равновесный) и эффективный рост, структурная перестройка, экономический рост и макропропорции экономики. Пропорции монетарного и реального секторов экономики. Метод моделирования при исследовании проблем экономического роста, модель экономического роста Домара, модель экономического роста Харрода, модель экономического роста Солоу, ретроспективные модели экономического роста. Позитивные и негативные результаты экономического роста, конструктивный и деструктивный экономический рост, государственное регулирование экономического роста через факторы производства и отраслевую структуризацию, текущее регулирование экономического роста, специфика экономического роста в конце 90-х гг. XX в., новые факторы и ограничители экономического роста конца XX в., обоснование перспектив экономического развития.
Б. Макроэкономика-2
47. Макроэкономическое моделирование потребления. Классическая концепция потребления, теория межвременного потребительского выбора И. Фишера, теория эндогенного дохода. Кейнсианская функция потребления, мультипликативный эффект, феномен С. Кузнеца, теория жизненного цикла Ф. Модильяни. Монетаристская концепция (теория перманентного дохода).
48. Инвестиционный спрос и инвестиционный климат. Понятие «инвестиция», значение инвестиций, факторы, влияющие на объем инвестиций, инвестиционный спрос, виды инвестиций, автономные и индуцированные инвестиции, мультипликатор инвестиций, модель акселератора (индуцированные инвестиции), двойственность инвестиций и политика государства, поощрение инвестиций, инвестиционный климат и его особенности в РФ.
49. Макроэкономическое равновесие на товарных рынках. Кейнсианская модель равновесия (при постоянном уровне цен), определение макроэкономического равновесия с помощью методы «совокупные расходы - объем производства» (С + /п - ЧНП), возможные отклонения от равновесного уровня ЧНП. Неравновесный уровень. Метод «изъятия - инъекции», точка пересечения кривых запланированных инвестиций (1п) и сбережений (Б), отклонения от равновесия под влиянием товарных запасов, изменения равновесия, вызванные сдвигами в потреблении и инвестициях, эффект мультипликатора, парадокс бережливости. Равновесие в условиях неполной и полной занятости: кейнсианская модель равновесия с безработицей, рецессионный и инфляционный разрывы. Модель равновесия и внешняя торговля, совокупные расходы и чистый экспорт (отрицательный и положительный), сложный мультипликатор с учетом чистого экспорта. Макроэкономическое равновесие в условиях изменения уровня цен, определение макроэкономического равновесия с помощью метода «совокупный спрос - совокупное предложение». Мультипликатор и изменение уровня цен, сдвиги в графике совокупных расходов и кривой совокупного спроса (Лй1, Лй2), модель равновесия при вмешательстве государства в экономику, модель равновесия и автоматические встроенные стабилизаторы.
50. Принципы формирования основных параметров денежного рынка. Формирование спроса на деньги: классическая концепция, кейнсианская теория спроса на деньги, модель Баумоля - Тобина, спрос на деньги в теории портфеля, денежное предложение, факторы, влияющие на объем денежного предложения. Равновесие на денежном рынке, классическая концепция равновесия, монетаристская концепция равновесия. Основные участники и субъекты фондового рынка, взаимосвязь спроса и предложения на фондовом рынке, теория оптимизации портфеля ценных бумаг.
51. Взаимосвязь рынков денег и ценных бумаг. Кривая Ш, государственное регулирование денежных рынков и его механизм, кредитно-денежная политика государства и ее теоретическое обоснование, принцип нейтральности денег в классической школе, кембриджский эффект, место и роль кредитно-денежной политики в концепции Дж. Кейнса, эффект Кейнса, монетаризм и его концепция кредитно-денежной политики, «золотое правило» монетаризма.
52. Равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг. Совместное равновесие, параметры модели, кривая /Б как характеристика равновесных состояний на рынке благ, факторы, вызывающие ее сдвиг.
Модель /Б - Ш, условия ее формирования, последствия изменения равновесия на рынке благ, эффект вытеснения, последствия изменения условий на рынке денег, инвестиционная и ликвидная ловушки, эффект имущества.
