Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна

В статье рассматривается проблема каковы педагогические условия управления формированием у обучающихся основной школы готовности к иноязычной коммуникации. Проанализирована психолого-педагогическую литература по проблеме. Сделан вывод о том, что иноязычная коммуникация является одним из важных элементов процесса обучению английскому языку. Одно из требований к подготовке школьников является развитие у них коммуникативной компетенции. Это подразумевает обеспечение готовности ученика к иностранной коммуникации. Обозначены методы и приемы, которые способствуют достижению необходимого результата. Определены принципы управления данной готовностью в процессе изучения английского языка. Выделены следующие функции управления: мотивация, планирование, организация и контроль. Определены функциональные обязанности субъектов управления, которые в функциональном плане обеспечивают соответствующий результат. Раскрыта система управления формированием у обучающихся готовности к иностранной коммуникации в процессе изучения английского языка в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ASPECTS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS FOR FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL IN ENGLISH LESSONS

The article deals with the problem of what are the pedagogical conditions for managing the formation of readiness for foreign language communication among students of the basic school. The psychological and pedagogical literature on the problem is analyzed. It is concluded that foreign language communication is one of the important elements of the process of teaching English. One of the requirements for the preparation of schoolchildren is the development of their communicative competence. This implies ensuring that the student is ready for foreign communication. The methods and techniques that contribute to the achievement of the desired result are indicated. The principles of managing this readiness in the process of learning English are determined. The following management functions have been identified: motivation, planning, organization and control. The functional responsibilities of the subjects of management are determined, which in the functional plan provide the corresponding result. The control system for the formation of students' readiness for foreign communication in the process of learning English in the main school is disclosed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К

ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема каковы педагогические условия управления формированием у обучающихся основной школы готовности к иноязычной коммуникации. Проанализирована психолого-педагогическую литература по проблеме. Сделан вывод о том, что иноязычная коммуникация является одним из важных элементов процесса обучению английскому языку. Одно из требований к подготовке школьников является развитие у них коммуникативной компетенции. Это подразумевает обеспечение готовности ученика к иностранной коммуникации. Обозначены методы и приемы, которые способствуют достижению необходимого результата. Определены принципы управления данной готовностью в процессе изучения английского языка. Выделены следующие функции управления: мотивация, планирование, организация и контроль. Определены функциональные обязанности субъектов управления, которые в функциональном плане обеспечивают соответствующий результат. Раскрыта система управления формированием у обучающихся готовности к иностранной коммуникации в процессе изучения английского языка в основной школе.

Ключевые слова: управление, готовность, обучающиеся основной школы, иноязычная коммуникация, уроки английского языка.

Annotation. The article deals with the problem of what are the pedagogical conditions for managing the formation of readiness for foreign language communication among students of the basic school. The psychological and pedagogical literature on the problem is analyzed. It is concluded that foreign language communication is one of the important elements of the process of teaching English. One of the requirements for the preparation of schoolchildren is the development of their communicative competence. This implies ensuring that the student is ready for foreign communication. The methods and techniques that contribute to the achievement of the desired result are indicated. The principles of managing this readiness in the process of learning English are determined. The following management functions have been identified: motivation, planning, organization and control. The functional responsibilities of the subjects of management are determined, which in the functional plan provide the corresponding result. The control system for the formation of students' readiness for foreign communication in the process of learning English in the main school is disclosed.

Key words: management, readiness, basic school students, foreign language communication, English lessons.

Введение. Современное школьное образование представляет собой достаточно сложную структуру, которая предоставляет высокие требования к подготовке обучающегося. Особенно ярко это проявляется в процессе изучения иностранных языков в рамках школьной программы - сегодня необходимость владения иностранным языком стала очевидна для всех, что выражается в повышенных требованиях к подготовке школьников. Одним из таких требований является обеспечение готовности ученика к иностранной коммуникации.

С тех пор, как в научный обиход вошло понятие «коммуникативная компетенция», надежды на результативное овладение иностранным языком стали связываться именно с этим методическим конструктом. Популярности термина способствовали активные исследования моделей коммуникации, в основу которых была положена коммуникативная компетенция. Ожидалось, что, если сформировать коммуникативную компетенцию и подтвердить решение этой задачи педагогическими измерениями, учащиеся смогут успешно общаться на иностранном языке. На самом деле оказалось, что выпускники школы, демонстрирующие удовлетворительный уровень результатов в языковых тестах, нередко терпят коммуникативные неудачи в реальном общении на иностранном языке. В связи с этим возникла необходимость выработки системы управления процессом формирования у обучающихся основной школы готовности к иноязычной коммуникации в процессе изучения английского языка.

Проведенный нами обзор литературных источников показывает наличие противоречия между необходимостью управления формированием у обучающихся основной школы готовности к иноязычной коммуникации в процессе изучения английского языка и условия организации в современной основной школе языковой среды, не позволяющей включать обучающихся в полноценное устное и письменное общение, что требует специального создания в образовательном процессе ориентированных на разрешение данного противоречия педагогических условий.

Все вышеперечисленное доказывает актуальность и важность изучения данной проблемы в рамках отдельного исследования.

Изложение основного материала статьи. Как мы уже отмечали ранее, формирование готовности к иноязычной коммуникации является одной из важнейших целей изучения иностранного языка в рамках школьной программы. Помимо выделения методов, которые способствуют достижению необходимого результата, нам нужно определить принципы управления данной готовностью в процессе изучения английского языка. Цель данной части исследования - раскрыть систему управления формированием у обучающихся готовности к иностранной коммуникации в процессе изучения английского языка в основной школе.

Для понимания процесса управления формированием у обучающихся готовности к иностранной коммуникации в процессе изучения английского языка в основной школе, следует подробнее разобрать саму категорию «управления».

Наиболее часто в педагогической литературе встречается определение Л.Г. Кириллова: «управление - это сознательное воздействие на объекты, процессы и участвующих в них людей, осуществляемое с целью передать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты» [3, C. 34]. К.Ю. Белая выделяет «педагогическое управление» в отдельную категорию, которая является «комплексом принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности» [1, C. 37].

С точки зрения системного подхода управление в условиях комплекса образования имеет своей целью координацию деятельности всех структурных подразделений, которая выражается в соподчинении целей функционирования и развития каждого отдельного подразделения общей цели, в соподчинении задач, содержания и технологий образовательной деятельности. В философском словаре дается следующее, определение: «система (система - греч. «systema»; составленное

из частей, соединенное) - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность, единство» [6, С. 37].

Мы считаем, что система управления является, частью педагогической системы.

В.С. Лазарев под системой управления понимает «совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления» [4, С. 204]. Понятие «система управления» и «управляющая система учреждения» чаще всего отождествляются по смыслу.

Однако, А.Е. Капто, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики отмечают, что отождествление данных систем возможно только в том случае, когда [7, С. 8]:

1) к управляющей системе относят не только субъекта, но и все используемые им средства, действия, методы, формы управления;

2) в поле зрения оказывается не только субъект управления, «вооружённый» определенными функциями, организованный в структуру и обладающий некими управленческими технологиями, но и самый главный продукт этой управляющей системы, то есть управленческая деятельность.

Поэтому для них система управления - это прежде всего система, порождающая систему необходимых для учреждения управленческих действий и следующих за ними результатов.

Мы определили систему управления формирования готовности к иноязычной коммуникации обучающихся в средней школе, как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что они образуют дифференцированную целостность, предназначенную для реализации функции процесса управления. Принимая за основу мнение ученых, компонентами рассматриваемой системы являются: цель, задачи, принципы, функции, методы, средства, свойств, педагогические условия и результат управления.