53. Влияние бюджетно-налоговой политики государства на экономические процессы. Ограниченность эффективности бюджетно-налоговой политики, цели бюджетно-налоговой политики, недостатки бюджетно-налоговой политики при сглаживании циклических колебаний, бюджет как автоматический стабилизатор, сдерживающий и стимулирующий варианты фискальной политики. Эффективность бюджетно-налоговой политики; фискальная политика, ориентированная на предложение, мультипликатор сбалансированного бюджета, первичный и вторичный дефицит. Циклический, структурный, политический, скрытый дефицит, бюджетный дефицит в переходной экономике. Определение государственного долга, количественные (абсолютные и относительные) измерители долга и дефицита, структура долга, параметры государственного долга: величина, стоимость обслуживания, дюрация обязательств; позитивная и отрицательная роль долга, основные подходы к проблемам дефицита государственного бюджета и государственного долга. Теорема Рикардо о нейтральности долга, другие модели государственного долга, способы стабилизации государственного долга: сокращение дефицита, сеньораж и инфляционный налог, отказ от долга. Последствия бюджетного дефицита и государственного долга, проблема эффективности их финансирования, финансирование бюджетного дефицита: монетизация, долговое финансирование, «налоговая реформа». Профицит бюджета, его влияние на экономические процессы, определение профицита бюджета и его влияние на динамику экономического роста.
54. Теория экономической безопасности страны. Понятие, содержание, структура экономической безопасности. Три составляющих экономической безопасности: экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию. Критерий и показатели экономической безопасности. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности, механизм обеспечения экономической безопасности, экономическая безопасность России в условиях глобализации.
55. Теоретические проблемы мирового хозяйства, интернационализация, интеграция. Объективная основа формирования мирового хозяйства, интернационализация хозяйственной жизни, структура мирового хозяйства, субъекты мирового хозяйства, мировое хозяйство как система, объекты международного обмена, внешнеторговый мультипликатор, мировые цены, торговый платежный баланс. Внешнеэкономическая политика государства, ее типы, факторы, оказывающие воздействие на внешнеэкономическую политику государства, таможенные тарифы и таможенные пошлины, лицензии, квоты, антидемпинговые и компенсационные пошлины в системе инструментов государственного регулирования, особые экономические зоны (ОЗС) как элемент всемирного хозяйства. Мировой рынок труда и интернационализация воспроизводства рабочей силы. Международная финансовая система, рынок ссудного капитала, мировой рынок ссудных капиталов, его участники и география размещения, международные финансовые центры, валютные проблемы мирового хозяйства, международная валютно-финансовая система, эволюция валютной системы, современная валютная система, европейская валютная система, европейский валютный союз и введение единой валюты. Процессы глобализации мировых хозяйственных связей. Глобальная экономическая система.
ОРТОДОКСИЯ УЧЕБНИКОВ
Характеризуя положения экономической теории в некоторых учебниках, С. Дж. Уинтер отметил, что во многих из них излагаемый материал сильно деформализован, а отдельные положения слишком теоретизи-рованы и далеки от практики. Такое положение он назвал «ортодоксией учебников».
В первые годы реформирования авторы учебников старались изложить в них теоретические аксиомы, превращая их в догматические постулаты, далекие от практики. Так, во многих учебных пособиях до сих пор утверждается, что спрос не зависит от фирмы, тогда как на практике зачастую складывается положение, когда спрос на рынке в большей мере зависит именно от фирмы. Или, например, присутствующее в теоретическом изложении утверждение о том, что расширение предприятия целиком зависит от отраслевой формы LATC, которое также не соответствует действительности, поскольку проблема расширения предприятия является проблемой деятельности менеджера. Сюда же можно отнести и категоричное утверждение авторов учебников о строгой разграниченности постоянных и переменных издержек, хотя на практике они подвижны и взаимно переходят друг в друга. Таких примеров несовпадения канонов теории с практической реальностью довольно много. В результате складывается ситуация, при которой изучаемая студентами экономическая теория не всегда помогает им на практике, а иногда и просто ставит будущего специалиста в тупик, затрудняя принятие бизнес-решений.
Например, в курсе микроэкономики утверждается, что сравнение предельного дохода и предельных издержек - единственный способ определения оптимального объема производства для фирмы, изготавливающей один вид продукции. Однако ни одного практикующего менеджера никогда не удастся убедить в том, что решение этой задачи обеспечит фирме максимум прибыли, поскольку в реальных условиях ему
приходится устанавливать не только объем производства, но также и цены, ассортимент; решать на каких рынках сбывать товары; концентрировать информацию о наиболее выгодных к производству продуктов и т. д. Однопродуктовое производство и однопродуктовые маркеты существуют только в теории.
Особенную остроту проблема увеличения разрыва между теорией и практикой в общеобразовательном процессе приобретает в разделах, характеризующих роль человеческого фактора как агента производства и потребления. Общеизвестно, что человек выступает целью организации производства, однако его роль в качестве предпринимателя характеризуется лишь во вводной теме курса.
В дальнейшем же теоретическом изложении творческая роль предпринимателя не получает должного освещения в общем курсе. В результате складывается впечатление, что функционирование рыночных механизмов происходит как бы автоматически, без сознательных усилий человека. Однако на самом деле непосредственный успех дела напрямую зависит от искусства менеджера, маркетолога, агента.
Именно предприниматель является координатором интересов потребителя и производителя. На основе анализа поступающей к нему информации он ищет новые технологии, методы ведения дел, улавливает складывающуюся в экономике потребность и переориентирует ресурсы в нужном направлении. В результате его деятельности фирма получает дополнительную прибыль.
В рамках Болонских соглашений, подписанных Россией, экономической теории придается большое практическое значение в подготовке специалистов. По этому поводу надо заметить, что курс теории в известной степени отличается от политической экономии своей прагматической направленностью. Предлагаемая в нашей статье программа ориентирует преподавателя на практическое толкование многих положений экономической теории, исключает разночтение в подготовке менеджеров, финансистов и других специалистов экономической сферы. Это потребует создания новых учебников, переподготовки преподавателей вузов и колледжей, усиления требований к студентам, к содержанию их практических занятий на реалистических (прагматических) моделях.
Экономическая теория должна стать методологической основой эффективной практической деятельности, извлечения пользы из того или иного раздела экономической теории. С этой целью надо отказаться в образовательном содержании экономической теории от моделей и положений, не применяемых в реальной действительности, однако при этом не должен быть нанесен ущерб выработке навыков абстрактного мышления. В целом же экономическая теория должна прививать приоритет творческого подхода к бизнесу. Такое направление широко используется на Западе и Востоке ведущими бизнес-школами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение курса экономической теории в вузовских структурах предполагает особую ответственность. С одной стороны, она определяется необходимостью формирования экономического образа мышления, понимания действия реальных экономических законов, с другой - подготовки специалистов и педагогических кадров, в совершенстве владеющих всеми достижениями современной экономической науки, способных генерировать новые идеи и решать конкретные экономические задачи, проводить эмпирические наблюдения, разрабатывать модели и предложения по вопросам экономической политики.
В исследованиях ученых российская экономическая школа формируется как реалистическое направление изыскания закономерностей и факторов экономического роста и повышения качества жизни человека. Под ее влиянием возникают научные направления переходной экономики: теории приватизации, либерализации, теории финансовой стабилизации, государственного регулирования и его интеграции с рыночными методами регулирования.
На этом этапе важно не утратить того, что уже было достигнуто. В частности, возможности достижения равновесного экономического роста, пропорциональной сбалансированности реального и монетарного секторов экономики через организационную систему индикативного и перспективного планирования. Российская плановая школа, от которой мы в свое время отказались, уже много лет используется за рубежом: во Франции существует комиссариат по планированию, в Канаде - Экономический Совет, в Голландии -Центральное плановое бюро и т. д. Теперь нам предстоит возрождать многое из того, что было утрачено в результате негативных последствий реформирования в России.
В заключение хотелось отметить, что учебник по экономической теории должен соответствовать принципу внутреннего единства. Он не может быть сборником различных, не связанных между собою статей. Все его разделы должны быть объединены сквозной методологией, предполагающей многовариантность изложения, постепенность усложнения в раскрытии понятий и категорий с учетом опыта решения экономических проблем, накопленного ведущими отечественными и зарубежными компаниями.
Только в таком виде экономическая теория будет представлять достаточно структурированную информацию, необходимую для понимания количественной и качественной динамики микро- и макроэкономических показателей, взаимосвязи их в системе сложившихся отношений между имеющимися ресурсами, характером и структурой их использования при решении социально-экономических проблем в каждом национальном образовании или его регионе.