Цель системы управления мы рассматриваем как конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, количественно, результат, который представляет собой полную готовность обучающегося основной школы к иноязычной коммуникации в ходе изучения английского языка. При этом, желаемые результат должен быть реалистичный. Требование к поставленной реалистичной цели системы - обладание определенными свойствами:

1) полнотой содержания;

2) операциональностью;

3) определённостью;

4) реальностью;

5) побудительностью.

Для обеспечения такого типа управления, необходимо создать не только макет желаемого конечного результата, но и алгоритм промежуточных этапов (задач), позволяющих судить, насколько ход реального процесса соответствует желаемому. Если нами не будет достигнут какой-то промежуточный этап (задача), то это станет препятствием для достижения желаемой цели и руководитель сможет своевременно принять решение по коррекции ранее планировавшихся действий. Реализация системного подхода к управлению процессом формирования готовности обучающегося к иноязычной коммуникации, в частности, обеспечивается за счет разработки и внедрения в образовательный процесс рабочей программы по английскому языку, нацеленной на подготовку обучающихся к иноязычной коммуникации. Одной из целей данной программы является подготовка обучающихся к иноязычной коммуникации. Благодаря программе все «субъекты совместной деятельности понимают над достижением какой цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут, и что произойдёт, если они обеспечат своевременного решения своих частных задач».

Чаще всего выдвигаются следующие требования к уровню владения английским языком у обучающихся в результате освоения программы в основной школе [5, С. 24]:

1) владение знаниями языка (владение грамматическими структурами; лексическими единицами);

2) готовность к речевому взаимодействию (владение всеми видами речевой деятельности на основе профессионально-ориентированной лексики; умение с помощью различных языковых средств реализовывать свои потребности в иноязычном профессиональном общении);

3) готовность к творческой профессиональной деятельности (мотивация, познавательная и творческая активность обучающихся).

Таким образом, так или иначе, работа в соответствии с рабочей программой английского языка, подразумевает формирование готовности к иноязычной коммуникации у обучающегося даже в том случае, если учитель не закладывал такой первичной цели. При этом, следует отметить, что рабочая программа английского языка, нацеленная на формирование у обучающихся готовности к иноязычной коммуникации, должна обладать определёнными качествами. Среди них: прогностичность, актуальность, реалистичность, целостность, рациональность, чувствительность к сбоям, контролируемость.

Для реализации цели нашего исследования в рабочие программы обучающихся основной школы были включены темы занятий, способствующие формированию у них готовности к иноязычной коммуникации.

Поставленная цель системы управления реализуется через ряд взаимосвязанных задач [2, С. 43]:

1) диагностика уровня первичной сформированности готовности к иноязычной коммуникации с носителями языка;

2) педагогическая поддержка обучающихся в процессе образовательной деятельности на основе образовательных программ английского языка, нацеленных на формирование готовности к иноязычной коммуникации;

3) развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы и общих коммуникативных умений и навыков, связанных с общением на английском языке;

4) учет коммуникативных способностей обучающихся.

Можно выделить следующие функции управления, которые необходимо учитывать при формировании готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся основной школы процессе изучения английского языка: мотивация, планирование, организация и контроль. Им соответствуют функциональные обязанности субъектов управления, которые в функциональном плане обеспечивают соответствующий результат.

Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы стимулировать возникновение у учащихся потребности в иноязычной коммуникации. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия школьников в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных социокультурных проектов, поощрять инициативу, использовать современные цифровые технологии в преподавании английского языка.

К основным этапам планирования формирования готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся основной школы можно отнести следующие: проблемный анализ готовности обучающихся к иноязычной коммуникации (выявление готовности, сформированности коммуникативных навыков и т.д.); разработка рабочей программы по иностранному языку,

нацеленной на формирование готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся (формирование целей и задач педагогической деятельности, моделирование результатов).

Функция организации управленческой деятельности предполагает: реализацию рабочей программы и ее корректировка в ходе реализации; анализ и оценка результативности работы по рабочей программе.

Одним из важнейших звеньев управленческого цикла является контроль. Как бы хороша ни была проработана рабочая программа, в ходе её выполнения будут возникать ситуации сбоев, т.е. отклонений от намеченного хода работ. Сбои необходимо своевременно выявлять и вырабатывать решения по их устранению. Главным объектом внутреннего контроля, в рамках реализации программы, является деятельность учителя и ее результативность.

Формы контроля, используемые на уроках английского языка:

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений.

Тематический контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце четверти, учебного года).

Выводы. Таким образом, нами были определены цель, задачи, принципы и функции работы системы управления формированием готовности к иноязычной коммуникации обучающихся общей школы в рамках изучения английского языка.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО: технология разработки в соответствии с ФГОС ДО / К.Ю. Белая. -Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 123 с.

2. Гудкова, Л.М. Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену ОГЭ / Л.М. Гудкова, О.В. Терентьева. - М.: АСТ, 2021. - 305 с.

3. Кириллов, Л.Г. Конструируем управление / Л.Г. Кириллов, Т.Э. Емельянова. - Челябинск: Полиграфическое объединение «Книга», 2004. - 248 с.

4. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие / В.С. Лазарев. - Москва: Центр педагогическое образования, 2008. - 351 с.

5. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды / Л.А. Петровская. - Москва: Смысл, 2007. - 387 с.

6. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ю. Юдина. - Москва: Политическая литература, 2003. - 544 с.

7. Хомерики, О.Г. Избранные вопросы современной науки: монография / О.Г. Хомерики, В.Е. Шорохов. - Москва: Перо, 2011. - 51 с.

Педагогика

УДК 373.31

научный сотрудник, руководитель

научно-образовательного центра Семенов Юрий Иванович

Академия наук Республики Саха (г. Якутск); студент Трифонова Арина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО

МИРА

Аннотация. В статье освещены результаты исследования по развитию у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира. На основе теоретического анализа открытых источников информации определена необходимость развития исследовательских умений с детского возраста. Целью исследования было изучить формирование исследовательских умения младших школьников на уроках окружающего мира и предложить пути дальнейшего его развития. В ходе выполнения исследования использовались методы - изучение и анализ источников информации и педагогического опыта; наблюдение, беседа, а также опрос; обобщение и обоснование выводов. В процессе изучения развития исследовательских умений определены возрастные особенности младших школьников, в целях подбора средств и форм работы с ними. В меру того, что в содержании предмета окружающего мира интегрированы первичные научные знания нескольких областей науки, детям интересно проводить исследования и разрабатывать учебные проекты. Подобраны и описаны задания, проведенные нами для развития действий младших школьников, способствующих развитию исследовательских умений. Также, были составлены задания с использованием материалов о Якутии, что предусматривается в региональном компоненте образовательной программы начальной школы. Результатам контрольного этапа явилось положительная тенденция развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира. В статье приведены, составленные рекомендации для развития исследовательских умений у младших школьников.

Ключевые слова: деятельность, исследовательские умения, младший школьник, окружающий мир, региональный компонент.

Annotation. The article highlights the results of a study on the development of research skills in children of primary school age in the lessons of the surrounding world. Based on the theoretical analysis of open sources of information, the need to develop research skills from childhood has been determined. The purpose of the study was to study the formation of research skills of younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world and to offer ways for its further development. In the course of the study, methods were used - the study and analysis of sources of information and pedagogical experience; observation, conversation, as well as a survey; generalization and substantiation of conclusions. In the process of studying the development of research skills, the age characteristics of younger schoolchildren are determined, in order to select the means and forms of working with them. To the extent that the primary scientific knowledge of several fields of science is integrated in the content of the subject of the surrounding world, it is interesting for children to conduct research and develop educational projects. The tasks conducted by us to develop the actions of younger schoolchildren that contribute to the development of research skills are selected and described. Also, tasks were drawn up using materials about Yakutia, which is provided for in the regional component of the educational program of the primary school. The results of the control stage were a positive trend in the development of research skills in children of primary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.